Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИКО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ'

ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИКО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЛОВЦЫ / СИНЕРГИЗМ / СОПРЯЖЕННОСТЬ / СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ / МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аришин А.В., Погребной А.И.

Цель исследования - научное обоснование концепции технико-физической подготовки пловцов в многолетнем тренировочном цикле. Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовался материал, полученный в результате многолетних исследований 607 пловцов на тренировочном этапе (три года), этапе совершенствования спортивного мастерства (три года) и высшего спортивного мастерства (два года), анкетирования 49 тренеров спортивных сборных команд. В работе использовались биомеханические (компьютерный видеоанализ, анализ внутрицикловой скорости плавания, анализ динамических параметров), педагогические (тестирование физической подготовленности), физиологические (лактат крови) методы. Результаты исследования и выводы. Разработаны синергетически сопряженные тренировочные средства и дополнительные методы физической и технической подготовки, основанные на достижении системного эффекта (эмерджентности). На основе выделения значимых параметров физической и технической подготовленности, обладающих высокой специфичностью, найден вариант построения тренировочной деятельности пловцов, при котором физическая и техническая подготовка сопрягаются в одну интегративную систему - технико-физическую подготовку. Таким образом, выделение технико-физической подготовки, как единой части тренировочного процесса за счет достижения синергетического системного эффекта (эмерджентности) позволяет определить новое направление в планировании, систематизации и управлении компонентами спортивной тренировки, способствующее достижению более высоких спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аришин А.В., Погребной А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE CONCEPT OF TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING OF SWIMMERS IN A LONG-TERM TRAINING CYCLE

Objective of the study was to scientifically substantiate the concept of technical and physical training of swimmers in a long-term training cycle. Methods and structure of the study. To solve the tasks, we used the material obtained as a result of many years of research of 607 swimmers at the training stage (three years), the stage of improving sportsmanship (three years) and higher sportsmanship (two years), questioning 49 coaches of sports teams. Biomechanical (computer video analysis, analysis of intracycle swimming speed, analysis of dynamic parameters), pedagogical (physical fitness testing), physiological (blood lactate) methods were used in the work. Results and conclusions. Synergistically coupled training means and additional methods of physical and technical training based on the achievement of a systemic effect (emergence) have been developed. Based on the identification of significant parameters of physical and technical readiness, which have a high specificity, a variant of constructing the training activity of swimmers was found, in which physical and technical training are combined into one integrative system - technical and physical training. Thus, the allocation of technical and physical training as a single part of the training process due to the achievement of a synergistic systemic effect (emergence) allows us to determine a new direction in the planning, systematization and management of sports training components, which contributes to the achievement of higher sports results.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИКО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ»

ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИКО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ В МНОГОЛЕТНЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ

УДК/UDC 797.212.4

Поступила в редакцию 12.06.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Аришин1

Доктор педагогических наук, профессор А.И. Погребной1

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

SUBSTANTIATION OF THE CONCEPT OF TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING OF SWIMMERS IN A LONG-TERM TRAINING CYCLE

PhD, Associate Professor A.V. Arishin1 Dr. Hab., Professor A.I. Pogrebnoy1

1 Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Информация для связи с автором: ondrugo@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - научное обоснование концепции технико-физической подготовки пловцов в многолетнем тренировочном цикле. Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовался материал, полученный в результате многолетних исследований 607 пловцов на тренировочном этапе (три года), этапе совершенствования спортивного мастерства (три года) и высшего спортивного мастерства (два года), анкетирования 49 тренеров спортивных сборных команд. В работе использовались биомеханические (компьютерный видеоанализ, анализ внутрицикловой скорости плавания, анализ динамических параметров), педагогические (тестирование физической подготовленности), физиологические (лактат крови) методы.

Результаты исследования и выводы. Разработаны синергетически сопряженные тренировочные средства и дополнительные методы физической и технической подготовки, основанные на достижении системного эффекта (эмерджентности). На основе выделения значимых параметров физической и технической подготовленности, обладающих высокой специфичностью, найден вариант построения тренировочной деятельности пловцов, при котором физическая и техническая подготовка сопрягаются в одну инте-гративную систему - технико-физическую подготовку. Таким образом, выделение технико-физической подготовки, как единой части тренировочного процесса за счет достижения синергетического системного эффекта (эмерджентности) позволяет определить новое направление в планировании, систематизации и управлении компонентами спортивной тренировки, способствующее достижению более высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: технико-физическая подготовка, пловцы, синергизм, сопряженность, средства подготовки, многолетняя подготовка, концепция.

Abstract

Objective of the study was to scientifically substantiate the concept of technical and physical training of swimmers in a long-term training cycle. Methods and structure of the study. To solve the tasks, we used the material obtained as a result of many years of research of 607 swimmers at the training stage (three years), the stage of improving sportsmanship (three years) and higher sportsmanship (two years), questioning 49 coaches of sports teams. Biomechanical (computer video analysis, analysis of intracycle swimming speed, analysis of dynamic parameters), pedagogical (physical fitness testing), physiological (blood lactate) methods were used in the work. Results and conclusions. Synergistically coupled training means and additional methods of physical and technical training based on the achievement of a systemic effect (emergence) have been developed. Based on the identification of significant parameters of physical and technical readiness, which have a high specificity, a variant of constructing the training activity of swimmers was found, in which physical and technical training are combined into one integrative system - technical and physical training. Thus, the allocation of technical and physical training as a single part of the training process due to the achievement of a synergistic systemic effect (emergence) allows us to determine a new direction in the planning, systematization and management of sports training components, which contributes to the achievement of higher sports results.

Keywords: technical and physical training, swimmers, synergism, contingency, training means, long-term training, concept.

Введение. Современная система спортивной подготовки предполагает наличие ее отдельных, частных видов - физическую, техническую, тактическую, психологическую [2-4]. Иногда выделяют еще интегральную подготовку, хотя не совсем ясно ее содержание. Понятно, что разделение на отдельные виды подготовки условное, тем не менее, в спортивной практике их содержание характеризуется конкретной направленностью, выделением в планируемых циклах тренировки, контролем уровня развития и т. д. Учитывая всевозрастающую конкуренцию

на спортивных аренах, ждать решения задач по достижению более высоких спортивных результатов за счет дальнейшего возрастания объемов и интенсивности тренировочных нагрузок бесперспективно [2, 3]. Следует искать новые подходы, в частности, построенные на интеграции, сопряжении, взаимодействии отдельных средств подготовки.

Концептуальным положением настоящей работы является определение новых подходов к системе формирования спортивного мастерства спортсменов, основанных на идеях

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ

У

Сопряженные тренировочные средства

Схема технико-физической подготовки пловцов, основанная на проявлении системного эффекта

и

и Е И ■о с

го ^

о ш

интеграции физической и технической подготовки пловцов в многолетнем тренировочном цикле.

Цель исследования - научное обоснование концепции технико-физической подготовки пловцов в многолетнем тренировочном цикле.

Методика исследования. В научной работе приняло участие 607 пловцов, из них 527 - в констатирующем, 58 -в формирующем и 21 - в локальном эксперименте, а также 49 тренеров спортивных сборных команд. Продолжительность эксперимента составила восемь лет и затронула три этапа спортивной подготовки: тренировочный (три года), этап совершенствования спортивного мастерства (три года) и высшего спортивного мастерства (два года).

В работе использовались методы: биомеханические (компьютерный видеоанализ, анализ внутрицикловой скорости плавания, анализ динамических параметров), педагогические (тестирование физической подготовленности), физиологические (лактат крови).

Тренировочные планы спортсменов контрольных групп не были изменены и выполнялись в строгом соответствии с регламентом Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание». В программы подготовки экспериментальных групп были введены синергетически сопряженные тренировочные средства и дополнительные методы спортивной тренировки, основанные на достижении системного эффекта (эмерджентности).

Результаты исследования и их обсуждение. При сопряжении средств физической и технической подготовки ставилась задача усиления тренировочных воздействий в программах на каждом из спортивных этапов. При слиянии подобранных средств подготовки их взаимодействие приобретает более выраженный характер, что позволяет достичь гибкости планирования тренировочного процесса и добиться большего эффекта, чем при традиционном подходе. В наших работах [1] была доказана и описана эффективность сочетания подобных средств при выполнении движений на суше с использованием тренажера VASA Ergometer и в воде.

Таким образом, интегрируя в тренировочном процессе средства физической и технической подготовки, не нарушая целостности формы движения, а лишь усиливая влияние од-

них упражнений на другие, будет, на наш взгляд, проявляться синергизм подготовки, который в свою очередь сформирует системный эффект или эмерджентность всего процесса управления спортивной подготовкой пловцов. Это диктует введение нового понятия - технико-физическая подготовка.

Система движений, образующих цикл движения в технике плавания, априори подвергается изменениям, вызванными биологическим созреванием спортсмена, с одной стороны, и воздействиями со стороны тренера - с другой. Приобретение устойчивости системы в данном случае можно рассматривать с позиций формирования динамического стереотипа. Для качественных преобразований системы двигательного действия, на наш взгляд, нецелесообразно допускать создание в структуре движения пловца стереотипности.

Безусловно, последовательность фазовых траекторий в структуре цикла, их формы, векторные направления и другие формируются и закрепляются у пловца на всю жизнь, но в самом общем виде. Однако для того, чтобы иметь возможность изменения структуры движения с целью ее совершенствования, необходимо «оставить» поле для внесения корректив в форму движения, то есть не доводить ее до автоматизма.

Как показали наши исследования [1], форма движения пловца изменчива и техническая подготовленность связана с уровнем развития физических качеств, которые наполняют содержанием форму. Результаты ROC-анализа, позволившего выявить специфичные параметры, воздействующие на «золотой стандарт» подготовки - максимальную скорость плавания, показали, что не все биомеханические характеристики сохраняют высокую специфичность в многолетнем цикле подготовки, а лишь некоторые (например, мощность и ускорение движения кисти в фазе подтягивания), то есть устойчивость системы движений пловца не такая уж и жесткая.

Одной из характерных особенностей технико-физической подготовки пловцов является концентрация - сосредоточение на ограниченном по времени этапе подготовки нагрузок определенной преимущественной направленности и разведение во времени нагрузок с различной направленностью

22

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

тренирующих воздействий. Концентрация нагрузок обеспечивает возможность массированного специализированного воздействия на организм спортсмена, а разведение нагрузок во времени - достижение устойчивого адаптационного эффекта от использования каждой из них. Схема проявления системного эффекта или эмерджентности в рамках реализации технико-физической подготовки представлена на рисун-

Так, уровень подготовленности пловцов определяется эффективностью внутренних и внешних воздействий, где, согласно теории Л. фон Берталанфи [5] стандартные тренировочные средства (А и В) объединяются в сопряженные (А+В), синергетически усиливающие эффективность друг друга.

Использование в программах подготовки подобных синергетически сопряженных средств способствует появлению повышенной тренировочной эффективности и, соответственно, оказывает влияние на уровень технико-физической подготовленности. Однако в описываемой схеме необходимо учитывать и внешние факторы-раздражители (психологические, физиологические и др.), которые могут негативно влиять на уровень подготовленности пловцов. При этом система (в части «подготовленности») будет подвержена так называемому «сваливанию» в устойчивое положение, в котором уровень развития системы будет сведен к нулю, если не проявит деградацию.

В данном случае целесообразно включение в программы технико-физической подготовки средств так называемого стрессового воздействия, которые уведут систему от устойчивого состояния ввиду «сваливания». Использование подобных средств в данном случае выступает точкой бифуркации, преодолевая которую, система приобретает неустойчивое, то есть более гибко поддающееся развитию состояние.

Таким образом, для достижения уровневого системного эффекта необходим подбор сопряженных средств подготовки и строгое регулирование тренировочных нагрузок. Однако устойчивости системы достигать нецелесообразно, так как ее проявление приведет к так называемому «тупику» развития подготовленности спортсмена.

Для создания в процессе подготовки условий для увеличения тренировочного эффекта, целесообразно говорить о выделении паттернов подготовки, которые будут иметь разветвления по своей направленности и глубине воздействия. Любое разветвление - есть выбор тренера, основанный на уже достигнутом уровне подготовленности спортсмена.

В любом случае, возникновение разделения на паттерны в точке бифуркации - это неизбежный процесс в аспекте технико-физической подготовки пловцов. Например, внося коррективы в технику плавания, спортсмену предлагается выполнить упражнение на различных уровнях нагрузки - аэробной, ПАНО и анаэробно-гликолитической, однако если корректируемый элемент не был стабилизирован на любом уровне нагрузки, то возникает некое нарушение целостности системы. В данном случае необходимо вернуться на уровень ниже для введения в тренировочный процесс других сопряженных средств физической и технической подготовки, усиливающих действие уже разученных. Этот момент и будет являться точкой бифуркации, определяющей выбор управляемого пути совершенствования технико-физической подготовленности пловца.

Проведя исследования в части поиска сопряжения средств технической и физической подготовки, и выделив при этом значимые параметры, обладающие высокой специфичностью, был найден вариант планирования тренировочной деятельности пловцов, при котором физическая и техническая подготовка сопрягаются в один интегративный механизм - технико-физическую подготовку.

Выделение технико-физической подготовки, как отдельного интегративного звена системы тренировочной деятельности пловцов, на наш взгляд, логичен также и в силу того, что календарные планы спортивных мероприятий довольно насыщенны, что вынуждает тренеров искусственно снижать долю технической подготовки за счет увеличения физической. Поэтому выделение технико-физической подготовки как отдельного компонента тренировочной деятельности пловцов имеет ряд преимуществ: во-первых, сопряжение средств физической и технической подготовки позволяет найти так называемые точки бифуркации, при преодолении которых спортсмен выходит на новый более высокий уровень подготовки, во-вторых, включение (при необходимости) в тренировочные программы нагрузок, форсирующих подготовку, позволяет минимизировать негативное влияние средств физической подготовки на структуру гребка пловцов, в-третьих, использование в технико-физической подготовке на каждом спортивном этапе синергетически сопряженных средств позволяет оставить так называемое «поле для маневра» в части коррекции техники плавания даже при использовании стрессовых элементов, включенных в тренировочные программы.

Необходимо отметить, что сопряжение средств и подбор методов в процессе технико-физической подготовки играет определяющую роль в формировании спортивного результата. Это связано, прежде всего с тем, что упражнения (синер-гисты) силовой, скоростной и скоростно-силовой направленности, имеющие обоснованное влияние на биомеханические параметры техники плавания, позволяют планировать тренировочный процесс без снижения нагрузки и без изменения ориентации тренировочных программ (снижая физический компонент, увеличивать технический).

Вывод. Таким образом, выделение технико-физической подготовки, как единой части тренировочного процесса за счет достижения синергетического системного эффекта (эмерджентности) позволяет определить новое направление в планировании, систематизации и управлении компонентами спортивной тренировки, способствующее достижению более высоких спортивных результатов.

Литература

1. Аришин А.В. Сопряженное использование средств физической и технической подготовки пловцов высокой квалификации в базовом мезоцикле / А.В. Аришин, С.М. Ахметов, А.В. Погребной // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - C. 92-94.

2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - 2-е изд., стереотип. -М.: Спорт, 2019 - 184 с.

3. Платонов В.Н. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Настольная книга тренера: в 2 т. / В.Н. Платонов. - М.: ПРИНТЛЕТО, 2021. - Т. 1. - 592 с.

4. Фомиченко Т.Г. Возрастные закономерности проявления и тренировки силовых качеств в спортивном плавании: дис. ... докт. пед. наук / Т.Г. Фомиченко; РГАФК. - М., 1999. - 318 с.: ил.

References

1. Arishin A.V., Akhmetov S.M., Pogrebnoy A.V. Sopryazhennoye ispol-zovaniye sredstv fizicheskoy i tekhnicheskoy podgotovki plovtsov vysokoy kvalifikatsii v bazovom mezotsikle [Combined application of physical and technical training means during basic mesocycle in professional swimming]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 12. Pp. 92-94.

2. Verkhoshansky Yu.V. Programmirovaniye i organizatsiya trenirovoch-nogo protsessa [Programming and organization of the training process]. 2nd ed., ster.. Moscow: Sport publ., 2019. 184 p.

3. Platonov V.N. Osnovy podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte [Fundamentals of training athletes in Olympic sports]. Handbook of a trainer: in 2 vol. Moscow: PRINTLETO publ., 2021. Vol. 1. 592 p.

4. Fomichenko T.G. Vozrastnyye zakonomernosti proyavleniya i tre-nirovki silovykh kachestv v sportivnom plavanii [Age patterns of manifestation and training of strength qualities in sports swimming]. Doct. diss. (Hab.). RGAFK. Moscow, 1999. 318 p.: ill.

5. Bertalanffy L. The Theory of Open Systems in Physics and Biology. Science. 1950. No. 111. Pp. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.