Научная статья на тему 'Педагогические условия развития гражданской культуры студентов вуза в контексте гуманно ориентированного образования'

Педагогические условия развития гражданской культуры студентов вуза в контексте гуманно ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / CIVIL CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CIVIL CULTURE DEVELOPMENT / HUMANISM-BASED EDUCATION / PEDAGOGICAL MONITORING / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Ирина Олеговна

Анализируется понятие «гражданская культура студентов» с позиции методологии гуманно ориентированного образования, а также обосновывается комплекс разработанных педагогических условий эффективного развития гражданской культуры в контексте гуманно ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS' CIVIL CULTURE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF HUMANISM-BASED EDUCATION

The concept of civil culture is analyzed from the standpoint of humanism-based education. The set of worked out pedagogical conditions of civil culture efficient development is substantiated in the context of humanism-based education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития гражданской культуры студентов вуза в контексте гуманно ориентированного образования»

УДК 378.013+378.017 ББК 4481.35

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.О. Сысоева

Уральский государственный университет физической культуры

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS’ CIVIL CULTURE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF HUMANISM-BASED EDUCATION

I. Sysoeva Ural State University of Physical Education

Анализируется понятие «гражданская культура студентов» с позиции методологии гуманно ориентированного образования, а также обосновывается комплекс разработанных педагогических условий эффективного развития гражданской культуры в контексте гуманно ориентированного образования.

Ключевые слова: гражданская культура, педагогические условия развития гражданской культуры, гуманно ориентированное образование, педагогический мониторинг, междисциплинарная интеграция.

The concept of civil culture is analyzed from the standpoint of humanism-based education. The set of worked out pedagogical conditions of civil culture efficient development is substantiated in the context of humanism-based education.

Keywords: civil culture, pedagogical conditions of civil culture development, humanism-based education, pedagogical monitoring, interdisciplinary integration.

Студенческая молодежь представляет собой основной человеческий ресурс, за счет которого может быть обеспечено стабильное функционирование российской государственности и полноценное развитие гражданского общества. Управление таким ресурсом представляется достаточно сложной задачей ввиду роста социального, религиозного и культурного разнообразия в молодежной среде. В данной ситуации залогом того, что студенты и выпускники вузов будут представлять собой эффективный человеческий ресурс, обладающий высокой гражданской активностью и способный решать поставленные задачи, является развитие гражданской культуры студентов в вузе. Приоритетность развития гражданской культуры студентов определена в нормативных документах: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» [1], «Национальная доктрина образования до 2025 г.» [2], в которых отмечается, что гражданская культура студентов

является важнейшей предпосылкой и условием становления в России гражданского общества и демократического правового государства.

Вместе с тем проблема развития гражданской культуры студентов по-прежнему остается одной из наиболее актуальных проблем высшей школы. Как показывает педагогическая практика, образовательный процесс в вузе ориентирован сегодня в большей степени на получение студентами профессиональных знаний, а не на развитие гражданских качеств, вследствие чего уровень гражданской культуры среди молодежи остается низким.

Изучение и анализ психолого-педагогиче-ской литературы позволяют сделать вывод, что проблема гражданской культуры студентов недостаточно разработана в теории и методике профессионального образования, несмотря на то, что необходимость развития гражданских качеств у студентов высшей школы признается многими исследователями (А.С. Гаязов, Г.Н. Филонов и др.) [6, 12].

По мнению ученых, наличие гражданской культуры способствует успешной социальной адаптации личности, ее интеграции в гражданское общество на основе свободы самовыражения, освоения системы общечеловеческих ценностей и гражданско-правовых норм. Так, А.С. Гаязов считает гражданскую культуру неотъемлемой составляющей нравственного облика современного человека, рассматривая процесс ее развития как последовательный переход знаний о нормах поведения в нравственные убеждения, а затем в потребность в нравственных гражданских поступках [6].

Анализ педагогического опыта, научной литературы по теме исследования и выявление специфики процесса развития гражданской культуры студентов в вузе показали, что данная проблема рассматривается авторами с различных точек зрения, но не уделяется должное внимание рассмотрению гражданской культуры с позиции гуманно ориентированного обучения. Таким образом, в педагогической теории и практике возникает ряд противоречий между: 1) декларируемыми государством целями и задачами в области гражданского образования студенчества, которые закреплены в новых государственных образовательных стандартах третьего поколения, и непоследовательной реализацией этих установок в вузах; 2) необходимостью организации целенаправленного образовательного процесса, обеспечивающего развитие гражданской культуры у студенческой молодежи и теоретической неразработанностью механизмов, которые позволяют успешно решить эту проблему с позиции гуманно ориентированного подхода;

3) потребностью педагогической практики в разработке научно-методического обеспечения процесса развития гражданской культуры будущего специалиста и отсутствием соответствующих гуманно ориентированных учебнометодических комплексов, способствующих осуществлению данного процесса в вузе.

На наш взгляд, разрешение вышеизложенных противоречий, эффективное развитие гражданской культуры и гражданских качеств у студентов будут зависеть от реализации в образовательном процессе вуза комплекса педагогических условий, опирающихся на теорию гуманно ориентированного образования, которая предполагает приоритет личности в образовании, ее признание в качестве доминантного субъекта педагогического процесса и субъекта саморазвития.

В соответствии с этим мы определяем

гражданскую культуру как интегративную характеристику личности, которая позволяет ей самореализоваться в общественно-политической сфере посредством активной гражданской деятельности, заключающейся в применении на практике полученных социально-гумани-тарных знаний за счет актуализации таких внутренних качеств, как уважение к правам и обязанностям других членов общества, признание общечеловеческих ценностей, стремление и готовность соблюдать гражданские нормы, гуманное отношение к окружающим. Таким образом, развитие гражданской культуры как интегративной личностной характеристики является одной из важнейших задач гуманно ориентированного образования.

Для реализации данной задачи нами была разработана гуманно ориентированная модель развития гражданской культуры студентов, которая включает в себя когнитивный, моти-вационно-ценностный и результативно-деятельностный компоненты.

Когнитивный компонент в данном случае предполагает формирование гражданского сознания и самосознания, что, в свою очередь, является ядром гражданской культуры. При реализации данного компонента необходимо сформировать у студентов систему базовых знаний о характере взаимоотношений гражданина и государства, определяющих осознанный выбор модели легитимного поведения.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает развитие у студентов потребности в гражданской деятельности и основанного на системе гражданских и общечеловеческих ценностей, осознанного желания быть сознательным участником общественно-политического процесса. Результативно-деятельностный компонент предполагает развитие готовности и способности к гражданской деятельности в различных ее видах и формах.

Модель включает комплекс педагогических условий, способствующий эффективному развитию гражданской культуры студентов в вузе. Многими авторами педагогические условия рассматриваются как совокупность мер, позволяющая достичь наилучших результатов в каком-либо отношении (Ю.К. Бабанский, И .Я. Лернер) [4, 8]. А.Я. Найн под педагогическими условиями понимает формы, методы, педагогические приемы, направленные на решение поставленных в исследовании задач [9, с. 10]. С.Г. Сериков под педагогическими условиями понимает некие обстоятельства. которые сопутствуют образовательной

Теория и методика профессионального образования

деятельности образующегося [11, с. 91]. Для определения педагогических условий развития гражданской культуры студенческой молодежи необходимо рассмотреть базовые принципы гуманно ориентированного образования.

Поликультурное общество обуславливает повышение требований к свободе личностного выбора, воспитанию терпимости и гуманизации межнациональных отношений, что требует целенаправленного создания таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию толерантного гражданского сознания, легитимной гражданской активности студенческой молодежи. На наш взгляд, эффективное развитие приведенных характеристик гражданской культуры студенческой молодежи происходит в условиях гуманно ориентированного образовательного процесса. В ряду его основных признаков, сформулированных Г.Н. Сериковым и С.Г. Сериковым [10], можно выделить признаки, наиболее полно отражающие те возможности, которые гуманно ориентированное образование предоставляет для формирования у студентов гражданской культуры. К таким признакам относятся:

- социально и личностно-ценное развитие самости, базирующейся на полной совокупности своих сущностных свойств;

-направленность гуманного образования на развитие готовности его участников к самореализации сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях;

- паритетность во взаимоотношениях участников гуманного образования.

Исходя из этого под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность мер учебно-воспитательного процесса, направленных на развитие у студентов гражданской культуры в гуманно ориентированном образовательном процессе вуза. Изучение проблемы гражданской культуры студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза выявило необходимость создания следующего комплекса психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию гражданской культуры в рамках гуманистической парадигмы:

1. Гуманно ориентированная направленность выбора содержания, форм и методов организации образовательного процесса на обеспечение развития гражданской культуры студентов.

2. Педагогический мониторинг результатов гуманно ориентированного образования, включающий в себя сравнение, прогнозирова-

ние, диагностику состояния гражданской культуры студенческой молодежи.

3. Междисциплинарная интеграция предметов социально-гуманитарного цикла в организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

Реализация первого педагогического условия предполагает внедрение в образовательный процесс вуза форм и методов обучения, продиктованных гуманистической образовательной парадигмой. Главная идея этой парадигмы, согласно ученым Ш.А. Амона-швили, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Серикову и др., заключается в личностно-ориентирован-ном, дифференцированном подходе к организации образовательной деятельности, что позволяет педагогу варьировать педагогическое воздействие на обучающегося в зависимости от особенностей его личности, его предпочтений и возможностей [3, 5, 10]. Очевидно, что развитие гражданской культуры будет эффективным, если в образовательный процесс включать следующие формы активного обучения: лекции проблемного характера, круглые столы, семинар-дискуссия, семинар-иссле-дование, деловые игры, ролевые игры. Однако вопрос о применении той или иной формы или метода организации образовательного процесса должен зависеть как от преподавателя, так и от обучающихся, необходимо учитывать их предпочтения и склонности, признавать их активное участие в процессе выбора. В этом и заключается гуманно ориентированная направленность образовательного процесса.

Второе условие - педагогический мониторинг результатов гуманно ориентированного образования, включающий в себя сравнение, прогнозирование, диагностику состояния гражданской культуры студенческой молодежи. Под мониторингом в педагогической науке понимается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирует ее развитие [7].

Педагогический мониторинг является необходимым в связи с тем, что позволяет обеспечить всех участников учебно-воспитательного процесса обратной связью, вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов, студент может являться субъектом мониторинговых исследований, что является фактором гуманизации образовательного процесса.

Для оценивания состояния гражданской культуры студентов предполагается использовать следующие типы мониторинга:

1) сравнительный - дает возможность сравнения уровня сформированное™ гражданской культуры у различных групп студентов;

2) прогнозирующий - предполагает обследование, на основе которого можно осуществлять прогнозирование эффективности развития гражданской культуры студентов в будущем;

3) диагностирующий - обследование, направленное на установление причин выявленного уровня гражданской культуры студентов;

4) пролонгированный - предусматривает многократный сбор информации о состоянии гражданской культуры студентов в течение длительного периода времени;

5) констатирующий - обследование, направленное, прежде всего, на выявление и описание знаний студентов о гражданской культуре, их представлений о нормах и механизмах функционирования гражданского общества, формах гражданской активности.

То есть практика мониторинга позволит рассмотреть процесс развития гражданской культуры студентов комплексно, через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами и, самое главное, выявить пути и условия повышения эффективности развития гражданской культуры.

Третье условие - междисциплинарная интеграция дисциплин социально-гуманитар-ного цикла в учебно-воспитательном процессе вуза. В современных условиях интеграция наук из тенденции превращается в закономерность. В философии интеграция понимается и как процесс, и как результат разрешения каких-либо противоречий через установление связей. В педагогике под интеграцией понимается - установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей.

Осуществление данного условия предполагает тесную связь между учебными дисциплинами социально-гуманитарной направленности, такими как политология, история отечества, социология, история политических и правовых учений, философия. Это означает совместную работу преподавателей по созданию учебно-методических комплексов дисциплин, включающих необходимые студенту как субъекту гражданской деятельности систему знаний об обществе, государстве, политике, праве, морали, общественных принципах и нормах.

Как показало исследование, более успешное развитие гражданской культуры студентов происходит при реализации разработанного и апробированного нами комплекса педагогических условий гуманно ориентированного образования.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Бюл. Минобразования РФ. Высш. и среднее проф. образование. - 2002. - № 2. - С. 3—31.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. - М.: Академия, 2000. -7 с.

3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике: моногр. / Ш.А. Амонашвили. — М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с.

4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. -190 с.

5. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. -№ 4. - С. 11-17.

6. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: моногр. / А.С. Гаязов. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1995. -190 с.

7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2004. — 208 с.

8. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. -186 с.

9. Найн, А.Я. Современный словаръ-спра-вочник нового педагогического мышления / А.Я. Найн. - Челябинск: Чел. фил. УГНОЦ РАО, 2000. - 28 с.

10. Сериков, Г.Н. Здоровъесбережение в гуманном образовании: моногр. / Г.Н. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

11. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследования / Г.Н. Сериков. — М.: ВЛАДОС, 2005.-440 с.

12. Филонов, Г.Н. Гражданское воспитание: Реальность и тенденции / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 45-50.

Поступила в редакцию 1 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.