УДК 37.017.4
ББК 74.00
Р 27
Б.Р. Рахматулина
Соискатель кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
(Рецензирована)
Аннотация. Уточняются значения понятий «патриотизм» и «гражданственность». Гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в совокупности. Однако понятия не тождественны. В работе рассматриваются причины снижения гражданственности у молодёжи. Раскрывается актуальность граж-данско-патриотического воспитания в современной России.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, гражданское воспитание молодёжи.
B.R. Rakhmatulina
Applicant of Department of the General Pedagogy, Adyghe State University;
E-mail: [email protected]
EDUCATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS AS A RELEVANT SOCIAL PROBLEM OF CONTEMPORARY SOCIETY
Abstract. The article specifies the meaning of the concepts "patriotism" and "civic consciousness" and considers civil and patriotic education as inextricably linked. However, these concepts are not identical. This work also deals with the reasons of decrease in civic consciousness at youth. The author discloses relevance of civil and patriotic education in contemporary Russia.
Keywords: civic consciousness, patriotism, civil education of youth.
В ходе развития общество решает различные проблемы, одной из которых является воспитание гражданственности. В условиях цивилизованного общества гражданственность и патриотизм - необходимые жизненные позиции личности, тесно связанные с понятием «общечеловеческие ценности». Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодёжи всегда стояли в центре внимания ученых.
Патриотизм и гражданственность выражаются, с одной стороны, в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека
и проявляются в его поступках и деятельности, с другой стороны, в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны. Они характеризуют формы связи государства, общества и личности. Однако ученые-исследователи акцентируют внимание на том, что эти понятия не равнозначны.
Патриотизм выражается в любви к Родине, к государству, заботе о процветании и благополучии своей
страны. Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед обществом, к которому он принадлежит (государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность), в готовности отстаивать и защищать его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самоидентификации человека, самосознания себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, у которого есть законом определённые права и обязанности, который активно участвует в принятии и осуществлении государственных решений и следует в жизни определённым моральным нормам и ценностям.
Гражданственность и патриотизм молодого человека - это приобретённые, а не врождённые качества или свойства личности, которые воспитываются и формируются в процессе получения человеком знаний, жизненного опыта, саморазвития.
Гражданско-патриотическое воспитание - один из главных компонентов процесса формирования всесторонне развитой гармоничной личности, так как без формирования в человеке нравственных идеалов, чувств любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства.
Проблема гражданско-патрио-тического воспитания заключается в том, что необходимо постоянно обновлять содержание, форы и методы работы со школьниками. Эта необходимость возникает из-за меняющихся социальных обстоятельств, в которых меняются и сами школьники, молодёжь, что требует от педагогов постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания и гражданственности.
Так, гражданско-патриотиче-ское воспитание в советской школе и в современной отличаются. Принятие ценностей общества детьми, в частности, в разных исторических периодах имеет свои отличия.
Социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в обществе имеет огромное, во многих случаях решающее значение, и её, в первую очередь, надо учитывать, рассматривая решение проблемы формирования гражданственности и патриотизма. Безусловно, организация гражданско-патриотическо-го воспитания во время Советского Союза и в современной России отличаются по формам и методам работы, своим содержанием, так как сменились формации, изменилась молодёжь, изменились приоритеты и ценности общества. Так, права и свободы социалистического общества и современного демократического существенно отличаются.
Кризис 90-х годов привёл к смене общественно-политического строя, распаду СССР, дезинтеграции российского общества; крушению идеалов, нравственных и духовных ориентиров: молодые люди стали занимать антигражданскую позицию, усилился подростковый нигилизм. Молодёжь стремилась к личной независимости, стремилась к обогащению, достижению личного благополучия. При этом интересы общества и государства не интересовали молодых людей. Проявления экстремизма и ксенофобии среди молодёжи участились.
Для сложившейся ситуации были объективные и субъективные причины:
- государство во время кризиса перестало решать проблемы молодёжи и не гарантировало защиту её прав и интересов;
- кризисная ситуация создала разнообразные предпосылки для достижения жизненного успеха асоциальными средствами;
- попытки дискриминации отечественной истории и культуры;
- разрушение системы воспитания молодёжи.
Смена однопартийной системы многопартийной в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления.
В середине 2000-х годов проблема гражданского и патриотического воспитания молодёжи становится особенно актуальной, начинает меняться отношение к ней по ряду причин:
- в государственной политике отчётливо выражена установка на строительство в России гражданского общества;
- задача модернизации Российской Федерации не может быть решена без наращивания и эффективного использования социального опыта молодёжи;
- глобализация в современном мире усиливает конкуренцию между государствами за обладание ресурсами, одним из которых являются человеческие, прежде всего, интеллектуальные ресурсы;
- военные опасности и угрозы для России, обладающей огромными территориями и природными ресурсами, появление относительно новых угроз: международный терроризм и наркомафия; этнический сепаратизм.
Воспитание гражданственности, любви к Родине определяется Законом «Об образовании в Российской Федерации» как один из принципов государственной политики в области образования [1]. Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2].
Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Показатели высокой гражданственности - это, прежде всего, уровень знаний, степень соблюдения и выполнения гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека, законопослушность. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения обучающимися нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.
Воспитание гражданственности без гражданского образования и обучения невозможно. Молодёжи нужно дать знания о системе взаимоотношений государства и личности, о правах и обязанностях человека как гражданина. Молодые люди должны практически уметь защищать свои права.
Гражданское воспитание предполагает формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Дети в школе знакомятся с жизнью и деятельностью знаменитых земляков, выдающихся учёных, знаменитых писателей, художников и др.
Формы и методы организации гражданского образования и воспитания различны: беседы, классные часы, встречи, диспуты, лекции и др. Например, с ранних лет дети знакомятся с изображениями символов государства, текстом Гимна, с их историей, с поведением во время звучания Гимна и т.д. В старшем возрасте меняются формы работы. Для подростков и молодых людей можно проводить лекции, организовывать
круглые столы, диспуты с постановкой проблемных ситуаций, обсуждением, спором и поиском решений, т.к. с возрастом человек приобретает жизненный опыт, повышается его уровень развития и образования. Таким образом, с учётом возрастных и психологических особенностей школьников и молодёжи организуется работа по воспитанию уважения к государственным символам России, истории и культуре своего народа; любви к родному языку, красоте родной природы.
Стоит отметить, что в современном обществе используется много гаджетов, различных СМИ. Молодёжь - активный пользователь Интернета. Сегодня использование ИКТ в работе - одно из условий успешного образования и воспитания. Живое слово, общение для человека как социального существа очень важно, но невозможно отрицать влияние современных СМИ на формирование личности. С учётом того, что в информационном пространстве сегодня распространяется много информации недостоверной, порой противоречивой, и молодому человеку при отсутствии жизненного опыта, знаний разобраться в этом
потоке сложно. Если слово педагога, родителя, взрослого школьниками и молодёжью раньше воспринималось как истина, то теперь почти всё подвергается сомнению. Иногда сомнения и подростковый нигилизм с правовой неграмотностью, недостаточный уровень знаний, протестное поведение приводят молодых людей к неправильным выводам, к выбору ложных ценностей, асоциальности и антигражданственности.
Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В современной России радикально изменились отношения между гражданином, государством и обществом. Каждый человек как личность получил большие возможности для самореализации в жизни, но его ответственность за свою судьбу и судьбу других людей возросла во много раз. В этих условиях гражданственность и патриотизм становятся важнейшими целями, сочетающими в себе социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Примечания:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 (ред. от 01.05.2019) // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 (ред. от 20.11.2018) // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
3. Морозова Т.И. Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодёжи // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Образование. Право. 2010. № 20 (91). Вып. 14.
4. Проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у обучающихся в образовательном учреждении. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ pedagogics/00548724_0.html
5.РязанцеваЛ.А.Значениеиактуальностьгражданско-патриотическоговоспита-ния в современных условиях. URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/ library/2017/04/17/znachenie-i-aktualnost-grazhdansko-patrioticheskogo.
References:
1. On education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012. No. 273-FZ (as amended on 01.05.2019) // SPS ConsultantPlus. M., 2019.
2. On the State Program of the Russian Federation "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 ": Decree of the Russian Federation of
December 30, 2015 No. 1493 (as amended on November 20, 2018) // SPS ConsultantPlus. M., 2019.
3. Morozova T.I. The problem of formation of citizenship and patriotism of modern youth // The Scientific Gazette of BelSU. Ser. Philosophy. Education. Law. 2010. No. 20 (91). Iss. 14.
4. Problems of civic and patriotic education of students in an educational institution. URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00548724_0.html
5. Ryazantseva LA. The meaning and relevance of civil-patriotic education in modern conditions. URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/ library/2017/04/17/znachenie-i-aktualnost-grazhdansko-patrioticheskogo.