Научная статья на тему 'Обоснование эффективности применения тестовой технологии на практических занятиях школьников по предмету «Физическая культура»'

Обоснование эффективности применения тестовой технологии на практических занятиях школьников по предмету «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPORTS EDUCATION / КАЧЕСТВО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF SPORTS EDUCATION / ТЕСТОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TEST TECHNOLOGY / ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ / TEST TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопухина Александра Сергеевна

В статье содержатся научно-исследовательские материалы, обосновывающие эффективность применения тестовой технологии на практических занятиях предмета «Физическая культура», направленной на улучшение качества физкультурного образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопухина Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование эффективности применения тестовой технологии на практических занятиях школьников по предмету «Физическая культура»»

Литература

1. Иванова, Н.В. Развитие представлений о среде в педагогической науке / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Вестник Череповецкого государственного университета. -2011. - № 4. - Т. 3. - С. 150 - 154.

2. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М., 2005. - С. 5 - 13.

3. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб., 2000.

УДК 796.078; 372.879.6

А. С. Лопухина

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье содержатся научно-исследовательские материалы, обосновывающие эффективность применения тестовой технологии на практических занятиях предмета «Физическая культура», направленной на улучшение качества физкультурного образования школьников.

Физкультурное образование, качество физкультурного образования, тестовая технология, задания в тестовой форме.

The article contains the research materials proving the efficiency of application of test technology at the practical classes of "Physical culture" directed on improving the quality of schoolchildren's sports education.

Sports education, quality of sports education, test technology, test tasks.

Педагогическое тестирование является одним из наиболее стандартизированных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого. Оно лишено таких традиционных недостатков как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т.п. Это комплекс стандартизированных методов измерения латентных параметров человека, определяющий его подготовленность и соответствие образовательным стандартам [1].

В современной практике учебных занятий по физической культуре тестирование используется в основном для оценки уровня двигательной подготовленности обучающихся. Тем не менее, зачетные требования по предмету «Физическая культура» наряду с параметрами физической подготовленности включают и теоретическую подготовленность. Поэтому актуальным становится применение тестовых заданий интегрирующих теоретические и практические познания в области физической культуры и спорта.

Успешное решение обучения школьников предмету «Физическая культура» на основе организации занятий по заданиям в тестовой форме, включающих интеграцию специальных знаний и практических умений учащихся зависит от ряда факторов:

- интерес учащихся к учебному материалу;

- степень сложности и насыщенности учебного материала информацией;

- насыщенность дидактическим материалом;

- степень совместимости теоретического материала с практическими действиями.

Таким образом, организация учебных занятий по тестовой технологии позволяет вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс, что обеспечивает ему одинаковый доступ к усвое-

нию знаний предмета, максимальном раскрытие своих образовательных способностей.

На первом этапе нашего педагогического исследования нами было проведено анкетирование среди учителей физической культуры общеобразовательных организаций г. Вологды с целью выявления их субъективного взгляда об отношении к тестовой технологии в образовательном процессе школьников по предмету «Физическая культура». Результаты следующие:

На вопрос анкеты - «Считаете ли Вы необходимым внедрять в процесс преподавания физической культуры тестовую технологию?» 90 % респондентов указали на необходимость внедрения, 10 % отметили, что необходимости нет.

На вопрос анкеты - «Вводите ли Вы на своих практических занятиях задания в тестовой форме?» -100 % респондентов ответили, что они вводят итоговые тестовые задания в выпускных классах.

На вопрос анкеты - «По какой теме программного содержания Вы чаще используете тестовые задания?» - 15 % учителей используют по всем темам программного содержания, 40 % - по теме «Баскетбол», 30 % - по теме «Волейбол», по 5 % - темы «Легкая атлетика», «Гимнастика» и «Лыжная подготовка».

На вопросы: «Как Вы считаете, влияет ли применение тестовой технологии на улучшение качества физкультурного образования школьников?»; «Как Вы думаете, тестовые задания влияют только на теоретическую подготовленность обучающихся или и на практическую подготовленность?» 100 % респондентов утверждают, что внедрение тестовой технологии положительно повлияет на уровень интеллектуального и физического развития школьников.

На вопрос анкеты - «Что, по Вашему мнению, может препятствовать внедрению тестовой технологии в учебный процесс?» - 80 % респондентов указали на нежелание учителей разрабатывать тестовые задания, 10 % учителей считают препятствием желание следовать устоявшимся традициям в обучении и контроле, 5 % отмечают препятствием администрацию школы, не стимулирующую материально, 5 % к препятствию относят самих учащихся, нежелающих обучаться по заданиям в тестовой форме.

По полученным результатам анкетного опроса мы видим, что учителя физической культуры желают использовать тестовую технологию, но есть ряд причин, по которым они не могут перейти на технологичный процесс обучения.

Учитывая факт существующей проблемы при использовании тестовой технологии в организации процесса обучения школьников предмету «Физическая культура», нами были предприняты следующие мероприятия: проведение лекционных и семинарских занятий с учителями физической культуры в АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» в рамках курсов повышения квалификации; индивидуальные консультативные мероприятия с учителями общеобразовательных организаций г. Вологды в рамках проекта участия молодых педагогов в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют»; подготовка студентов факультета физической культуры ФГБОО ВПО «Вологодский государственный университет» на лекционных, семинарских и практических занятиях к организации учебного процесса предмета «Физическая культура» по тестовой технологии при прохождении ими педагогической практики.

Полученные данные анкетного опроса и проведенные организационные мероприятия с педагогическими кадрами указали нам на следующий шаг нашего эксперимента. Нами были разработаны различные варианты заданий в тестовой форме, которые по способу проведения относятся и к контролирующему, и обучающему типу, так как традиционные варианты тестовых заданий относятся только к контролирующему типу и используются в качестве рубежного и итогового контроля. Тем не менее, современный научный интерес все больше проявляется и в текущем контроле учебных достижений обучающихся. В связи с этим разработанные нами задания в тестовой форме интегрируют работу с теоретическим материалом урока и с практическим материалом.

Следующим экспериментальным шагом, доказывающим эффективность работы по заданиям в тестовой форме, было непосредственно проведение нами педагогического эксперимента. В нем приняли участие школьники младшего, среднего и старшего школьного звена, обучающиеся в общеобразовательных организациях г. Вологды (п = 150).

На начало педагогического эксперимента нами было проведено контрольное тестирование показателей физической и теоретической подготовленности респондентов. Выбор критериев тестирования был обоснован имеющимися данными анализа научных литературных источников, где указывается на тот факт, что критериями, характеризующими показа-

тель качества физкультурного образования школьников, являются показатели не только уровня физической подготовленности, но и теоретической подготовленности обучающихся. Поэтому нами и были исследованы в ходе эксперимента оба критерия качества.

В физической подготовленности определялись: уровень развития силы по тесту «отжимание» и «подтягивание», уровень развития скоростно-силовых способностей по тесту «прыжок в длину с места толчком двумя ногами», уровень развития выносливости по тесту «6-ти мин. бег», уровень развития активной гибкости по тесту «наклон туловища вперед из исходного положения, стоя на возвышении», уровень развития быстроты по тесту «бег на 30 м с высокого старта», уровень развития координационных способностей по тесту «челночный бег 3 раза по 10 м». Определение теоретической подготовленности респондентов было организовано и проведено с помощью специально разработанных нами тестов с выбором одного правильного ответа.

По результатам контрольного тестирования уровня физической и теоретической подготовленности респондентов мы поделили их на две равноценные группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).

В ходе педагогического эксперимента школьники КГ занимались по традиционной методике проведения учебных занятий физической культурой, где учителя методику тестирования применяли только как итоговую форму опроса обучающихся по окончании учебных четвертей и учебного года. Школьники ЭГ занималась по предложенной нами тестовой технологии, включающей по каждой отдельно взятой программной теме текущее тестирование в интегра-тивной форме, с разработанными нами карточками различных тематических вариантов тестовых заданий.

Апробация тестовой технологии показала, что использование заданий в тестовой форме на начальном этапе обучения, на этапе закрепления и совершенствования изучаемой темы программного содержания поспособствует усилению функции контроля качества подготовки обучающихся, выживаемости приобретенных ими на предыдущих занятиях знаний и умений.

Полученные нами результаты до и после педагогического эксперимента мы обработали методом математической статистики по критерию хи-квадрат (X2) и выявили следующее. Результаты в начальном школьном звене: на начало педагогического эксперимента мы получаем неравенство - х2наб. < х2крит. (0,07 < 3,8), что означает распределение полученных результатов случайное и, следовательно, нельзя говорить об эффективности той или иной методики обучения респондентов начального школьного звена. По окончанию эксперимента получаем неравенство -Х2наб. > х2крит. (8,3 > 3,8), это указывает на не случайное распределение полученных результатов и, следовательно, есть основания говорить об эффективности предложенного нами механизма обучения респондентов ЭГ начального школьного звена по тестовой технологии. Результаты в среднем школьном звене:

на начало педагогического эксперимента мы получаем неравенство - х2наб. < Х2крит. (0,07 < 3,8), что означает распределение полученных результатов случайное и, следовательно, нельзя говорить об эффективности той или иной методики обучения респондентов среднего школьного звена. По окончанию эксперимента получаем неравенство - х2наб. > х2крит. (5,3 > 3,8), это указывает на не случайное распределение полученных результатов и, следовательно, есть основания говорить об эффективности предложенного нами механизма обучения респондентов ЭГ среднего школьного звена по тестовой технологии. Результаты в старшем школьном звене: на начало педагогического эксперимента мы получаем неравенство -х2наб. < х2крит. (0,1 < 3,8), что обозначает распределение полученных результатов случайное и, следовательно, нельзя говорить об эффективности той или иной методики обучения респондентов старшего школьного звена. По окончании эксперимента получаем неравенство - х2наб. > х2крит. (4,9 > 3,8), это указывает на не случайное распределение полученных результатов и, следовательно, есть основания говорить об эффективности предложенного нами механизма обучения респондентов ЭГ старшего школьного звена по тестовой технологии.

Полученные результаты незначительного изменения уровня теоретической и физической подготовленности школьников КГ по окончанию педагогического эксперимента можно трактовать как недостаточное воздействие традиционного механизма обучения на мотивационный компонент обучающихся, являющегося одним из основных компонентов, способствующих улучшить качество физкультурного образования школьников. Активность обучающихся на уроке обусловлена их мотивационной потребностью к способности самостоятельно ставить учебную образовательную проблему и концентрировать усилия на ее решении. Мотивационная потребность стимулирует познавательную деятельность обучающихся.

Учеными выделяется две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации новое знание совпадает с целью познавательной деятельности. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне познавательной деятельности, т.е. человека интересует итоговый результат. Известно, что на формирование личности и ее психическое развитие оказывают влияние знания, основанные на познавательном интересе. Поэтому развитие познавательной мотивации повышает активность обучающихся на уроке и эффективность процесса обучения по предмету. Познавательная мотивация является основой развития склонностей человека, способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности. В процессе формирования познавательного мотива происхо-

дит ориентировка, актуализация освоенных знаний и способов деятельности, корректировка деятельности на основе сопоставления полученного результата с целью, напряжение волевых усилий.

В подтверждение выше представленному материалу нами было проведено педагогическое наблюдение за респондентами в проявлении у них познавательной мотивации к обучению предмета «Физическая культура». Результаты, полученные по протоколу наблюдения, следующие: до 89 % вырос показатель мотивации в ЭГ обучающихся начального звена, что на 51 % выше первоначального показателя, в КГ обучающихся начального школьного звена показатель мотивации вырос незначительно - на 7 % от первоначального показателя; до 93 % вырос показатель мотивации в ЭГ обучающихся среднего школьного звена, что на 36 % выше первоначального показателя, в КГ обучающихся среднего школьного звена показатель мотивации вырос на 12 % от первоначального показателя; до 100 % вырос показатель мотивации в ЭГ обучающихся старшего школьного звена, что на 40 % выше первоначального показателя, в КГ обучающихся старшего школьного звена показатель мотивации вырос незначительно - на 10 % от первоначального показателя.

Результаты педагогического наблюдения свидетельствуют, что технология тестирования способствует повышению мотивационной целеустремленности, совершенствует внимательность и память, формирует сознательное отношение школьников к обучению предмета «Физическая культура». Полученные данные педагогического эксперимента указывают, что предлагаемый нами технологический подход позволит дать более конкретную информацию субъектам образовательного процесса об усвоении учебного материала, своевременно корректировать и исправлять ошибки.

Таким образом, проведенный нами педагогический эксперимент по выявлению эффективности тестовой технологии в образовательном процессе школьников по предмету «Физическая культура» показал, что задания в тестовой форме существенно повышают уровень физкультурной образовательной подготовленности обучающихся, повышают процент выживаемости приобретенных ими на учебных занятиях знаний и умений в области физической культуры и спорта.

Литература

1. Барабаш, О.А. Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля: дис. ... д-ра пед. наук / О. А. Барабаш. - Владивосток, 2008.

2. Лопухина, А.С. Инновационность контроля качества физкультурного образования школьников / А. С. Лопухина. - Вологда, 2009.

УДК 376.33-376.356

Т. Ю. Сироткина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.А. Головчиц

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Статья посвящена проблеме развития механизма эмоционального предвосхищения результата у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха. Представлены результаты изучения данного механизма у детей указанной категории, описаны выявленные особенности, показаны перспективные пути развития.

Эмоциональное предвосхищение результата, предвосхищающий образ, способность к прогнозированию, антиципацион-ная способность.

The article is devoted to the problem of development of the mechanism of emotional anticipation of results of preschool children having a hearing disorder. The paper presents the results of studying this mechanism among children of the specified category, describes the features and shows the perspective ways of development.

Emotional anticipation of the result, anticipating image, ability to forecasting, anticipation ability.

Как известно, дошкольный возраст - период возникновения и активного развития способности к эмоциональному предвосхищению результатов собственной деятельности, которое включает в себя умения:

- выделять в объектах окружающего мира их свойства, качества и возможные состояния и представлять их в виде образов;

- устанавливать причинно-следственные связи между собственными действиями и появлением тех или иных свойств, качеств и состояний объектов;

- устанавливает связь между выявленными свойствами, качествами и состояниями объектов окружающей действительности и их смыслом для себя;

- актуализировать имеющиеся положительные и отрицательные образы при организации собственной деятельности.

Как писал А.В. Запорожец [12, с. 19]: «При анализе психологических механизмов возникновения эмоционального предвосхищения результатов действия с особой очевидностью обнаруживается взаимосвязь аффекта и интеллекта, взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов», «... они слиты в единый комплекс и, дополняя друг друга, протекают одновременно» [12, с. 43].

Представленные выше положения являются актуальными и для психолого-педагогической работы, направленной на развитие механизма эмоционального предвосхищения результата у дошкольников, имеющих нарушения слуха. Однако воплощение их в практической работе имеет свою специфику, на выявление которой и было направлено наше исследование.

В эксперименте приняли участие 30 детей - воспитанников дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (средний возраст 6 л. 7 мес.), имеющих различный уровень владения речью: от использования в самостоятельной речи развернутой фразы с аграмматизмами, до

употребления отдельных заученных слов, а также с различным уровнем понимания обращенной речи.

Для решения поставленных задач нами были организованы и проведены две диагностические процедуры. Первая проводилась в два этапа и была направлена на выявление способности детей устанавливать закономерность предъявления стимульного материала, а также строить предвосхищаемый образ с опорой на выявленную закономерность. Вторая диагностическая процедура была направлена на выявление специфики уже имеющихся предвосхищаемых образов детей в различных видах деятельности, во взаимодействии и общении со взрослыми и сверстниками.

В основу первой диагностической процедуры была положена методика, описанная в работе Л.И. Переслени, В.Л. Подобед [10], которая была нами модифицирована. Изучение строилось с использованием двух игрушек, которые предъявлялись детям в различной последовательности. В первой серии дошкольники должны были установить закономерность их предъявления и предвосхитить вероятность своего успеха в работе. Во второй серии - обнаружить, что сформированный в первой серии опыт предвосхищения является устаревшим, и им необходимо установить новую закономерность предъявления. В третьей серии дошкольникам также было необходимо отказаться от предыдущего опыта и выявить новую последовательность.

На втором этапе мы стремились понять, на что ориентируются дети изучаемой категории при определении вероятности появления персонажей: на объективную повторяемость, закономерность предъявления или же на привлекательность и не привлекательность персонажей. Детям также в три серии в аналогичной последовательности предъявлялся положительный и отрицательный персонаж, которые вызывали различные эмоции. Это было необходимо, чтобы учесть положение, сформулированное в исследовании А.Ю. Акопова [1], о том, что дошколь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.