Научная статья на тему 'Гражданская культура студентов в условиях гуманизации образования'

Гражданская культура студентов в условиях гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ НАЛИЧИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ГУМАННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / CIVIL CULTURE / CRITERIA OF CIVIL CULTURE PRESENCE / HUMANE-FOCUSED EDUCATION / HUMANISTIC PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Рина Олеговна

В статье анализируется понятие гражданской культуры, учтены различные подходы к понятию, предлагается определение гражданской культуры с позиции гуманно-ориентированного обучения, а также разработана система критериев наличия гражданской культуры в рамках гуманистической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Civil Culture in the Conditions of Educational Humanization

The concept of civil culture is analyzed in the article; various approaches to the concept are considered; definition of civil culture from the position of the humane-focused training is offered; the system of criteria of civil culture presence within the limits of a humanistic paradigm is worked out.

Текст научной работы на тему «Гражданская культура студентов в условиях гуманизации образования»

УДК 37 ББК 58

Сысоева Ирина Олеговна

Соискатель кафедра социально-гуманитарных наук УралГУФК Г. Челябинск Sysoeva Irina Olegovna Applicant for a Degree Chair of Social-and-Human Sciences Ural State Physical Training University Гражданская культура студентов в условиях гуманизаии образования

Students’ Civil Culture in the Conditions of Educational Humanization В статье анализируется понятие гражданской культуры, учтены различные подходы к понятию, предлагается определение гражданской культуры с позиции гуманно-ориентированного обучения, а также разработана система критериев наличия гражданской культуры в рамках гуманистической парадигмы.

The concept of civil culture is analyzed in the article; various approaches to the concept are considered; definition of civil culture from the position of the humane-focused training is offered; the system of criteria of civil culture presence within the limits of a humanistic paradigm is worked out.

Ключевые слова: гражданская культура, критерии наличия гражданской культуры, гуманно-ориентированное образование, гуманистическая парадигма.

Key words: civil culture, criteria of civil culture presence, humane-focused education, humanistic paradigm.

Система образования на современном этапе претерпевает ряд

существенных изменений, связанных с переориентацией от стратегии формирования личности традиционными средствами воспитания и обучения к стратегии личностного развития на основе актуализации саморазвития. Данные изменения характеризуют собой процесс постепенной гуманизации образования, под которым понимается переход к гуманно-ориентированному образованию. Так, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», актуализирует гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Этот процесс находит свое отражение не только в основных документах об образовании в Российской Федерации, но и в документах, принятых в рамках Болонского процесса, согласно которым в

основополагающие принципы, наряду с модернизацией, непрерывностью и фундаментальностью, вошел принцип гуманизации образования.

В то же время, очевидно, что одним из важнейших качеств полноценно развитой человеческой личности, являющейся приоритетной целью гуманноориентированного образования, выступает гражданская культура. В современной России необходимость формирования гражданской культуры у студентов вузов обусловлена прежде всего непростой общественнополитической ситуацией, связанной с процессом активного построения гражданского общества и демократического государства. Данные обстоятельства требуют переосмысления места и роли образовательной системы как сферы сохранения и воспроизводства гражданских ценностей у студентов.

В связи с этим, перед современной педагогической наукой стоит необходимость подробного изучения проблемы формирования гражданской культуры студентов в условиях гуманно-ориентированного образования.

В качестве одного из направлений современной педагогической мысли гуманно-ориентированная педагогика может быть охарактеризована уже не как теория, а как ключевой элемент нового педагогического мышления, который вносит существенные коррективы в ход педагогического процесса. Пристальное внимание данной проблеме уделяется такими педагогами как К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Сериков, И. С. Якиманская.

Как отмечает Г.Н. Сериков, гуманно-ориентированное образование базируется на приоритете человека, сосуществующего в общем жизненном пространстве с представителями живой природы и, в первую очередь, с другими людьми. Гуманно-ориентированное образование, с одной стороны, содействует развитию устойчивой жизнеспособности каждого участника образования в условиях социальной среды. С другой стороны, оно призвано помогать каждому участнику образования в том, чтобы он мог сам реализовать себя в самостоятельной жизнедеятельности как индивидуальность.[5, с.10]

Различные взгляды на проблему гуманизации образования объединяет понимание необходимости более пристального внимания к развитию гражданской культуры студентов высшей школы, то есть таких личностных качеств, знаний и базовых ценностей, которые позволят учащемуся существовать в современном гражданском обществе. Это, в первую очередь, знание своих гражданских прав и обязанностей, уважение к правам и обязанностям других членов общества, толерантность, активная гражданская позиция, стремление защищать свои права и свободы. Таким образом, одним из важнейших результатов гуманно-ориентированного образования должно стать формирование гражданской культуры как составной части общей культуры студентов.

В современной педагогической науке существует ряд подходов к пониманию гражданской культуры:

- деятельностный подход определяет гражданскую культуру как качественную характеристику различных видов деятельности социальных общностей [1];

- в рамках мультикультурного подхода гражданская культура рассматривается как основа для равноправного, толерантного взаимодействия между представителями различных культур [4];

- с позиции системного подхода гражданская культура рассматривается как система, включающая в себя такие элементы как политическая культура, правовая культура и др. [6];

- компетентностный подход рассматривает гражданскую культуру как интегративную характеристику личности, позволяющую ей активно реализовывать комплекс гражданских прав и обязанностей на практике [2].

Как мы видим, данный вопрос достаточно подробно и разносторонне исследован педагогами различных научных школ. Однако, несмотря на признанную педагогическим сообществом необходимость перехода к гуманноориентированному образованию, попыток сформулировать понятие гражданской культуры в рамках этого направления еще не предпринималось.

С позиции гуманно-ориентированного образования мы определяем гражданскую культуру как совокупную характеристику личности, которая позволяет ей самореализоваться в общественно-политической деятельности посредством применения на практике своих гражданских знаний, касающихся явлений, процессов и закономерностей общественно-политической жизни, и актуализации таких внутренних качеств, как уважение к правам и обязанностям других членов общества, признание общечеловеческих ценностей, стремление и готовность соблюдать гражданские нормы и демократические установки, гуманное отношение к окружающим.

Анализ литературы, посвященной изучаемой теме, позволяет сделать вывод о том, что подробное исследование проблемы формирования гражданской культуры у студентов с позиции гуманно-ориентированного образования не проводилось. Между тем, необходимость такого исследования очевидна, поскольку результаты социологических исследований показывают, что среди учащихся высших учебных заведений уровень гражданской культуры критически низок.

Так, для большинства студентов вузов, как показывают проведенные нами исследования, характерны сугубо прагматические, утилитарные установки, пассивность в политической и общественной жизни, пренебрежительное отношение к гражданским ценностям, правовым нормам. Отчасти это связано с поиском мировоззренческих, культурных, гражданских ориентиров, определенным идеологическим вакуумом в современном российском обществе. Современные студенты являются скорее объектом, а не субъектом гражданской культуры, несмотря на общественные потребности и государственные декларации.

Одной из важнейших причин данного явления можно назвать недостаточно активное участие высшей школы в этом процессе. Хотя тот факт, что именно в университете происходит окончательное формирование гражданской культуры молодежи, не подвергается сомнению.

Мы полагаем, что развитие гражданской культуры студентов должно осуществляться в рамках именно гуманистической парадигмы. Под парадигмой

в образовании понимается устоявшаяся точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач. В гуманистической парадигме сущность человека трактуется как человечность, отрицающая определяющий характер биосоциальной детерминации. Гуманизм вообще, как философско-педагогический антропоцентризм, исходит из понимания человека как определяющей ценности, выше которой ничего не может быть, он рассматривает его как высшую ценность и главную цель образования. [3]

Необходимо определить, каковы, с точки зрения гуманистической парадигмы, критерии наличия гражданской культуры у студентов вузов. В современной педагогической науке данному вопросу внимание практически не уделяется.

Критериями наличия гражданской культуры у молодежи могут служить:

1. Когнитивный критерий: осознанное понимание социально-политических явлений и процессов, овладение новыми гражданскими знаниями, такими как знание гражданских прав и обязанностей, знание конституционных положений и направлений политической мысли, знание и понимание закономерностей и принципов общественно-политического развития, знание гражданских качеств, требуемых обществом от личности.

2. Ценностно-мотивационный критерий: мотивация к участию в

политической жизни, обусловленная наличием у учащихся политических убеждений, активной гражданской позицией, желанием следовать демократическим установкам; готовность к саморегуляции поведения на основе общечеловеческих ценностей и норм гражданского общества.

3. Деятельностный критерий: способность быть активным субъектом общественно-политической жизни, стремление выражать свою гражданскую позицию в правовых рамках, практическая реализация гражданских прав и обязанностей, проявление волевых усилий по защите и отстаиванию гражданских ценностей.

Однако роль гуманистической парадигмы не сводится только к ориентации участников образовательного процесса на развитие гражданской культуры, в

рамках которой учащийся будет обладать набором гражданских знаний, мотивационной составляющей и способностью к общественно-политической деятельности. Гуманистическая парадигма требует также серьезной разработки путей и средств формирования гражданской культуры с учетом основных факторов, оказывающих влияние на эффективность данного процесса.

Особую роль в формировании гражданской культуры студентов играют такие предметы как социология, история, теория государства и права, политология и др. В ходе изучения истории и социологии у студентов появляется возможность последовательного освоения основных социальных идей, теорий, тенденций и проблем современного российского общества. Политология позволяет сформировать у студентов представления о таких базовых понятиях как власть, государство, политика, гражданское общество, права человека и т.д. Формированию гражданской культуры на занятиях политологией способствует проведение различных дискуссий, круглых столов, политических дебатов, в ходе которых студенты формулируют и отстаивают свои мнения. Предполагается, что на занятиях социально-гуманитарного цикла усваиваются нормы и традиции своей и других культур, происходит воспитание таких качеств как толерантность, взаимоуважение, законопослушность, активная гражданская позиция.

Формированию гражданской культуры также способствует участие студентов в определенного рода внеучебной деятельности: в Студенческой спартакиаде, во Всероссийской переписи населения, политических акциях ко Дню Победы, региональной игре «Держава», телевизионной игре «Стань президентом», межвузовской деловой игре «День выборов», в молодежных политических объединениях и политических движениях.

Помимо системы высшего образования существует множество иных объективных факторов социально-экономического, социально-политического и социокультурного характера, влияющих на формирование гражданской культуры опосредованно, как на часть общей культуры. К таким факторам можно отнести средства массовой информации, литературные и музыкальные произведения, кинематограф, ценности и нормы, принятые в обществе и ближнем круге общения.

При этом степень готовности студента овладеть и применить на практике гражданские знания во многом зависит от востребованности гражданских черт в обществе, от социального заказа на выпускников с активной гражданской позицией и конкурентоспособности этой поведенческой модели.

Таким образом, реформирование системы отечественного образования может быть успешным в том случае, если в его основе лежит гуманистическая парадигма, направленная на развитие индивидуальности, на формирование способности учащихся самостоятельно удовлетворять не только духовные и интеллектуальные, но и, в особенности, гражданские потребности личности. В современной России, где каждый член общества вовлечен в процесс построения демократического государства, от выпускника высшей школы требуется наличие полноценно сформированной гражданской культуры, что возможно только в рамках гуманно-ориентированного образования.

Библиографический список

1. Вишневский, Ю.Р., Трынов, Д.В., Шапко, В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования [Текст] / Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 108-117.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Текст] / И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня.- 2003.- №5.- 34-42 с.

3. Липская, Л.А. История и философия образования: антропологические основания [Текст]: /Л. А. Липская. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2006. -272 с.

4. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях [Текст]: / Г.В. Палаткина // Педагогика. - 2002. - №5. - с. 41-47.

5. Сериков Г.Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций педагогов [Текст]: / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУРГУ. - 2009. - №31. - с. 10-16.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений

[Текст]: / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:

Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Bibliography

1. Lipskaya, L.A. History and Philosophy of Education: Anthropological Bases [Text] / L. A. Lipskaya. - Chelyabinsk: «The Ural Academy» Publishing House, 2006. - 272 p.

2. Palatkina, G. V. Multicultural Education: Modern Approach to Education on National Traditions [Text] / G.V. Palatkina // Pedagogics. - 2002. - № 5. - P. 41-47.

3. Serikov, G.N. Humanely Focused Interpretation of Teachers’ Professional Competence [Text] / G.N. Serikov // Bulletin of SUSU. - 2009. - № 31. - P. 10-16.

4. Slastenin, VA. Pedagogics [Text] / V. А. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov. - М.: "Academy" Publishing Centre, 2002. - 576 p.

5. Vishnevski, Yu. R., Trynov, D. V., Shapko, V. T. Students’ Civil Culture. Tendencies and Formation Problems [Text] / Yu. R. Vishnevski, D. V. Trynov, V. T. Shapko // Sociological Research. - 2009. - № 4. - P. 108-117.

6. Zimniya, I. A. Key Competences Are a New Outcome Paradigm of Modern Education [Text] / I. A. Zimniya // Higher Education Today. - 2003. - № 5. - P. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.