Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции студентов вуза в области сохранения социально-личностной и профессиональной безопасности жизнедеятельности'

Формирование гражданской позиции студентов вуза в области сохранения социально-личностной и профессиональной безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФСКИЙ УРОВЕНЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ / CIVIL ACTIVITY / VOCATIONAL TRAINING / ACTIVE CIVIC STAND / CIVIL SOCIETY / PHILOSOPHICAL LEVEL / SOCIOLOGICAL LEVEL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL LEVEL / SOCIAL AND PEDAGOGICAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимов П. И.

Рассмотрена необходимость подготовки компетентных специалистов, отвечающих требованиям современного производства и общества, а так же сохранность безопасности их жизнедеятельности. Проанализировано развитие гражданской позиции в качестве основной части образовательного процесса и проведено исследование ее (гражданской позиции) на разных уровнях: философском, социологическом и психологическом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS SOCIAL POSITION IN THE FIELD OF KEEPING SOCIO-INDIVIDUAL AND PROFESSIONAL LIFE ACTIVITY SAFETY

This article points to the necessity of training competent specialist, meeting the demands of modern production and our society, and keeping their life activity safety. It also treats the social position developments as the main part of education process and tells us of investigating it (social position) at different position: philosophic, sociological and psychological.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции студентов вуза в области сохранения социально-личностной и профессиональной безопасности жизнедеятельности»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П.И. ТРОФИМОВ,

соискатель кафедры профессиональной педагогики и креативного образования Московского Государственного Индустриального Университета, специалист по продвижению продукции

ОАО «Фирменный Торговый Дом Царицыно» Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: pitrofimov@yahoo.com Научный руководитель: доктор педагогических наук Т.В. Сорокина-Исполатова

Аннотация. Рассмотрена необходимость подготовки компетентных специалистов, отвечающих требованиям современного производства и общества, а так же сохранность безопасности их жизнедеятельности. Проанализировано развитие гражданской позиции в качестве основной части образовательного процесса и проведено исследование ее (гражданской позиции) на разных уровнях: философском, социологическом и психологическом.

Ключевые слова: гражданская активность, профессиональная подготовка, активная гражданская позиция, гражданское общество, философский уровень, социологический уровень, социально-психологический уровень, социально-педагогический уровень.

THE FORMATION OF STUDENTS SOCIAL POSITION IN THE FIELD OF KEEPING SOCIO-INDIVIDUAL AND PROFESSIONAL LIFE ACTIVITY SAFETY

P.I. TROFIMOV,

competitor of chair of professional pedagogics and creative formation of the Moscow State Industrial University.

expert in advance of production of JSC Firmenny Torgovy Dom Tsaritsyno

Annotation. This article points to the necessity of training competent specialist, meeting the demands of modern production and our society, and keeping their life activity safety. It also treats the social position developments as the main part of education process and tells us of investigating it (social position) at different position: philosophic, sociological and psychological.

Keywords: civil activity, vocational training, active civic stand, civil society, philosophical level, sociological level, social and psychological level, social and pedagogical.

Новые экономические, социальные и демократические условия развития российского общества последних десятилетий открыли возможность каждому гражданину Российской Федерации стать полноправным субъектом его инновационного развития. При этом следует отметить, что жизнедеятельность человека в современных условиях протекает в условиях самых разнообразных рисков, что объясняется ухудшением климата и экологии, углублением экономических и политических кризисов, внезапности и глубины происходящих катастроф различного характера и других негативных явлений, которые по своим масштабам, интенсивности, многообразию и сложности непрерывно возрастают. В связи с этим все большее значение приобретает уровень гражданской активности каждого человека, его профессио-

нальной подготовки и социально-личностного отношения к сохранению и обеспечению безопасности жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом. Необходимость подготовки компетентных специалистов, отвечающих требованиям современного производства и общества, декларируется и в содержании «Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года». В связи с этим образование является одним из приоритетных направлений современной государственной политики, а задача сохранения безопасности жизнедеятельности с каждым годом становится все более актуальной и своевременной.

Первыми успешными исследованиями по проблеме сохранения безопасности жизнедеятельности человека были работы М.В. Ломоносова, В.А. Ле-

вицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др. В настоящее время наиболее значимыми являются труды отечественных специалистов С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, С.В. Белова, В.А. Девисилова, М.И. Фалеева и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности жизнедеятельности человека, т.е. всех видов деятельности людей, которые позволяют обеспечивать безопасные условия для жизни на Земле, внесли работы зарубежных исследователей А. Адлера и Б. Паскаля. При этом, П. Маслоу отмечал, что жизнедеятельность человека непрерывно протекает в сложных условиях и возможных непредвиденных опасностях различного рода, которые надо научиться предвидеть.

Отметим, что настоящая модернизации системообразующих отраслей РФ требует концентрации интеллектуальных ресурсов в высшей школе в подготовке кадров и их соответствия лучшим мировым стандартам, что в полной мере относится и к формированию компетенций в области безопасной жизнедеятельности, основанных не только на знаниях ликвидации последствий различных техногенных катастроф и опасностей природного происхождения, но и на формировании социально-личностных и профессиональных компетенций в области планово-предупредительных работ (ППР) по сохранению безопасности жизнедеятельности и гражданской позиции, их предвидения и предотвращения.

Для достижения профессионального успеха современному выпускнику недостаточно фундаментальных и профессиональных знаний, ему необходимы глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях. Развитие гражданской позиции является основной и неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. В связи с чем определение конкретных целей и задач, моделирование гражданского пространства, создание условий для проявления гражданской позиции в области сохранения безопасности жизнедеятельности, на наш взгляд, должны быть сформированы в рамках междисциплинарных связей не только специализированных дисциплин, но и дисциплин гуманитарного цикла.

Все вышеперечисленное актуализирует поиск принципиально нового подхода к формированию активной гражданской позиции у студентов в области сохранения безопасности жизнедеятельности и

их активное включение в жизнь гражданского общества; на приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения; на становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан. Это обстоятельство предопределяет актуальность формирования у будущего специалиста гражданской позиции в период обучения в вузе.

Это требование нашло подтверждение в нормативно-правовых документах: Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». Различные аспекты развития гражданской позиции рассматриваются в социально-философских литературе (Л.М. Архангельский, С.Ч. Иконников, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.Н. Лифанов, Г.Л. Смирнова, И.М. Тагильцева, Г.Н. Филонов,

B.Н. Шепелев и др.). Глубокое психологическое обоснование проблема развития гражданской позиции получила в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович,

C.Л. Рубинштейна, С.М. Годника, К.Г. Курбанова, А.А. Реана и др., в которых содержатся методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса, адекватного целям и задачам формирования гражданской позиции молодых людей. В настоящее время психолого-педагогические исследования (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондарев-ская, О.С. Газман, B.В. Давыдов, Г.Н. Филонов и др.), посвященные проблемам формирования гражданской позиции, можно отнести к четырем основным направлениям: формирование гражданских качеств в единстве обучения, воспитания и общественного опыта; формирование гражданской зрелости; формирование гражданских качеств личности; формирование гражданина в разнообразных видах деятельности. Однако, лишь малая часть исследований по данной проблеме посвящена студентам — будущим специалистам, а сами понятия «гражданская позиция», «гражданственность», «гражданское образование» и другие остаются дискуссионными и во многом, как научные категории, неопределенными.

Таким образом, гражданская позиция будучи междисциплинарным понятием в современной науке исследуется на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях.

№ 8 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

207

На философском уровне раскрывается содержание понятия «гражданская позиция» и выявляются ее ценностные аспекты (О.А. Михалина, М. Мамар-дашвили, В.Н. Сагатовский), разрабатывается проблема социальной активности и оценивается ее значение для общественного становления личности (Л.М. Архангельский, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, К.О. Магомедов, С.Д. Ратник, Г.Л. Смирнов, Т.К. Чурилова, В.Н. Шепелев и др.).

На социологическом уровне исследуется, каким образом положение личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, местом индивида в системе социальных отношений (Г.Г. Ди-лигенский, И.С. Кон, Ю.М. Резник).

На психологическом уровне (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бода-лев, Л.И. Божович, Т.С. Воропаева, М.Д. Лаптева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Па-рыгин, С.Л. Рубинштейн и др.) рассматриваются различные аспекты целостной позиции личности, зависящие от специфики деятельности человека, осмысливаются предпосылки и основания ее гражданского становления, обосновываются механизмы формирования гражданской позиции. Обосновывается влияние социальных и политических условий на становление гражданина (А.В. Мудрик, В.А. Сла-стенин и др.), определяется взаимозависимость гражданской культуры и гражданской позиции личности (В. Крысяк, А.Ф. Шамич), доказывается возможность формирования гражданской позиции средствами рефлексии (Н.Ф. Крицкая).

Вместе с тем, теоретический анализ показывает, что в педагогической науке отсутствует единый подход к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением методов, средств и условий формирования гражданской позиции у студентов вуза в области сохранения безопасности жизнедеятельности.

Анализ научной литературы, состояния педагогической практики позволил выявить существенные проблемы и проблемы на следующих уровнях:

♦ социально-педагогическом —между актуальностью проблемы формирования гражданской по-

зиции молодежи в области сохранения безопасности жизнедеятельности общества, с одной стороны, и не реализованными возможностями высших учебных заведений в образовании студентов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и гражданско-политической культурой, основой которой является гражданская позиция, с другой стороны;

♦ научно-педагогическом — между потребностью общества и государства в квалифицированных высококомпетентных специалистах в области сохранения безопасности жизнедеятельности и недостаточным уровнем развития гражданской позиции, соответствующих компетенций, ростом профессиональных и социально-личностных ошибок в процессе сохранения безопасного жизнеобеспечения;

♦ научно-методическом —необходимостью повышения эффективности формирования гражданской позиции у студентов вузов в области сохранения безопасности жизнедеятельности и недостаточной разработанностью теоретического, методического, кадрового обеспечения этого процесса. Наши исследования выявили, что решение данных противоречий и проблем смогли бы создать более эффективные педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в области сохранения социально-личностной и профессиональной безопасности жизнедеятельности на современном производстве.

Таким образом, формирование гражданской позиции будущего специалиста в области сохранения безопасной жизнедеятельности в процессе подготовки в вузе будет успешным, если будут учитываться междисциплинарные и межтемные структурно -логические связи: от взаимосвязанного усовершенствования рабочих программ и учебно-методических комплексов специальных дисциплин до комплексного курсового и дипломного проектирования, а также определены педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вуза в области сохранения безопасности жизнедеятельности и специальной подготовки студентов по позитивному изменению социальной ситуации в активном взаимодействии с представителями власти, общественных организаций, МЧС, с гражданами и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.