Научная статья на тему 'Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы'

Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POSITION LATFITUDE OF THE CITIZEN / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / THE RULE OF LAW / LAWYER / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладченкова Светлана Викторовна, Гороховцев Олег Викторович

В статье рассматриваются понятие и структура гражданской позиции, элементы педагогической модели формирования гражданской позиции юристов в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATING OF THE POSITION OF CIVIL LAWYERS IN HIGH SCHOOL: STATEMENT OF THE PROBLEM

The article deals with the concept and structure of citizenship, the elements of the pedagogical model of the formation of the civil position of lawyers in the educational area of the university.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы»

С.В. Гладченкова, О.В. Г ороховцев,

кандидат педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент

Брянский филиал Московского психолого-социального университета

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

THE CREATING OF THE POSITION OF CIVIL LAWYERS IN HIGH SCHOOL: STATEMENT OF THE PROBLEM

В статье рассматриваются понятие и структура гражданской позиции, элементы педагогической модели формирования гражданской позиции юристов в образовательном пространстве вуза.

The article deals with the concept and structure of citizenship, the elements of the pedagogical model of the formation of the civil position of lawyers in the educational area of the university.

Ведущим фактором развития России являет -ся формирование гражданского общества и по -строение правового государства. Субъектами этого процесса выступают граждане, обладаю -щие совокупностью таких личностных качеств, как самостоятельность и независимость сужде-ний, нравственность, гражданская ответствен -ность и активность. Все эти качества интегрируются в сознательной, активно проявляющейся гражданской позиции личности, формирование которой — одна из важнейших образовательных задач на современном этапе.

Основная роль в создании правовых основ российского государства отводится юристам, для которых приоритетом в их профессиональной деятельности является защита человека, справедливость, гуманное отношение к личности.

В условиях кризиса комплекса традиционных ценностей в нашей стране проблема формирования гражданской позиции юристов приобретает наибольшую актуальность и значимость и должна стать центральной идеей всего юридиче -ского образования, поскольку юрист, обладая активной гражданской позицией, может стать активным носителем правовой культуры и участвовать в решении проблем укрепления законности и правопорядка в обществе.

Выявление социально -педагогической сущности гражданской позиции и поиск путей ее формирования — актуальная проблема современной педагогической науки. Она впервые была обозначена древнегреческими учеными Аристотелем, Платоном, Ксенофонтом, Сократом, Демокритом. Тема формирования гражданской по -зиции личности рассматривалась многими мыслителями (П .А. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтес -кье, Г. Кершенштейнер, И. Кант, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, Н.М.

Карамзин, К .Д. Ушинский и др.) по различным направлениям.

Понятие «гражданская позиция» условно де -лится на два элемента: «гражданская» и «позиция». Гражданственность рассматривается в трудах В.М. Антощенко, А.И. Ореховского, Н .А. Савотиной [4. — С. 39] как качество личности, позволяющее человеку проявлять себя юридически, нравственно, политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относят нравственную и правовую культуру, внутрен-нюю свободу личности, уважение и доверие к другим гражданам и государственной власти, способность выполнять свои обязанности. Гражданственность предполагает освоение и реализацию человеком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу, Отечест -ву. Эти вопросы имеют не только философское, социальное, экономическое содержание, но и педагогические аспекты.

Современные словари рассматривают понятие «позиция» как точку зрения, принцип, поло -женные в основу поведения, действий кого-либо. Относительно человека это понятие приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета», «мотив». Категория «позиция личности» являет -ся предметом изучения целого ряда наук: социологии, философии, психологии. К проблеме формирования позиции личности в педагогике обращались Л.А. Байкова, З.Я. Башшаев, В.Г. Белинский, Ф.Б. Горелик, П.П. Блонский, В. Крысяк, Н .К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Л. Хоружая, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов, Н. И. Элиасберг и др.

При всем разнообразии определений гражданской позиции личности выделим общее, объ-

единяющее авторские подходы к раскрытию его сущности. Гражданская позиция представляет собой совокупность качеств личности по отно-шению к гражданину, обществу, государству.

Анализируя гражданскую позицию юриста, мы имеем в виду толкование термина как инте -гративного качества личности, в котором отражаются ее представления о социальном идеале общества, государстве, праве, являющиеся ориентиром гражданского поведения в будущей профессиональной деятельности. Представления о государстве заключаются в политических по -требностях личности (интерес к политической жизни страны, к принимаемым органами власти решениям, участие в выборах). Отношение к обществу предполагает осмысление его структур, социальных институтов. Применительно к праву показателем гражданской позиции является ува -жение закона, всей правовой системы в силу внутренней необходимости человека. Граждан -ская позиция юриста по отношению к себе как гражданину — это осознание своей позиции в качестве активного участника профессиональной, общественной, политической, гражданской деятельности.

Структура гражданской позиции обучаемого, по нашему мнению, включает следующие компоненты:

- гражданские чувства: осмысление жизнен -ных отношений с окружающим миром, национальная идея, чувство долга, внутреннее убежде -ние в правильности выбранного поведения;

- гражданские представления: общие пред -ставления об истории России, восприятие особенностей русской культуры, знание государст -венного устройства и особенностей современной политической системы, представление о государственных символах;

- мотивы гражданского поведения: внутренние мотивы и стимулы, побуждающие к гражданскому поведению и восприятию гражданских ценностей;

- гражданская деятельность: готовность использовать полученные знания в жизни; выпол -нение гражданских обязанностей из чувства осознанной необходимости; становление граждан -ской ответственности и активности.

Гражданская позиция способствует станов -лению социального и профессионального статуса юриста, отражает уровень осознания им задач, социальных проблем, стоящих перед обществом. При отсутствии у юриста сформированной гражданской позиции его деятельность основывается не на справедливости и законности, а на поиске путей ухода от ответственности.

Учитывая значимость присутствия граждан -ской позиции в структуре личности, разработка педагогических условий для ее формирования в процессе обучения в вузе становится приоритет -ной задачей современного образования. Нам

близка позиция П.И. Пидкасистого [3. — С. 47], рассматривающего условия формирования гражданской позиции как составные части среды, в которой развивается личность. Для юристов та -кой средой выступает вуз, образовательное пространство которого заполняет гражданский ваку -ум, препятствует восприятию антиобществен -ных, антиконституционных влияний, обеспечивает возможность гражданской и профессиональной адаптации личности.

Рассматривая образовательное пространство вуза как систему, объединяющую идеи воспита -ния и образования, обозначим составляющие ее подсистемы: целостный педагогический процесс, совместную деятельность обучаемого и педагога, педагогическое общение. Совокупность этих подсистем характеризует образовательное пространство вуза и включает духовно-содержательный; поведенческий; процессуально-тех -нологический элементы.

Система воспитательного воздействия образовательного пространства вуза актуализирует вопросы соотношения социализации и самовоспитания . Процесс формирования личности обусловлен не только социальными, природными, но и специально создаваемыми факторами, вследствие чего социализация и саморазвитие личности представляют собой две стороны еди -ного процесса. Если профессиональная подго-товка основывается на идее саморазвития обучаемого как творческой личности в условиях постоянного воздействия факторов социальной и образовательной среды, то снимается противоречие между социальным и индивидуальным. Именно единство социализации и профессионализации является важнейшим условием формирования гражданской позиции юристов.

Проанализировав теоретические подходы к решению проблемы формирования гражданской позиции личности в контексте гражданского образования и воспитания (А.М. Бабаев, В.К. Бацын, Б.З. Вульфов, А.С. Гаязов, Н.М. Воскресенская, С.В. Кодан, Н.В. Мальковец, О.В. Рыжов) [1,2] и основываясь на содержании профессиональной подготовки юристов, нами была разработана модель формирования гражданской позиции обучаемых в вузе. Педагогическая модель предполагает поэтапное формирование гражданской позиции на основе преемственности целей, задач, содержания, методов и в качестве составных частей содержит целевой, содержательный, технологи -ческий и результативный компоненты.

Основная идея построения педагогической модели формирования гражданской позиции юриста состояла в том, чтобы каждый обучаемый в результате взаимодействия с социальной и образовательной средой и в процессе целенаправленного педагогического воздействия получал не только широкий диапазон профессиональных

знаний, но и реализовывал себя как профессионал и гражданин в различных ситуациях.

При разработке целевого блока мы исходили из понимания цели как сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса. Целевой компонент модели формирования гражданской позиции юристов включает цель (формирование гражданской позиции юристов как один из аспектов их профессионального и личностного развития) и три группы задач (формирование у обучаемых гражданских представле-ний, создание условий для осуществления граж -данской деятельности, формирование навыков гражданского поведения и профессиональной готовности к защите прав и свобод граждан).

Содержательный компонент модели определяется содержанием государственного стандарта профессиональной подготовки юристов и основан на поэтапном развитии компонентов гражданской позиции. На первом этапе целью профессионального обучения стало формирование отношения к будущей профессии, гражданским ценностям, содействие развитию познавательной и гражданской мотивации обучаемых; на втором — получение профессиональных знаний, обоснование собственного мнения; вовлечение студентов в научно-исследовательскую и практическую деятель -ность, в работу студенческих обществ, содействие становлению гражданской ответственности; на третьем — формирование готовности к профессиональной и гражданской деятельности, гражданских убеждений; создание условий для проявления активной гражданской позиции.

Технологический компонент модели формирования гражданской позиции юриста строится на выборе активных форм, методов и средств обучения (ситуативные, дискуссионные, рефлек -сивные, поисковые, репродуктивные, игровые).

Результативный компонент модели отражает динамику изменения уровня сформированности гражданской позиции обучаемого. В соответст -вии с теоретическим исследованием сущности и структуры гражданской позиции юриста нами выделены потребностно-мотивационный, когни -тивный, эмоциональный, деятельностный кри-терии оценки уровня ее сформированности. На основе данных критериев обозначены три уровня сформированности гражданской позиции юри-ста: пассивная гражданская позиция, граждан -ская позиция репродуктивного уровня, активная гражданская позиция.

Эффективность функционирования предложенной нами модели может быть обеспечена созданием следующих педагогических условий: формирование гражданской позиции обучаемых является составной частью целостной системы их профессиональной подготовки и реально функционирует; в образовательном пространстве вуза существенно усилена гражданско-правовая направленность через взаимодействие студентов

с преподавателями, молодежными организация -ми, профессиональными объединениями, кото -рые способствуют их активному гражданскому становлению; технология формирования гражданской позиции строится как процесс поэтапного накопления и приобретения обучаемыми опыта гражданской деятельности; систематически учитываются результаты диагностики, обеспечивающей оценку сформированности гражданской позиции. При реализации комплекса педагогиче -ских условий формирования гражданской пози-ции юриста мы опирались на принципы самоценности человеческой личности, гуманистиче -ской ориентации воспитания при формировании общечеловеческих ценностей, возрастной, эго-центрированный, педагогического мониторинга, целесообразного сочетания индивидуального и коллективного воспитания.

Полагаем, что предложенная нами модель формирования гражданской позиции юристов может служить основой для проектирования педагогического процесса в вузе. Формирование гражданской позиции юристов не может быть завершено в вузе, оно должно продолжиться в ходе их самостоятельной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воскресенская Н.М. Основные подходы к гражданскому образованию в России и за рубежом // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. — М., 2005. — 184 с.

2. Кодан С.В. Подготовка современного юриста: правовед или законовед? // Юридиче-ское образование в России: в поисках новой модели: сборник статей. — Саратов, 2005. — С. 44—53.

3. Пидкасистый П .И. Требования, предъяв-ляемые к обучающимся в вузе // Педагогика. — 2005. — №3. — С. 47—52.

4. Савотина Н .А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педаго-гика. — 2002. — № 4. — С. 39—44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.