DOI: 10.25198/1814-6457-218-97 УДК 378
Хачикян Е.И.1, Портнова О.А.2
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г Калуга, Россия 2Калужский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Калуга, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В эпоху противостояния цивилизаций и экономической борьбы стран важно вырастить молодое поколение людей, способных сделать жизнь лучше, развивать себя, культуру и свое отечество, беречь планету от войн и катастроф. Российское образование всех уровней является основным инструментом в выполнении этой повестки дня, где вуз должен стать для студентов школой гражданского и нравственного воспитания.
Однако формальный характер высшего образования, низкая включенность студентов вузов в процессы выбора индивидуальной профессиональной траектории и гражданская пассивность не позволяют достичь цели и решения задач современного образования, что, в конечном счете, сказывается на экономических результатах России. Цель настоящего исследования выявить возможности и предложить конкретные решения для урегулирования противоречий между потребностью общества в активных гражданах и недостаточным проявлением гражданской позиции выпускников вуза.
Мы определили для исследования следующие педагогические условия эффективности формирования гражданственности студентов: высокий уровень педагогической и гражданской культуры педагогов; использование эффективных педагогических технологий, создание условий для мотивации гражданского поведения обучающихся; поэтапная интериоризация гражданских ценностей в ходе специально организованной ценностно-ориентационной деятельности; интеграция воспитательных сил образовательного учреждения. На наш взгляд, основными принципами, определяющими требования к реализации модели формирования гражданственности студенчества, являются следующие: принцип раскрытия гражданского значения профессии; принцип интеграции познавательной, трудовой и общественной деятельности; принцип межпредметных связей в изучении общих и специальных дисциплин; критериально-оценочный принцип.
Нами установлено, что образование в высшей школе будет соответствовать современным требованиям, если будут решены следующие задачи: 1) глубокое теоретическое осмысление проблем гражданского воспитания, развития гражданского самосознания молодежи; 2) разработка и реализация специальных программ, с помощью которых можно создать условия для гражданского становления и самореализации личности, самоопределения молодых людей в системе жизненных ценностей, их самоорганизации в социуме; 3) применение методов формирования гражданских ценностей, организации гражданской деятельности, стимулирования гражданского поведения студентов в сочетании с интерактивными методами.
Ключевые слова: гражданственность, системообразующие ценности, взаимодействие, общественно значимые цели, личностное развитие, гражданская позиция, ценностные ориентиры.
Khachikyan E.I.1, Portnova O.A.2
1The Kaluga state University of. K.E. Tsiolkovsky 2The Kaluga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) E-mail: [email protected]; [email protected]
THE FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS IN EDUCATIONAL SPACE OF HIGH SCHOOL
In an era of confrontation between civilizations and the economic struggle of countries, it is important to raise a young generation of people who can make life better, develop themselves, their culture and their homeland, and protect the planet from wars and catastrophes. Russian education at all levels is the main tool in the implementation of this agenda, where the university should become for students a school of civil and moral education. However, the formal nature of higher education, the low involvement of university students in the process of choosing an individual professional trajectory and civic passivity do not allow achieving the goal and solving the problems of modern education, which ultimately affects the economic results of Russia. The purpose of this study is to identify opportunities and propose concrete solutions to resolve the contradictions between the need of society for active citizens and the insufficient manifestation of civic position of university graduates.
We have identified for the study the following pedagogical conditions for the effectiveness of the formation of citizenship of students: a high level of pedagogical and civic culture of teachers; the use of effective educational technologies, the creation of conditions for the motivation of civic behavior of students; phased interiorization of civil values in the course of specially organized value-orientation activities; integration of educational forces of the educational institution. In our opinion, the basic principles that determine the requirements for the implementation of the model of the formation of citizenship of students are the following: the principle of disclosing the civilian values of the profession; the principle of integration of cognitive, labor and social activities; the principle of interdisciplinary connections in the study of general and special disciplines; criterion-evaluative principle.
We have established that education in higher education will meet modern requirements if the following tasks are accomplished: 1) a deep theoretical understanding of the problems of civic education, the development of civic self-
consciousness of young people; 2) development and implementation of special programs with the help of which it is possible to create conditions for the civil development and self-realization of a person, self-determination of young people in the system of life values, their self-organization in society; 3) the use of methods for the formation of civic values, the organization of civic activity, the stimulation of civic behavior of students in combination with interactive methods.
Key words: civic consciousness, system-forming values, interaction, socially significant goals, personal development, civic position, value orientations.
Проблемы формирования гражданственности, гражданских качеств личности в практике российской и зарубежной научной мысли всегда занимали особое место. Анализ существующих в педагогической науке исследований позволяет сделать вывод о том, что гражданственность как понятие формировалось и развивалось в России в течение десяти веков, начиная от познания «божьей истины» и распознавания добра и зла. С древних времен от Нестора и Мономаха, а затем в трудах С. Полоцкого, В.Н. Татищева. М.В. Ломоносова, НИ. Новикова, Н.М. Карамзина, В.В. Попугаева, И.Ф. Богдановича, П.Ф. Енгалычева, А.П. Куницина говорится о важности просвещения и воспитания гражданских качеств у детей. Нравственная чистота и добродетель рассматривались, прежде всего, как обязанность перед богом. Радение и любовь, преданность земле Русской, на которые обращают внимание В.А. Жуковский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Лобачевский, должны быть присущи гражданину, а значит, гражданственность все больше понимается как служение Отечеству. В советское время педагоги часто обращались к патриотическому воспитанию (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Позже, в период экономических преобразований, идеи гражданского воспитания были забыты, что привело к упущенным возможностям в образовании и потере нравственных ориентиров в обществе. Начиная с конца 90-х годов, духовное возрождение стало потребностью российского общества, что обусловило появление многочисленных научных работ по нравственному и гражданскому воспитанию, среди которых авторы: И.В. Следзевский, Г.Д. Аверьянова А.В. Беляев, А.С. Гаязов, И.А. Долгалева, В.И. Кожокарь, К. Л. Казанина, Л.В. Кузнецова, Т.Д. Марцинковская, С.Е. Матушкин, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов и другие [8], [9]. Важным моментом выхода нации из духовного и нравственного кризиса, стало появление в 2009 году
концептуального документа, определяющего жизненные ориентиры для формирования мировоззрения российского человека - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [3].
Ценностные ориентиры были найдены авторами в отечественной истории, традициях, культуре, языке, вере, социальной справедливости, семье и братстве народов. Последующие шаги государства, издаваемые указы и принимаемые законы неуклонно воплощали идею возрождения духа нации.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что в России содержание понятия «гражданственность» менялось на протяжении длительного периода, наполняясь новыми смыслами: философским, нравственным, религиозным, правовым. Российские историки, философы прямо указывают на то, что в отечественной духовной культуре есть то необходимое духовное богатство (соборность, вера, язык, добродетель, подвижничество), что составляет нравственно-энергетический потенциал России, ее особый менталитет [9]. Отметим, что в это же время возникает интерес к гражданскому воспитанию и в других странах. Так, например, в Англии получила свое развитие педагогика гражданственности. В работах английских исследователей за 2008-2009 гг. говорится о необходимости развивать критические способности учеников в сфере гражданственности, вовлечения их в общественную активность, а также поиски ими новых форм взаимодействия, и включает в себя разностороннее понимание форм демократического взаимодействия [15], [16].
Современное российское образование ставит перед собой задачи гражданского личностного воспитания, предусматривающего создание условий для становления нравствен-
ной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности.
Мы определяем гражданственность как качественную личностную характеристику, отражающую ценностную, когнитивную и деятельностную готовность индивида, осознающего себя частью гражданского общества, объединённого национальной идеей, к взаимодействию с другими людьми для достижения общественно значимых целей [9].
Именно умение сотрудничать, взаимодействовать позволяет молодым людям избежать индивидуализма, в то же время найти свое дело для успешной самореализации, осознать и принять ценность сотрудничества как условия становления гражданского общества.
При анализе системы гражданского воспитания обнаруживается сложившееся противоречие между потребностью современного общества и неготовностью студентов к сознательной социально значимой деятельности, в большей степени неготовности к социальному взаимодействию. Подробное исследование темы психологии сотрудничества можно найти в работах Дубовицкой Т.А., Щербаковой О.И., Яцкова О.Н. [4], [14]. Авторы делают вывод: «для того чтобы взаимодействовать, необходимо испытывать к этому желание, потребность (мотив), а также осознание необходимости в совместных действиях, когда цели и интересы участников совпадают». Социальное взаимодействие - это, прежде всего, способность человека к сотрудничеству, а значит, с одной стороны - умение преодолевать деструктивные психоэмоциональные состояния (зависть, обиду, злорадство, презрение), а с другой - проявлять понимание, принятие, эмпатию, симпатию, признательность (чувство благодарности), альтруизм (заботливость). Так как данные компоненты являются характеристиками мировоззренческой зрелости личности, то необходимо направить усилия педагога на их формирование. Личностное саморазвитие для студента как раз и состоит в том, чтобы овладеть психологическими приемами и средствами установления и поддержания контактов, коллегиального стиля общения, бесконфликтного конструктивного диалога.
В высшую школу «за дипломом для общего развития» нередко приходят юноши и де-
вушки, не имеющие представления о будущей профессии, не осознающие ответственность за свой выбор перед собой и обществом. Так, образование выступает как сфера выполнения социальных обязательств государства перед населением, на что указано в апрельском докладе Центра стратегических разработок и Высшей экономической школы [6]. Авторы доклада обращают наше внимание на удручающую статистику: по охвату населения разными уровнями образования Россия занимает одно из первых мест в мире, а по реальному использованию навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование - 42-е и лишь 89-е - по доступности квалифицированных работников. Формальный характер образования и низкая включенность граждан в процессы выбора индивидуальной профессиональной траектории, в конечном счете, сказываются на экономических результатах России.
Известно, что студенчество является не только интеллектуальной и прогрессивной частью молодежи, но и мощным механизмом, способным влиять на социальные процессы. В настоящее время появляются действенные способы обеспечения участия молодого поколения в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. Это общественные молодежные организации и движения с ориентацией на решение насущных проблем общества и, в частности, различных групп молодежи: трудоустройство, жилье, организация досуга, образование и здравоохранение, благотворительность. В связи с этим возрастает необходимость создания условий формирования гражданственности будущих специалистов - особого воспитательного пространства, где гражданское воспитание и профессиональное обучение - единый, целенаправленный процесс формирования личности гражданина, способного к взаимодействию с другими людьми, обладающего правовой культурой, труженика и профессионала. Такое воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности всех участников образовательных отношений, так и социальных институтов.
Успех воспитания гражданина в образовательной организации во многом определяет духовное пространство студенчества, которое ори-
ентирует его на приобретение и использование личного опыта демократических отношений, характеризующих студенческое самоуправление, проектирование и создание аналогичного пространства в будущей профессиональной деятельности.
Педагогические условия эффективности формирования гражданственности студентов предполагают высокий уровень педагогической и гражданской культуры педагогов; использование эффективных педагогических технологий, позволяющих обеспечить необходимый уровень гражданского самосознания и эффективную мотивацию гражданского поведения обучающихся; поэтапную интериоризацию гражданских ценностей в ходе специально организованной ценностно-ориентационной деятельности; интеграция воспитательных сил образовательного учреждения, внешних организаций. Сама общеобразовательная среда, развитость студенческого самоуправления в вузе способствуют формированию гражданских качеств у студенческой молодежи. Организационно-структурная деятельность органов студенческого самоуправления, к которым относятся студенческий совет, совет объединения специалистов, направлена на обеспечение функционирования студенческого самоуправления по определенным правилам устава. Каждый орган имеет свою технологическую характеристику и методы деятельности [1].
Повышается роль педагога в воспитании студентов честными, образованными, социально-ответственными, адаптированными к новым экономическим условиям. Важно понимать, как стать их помощником, создать условия, стимулирующие личностный рост, познавательную активность и самостоятельность, чтобы в дальнейшем выпускники были готовы к самоорганизации во всех сферах жизни. Необходим переход от отстраненного транслятора знаний к педагогу-мотиватору, создающему условия и стимулирующему личностный рост студента, его познавательную активность и самостоятельность.
Подходы исследователей к гражданскому воспитанию свидетельствуют, что для решения данной проблемы важен выбор методов и принципов работы ( Гендугова М.Н., Саликов Д.Х., Следзевский И.В., Слоневская Е.Р., Утегулов Г.Е.
и др.) На наш взгляд, основными принципами, определяющими требования к реализации модели формирования гражданственности студенчества, являются следующие: принцип раскрытия гражданского значения профессии; принцип интеграции познавательной, трудовой и общественной деятельности; принцип межпредметных связей в изучении общих и специальных дисциплин; критериально-оценочный принцип.
Чтобы достичь эффективных результатов в формировании гражданственности, необходимо применять методы формирования гражданских ценностей, организации гражданской деятельности, стимулирования гражданского поведения в сочетании с интерактивными методами. Здесь важны поддержка общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства), участие в деятельности общественных организаций, проявление гуманизма и милосердия.
Таким образом, мы считаем, что формирование гражданственности осуществляется на ценностном (характеризует степень сформирован-ности системы взглядов, убеждений, принципов на основе традиционных российских ценностей), когнитивном (определяет уровень сфор-мированности гражданско-ориентированных знаний, включает в себя углубленное осмысленные сущности гражданственности и способов ее проявлениях в различных видах деятельности) и деятельностном (определяет готовность обучающегося к полноценной самореализации в качестве гражданина в разных сферах социально значимой деятельности) уровнях. Эти уровни, в свою очередь, представляют единый процесс целенаправленного и организованного овладения студентами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для развития социальной, морально-этической и духовной целостности личности современного студента. Готовность к взаимодействию - это показатель мировоззренческой зрелости молодых людей, сформированной гражданственности.
Сегодня становится очевидным: образование в высшей школе будет соответствовать современным требованиям, если будут решены следующие задачи: 1) глубокое теоретическое осмысление проблем гражданского воспитания, развития гражданского самосознания молодежи; 2) разработка и реализация специальных
программ, с помощью которых можно создать условия для гражданского становления и самореализации личности, самоопределения молодых людей в системе жизненных ценностей, их самоорганизации в социуме; 3) применение
методов формирования гражданских ценностей, организации гражданской деятельности, стимулирования гражданского поведения студентов в сочетании с интерактивными методами.
18.05.2018
Список литературы:
1. Акиншина, И.Б. Особенности развития студенческого самоуправления в вузах Германии / И.Б. Акиншина // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Белгород, 2012.
2. Гендугова, М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России / М.Н. Гендугова // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Москва, 2011.
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тиш-ков. - Москва: Просвещение, 2009.
4. Дубовицкая, Т.А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т.А. Дубовицкая, О.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=6418 (Дата обращения 26.09.2018).
5. Кузнецов, Д.О. Актуализация проблемы гражданской социализации молодежи в современной России / Д.О. Кузнецов. - Ки-берЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-grazhdanskoy-sotsializatsii-molodezhi-v-sovremennoy-rossii
6. Кузьминов, Я.И. Двенадцать решений образования / Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин // Доклад центра стратегических разработок и высшей экономической школы, Национальный исследовательский университет. - Москва, 2018. Режим доступа: https://publications.hse.ru/books/218061780 (Дата обращения: 26.08.2018)
7. Портнова, O.A. К вопросу о гражданском воспитании / O.A. Портнова // Наука и школа. - М., 2014. - №4. - С. 164-169.
8. Портнова, O.A. О роли образования в формировании гражданского общества в России / O.A. Портнова // Философия и наука в современном мире: сборник аспирантских статей №9. - Калуга, 2010. - С. 69-73.
9. Портнова, О.А. Формирование гражданственности обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих: дис. ... к.п.н.: 13.00.08 / Ольга Александровна Портнова. - Калуга, 2015. - 23 с.
10. Саликов, Д .Х. Развитие патриотических ценностей у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки / Д .Х. Саликов, Челябинск, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
11. Следзевский, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - №7. - С. 13.
12. Слоневская, Е.Р. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов / Е.Р. Сло-невская. - КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-obrazovatelnom-vospitanii-studentov (Дата обращения: 26.09.2018).
13. Утегулов, Г.Е. Педагогические условия совершенствования патриотического воспитания студентов в профессиональной подготовке средствами информационно-коммуникационных технологий / Г.Е. Утегулов. - Алматы, 2010. - 210 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-usloviyakh-polietnicheskoi-sredy-pedagogicheskogo-vuz (Дата обращения: 26.09.2018).
14. Яцков, О.Н. Психологические особенности развития волевой сферы молодых людей в процессе подготовки специалиста: автореф. дис. . канд. психол. наук 19.00.13 / Олег Николаевич Яцков. - Астрахань, 2006. - 22 с.
15. Annette J. Editorial: civil and public engagement and higher education - call for papers / J. Annette, J. Arthur, P. Croll // British Journal of Educational Studies, 2008, vol. 56, no. 4, pp. 361-364.
16. Crick B. Citizenship: the political and the democratic / B. Crick // British Journal of Educational Studies, Birkbeck College, London, 2007, vol. 55, no. 3, pp 235-248. Online publication date: 27 November 2009.
References:
1. Akinshina I.B. Features of the development of student government in universities in Germany. Nauchnaya biblioteka dissertacij i avtoreferatov disserCat [Scientific library of dissertations and abstracts disserCat]. Belgorod, 2012.
2. Gendugova M.N. Formation of youth civilization in modern Russia. Nauchnaya biblioteka dissertacij i avtoreferatov disserCat [Scientific library of dissertations and abstracts disserCat], Moscow, 2011
3. Danilyuk A.YA., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development of a citizen of Russia]. Moscow, Publ, 2009.
4. Dubovickaya T.A., SHCHerbakova O.I. Problema psihologicheskoj gotovnosti lichnosti k sotrudnichestvu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [The problem of a person's psychological readiness for cooperation], 2012, no. 3. Available at: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=6418 (Accessed 26.09.2018).
5. Kuznecov D.O. Aktualizaciya problemy grazhdanskoj socializacii molodezhi v sovremennoj Rossii [Actualization of the problem of civic socialization of youth in modern Russia]. KiberLeninka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-grazhdanskoy-sotsializatsii-molodezhi-v-sovremennoy-rossii
6. Kuz'minov YA.I., Frumin I.D. Twelve solutions of education. Doklad centra strategicheskih razrabotok i vysshej ehkonomicheskoj shkoly, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet [Report of the Center for Strategic Research and Higher School of Economics, National Research University], Moscow, 2018. Available at: https://publications.hse.ru/books/218061780
7. Portnova O.A. On the issue of civic education. Nauka i shkola [Science and school]. Moscow, 2014, no. 4, pp. 164-169.
8. Portnova O.A. On the role of education in the formation of civil society in Russia. Filosofiya i nauka vsovremennom mire: sbornikaspirantskih statej №9. [Philosophy and science in the modern world: a collection of graduate articles №9]. Kaluga, 2010, pp. 69-73.
9. Portnova O.A Formation of citizenship of students under the programs for the training of skilled workers. Candidate's thesis. Kaluga, 2015, 180 p.
10. Salikov D.H. The development of patriotic values among university students in the process of vocational training. Nauchnaya biblioteka dissertacij i avtoreferatov disserCat [Chelyabinsk, 2011 Scientific library of dissertations and abstracts disserCat]. CHelyabinsk, 2011
11. Sledzevskij I.V. Civil-patriotic education of children and youth: problems and strategy. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. [Teaching history and social studies at school], 2007, no. 7, pp. 13.
12. Slonevskaya E.R. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie studentov v obrazovatel'nom vospitanii studentov [Civil patriotic education of students in the educational education of students KiberLeninka]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-obrazovatelnom-vospitanii-studentov
13. Utegulov G.E. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya patrioticheskogo vospitaniya studentov v professional'noj podgotovke sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij [Pedagogical conditions for the improvement of the patriotic education of students in professional training by means of information and communication technologies]. Almaty, 2010, 210 p.
14. YAckov O.N. Psychological features of the development of the volitional sphere of young people in the process of preparing a specialist. Extended abstract of candidate's thesis. Astrakhan, 2006, 22 p.
15. Annette J., Arthur J., Croll P. Еditorial: civil and public engagement and higher education - call for papers, British Journal of Educational Studies, 2008, vol. 56, no. 4, pp. 361-364.
16. Crick B. Citizenship: the political and the democratic. British Journal ofEducational StudiesBirkbeck College, 2007, vol. 55, no. 3, pp. 235-248. Online publication date: 27 November 2009.
Сведения об авторах:
Хачикян Елена Ивановна, заведующий кафедрой литературы филологического факультета Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
248023, г. Калуга, ул. Степана Разина, 26
Портнова Ольга Александровна, доцент кафедры финансово-правовых и социальных дисциплин, Калужский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
248021, г. Калуга, ул. Московская, д. 256А, 7(4842) 220-112