Научная статья на тему 'Анализ современного состояния высшего профессионального образования и образовательной политики России в контексте формирования гражданских ценностей молодежи'

Анализ современного состояния высшего профессионального образования и образовательной политики России в контексте формирования гражданских ценностей молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / CIVIL VALUES / TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Н. И., Чухров А. С.

В статье проводится анализ состояния современного высшего образования в России. Показана важная роль гражданского образования, так как оно включает совокупность и личностных качеств, и ценностей специалистагражданина: общечеловеческих, поликультурных, нравственных, правовых, социальных, патриотических и собственно гражданских образовательно-воспитательных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAININAND THE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF FORMATION OF CIVIL VALUES OF YOUTH

In article the analysis of a condition of modern higher education in Russia is carried out. The important role of secular education as it includes set both personal qualities, and values of the expert-citizen is shown: universal, polycultural, moral, legal, social, patriotic and actually civil obrazovatelno-educational areas.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния высшего профессионального образования и образовательной политики России в контексте формирования гражданских ценностей молодежи»

• Деятельность: приверженность к теории, интересует результат.

Данные пилотного исследования послужили основой для составления психологической программы развития личности руководителя с учетом психофизиологической основы, составления рекомендаций, которые являются необходимыми для оптимизации процесса управления.

Занятия проводились во время обучения слушателей на курсах повышения квалификации для среднего управленческого персонала на курсах «Туран-профи» (2008-2009, 2009-2010 учебный год). Длительность проведения программы - 6 месяцев; регулярность проведения занятий - 2 раза в неделю по 3-5 часов. Мы определили цель нашей программы - расширение диапазона использования средств управления испытуемыми в соответствии с целью деятельности и с учетом психофизиологических особенностей индивида - доминировании полушарий головного мозга.

Теоретическая часть содержала разделы:

1. Психологические школы, теории, концепции личности, раскрывающие динамику поведения человека в организации.

2. Социально-психологические основы коммуникативного поведения личности в организации.

3. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство.

4. Взаимодействие личности и группы в системе управления. Управление конфликтами.

5. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6. Социальные роли и личностный потенциал в условиях в условиях перехода к рыночной экономике.

7. Деловой этикет и общение. Влияние культурных различий на деловое общение.

8. Личность и ее потенциал в системе управления

Практическая (тренинговая) часть была организована с учетом психофизиологической основы развития индивида. Основаниями для составления программы стали следующие выводы: 1) результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что существует зависимость использования средств управленческой деятельности от доминирующего полушария головного мозга; 2) вслед за учеными Аршавским В.В. (1988), Роттен-бергом В.С. (1989), Kinsbourne M.(1972), Rotenberg V.S. (1991), Потаповым А.С. (2005) мы утверждаем, что восприятие и переработка информации индивидами зависит от доминирования полушария, но не является показателем ограниченности, строгой закрепленности в использовании стилей деятельности. Так, «индивиды с преимущественно правополушарным мышлением ... способны ориентироваться в чисто логической ситуации, а индиви-

Библиографический список

ды с преимущественно левополушарным мышлением . способны образно воспринимать окружающий мир. ... Но механизмы этих решений иные, несколько более длительные и «энерготратные», связанные с вовлечением в процесс принятия решения задачи не только специфических полушарных структур коры, но и неспецифических стволовых образований мозга, активирующих всю кору целиком». [Потапов А.С. Билатеральность полушарий головного мозга и межличностные отношения: Монография. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - С.42.]. Практическая часть программы содержала тренинговые упражнения, направленные на сплоченность коллектива, разрешение конфликтных ситуаций, эффективное достижение цели (коучинг) и др. Особое внимание уделялось расширению диапазона используемых средств управления, так как эффективный руководитель - это руководитель, использующий такие способы взаимодействия с персоналом, которые оптимально ведут к решению специфических управленческих задач.

Безусловно, успех управленческой деятельности во многом зависит от того, умеет ли руководитель построить эффективную систему межличностных отношений в организации. Для этого необходимо иметь сильную базу в области знаний психологии, чтобы понимать, прежде всего, собственное поведение, и того, как другой человек общается, как приспосабливается к изменениям, ведет себя в небольших группах и организациях. Так, для руководителей с доминированием левого полушария подчеркивается значимость достижения коллективной цели (при выраженной мотивации достижения успеха), субъективная ценность и значимость отношения к лицам, с которыми он взаимодействует (направленность на развитие коммуникативных способностей). Для руководителей с доминированием правого полушария в ходе практических занятий отрабатывается нацеленность на достижение безопасного результата, что ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач, а так же большое значение придается планированию своей работы, организации деятельности других, проявлению настойчивости в деятельности, которая их привлекает.

Таким образом, мы утверждаем, что имеются резервы оптимизации управленческой деятельности - учет психофизиологических особенностей индивида - функциональной специализации полушарий головного мозга как психофизиологической закономерности жизнедеятельности мозга индивида - личности. Поэтому, для эффективного взаимодействия в управленческой деятельности, руководителям нужно учитывать свои индивидуальные особенности, особенности коллег и подчиненных и развивать те способности, которые являются эффективными для достижения управленческих целей.

1. Асмолов, А. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990.

2. Выготский, Л. Мышление и речь: психологические исследования. - М., 1996.

3. Потапов А.С. Методы исследований физиологических и психологических особенностей восприятия информации: методическое пособие. Тесты выявления латеральной асимметрии полушарий головного мозга / под ред. РЮ. Ильюченка, В.Г. Леонтьева. - Новосибирск, 2000.

4. Столяренко, Л. Основы психологии: практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Чуфаровский, Ю. Психология общения в становлении и формировании личности. - М., 2004.

Bibliography

1. Asmolov, A. Psikhologiya lichnosti: Principih obthepsikhologicheskogo analiza. - M., 1990.

2. Vihgotskiyj, L. Mihshlenie i rechj: psikhologicheskie issledovaniya. - M., 1996.

3. Potapov A.S. Metodih issledovaniyj fiziologicheskikh i psikhologicheskikh osobennosteyj vospriyatiya informacii: metodicheskoe posobie. Testih vihyavleniya lateraljnoyj asimmetrii polushariyj golovnogo mozga / pod red. R.Yu. Iljyuchenka, V.G. Leontjeva. - Novosibirsk, 2000.

4. Stolyarenko, L. Osnovih psikhologii: praktikum. - Rostov n/D: Feniks, 2001.

5. Chufarovskiyj, Yu. Psikhologiya obtheniya v stanovlenii i formirovanii lichnosti. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 378

Morozova N.I., Chuhrov A.S. THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING

AND THE EDUCATIONAL POLICY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF FORMATION OF CIVIL VALUES OF YOUTH. In article the analysis of a condition of modern higher education in Russia is carried out. The important role of secular education as it includes set both personal qualities, and values of the expert-citizen is shown: universal, polycultural, moral, legal, social, patriotic and actually civil obrazovatelno-educational areas.

Key words: the higher vocational training, civil values, transformation of the Russian society.

Н.И. Морозова, канд. пед. наук, КемГУ, г. Кемерово;

А.С. Чухров, канд. тех. наук, СибГУТИ, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@sibmail.ru

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

В статье проводится анализ состояния современного высшего образования в России. Показана важная роль гражданского образования, так как оно включает совокупность и личностных качеств, и ценностей специалиста- гражданина: общечеловеческих, поликультурных, нравственных, правовых, социальных, патриотических и собственно гражданских образовательно-воспитательных областей.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, гражданские ценности, трансформация российского общества.

Образование как социальное и культурное явление рассматривается как один из самых важных и динамичных элементов общественной системы, поскольку тесно вплетено в общественный процесс. Понимание социальной сущности образования вообще и высшего профессионального образования в частности, а равно и построение теоретико-методологической основы высшего профессионального образования невозможно без учета сложившейся социокультурной, социально - экономической и демографической ситуации в России. Данная проблема детерминирована всеобщей закономерностью - зависимости педагогики и системы образования как средства реализации целей и задач педагогики высшей школы развитием современной России, кардинальными изменениями в социально-экономической, гражданско-по-литической и общественной жизни страны.

Образование призвано отвечать на требования общества, и не только продуктивно действовать, но и саморазвиваться, самоорганизовываться, обновляться, изменяться и влиять на социальные процессы. Происходящая в настоящее время трансформация российского общества включает противоречивые тенденции в образовательном процессе [1].

Данный вывод настолько адекватен нынешней ситуации, к чему мы добавляем «и без обновленной педагогики высшей школы». Изменившихся социально-экономические и общественно-политические условия переходное состояние российского общества к новой социально - экономической стадии развития привели к тому, что социокультурные смыслы, определенные стереотипы деятельности и поведения студентов, профессорско-преподавательского состава высшей школы, а, следовательно, и выпускников подверглась переинтерпретации без научно обоснованного переосмысления.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340- Р, подчеркивается, что «низкая квалификация значительной части административно- управленческого персонала не позволяет осуществить развитие системы образования на основе внедрения эффективных форм и технологий организации управления», и далее: «слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалификационных кадров является следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условия для развития системы образования», а так же «отсутствие в сфере образования институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны, приводит к тому, что система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживаетактивность личности на рынке пруда» [2].

Следовательно, не имеющая себе равных на мировом уровне в недалеком прошлом система высшего профессионального образования, вступила в полосу кризиса, обладающим признаками системности не только в части проблем финансирования, но и в категории методологии, целеполагания, принципиальной основы, содержания, средств обучения, воспитания и организации. Высшая профессиональная школа продолжает работать, в некоем инерционном режиме, осуществляя профессионально образовательную деятельность по заранее предопределенной ей траектории, данной в принципиально иной политико-экономической ситуации.

Мы разделяем точку зрения Е. В. Бондаревской и С. В. Куль-невич о появлении множества «образовательных проектов» [3]. В их числе: педагогические технологии, педагогические системы, педагогические «парадигмы», «образовательные пространства», концепции и т. д. Но все это педагогическое новаторство характе-

ризуется тем, что не подкреплены материально и законодательно три важнейших принципа образования, разработанные еще в XIX в. В. В. Розановым: 1) индивидуальности; 2) целостности; 3) единства - требование, чтобы все образующие личность ценности исходили из одного источника культуры [3].

Система высшего профессионального образования дала сбой, что впоследствии привело к обнажению проблем формирования: индивидуального своеобразия выпускника высшей школы, как специалиста, организатора производства, воспитателя, его безопасности как личности, т. е. личности, не способной принести вред ни себе, ни людям, идея воспитания языковой среды, идея государственности и воспитания гражданина.

Распаду централизованной традиционной системы высшего профессионального образования (деструктуризации) и не появлению на ее месте новой системы единого образовательного пространства способствовали многие факторы (особенности кризиса): структурно-системные, содержательно-методологические, эт-нохарактерологические. Так, в структуре высшего профессионального образования произошли изменения, наряду с государственными высшими учебными заведениями появились негосударственные, однако это не дает основание считать содержательную сторону их работы соответствующей этим названиям. В процессе обучения все еще сохраняется субъект - объектные отношения, при которых профессорско-преподавательский состав по-прежнему единственный носитель, источник и передатчик абсолютно конечного знания. Организационные изменения высшей школы не коснулись ведущей цель высшего профессионального образования - формирования гражданских ценностей в новых изменившихся социально-экономических, этноде-мографических условиях. Различные образовательные программы, на основе которых осуществляется школьная и вузовская подготовка ориентированы на требования стандартов образования для каждой его отрасли. Вместе с тем, единство необходимых знаний в содержательном плане, как условие преемственности между школой и вузом, школой и ссузом существует в единичных случаях [1; 3].

С точки зрения содержательно-методологических особенностей, специальная и психолого-педагогическая подготовка студентов ориентированы на воспроизводство традиции углубление предметной специализации в режиме репродукции все более наращиваемого объема знаний, передаваемых в готовом виде, а также на формирование опыта познания в соответствии с положениями бинарной методологии закрытого образовании. Общая закрытость учебной информации в содержательном аспекте обеспечена методологией репродуктивного (воспроизводящего) образования. Данная методология удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого том числе и гуманитарного знания с позиций привычного естественнонаучного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, характеризует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания. И в школах, и в вузах приоритетным остается обращение к догматизированным моделям познания, а не к его ценностным и смысловым моделями. Бинарная методология закрытого знания активно используется в тех учебных заведениях, где еще сохранились традиции воспитательной деятельности. Но воспитательные модели, выстраиваемые на бинарной основе, так же как и в процессе обучения, определяют «полярный» характер воспитания. Оно реализуется в контексте столь же привычных «воспитательных мероприятий» или «коллективных творческих дел», где полярные оппозиции «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «выгодно -невыгодно» и т. д. внедряются в сознание молодежи по установ-

кам, задаваемым образовательными учреждениями, но не выстраиваются воспитуемыми самостоятельно, при педагогической поддержке профессорско-преподавательским составом [1, 3].

Этнохарактерологическими особенностями современной системы образования является то, что каждый российский регион имеет свою воспитательную специфику. Вместе с тем, все большую ценность для молодежи приобретают так называемые имплицитные концепции воспитания, которые явно не обозначены. Как правило, это антиценностные установки, которые в последнее время приобретают культовое значение для молодежи. Они включают ценность жесткой, вплоть до диктатуры власти на всех уровнях, при этом готовность соответствовать ее требованиям проявляет наименее образованная часть молодежи - учащиеся ПТУ и школ, в которых легально действуют организации (объединения) асоциальной направленности и даже антинациональной идеологии, имеющих жесткую военизированную структуру управления; вера в легкость и простоту «чудотворного» и быстрого достижения целей. Наблюдается отсутствие единого образовательного пространства, ориентированного на гражданские ценности как первооснову гуманизма.

Наблюдаются явления редукции активной деятельности, снижение ценности чтения, обращение к подменам произведений искусства и классики суррогатами - боевиками, детективами, безсмысленной поп-культурой, порнографией и т.д. Возрастает стремление получения удовольствия без затрат, с помощью химических психоактивных препаратов. Уменьшается личная ответственность за свою жизнь взамен общей коллективной безответственности.

В настоящее время высшая школа работает в неком инерционном режиме, продолжая образовательную деятельность по траектории заданной прежней социально-экономической формацией, упорно сопротивляется обновлению, модернизации и реформированию. При этом ответственность педагогической науки за случившееся в Российской системе высшего профессионального образования как бы автоматически переносится на организаторов политических и экономических реформ. Возник феномен двойной безответственности: государства и педагогика как наука заняты поиском «виновных». Заполнения вакуума, сформировавшегося в образовательном пространстве, происходит различными зарубежными проектами и программами, без учета российской ментальности, российского многонационального этноса, российских традиций: гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и других морально-этических, эстетических и других нравственных качеств личности выпускника высшей школы как профессионала не только и организатора производства, но и воспитателя.

Постоянно дополняющий Федеральный Закон «Об образовании» усугубляет ситуацию нестабильности юридической базы образовательной политики высшей школы, вызывая смятение профессорско-преподавательского состава высшей школы, не знающего, как адекватно действовать в сложившейся ситуации, ставших заложниками бессистемной деятельности.

И, как результат, мы полностью солидарны с Е.В. Бондарев-ской и С.В. Кульневич в том, что «идеи давления, опеки, принятия преподавателем на себя организаторских и управленческих решений, подмена природной предрасположенности студента к активности принудительным активизмом, сознательной самодеятельности - «формированием» сознательности т. д. приводят не только к обесцениванию и извращению гуманистического образования как основы гражданского образования и формирования гражданских ценностей ... вместе с ним обесценивается и развращается личность студента, непроизвольно лишаемых своей главной потребности - быть самостоятельными и свободными. Они автоматически становятся полностью зависимыми от преподавателя, и, как результат - инфантильными, пассивными потребителями «готового» знания» [3].

Наличие негативных проявлений объясняется объективными и субъективными причинами до реформирования России и в период социально-экономических и демографических преобразований России.

Бесспорно, российская система образования, педагогическая наука и педагогическая практика были значительно обогащены новыми научными открытиями. В их числе патриотическое движение учителей-новаторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, А. П. Щетинина; наиболее известные системы развивающего обучения Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова; концепция о стратегии развития личности К.А. Абульхановой-Славской, психоло-

го-педагогическая концепция личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской; аксеологическая концепция личностного воспитания И.Б. Котовой, А.В. Петровского, Е.Н. Шиянова; дидактическая модель личностно ориентированного образования В.В. Серикова; проективная модель личностно ориентированного обучения Н.И. Алексеева.

Анализ вышеперечисленных педагогических концепций и новаторских подходов дает основание подвести необычный итог развития образовательной политики в России и состояние научно-теоретической, а равно и методологической базы в системе высшего профессионального образования.

Рассматривая перечень инновационных подвижек, мы увидели, в достаточно открытом виде проблематику образовательной политики, сконцентрированную на личностно ориентированной парадигме образования. Это дает нам основание полагать, что педагогическая наука высшей профессиональной школы и педагогическая практика высшего профессионального образования максимально придвинулись к разрешению кризиса отечественного образования 90-х годов. Однако, традиционная педагогика высшей профессиональной школы не позволила сделать прорыв к новым подходам в методологии по формированию у выпускника высшего учебного заведения новых ценностей и смыслов образования - целостного масштабного мировоззрения, базирующегося на гражданских ценностях, объединяющих такие личностные качества как гражданственность, духовность, нравственность, профессионализм, компетентность; уважающего ментальность, обычаи, традиции и культуру российского уклада, примерного семьянина, отца семейства, способного в любой жизненной ситуации дать научно-обоснованное объяснение происходящему процессу в жизни семьи, производственного коллектива и в целом российского общества; с другой стороны, подготовка профессионально грамотного организатора производства, высокоорганизованного управленца с активной жизненной позицией.

Анализ научной педагогической литературы показывает, что предпринимались попытки обогащения теории и методики высшего российского профессионального образования новым концептуальными наработками, представляющими новый методологический материал в решении проблем качественной подготовки специалистов. Как результат, научно-теоретическая и методологическая база была сориентирована к содержанию культурных ценностей образования, как к главной ценности человеческой личности.

В числе концепций нового качества высшего профессионального образования считаем необходимым выделить концепции педагогики личности: концепция свободы и педагогической поддержки О.С. Газмана; культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской; концепции содержательного обучения развития познавательного интереса (Г.И. Щукина), оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский); активизации учебной деятельности (Т.И. Шамова, А.К. Маркова, И.Ф. Харламов); укрупненных дидактических единиц (М.П. Эрди-неев); планирования результатов обучения (В.П. Беспалько); непрерывного обучения (А.Ж. Жафяров).

Необходимо отметить новые подходы к технологиям проектирования учебного процесса, новыми системами обучения: компьютеризация, компьютерный дизайн, компьютерная графика и т.д. (О.С. Анисимов.1991; Е.С. Заир - Бек, 1994; 1995; И.А. Колесникова, 1999; Е.А. Крюкова, 1998; В.М. Монахов, 1995; 1996; 2000; 2001; М.Л. Николаев, 1984; А.С. Потапов, 1999-2007; В.Е. Радионов, 1996; В.В. Сериков, 1999; Т.К. Смыковская, 2000; В.М. Шепель, 1992). Однако, по утверждению А.С. Потапова «предъявленные структуры последовательности этапов проектирования, за исключением модели В.М. Монахова, страдают отсутствием целостности и комплексности проектирования» [4].

Многолетние усилия педагогической науки и педагогической практики высшей школы были нацеленные на обеспечение мотивированности и комфортности обучения, создание действенных педагогических технологий, а равно и педагогических систем, обеспечивающих высокую результативность учебного процесса, с учетом смены социально-экономических условий и жизненных ценностных ориентиров. Однако, обновление в педагогической практике шло несколько хаотично. Проблема здоровья обучающихся субъектов не снята. На общем фоне экономической нестабильности и даже социально-экономического и демографического кризиса растет утомляемость как на физиологическом, так и на психологическом уровне, накапливается психофизиологическое истощение студентов, минимизируются их личностные интересы профессионального становления и нравственного совершенства.

Высшая профессиональная школа, как развивающийся организм, нуждается в поддержке со стороны педагогической науки. Наличие проблем социально-экономического и демографического порядка и отсутствие путей выхода из сформировавшегося кризиса в высшем профессиональном образовании проявляется в резком падении мотивации обучения.

Бесспорно, ученые и практики, разрабатывающие, вышеперечисленные педагогические инновации, максимально приблизились к преодолению кризиса отечественного образования вообще и высшего профессионального образования в частности, но, «завораживающий магнетизм традиционной педагогики не позволяет им сделать решающий шаг в направлении к новым ценностям и смыслам образования» [4].

Научно-методологический анализ педагогической литературы показывает, что в современных российских условиях российская система образования переживает системный кризис, переходящий и на образование, и на воспитание, и на развитие студентов. Он проявляется в «деформированном» понимании профессионального образования как ценности (доказательством тому: массовый прием в высшую школу всех выпускников общеобразовательной школы, в перепроизводстве специалистов с высшим образованием, невозможность выпускника вуза устроиться на работу и т.д.), в снятии ответственности высшей школы за результаты своего труда в качественной подготовки выпускников. Он усугубляется тем, что образование не стало фундаментальной основой формирования студента как личности, как профессионала, будущего отца семейства, как сына или дочери, ответственных перед родителями, а так же перед Отечеством, будущих отца или матери, ответственных перед детьми.

Современный социально-экономический и демографический кризис проявляется не только в испытаниях россиян непривычными антиценностями бездуховности, массового безкультурурия, агрессивности, потребительства, цинизма, культа силы и т. п., которые перманентно накатываются на Россию с Запада со времен Пета 1, но и в крушении национальных российских особенностей: духовности, гражданственности, нравственности.

Для образования как системы важно не просто констатировать наличие указанных выше элементов, но и определить вектор их взаимодействия для получения общего интегративного

Библиографический список

результата - не просто человека, и не только специалиста, а полноценного гражданина. Обновленная педагогическая система должна в значительной степени быть сориентирована не только на «сохраняющую» (наследственную), но и на развивающую (адаптивную) функции. Она всей совокупностью должна сформировать у индивидов личностные качества и ценности: способность к изменениям, развитию, инновациям и на этой основе обеспечить общество социальным и интеллектуальным ресурсом. И в этом процессе, на наш взгляд, важная роль отводится гражданскому образованию, так как оно включает совокупность и личностных качеств и ценностей специалиста - гражданина: общечеловеческую, поликультурную, нравственную, правовую, социальную, патриотическую и собственно гражданские образовательно-воспитательные области.

Педагогическая система формирования гражданских ценностей представляется нам целостным системным видением подготовки выпускников высших учебных заведений образования. Данная педагогическая система нами рассматривается, как социокультурное явление, способствующее решить проблемы: повышения качества высшего профессионального образования, а равно гражданского и духовно-нравственного воспитания; накопления и воспроизводство основных общественных ценностей - политических, правовых, гражданских, национальных, нравственных и др. Мы считаем, что в условиях становления новой российской государственности и демократического гражданского общества не возможно не согласиться с утверждениями, изложенными в Концепция модернизации российского Образования до 2010 г., именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки вместе с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества. Образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности [2].

Перед российской системой образования стоит задача осмысления и анализа происходящих в России кардинальных со-цио-экономических и демографических изменений. Сегодня идет поиск новых ценностей, педагогических путей и подходов. Мы полагаем, что ответом этому поиску будет педагогическая система формирования гражданских ценностей у выпускников высших учебных заведений.

1. Михалин, В.А. Актуальные проблемы реформирования отечественного образования / В.А. Михалин, О.А. Михалина. - Новосибирск, 2006.

2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г - М., 2002.

3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999.

4. Потапов, А.С. Самостоятельная работа в высшей школе как педагогическая проблема. - Новосибирск, 2006.

Bybliography

1. Mikhalin, V.A. Aktualjnihe problemih reformirovaniya otechestvennogo obrazovaniya / V.A. Mikhalin, O.A. Mikhalina. - Novosibirsk, 2006.

2. Koncepciya modernizacii rossiyjskogo obrazovaniya do 2010 g. - M., 2002.

3. Bondarevskaya, E.V. Pedagogika: lichnostj v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. - Rostov n/D, 1999.

4. Potapov, A.S. Samostoyateljnaya rabota v vihssheyj shkole kak pedagogicheskaya problema. - Novosibirsk, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 378

Morozova N.I. THE SUBSTANTIATION OF NECESSITY OF FORMATION OF CIVIL VALUES OF YOUTH. In article the youth role in a modern society and necessity of formation at youth of civil values in educational process that will be pledge of national safety is analyzed.

Keywords: the youth policy, civil values.

Н.И. Морозова, канд. пед. наук, КемГУ, г. Кемерово, E-mail: mba3@sibmail.ru

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируется роль молодежи в современном обществе и необходимость формирования у молодежи гражданских ценностей в образовательном процессе, что будет являться залогом национальной безопасности. Ключевые слова: молодежная политика, гражданские ценности.

В новом тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем и противоречий, политических, экономических, экологических и культурных. Превращение экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы

единого мирового хозяйства - пресловутый процесс глобализации - затронул все станы мира, в том числе и Россию. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.