Научная статья на тему 'Самоконтроль, агрессия, импульсивность подростков с различным суицидальным риском'

Самоконтроль, агрессия, импульсивность подростков с различным суицидальным риском Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1384
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / ПОДРОСТОК / ПРЕДИКТОРЫ / САМОКОНТРОЛЬ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / АГРЕССИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна

В статье представлены результаты исследования самоконтроля, импульсивности, агрессии подростков с различным суицидальным риском, основываясь на данных, полученных с помощью самооценочных суждений подростков и оценки объективных показателей суицидального риска родителями и педагогами. Описаны психологические характеристики личности подростка с высоким суицидальным риском, представлены результаты корреляционных взаимосвязей импульсивности, агрессивности, самоконтроля и параметров суицидального риска подростков. Подросткам с высоким суицидальным риском свойственна выраженная импульсивность, вербальная и косвенная агрессия, негативизм, раздражение, средний уровень самоконтроля. Агрессивность и импульсивность подростка имеет прямую корреляционную взаимосвязь с самооценочными суждениями подростка и оценкой поведенческих признаков его суицидального риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-control, aggression, impulsiveness of adolescents with different suicide risk

The article presents the results of a study of self-control, impulsiveness, aggression of adolescents with different suicide risk, based on data obtained through self-evaluation of adolescents and evaluation of objective indicators of suicidal risk by parents and educators. The psychological characteristics of a teenager's personality with high suicidal risk are described, the results of correlation interrelationships of impulsiveness, aggressiveness, self-control and parameters of suicidal risk of adolescents are presented. Adolescents with high suicidal risk are characterised by pronounced impulsiveness, verbal and indirect aggression, negativism, irritation, an average level of self-control. The aggressiveness and impulsivity of a teenager has a direct correlation with the adolescent's self-appraisal judgements and an assessment of the behavioural signs of his suicidal risk.

Текст научной работы на тему «Самоконтроль, агрессия, импульсивность подростков с различным суицидальным риском»

УДК 159.9:316.6

Купченко Виктория Евгеньевна

кандидат психологических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

kupchenko07@mail.ru

САМОКОНТРОЛЬ, АГРЕССИЯ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00500

В статье представлены результаты исследования самоконтроля, импульсивности, агрессии подростков с различным суицидальным риском, основываясь на данных, полученных с помощью самооценочных суждений подростков и оценки объективных показателей суицидального риска родителями и педагогами. Описаны психологические характеристики личности подростка с высоким суицидальным риском, представлены результаты корреляционных взаимосвязей импульсивности, агрессивности, самоконтроля и параметров суицидального риска подростков. Подросткам с высоким суицидальным риском свойственна выраженная импульсивность, вербальная и косвенная агрессия, негативизм, раздражение, средний уровень самоконтроля. Агрессивность и импульсивность подростка имеет прямую корреляционную взаимосвязь с самооценочными суждениями подростка и оценкой поведенческих признаков его суицидального риска.

Ключевые слова: суицидальный риск, подросток, предикторы, самоконтроль, импульсивность, агрессия, профилактика.

Несмотря на то, что одна из первых фундаментальных работ по суициду - монография Э. Дюркгейма «Самоубийство» (1897) написана еще в XIX веке, суицид, к сожалению, остается остроактуальной проблемой нашего современного общества. Известно, что количество и уровень самоубийств является индикатором социального благополучия населения. Предельно-пороговым значением считается 20 случаев суицида на 100 тыс. населения. По данным Всемирной организации здравоохранения общее количество смертей от суицидов приближается к миллиону в год. На протяжении последних лет Россия ежегодно входит в пятерку стран, имеющих наиболее высокий уровень смертности населения по причине самоубийств. Именно подростковый возраст является одним из «пиков» суицидального риска в онтогенезе человеческой жизни. В течение года в России расстаются с жизнью около 2500 несовершеннолетних, при этом уровень суицидальных попыток гораздо выше.

Проблема суицидального риска на сегодняшний день активно исследуется в трудах психологов (А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, Л.И. Шаповалова, В.А. Тихоненко, Н.А. Сакович, М.А. Алимова, А.П. Чуприков, Г.Я. Пилягин, В.Ф. Войцех и др.). Психологическое представление о суицидальном поведении сформировано в рамках различных концепций. Так, суицидальное поведение рассматривается в качестве агрессии, направленной на собственное тело (Кернберг, 2001; Меннингер, 2000; Фрейд, 1990; Dollard, Doob, Miller et al., 1939); как следствие нарушений системы ранних отношений в структуре Я и результат влияния травматического опыта (Кляйн, 2010; Hartmann, 1979; Suyemoto, 1998); как симптом и как следствие нарушения качества привязанности, формирующегося в раннем возрасте (Ainsworth, 1979; Bowlby, 1969; Crittenden,

1994; Rutter, Behrendt, 2004); аддикции (Lam et al., 2009; Nixon et al., 2002; Svirko, Hawton, 2007; Whitlock et al., 2008 и др.); как результат нарушения психологических компонентов регуляции эмоций (Gratz, Roemer, 2004; Gratz, Chapman, 2007); как один из деструктивных способов избегания потенциально травмирующих и болезненных эмоций, чувств, переживаний (Chapman et al., 2006); как поведение, имеющее функциональное значение для внутриличностного и межличностного функционирования (Klonsky, 2007, 2009; Nock, 2008; Nock, Prinstein, 2005).

Сложный характер и широкая структурно-феноменологическая вариативность суицидального поведения определяет необходимость рассмотрения составляющих суицидального поведения (А.Г. Амбрумова, И.А. Погодин, Е.В. Змановская), выделения его различных типов (Э. Дюркгейм, Э. Шнейд-ман, А.Г. Амбрумова), закономерностей динамики (М.А. Алимова А.П. Чуприкова, Г.Я. Пилягина, В.Ф. Войцех), понимания предикторов (Э. Шнейд-ман, Л.Я. Жезлова, Н.А. Польская), исследование возрастных особенностей суицидального поведения (А.А. Александров, А.Е. Личко, А.Г. Амбрумова). Особое внимание уделяется изучению суицидального поведения у подростков (Т. С. Апарчина, А.Ю. Бархатова, Н.В. Басалаева, П.В. Безменов, И.Ю. Вяльцева, О.А. Гребенникова, Т.В. Захарова, Н.В. Карпова, А.А. Мазуренко, О.Ф. Панкова, О.Ф. Романова, О.В. Серебровская, И.И. Смирнов, А.А. Таций, Е.Л. Усачева).

Среди основных причин суицидального поведения подростков традиционно исследуются характерологические изменения (А.Е.Личко, К.М. Бунь-кова, Д.В. Самохин, Д.Ф. Хритинин), влияние семьи (Я.И. Гилинский), влияние группы сверстников (Л.Я. Жезлова, Е.Н. Пашкова, В.П. Михайлова), низкая успеваемость и отрицательное отноше-

92

Вестник КГУ 2018

© Купченко В.Е., 2018

ние к школе (Л.Б. Шнейдер, Г.В. Уварова), средств массовой информации (М.В. Цилуйко) и мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.В. Марютина), нарушений в пищевом поведении (В.В. Короленко, А.А. Малкова, С.А. Мусаев, А.А. Овчинников, А.С. Осетров, К. А. Шайдуров), а также трудностей в принятии решений (Г.Ю. Беляев, А.В. Беляева, О.Ю. Воронцова, С.Н. Ениколопов, О.Ю. Казьмина, Т.И. Медведева, А.А. Микитенко).

В изучении проблемы риска суицидального поведения подростков одним из приоритетных направлений исследований является выявление наиболее значимых факторов, определяющих формирование суицидального поведения. Необходимость исследования предикторов суицидального риска обосновывается задачами поиска и реализации программ продуктивной профилактики и предотвращения совершения самоубийств. В настоящее время в изучении причин формирования риска суицидального поведения преобладает интегративный подход, в соответствии с которым риск суицидального поведения может возникать в результате взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов. В нашем исследовании мы рассматриваем роль личностных особенностей в формировании риска суицидального поведения. В качестве изучаемых характеристик в рамках данной статьи мы опишем агрессию, импульсивность и самоконтроль. Под самоконтролем традиционно понимается способность личности управлять своим поведением и эмоциями, обдуманно реагировать на происходящие события, воздерживаться от неадаптивного импульсивного поведения и прерывать действия, обусловленные нежелательными импульсами и эмоциями. Отметим, что самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Т.е. развитие самоконтроля позволяет человеку контролировать и регулировать различные процессы и ситуации. Также личностным факторам риска суицидального поведения у подростков, на наш взгляд, может являться импульсивность. Под импульсивностью мы понимаем черту личности, которая выражается в склонности к быстрым и необдуманным действиям, управляемым сиюминутным желаниями под влиянием внешних обстоятельств или эмоциональных переживаний. Импульсивность традиционно свойственно подросткам в силу гормональной перестройки организма, повышенной возбудимости нервных процессов, т.к. в большинстве случаев суицидальные действия подростков совершаются на

фоне острой аффективной реакции, носят именно импульсивный характер, возникают как реакция на ситуации межличностных конфликтов, которые вызывают у подростка интенсивные негативные переживания. Принципиальным вопросом является понимание сочетания импульсивности и самоконтроля у подростков с наличием суицидального риска. Следующим индивидуально-психологическим фактором риска суицидального поведения, который мы рассмотрели, является агрессивность. Агрессия может выступать фактором риска суицидального поведения вследствие реагирования в виде физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций у подростка. Помимо этого агрессия часто может являться средством достижения значимой цели, в том числе и самоутверждения за счет повышения собственного социального статуса.

Итак, целью нашего исследования явилось выявление особенностей самоконтроля, импульсивности, агрессии подростков с различным суицидальным риском. Общий состав выборки составил 289 человек (143 подростка 13-15 лет, 143 родителя, 3 педагога). Диагностика суицидального риска характеризуется особой сложностью, в связи с чем, для более точного выявления суицидального риска мы применяли комплекс методик: личностный опросник ИСН [2], опросник депрессивности у детей и подростков (CDI - Children's depression inventory) М. Ковач в адаптации А.П. Беловой, С.Б. Малых, Е.З. Сабировой, М.М. Лобасковой [1], анкета оценки поведенческих критериев суицидального риска В.Е. Купченко, О.Ю. Гроголевой, опросник на изучение внешней и аутоагрессии Басса-Дарки [3], методика на изучение импульсивности П. Хиршфилда (в адаптации Л.И. Демен-тий) [4], методика восприятия самоконтроля подростком Л. Хамфри [5]. Первоначально опишем уровень суицидального риска подростков (табл. 1).

Как мы видим из таблицы 1, по результатам нашего исследования общий уровень суицидального риска более высокий в период 13-14 лет (7 класс) по сравнению с 14-15 годами (8 класс), однако стабильно сохраняется группа подростков, обладающих высоким уровнем риска суицидального поведения. Для своевременной диагностики и оказания помощи принципиальным, на наш взгляд, является понимание психологического портрета подростков с различным суицидальным риском (табл. 2).

Из таблицы 2 следует, что у подростков с высоким уровнем риска суицида наблюдается выраженная невротизация и депрессивность. Им свой-

Таблица 1

Уровень суицидального риска подростков, в %

Уровень суицидального риска Высокий Средний Низкий

13-14 лет (7 класс) 34 56 10

14—15 лет (8 класс) 16 29 55

Таблица 2

Параметры суицидального риска подростков, в баллах

Параметры Уровень риска суицида

Низкий Средний Высокий

Х £ Х о Х о

Депрессивность 8,20 3,172 12 3 15,17* 5,184

Невротизация 8,65 3,490 13,67 3,337 14,33* 3,143

Общительно сть 13,83 3,608 12,52 3,881 15,17 2,691

Отношения с родителями 1,35 1,477 2,19 1,990 3,58 2,109

Отношения со сверстниками 1,45 1,218 2,48 1,327 2,58 1,676

Мысли о вреде другим 0,08 0,350 0,05 0,218 0,50 0,522

Поведение в школе 1,23 1,271 2,43 1,630 4,42* 2,875

Социальная дезадаптация 0 0 0 0 0,42 0,515

Эмоциональное состояние 0,78 0,832 2,43 1,599 3,25* 2,137

Таблица 3

Самоконтроль, импульсивность, агрессия подростков с различным уровнем суицидального риска, в баллах

Факторы риска суицида Уровень риска суицида

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Самоконтроль 5,80 2,323 5,14 1,878 4,75 1,815

Импульсивность 8,55 2,943 10,81 3,696 14,42 2,021

Физическая агрессия 37,40 19,897 42,43 22,078 54,08 15,877

Вербальная агрессия 45,63 18,430 59 25,026 73,17 18,055

Косвенная агрессия 41,50 26,053 58,19 28,665 61,75 26,656

Негативизм 32,00 19,638 39,05 26,440 68,33 27,579

Раздражение 41,98 19,292 56,33 27,060 53,25 18,187

Подозрительность 34,85 17,841 45,05 30,505 53,17 20,889

Обида 41,48 21,775 49,52 21,605 50,92 17,048

Аутоагрессия 44,95 22,904 51,86 27,859 34 15,937

ственно проявление нестабильных эмоциональных реакций, невротических тенденций в поведении, личностная тревожность и возбудимость, деза-даптивность. Подростки с высоким уровнем риска суицида склонны к проявлению депрессивных состояний, им характерно снижение активности, преобладание негативных мыслей. При длительном и тяжелом депрессивном состоянии возможны попытки суицида. Уровень общительности у таких подростков высокий, они стремятся к общению со взрослыми и сверстниками. В отношениях с родителями могут проявляться недопонимания, обманы со стороны ребёнка, частые споры и возражения. Присутствуют мысли о вреде другим, которые могут проявляться в повышении голоса в отношении окружающих, угрозах. Поведение подростков в школе может отклоняться от дисциплинарных требований, им свойственно прогуливание занятий, невыполнение домашних заданий, обман учителей, нарушение школьных правил. Общая социальная адаптация подростков не нарушена. Подросткам с высоким уровнем риска суицида характерны такие личностные черты как самосто-

ятельность, решительность, настойчивость, при этом внутренне они могут испытывать застревание на своих переживаниях, чувства усталости, бессилия, беззащитности.

У подростков с низким уровнем риска суицида средний уровень невротизации и депрессивно-сти (табл. 2), им характерно состояние эмоциональной нестабильности, которое может проявляться периодически, в конфликтных или критических ситуациях. Отношения со сверстниками и с родителями не носят конфликтный характер, у подростков с низким уровнем риска суицида дружеские взаимоотношения со сверстниками и благоприятная обстановка в семье. Мысли причинении вреда другим людям у них отсутствуют, с социальной адаптацией проблем нет. В школе существенных замечаний и претензий касаемо школьной дисциплины к данным подросткам нет. В конфликтных ситуациях характерна пассивность. Далее сравним импульсивность, агрессию и самоконтроль у подростков с различным суицидальным риском (табл. 3).

Опишем особенности самоконтроля, импульсивности и агрессивности подростков с высоким

94

Вестник КГУ 2018

и низким суицидальным риском. Как мы видим из таблицы у подростков с высоким уровнем риска суицида наблюдается средний уровень самоконтроля и высокая импульсивность. Агрессия преимущественно проявляется в таких формах, как вербальная и косвенная агрессия, негативизм, раздражение. Т. е. подросткам с высоким уровнем риска суицида свойственно импульсивное, необдуманное поведение, которое в случае конфликтной ситуации может сопровождаться вербальными ругательствами, возмущением, спорами. Подросткам свойственна раздражительность и негативизм, которые могут проявляться в частых претензиях и требованиях к окружающим, при этом выраженная косвенная агрессия способствует перенесению агрессивных реакций с одного объекта воздействия подростка на другой. Отметим также выраженность подозрительности и обиды. Такого подростка легко может обидеть как взрослый, так и сверстник, слова и замечания воспринимаются наиболее остро, в связи, с чем могут возникать депрессивные состояния, снижение самооценки или агрессивные реакции как средство защиты. По причине частых обид и формирующейся неуверенности в себе у подростков проявляется частая подозрительность и недоверие к окружающим, что может негативно влиять на взаимоотношение с родителями, педагогами, отдалять подростка от общения со сверстниками.

У подростков с низким уровнем риска суицида средний уровень самоконтроля, низкая импульсивность и низкий уровень агрессивных реакций. Таким подросткам свойственно проявлять самообладание к конфликтных, дискомфортных ситуациях, они не реагируют импульсивно на окружающие их раздражающие факторы, не проявляя острые формы агрессии.

Итак, мы выявили сочетание импульсивности, агрессивности и самоконтроля в структуре личности подростка с различным суицидальным риском. Опишем взаимосвязи личностных переменных (агрессии, импульсивности, самоконтроля) и параметров суицидального риска (депрессивность, не-вротизация, отношения с родителями, отношения со сверстниками, мысли о вреде другим, поведение в школе, социальная дезадаптация, эмоциональное состояние, конфликтная ситуация).

Исходя из полученных данных в возрасте 13—14 и 14—15 лет обнаружено отсутствие взаимосвязи между самооценочными суждениями подростка и оценками поведенческих параметров суицидального риска подростка со стороны родителей и педагогов. Полученные данные указывают на сложность диагностики суицидального риска, на расхождение мнения подростков о собственном эмоциональном состоянии и оценкой поведения подростков взрослыми.

В возрасте 13—14 лет наибольшее количество корреляций выявлено между параметрами суицидального риска, полученных с помощью оценки поведенческих параметров, и импульсивностью подростка (рис. 1).

Из рисунка 1 видно, что импульсивность связана с общим фактором оценки поведенческих параметров суицидального риска (г=0,272 при р<0,05), отношениями дома (г=0,358 при р<0,01), мыслями о вреде другим (г=0,401 при р<0,01), социальной дезадаптацией (г=0,312 при р<0,01). Таким образом, чем выше импульсивность подростка, тем чаще подросток проявляет трудности и конфликты во взаимоотношениях с родителями: пререкается, обманывает, легко теряет самообладание, имеет приводы в полицию. Говоря об импульсивности в структуре личности подростка 13—14 лет, следует

Примечание:

-прямая взаимосвязь при р<0,05;

прямая взаимосвязь при р<0,01; — — — обратная взаимосвязь при р<0,01.

Рис. 1. Взаимосвязь агрессивности, импульсивности, самоконтроля и суицидального риска подростков 13—14 лет

отметить тесную связь импульсивности с общей агрессивностью подростка (г=0,323 при р<0,01), негативизмом (г=0,407 при р<0,01) и физической агрессией (г=0,335 при р<0,01), прямую корреляционную взаимосвязь с общительностью (фактор А) (г=0,285 при р<0,05) и фактором I (неврастения, фактор Гамлета) (г=0,24 при р<0,05). Импульсивность взаимосвязана, скорее всего, определяется агрессивностью подростка, которая проявляется в виде протеста против норм, правил поведения в обществе, склонностью к проявлению физической силы, драках. Общая агрессивность связана с импульсивностью (г=0,323 при р<0,01), общей враждебностью (г=0,337 при р<0,01), фактором А (г=0,271 при р<0,05), фактором В (г=0,235 при р<0,05), фактором С (г=0,317 при р<0,01).

Причем общий уровень агрессивности подростка 13—14 лет связан как с самооценочными суждениями суицидального риска (депрессией (г=0,3 при р<0,05)), так и с оценкой поведенческих параметров (мыслями о вреде другим (г=0,319 при р<0,01), отношениями дома (г=0,28 при р<0,05)). Среди форм агрессии физическая агрессия и негативизм в большей степени связаны с поведенческими параметрами суицидального риска. Физическая агрессия и негативизм связаны с отношениями дома (г=0,287 при р<0,01), мыслями о вреде другим (г=0,398 при р<0,01), социальной дезадаптацией (г=0,307 при р<0,01). Отношения дома также связаны с вербальной агрессией подростка (г=0,264 при р<0,05). Подозрительность и враждебность связана с поведением в школе (г=0,253 при р<0,05) и общей дезадаптацией (г=0,28 при р<0,05). Таким образом, чем высокая агрессивность подростка сочетается с выраженной депрессией. Это говорит о том, что общая агрессия способна выплескиваться как на окружающих, прежде всего на родителей, так и в сочетании с импульсивностью подростка проявляться в самоповреждающем поведении.

Самоконтроль подростка 13—14 лет обратно взаимосвязан с самооценочными суждениями суицидального риска подростка, в частности, с оценкой его депрессивности (г=-0,313 при р<0,01), вербальной агрессией (г=-0,243 при р<0,05) и не связан с оценкой поведенческих параметров суицидального риска. Выраженный самоконтроль подростка 13—14 лет способен снижать уровень депрессии, самоповреждающее поведение и, наоборот, чем ниже выше уровень депрессии, тем ниже самоконтроль подростка 13—14 лет. Значимый факт отсутствия взаимосвязи самоконтроля и поведенческим параметрами суицидального риска указывает на то, что самоконтроль в этом возрасте еще не выполняет регулирующую функцию конфликтов с родителями и в школе.

Перейдем к анализу корреляционных взаимосвязей между личностными переменными и параметрами суицидального риска у подростков 14— 15 лет (рис. 2).

Так, мы выяснили, что в возрасте 13—14 лет наибольшее количество корреляций выявлено между параметрами суицидального риска, полученных с помощью оценки поведенческих параметров, и импульсивностью подростка. В 14—15 лет тесная взаимосвязь импульсивности и суицидального риска сохраняется и даже усиливается. Так, импульсивность связана с общим фактором оценки поведенческих параметров суицидального риска со стороны родителей и педагогов(г=0,384 при р<0,01), отношениями дома (г=0,35 при р<0,01), мыслями о вреде другим (г=0,238 при р<0,05), общей социальной дезадаптацией (г=0,342 при р<0,01), добавляется параметр взаимосвязи суицидального риска — оценка поведения в школе (г=0,29 при р<0,05). Полученные взаимосвязи указывают на устойчивость импульсивности в дезадаптив-ном поведении подростка, которое проявляется не только в виде конфликтов дома, но и трудно-

Примечание:

прямая взаимосвязь при р<0,05; прямая взаимосвязь при р<0,01; — — — обратная взаимосвязь при р<0,01.

Рис. 2. Взаимосвязь агрессивности, импульсивности, самоконтроля и суицидального риска подростков 14—15 лет

Вестник КГУ Л 2018

96

стей поведения в школе (прогулы, пререкания с учителями, драки, проблемы с учебой и пр.). Кроме того, по сравнению с периодом 13-14 лет появляются взаимосвязи суицидального риска с самооценочными суждениями подростка: оценкой депрессии (г=0,411 при р<0,01) и уровнем не-вротизации (г=0,552 при р<0,01). Таким образом, импульсивность подростка в 14-15 лет напрямую проявляется в саморазрушающем и дезадаптивном поведении.

В структуре личности подростка 14-15 лет появляется обратная взаимосвязь импульсивности с самоконтролем (г=-0,391 при р<0,01), которой не было в период 13-14 лет и сохраняется прямая взаимосвязь импульсивности и общей агрессивности подростка. Также импульсивность имеет тесную взаимосвязь с физической и вербальной агрессией (г=0,584 при р<0,01), негативизмом (г=0,529 при р<0,01), раздражительностью (г=0,395 при р<0,01), подозрительностью (г=0,269 при р<0,05), появляется обратная взаимосвязь с чувством вины (г =-0,343 при р<0,01). Самоконтроль подростка 14-15 лет обратно взаимосвязан с импульсивностью и со многим формами агрессии: вербальной (г =-0,395 при р<0,01), физической агрессией (г =-0,371 при р<0,01) и косвенной агрессией (г =-0,266 при р<0,05), раздражительностью (г=-0,342 при р<0,01) и негативизмом (г=-0,326 при р<0,01). Как мы видим, импульсивность и агрессивность в сочетании с неразвитым самоконтролем напрямую связаны с дезадаптивным и саморазрущающим поведением подростка 14-15 лет. Также как и в 13-14 лет самоконтроль не связан с оценкой поведенческих параметров суицидального риска.

С оценкой поведенческих параметров суицидального риска родителями и педагогами связаны различные формы агрессии: негативизм (г=0,329 при р<0,01), вербальная агрессия (г=0,298 при р<0,05), косвенная агрессия (г=0,257 при р<0,05).

Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие эмоциональной регуляции, самоконтроля, высокая импульсивность, которая проявляется в склонности к быстрому реагированию без предварительного анализа ситуации, проявление агрес-

сивных реакций направленных как на себя, так и на окружающих являются важными психологическими факторами, повышающими вероятность возникновения риска суицидального поведения у подростков.

Библиографический список

1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. -Барнаул, 2014. - 100 с.

2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 39 с.

3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. -СПб., 2002. - С. 80-84.

4. Hirschfield P.P. Impulsivity scale // Measures for Clinical Practice and Research: A Sourcebook Volume / Eda K. Corcoran, J. Fischer. - New York: Oxford University Press, 1987. - P. 398-400.

5. Humphrey L. Childrens Perceived Self-Control Scale // Measures for Clinical Practice and Research: A Sourcebook Volume 2. - New York: Oxford University Press, 2007. - P. 479-481.

References

1. Alimova M.A. Suicidal'noe povedenie podrostkov: diagnostika, profilaktika, korrekciya. -Barnaul, 2014. - 100 s.

2. Ambrumova A.G., Tihonenko V.A. Diagnostika suicidal'nogo povedeniya. - M., 1980. - 39 s.

3. Diagnostika sostoyaniya agressii (oprosnik Bassa - Darki) // Diagnostika ehmocional'no-nravstvennogo razvitiya / red. i sost. I.B. Dermanova. -SPb., 2002. - S. 80-84.

4. Hirschfield P.P. Impulsivity scale // Measures for Clinical Practice and Research: A Sourcebook Volume / Eds. K. Corcoran, J. Fischer. - New York: Oxford University Press, 1987. - P. 398-400.

5. Humphrey L. Shildrens Perceived Self-Control Scale // Measures for Clinical Practice and Research: A Sourcebook Volume 2. - New York: Oxford University Press, 2007. - P. 479-481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.