УДК 342.7
DOI 10.23672/SAE.2020.2.56094
Чунихина Татьяна Николаевна
кандидат политический наук, доцент,
кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Tatiana N. Chunikhina
Candidate of Political Sciences,
Associate Professor
of the Department of Sociology, Law
and Human Resources
Kuban State Technological University
Трансформация
правового статуса личности в условиях
цифровизации общества
Transformation
of the legal status
of an individual in the context
of digitalization of society
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние российского законодательства о правах и свободах человека и гражданина в условиях распространения цифровых технологий, оказывающих существенное воздействие на развитие государственных и общественных институтов. Автор исследует влияние цифровых технологий на содержание правового статуса личности, указывает на возможные преимущества и угрозы, связанные с развитием цифрового государства и общества. Подчеркивая, что существование информационного общества возможно только в условиях приоритета законных интересов личности, в особенности информационных прав и свобод. Делается вывод о необходимости эффективного обеспечения прав и свобод человека в информационной сфере, о проведении постоянной правотворческой работы на основе анализа правоприменительной практики.
Ключевые слова: цифровизация, информационное общество, информационные права и свободы, электронная демократия, правовой статус личности.
Annotation. The article examines the current state of Russian legislation on human and civil rights and freedoms in the context of the spread of digital technologies that have a significant impact on the development of state and public institutions. The author examines the influence of digital technologies on the content of the legal status of the individual, points out the possible advantages and threats associated with the development of the digital state and society. Emphasizing that the existence of an information society is possible only in conditions of priority of the legitimate interests of the individual, especially information rights and freedoms. It is concluded that it is necessary to effectively ensure human rights and freedoms in the information sphere, and to conduct constant law-making work based on the analysis of law enforcement practice.
Keywords: digitalization, information society, information rights and freedoms, electronic democracy, legal status of the individual.
Положение личности в современном обществе и государстве находит выражение в ее правовых характеристиках, прежде всего, в юридическом статусе как совокупности прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей. Индивид, личность, человек выступает базовой единицей частной и общественной жизни, обладающей правосубъектностью, юридически закрепленной способностью выступать носителем закрепленных государством прав, обязанностей, осуществлять их, отвечать за их неправомерную реализацию.
В условиях глубокого проникновения цифровиза-ции в область законодательства и текущего правоприменения, появления инновационных продуктов и сервисов, информационных и управленческих технологий, объем прав и свобод, обязанностей, гарантий их реализации, взаимной ответственности личности и государства существенно трансформируется. Формирующиеся государст-
венные и общественные институты, оказывают существенное, порой противоречивое, влияние на правовое положение человека. Само государство обязуется не только признавать, т.е., закреплять в законодательстве права и свободы, но и обеспечивать их действенную реализацию, воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, создавать фактические и юридические условия для их реализации. При этом такие же обязательства налагаются и на общество, в целом, и на отдельного гражданина, предполагая, что каждый человек осознает как свою значимость и уникальность, так и ценности другой личности.
Существование информационного общества предполагает, что права человека выступают определяющим фактором взаимодействия граждан и государства. Условием успешного, результативного развития информационного общества, по мнению А.А. Чеботаревой, является макси-
мально полная «включенность» каждого субъекта информационных отношений, каждого индивидуума, члена информационного общества во все процессы информатизации, осознание личностью как субъекта информационного социума, открываемых в результате внедрения информационно-телекоммуникационных технологий возможностей и преимуществ [1].
Информационное общество в России представляет собой новую постиндустриальную стадию эволюционного развития, формирующую единое информационное пространство с главными продуктами производства - информацией и знанием, а большинство работающих занято созданием, хранением, переработкой и реализацией информации. А.В. Терехов выделяет такие этапы становления данного вида общества в нашей стране, как:
- формирование основ государственного регулирования в сфере информатики и информатизации (1991-1995 гг.);
- смена приоритетов государства от информатизации к выработке полноценной информационной политики (1995-1999 гг.);
- переход к государственной информационной политике для построения российского информационного общества (1999 г. - настоящее время) [2].
На каждой из этих стадий права и свободы личности в сфере информационных отношений являются основой и ориентиром формирования цифрового общества и электронного государства. При этом важно отметить, что само информационное общество способствует появлению новых прав человека.
В понятие «информационные права и свободы» входит совокупность правомочий человека в информационной сфере: в области поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, применения информационных технологий и сервисов, обеспечения защиты информации. Сама информация официально понимается как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [3] и становится в современных условиях универсальным товаром, обладающим «высокой потребительской стоимостью» [4]. В научной литературе высказывается мнение об отождествлении информации с особой частью энергии [5], «обладающей неким потенциалом, который способен в дальнейшем проявляться - оказывать влияние на системы, к которым будет обращен» [6].
Базовым информационным правом человека в Российской Федерации, закрепленным Конституцией государства, является право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Также, Основной закон гарантирует свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), свободу массовой информации (ч. 5 ст. 29), устанавливает право на свободу выбора и распространения своих убеждений (ст. 28), запрет принуждения к
выражению своих мнений и убеждений или отказа от них (ч. 3 ст. 29).
Часть конституционных прав и свобод и возможность их непосредственной реализации напрямую связана с базовыми информационными правами. К таким правам относятся:
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1, ст. 23);
- на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2, ст. 23);
- на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека (ч. 2, ст. 24);
- на обращение лично, а также направление индивидуальных и коллективных заявлений, жалоб, предложений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
- на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42). Устанавливается запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1, ст. 24);
- не допускается сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3, ст. 41). При расширительной трактовке содержания информационных правомочий гражданина, к ним также можно отнести право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2, ст. 26);
- на свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1, ст. 44);
- на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (ч. 2, ст. 44);
- на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1, ст. 48). Реализация любого конституционного права, так или иначе, соприкасается и дополняется информационными правомочиями.
Возьмем, к примеру, право на образование, гарантированное статьей 43 Конституции Российской Федерации. Федеральным законом «Об образовании» [7] на органы государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления и образовательные организации возлагается:
- обязанность обеспечивать открытость и доступность информации о системе образования (ст. 97);
- закрепляется информационное обеспечение управления в системе образования, создаются соответствующие государственные информационные системы (ч. 1, ст. 98);
- гарантируется общедоступность информации, содержащейся в основных образовательных программах п. 10, ч. 4, ст. 12;
- предоставляется возможность получения электронного обучения как вида образовательной деятельности с применением информационныхтех-нологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи образовательной информации, предполагается активное взаимодействие обучающихся и педагогических работников (ч. 1, ст. 16);
- обеспечивается создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ч. 3, ст. 16);
- на образовательные организации возлагается обязанность формирования библиотек, в том числе, цифровых (электронных), дающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (ч. 1, ст. 18).
Часть 1 статьи 37 Конституции России устанавливает свободу труда, право каждого на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии. Но для реализации этого конституционного права необходимо обладать сведениями о характере и специфике трудовой деятельности, особенностях условий труда и т.п. Трудовой кодекс Российской Федерации [8] к основным правам работника относит:
- право на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, на информацию о выполнении коллективных договоров и соглашений (ст. 21);
-закрепляет, что при участии работников в управлении организацией, работодатели обязаны предоставлять информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, как то реорганизация или ликвидация организации, изменение условий труда, подготовка и дополнительное профессиональное образование и другим (ст. 53);
- обеспечивает работникам защиту персональных данных, хранящихся у работодателя (ст. 89).
Современные технологии позволяют выполнять трудовую функцию и вне места работы и рабочего места, то есть речь идет о дистанционном труде. Такой вид нестандартной занятости привел к появлению новой 49.1 главы в Трудовом кодексе РФ «Особенности регулирования труда дистанционных работников» [9]. Специальный субъект трудовых отношений - «дистанционный работник» - заключает трудовой договор о выполнении работы вне места расположения работодателя, в том числе, в другой местности, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя с использованием сети «Интернет» и других видов связи.
Частью 1 статья 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с законодательством, граждане имеют право на получение достоверной
и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания [10]. В некоторых случаях государство возлагает на себя обязательство сообщать населению о мерах профилактики заболеваний, например, государством гарантируется регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции [11]. На должностных лиц, медицинские и фармацевтические организации возлагается ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей [12]. А отраслевыми актами конкретизируются формы и размеры этой ответственности [13].
Ц и ф ровые технологии дают человеку, и, прежде всего, гражданину, значительно больше возможностей для взаимодействия с государством. Внедрение в повседневную практику электронных способов получения информации, используя единый портал государственных и муниципальных услуг, единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) физическое лицо обретает возможность санкционированного доступа к сведениям, содержащимся в государственных и иных информационных системах.
С помощью интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» совершеннолетние граждане могут выдвигать общественные инициативы по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, голосуют за них. Для этого необходимо зарегистрироваться в электронной системе оказания услуг и заполнить специальную форму. Гражданин указывает, к какому уровню власти: федеральному, региональному или местному относится его предложение. После предварительной экспертизы инициатива размещается на интернет-ресурсе, работу которого обеспечивает Фонд развития информационной демократии. В течение года, начиная с даты размещения инициативы на сайте проводится голосование. Если предложение не получило необходимого числа голосов граждан, оно снимается с рассмотрения. Федеральная общественная инициатива должна набрать минимум 100 тыс. голосов. Далее экспертной группой готовится заключение и решение о разработке нормативно-правовых актов либо принятии иных мер по ее реализации [14].
Действующее российское законодательство подробно регламентирует право гражданина направлять в органы государственной власти и местного самоуправления, любым должностным лицам предложения, заявления и жалобы в форме электронного документа [15], а также запрашивать информацию в виде электронного документа о деятельности органов государственной и муниципальной власти и их должностных лицах [16].
Среди основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг указана
возможность получения таких услуг в электронной форме, если это не запрещено законом [17]. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру. Таким образом, применение информационных технологий способствует более эффективному решению проблем в сфере публичных услуг посредством повышения доверия к власти, снижения бюджетных расходов, ускорения обработки и передачи информации.
Подобные элементы электронной демократии: электронное голосование, электронные петиции, цифровизация политических партий и иных общественных формирований и тому подобные, обеспечивают сетевое взаимодействие общества и государства, оптимальную связь органов власти с гражданами. При этом сами органы управления, становясь открытыми для населения, меняют формы деятельности самого государства. Каждый гражданин оказывается непосредственным носителем государственной власти, использует свои политические права и свободы лично, без посредников. У человека появляется возможность обратиться к любому должностному лицу и выразить свое отношение к принимаемым решениям, происходящим событиям. Дальнейшее развитие демократических институтов немыслимо без совершенствования элементов электронной демократии как ресурса к использованию информационных технологий для расширения объема политических прав и свобод каждого гражданина и электронного правительства как средства повышения оперативности и удобства доступа к государственным и муниципальным услугам.
Глобальная информатизация общества обуславливает появление новой системы ценностей, новых возможностей, а, следовательно, и потребностей человека, что, в свою очередь, влечет изменение действующего законодательства. Информационное общество вызывает к жизни новые права человека, наполняет новым содержанием действующие правомочия.
Гарантированное конституционное право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) дополняется возможностью гражданина направлять в арбитражные суды и суды общей юрисдикции ходатайства, заявления, жалобы, доказательства по делу в электронном виде, для чего любой документ подписывается электронной подписью и подается через сайт суда. Для этого необходимо завести аккаунт на сайте государственных услуг, чтобы зайти в свою учетную запись в информационной системе «Мой арбитр» для последующей подачи документа в судебный орган [18]. Также, в электронном виде могут выноситься и судебные решения за исключением решений, содержащих охраняемые законом сведения. Закон предусматривает онлайн-трансляцию судебных заседаний и сроки размещения судебных актов в Интернете. В целях реализации принципов открытости и доступности информации о деятельности судов, ее достоверности и своевременности предоставления,
свободы поиска, получения, передачи и распространения такой информации, был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [19]. Эти юридические новеллы обеспечивают удобство правосудия для общества.
Право гражданина на охрану своего изображения детализируется законодательством [20] возможностью требовать удаления изображения, распространенного в сети «Интернет»в связи с нарушением правил о его согласии на подобные действия.
Современная правоприменительная практика также способствует появлению новых прав гражданина в связи с повышением социальной роли информации и развития информационных технологий. С 2015 года законодательно закреплено, так называемое, «право на забвение» [21], суть которого в праве субъекта персональных данных добиваться прекращения оборота тех или иных данных. Человек наделяется правом требовать удаления данных о себе из свободного доступа так, чтобы эти данные не были доступны третьим лицам, понуждать поисковые системы ликвидировать ссылки на персональную информацию. Таким способом дополняются правомочия человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1, ст. 23 Конституции РФ), предоставляется возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера, устранять контроль со стороны общества. Нормативное закрепление «права на забвение» призвано, по мнению Е.С. Рогатко, «обеспечить баланс между правом на неприкосновенность частной жизни, защиты персональных данных и правом на свободу слова, а также доступа информации» [22].
В практику гражданского оборота вводится новый термин «цифровые права» [23] как разновидность имущественных прав среди безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг. В соответствии с новой статьей 141.1 Гражданского кодекса, ими называются обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе, передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение его распоряжением возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Следующим шагом законодателя станет принятие актов о цифровых финансовых активах и цифровых инвестициях.
Показателем происходящих в Российской Федерации перемен служит создание устойчивого нормативного законодательства в области информационных прав личности, их государственное гарантирование. Детализация части 4 статьи 29 Конституции России предусмотрена положениями таких правовых актов, как федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [24], «О
персональных данных» [25], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [26], «О средствах массовой информации» [27]; «Об электронной подписи» [28]. Активно формируется подзаконная правая база [29].
В основополагающем документе цифровой трансформации российского общества - «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [30], основными принципами формирования информационного общества являются:
- обеспечение права граждан на доступ к информации, законность и разумность достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
- свобода выбора средств получения знаний при работе с информацией;
- защита интересов российских граждан в информационной среде. Реализация с 2017 года программы «Цифровая экономика Российской Федерации» направлена на создание условий для развития в государстве нового общества знаний, на повышение благосостояния и качества жизни граждан. Цифровизация должна способствовать развитию информационного пространства с учетом потребностей людей в получении качественных и достоверных сведений, улучшить доступность и качество государственных услуг, повысить степень информированности и цифровой грамотности, обеспечить государственную безопасность.
Исходя из этих потребностей, правовой статус личности существенно трансформируется. Интересы общества и личности в информационной сфере должны быть удовлетворены со стороны всех возможных запросов: обеспечено право на доступ к информации, гарантировано участие гражданина в правотворческой деятельности и получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, реализовано право на защиту с помощью элементов электронного правосудия.
Как замечает С.М. Шахрай, «на сегодняшний день технологии чаще используются для фактического нарушения этих (информационных) прав, чем их гарантий» [31]. Появление новых цифровых прав, а также дополнительных возможностей реализации уже существующих правомочий приводит и к дополнительным возможностям их нарушения. В сферу рисков можно отнести такие вопросы, как:
- создание единого безопасного информационного пространства;
- неравенство граждан в цифровом государстве в связи с отсутствием равного доступа к информационно-коммуникационным технологиям;
- сохранность персональных данных и неприкосновенность частной информационной среды, включая тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- защита цифровой публичной инфраструктуры;
- качество предоставляемых публичных услуг и ответственность за его нарушение;
- защита цифровых интеллектуальных прав как традиционных объектов авторского права (произведений науки, литературы, искусства), так и цифровых объектов (программ для ЭВМ и др.)
- рамки свободы слова в виртуальных сетях;
- обеспечение права на создание и публикацию цифровой информации;
- электронная идентификация личности;
- юридический статус новых субъектов правоотношений, так называемых «цифровых личностей», информационных посредников и т.п.;
- регламентирование новых объектов права (криптовалюты, вещей, созданных с помощью цифровых технологий и т.п.);
- защита государственной, служебной и коммерческой тайны;
- рост масштабов компьютерной преступности.
Цифровая реальность требует новейшего механизма правового регулирования. Устанавливая правила, анализируя их реализацию субъектами, государство стремится исправлять ошибки, ликвидировать проблемы.
В Уголовном кодексе РФ многие преступления дополняются новыми квалифицирующими обстоятельствами отягчающего характера: «совершение преступления с использованием информационно-коммуникативных сетей, включая сеть «Интернет», например, п. «д» ч. 2, ст. 110 «Доведение до самоубийства», п. «д» ч. 3, ст. 110.1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», п. «в» ч. 2, ст. 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего»; ч. 1, ст. 171.2 «Незаконные организация и проведение азартных игр», ч. 1, ст. 185.3 «Манипулирование рынком», ч. 2, ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма», п. «б» ч. 2, ст. 228.1 «Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, п. «г» ч. 2, ст. 245 «Жестокое обращение с животными» и другие.
Установлена административная ответственность за изготовление и распространение продукции средств массовой информации, содержащей нецензурную брань [32]. К мелкому хулиганству отнесено распространение в информационно-коммуникационных сетях информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет
человеческое достоинство и общественную нравственность [33].
Для защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и (или) развитию, принят специальный закон [34], в соответствии с которым определены виды подобной информации, установлены требования к обороту информационной продукции, в том числе распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей.
В целях ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Правительство Российской Федерации приняло постановление «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [35].
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации», государственные служащие не могут свободно распространять информацию от своего имени. Служащие и граждане, претендующие на замещение должностей гражданской службы, представляют нанимателю сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых они размещали
Литература:
1. Чеботарева А.А. Проблемы информационной безопасности личности в механизме взаимодействия государства и информационного общества // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2016. № 1(19). С. 56-60.
2. Терехов А.В. Конституционные права и свободы как основа формирования информационного общества // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.А. Вернадского. 2014. № 5(49). С. 117-122. С. 120.
3. Ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
4. Бабаев А.Б. Информация как универсальный товар в период развития цифровой экономики / А.Б. Бабаев, Т.Н. Егорушкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1. С. 11-17. С. 12.
5. См.: Босчаева З.Н. О феномене развития информации как форме энергии // Энергетическая политика. 2014. № 5. С. 80-88; Овчинский А.С., Чеботарева С.О. Информационный кумулятивно-резонанский эффект в воздействиях на массовой
общедоступную информацию, а также - данные, позволяющие их идентифицировать [36].
Для защиты граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи, приняты дополнения в федеральное законодательство [37]. Устанавливается, что переход права на недвижимость физического лица на основании заявления, поданного в электронной форме, будет осуществлять только в том случае, если собственник заранее уведомил Росреестр о возможности такой формы подачи документа.
Современное информационное общество и цифровое государство могут эффективно развиваться только в правовом государстве, где верховенство принадлежит закону. Правовой статус личности выступает той политико-юридической категорией, которая неразрывно связана с состоянием законности во всех сферах общественной жизни. А конституционное право на информацию, будучи фундаментальным правом человека, имеет исключительную ценность, поскольку представляет собой связующее звено между системой основных прав и свобод и функционированием правового государства, а также - активно способствует модернизации публичного управления. Эффективное и гарантированное обеспечение прав и свобод человека в информационной сфере требует постоянной правотворческой работы на основе анализа правоприменительной практики и складывающихся жизненных реалий, следствием чего должно стать не только обозначение запретов и определение ограничений, а оптимальное сочетание частных и публичных интересов.
Literature:
1. Chebotareva A.A. Problems of personal information security in the mechanism of interaction between the state and the information society // Bulletin of the Urals Federal District. Security in the information field. 2016. № 1(19). P. 56-60.
2. TerekhovA.V. Constitutional rights and freedoms as the basis for the formation of the information society // Questions of modern science and practice. University named after V.A. Vernadsky. 2014. № 5(49). P. 117-122. P. 120.
3. Art. 2 FZ of July 27, 2006 № 149-FZ «On Information, Information Technologies and the Protection of Information».
4. Babaev A.B. Information as a universal product during the development of the digital economy / A.B. Babaev, T.N. Egorushkina // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. № 1. P. 11-17. P. 12.
5. See: BoschayevZ.N. On the phenomenon of the development of information as a form of energy // Energy policy. 2014. № 5. P. 80-88; Ovchinsky A.S., Chebotareva S.O. Information cumulative resonance effect in the effects on the mass consciousness //
сознание // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 4. С. 45-47.
6. Быков А.Ю. К вопросу о понятии «информация» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 2 (57). С. 6-10. С. 10.
7. Об образовании: ФЗ от 29.12.2012. № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.
8. Трудовой кодекс от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Парламентская газета. 2002. 5 января. № 2-5.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: ФЗ от 05.04.2013 № 60-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1668.
10. Ст. 23 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
11. Ст. 4 ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
12. Ст. 237 Уголовного кодекса РФ возлагает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей на лиц, обязанных обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению подобной опасности.
13. См.: ст.ст. 1084, 1085 Гражданского кодекса РФ; ст.ст. 124, 235, 235.1, 236, 238.1 Уголовного кодекса РФ; ст.ст. 6.17, 6.28, 6.30, 6.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
14. П. 24 Правил рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1019.
15. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
16. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
17. Ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения
Social and Humanitarian Review. 2017. № 4. P. 45-47.
6. Bykov A.Yu. On the issue of the concept of «information» // Bulletin of the South Ural State University. Ser. : Social sciences. 2006. № 2(57). P. 6-10. P. 10.
7. About education: Federal Law of December 29,
2012. № 273-FZ (as amended on July 26, 2019) // SZ RF. 12/31/2012. № 53 (Part 1). Art. 7598.
8. Labor code dated 30.12.2001 № 197-FZ // Parliamentary newspaper. 2002. January 5th. № 2-5.
9. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of 04/05/2013 № 60-FZ // Federal Law of the Russian Federation.
2013. № 14. Art. 1668.
10. Art. 23 FZ of November 21, 2011 № 323-FZ «On the Basics of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation» // SZ RF. 2011. № 48. Art. 6724.
11. Art. 4 Federal Law of 03.30.1995 № 38-03 «On Preventing the Spread in the Russian Federation of a Disease Caused by the Human Immunodeficiency Virus (HIV Infection)» // SZ RF. 1995. № 14. Art. 1212.
12. Art. 237 of the Criminal Code of the Russian Federation assigns responsibility for concealing or misrepresenting information about events, facts or phenomena that endanger the life or health of people on persons obligated to provide the population and bodies authorized to take measures to eliminate such a danger.
13. See: Art. 1084, 1085 of the Civil Code of the Russian Federation; Art. 124, 235, 235.1, 236, 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation; Art. 6.17, 6.28, 6.30, 6.33 of the Code of the Russian Federation on administrative offenses.
14. P. 24 of the Rules for the consideration of public initiatives directed by citizens of the Russian Federation using the Internet resource «Russian Public Initiative», approved. Decree of the President of the Russian Federation of March 4, 2013 № 183 // SZ RF. 2013. № 10. Art. 1019.
15. On the procedure for considering applications from citizens of the Russian Federation: Federal Law of 02.05.2006 № 59-FZ // Federal Law of the Russian Federation. 2006. № 19. Art. 2060.
16. On providing access to information on the activities of state bodies and local authorities: Federal Law of 09.02.2009 № 8-FZ // SZ RF. 2009. № 7. Art. 776.
17. Art. 4 of the Federal Law of July 27, 2010 № 21003 «On the Organization of the Provision of State and Municipal Services» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2010. № 31. Article 4179.
18. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the use of electronic
электронных документов в деятельности органов судебной власти: ФЗ от 23.06.2016 № 220-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3889.
19. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (Ч. I). Ст. 6217.
20. Ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ (часть первая) «Охрана изображения гражданина».
21. О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса РФ: ФЗ от 13.07.2015 № 264-ФЗ // СЗ РФ. 20.07.2015. № 29 (ч. I). Ст. 4390.
22. Рогатко Е.С. «Право на забвение» как средство реализации права на неприкосновенность личной жизни // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 2. С. 110-117. С. 111.
23. О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса РФ: ФЗ от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 12. Ст. 1224.
24. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448
25. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451.
26. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
27. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 13.02.1992. № 7. Ст. 300.
28. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.
29. См.: Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074; Об утверждении государственной программы РФ «Информационное общество»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // СЗ РФ. 2014. № 18 (Ч. II). Ст. 2159 и др.
30. О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
31. Шахрай С.М. «Цифровая» Конституция. Судьба основных прав и свобод личности в тотальном информационном обществе. URL http://www.isprras.ru/pics/File/News/Doklad_200420 18.pdf (дата обращения 08.12.2019).
32. О внесении изменений в статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса РФ об административных
documents in the activities of the judiciary: Federal Law of 23.06.2016 № 220-03 // Federal Law of the Russian Federation. 2016. № 26 (part I). Art. 3889.
19. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2008. № 52 (Part I). Art. 6217.
20. Art. 152.1 of the Civil Code of the Russian Federation (part one) «Protection of the image of a citizen».
21. On amendments to the Federal Law «On Information, Information Technologies and Information Protection» and Articles 29 and 402 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation: Federal Law of July 13, 2015 № 264-FZ // Federal Law of the Russian Federation. 07/20/2015. № 29 (Part I). Art. 4390.
22. Rogatko E.S. «The right to oblivion» as a means of exercising the right to privacy of the person» // Sustainable development of science and education. 2019. № 2. P. 110-117. P. 111.
23. On amendments to parts one, two and article 1124 of part three of the Civil Code of the Russian Federation: Federal Law of March 18, 2019 № 34-FZ // Federal Law of the Russian Federation. 2019. № 12. Art. 1224.
24. Federal law of July 27, 2006 № 149-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. № 31 (Part 1). Art. 3448
25. Federal Law of July 27, 2006 № 152-FZ // SZ RF. 2006. № 31 (Part 1). Art. 3451.
26. Federal law dated 09.02.2009 № 8-FZ // SZ RF. 2009. № 7. Art. 776.
27. Law of the Russian Federation of December 27, 1991 № 2124-1 // Vedomosti SND and Armed Forces of the Russian Federation. 02/13/1992. № 7. Art. 300.
28. Federal law of April 6, 2011 No. 63-FZ // SZ RF. 2011. № 15. Art. 2036.
29. See: On the approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 № 646 // SZ RF. 2016. № 50. Article 7074; On approval of the state program of the Russian Federation «Information Society»: Decree of the Government of the Russian Federation of 04.15.2014 № 313 // SZ RF. 2014. № 18 (Part II). Art. 2159 and others
30. On the development strategy of the information society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation of 05.09.2017 № 203 // SZ of the Russian Federation. 2017. № 20. Art. 2901.
31. Shahrai S.M. «Digital» Constitution. The fate of the fundamental rights and freedoms of the individual in a total information society. URL : http://www.is-prras.ru/pics/File/News/Doklad_20042018.pdf (date of appeal 08.12.2019).
32. On amendments to Article 4 of the Law of the Russian Federation «On Mass Media» and Article 13.21 of the Code of the Russian Federation on
правонарушениях»: ФЗ от 05.04.2013 № 34-Ф3 // СЗ РФ. 2019. № 18. Ст. 2213.
33. См.: Ч. 3, ст. 20.1 КоАП РФ; О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях: ФЗ от 18.03.2019 № 28-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 12. Ст. 1218.
34. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
35. Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 // СЗ РФ. 2012. № 44. Ст. 6044.
36. Федеральный закон от 30.06.2016 № 224-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (Ч. I). Ст. 4157.
37. О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: ФЗ от 02.08.2019 № 286-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 31. Ст. 4445.
Administrative Offenses: Federal Law of 04.04.2013 № 34-03 // Federal Law of the Russian Federation. 2019. № 18. Art. 2213.
33. See: part 3 of article 20.1 Administrative Code of the Russian Federation; On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: Federal Law of March 18, 2019 № 28-03 // Federal Law of the Russian Federation. 2019. № 12. Art. 1218.
34. On the protection of children from information harmful to their health and development: Federal Law of December 29, 2010 № 436-FZ // SZ RF. 2011. № 1. Art. 48.
35. Decree of the Government of the Russian Federation of October 26, 2012 № 1101 // SZ RF. 2012. № 44. Art. 6044.
36. Federal law dated 30.06.2016 № 224-FZ // SZ RF. 2016. № 27 (part I). Art. 4157.
37. On amendments to the Federal Law «On State Registration of Real Estate»: Federal Law of 02.08.2019. № 286-03 // SZ RF. 2019. № 31. Art. 4445.