Научная статья на тему 'Первичные результаты индивидуального сопровождения комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы'

Первичные результаты индивидуального сопровождения комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INDIVIDUAL SUPPORT / A PUPIL / SPORTS EDUCATION / COMPONENTS OF INDIVIDUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурухин Сергей Федорович, Соколова Екатерина Геннадьевна

В статье приводятся результаты комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы с учетом их индивидуального сопровождения. Выделяются основы физкультурной деятельности, благоприятствующие развитию личностных качеств учащихся, и средства формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые могут активно проявляться в разнообразных видах урочной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурухин Сергей Федорович, Соколова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary Results of Individual Support of the Complex Organization of Elementary School Children’s Motive Activity

In the article are given results of the complex organization of the motive activity of elementary school children with taking into account their individual support. The bases of sports activity which favour to development of pupils' personal qualities, and means of formation of pupils universal abilities (competences) which can actively be shown in various types of fixed and extracurricular activities are allocated.

Текст научной работы на тему «Первичные результаты индивидуального сопровождения комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы»

УДК 796:338.28; 796.078

С. Ф. Бурухин, Е. Г. Соколова

Первичные результаты индивидуального сопровождения комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы

В статье приводятся результаты комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы с учетом их индивидуального сопровождения. Выделяются основы физкультурной деятельности, благоприятствующие развитию личностных качеств учащихся, и средства формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые могут активно проявляться в разнообразных видах урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальное сопровождение, обучающиеся, физкультурное образование, компоненты индивидуального образования.

S. F. Burukhin, Е. G. Sokolova

Primary Results of Individual Support of the Complex Organization of Elementary School Children's Motive Activity

In the article are given results of the complex organization of the motive activity of elementary school children with taking into account their individual support. The bases of sports activity which favour to development of pupils' personal qualities, and means of formation of pupils universal abilities (competences) which can actively be shown in various types of fixed and extracurricular activities are allocated.

Key words: individual support, a pupil, sports education, components of individual education.

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа». Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик» [4].

Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы умения учиться, то есть умения организовать свою деятельность для решения учебных задач [1].

Реализация современного физкультурного образования предполагает увеличение двигательной деятельностной активности учащихся, расширение диапазона различных форм и видов деятельности младших школьников, улучшение психологической и эмоциональной атмосферы в классе, сокращение времени на обязательную часть учебного плана. Повысить учебную мотивацию можно за счет изменения системы оцени-

© Бурухин С. Ф., Соколова Е. Г., 2012

вания школьников и расширения перечня способов, форм их обучения.

Условием эффективности и доступности образования является введение современных образовательных технологий, позволяющих оптимизировать обязательное время, затрачиваемое школьниками на свою учебу, и полноценная реализация ст. 10 Закона РФ «Об образовании», сопровождаемая увеличением количества форм получения начального общего образования.

Физкультурное образование в современных условиях общеобразовательных школ должно представлять собой комплексную программу формирования знаний, умений, установок личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [3].

На основании вышесказанного в 2010-2011 учебном году в муниципальном общеобразова-

Первичные результаты индивидуального сопровождения комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы

тельном учреждении «Лицей № 2» г. Рыбинска нами была предпринята попытка разработки системы индивидуального сопровождения комплексной организации двигательной деятельности обучающегося. Комплексное сопровождение индивидуального обучения обеспечивалось посредством разработки целостной системы, ориентированной на конкретного ученика, с учетом изучения личности обучающегося, выявления его индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности каждого ребенка. Индивидуальный учебный процесс обеспечивался постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы, учебного плана каждого обучающегося и мониторингом его учебных успехов и достижений.

Компонентами индивидуального образовательного сопровождения двигательной деятельности обучающихся начальной школы стали: индивидуальный подход, ведение рабочей тетради, диагностика физической подготовленности, использование информационных компьютерных технологий, анализ успеваемости, дневника развития, составление папки достижений, индивидуальный план двигательной деятельности. Одним из важных условий слаженного функционирования основных компонентов являлось взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. При этом базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе должно стать освоение обучающимися основ физкультурной деятельности, а сам предмет «Физическая культура» несомненно

будет способствовать развитию личностных качеств учащихся и являться средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые могут активно проявляться в разных видах урочной и внеурочной деятельности [2].

Контрольные испытания уровня физической подготовленности первоклассников-лицеистов проводилось дважды в течение учебного года у всех обучающихся в параллели первых классов, допущенных по состоянию здоровья к урокам физической культуры. Единые тестовые испытания составили следующие специальные упражнения: прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине, наклон вперед из положения сидя, бег на 30 м, челночный бег 3х10 м.

По итогам тестирования, проведенного в октябре 2010 г., осуществлялась индивидуальная работа с каждым обучающимся, нуждающимся в коррекции физической кондиции. Определялись цифровые показатели и динамика их роста в течение всего эксперимента.

Уровень физической подготовленности первоклассников-лицеистов представлен на рисунке 1.

Предметные результаты: за счет увеличения количества учащихся с высоким уровнем физической подготовленности (на 13,6 %) количество учащихся со средним уровнем физической подготовленности снизилось на 1,3 %, с низким - на 12,3 %. Представленные изменения являются достоверными (при р<0,05).

60 50 40 30 20 10 о

57,

21,6%

Я 9,3

34,7%

нгокгш средний высокии уровень уровень уровень

" октяоръ 1 апрель

Рис. 1. Уровень физической подготовленности обучающихся первых классов в 2010-2011 учебном году

В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся при переходе на новую ступень обучения проводилось диагностическое исследование. Для исследования применялся ряд методик, одной из которых является анкетирование для оценки уровня школьной мотивации обучающихся начальных классов, которая использовалась для отслеживания личностных результатов первоклассников. Диагностика проводилась в группах. На основании полученных ответов были выявлены 5 уровней школьной мотивации: высокая школьная мотивация, учебная активность; нормальная школьная мотивация; положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; низкая школьная мотивация; негативное отношение к школе, дезадаптация (см. рис. 2).

На начало 2010-2011 учебного года в параллели первых классов было 38,7 % обучающихся с

низкой нормой мотивации, 21,3 % со средней и 40,0 % с высокой. На конец 2010-2011 учебного года видны положительные изменения в мотивации первоклассников: 29,4 % с низкой нормой мотивации, 29,3 % со средней и 41,3 % с высокой. На 9,3 % уменьшилось количество респондентов с низкой школьной мотивацией, на 8 % увеличилось количество со средним уровнем, показатели высокого уровня мотивации улучшились на 1,3 %. Незначительность и недостоверность данного изменения (при р<0,05), связана с тем, что достижение личностных результатов является долгосрочным процессом и требует большего времени для отслеживания результатов. Тем не менее очевидно, что обучающиеся стали успешнее справляться с учебной деятельностью, адаптировались к школе, начали проявлять интерес к внеучебной деятельности.

40 % 41,3 %

29,3 %

21,3%

24 %

моктяорь 1 апрель

9,3 %

II

^ 5,3%

? 7 %

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень

Рис. 2. Уровень школьной мотивации первоклассников в 2010-2011 учебном году

При организации двигательной деятельности очень важно отследить умение работать в группе и степень ее сплоченности. С целью изучения межличностных и межгрупповых отношений, степени сплоченности-разобщенности коллектива мы использовали методику социометрии в начале и в конце 2010-2011 учебного года в параллели первых классов.

Обучающимся первых классов было предложено указать свое отношение к другим ученикам класса по выделенным критериям (проведение досуга, совместная двигательная деятельность). Результаты социометрии позволили определить статус младшего школьника в группе, степень

сплоченности коллектива, взаимность отношений, выявить лидеров (формальных, неформальных).

Как указывает социометрия, первоклассники к концу учебного года при организации двигательной деятельности стали активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи, проявляли дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

На начало 2010-2011 учебного года в параллели первых классов был низкий и средний уровень сплоченности обучающихся. На конец

Первичные результаты индивидуального сопровождения комплексной организации двигательной деятельности обучающихся начальной школы

учебного года этот показатель достиг уровня среднего и высокого, что является положительным фактором формирования коллектива и развития личности.

Однако оценка межпредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), то есть таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ собственной познавательной деятельности и управление ею. Проверка уровня достижений обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования осуществляется в конце четвертого года обучения и является дальнейшим направлением исследовательской работы [4].

Таким образом, разработанная система индивидуального сопровождения комплексной орга-

низации двигательной деятельности обучающихся первого класса за один год своего существования позволяет считать ее значимой и эффективной в достижении полученных положительных результатов.

Библиографический список:

1. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.

2. Примерная программа по физической культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://standart.edu.ru/catalog.aspxcatalogid=5 31

3. Управление развитием образования [Текст] : информационно-методический журнал / учредитель журнала МБОУ ДОВ ГЦРО. - 2011. - № 2(4).

4. ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://yamr.edu.yar.ru/ fgos_vtorogo_pokoleniya.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.