Научная статья на тему 'Депрессивные состояния у военнослужащих и особенности их проявления'

Депрессивные состояния у военнослужащих и особенности их проявления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1259
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / DEPRESSION / AGGRESSION / HOSTILITY / COGNITIVE-BEHAVIORAL THEORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова М. Г., Храмов А. В.

В экспериментальном исследовании показана взаимосвязь между депрессивными проявлениями и агрессивными тенденциями на примере военных курсантов. Анализируются психологические причины депрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPRESSION IN MILITARY MEN AND FEATURES OF PRESENTATION

In a pilot study shows the relationship between depressive symptoms and manifestations of aggressive tendencies in the case of military cadets. Examines the psychological causes of depression.

Текст научной работы на тему «Депрессивные состояния у военнослужащих и особенности их проявления»

Эта ситуация еще больше обостряется на фоне абсолютного и относительного сокращения доли молодежи в структуре населения страны. «Демографическая яма», которая образовалась в нашем обществе, еще долго будет давать о себе знать.

У современного российского общества в отношении к молодежи сложилась некая проблемная ситуация, которую надо осознать. Мы должны ответить на вопросы о том, каковы конкретные

Библиографический список

запросы и требования общества к молодежи в различных сферах общественной жизни; какова роль молодежи в обществе в новой исторической ситуации рыночных отношений; каким образом должна быть перестроена в соответствии с происходящими изменениями в молодежной среде деятельность образовательных учреждений - ВУЗов и колледжей, система научных исследований молодежи, система пропаганды, обращенной к молодежи, деятельность всех институтов воспитания.

1. Рыбаков, М.Д. Проблемы обеспечения социальной экономической безопасности страны [Э/р]. - Р/д: http://oad.rags.ru/vestnikrags/ issues/issue0206/020603.htm

2. Закон Российской Федерации "О безопасности", 5 марта 1992 г. [Э/р]. - Р/д: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0206/020603.htm

3. Ильинский, И.М. Служить Отечеству! Учиться побеждать! Основные направления воспитательной работы на 2006-2008 гг. и условия их реализации: документы и материалы заседания Ученого совета Моск. гуманит. ун-та 28 нояб. 2005 г. - М., 2006.

4. Микульский, К.И. Социально-ориентированная экономика - выбор России [Э/р]. - Р/д: http://www.xserver.ru/user/sorer/

5. Иванов, Н.И. Социологи об актуальных проблемах российского общества / Резюме по итогам опроса участников II Всероссийского социологического конгресса [Э/р]. - Р/д: http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros750.html

6. Моисеева, В.П. Духовно-нравственное состояние современного российского общества [Э/р]. - Р/д: http://www.advertology.ru/ article13163.htm

7. Ильинский, И.М. Негосударственные вузы России: кризис идентичности и пути его преодоления // Высшее образование для XXI века: науч. конф. Москва, 22-24 апр. 2004 г.: докл. и материалы. - М., 2005.

Bibliography

1. Rihbakov, M.D. Problemih obespecheniya socialjnoyj ehkonomicheskoyj bezopasnosti stranih [Eh/r]. - R/d: http://oad.rags.ru/vestnikrags/ issues/issue0206/020603.htm

2. Zakon Rossiyjskoyj Federacii "O bezopasnosti", 5 marta 1992 g. [Eh/r]. - R/d: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0206/020603.htm

3. Iljinskiyj, I.M. Sluzhitj Otechestvu! Uchitjsya pobezhdatj! Osnovnihe napravleniya vospitateljnoyj rabotih na 2006-2008 gg. i usloviya ikh realizacii: dokumentih i materialih zasedaniya Uchenogo soveta Mosk. gumanit. un-ta 28 noyab. 2005 g. - M., 2006.

4. Mikuljskiyj, K.I. Socialjno-orientirovannaya ehkonomika - vihbor Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.xserver.ru/user/sorer/

5. Ivanov, N.I. Sociologi ob aktualjnihkh problemakh rossiyjskogo obthestva / Rezyume po itogam oprosa uchastnikov II Vserossiyjskogo sociologicheskogo kongressa [Eh/r]. - R/d: http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros750.html

6. Moiseeva, V.P. Dukhovno-nravstvennoe sostoyanie sovremennogo rossiyjskogo obthestva [Eh/r]. - R/d: http://www.advertology.ru/ article13163.htm

7. Iljinskiyj, I.M. Negosudarstvennihe vuzih Rossii: krizis identichnosti i puti ego preodoleniya // Vihsshee obrazovanie dlya XXI veka: nauch. konf. Moskva, 22-24 apr. 2004 g.: dokl. i materialih. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 159.923

Chukhrova M.G., Khramov A.V. DEPRESSION IN MILITARY MEN AND FEATURES OF PRESENTATION. In a pilot study shows the relationship between depressive symptoms and manifestations of aggressive tendencies in the case of military cadets. Examines the psychological causes of depression.

Key words: depression, aggression, hostility, cognitive-behavioral theory.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ; А.В. Храмов, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

В экспериментальном исследовании показана взаимосвязь между депрессивными проявлениями и агрессивными тенденциями на примере военных курсантов. Анализируются психологические причины депрессивности. Ключевые слова: депрессия, агрессивность, враждебность, когнитивно-бихевиоральная теория.

По уровню распространенности депрессивные расстройства являются безусловными лидерами среди других психических расстройств, и, как считается, представляют собой основной фактор риска суицидов. Депрессивные состояния, в том числе реактивные депрессии, связанные с дезадаптацией, встречаются и в воинской среде, при этом зачастую они распознаются с большим трудом и post factum, после совершения заболевшим противоправных действий, направленных на себя или окружающих. Психологические аспекты депрессивных состояний у военнослужащих, особенно применительно к современным сложным социально-политическим условиям, происходящих в Российской Армии, представлены в отечественной литературе пока явно недостаточно. Депрессивные состояния у военнослужащих имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истинной депрессивной симптоматики, преломленной через особенности воинской службы, с личностными защитными реакциями, формирующимися в ответ на психотравмирующие факторы и собственную несостоятельность, невозможность быть успешным и адаптивным. Наблюдения показывают, что депрессивные состояния, как проявление эмоционального неблагополучия, у военнослужащих зачастую протекают под маской других психологических состояний, например, агрессивности, оппозиционности, апатии, что затруд-

няет их своевременную диагностику, в связи с чем вопросы распознавания депрессивных состояний у военнослужащих, взаимосвязи депрессии с агрессивными и аутоагрессивными эмоциональными проявлениями представляют одну из актуальных проблем, и нуждаются в пристальном внимании и изучении.

Цель исследования - изучение особенностей проявления депрессии как эмоционального состояния личности военнослужащего.

Методологической основой исследования являются принципы системности (Б.В. Ломов), личностного подхода (Б.Г. Ананьев), единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Под наблюдением находились 200 курсантов военного института в возрасте 19-24 года. Обследование было анонимным. Исходя из цели исследования, использовались следующие методики:

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга в адаптации Т.И. Балашовой [1] - для скри-нингового исследования по выявлению лиц в депрессивном состоянии. Эта методика считается наиболее валидной для скрининг-диагностики при массовых исследованиях военнослужащих. Уровень депрессии (УД), по данной методике, колеблется от 20

до 80 баллов. Если уровень депрессии не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если уровень депрессии более 50 баллов, и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

- диагностика состояния агрессии (опросник Баса и Дарки) [1], позволяет дифференцировать проявления агрессивности и враждебности, выделять различные виды реакций и интерпретировать их. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий;

- рисуночный тест «Нарисуй историю» [2] - для индивидуального анализа причин и содержания депрессии у военнослужащего. Проективная психоаналитическая методика «Нарисуй историю» связана с тем, что испытуемые получают набор сти-мульных рисунков с изображением людей, животных и предметов. Им предлагается выбрать любые два рисунка, представить, что может происходить с изображенными персонажами и предметами, а затем создать свой собственный рисунок, отражающий то, что автор придумал. Для оценки результатов используются две шкалы: шкала эмоционального содержания рисунков и шкала образа «я». Тест предназначен для выявления депрессии, суицидальной настроенности, агрессивных проявлений, определения психологических последствий перенесенного насилия, особенностей невербального мышления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния, когнитивной сферы.

Статистический анализ производился общепринятыми в психологии методами математической статистики (корреляционный анализ). Проведённое нами исследование сосредоточено на выявлении корреляционных взаимосвязей и имеет своей целью доказательство или опровержение гипотезы о статистической связи между компонентами актуального психологического состояния: депрессивными переживаниями и агрессивными проявлениями. «Корреляция» в математической статистике определяется как вероятностная зависимость, возникающая, в отличие от функциональной, когда зависимость одной переменной от другой осложняется наличием ряда случайных факторов.

Результаты. При обследовании было выделено 4 группы, в соответствии с диагностическими критериями методики Зунге: 1 группа - без депрессии - 170 чел., легкая депрессия - 20 чел., субдепрессивное состояние - 10 чел., истинная депрессия -

0 человек. Таким образом, анализировались только три группы:

1 - без депрессии, самая многочисленная; 2 группа - в легкой депрессии, и 3 группа - в субдепрессивном состоянии. Экспериментальное исследование взаимосвязи депрессии с агрессивными проявлениями осуществлялось методом корреляционного анализа Спирмена (г5) отдельно по трем группам с разными проявлениями депрессивного состояния.

По результатам корреляционного анализа были построены корреляционные плеяды, на основе которых, по трем экспериментальным группам, поочерёдно исследовалась взаимосвязь депрессии с агрессивными проявлениями.

В группе без депрессии, N=170; параметр «отсутствие депрессии» имеет слабую и незначимую положительную связь на уровне тенденции с переменной: «вербальная агрессия» (г = 0,223). Слабая положительная связь зафиксирована между

,223

,182

Рис. 1. Корреляционная плеяда для группы без депрессии, Ы= 170 чел. по характеристике «отсутствие депрессии» Условные обозначения: * - 0,05 уровень значимости, ** - 0,01 уровень значимости. Исследуемый параметр - «отсутствие депрессии»

Рис. 2. Корреляционная плеяда для группы с легкими признаками депрессии (N=20)

по характеристике «депрессия легкой степени» Условные обозначения: * - 0,05 уровень значимости, ** - 0,01 уровень значимости. Исследуемый параметр - «депрессия легкой степени».

показателями «отсутствие депрессии» и «физическая агрессия» (г = 0,182). Вербальная агрессия у военнослужащих, по нашему мнению, является достаточно распространенной - это выражение негативных чувств через слова, выражения, ненормативную лексику. Возможно, таким образом осуществляется сброс негативных эмоций и освобождение от них, что носит адаптивную функцию. Положительная связь отсутствия депрессии с вербальной агрессией укладывается в бихевиоральную трактовку депрессии, когда поведенческими приемами достигается разрешение ситуации. Слабая и незначительная связь с физической агрессией может иметь то же объяснение: разрешение эмоционального напряжения в виде потасовки, физической разрядки является наиболее древним и рефлекторным способом проявления нормальной агрессивности, которая должна присутствовать у военного человека, поскольку является непременным условием нормального функционирования, адаптивности и выживания.

В группе с легкими признаками депрессии, N=20; параметр «депрессия» образует положительные связи со следующими переменными: «негативизм» (г = + 0,453 при р = 0,01), «обида» (г = + 0,376 при р = 0,05), сохраняется положительная связь с параметром «враждебность» (г = + 0,522 при р = 0,01), положительная связь с аутоагрессией и чувством вины (г = + 0,486 при р = 0,05), положительная связь с «косвенной агрессией» (г = + 0,428 при р = 0,01).

Положительная корреляционная связь (прямо-пропорциональная зависимость) между переменными «депрессия легкой степени - аутоагрессия и чувство вины»: чем выше значение переменной «депрессия», тем выше значение переменной «ауто-агрессия и чувство вины». Чем сильнее выражена депрессия, тем сильнее чувтство вины и аутоагрессия, идеи самообвинения. Эта связка характерна для истинных депрессивных состояний, однако у курсантов она может свидетельствовать о ситуационном ха-

рактере депрессии, связанном с дисциплинарным проступком, плохой успеваемостью и т.д.

Между переменными «депрессия легкой степени - негативизм» (г = + 0,453 при р = 0,01) наблюдается прямая корреляционная связь: чем выше значение переменной «депрессия», тем выше значение переменной «негативизм». В данном случае негативизм рассматривается как оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против ситуации. Вероятно, можно предполагать, что в данном случае причиной легкого состояния депрессии у курсантов будут являться конфликты с командирами, сослуживцами и т.д.

Прямо-пропорциональная зависимость между переменными «депрессия легкой степени - обида»: чем выше значение переменной «депрессия», тем выше значение переменной «обида» (г = + 0,376 при р = 0,05). Данное психологическое состояние, спаянное с состоянием легкой депрессивности, может быть связано также с непониманием, чувством одиночества, конфликтами с друзьями, девушкой и т.д.

Положительная корреляционная связь между переменными «депрессия легкой степени - враждебность»: чем выше значение переменной «депрессия», тем выше значение переменной «враждебность» (г = + 0,522 при р = 0,01). Можно предположить, что «враждебность» как психологическое состояние связана с когнитивными механизмами депрессивного расстройства по концепции А.Бека. Весь мир враждебен, если человек находится в депрессии, и он относится к миру враждебно, готов к проявлению негативных чувств по отношению к миру.

Аналогичное корреляционное исследование проведено в группе курсантов с выявленным субдепрессивным состоянием в актуальном эмоциональном состоянии личности, N=10. Результаты приведены на рис. 3.

Аутоагрессия и чувство вины

Обида

Рис. 3. Корреляционная плеяда для группы с субдепрессивным состоянием, N=10,

по характеристике «субдепрессивное состояние» Условные обозначения: * - 0,05 уровень значимости, ** - 0,01 уровень значимости. Исследуемый параметр - «субдепрессивное состояние».

В самой малочисленной группе с субдепрессивным состоянием, N=10; параметр «субдепрессивное состяние» образует сильные статистически значимые положительные связи со следующими переменными: «аутоагрессия и чувство вины» (г = + 0,586 при р = 0,01), «обида» (г = + 0,511 при р = 0,01), «косвенная агрессия» (г = + 0,548 при р = 0,01). Положительная связь меньшей выраженности зафиксирована между показателями «субдепрессивное состояние» и «негативизм» (г = 0,436 при р = 0,05). Трактовка полученных связей такая же, как в предыду-

щем корреляционном исследовании, причем мы видим, что с усилением депрессии связи стали более прочными и достоверными. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что в военной среде депрессивные проявления зачастую маскируются агрессивными эмоциональными реакциями.

В процессе дальнейшего исследования из 30 курсантов, обнаруживших явления депрессии в процессе скринингового обследования, согласились на дальнейшее тестирование 25 человек, из них пригодных для анализа психологических интервью и ри-

сунков было выбрано 20. В качестве контрольной группы были обследованы с помощью рисуночного теста 20 курсантов, кото-

Применение теста «Нарисуй историю» для

рые не выявили депрессивных расстройств. Сводные данные приведены в табл. 1.

Таблица 1

анализа состояния депрессии у курсантов

Анализируемые категории Группа с проявлениями депрессии, N=20 Группа без депрессии, N=20

Деструктивные отношения 16 4

Напряженные отношения 18 6

Неясные, противоречивые отношения 15 6

Дружеские отношения 6 18

Отношения любви и заботы 9 15

Анализ рисунков курсантов показал, что в группе лиц с признаками депрессивного расстройства (20 чел.) наличие «деструктивных отношений» показали 16 человек, у них же «наряженные отношения» определялись в 18 случаях, неясные, противоречивые отношения выявили 15 человек. В то время как дружеские отношения, отношения любви и заботы встречались значительно реже (6 и 9 значений). Аналогичные проявления в группе без признаков депрессии показали существенные различия: деструктивные, напряженные, неясные и противоречивые отношения встречались существенно реже (4, 6, 6 случаев), в то время как дружеские отношения и отношения любви и заботы - существенно чаще (18 и 15 случаев). При этом следует принять во внимание разный смысл балльных оценок: оценки в 1 -2 балла обозначали рисунки с отрицательным эмоциональным содержанием; оценки в 3 балла - рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием (амбивалентным, противоречивым содержанием либо с отсутствием эмоциональных проявлений), а оценки в 4-5 баллов - с положительным эмоциональным содержанием. Таким образом, балльные оценки в тесте «Нарисуй историю» могут рассматриваться как категориальные.

Содержательная сторона рисунков показала, что причинами депрессивных состояний курсантов, исходя из анализа их рисунков, были конфликты с сослуживцами, с командирами части, страх перед будущим (определенные сгущения линий, появление специфических символов), любовные взаимоотношения, неудовлетворенная сексуальность, внимание к своему внешнему облику и недовольство им, неуверенность в завтрашнем дне, экзистенциальная тревога (абстрактные символы и знаки неопределенного мрачного содержания, петли, узлы, стрелы и т.д.). Некоторые военнослужащие выявляли суицидальные мысли и намерения, которые проявлялись в виде рисунков кладбищенского содержания (гробы, виселицы), батальных битв с большим количеством тру-

пов, летящих ангелов, пикирующих предметов и т.д. Каждый рисунок анализировался индивидуально, в процессе анализа проводилась психотерапевтическая интервенция, и само общение с психологом заканчивалось на оптимистической ноте с конструктивными направлениями дальнейшего существования. Особую тревогу вызвали курсанты с тематикой смерти в своих рисунках, таких было 4 человека, уровень депрессии по шкале Зунга - средний. С ними была проведена беседа и выявилось, что, действительно, суицидальные мысли и намерения периодически их посещают. Этот факт указывает на необходимость более внимательного отношения к курсантам и необходимость разработки целенаправленного инструментария по выявлению суицидальной активности. Приводим несколько произвольных рисунков курсанта Р., 21 г. с выраженным проявлением субдепрессивного состояния (УД 63 балла по методике Зунге) и высоким уровнем агрессивности и враждебности (27 и 17 соответственно). Каждый рисунок представляет собой невербальное выражение безысходности, обреченности, невозможности контролировать ситуацию.

Таким образом, положительные корреляционные связи депрессивного состояния с показателями актуального психоэмоционального состояния выявлены для следующих параметров: ауто-агрессия и чувство вины, чувство обиды, враждебность, негативизм, косвенная агрессия. При этом состояние «без депрессии» выявило слабые незначимые связи с вербальной и физической агрессией. Эти значения позволяют представить актуальное психоэмоциональное состояние курсанта, выявляющего признаки депрессивного состояния: это человек, страдающий от чувства обиды, испытывающий вину, имеющий самообвиняющие тенденции, со сниженной самооценкой, на что указывает аутоагрессия и чувство вины, нуждающийся в помощи, поддержке и участии других людей и не получающий все это из-за враждебности, негативизма и представлений о мире как опасном и враждебном.

В противовес этому актуальное психоэмоциональное состояние курсантов без признаков депрессивного состояния включает в себя тенденцию своевременно реагировать на психотравми-рующие воздействия с помощью вербальной и физической агрессии - в пределах социально допустимых норм. Таких курсантов, по нашим данным, в исследованной выборке 85 %.

Рисунки курсантов позволили уточнить психотравмирующие компоненты. Анализ показал, что психотравмирующие ситуации находятся в поле общения: это недостаток конструктивного общения, недопонимание, неясные отношения, дефицит дружеского участия, любви и заботы, в ряде случаев - деструктивные отношения, вызывающие напряжение. Это ощущение безысходности, «нахождения в клетке», недостаток общения и поддержки извне. Депрессивный курсант склонен видеть в том, что происходит с ним, только неприятности и поражения, что характеризует одномерность его мышления, и склонен считать, что мир настроен к нему враждебно. Он относит себя к «неудачникам» (категоричное, оценочное суждение) и полагает, что выхода в данной ситуации нет. Депрессивный курсант убежден, что ему присущи психологические, нравственные или физические дефекты (обида, вина и аутоагрессия в структуре психологического состояния), которые делают его глубоко несчастным, никчемным, никому не нужным существом, испытывает по этому поводу вину и обиду вплоть до аутоагрессивных тенденций. Он считает себя несчастным человеком. Эти неправильные суждения укладываются в первый компонент когнитивной триады А.Бека [3].

Депрессивный курсант считает, что мир враждебен и предъявляет к нему непомерные требования (враждебность и негативизм в структуре эмоционального состояния), чинит ему непреодолимые препятствия - то есть имеет место негативная интерпретация своего текущего опыта. Это является вторым компонентом когнитивной триады А.Бека.

Третий компонент когнитивной триады связан с неконструктивным планированием своего будущего - это проявляется в аутоагрессивных тенденциях и выявлено в некоторых единичных случаях.

Таким образом, проявления депрессивности у курсантов в связи с агрессивным эмоциональным состоянием укладываются в когнитивную модель депрессии А.Бека. Логично предположить, что данные курсанты конституционально предрасположены к депрессии, которая до воинской службы была в скрытом, латентном состоянии, а трудности воинской службы, особые взаимоотношения, напряженный режим и ответственность активизируют скрытые представления (схемы, по А.Беку), которые проявляются депрессивным состоянием.

Депрессивные состояния у курсантов могут быть объяснены и с помощью теории А.Эллиса. Специфика воинской службы такова, что большинство поручений передаются в виде команд и приказов, что формирует определенное мышление: внутренний диалог тоже приобретает форму команд. Присутствие в личностном стиле самокоманд как способа контроля и регуляции исключает гибкое, приспосабливающееся реагирование на ситуацию и даже в обычных условиях бывает весьма тягостно, в критические же моменты или в напряженных условиях воинской службы это может формировать описанные чувства беспомощности, вины, ожидания наказания и ведет к депрессивным состояниям. Мышление функционирует по принципу «все или ничего», что может быть опасно в плане возникновения суицидальных тенденций.

Теория выученной беспомощности М.Селигмана также может быть приложима для объяснения депрессий у военнослужащих. Любому солдату внушается, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы изменить или предотвратить их. У солдат и у низшего командного звена формируется своеобразная «обученная беспомощность». Это состо-

Библиографический список

яние особенно тягостно переживается лицами, которые имеют внутренне-ориентированный локус контроля, которые привыкли чувствовать себя ответственными за происходящие события. У таких лиц может легко развиться депрессия с выраженным чувством вины, обиды, негативизма.

Коррекционное психологическое консультирование в этих случаях должно быть направлено на изменении ситуации, обучение в особых условиях, позволяющих путем позитивного подкрепления разрушить устойчивые стереотипы депрессивного стиля поведения, укрепляя поведенческую активность.

Рисуночный тест показал, что депрессия приводит к искажению восприятия военнослужащим действительности. Военнослужащий в таком случае начинает воспринимать свое состояние и свои взаимоотношения как потерю или неудачу. Военнослужащий может почувствовать неспособность исполнять свою роль или недовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить личностные проблемы и привести к появлению у военнослужащего постоянного чувства безнадежности, к неспособности приспособиться к воинской деятельности или найти способ изменить ее так, чтобы она лучше соответствовала потребностям военнослужащего. В результате депрессия влияет на понижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешно справляться с воинскими обязанностями. Таким образом, личностные проблемы, вскрытые армейской службой, в ситуации напряжения приводят к депрессии.

Выявленные нами корреляционные взаимосвязи депрессии с агрессией подтверждают теорию У. Штернберга о том, что депрессия - это в ряде случаев подавленная агрессивность. Корни этого процесса лежат в раннем детстве, когда любое агрессивное проявление подавлялось и осуждалось - отсюда чувство вины, обиды и негативизма. В коррекционном плане необходимо добиваться у пациента осознания его агрессивных чувств и анализа их происхождения, что предотвратит обращение агрессии на себя и на окружающих. Депрессия и агрессия, как адаптивные психологические феномены, существуют бок о бок, и нуждаются в одновременной коррекции.

В связи полученными результатами можно заключить, что наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме депрессивных состояний у военнослужащих. Это не только предупреждение конфликтных и психотравми-рующих ситуаций, но и анализ личности военнослужащего, в которой могут скрываться предрасположенность к депрессивным реакциям и подавленная агрессивность. Комплексный подход - это применение всех методов изучения депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая психология). Полученные результаты могут быть использованы в военных организациях для разработки методических рекомендаций по профилактике и своевременной коррекции депрессивных состояний у военнослужащих.

Выводы

1. При обследовании 200 курсантов не выявлено ни одного истинно депрессивного состояния. Легкое депрессивное состояние выявлено в 15 % случаев.

2. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи депрессии и некоторых проявлений агрессивности, а именно: обиды, вины, аутоагрессии, негативизма, враждебности.

3. Проективный рисуночный тест показал наличие в структуре личности депрессивных курсантов личностных проблем и неправильных, дисфункциональных установок, обусловливающих нарушение психической адаптации и приводящих к депрессии.

4. Наиболее оптимальная трактовка депрессивных состояний военнослужащих может быть осуществлена с помощью ког-нитивно-бихевиоральной теории депрессии. Анализ личностных причин депрессии может помочь в выборе адекватного психокор-рекционного вмешательства.

1. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара, 2006.

2. Копытин, А.И. Тест «Нарисуй историю». - М., 2003.

3. Бек, А.В. Когнитивная терапия депрессии. - СПб., 2003.

Bibliography

1. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: uchebnoe posobie. - Samara, 2006.

2. Kopihtin, A.I. Test «Narisuyj istoriyu». - M., 2003.

3. Bek, A.V. Kognitivnaya terapiya depressii. - SPb., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.