Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции студентов вуза как педагогическая проблема'

Формирование гражданской позиции студентов вуза как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / SOCIAL POSITION / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ СТАНДАРТ / COMPETENCE-BASED STANDARD / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов П.И.

Автор статьи раскрывает формирование гражданской позиции студентов как педагогическую проблему. Формирование гражданской позиции невозможно без активной деятельности студента, в которой проявляется его собственная позиция по отношению к обществу, государству и окружающим. Педагогическая наука должна выявить все ресурсы, предоставляемые процессом модернизации образования, направленные на повышение качества профессиональной подготовки специалистов, на формирование духовно-нравственных качеств личности, которые выражаются в их позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students social position as a pedagogical problem

The author considers the formation of social position of students to be the pedagogical problem. The formation of the positive social position is impossible without student’s activity where he/she demonstrates his/her own position towards society and state. Pedagogics should reveal all the resources offered by the process of modernisation of education directed on the improvement of the quality for provessional training of specialists, formation of graduator personal morality, development of motivation to achieve the goals which are expressed in their position.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции студентов вуза как педагогическая проблема»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

П.И. Трофимов,

соискатель кафедры профессиональной педагогики и креативного образования ФГБОУ ВПО Московского государственного индустриального университета, ОАО «Фирменный торговый дом Царицыно», специалист

по продвижению продукции Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук Сорокина-Исполатова Т.В.

E-mail: tei1@mail.msiu.ru

Аннотация. Автор статьи раскрывает формирование гражданской позиции студентов как педагогическую проблему. Формирование гражданской позиции невозможно без активной деятельности студента, в которой проявляется его собственная позиция по отношению к обществу, государству и окружающим. Педагогическая наука должна выявить все ресурсы, предоставляемые процессом модернизации образования, направленные на повышение качества профессиональной подготовки специалистов, на формирование духовно-нравственных качеств личности, которые выражаются в их позиции.

Ключевые слова: гражданин, гражданская позиция, модернизация образования, компетентностный стандарт, мотивация

FORMATION OF STUDENTS SOCIAL POSITION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

P.I. Trofimov,

competitor of chair ofprofessional pedagogics and creative formation of Moscov State Industrial University, expert in advance of production of Firmenny Torgovy Dom Tsaritsyno

Annotation. The author considers the formation of social position of students to be the pedagogical problem. The formation of the positive social position is impossible without student's activity where he/she demonstrates his/her own position towards society and state. Pedagogics should reveal all the resources offered by the process of modernisation of education directed on the improvement of the quality for provessional training of specialists, formation of graduator personal morality, development of motivation to achieve the goals which are expressed in their position.

Keywords: citizen, social position, modernization of education, competence-based standard, motivation

В настоящее время существенные изменения в социально-экономическом устройстве российского общества, повышение роли гражданских институтов и одновременно с этим — модернизацией образования предопределили развитие отечественной высшей школы по инновационному пути. «В ХХ! веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии»1

Выделим тот факт, что в настоящее время модернизация образования предполагает, в первую очередь, повышение его качества, переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр-магистр), прием новых студентов через Единый государственный экзамен (ЕГЭ), кредитно-модульную организацию обучения, высокую долю самостоятельной работы и мобильности студентов, развитие кластерной сети научно-учебных лабораторий, а также интернационализацию взаимодействия отечественных

и зарубежных вузов и др. Принятые в последнее время законодательные документы подтверждают, что государственная образовательная политика2 заключается в «формировании человека и гражданина как сознательного члена современного общества» и призывает обеспечить «воспитание и обучение в интересах человека, семьи, общества, государства»; а также «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих и социокультурных ценностей, воспитание гражданственности, уважения закона, прав и свобод, патриотизма, трудолюбия». Однако провозглашенный в вышеуказанных законодательных актах тезис о необходимости подготовки в образовательных учреждениях личности с четкой гражданской позицией, все же остается декларацией. Данное заключение подтверждается и тем, что задача воспитания личности в духовно-нравственной сфере в полной мере не получила отражение в новых государственных образовательных стандартах высшего образования.

Проведенный анализ по обозначенной проблеме выявил, что широкое внимание к различным аспектам формирования профессиональных и социально-важных качеств личности студентов связано с тем, что в настоящее время студенческой молодежи в России более 7 млн. человек, многие из которых как можно раньше стремятся начать свою трудовую деятельность, и с какими духовными ценностями они начнут свою трудовую деятельность, будет определять будущее нашего общества. Включение студентов в разные виды общественно значимой и профессиональной деятельности существенно расширяют сферу их социального общения, при этом мы учитываем, что «студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, основной период становления человека, его профессионально-социального воспитания, развития мотивации к успеху и рефлексии на пути достижения поставленных целей, которые выражаются в их позиции» (Г.А. Гелев). Позиция (от лат. рosition — положение) — это «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, поведение, обусловленные этим отношением» (Обухов В.М.).

Новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС-3), разработанные на основе компетентност-ного подхода, предусматривают определение результатов подготовки будущих специалистов представлять через профессиональные и общекультурные компетенции, при этом за стандартом закрепилось наименование «компетентностный стандарт». В связи с чем компетентностно-ориентированным должен стать и воспитательный компонент образовательного процесса, направленный на подготовку специалиста, обладающего широким рядом компетенций, ответ-

ственности и гражданской позиции в вопросах защиты не только собственных, но и государственных интересов. «Отсутствие гражданской позиции или падение ее до крайне низкого уровня ведет к всесторонней деградации личности, снижению социальной ориентации и профессионального знания, инициативы и творчества, потере фундаментальных гражданских ценностей» (М.М. Зиновкина).

В нашей работе мы уточняем следующие понятия: модернизация образования — это общественно-исторический процесс, в ходе которого происходит генерирование новых идей и обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования; гражданская позиция — это ценностные качества личности, содержащие целый ряд созидательных смыслов (высокий уровень духовной культуры, гуманистическое мировоззрение, особый, присущей только ей морально-нравственный подход к жизненным ситуациям), которые непрерывно развиваются в процессе образования, воспитания, трудовой деятельности и социальной жизни человека.

В России одним из первых на формирование «гражданственности» обратил внимание М.В.Ломоносов, который впервые ставит целью образования подготовку «истинных сынов Отечества» и утверждает, что «всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, должно быть мерилом жизненного смысла»3. Первым рукописным памятником русской педагогической мысли, направленной на развитие «гражданства нравов благих», является рукопись, написанная Епифанием Слави-нецким во второй половине 17 века, содержащая 164 правила поведения для юного поколения, образцом для которой послужило сочинение чешского педагога Я.А. Коменского «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году»4.

В педагогике к проблеме формирования гражданской позиции у студентов обращались философы, педагоги, психологи и социологи (Л.Н. Боголюбов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, В.А. Караковский, И.С. Кон, В. Крысяк, А.Н. Леонтьев, И.Т. Фролов и др.). В научной литературе исследованы вопросы, связанные с формами и педагогическими условиями формирования гражданской позиции личности, в процессе изучения общественных (Г.Я. Гревцева и др.) и гуманитарных (Д.В. Кириллов и др.) дисциплин; в рамках деятельности общественных организаций (К.И. Маслов, О.В. Солодова, Т.А. Сухарева и др.). С точки зрения ученых (Г.А. Федотовой, С.З. Мирветалиевой) основными критериями гражданской позиции являются: духовно-нравственный критерий (предполагающий наличие духовных ценностей личности, нравственности, гуманистиче-

ское мировоззрение), ценностно-смысловой (представляющий собой направленность личностных смыслов), созидательно-деятельностный (определяющий направленность деятельности личности, социальный самоменджмент, ее самоорганизацию и реализацию своих духовно-нравственных принципов в социуме).

В интеграции с задачей профессионального развития будущего специалиста многими исследователями выделяется задача формирования его гражданской позиции как основы качества его социальной жизни (А.А. Деркач, К.И. Маслов, О.Н. Полухин, О.Г. Селивлненко и др.). Различными исследователями гражданская позиция понимается как динамически формирующаяся и развивающаяся совокупность качеств личности гражданина (Г.Н. Филонов, Н.И. Элиасберг, Т.А. Михейкина), интегративная система отношений к государству, праву, обществу и себе (Т.В. Кобелева), совокупность исходных, базисных оценок и отношений (И.С. Лебедева), интегративная характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, П.А. Баранов, Т.А. Мирошина); как социально-нравственный критерий сформированно-сти личности (А.М. Архангельский, Э.Ф. Зеер, И.С. Кон, Б.С. Круглов); как интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, моционально-нравственных характеристик, проявляющихся в конкретных поступках (О.Н. Прокопец, Л.И. Судакова, И.В. Молодцо-ва). В то же время в области педагогической теории недостаточно исследовано научное направление — формирование гражданской позиции студентов вуза в рамках нового государственного образовательного стандарта, изучение зарубежного опыта по обозначенной проблеме, разработке и применении универсальных критериальных показателей качества сфор-мированности данного феномена, что представляет собой педагогическую проблему и требует дальнейшего научного исследования.

Понятие «гражданственность», равно как и «патриотизм», впервые появились в России в эпоху Просвещения в XVIII веке, когда в качестве основополагающей выдвигалась идея нравственности, идея гражданского служения человека. В эпоху Древней Руси во всех литературных памятниках и летописях фигурировали такие слова, как «братство», «единство», «дружина». Более широко понятие «гражданская позиция» получило свое начало с распространением понятий «гражданин», «гражданские права» и «гражданская ответственность» во времена принятия 31 октября 1922 года первого советского Гражданского кодекса в РСФСР5. Традиции гражданского воспитания студентов закладывались еще в первые годы советской власти (20-30гг. XX века). Научное изучение системы воспитания студентов начинается

после Великой Отечественной войны, но основные исследования развиваются со второй половины 60-х годов. Далее проблема воспитания молодого поколения в течение XX столетия рассматривалась в контексте «коммунистического воспитания» в противовес буржуазному строю (А.А. Муронов, А.Н. Ацаркин, В.А. Сулемов). В это же время широкую известность получают идеи о воспитании нового гражданина, в которых главным инструментом воспитания становится коллектив (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий и др.). Формы и методы воспитания прописывались в программных документах «Ленинского зачета», а также в нормативных документах, регламентирующих деятельность студенческих строительных отрядов и др. массовых общественных мероприятий. В семидесятых годах прошлого столетия были введены обязательные личностные характеристики на выпускников вузов, в которых оцениваются их морально-нравственные качества, гражданская ответственность, поведение в коллективе.

Таким образом, в настоящее время перед педагогической наукой встала задача выявить все ресурсы, предоставляемые процессом модернизации образования, направив их на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов, на формирование духовно-нравственных качеств личности выпускника, развития у него мотивации к достижению поставленных целей, которые выражаются в их позиции, что позволит им после окончания вуза стать востребованными специалистами и успешными в социальной жизни.

1 Из Послания Президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию, Москва, Кремль, 2009 г.

2 Из Федерального закона «Об образовании», принятого 24 декабря 2012 года, Статья 1.

3 Ломоносов М.В. Для пользы общества/М.В.Ломоносов.- М., 1990.— С.42.

4 Большая Советская Энциклопедия / под ред. А.М. Прохорова.-М.: Сов. энциклопедия, 1972.- Т.7.- С. 240.

5 Большая Советская Энциклопедия/ под ред. А.М. Прохорова.-М.:Сов. Энциклопедия», 1972.- Т.7.-С.698.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский.- М., 1983. — Т. 4. — С. 385.

2. Ломоносов М. В. Для пользы общества/ М.В.Ломоносов — М.: Сов. Россия, 1990. — 384 с .

3. Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года

Ritam Pales int. Ra vero inum, Catum sed consus, cer quo tum depoentem inarisse fectum hostrae ante cii is me vatquam ut peri poere culina, Catus aperiore, quam

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.