1УДК 37 ББК 74.200.5
К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ
О. А. Портнова
Автором статьи проводились исследования процесса формирования гражданственности учащихся учреждений начального профессионального образования. В результате возникла идея создания модели гражданского воспитания, которая отражает системный подход в решении проблемы формирования гражданственности как важного духовно-нравственного аспекта воспитания в целом. Автор также обращает внимание на необходимость объединения усилий общества и государства в решении задач по воспитанию.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, гражданственность, просвещение, Отечество, национальная идея, модель воспитания.
REVISITING THE CIVIC EDUCATION O. A. Portnova
The author of the article researched the process of civic consciousness formation of students of elementary vocational education institutions. As a result the idea of creating a model of civic education has started up which reflects the system approach to solving the problem of civic consciousness formation as an important spiritual and moral aspect of education as a whole. The author also draws attention to the necessity of unifying efforts of society and state in solving problems of education.
Keywords: patriotism, morality, civic consciousness, enlightenment, Fatherland, national idea, model of education.
Гражданское воспитание сегодня представляет собой открытое и развивающееся направление образования. Его особенностью является непосредственная связь обучения и воспитания с социальной практикой гражданского общества, возможностями самореализации личности. Процесс гражданского воспитания предполагает решение важнейшей задачи формирования у человека таких качеств, как духовность, нравственность, честность, отвага, усердие ко всякому доброму делу, самодисциплина, вежливость, ответственность за свою личную судьбу, судьбу сограждан, судьбу страны и общества.
Мы очень часто говорим о задаче государства в деле гражданского воспитания подрастающего поколения. Более того, это своего рода социальный заказ образованию. Учителя, в соответствии с основными направлениями национальной доктрины, разрабатывают программы и мероприятия, создают определенные
педагогические условия, осуществляют образовательную деятельность.
Однако общество не должно снимать с себя ответственность за воспитание граждан, прежде всего своих детей. Даже самому превосходному педагогическому коллективу сложно воспитать чувство национальной гордости и любви к родной земле, если до этого не было родительской любви, заботы в семье и теплоты родного дома. Как это подмечено еще у Симеона Полоцкого, от рождения до 7 лет - это период нравственного воспитания, родители обязаны учить детей произносить добрые и чистые слова, а не гадкие и плохие, говорить правду, а не ложь. «Ибо каким жиром новый сосуд будет наполнен, того запах он никогда не потеряет, так и ребенок не потеряет привычек, привитых с детства» [1].
Нарастающее количество неполных семей в стране говорит о распаде семейных отношений. Более 50% заключенных браков в России распадаются. Разница между количеством браков и
разводов в России с каждым годом сокращается [2]. В современном обществе в моде гражданский брак. Но многие люди не учитывают того, что гражданский брак не наделяет супругов практически никакими правами и обязанностями по отношению друг к другу. Родители объясняют семейное неблагополучие кризисными явлениями в обществе, резким снижением материальной обеспеченности, женщины обвиняют мужей в пьянстве: «все от плохой жизни», но не связывают эти явления с отсутствием личного авторитета и недостаточным развитием собственной нравственной культуры. Как человек может узнать о том, что он нравственно несовершенен? Только единицы способны к самостоятельному, побуждаемому собой духовному развитию. Большинство людей нуждаются в учительстве. Самыми первыми учителями должны быть родители. Важность наличия близких людей определено самой природой. Любовь, данную человеку Богом, не надо воспитывать, ее просто не надо убивать. Ошибка в том, что родители своими словами и действиями сначала деформируют сознание ребенка, а потом, увидев его поступки, пытаются запретить то, что делали сами, включая при этом возвратную агрессию. И. Ф. Богданович считал, что долг каждого родителя перед богом и Отечеством - это воспитание в своих детях доброго гражданина и человека. «Не должны ли родители... отдать отчет Всевышнему существу - за небрежение первейшей должности. Отечеству за бесполезных членов, коих оно содержит, хранит и питает без заслуги.» [3].
Пока в каждой семье мать и отец не скажут своему ребенку о том, что он должен своей жизнью принести пользу Отечеству, мы не изменим вектор движения на уничтожение собственной цивилизации. По этому поводу автору статьи близки рассуждения А. Ф. Бестужева (XVIII в.): если отец семейства имеет достаточное воспитание и образование и готов воспитать на пользу Отечества своих детей, «если он вливает в них свой дух, то отечество его приобретает новых сподвижников, во всем ему подобных. и если он научен повиноваться родителям, то научится и повиноваться начальству и приобретет от союза семейного, любви братской любовь к союзу гражданскому, любовь к отечеству» [4, с. 418-419].
Институт семьи в последние десятилетия подвергся деструктивному влиянию. Многие социологи утверждают, что современное понятие семьи допускает полную свободу выбора отношений между мужчиной и женщиной без семейных обязательств. Это провальный вариант как для человеческих отношений, так и для государственного развития. За распадом семейных отношений начался этап войны несостоявшихся членов полноценной семьи за детей, и, как следствие, суды наполняются делами по порядку общения родителей с детьми. Использование родителями детей в длительных боях друг с другом окончательно разрушает основу семейных ценностей - любовь - как ржа железо.
Опыт семейной жизни каждый человек обретает в той семье, где ему довелось родиться, и получается замкнутый круг: не было счастливой семьи - не создать и своей. Образуя временные пары для совместного проживания, не обременяя себя ответственностью за последствия, юноши и девушки придают фактической семье статус непостоянства и неполноценности. Такая семья не выполняет важные функции - воспитательную, эмоционально-психологическую и духовную, и вот уже ребенок к подростковому возрасту накапливает целый багаж вредных привычек, обретает эгоизм и приспособленчество, как средство адаптации в социуме. Чаще всего дети из таких социально уязвимых семей попадают в образовательные организации подразделений начального профессионального образования, и здесь деятельность педагогов обретает особую важность. Она должна быть направлена на формирование физического и нравственного здоровья воспитанников. Нравственное и физическое здоровье, являясь частями целого, неразрывно связаны между собой.
Совершить тяжелую работу по восстановлению физических сил подопечных, что включает сюда отказ от алкоголя, табака, привыкание к здоровой пище и физической культуре, невозможно без духовного становления личности. Поэтому комплекс мер, направленный на формирование гражданственности, должен быть тщательно спланирован и подготовлен на основе интеграции учебных курсов специальных дисциплин с учебными курсами социального аспекта и внеклассной работой. Необхо-
димо включение таких форм работы, которые способствуют активному участию учащихся в обсуждении современных проблем развития и построения гражданского общества в стране, участию в практических действиях, направленных на развитие добровольческих инициатив. И у семьи, и у образовательной организации должно быть общее понимание цели воспитания, образно говоря, один маяк.
Возникает необходимость соотношения организации общества, его устройства, нравственного идеала не только с законом, основанным на праве, который регламентирует свободу, но и с общей идеей для всех, с поисками всеобщего блага. Идея должна быть не популистской, не разрушительной и непонятной, а ценностно созвучной каждому гражданину.
Ценности всегда одни и те же, они не меняются и существуют независимо от нас, потому что не нами устанавливаются. Меняется значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, но духовные нематериальные ценности неизменны, они имеют божественное происхождение. В результате развития государственности, становления определенной формы правления и политического режима возникают соответствующие идеологические направления и установки, на которых воспитывается, может быть, даже, не одно поколение. С изменением государственного устройства в научном сообществе происходит смена научных парадигм, что, в свою очередь, меняет саму концепцию воспитания. Так, в авторитарном государстве действуют методы принуждения, демократическое государство, напротив, способствует гуманизации воспитания.
Очень сложно для такого государства, как Россия, вывести формулу общенациональной идеи. Так, литературовед и историк В. В. Кожи-нов считал, что у России нет и не может быть национальной идеи, в силу ее многонациональ-ности, особому континентальному расположению и евразийности [5].
На наш взгляд, для гражданина очень важно понимание общенациональной идеи, которая, являясь стержнем мировоззрения, уравновешивает его нравственные принципы и делает устойчивой жизненную позицию. Понимание национальной идеи, главной для всех граждан в государстве, есть некая формула их жизни и в то
же время один из основных символов государственности. Национальная идея представляет собой краткое изречение, выражающее наивысшие ценности данного государства и его идеологические основы. Понадобилось немало времени, чтобы мы поняли, что стяжательство и материальный успех в качестве смысла жизни для России неприемлемы. Теперь, чтобы лучше понять, что на сегодняшний день может стать общей формулой для граждан нашей страны, обратимся к истории. В царской России в качестве национальной идеи был лозунг: «За Бога, царя и Отечество!» В советское время национальная идея выражалась лозунгом: «За коммунизм!» Обе эти идеи непосредственно не отражали устремлений народа, в результате чего его интересами, как правило, пренебрегали, а в советское время народ просто истреблялся. В трудные смутные 90-е годы для России А. И. Солженицын выступил за «сбережение народа», но это скорее политическое направление государства, чем объединяющая идея. Еще раньше Н. Рерих выдвинул лозунг «За счастье на Земле и на Небесах!», к сожалению, пока еще всех россиян эта идея не соберет.
Сегодня многие ученые, философы, писатели, духовные лица, а нередко и обычные граждане России предлагают свои лаконичные формулировки, но к единому мнению пока не пришли. Так, М. Телемтаев в работе «Национальная идея российского народа» предлагает следующую формулу: «Успешная Семья, Полноправная Мать-Земля, Рачительное Государство» [6].
Ученые пришли к выводу, что национальная идея для страны - это то же самое, что смысл жизни для человека. Если у человека нет цели, нет представления о ценностях своей жизни, о том, за что его уважают и ценят, что на этой бренной земле останется после него для других людей, то прожить осмысленную и достойную жизнь, жизнь, которой можно гордиться самому и которую станут ценить и уважать другие, будет нелегко, подытоживает С. Сулакшин [7]. Поэтому главная идея страны, по его мнению, звучит так: «Моя родина должна быть, и должна быть всегда».
Идея национального единства содержится в словах гимна Российской Федерации и могла бы выразиться емкой фразой «Да будет Россия, священная наша держава, на все времена!»,
каждое слово которой несет большую смысловую нагрузку: Россия - название государства, Родина, гражданское общество; слово «священная» имеет очень глубокий, многогранный смысл; «священный» значит освященный, обладающий святостью, «божественный» (Ожегов, Ефремова), то есть хранимый Богом; по словарю Ефремовой, «неприкосновенный», «нерушимый», такой, который не может быть разрушен никогда. По Ожегову, «священный» - это в высшей степени почетный, исключительный по важности, благородный. Слово «наша» означает взаимную связь граждан, объединенных едиными помыслами и признающие этого объединение. Слово «держава» энциклопедический словарь трактует как независимое государство [8-9]. Это важное открытие понимания смысла общей для всех идеи может быть сделано учениками под руководством учителя истории, права и даже русского языка.
Целостное представление о роли национальной идеи в гражданском воспитании иллюстрируется схемой (см. рис.).
гражданское общество • национальная идея
система образования • национальная доктрина
гражданин • нравственный идеал
Рис. Модель гражданского воспитания
Рассуждая о национальной доктрине в системе образования, важно отметить, что Национальная доктрина образования является, с одной стороны, основополагающим государственным документом, определяющим цели воспитания и обучения, а с другой стороны, определяет пути их достижения посредством государственной политики в области образования.
Национальная доктрина призвана также сформировать в общественном сознании отношение к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства.
Осуществляя такие важные задачи, как воспитание молодого поколения в духе высокой
нравственности и уважения к закону, педагог должен опираться на нравственные идеалы, способствующие духовному росту, а в некоторых случаях возрождению личности гражданина. «Имея высокий идеал и стремясь к его воплощению, человек находит адекватные целям и соответствующие ситуации средства для его практической реализации» [10]. Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать урок процессом гражданского воспитания. О поисках способов организации воспитания и обучения детей на примере уроков истории мы рассказывали на страницах журнала «Вестник Оренбургского университета», в статье «Специфика гражданского воспитания на уроке истории» [11].
Как бы ни менялся политический строй России, куда бы ни заводили страну политики и реформаторы, русскому человеку, к счастью, всегда можно найти в своей истории примеры гражданского подвига: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Серафим Саровский, герои войны 1812 г., декабристы, герои Великой Отечественной войны, самоотверженные строители коммунизма и ликвидаторы последствий аварии Чернобыльской АЭС. Выделяя высокие нравственные качества русского народа, его способность к состраданию, любви, прощению, терпению, жертвенности и учитывая прошлый исторический опыт, мы можем составить тот нравственный идеал, который так необходим нам сегодня для воспитания молодежи.
Таким образом, системный подход в деле гражданского воспитания, включающий в себя объединение граждан одной национальной идеей, воплощенной в национальной доктрине образования и отвечающей нравственным идеалам, позволит нам увидеть качественное преобразование России и общество, способное к самоорганизации и саморазвитию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров, С. Ф. Просвещение в Древней Руси Х-Х111 вв. [Текст] / С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1985.
2. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/
population/demography/# (дата обращения: 06.10.2014).
3. Богданович, И. Ф. О воспитании юношества [Текст] / И. Ф. Богданович // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М.: Педагогика, 1987.
4. Бестужев, А. Ф. О воспитании [Текст] / А. Ф. Бестужев // Антология педагогической мысли России XVIII в. - М.: Педагогика, 1985.
5. Кожинов, В. В. У России нет и не может быть национальной идеи [Текст] / В. В. Кожинов // Рос. аналитич. обозрение. - 1998. - № 7.
6. Телемтаев, М. М. Национальная идея российского народа [Текст] / М. М. Телемтаев. - М., 2008.
7. Сулакшин, С. С. Национальная идея должна быть лаконична [Электронный ресурс] / С. С. Сулакшин. - Режим доступа: http://sulakshin. ru/natsionalnaya-ideya-rossii-prosta-i-lakonichna/ (дата обращения: 06.10.2014).
8. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М., 2000.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь [Текст] / С. И. Ожегов. М., 1991.
10. Апресян, Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания [Текст] / Р. Г. Апресян // Вестн. Том -ского гос. пед. ун-та. - 2008. - № 1.
11. Портнова, О. А. Специфика гражданского воспитания на уроке истории [Текст] / О. А. Портнова // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. -2014. - № 2.
REFERENCES
1. Egorov S. F. Prosveshchenie v Drevney Rusi XXIII vv. (Enlightenment in Ancient Russia in XXIII centuries). Moscow: Pedagogika, 1985.
2. Demografiya (Demography). Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Federal State Statistics Service). Available at: http://
www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/# (accessed 06.10.2014).
3. Bogdanovich I. F. O vospitanii yunoshestva (On the education of youth). Antologiya pedagog-icheskoy mysli Rossii pervoy poloviny XIX v. (Anthology of Russian pedagogical thought of the first half of the XIX century). Moscow: Pedagogika, 1987.
4. Bestuzhev A. F. O vospitanii (On education). An-tologiya pedagogicheskoy mysli Rossii XVIII v. (Anthology of Russian pedagogical thought of the XVIII century). Moscow: Pedagogika, 1985.
5. Kozhinov V. V. U Rossii net i ne mozhet byt nat-sionalnoy idei (Russia does not have any national idea and it cannot have it). Ros. analitich. oboz-renie (Russian analytical review), 1998, No. 7.
6. Telemtaev M. M. Natsionalnaya ideya rossi-yskogo naroda (The national idea of the Russian people). Moscow, 2008.
7. Sulakshin S. S. Natsionalnaya ideya dolzhna byt lakonichna (The national idea should be laconic). Available at: http://sulakshin.ru/natsion-alnaya-ideya-rossii-prosta-i-lakonichna/ (accessed 06.10.2014).
8. Efremova T. F. Novyy tolkovo-slovoobrazo-vatelnyy slovar russkogo yazyka (New explanatory and derivational dictionary of the Russian language). Moscow, 2000.
9. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar (Explanatory dictionary). Moscow, 1991.
10. Apresyan R. G. Tsennostnye paradigmy vospi-taniya (Value paradigms of education). Vestn. Tomskogo ped. un-ta (Herald of Tomsk State Pedagogical University), 2008, No. 1.
11. Portnova O. A. Spetsifika grazhdanskogo vos-pitaniya na uroke istorii (Specificity of civic education at the lesson of history). Vestn. Orenburg. un-ta (Herald of Orenburg State University), 2014, No. 2.
Портнова Ольга Александровна, учитель истории, ГБУ СПО «Коммунально-строительный техникум», аспирантка кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского e-mail: [email protected]
Portnova Olga A., Teacher of History, State-Financed Institution of Secondary Vocational Education "Communal and Civil Engineering College"; Post-Graduate Student, Department of Pedagogy, Kaluga State University n. a. K. E. Tsiolkovsky
e-mail: [email protected]