Научная статья на тему 'Обоснование необходимости формирования гражданских ценностей молодежи'

Обоснование необходимости формирования гражданских ценностей молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / THE YOUTH POLICY / CIVIL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Н. И.

В статье анализируется роль молодежи в современном обществе и необходимость формирования у молодежи гражданских ценностей в образовательном процессе, что будет являться залогом национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIATION OF NECESSITY OF FORMATION OF CIVIL VALUES OF YOUTH

In article the youth role in a modern society and necessity of formation at youth of civil values in educational process that will be pledge of national safety is analyzed.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости формирования гражданских ценностей молодежи»

Высшая профессиональная школа, как развивающийся организм, нуждается в поддержке со стороны педагогической науки. Наличие проблем социально-экономического и демографического порядка и отсутствие путей выхода из сформировавшегося кризиса в высшем профессиональном образовании проявляется в резком падении мотивации обучения.

Бесспорно, ученые и практики, разрабатывающие, вышеперечисленные педагогические инновации, максимально приблизились к преодолению кризиса отечественного образования вообще и высшего профессионального образования в частности, но, «завораживающий магнетизм традиционной педагогики не позволяет им сделать решающий шаг в направлении к новым ценностям и смыслам образования» [4].

Научно-методологический анализ педагогической литературы показывает, что в современных российских условиях российская система образования переживает системный кризис, переходящий и на образование, и на воспитание, и на развитие студентов. Он проявляется в «деформированном» понимании профессионального образования как ценности (доказательством тому: массовый прием в высшую школу всех выпускников общеобразовательной школы, в перепроизводстве специалистов с высшим образованием, невозможность выпускника вуза устроиться на работу и т.д.), в снятии ответственности высшей школы за результаты своего труда в качественной подготовки выпускников. Он усугубляется тем, что образование не стало фундаментальной основой формирования студента как личности, как профессионала, будущего отца семейства, как сына или дочери, ответственных перед родителями, а так же перед Отечеством, будущих отца или матери, ответственных перед детьми.

Современный социально-экономический и демографический кризис проявляется не только в испытаниях россиян непривычными антиценностями бездуховности, массового безкультурурия, агрессивности, потребительства, цинизма, культа силы и т. п., которые перманентно накатываются на Россию с Запада со времен Пета 1, но и в крушении национальных российских особенностей: духовности, гражданственности, нравственности.

Для образования как системы важно не просто констатировать наличие указанных выше элементов, но и определить вектор их взаимодействия для получения общего интегративного

Библиографический список

результата - не просто человека, и не только специалиста, а полноценного гражданина. Обновленная педагогическая система должна в значительной степени быть сориентирована не только на «сохраняющую» (наследственную), но и на развивающую (адаптивную) функции. Она всей совокупностью должна сформировать у индивидов личностные качества и ценности: способность к изменениям, развитию, инновациям и на этой основе обеспечить общество социальным и интеллектуальным ресурсом. И в этом процессе, на наш взгляд, важная роль отводится гражданскому образованию, так как оно включает совокупность и личностных качеств и ценностей специалиста - гражданина: общечеловеческую, поликультурную, нравственную, правовую, социальную, патриотическую и собственно гражданские образовательно-воспитательные области.

Педагогическая система формирования гражданских ценностей представляется нам целостным системным видением подготовки выпускников высших учебных заведений образования. Данная педагогическая система нами рассматривается, как социокультурное явление, способствующее решить проблемы: повышения качества высшего профессионального образования, а равно гражданского и духовно-нравственного воспитания; накопления и воспроизводство основных общественных ценностей - политических, правовых, гражданских, национальных, нравственных и др. Мы считаем, что в условиях становления новой российской государственности и демократического гражданского общества не возможно не согласиться с утверждениями, изложенными в Концепция модернизации российского Образования до 2010 г., именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки вместе с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества. Образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности [2].

Перед российской системой образования стоит задача осмысления и анализа происходящих в России кардинальных со-цио-экономических и демографических изменений. Сегодня идет поиск новых ценностей, педагогических путей и подходов. Мы полагаем, что ответом этому поиску будет педагогическая система формирования гражданских ценностей у выпускников высших учебных заведений.

1. Михалин, В.А. Актуальные проблемы реформирования отечественного образования / В.А. Михалин, О.А. Михалина. - Новосибирск, 2006.

2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г - М., 2002.

3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999.

4. Потапов, А.С. Самостоятельная работа в высшей школе как педагогическая проблема. - Новосибирск, 2006.

Bybliography

1. Mikhalin, V.A. Aktualjnihe problemih reformirovaniya otechestvennogo obrazovaniya / V.A. Mikhalin, O.A. Mikhalina. - Novosibirsk, 2006.

2. Koncepciya modernizacii rossiyjskogo obrazovaniya do 2010 g. - M., 2002.

3. Bondarevskaya, E.V. Pedagogika: lichnostj v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. - Rostov n/D, 1999.

4. Potapov, A.S. Samostoyateljnaya rabota v vihssheyj shkole kak pedagogicheskaya problema. - Novosibirsk, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 378

Morozova N.I. THE SUBSTANTIATION OF NECESSITY OF FORMATION OF CIVIL VALUES OF YOUTH. In article the youth role in a modern society and necessity of formation at youth of civil values in educational process that will be pledge of national safety is analyzed.

Keywords: the youth policy, civil values.

Н.И. Морозова, канд. пед. наук, КемГУ, г. Кемерово, Е-mail: mba3@sibmail.ru

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируется роль молодежи в современном обществе и необходимость формирования у молодежи гражданских ценностей в образовательном процессе, что будет являться залогом национальной безопасности. Ключевые слова: молодежная политика, гражданские ценности.

В новом тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем и противоречий, политических, экономических, экологических и культурных. Превращение экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы

единого мирового хозяйства - пресловутый процесс глобализации - затронул все станы мира, в том числе и Россию. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения меж-

ду государствами, предприятиями, фирмами, объединяющие национальные экономики, создающие единый мировой рынок и его инфраструктуру. Наиболее существенным отражением глобализации мировой экономики является динамичный рост международной торговли. В это время наиболее остро встает вопрос обеспечения социально-экономической безопасности России [1]. Этот вопрос требует глубокого осознания диалектической взаимосвязи и взаимозависимости общественного развития и средств, необходимых для достижений поставленных целей, самыми существенными из которых являются человеческие ресурсы.

Важнейшим документом, определяющим принципы государственной политики России в сфере национальной безопасности, является "Концепция национальной безопасности Российской Федерации". В ней, в частности, сформулировано, в чем состоят на современном этапе основные интересы личности, интересы общества и государства, определяющие в совокупности национальные интересы России [2].

Социальная безопасность в настоящее время является фундаментальной категорией мирового сообщества, более важной, чем традиционные военная, политическая, экономическая и другие виды безопасности. Имущественное расслоение общества, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, кризис семьи, снижение духовно-нравственного и творческого потенциала россиян, социальные конфликты, девальвация гражданских ценностей, отсутствие национальной идеи создают реальную угрозу национальной безопасности России [1].

Современная ситуация, где на первом плане человеческой деятельности находится способность человека воздействовать на природу с целью получения материальных благ, способность к умножению знаний и изобретению нового, складывается таким образом, что народы России и бывшей социалистической системы ищут способы приобщения к цивилизации в странах, где она достигла наивысшего расцвета [3]. Полтора-два десятка стран достигли высокого и гарантированного материального благосостояния, создали эффективный механизмы демократии, социальной защиты, обеспечения прав личности и т.п.

Мы согласны с мнением ведущих политиков и социологов в том, что техногенная цивилизация предполагает мобилизацию творческого потенциала, инициативы личности, свободы деятельности и автономии индивида от социальной группы, равенства исходных возможностей и т.д. [4]. Но надо видеть и то, что в этих обществах все сильнее нарастает ощущение исторического перелома, вступления в какую-то новую фазу истории с неясными еще очертаниями и альтернативами. Дело в том, что видение сущности человека в его стремлении к максимальной прибыли, ориентация общества прежде всего на неуклонный экономический рост, научно-технический прогресс, почитающиеся высшим благом, доказали свою иррациональность, так как создали угрозу физическому существованию человечества. 179 глав государств и правительств подписали в 1992 году в Рио-де-Жанейро Декларацию «Повестка на XXI век», в которой согласились, что парадигма развития человечества полностью исчерпала себя, и сегодня под вопросом оказался сам смысл жизни человека и общества [3].

Возникли «массовое общество», «массовый человек», «массовая культура», «массовое потребление». Отдельный человек сокращается в масштабах до невероятной малости, замыкается на себя, отчуждается от общества. Острее всех дефицитов становится дефицит человека, дефицит человечности. Главная причина в том, что в конечном счете все декларируемые принципы настоящей цивилизации о правах и свободах человека, его автономии, равенстве и т.п. - в конечном счете, на деле, а не на словах, имеют не самоценное, а инструментальное значение, т.е. выступают в качестве средства [6].

Оценивая состояние политического, социально-экономического и культурного развития страны, нельзя не учитывать то обстоятельство, что во многом оно было предопределено самим типом социетальных трансформаций, происходивших в России в течение последнего десятилетия [5].

Поступательное развитие страны находится во взаимозависимости с социально-политическим и гражданским «измерением» российских трансформаций. Вызовы XXI века адекватного ответа не получат, если общество будет разбито на живущие своими узкими интересами антагонистические группы [4].

По данным, полученным в результате социологического опроса населения [6], большинство граждан России не ощущают

себя защищенными своим государством. Характерными в данном плане представляются ответы на вопрос о том, чьи же интересы выражает и защищает Российское государство. Показательно, что минимальное число упоминаний получили позиции «всех граждан России» (3%); «средних слоев» (4%); «бедных слоев» (1 %). В то же время большая часть опрошенных указала на то, что государство сегодня защищает интересы «богатых слоев» (39%) и «государственной бюрократии» (63%).

При этом, выделяется ряд сфер, в которых государство, по мнению опрошенных, обеспечивает необходимые демократические нормы. К ним, прежде всего, относятся «свобода политического выбора» (59%); «свобода слова» (49%); «религиозные свободы» (77%) [6].

Однако, - крайне значимые с точки зрения сохранения и развития общероссийской гражданской идентичности нормы собрали незначительное число положительных упоминаний. Подавляющее большинство участников опроса указало на то, что ныне государство должным образом не обеспечивает такие нормы, как «равенство всех граждан перед законом» (94%); «личная безопасность» (94%); «соблюдение прав человека» (92%); «социальные гарантии» (91%). Последнее обстоятельство имеет весьма негативную направленность - особенно в свете обеспечения стабильности в РФ [6].

Авторы [5] исследовали отношение экспертов к возможным составляющим общегосударственной идеологии, задав им вопрос: «В последнее время много говорят о необходимости общенациональной идеи (идеологии), способной объединить россиян. Какие основные понятия могли бы, с Вашей точки зрения, составить ее содержание?». При обобщении результатов, были выделены три группы понятий: с высоким, средним и низким уровнем номинаций. Чаще всего опрошенные отмечали два понятия - «патриотизм» (59%) и «социальную справедливость» (54%). Их авторы отнесли к первой группе. Вторую группу (со средним уровнем номинаций) составили понятия «общественный порядок», «права человека», «духовность». В третью группу (с низким уровнем номинаций) вошли понятия «православие», «самодержавие», «народовластие», «советская власть», «социализм», «национализм», «интернационализм» [5].

Результаты, полученные другой группой авторов [6], совершивших попытку вывести проблему духовно-нравственного состояния российского общества из сугубо политического контекста и сделать ее предметом общенационального обсуждения, показывают, что из 1000 опрошенных москвичей около 30% оценивают духовно-нравственное состояние российского общества как катастрофическое, при этом главную причину они видят в невмешательстве государства. Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21 % разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% - что моральное состояние общества хорошее [6]. При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: "мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены" (32% "полностью согласны", 26% - "скорее, согласны"). Доля "скорее" или "полностью" несогласных с этим тезисом составила 36%. Пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе. 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Показательно, что доля людей, которые полностью согласны с этим тезисом, составила 44%. "Скорее, согласны" 22% респондентов.

Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%). В то же время многие из общественных институтов, на которые возлагается функция духовно-нравственного воспитания, с нею, по мнению москвичей, не справляются. 68% респондентов в целом согласились с утверждением, что российские власти ничего не делают для поддержания нормального морального и нравственного климата в стране (36% - "полностью согласны", 32% -"скорее, согласны"). Им готовы возразить 23% участников опроса, и 9% затруднились ответить [6].

Данные, полученные в ходе опроса, были обсуждены в рамках экспертного клуба, действующего при агентстве Imageland PR. При этом большинство экспертов сошлись во мнении, что цифры были бы еще более удручающими, если бы исследование проводилось не в Москве, а по всей России. Как утверждает исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, "нравственный кризис - это отсутствие у людей нравственного стержня, то есть размывание понятий "добро" и "зло"... Бывают общества, в которых представления о добре и зле полностью размыты, и дети воспитываются в такой "системе ценностей", где ценностей попросту нет. Сейчас, к сожалению, мы близки к этому состоянию" (цит. по [5]).

Полученные данные красноречиво свидетельствуют об очевидном общественном запросе на более активную роль государства и образовательных структур в регулировании ситуации в сфере гражданской морали. Выход из тупиков прогресса и кризиса техногенной цивилизации надо искать не вне человека, а в самом человеке. Кстати, в статье второй Конституции Россия впервые в ее истории говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ситуация современного российского общества дает обоснование необходимости научно-обоснованной моральной воспитательной работы в сфере гражданского самосознания.

Формирующийся в России рынок создает у студенческой молодежи вектор на образование. Не образование теряет ценность, а меняется иерархия составляющих его структурных ценностей, происходит динамика в структуре самого ценностного отношения к образованию. Увеличивается разрыв в ценностном отношении к труду, к образованию между ценностными компонентами сознания и поведенческими установками. Критическое состояние экономики, падение престижа и низкая оплата интеллектуального труда приводят к сокращению установки на продолжение учебы в высших ступенях системы образования. Уход молодежи в сферу мелкого бизнеса, не требующего высокого уровня образования, профессиональной подготовленности, способствует депрофессионализации и деинтеллектуализации молодежи. Невостребованность образованных людей, дальнейшее размывание интеллектуального потенциала страны грозит потерей целого поколения сегодняшних студентов, технологической и экономической отсталостью в будущем [7].

Остановить этот процесс возможно лишь при условии реализации целого комплекса государственных мер; государственной финансовой поддержки сферы образования, увеличения государственных ассигнований на совершенствование материально-технической базы высшего образования, укрепления и развития вузовской науки, введения многоступенчатой модели образования, стимулирующей и экономически поддерживающей наиболее талантливую и одаренную студенческую молодежь.

Система гражданских ценностей сложна, многопланова, образует многоуровневую динамичную структуру и может быть представлена как совокупность структурно-динамических и содержательно-типологических характеристик. К структурно-динамическим характеристикам относятся иерархичность, соотношение терминальных и инструментальных ценностей, соотношение значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия, монотипичность - политипичность структуры ценностей, соотносительная сила - слабость выраженности ценностных позиций, гармоничность - дисгармоничность, проясненность - размытость, устойчивость - изменчивость системы ценностей, которые могут быть рассмотрены, прежде всего, во взаимосвязи с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности.

Содержательно-смысловые характеристики системы гражданских ценностей личности отражают содержательную сторону направленности, меру сложности внутреннего мира личности, тесно связаны с мотивацией и системой личностных смыслов.

Адекватное описание ценностного мира личности строится на основе анализа и содержательно-смысловых, и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентации. Ориентация студенческой молодежи на материальные ценности отражает общую тенденцию в современном российском обществе, определяя достаточно высокое ранговое место ценности «материальное благополучие». Снижение духовных и нравственных ценностей, их замена материальными, повлияло на низкий рейтинг этих жизненных и профессиональных ценностных ориентации студентов.

Анализ ценностных ориентации студентов показывает, что существует дифференциация студенчества по ценностным ори-ентациям, наиболее распространенное явление в студенческой

среде - индивидуализм прагматического типа [3]. В студенческой среде налицо нравственно-ценностный кризис, поляризация типов личности студентов, являющихся объективной основой для создания конфликтных ситуаций в вузе, в отношениях между молодежью, обществом и государством [7].

Наблюдения выдающегося педагога современности И.М. Ильинского показали, что большинство современных студентов не понимает и часто не принимает происходящие в стране изменения, что хотя и говорит о тяжелом, кризисном положении студенчества, но все же вселяет надежду на силу и выдержку студенческой молодежи, на ее способность вырваться из плена неизвестности, жестокости и безнравственности. В связи с этим встает задача для общества и государства - помочь студенческой молодежи не разувериться в собственных силах, полнее раскрыть свой потенциал, поддержать молодежь в трудное для нее время.

Содержание процесса формирования гражданских ценностей студенческой молодежи необходимо строить с учетом дифференцированного подхода, с учетом уровня сформированности жизненных и профессиональных ценностных ориентаций. На основе сформированности жизненных и профессиональных ценности можно подходить к формированию педагогических программ по развитию гражданских ценностей, что является приоритетным на данном этапе развития современного общества.

Программа развития гражданских ценностей, по сути дела, позволит сформировать новое поколение людей, у которых должны быть развиты интенсивный стиль мышления и интенсивный стиль деятельности. В свете возникших социально-демографических проблем общества, новый человек встает перед определенным выбором - я или общество. Развитие гражданских ценностей позволит оптимизировать этот выбор, сделать его точным и правильным, т.е. улучшить качество выбора каждым человеком в каждой конкретной ситуации таких путей и средств решения возникающих задач, которые могут принести максимально возможный эффект и себе, и обществу. В свою очередь качество этого выбора определяется способностями, внутренней мотивацией деятельности личности, а также наличием способностей, знаний, навыков и умений, необходимых для оптимального выбора того или иного решения в конкретной ситуации. Современные условия требуют, чтобы каждый человек поступал в соответствии с требованиями социальных потребностей, осознаваемых им как необходимость.

Чтобы ускоренно и в кратчайшие сроки решать беспрецедентные по масштабам и сложности задачи, наше общество должно располагать все возрастающим интеллектуальным, нравственно-психологическим, духовным и общественно-политическим потенциалом, который достигается через развитие гражданских ценностей. Иными словами, необходимо создать в обществе обстановку энтузиазма и вдохновения, обеспечить «взрыв» социальной активности, инициативы и самодеятельности, создать «бум» творческих способностей и знаний, вызвать «шторм» энергии всего народа, но особенно молодежи [3].

Молодежь в возрасте от 15 до 30 лет составляет в нашем обществе около 75 млн. человек. Она инициативна, активна, самодеятельна по своей природе, таит в себе неисчерпаемый запас еще не раскрывшихся способностей, несет на производство и в общественную жизнь новые знания, предрасположена к передовому, нетерпима к рутине, косности и застою. Нельзя не понимать, что сегодня перед обществом встали и такие задачи, которые сможет решить только молодежь и никто другой.

Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новые и новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации, развития экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного, интенсивного типа мышления.

Можно согласиться с мнением И.М. Ильинского, что юношество несет в себе колоссальный по мощности инновационный потенциал, являющийся источником нынешних и особенно будущих изменений в общественной жизни. В этом смысле сама молодежь может рассматриваться как средство развития общества, и роль этого средства повышается по мере того, как она все полнее проявляет свой творческий потенциал. Возрастание роли молодежи в жизни общества - закономерность, которая с большей, чем прежде, очевидностью проявляется в сегодняшней жизни.

Однако по своим трудовым, некоторым идейно-нравственным характеристикам сегодня значительная часть молодежи не отвечает тем потребностям и ожиданиям, которые сформировались у общества по отношению к ней и усилятся в будущем.

Эта ситуация еще больше обостряется на фоне абсолютного и относительного сокращения доли молодежи в структуре населения страны. «Демографическая яма», которая образовалась в нашем обществе, еще долго будет давать о себе знать.

У современного российского общества в отношении к молодежи сложилась некая проблемная ситуация, которую надо осознать. Мы должны ответить на вопросы о том, каковы конкретные

Библиографический список

запросы и требования общества к молодежи в различных сферах общественной жизни; какова роль молодежи в обществе в новой исторической ситуации рыночных отношений; каким образом должна быть перестроена в соответствии с происходящими изменениями в молодежной среде деятельность образовательных учреждений - ВУЗов и колледжей, система научных исследований молодежи, система пропаганды, обращенной к молодежи, деятельность всех институтов воспитания.

1. Рыбаков, М.Д. Проблемы обеспечения социальной экономической безопасности страны [Э/р]. - Р/д: http://oad.rags.ru/vestnikrags/ issues/issue0206/020603.htm

2. Закон Российской Федерации "О безопасности", 5 марта 1992 г. [Э/р]. - Р/д: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0206/020603.htm

3. Ильинский, И.М. Служить Отечеству! Учиться побеждать! Основные направления воспитательной работы на 2006-2008 гг. и условия их реализации: документы и материалы заседания Ученого совета Моск. гуманит. ун-та 28 нояб. 2005 г. - М., 2006.

4. Микульский, К.И. Социально-ориентированная экономика - выбор России [Э/р]. - Р/д: http://www.xserver.ru/user/sorer/

5. Иванов, Н.И. Социологи об актуальных проблемах российского общества / Резюме по итогам опроса участников II Всероссийского социологического конгресса [Э/р]. - Р/д: http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros750.html

6. Моисеева, В.П. Духовно-нравственное состояние современного российского общества [Э/р]. - Р/д: http://www.advertology.ru/ article13163.htm

7. Ильинский, И.М. Негосударственные вузы России: кризис идентичности и пути его преодоления // Высшее образование для XXI века: науч. конф. Москва, 22-24 апр. 2004 г.: докл. и материалы. - М., 2005.

Bibliography

1. Rihbakov, M.D. Problemih obespecheniya socialjnoyj ehkonomicheskoyj bezopasnosti stranih [Eh/r]. - R/d: http://oad.rags.ru/vestnikrags/ issues/issue0206/020603.htm

2. Zakon Rossiyjskoyj Federacii "O bezopasnosti", 5 marta 1992 g. [Eh/r]. - R/d: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0206/020603.htm

3. Iljinskiyj, I.M. Sluzhitj Otechestvu! Uchitjsya pobezhdatj! Osnovnihe napravleniya vospitateljnoyj rabotih na 2006-2008 gg. i usloviya ikh realizacii: dokumentih i materialih zasedaniya Uchenogo soveta Mosk. gumanit. un-ta 28 noyab. 2005 g. - M., 2006.

4. Mikuljskiyj, K.I. Socialjno-orientirovannaya ehkonomika - vihbor Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.xserver.ru/user/sorer/

5. Ivanov, N.I. Sociologi ob aktualjnihkh problemakh rossiyjskogo obthestva / Rezyume po itogam oprosa uchastnikov II Vserossiyjskogo sociologicheskogo kongressa [Eh/r]. - R/d: http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros750.html

6. Moiseeva, V.P. Dukhovno-nravstvennoe sostoyanie sovremennogo rossiyjskogo obthestva [Eh/r]. - R/d: http://www.advertology.ru/ article13163.htm

7. Iljinskiyj, I.M. Negosudarstvennihe vuzih Rossii: krizis identichnosti i puti ego preodoleniya // Vihsshee obrazovanie dlya XXI veka: nauch. konf. Moskva, 22-24 apr. 2004 g.: dokl. i materialih. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 159.923

Chukhrova M.G., Khramov A.V. DEPRESSION IN MILITARY MEN AND FEATURES OF PRESENTATION. In a pilot study shows the relationship between depressive symptoms and manifestations of aggressive tendencies in the case of military cadets. Examines the psychological causes of depression.

Key words: depression, aggression, hostility, cognitive-behavioral theory.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ; А.В. Храмов, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

В экспериментальном исследовании показана взаимосвязь между депрессивными проявлениями и агрессивными тенденциями на примере военных курсантов. Анализируются психологические причины депрессивности. Ключевые слова: депрессия, агрессивность, враждебность, когнитивно-бихевиоральная теория.

По уровню распространенности депрессивные расстройства являются безусловными лидерами среди других психических расстройств, и, как считается, представляют собой основной фактор риска суицидов. Депрессивные состояния, в том числе реактивные депрессии, связанные с дезадаптацией, встречаются и в воинской среде, при этом зачастую они распознаются с большим трудом и post factum, после совершения заболевшим противоправных действий, направленных на себя или окружающих. Психологические аспекты депрессивных состояний у военнослужащих, особенно применительно к современным сложным социально-политическим условиям, происходящих в Российской Армии, представлены в отечественной литературе пока явно недостаточно. Депрессивные состояния у военнослужащих имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истинной депрессивной симптоматики, преломленной через особенности воинской службы, с личностными защитными реакциями, формирующимися в ответ на психотравмирующие факторы и собственную несостоятельность, невозможность быть успешным и адаптивным. Наблюдения показывают, что депрессивные состояния, как проявление эмоционального неблагополучия, у военнослужащих зачастую протекают под маской других психологических состояний, например, агрессивности, оппозиционности, апатии, что затруд-

няет их своевременную диагностику, в связи с чем вопросы распознавания депрессивных состояний у военнослужащих, взаимосвязи депрессии с агрессивными и аутоагрессивными эмоциональными проявлениями представляют одну из актуальных проблем, и нуждаются в пристальном внимании и изучении.

Цель исследования - изучение особенностей проявления депрессии как эмоционального состояния личности военнослужащего.

Методологической основой исследования являются принципы системности (Б.В. Ломов), личностного подхода (Б.Г. Ананьев), единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Под наблюдением находились 200 курсантов военного института в возрасте 19-24 года. Обследование было анонимным. Исходя из цели исследования, использовались следующие методики:

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга в адаптации Т.И. Балашовой [1] - для скри-нингового исследования по выявлению лиц в депрессивном состоянии. Эта методика считается наиболее валидной для скрининг-диагностики при массовых исследованиях военнослужащих. Уровень депрессии (УД), по данной методике, колеблется от 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.