Научная статья на тему 'Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах'

Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1860
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / DEVIANT BEHAVIOR / YOUTH SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова М. Г., Чухров А. С., Пивоваров А. В., Орлова Т. Г., Сафин Д. И.

В пилотном исследовании показана распространенность различных форм девиантного поведения в молодежных субкультурах хиппи, панков, готов, растаманов, в сравнении с подростками, не причислящими себя к субкультурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR IN SOME YOUTSUBCULTURES

A pilot study shows the prevalence of various forms of deviant behavior in youth subcultures hippies, punks, goths, rastamans, compared with adolescents who do not consider themselves to be subcultures

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах»

В противовес этому актуальное психоэмоциональное состояние курсантов без признаков депрессивного состояния включает в себя тенденцию своевременно реагировать на психотравми-рующие воздействия с помощью вербальной и физической агрессии - в пределах социально допустимых норм. Таких курсантов, по нашим данным, в исследованной выборке 85 %.

Рисунки курсантов позволили уточнить психотравмирующие компоненты. Анализ показал, что психотравмирующие ситуации находятся в поле общения: это недостаток конструктивного общения, недопонимание, неясные отношения, дефицит дружеского участия, любви и заботы, в ряде случаев - деструктивные отношения, вызывающие напряжение. Это ощущение безысходности, «нахождения в клетке», недостаток общения и поддержки извне. Депрессивный курсант склонен видеть в том, что происходит с ним, только неприятности и поражения, что характеризует одномерность его мышления, и склонен считать, что мир настроен к нему враждебно. Он относит себя к «неудачникам» (категоричное, оценочное суждение) и полагает, что выхода в данной ситуации нет. Депрессивный курсант убежден, что ему присущи психологические, нравственные или физические дефекты (обида, вина и аутоагрессия в структуре психологического состояния), которые делают его глубоко несчастным, никчемным, никому не нужным существом, испытывает по этому поводу вину и обиду вплоть до аутоагрессивных тенденций. Он считает себя несчастным человеком. Эти неправильные суждения укладываются в первый компонент когнитивной триады А.Бека [3].

Депрессивный курсант считает, что мир враждебен и предъявляет к нему непомерные требования (враждебность и негативизм в структуре эмоционального состояния), чинит ему непреодолимые препятствия - то есть имеет место негативная интерпретация своего текущего опыта. Это является вторым компонентом когнитивной триады А.Бека.

Третий компонент когнитивной триады связан с неконструктивным планированием своего будущего - это проявляется в аутоагрессивных тенденциях и выявлено в некоторых единичных случаях.

Таким образом, проявления депрессивности у курсантов в связи с агрессивным эмоциональным состоянием укладываются в когнитивную модель депрессии А.Бека. Логично предположить, что данные курсанты конституционально предрасположены к депрессии, которая до воинской службы была в скрытом, латентном состоянии, а трудности воинской службы, особые взаимоотношения, напряженный режим и ответственность активизируют скрытые представления (схемы, по А.Беку), которые проявляются депрессивным состоянием.

Депрессивные состояния у курсантов могут быть объяснены и с помощью теории А.Эллиса. Специфика воинской службы такова, что большинство поручений передаются в виде команд и приказов, что формирует определенное мышление: внутренний диалог тоже приобретает форму команд. Присутствие в личностном стиле самокоманд как способа контроля и регуляции исключает гибкое, приспосабливающееся реагирование на ситуацию и даже в обычных условиях бывает весьма тягостно, в критические же моменты или в напряженных условиях воинской службы это может формировать описанные чувства беспомощности, вины, ожидания наказания и ведет к депрессивным состояниям. Мышление функционирует по принципу «все или ничего», что может быть опасно в плане возникновения суицидальных тенденций.

Теория выученной беспомощности М.Селигмана также может быть приложима для объяснения депрессий у военнослужащих. Любому солдату внушается, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы изменить или предотвратить их. У солдат и у низшего командного звена формируется своеобразная «обученная беспомощность». Это состо-

Библиографический список

яние особенно тягостно переживается лицами, которые имеют внутренне-ориентированный локус контроля, которые привыкли чувствовать себя ответственными за происходящие события. У таких лиц может легко развиться депрессия с выраженным чувством вины, обиды, негативизма.

Коррекционное психологическое консультирование в этих случаях должно быть направлено на изменении ситуации, обучение в особых условиях, позволяющих путем позитивного подкрепления разрушить устойчивые стереотипы депрессивного стиля поведения, укрепляя поведенческую активность.

Рисуночный тест показал, что депрессия приводит к искажению восприятия военнослужащим действительности. Военнослужащий в таком случае начинает воспринимать свое состояние и свои взаимоотношения как потерю или неудачу. Военнослужащий может почувствовать неспособность исполнять свою роль или недовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить личностные проблемы и привести к появлению у военнослужащего постоянного чувства безнадежности, к неспособности приспособиться к воинской деятельности или найти способ изменить ее так, чтобы она лучше соответствовала потребностям военнослужащего. В результате депрессия влияет на понижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешно справляться с воинскими обязанностями. Таким образом, личностные проблемы, вскрытые армейской службой, в ситуации напряжения приводят к депрессии.

Выявленные нами корреляционные взаимосвязи депрессии с агрессией подтверждают теорию У. Штернберга о том, что депрессия - это в ряде случаев подавленная агрессивность. Корни этого процесса лежат в раннем детстве, когда любое агрессивное проявление подавлялось и осуждалось - отсюда чувство вины, обиды и негативизма. В коррекционном плане необходимо добиваться у пациента осознания его агрессивных чувств и анализа их происхождения, что предотвратит обращение агрессии на себя и на окружающих. Депрессия и агрессия, как адаптивные психологические феномены, существуют бок о бок, и нуждаются в одновременной коррекции.

В связи полученными результатами можно заключить, что наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме депрессивных состояний у военнослужащих. Это не только предупреждение конфликтных и психотравми-рующих ситуаций, но и анализ личности военнослужащего, в которой могут скрываться предрасположенность к депрессивным реакциям и подавленная агрессивность. Комплексный подход - это применение всех методов изучения депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая психология). Полученные результаты могут быть использованы в военных организациях для разработки методических рекомендаций по профилактике и своевременной коррекции депрессивных состояний у военнослужащих.

Выводы

1. При обследовании 200 курсантов не выявлено ни одного истинно депрессивного состояния. Легкое депрессивное состояние выявлено в 15 % случаев.

2. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи депрессии и некоторых проявлений агрессивности, а именно: обиды, вины, аутоагрессии, негативизма, враждебности.

3. Проективный рисуночный тест показал наличие в структуре личности депрессивных курсантов личностных проблем и неправильных, дисфункциональных установок, обусловливающих нарушение психической адаптации и приводящих к депрессии.

4. Наиболее оптимальная трактовка депрессивных состояний военнослужащих может быть осуществлена с помощью ког-нитивно-бихевиоральной теории депрессии. Анализ личностных причин депрессии может помочь в выборе адекватного психокор-рекционного вмешательства.

1. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара, 2006.

2. Копытин, А.И. Тест «Нарисуй историю». - М., 2003.

3. Бек, А.В. Когнитивная терапия депрессии. - СПб., 2003.

Bibliography

1. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: uchebnoe posobie. - Samara, 2006.

2. Kopihtin, A.I. Test «Narisuyj istoriyu». - M., 2003.

3. Bek, A.V. Kognitivnaya terapiya depressii. - SPb., 2003.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 159.923

Chukhrova M.G., Chukhrov A.S., Pivovarov A.V., Safin D.I., Orlova T.G.. DEVIANT BEHAVIOR IN SOME YOUTH SUBCULTURES. A pilot study shows the prevalence of various forms of deviant behavior in youth subcultures hippies, punks, goths, rastamans, compared with adolescents who do not consider themselves to be subcultures. Keywords: deviant behavior, youth subcultures.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ; А.С. Чухров, канд. тех. наук, доц. СибГУТИ, А.В.Пивоваров, соискатель НГПУ; Д.И. Сафин, канд. филос. наук, доц. СНИ; Т.Г. Орлова, ст. преп. НГПУ, г. Новосибирск, mba3@sibmail.ru

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В НЕКОТОРЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ

В пилотном исследовании показана распространенность различных форм девиантного поведения в молодежных субкультурах хиппи, панков, готов, растаманов, в сравнении с подростками, не причислящими себя к субкультурам. Ключевые слова: девиантное поведение, молодежные субкультуры.

Данное понятие - девиантное, или отклоняющееся от нормы поведение, - как феномен существует, вероятно, с момента появления общества, и масштабы его могут колебаться как от единичных, так и до массовых проявлений.

Наибольшая склонность к девиантному поведению проявляется в подростковом возрасте, поскольку данный возраст характеризуется не только биологическим переходом от детства к зрелости, но и социальным самоопределением, и психологическим самоосознаванием. Подростки являются самым активным психологическим субъектом, их мировоззрение еще не сформировано, легко поддается внешнему влиянию и поэтому социально неприемлемое поведение самым выразительным образом проявляется именно в них. Подростки легко впитывают в себя правила поведения значимой для них группы и руководствуются ими. В так называемого «трудном возрасте» наиболее сложно контролировать зачатки девиантного поведения и проводить его профилактику, поскольку подростки гораздо легче и лучше идентифицируют себя со сверстниками, чем со взрослыми. Это связано с психологической потребностью подростка, с одной стороны, «отделиться» от контроля старших, с другой, принадлежать какой-либо группе или общности. Зачастую, такой общностью может оказаться та или иная субкультура [1, 2].

Молодежная культура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодеж-

ная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей [1].

Субкультуры в России - явление, заимствованное с Запада во второй половине прошлого века и до конца не изученное. Молодежные субкультуры в России имеют определенные идеологические, внешние и поведенческие черты, отличные от общепринятой нормы. Зачастую эти нормы находятся на грани дозволенного или переходят эту грань. Различные проявления девиантного поведения в определенных субкультурах возведены в норму, и эта проблема нуждается в специальном изучении.

Цель пилотного исследования - изучение распространенности различных форм девиантного поведения в молодежных субкультурах.

Объект и методы исследования. В нашем исследовании принимали участие представители таких субкультур как хиппи (30 человек), панки (28 человек), готы (32 человека), растаманы (28 человек), всего 118 представителей субкультур в возрасте 16-19 лет. В качестве контрольной группы были обследованы подростки, юноши и девушки, которые не причисляли себя ни к одной из субкультур, учащиеся старших классов общеобразовательной школы, в возрасте 16-18 лет, всего 40 человек. Всего опрошены 158 человек, из них 83 - мужского пола и 75 - женского. Основным методом исследования был метод нестандартизированных (свободных) психологических интервью. В интервью обязательно входили вопросы, касающиеся отношения испытуемого к молодежным субкультурам и их определяющих признаках: истории,

Основные компоненты субкультур по мнению современных подростков

54%

87°,

38°,

17°

43%

66%

История

Музыка

Идеология

Слэнг

Манеры

Имидж

0%

Рис.

1

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Основные компоненты субкультур, по мнению современных подростков и молодых людей (в %)

музыке, слэнгу, идеологии, имиджу. Подробно расспрашивались респонденты об их отношении к алкоголю и наркотикам, частоте и мотивации потребления, чувствам, которые вызывают у них психотропные препараты и люди, которые их употребляют. Подробно расспрашивались респонденты об их отношении к другим видам девиантного поведения - преступности, суицидальному поведению. Все опросы производились анонимно.

Результаты. Субкультуры претерпели существенные изменения за историю своего существования, при этом при переходе из одной страны в другую они также видоизменялись. Ни одна из изученных нами молодежных субкультур не зародилась в России, поэтому необходимо было выяснить, что определяет субкультуру, по мнению современного российского подростка. Опрошены респонденты из всей выборки 158 человек. Данные в %-выражении приведены на рис. 1. Из полученных данных следует, что идеология субкультуры стоит далеко не на первом месте, а занимает только пятую позицию из шести возможных. Основными признаками, определяющими принадлежность к той или иной

субкультуре, подростки считают музыку, внешний вид (имидж), знание истории самой субкультуры.

Специфические составляющие, такие, как идеология, сленг, манеры отходят на второй план и важны менее, чем для половины реципиентов, но не исключены полностью. Из этого можно сделать вывод, что для современных подростков субкультура выражается преимущественно во внешних формах, а не во внутреннем содержании.

Представители субкультур - хиппи, панки, растаманы, готы, а также подростки, не относящихся ни к одной субкультуре, были опрошены с целью выявления их отношение к четырем видам девиантного поведения - алкоголизму, наркомании, преступности, суицидальному поведению. Результаты опроса были сопоставлены между собой. Выявлена наибольшая склонность к такому виду, девиантного поведения, как потребление алкоголя, причем наибольшая она в субкультуре панков (97% регулярно принимают алкоголь), а наименьшая в субкультуре хиппи (14%), данные по субкультурам готов (48%), растаманов (52%) и среднестатистическим подросткам (52%) практически совпадают (рис. 2).

Регулярно принимают алкоголь

Среднестатистические подростки

Готы

Растаманы

Панки

Хиппи

0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%

Рис. 2. Склонность к потреблению алкоголя в молодежных субкультурах

52%

48%

52%

97%

14%

Причины допустимости потребления алкоголя практически совпадали у всех опрошенных подростков: традиция определенных компаний, приподнятое настроение после употребления алкоголя, возможность казаться взрослыми и независимыми, иллюзия, что алкоголь не вызывает острого привыкания и его употребление можно «легко» бросить. Представители субкультуры готов отметили как основную причину «эстетику» алкоголя, псевдокультурную мотивацию выпивок, а среднестатистические подростки - желание с помощью алкоголя влиться в определенную компанию или среду, т.е. коммуникативные его свойства. Традиционное потребление алкоголя сильнее всего выражено у панков, у остальных же субкультур, вероятно, принадлежность к субкультуре не влияет на склонность к такому виду девиантного поведения, как алкоголизм, поскольку не было выявлено ни одной причины приема алкоголя, зависящей от специфики самой субкультуры.

Наркоманию считают допустимой представители субкультур готов (42%) и растаманов (78%), соответственно, очевидно, это связано со спецификой данных субкультур. Представители других субкультур и обычные подростки в большинстве своем декларировали недопустимость потребления наркотиков и наркомании. Среди растаманов потребление, например, марихуаны, не только допустимо, но и необходимо: марихуана и связанные с ней измененные состояния сознания являются неким путем для саморазвития и достижения Бога и просветления. Для представи-

телей субкультуры готов измененное состояние сознания имеет мистический ореол, это заложено в самой субкультуре. А также готы отмечают особую «эстетику» наркотиков.

Делинквентность и склонность к правонарушениям у подростков правильнее было бы объяснять ситуационными и личностными мотивами, а не принадлежностью к субкультуре, поэтому, вероятно, в обследованной нами выборке выявлено небольшое количество совершенных правонарушений, причем основная доля принадлежала панкам, которые, как известно, алкогольное опьянение считают частью своего имиджа. Преступления, совершенные панками (19%), квалифицируются, как мелкое хулиганство, ситуационные конфликты, нарушения общественного порядка, и не зависят от идеологии самой субкультуры. Подростки, не относящиеся к субкультурам, на втором месте по конфликтам с законом (14%). В качестве причин совершения правонарушений (мелкое хулиганство, воровство, грабеж, разбой) подростки указывают тяжелое материальное положение, поиск острых ощущений и совершение преступления «за компанию». Таким образом, принадлежность к субкультуре не влияет на склонность к такому виду девиантного поведения, как преступность, поскольку не было выявлено причин, зависящих от специфики самой субкультуры (рис. 4).

Пропаганду суицидального поведения как высшего проявления свободы и свободы выбора приписывают готам, поскольку это соотносится со спецификой самой субкультуры - мрачный

Регулярно принимают наркотики

Среднестатистические подростки

Готы

Растаманы

Панки

Хиппи

6%

42%

1%

0%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рис. 3. Склонность к потреблению наркотиков в молодежных субкультурах

Совершали преступления

Среднестатистические подростки

Готы

Растаманы

Панки

Хиппи

0%

5%

14%

0%

19%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0%

2%

4%

6%

10%

12%

14%

16%

18%

20%

Рис. 4. Склонность к правонарушениям в молодежных субкультурах

имидж, мистицизм. В текстах некоторых готик-групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готике) тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно трактовать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Среди опрошенных готов 14% имели суицидальные мысли, намерения или пытались совершить суицид в прошлом. Среди контрольной группы подростков таких было всего 1% (рис. 5). Представители остальных субкультур отрицательно относятся к суициду и никогда не пытались его совершить.

Таким образом, следует признать, что для подростка принадлежность к определенной субкультуре не определяет его де-виантность. Скорее, субкультура выбирается по внутренней склонности к той или иной девиации, например, к потреблению алкоголя для панков или депрессивному настроению у готов. Склонность к девиантному поведению не заложена в субкультуре как таковой. Она зависит скорее от способности подростка адекватно оценивать поступающую ему информацию, осознавать выбор своих действий и нести ответственность за свои поступки.

7

Пытались совершить суицид

Среднестатистические подростки

Готы

1% 14%

0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16%

Рис. 5. Склонность к суициду среди представителей субкультур

Библиографический список

1. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. - 1998. - № 9.

2. Косарецкий, С.Г. Современные молодежные субкультуры (молодежные субкультуры как фактор наркотизации) / С.Г. Косарецкий, С.В. Егорышева // Информационно-методические материалы для специалистов по профилактике ПАВ. - М., 2002.

Bibliography

1. Osipova, O.S. Deviantnoe povedenie: blago ili zlo? // Socis. - 1998. - № 9.

2. Kosareckiyj, S.G. Sovremennihe molodezhnihe subkuljturih (molodezhnihe subkuljturih kak faktor narkotizacii) / S.G. Kosareckiyj, S.V. Egorihsheva // Informacionno-metodicheskie materialih dlya specialistov po profilaktike PAV. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 159.923

Chukhrova M.G., Sivolapov A.F., Safin D.I. AGGRESSIVE AND HOSTILE AS A MANIFESTATION OF PROTECTIVE

GEAR PSYCHE. In a pilot study shows the relationship between psychological defense mechanisms of the individual and aggressiveness on the example of military cadets.

Key words: aggression, psychological defense mechanisms.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ; А.Ф Сиволапов, доц. НФА сухопутных войск; Д.И. Сафин, канд. филос. наук, доц. СНИ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

АГРЕССИВНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ

В экспериментальном исследовании показана взаимосвязь между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью на примере военных курсантов.

Ключевые слова: агрессивность, психологические защитные механизмы.

Нормальный уровень агрессивности, под которым понимается не делинквентность с причинением реального вреда окружающим, а стремление к независимости, энергичное отстаивание своего мнения, активное и решительное поведение, является необходимым проявлением индивидуальности и способствует адаптации в обществе [1]. Агрессивность является нормальным проявлением личности, направленным на выживание. Однако в ряде случаев агрессивное поведение, которое вначале несет адаптивную функцию, становится личностным отклонением и приводит к нарушению социальной адаптации. Психологические защитные механизмы, как и агрессивность, носят адаптивную функцию, и их избыточное проявление может также свидетельствовать о дезадаптации личности. В военной среде проблема агрессивности имеет особенно важное значение в связи со

спецификой воинской службы и привлекает внимание исследователей [2, 3]. С одной стороны, воинская служба предполагает определенный уровень общей агрессивности, однако в мирное время желательно снизить ее проявления. Знание того, какие именно структурные компоненты личности коррелируют с агрессивностью, может помочь пониманию агрессивного поведения в целом и иметь большое практическое значение для выработки конструктивных мер с целью предотвращения или контроля агрессии в воинской среде.

Основной целью экспериментального исследования являлось изучение взаимосвязи между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью на примере военных курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.