тей 1-й Междунар. научно-практ. конф., посвящ. памяти ректора ВГИФК В.И. Сысоева. - Воронеж, 2018. - С. 325-329.
4. Сысоева : 1 Международная научно-практическая. конференция. - Воронеж, 2018. - С. 325-329.
5. Современные тенденции скаутинга в игровых видах спорта (на примере баскетбола) / Р.И. Андрианова, В.П. Чичерин, М.В. Леньшина, Д.В. Федосеев // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (178). - С. 17-21.
6. Montgomery, P.G. 3x3 Basketball: Performance Characteristics and Changes During Elite Tournament Competition / P.G. Montgomery, B.D. Maloney // Int J Sports Physiol Perform. - 2018. - № 13 (9). - P. 1169-1174.
REFERENCES
1. Zarubina M., Andryushchenko L., Averyasova Yu. and Andryushchenko O. (2018), "Analytical characteristics of basketball 3x3", Physical culture and health, No. 4 (68), pp. 99-103.
2. Andrianova, R.I. (2020), "Innovative technologies in increasing the effectiveness of competitive and training activities of basketball teams", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 23-26.
3. Lenshina, M.V., Andrianova, R.I., Lenshin, I.V. (2018), "Interrelation of elements of game competitive activity and indicators of muscle mass of young basketball players taking into account the role", Game sports: topical issues of theory and practice dedicated to the memory of the rector of VGIFK V.I. Sysoev: 1 International scientific and practical conference, Voronezh, pp. 325-329.
4. Andrianova, R.I. Chicherin V.P., Lenshina, M.V. and Fedoseev, D.V. (2019), "Current trends of scouting in game sports (on the example of basketball)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 11, pp. 17-21.
5. Montgomery, P. and Maloney B. (2018), "Three-by-Three Basketball: Inertial Movement and Physiological Demands During Elite Games", Int J Sports Physiol Perform, No. 13 (9), pp 1169-1174.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2021
УДК 797.212.4
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Андрей Васильевич Аришин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Анатолий Иванович Погребной, доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта, Екатерина Геннадиевна Маряничева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи параметров технической и физической подготовленности пловцов в течение многолетней подготовки, так как параметры физической подготовки не всегда благоприятно сочетаются с технической. Цель. Определение взаимосвязей показателей физической и технической подготовленности пловцов. Методика и организация исследования - был проведен регрессионный анализ показателей физической и технической подготовки на трех этапах спортивной подготовки: тренировочном (ТЭ), совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ). В исследовании приняли участие пловцы возрасте от 12 лет до 21 года. Всего было обследовано 528 человек квалификации от I спортивного разряда до Мастера спорта международного класса. Результаты исследования и их обсуждение. Были обнаружены достоверные взаимосвязи техники плавания и результатами тестов физической подготовленности по показателям скоростных и силовых характеристик. Остальные физические качества коррелировали с биомеханическими характеристиками незначительно. Заклю-
чение. Таким образом, проведенный анализ линейной регрессии на предмет выявления степени влияния физических качеств на технику плавания показал, что основным физическим качеством, оказывающим влияние на технику плавания, является сила. Скоростная выносливость, а также скоростные качества могут быть рассмотрены с позиции интегрального, результирующего воздействия силового компонента, развиваемого как на суше, так и в воде.
Ключевые слова: физическая и техническая подготовленность, пловцы, этапы подготовки, регрессионный анализ, кинематика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p17-23
CORRELATION OF INDICATORS OF PHYSICAL AND TECHNICAL READINESS OF SWIMMERS IN THE PROCESS OF LONG-TERM SPORTS TRAINING
Andrey Vasilievich Arishin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Anatoly Ivanovich Pogrebnoy, the doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Scientific Research Institute for Problems of Physical Culture and Sports; Ekaterina Gen-nadievna Maryanicheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
Introduction. The article discusses the issues of interconnection of the technical and physical swimmers' fitness parameters during long-term training, because the parameters of physical and technical training are not favorably combined. The purpose of the study is determination of physical and technical fitness of swimmers parameters interconnections. The methodology and organization of the research. There was carried out the regression analysis of the physical and technical training parameters at three stages of sports training: training (TE), improving sportsmanship (CCM) and higher sportsmanship (HSM). The study involved swimmers aged 12 to 21 years. In total, 528 people of qualifications from the I sports category to the Master of Sports of international class were examined. Research results and discussion. The reliable interconnections between the swimming technique and the results of physical fitness tests in terms of speed and power characteristics were found. Other physical qualities, correlated with biomechanical characteristics insignificantly. Conclusion. Thus, the analysis of linear regression to identify the degree of influence of physical qualities on the swimming technique showed that the main physical quality that affects the swimming technique is strength. Speed endurance, as well as speed qualities can be considered from the standpoint of the integral, resulting effect of the force component, developed both on land and in water.
Keywords: physical and technical readiness, swimmers, stages of preparation, regression analysis, kinematics.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в спорте высших достижений наблюдается все большее уплотнение спортивных результатов, что определяет необходимость поиска новых, более качественных подходов к наполнению содержанием тренировочного процесса для достижения высокого уровня конкурентоспособности пловцов. Научные знания о наличии или отсутствии взаимосвязей биомеханических параметров физической и технической подготовки пловцов предполагают более целенаправленное объединение упражнений в согласующиеся, сопряженные группы для качественного воздействия в части совершенствования техники плавания. Однако параметры физической подготовки не всегда благоприятно сочетаются с технической [1-4]. Данное противоречие обусловлено тем, что на уровень подготовленности пловцов оказывают влияние большое количество факторов. Однако определение доминирующих качеств, оказывающих влияние на общий уровень подготовки пловца, представляется важным звеном при поиске точек интеграции физической и технической подготовки спортсменов.
Цель исследования - определение взаимосвязей показателей физической и технической подготовленности пловцов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения наиболее существенных физических качеств для пловца, был проведен регрессионный анализ показателей физической и технической подготовки на трех этапах спортивной подготовки - 3 года на тренировочном (ТЭ), 3 года на этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и 2 года - высшего спортивного мастерства (2 года). В исследовании приняли участие пловцы возрасте от 12 лет до 21 года. Всего было обследовано 528 человек квалификации от I спортивного разряда до Мастера спорта международного класса.
Для анализа показатели технической подготовленности были разделены на две группы: кинематические и динамические. В группу кинематических параметров были включены пространственные (длины траекторий в фазах захвата, подтягивания и отталкивания, глубина погружения кисти, длина «шага», общая длина траектории гребка), временные (продолжительность фаз захвата, подтягивания и отталкивания, время выполнения подводной части гребка и одного цикла движений, темп движений), пространственно-временные (скорость, ускорение движения кисти в фазах захвата, подтягивания и отталкивания, средняя скорость передвижения тела пловца за 1 цикл движения, соревновательная и тестовая скорость плавания). В группу динамических характеристик - сила и мощность гребка, а также в каждой фазе подводной части гребка: захвате, подтягивании и отталкивании, абсолютная сила тяги при плавании в полной координации. За расчетные данные физической подготовленности были приняты результаты тестирований на суше, предлагаемые Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта - плавание.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как показали результаты регрессионного анализа, на тренировочном этапе подготовки из блока скоростно-силовой подготовки ни один из параметров не проявил достоверного влияния на технику плавания. А скоростные качества, напротив были достоверно (р<0,01) взаимосвязаны с биомеханическими характеристиками техники плавания. Так, при анализе регрессионной статистики показателя «соревновательный темп» была обнаружена тесная взаимосвязь скорости, как физического качества, с показателями группы кинематической структуры гребка, что на наш взгляд вполне логично. Связи с группой динамической структуры гребка выявлено не было.
При рассмотрении средней соревновательной скорости, как физического качества, была обнаружена связь всех параметров техники плавания - и кинематических, и динамических на всех этапах подготовки. Это объясняется тем, что скорость является интегральным параметром подготовки пловцов, поэтому показатели регрессионного анализа продемонстрировали высокую достоверную взаимосвязь (более 95%, р<0,01) с биомеханическими характеристиками техники плавания.
На этапах совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) была обнаружена схожая картина. Результаты тестов скоростной и скоростно-силовой подготовленности пловцов этапов ССМ и ВСМ, как показал регрессионный анализ, имеет связь с технической подготовленностью лишь в части сравнения, специфичной для физического качества «быстрота», скорости соревновательной скорости плавания. Взаимосвязь соревновательного темпа также, как и в группах тренировочного этапа, была обнаружена только с группой кинематических параметров техники плавания.
Таким образом, результаты регрессионного анализа скоростных, скоростно-силовых физических качеств и техники плавания позволили обнаружить достоверную зависимость (р<0,01) техники плавания (как кинематического, так и динамического компонента) от максимальной скорости плавания, что является вполне логично, а также кинематического компонента техники от соревновательного темпа. Среди остальных изученных параметров достоверной взаимосвязи выявлено не было.
Далее была получена регрессионная статистика взаимосвязей специальной выносливости и технической подготовленности спортсменов на трех этапах подготовки. Необходимо отметить, что в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта -плавание для тестирования выносливости не приводится ни одного теста для контроля развития данного физического качества. Однако для получения более ясной картины о наличии взаимосвязи показателей выносливости и техники, был проведен тест 8*50 метров основным способом с интервалом отдыха 10 секунд, при этом спортсмены должны были удерживать заданную скорость на уровне 75-80% от максимальной. При проведении теста определялся средний результат проплывания дистанции. Данный показатель и выступал в качестве переменной х от изменения которой зависит изменение переменных у1 и у2 (показатели кинематического и динамического компонента техники. В результате проведения анализа линейной регрессии была определена сила влияния изучаемого фактора (среднего результата в тесте) на признак (биомеханические параметры техники). В результате проведения регрессионного анализа было определено, что влияние специальной скоростной выносливости, как фактора, изменение величины которого приводит к изменениям кинематических и динамических параметров техники плавания достигает достоверных значений лишь к четвертому году наблюдений (этап ССМ 1), причем необходимо отметить, что на этапе ССМ 1 достоверного влияния на динамический компонент техники не выделилось. Данные, полученные при проведении линейного регрессионного анализа, показали высокую (р<0,001) зависимость техники плавания от специальной скоростной выносливости начиная с 5 года наблюдений (ССМ 2, 3; ВСМ 1, 2). Полученные результаты могут быть свидетельством того, что при повышении квалификации спортсменов с одной стороны, и естественным биологическим ростом, с другой, специальная скоростная выносливость выступает на так называемые флагманские позиции при формировании спортивного мастерства пловцов. Таким образом, изменяя кинематические и динамические параметры техники плавания, изменяются и показатели скоростной выносливости. Однако следует отметить, что при изменении уровня скоростной выносливости, показатели техники плавания несколько снижаются, поэтому при введении в программы подготовки пловцов упражнений, воздействующих на скоростную выносливость, требуется постоянный контроль нагрузок для исключения регресса уровня технической подготовленности спортсменов.
Для определения силы влияния показателей гибкости пловцов на уровень их технической подготовленности был также проведен анализ линейной регрессии, где роль фактора влияния была отдана результату теста, определенного Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта - плавание: выкрут прямых рук.
В результате проведения линейного регрессионного анализа было выявлено, что показатели гибкости никак не влияют на показатели техники плавания. Ввиду того, что наши наблюдения проводились на спортсменах, начиная с 12 лет (тренировочный этап подготовки), можно предположить, что уровень гибкости к этому возрасту, начинает снижаться, а ее влияние на техническую подготовленность пловцов незначительно.
Для изучения вопроса о влиянии показателей ловкости на технику плавания, был также проведен линейный регрессионный анализ. За так называемый «золотой параметр» были взяты результаты теста Ромберга. Спортсменам трех этапов подготовки было предложено выполнить стойку на одной ноге, руки выпрямлены вперед и чуть разведены в стороны, пальцы рук расставлены, глаза закрыты. Фиксировалось максимальное время неподвижного положения в данной позе. Следует отметить, что способность к равновесию у детей и подростков, имеет постоянный прирост практически на протяжении всей «школьной жизни», т. е. с 7 до 17 лет [5, 8, 9]. Хотя координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возраста в связи с завершением биологического развития сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц, использование специальных упраж-
нений, направленных на развитие ловкости обеспечивают наилучший развивающий эффект [9]. Однако результаты наших исследований, значимого влияния ловкости на кинематические и динамические параметры техники плавания не выделили ни на одном из трех этапов спортивной подготовки.
Далее, в части поиска, доминирующего, так называемого «золотого» физического качества был проведен линейный регрессионный анализ результатов силовых качеств и компонентов техники плавания. Следует отметить, что силовые способности человека многими авторами определяются, как основные доминанты при формировании спортивного мастерства [1, 2-4]. Так как сила с одной стороны является обязательным условием любого движения, а с другой, лежит в основе проявления других физических качеств [4, 8]. Большинство ученых, изучавших сенситивные периоды развития силы, сходятся во мнении, что наиболее благоприятным периодом развития силовых способностей у детей является возраст с 11-12 лет до 14-16 лет [2, 3]. То есть, проявление силовых способностей приходится на пубертатный период развития.
Рассматривая тренировочный этап спортивной подготовки на предмет выявления влияния силовых качеств на технику плавания, было обнаружено, что достоверных значений взаимосвязи силы и техники плавания спортсмены достигли лишь к третьему году подготовки. Данный период подготовки выпадает на возраст 13-14 лет, что соответствует пубертатному развитию ребенка. И, как было сказано выше, данный период ведущими специалистами выделяется как сенситивный для развития силовых способностей. Более того, показатели абсолютной силы тяги в воде отражают наличие качественного пропуль-сивного (продвигающего) компонента плавания, имеющего высокую (более 90%, р<0,01) взаимосвязь с техникой плавания. На данном этапе подготовки также было выявлено влияние результата теста «статическая сила при имитации гребка на суше» на динамические характеристики техники плавания. Таким образом, полученные данные подтверждают тот факт, что проявление силовых качеств у пловцов ощутимо влияют на уровень их технической подготовленности.
На следующем этапе спортивной подготовки - ССМ влияние силовых способностей на суше при имитации гребка на динамические параметры техники усилилось с 77 до 96% (р<0,01), что говорит о приоритетном воздействии средств силовой направленности на пропульсивный компонент техники, что в итоге вызывает достоверный прирост силы тяги в воде.
Несмотря на высокий процент взаимосвязи силовых параметров (статическая сила при имитации гребка на суше и абсолютная сила тяги) и техники плавания, один из рассматриваемых тестов - подтягивание на перекладине не продемонстрировал достоверной взаимосвязи ни с кинематическими, ни с динамическими параметрами техники на всех трех этапах подготовки. На наш взгляд, выполнение данного теста не отражает уровень спортивного мастерства пловцов и относится лишь к тестам общей физической подготовки. Более того, мышцы, задействованные в технике плавания и при выполнении подтягивания на перекладине, в большинстве своем являются антагонистами [7], это объясняет тот факт, что пловцы элитного уровня зачастую не демонстрируют высоких показателей при выполнении данного упражнения [3, 8].
При изучении данных, полученных на этапе ВСМ, было выявлено достоверно высокое (89-90%, р<0,01) влияние силовых параметров на суше при выполнении теста «статическая сила при имитации гребка на суше» на динамические параметры техники плавания, а также высокая взаимосвязь абсолютной силы тяги в воде с кинематическими (95-98%, р<0,01) и динамическими (97-98%, р<0,01) характеристиками техники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенный анализ линейной регрессии на предмет выявления степени влияния физических качеств на технику плавания показал, что основным физи-
ческим качеством, оказывающим влияние на технику плавания, является сила. Скоростная выносливость, а также скоростные качества могут быть рассмотрены с позиции интегрального, результирующего воздействия силового компонента, развиваемого как на суше, так и в воде.
Однако, необходимо отметить, что полученные данные не позволяют в полной мере судить о взаимосвязях внутренней структуры гребка и требуют уточнения в части изучения вопроса о взаимовлиянии силового компонента техники плавания на кинематический, а также выявления доминирующих параметров, оказывающих существенное влияние на качество техники плавания. Проведение дополнительных исследований в контексте поиска сопряжения средств физической и технической подготовки позволит определить арсенал педагогических средств воздействия на уровень технического мастерства пловцов. Более того, необходимо изучение вопроса о возможности интегративных воздействий элементов физической и технической подготовки пловцов по этапам подготовки с целью усиления взаимного положительного эффекта. Поиск ответа на поставленные вопросы позволит вывести многолетний тренировочный процесс на более высокий качественный уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аришин А.В. Сопряженное использование средств физической и технической подготовки пловцов высокой квалификации в базовом мезоцикле / А.В. Аришин, С.М. Ахметов, А.И. Погребной // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 92-94.
2. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. - Москва : Спорт, 2019. - 656 с.
3. Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху : в 2-х кн. / В.Н. Платонов // Москва : Советский спорт, 2012. - Кн. 2. - 544 с.
4. Фомиченко Т.Г. Возрастные закономерности проявления и тренировки силовых качеств в спортивном плавании: дис. ... д-ра пед. наук / Фомиченко, Татьяна Германовна. - Москва, 1999. -318 с.
5. Skillful Swimming in Age-Groups Is Determined by Anthropometrics., Biomechanics and Energetics / T.M. Barbosa, R. Bartolomeu, J.E. Morais M.J. Costa // Frontiers in Physiology. - 2019. 15 February. - Vol. 10. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fphys.2019.00073/full (дата обращения 01.09.2021).
6. The effect of different loads on semi-tethered swimming and its relationship with dry-land performance variables / F Cuenca-Fernandez., A. Gay, J.J. Ruiz-Navarro, R. Arellano // International Journal of Performance Analysis in Sport. -2020. - Vol. 20 (1). - P. 90-106.
7. Mcleod, I. Swimming anatomy / I. Mcleod. - Champaign, Il: Human Kinetics, 2010. - 200 p.
8. The Influence of Balance and Flexibility on the Performance of Freestyle Swimming. / E. Niksic, , E. Beganovic, M. Joksimovic, A. Musovic // Journal of Physical Education and Sports Studies. -2020. - Vol. 12 (2). - P. 59-64.
REFERENCES
1. Arishin, A.V., Akhmetov, S.M. and Pogrebnoy, A.I. (2020), "Combined use of means of physical and technical training of highly qualified swimmers in the basic mesocycle", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 92-94.
2. Platonov V.N. (2019), Motor qualities and physical training of athletes, Sport, Moscow.
3. Platonov, V. (2012), Sports swimming: the way to success, Soviet Sport, Moscow.
4. Fomichenko, T.G. (1999), Age patterns of manifestation and training of strength qualities in sports swimming, dissertation, Moscow.
5. Barbosa, T.M., Bartolomeu, R., Morais, J.E. and Costa, M.J. (2019), "Skillful Swimming in Age-Groups Is Determined by Anthropometrics, Biomechanics and Energetics", Frontiers in Physiology, Vol. 10, available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fphys.2019.00073/full (data accessed: 01.09.2021).
6. Cuenca-Fernandez F., Gay A., Ruiz-Navarro J.J. and Arellano R. (2020), "The effect of different loads on semi-tethered swimming and its relationship with dry-land performance variables", International Journal of Performance Analysis in Sport, Vol. 20 (1), pp.90-106.
7. Mcleod, I. (2010), Swimming anatomy. Champaign, Il: Human Kinetics.
8. Niksic, E., Beganovic, E., Joksimovic, M. and Musovic, A. (2020), "The Influence of Balance and Flexibility on the Performance of Freestyle Swimming", Journal of Physical Education and Sports Studies, Vol. 12 (2), pp.59-64.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2021
УДК796.093:159.9.072
ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ КОРОНАВИРУСНЫХ МЕР НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СПОРТСМЕНОВ
Михаил Данирович Ахметов, преподаватель, Сергей Васильевич Воронцов, старший преподаватель, Константин Геннадьевич Петухов, старший преподаватель, Лилия Александровна Петухова, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск; Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск; Андрей Иванович Кравчук, доцент, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск
Аннотация
Введение: Ученые озабочены негативным влиянием пандемии COVID-19 на физическое и психическое здоровье профессиональных спортсменов. Цель исследования - поиск объективной информации о влиянии пандемии COVID-19 на физическое и психическое здоровье Российских и зарубежных профессиональных спортсменов. Методы и организация исследования: участники -профессиональные спортсмены - мужчины (n=63) в возрасте 24.19±7.32 лет. Инструментарий исследования - опросник, составленный на основе валидированных анкет оценки физического и психического состояния спортсменов: шкала Кесслера (К10), PAR-Q, REAP-S, DSM-5 и мини-обзор научных данных зарубежных ученых. Результаты: Большинство исследуемых атлетов (56.43±12.32%) заявили о соблюдении привычного режима питания и тренировок. Более половины спортсменов (54.73±9.25%) заявили о существенном снижении уровня физических кондиций и соревновательной формы. Часть спортсменов (24.51±2.17%) заявили об ухудшении своего психического состояния и снижении мотивации к занятиям спортом. Были выявлены достоверные (p<0.05) различия в показателях психологического состояния и уровня мотивации к возвращению в спорт, привычного режима дня и времени сна и бодрствования, режима и интенсивности регулярных тренировок, между участниками исследования и зарубежными атлетами. Выводы: Пандемия корона-вируса COVID-19 и связанные с ней ограничительные меры оказывают существенное влияние на физическое и психическое здоровье значительной части Российских и зарубежных профессиональных спортсменов мужского пола. Российских атлетов в основном беспокоит снижение уровня соревновательной и физической подготовленности.
Ключевые слова: профессиональный спорт, спортсмены-мужчины, самоизоляция, COVID-19, научные знания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p23-28
IMPACT OF RESTRICTIVE CORONAVIRUS DISEASE MEASURES ON PHYSICAL
AND MENTAL HEALTH OF ELITE ATHLETES Mikhail Danirovich Ahmetov, the teacher, Sergey Vasilyevich Vorontsov, the senior teacher, Konstantin Gennadievich Petukhov, the senior teacher, Liliya Aleksandrovna Petukhova, the
senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Alexander Yurievich Osipov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Siberian Law Institute of the Ministry