УДК 378.14
Липская Лариса Алексеевна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
Киуру Константин Валерьевич
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной коммуникации Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
гражданская компетенция СТУДЕНТОВ ВУЗА: проблемы и особенности формирования
В статье с позиции компетентностного, мультикультурного и междисциплинарного подходов рассматриваются современные проблемы и особенности гражданского воспитания студентов вуза, ориентированного на формирование и развитие у них гражданской компетенции. Раскрывается ее взаимосвязь с активной гражданской позицией личности. Приводится в качестве примера паспорт, отражающий различные уровни сформированности данной компетенции, как интегральной характеристики личности.
Ключевые слова: гражданское образование, гражданственность, гражданская компетенция, активная гражданская позиция.
Lipskaya Larisa Alekseevna
Doctor of pedagogics, associate professor, head of the social and humanitarian science department of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk
Kiuru Konstantin Valerievich
Doctor ofphilology, professor, head of the social communications department of the Ural state university of physical culture, [email protected],Chelyabinsk
CIVIL COMPETENSE OF UNIVERSITY STUDENTS: PROBLEMS AND Forming PICULIARITIES
The article discloses modem problems and peculiarities of civil education at University from competent and multicultural approaches, that is oriented on forming and developing of students’ civil competence, it shows its connection with civil culture, active civil stand, it gives a passport that reveals several levels of this competence.
Keywords: a civil education, a civil culture, a civil competence, an active civil stand.
Происходящие в России процессы политической трансформации и модернизации, требуют от молодых граждан России, в том числе от студенческой молодежи, умения жить и активно участвовать в становлении гражданского общества и правового государства. Это означает, прежде всего, наличие у молодого человека гражданских качеств, позволяющих ему принимать участие в общественно-полезной деятельности, делать осознанный политический выбор. Наряду с подготовкой к трудовой деятельности, высшая школа должна готовить образованного гражданина, критически мыслящего, обладающего высоким уровнем гражданской
культуры, демократическими ценностями, этическими принципами и жизненными установками.
В XXI веке в условиях непростой общественно-политической ситуации, роста социального, религиозного и культурного разнообразия в России очевидна заинтересованность социума в том, чтобы его молодые члены обладали достаточно высоким уровнем гражданской культуры, уважали права и свободы человека, являлись носителями гуманистических ценностных ориентаций. Новые подходы к образовательной политике, сформулированные в «Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 г. », определяли цели образования как формирование у обучающихся «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [6]. Приверженность студенческой молодежи правовым и моральным нормам, общественным принципам и гражданскому долгу является залогом укрепления российской государственности, важнейшей предпосылкой и условием становления в России гражданского общества и правового государства, достижения социального мира и согласия. Современное российское общество заинтересовано в высоком уровне гражданской компетенции каждого молодого человека, в его готовности к применению политико-правовых знаний, умений и навыков при исполнении роли гражданина своей страны. Это предохраняет государство от политического радикализма и экстремизма, является предпосылкой его стабильного и поступательного развития по пути демократических преобразований.
Необходимость гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской культуры личности, признается сегодня многими учеными (Б. Г. Ананьев,
A. С. Гаязов, О. С. Газман, А. В. Мудрик,
B. А. Сластенин и др.). В современных исследованиях (Р. Г. Гурова, Ю. А. Маринкина, Е. И. Кокорина, Р. И. Хмелюк и др.) обосновывается необходимость развития гражданских качеств и гражданской позиции личности, в том числе в процессе вузовского гражданского образования. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности в теории и методике профессионального образования проблемы гражданской компетенции студенческой молодежи, как важной составляющей общекультурных компетенций, на которые ориентируют высшую школу новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что современная общественно-политическая ситуация предоставляет новые реальные возможности для действительного самоопределения молодых людей, реализации их потенциала, открывает
простор для их гражданского становления и развития, выбора различных форм и направлений социальной и политической активности. Изменение приоритетов в сфере высшего образования, его компетентностная переориентация выдвигают новые требования к содержанию вузовского гражданского образования. Компетентностный подход ориентирует на подготовку не только человека знающего свои гражданские права, но и готового к самостоятельному принятию ответственных решений, способного занять активную гражданскую позицию. С позиции компетентностного подхода гражданин современной России - это человек, обладающий высоким уровнем гражданской культуры, уважающий права и свободы личности, историческое прошлое своей страны, ее культурное наследие и традиции, заботящийся о ее интересах, обладающий высокой нравственностью, ответственностью за свои поступки и за судьбу демократического общества, имеющий опыт участия в общественно-полезной и общественно-политической деятельности.
Как показывает практика, преподаватели высшей школы не имеют реальных условий и достаточного опыта развития гражданской культуры студентов, становление которой происходит в большей степени стихийно без целенаправленного социализирующего воздействия со стороны вуза. Несмотря на наметившиеся в последнее время сдвиги в системе гражданского образования, до сих пор нельзя утверждать, что в вузе сложилась достаточно действенная система гражданской социализации молодежи, в результате которой осуществлялось бы целенаправленное формирование гражданской компетенции студентов. Как показывают опросы, больше половины молодых людей из-за своей аполитичности весьма поверхностно представляли государственное устройство, не интересовались политикой и не участвовали в выборах. В то же время, наблюдается тенденция нарастания негативных настроений в молодежной среде, у значительной части студентов, как показывают исследования, отсутствуют навыки легитимной общественно-политической деятельности, имеют место факты противозаконных настроений, что во многом обусловлено политико-правовой неграмотностью, низким уровнем их гражданской ком-
петенции, неразвитостью самоуправленче-ских начал в студенческой среде.
По результатам нашего и других исследований (Ю. Р. Вишневский, Д. В. Трынов,
В. Т. Шапко) у большинства студентов преобладает нормативный подход к пониманию роли гражданина, главными качествами которого являются исполнение законов, а выполнение гражданского долга и обязанностей как гражданина находятся на нижних ступенях ранговой лестницы гражданских качеств. Значительная часть студенческой молодежи характеризуется противоречивостью оценок и суждений, не желанием активно противостоять проявлениям экстремизма и национализма, ее отличает невысокий уровень правосознания. Так, каждый десятый опрошенный считал для себя возможным не подчиняться закону [3, с. 113-114]. Наблюдается сокращение значимости бескорыстия как гражданского качества и усиливается прагматическое, утилитарное отношение к политике. Отмечается также рост амбивалентности моральных воззрений, которая проявляется в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным, нередко заниженным, уровнем моральных требований к себе и окружающим - с другой. Проведенный анализ имеющихся социологических исследований позволяет сделать вывод о мозаичности противоречивости характера гражданской культуры студенческой молодежи. Она проявляется в том, что, с одной стороны, студенты в той или иной степени знакомы с основами российского законодательства, государственного устройства, нормами общественной морали, а с другой стороны, далеко не всегда готовы следовать этим нормам, соблюдать законы, выполнять свой гражданский долг и обязанности, проявлять общественную активность и толерантность. В студенческой среде наблюдаются: проявления политического негативизма и абсентеизма, правовой нигилизм; развитие асоциальных и девиантных явлений; распространение прагматической ориентации, стремления к благополучию любой ценой;проникновение националистических и экстремистских взглядов. С точки зрения политической стабильности, демократического развития общества, его духовного обновления эти явления крайне опасны.
Анализ результатов социологических и психолого-педагогических исследований показывает, что среди социальных институтов, влияющих на формирование гражданской компетенции, по оценке студентов роль высшей школы по значимости оказалась на четвертом месте после семьи, сверстников и СМИ. Одна их причин этого - не разработанность отвечающих современным требованиям педагогических условий, способствующих успешному формированию гражданской компетенции студенческой молодежи. Компетентностный подход к образованию требует более значительных конструктивных и системных преобразований не только в теории, но и в содержании, формах и методах педагогической работы со студенческой молодежью.
Вместе с тем, проведенный анализ свидетельствует о том, что в современной педагогической науке не уделяется должного внимания поиску эффективных путей и способов решения проблемы формирования гражданской компетенции у студентов, не определены параметры и критерии ее развития в вузе, недостаточно, на наш взгляд, проанализирована и существующая вузовская практика гражданского образования.
Среди ученых-педагогов, до настоящего времени нет еще единого понимания сущности гражданского образования, не определены новые подходы к его содержанию и организации. Так, например, А. Н. Рощин считает, что результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание, в основе которого лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин [8, с. 12].
Результаты показывают, что большинство ученых рассматривает гражданское образование как процесс становления и развития гражданской культуры студентов, при этом исследователи акцентируют внимание на личностных аспектах развития человека как гражданина и отражают определенный уровень его социального развития. Данный феномен рассматривается с позиции различных подходов, но не уделяется должное
внимание рассмотрению гражданского образования с позиции компетентностного подхода, который ориентирует на формирование гражданской компетенции студентов. Эту проблему поднимает в своих работах И. А. Зимняя, которая относит к «компетенции гражданственности»: знания, соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание и гордость за символы государства [4, с. 35].
Понятие «гражданская компетенция» тесно связано с понятием «гражданственность», которое Г. Н. Филонов, рассматривает как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций в различных сферах, включая сферу труда, семейно-бытовые, межнациональные и межличностные отношения [11, с. 26]. А. М. Князев дополняет характеристику гражданственности как субъектно-результативного качества «способностью гражданина нести ответственность за свои действия и их последствия, исправлять причиненный ущерб, если его действия инкриминируются ему с позиций гражданского права и нравственности» [7, с. 16]. Гражданственность является необходимым компонентом гражданской компетенции, выявляющей способность студентов приносить пользу обществу, действовать на основе правовых положений и моральных принципов, нести гражданскую ответственность за свои действия. Через социально-нравственное поведение и деятельность характеризует гражданственность А. В. Андреев, который рассматривает данное понятие сквозь призму гражданских качеств личности, характеризующих ее способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально-значимую, практико-ориентированную деятельность [1, с. 47].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданская компетенция проявляется в гражданственности, в способности личности занимать активную гражданскую позицию.
Понятие «гражданская позиция» является междисциплинарным, отражающим интегральную, наиболее общую характеристику,
как личности человека, так и места, которое он занимает в обществе, и рассматривается в контексте соотнесения человеком внутреннего и внешнего, сочетания субъективных и объективных характеристик личности в системе гражданских взаимоотношений и деятельности.
Гражданская компетенция личности позволяет обеспечить ее успешную социальную адаптацию и интеграцию в гражданское общество на основе свободы ее самовыражения, освоения системы общечеловеческих ценностей, нравственных и гражданско-правовых норм. Процесс развития гражданской компетенции можно рассматривать как последовательный переход знаний о нравственных и правовых нормах поведения в нравственные и гражданские убеждения, а затем потребность в гражданских поступках, основанных на гуманистических, общечеловеческих ценностях.
Процессы глобализации, межкультурной интеграции требуют иного взгляда на проблемы гражданского воспитания, нежели это было в советский период. В данном случае несколько зауженной представляется точка зрения Н. А. Сиволобовой, которая считает, что «в основу концепции гражданско-патриотического воспитания учащихся должна быть положена идея о консолидирующей роли русских культурно-исторических традиций, духовно-нравственных ценностей в укреплении и развитии российской государственности в противодействии проявлениям национального и религиозного экстремизма» [9, с. 11].
Наиболее оправданным и перспективным в условиях многонационального и многоконфессионального российского государства, расширения международного сотрудничества, в том числе в сфере образования, представляется мультикультурный подход к гражданскому образованию. Данный подход предполагает согласование и сосуществование в рамках единого поликультурного образовательного пространства множества различных этнических и религиозных сообществ, каждое из которых мыслится как носитель особой культуры. Основой гражданского воспитания студентов может стать предложенная И. А. Тагуновой модель мирового образовательного пространства, которая исходит из многообразия простран-
ственных связей, характеристик общества и культур (стран) [10, с. 115]. Такая модель соответствует Болонскому соглашению, согласно которому высшее образование в России перенимает многие западные образцы, при этом пытаясь сохранить все лучшие наработки отечественной системы образования. При реализации данной модели трансформируется сама идеология гражданского образования: в программы обучения и в содержание преподаваемых социальногуманитарных дисциплин вносятся изменения, направленные на раскрытие традиций и особенностей национальных культур, на формирование толерантности к другому мировоззрению, другой культуре, интерес к многообразию и разнокультурным заимствованиям [7, с. 86].
Для того чтобы молодые люди умели ориентироваться в социально-политическом пространстве, знали свои права и умели ими пользоваться, были способны делать осознанный выбор и принимать решения в конкретной социальной ситуации, могли отстаивать свои интересы, необходима целенаправленная гражданская социализация, которая, в том числе должна осуществляться в процессе вузовского образования.
Значительным потенциалом в деле гражданской социализации студенческой молодежи обладает социально-гуманитарная подготовка студентов, направленная в соответствии с новыми стандартами на развитие общекультурных компетенций, в числе которых можно выделить и гражданскую компетенцию. Так, например, в стандарты для студентов-менед-жеров заложена общекультурная компетенция (ОК-3), результатом овладения которой является способность занимать активную гражданскую позицию. По содержательному наполнению ее можно назвать гражданской компетенцией, уровневая характеристика которой представлена в разработанном нами паспорте компетенции (таблица 1).
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами ВПО при формировании компетенций студентов, в том числе гражданской компетенции, особая роль и значение отводится междисциплинарным связям, интеграции дисциплин социально-гуманитарного цикла в процессе организации учебно-воспитательного процесса в вузе.
Междисциплинарная основа становления у студентов гражданской компетенции обусловлена системной сущностью данной категории, ее многокомпонентностью, многоаспектностью целей, многосторонностью подходов к разработке задач обучения, гражданского воспитания и развития студенческой молодёжи, как целостной системы социально-гуманитарного образования. Изучение студентами таких дисциплин как «история», «философия», «политология», «социология» с позиции многовариантности, альтернативности и объективности позволяет объемнее и реалистичнее понять сложные процессы и явления, происходящие в обществе и государстве, сформировать о них более адекватное и глубокое представление. Междисциплинарная интеграция позволяет студентам представить общество как целостную систему, успешно исследовать его с различных сторон, в самых разных аспектах, лучше понять свое место и роль в этом мире, подготовится к выполнению роли граждан своей страны, для которых права и свободы личности выступают как приоритетные ценности. Так, например, использование междисциплинарных связей, системная интеграция социально-гуманитарных и политико-правовых знаний, осуществляется в процессе изучении студентами проблемы реализации прав и свобод личности в курсе политологии (тема «Тоталитарный режим»), в курсе истории (тема «Период правления И. Сталина»). Сложный характер системы социально-гуманитарного образования студентов требует разработки междисциплинарных, комплексных программ, как в изучении, так и в реализации этого процесса, направленных на развитие в каждом студенте гражданских качеств, определяющих меру его свободы, гуманности, духовности, ответственности. Гражданская компетенция студенческой молодежи выступает как совокупный результат обучения и гражданского воспитания. Осуществляя процесс развития у студентов гражданской компетенции на междисциплинарной основе, мы получаем возможность для формирования законопослушного и ответственного гражданина, как субъекта общественного процесса, обладающего вариативным мышлением, высоким уровнем самосознания, независимости суждений, готовности действовать на осно-
Таблица 1
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов
Уровни развития компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
Пороговый Знает законы развития гражданского общества, особенности его функционирования и развития Знает: основные институты гражданского общества, его структуру; имеет представления о правах и обязанностях гражданина.
Умеет жить в гражданском обществе и правовом государстве Умеет: ориентироваться в условиях современной действительности; выполнять отдельные общественные поручения.
Владеет навыками развития собственной гражданской позиции Владеет: отельными навыками реализации собственных интересов; выполнения социально-ролевых функций.
Продвинутый Знает законы развития гражданского общества, особенности его функционирования и развития Знает: правовые основы гражданского общества в России; конкретные формы реализации своих прав и обязанностей как гражданина РФ; пути своего гражданского самосовершенствования.
Умеет жить в гражданском обществе и правовом государстве Умеет: анализировать и давать оценку деятельности социальных институтов; участвует в органах студенческого самоуправления; уважает закон, права и свободы других граждан.
Владеет навыками развития собственной гражданской позиции Владеет: навыками реализации общественно значимых интересов, социальных, экономических и политических прав; действует активно в рамках студенческого самоуправления.
Высокий Знает законы развития гражданского общества, особенности его функционирования и развития Знает: имеет целостное представление о закономерностях функционирования и особенностях развития гражданского общества; о современных концепциях прав человека и специфике их реализации.
Умеет жить в гражданском обществе и правовом государстве Умеет: сочетать личные общественные интересы; проявлять инициативу и брать на себя ответственность; соблюдает законы; стремиться приносить пользу обществу.
Владеет навыками развития собственной гражданской позиции Владеет: навыками участия в различных институтах гражданского общества; осознанного участия в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.
ве выбранных гуманистических ценностей, уважая права и свободы других людей.
Проблема формирования гражданской компетенции студенческой молодежи находится в тесной взаимосвязи с функционированием институтов гражданского общества: общественных объединений, профессиональных союзов, партий, а также с организацией в вузе студенческого самоуправления. Участие студентов различных формах самоорганизации помогает им глубже понять роль и значение различных социальных институтов и молодежных организаций, ориентироваться в быстроменяющихся социальных процессах и явлениях, у них формируется установка на
приемлемое общественное поведение в разных жизненных ситуациях.
Библиографический список
1. Андреев А. В. Модель развития гражданских качества у студентов вуза в поликультурной среде // Вестник высшей школы. - 2011. - № 6. -
С. 45-49.
2. Беловолов В. А., Янголь Д Ю., Белово-лова С. П., Куценко С. А. К вопросу о дистанционном обучении // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 298-311.
3. Вишневский Ю. Р, Трынов Д. В., Шапко В. Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 108-117.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.
5. Князев А. М. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема: монография. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 184 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: [Электронный ресурс] - Режим доступа к ст. - http://www.edu.ru/ db/mo/Data/d_02/393.html.
7. Липская Л. А. История и философия образования: антропологические основания: учебное пособие. - Челябинск: УралГУФК, 2008. - 272 с.
8. Рощин А. Н. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.
9. Сиволобова Н. А. Гражданско-патриоти-
ческое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф.
дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 24 с.
10. Тагунова И. А. Теоретико-методологические аспекты мирового образовательного пространства: монография. - М.: ИТИП РАО, 2004 -324 с.
11. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. -2002. - № 10. - С. 24-29.