ка. Профессиональная. Психология. Частные методики. - 2012. - № 1. - С. 53-57.
4. Верхорубова О.В. Здоровье как педагогический феномен // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-
нология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 3. -С. 123-127.
5. Шенделева С.В. Подготовка будущих учителей к формированию культуры здоровья школьников в педагогических вузах России (1918 - конец 90-х г. ХХ в.): Дис. ... канд. пед. наук. - Чита: ЗГУ 2008. - 222 с.
УДК 796.01
Лопухина Александра Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный педагогический университет
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье содержится обобщенный теоретический и практический материал о комплексной работе, проделанной в рамках научно-педагогического исследования по проблеме управления качеством физкультурного образования школьников на этапе внедрения новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: качество образования, факторы качества образования.
Проблема качества в образовании всегда была в центре внимания ученых. Дан. ной теме посвящено множество научно-литературных изданий по управлению качеством образования, образовательным процессам и результатам. Тем не менее, сегодня проблема повышения качества образования решается только комплексно, и разобраться в ней пытаются ученые-педагоги всего мира [3].
Решение сложных проблем требует скоординированных усилий многих людей, нужна информация, ресурсы. При наличии этих составляющих разрабатывается комплекс мероприятий, реализация которого должна приводить к желаемому результату. Для решения сложных проблем целесообразно использовать системный подход, нормативные методы, методы параметрического, функционального, имитационного, аналитического моделирования и программно-целевой метод.
Качество образования основывается на инновационных образовательных программах, что позволяет осуществить качественную подготовку обучающихся по новым программам. Для этого необходимо обеспечивать распространение инноваций в сфере учебной деятельности для достижения одной из важнейших целей - создание объективных условий для улучшения качества образования [1].
В практическом плане необходима творческая работа по созданию гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию социально значимых качеств личности.
Н.Б. Крылова [5] в своей статье об особенностях образовательной деятельности указывает, что в традиционной системе образования, еще со времен Яна Коменского доминирует учитель, его деятельность рассматривается как ведущая, определяя учебные действия учащихся. Несмотря на провозглашение субъект-субъектных отношений традици-
онное обучение не поощряет инициативу ученика, если оно лежит вне плана действий учителя, требует усвоения гигантского объема учебно-методической информации, вместо того чтобы развивать индивидуальные интересы, мотивацию, эмоциональный интеллект ребенка.
Ученые-педагоги образовательной сферы ищут наиболее эффективные факторы для изменения содержания традиционного образования, в том числе и в организации школьного предмета «Физическая культура». В нормативном документе Минобразования РФ (2004) предмет «Физическая культура» определяется как образовательная область и включается в федеральный компонент обязательных предметов (их 7) на базовом уровне в общеобразовательных школах.
Отбор оптимальных факторов, обеспечивающих повышение качества физкультурного образования школьников, рассматривается в соответствии с основными задачами предмета «Физическая культура». В педагогике выделяются внешние и внутренние факторы образовательного процесса, характеризующиеся как закономерности качества обучения. В задачи нашего исследования входило выявление связей между внутренними и внешними факторами, обеспечивающими сознательность, управляемость и эффективность физкультурно-образова-тельного процесса.
Е.Д. Кузнецова [6] указывает на ряд внешних и внутренних факторов, от которых непосредственно зависит содержание образовательного процесса по предмету «Физическая культура»:
- внешние факторы - развитие материально-технической базы; популяризация занятий физической культурой по всем направлениям; пропаганда здорового образа жизни;
- внутренние факторы - переориентирование технологии физической культуры на индивидуаль-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Лопухина А.С., 2014
Теоретические и практические аспекты качества физкультурного образования школьников
но-личностный подход в работе с обучающимися; воспитание учителя новой формации.
Качество образовательного процесса напрямую зависит и от социально-педагогических факторов [4; 2]:
- социальные факторы - бытовые условия обучающихся; финансовые возможности родителей; материально-техническая база образовательного учреждения; заинтересованность субъектов образовательного процесса; коммуникабельность в общении; индивидуальные особенности обучающего;
- педагогические факторы - профориентацион-ные беседы с учениками и их родителями; развитие морально-нравственных качеств у школьников; профессиональная компетентность учителя; знание учителем профессиональной терминологии; на высоком уровне владение методикой обучения; использование инновационных подходов в обучении; владение методом слова; формирование мотиваци-онной готовности школьников к обучению; создание развивающей предметной среды и пространства; формирование у обучающихся ориентировочной основы к получению знаний.
Мотивационный интерес тоже является необходимым условием для формирования у субъектов учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию повышения качества физкультурной образованности в данной сфере познания.
В связи с этим актуальным представляется необходимость преобразования самого физкультурно-образовательного процесса, переход его в новое качественное состояние, адекватное потребностям обучаемого, т.к. ранее эффективность результата (качества) физкультурного образовательного процесса рассматривалась только как степень адекватности физическим преобразованиям обучаемого.
Таким образом, «сущность качества физкультурного образования школьников» имеет выраженную гуманистическую основу, предусматривающую совокупность методологических подходов (антропологических, культурологических, систематических, синергетических, аксиологических).
Актуальность проведенного нами исследования была обусловлена необходимостью поиска решения проблемы преодоления противоречия между биологическим (физическим) и социальным (интеллектуальным) развитием школьника, в неумении комплексно (интегративно) использовать свой физкультурно-двигательный опыт в сочетании с научно-теоретическим опытом в познании предмета «Физическая культура», что, несомненно, препятствует модернизации школьной системы физического воспитания на современном этапе перехода к новым образовательным стандартам.
В частности, традиционное моно-обучение физической культуре заключается в транслировании готовых знаний учителем и пассивном восприятии обучающимися. При этом особенностью современ-
ного преподавания физической культуры является целостность практической (двигательной) и научно-теоретической (интеллектуальной) деятельности.
В связи с этим, необходима такая образовательная деятельность учителей и методистов, которая носила бы научно-поисковый характер, формировала у школьников опыт самостоятельного поиска специальных знаний в сфере физической культуры и спорта, умения их использовать в современных социально-жизненных условиях. Такая деятельность должна быть связана с построением личностного процесса познания, и иметь большие возможности для формирования физкультурной грамотности школьника.
Проведенные нами на 1-м этапе научной работы предварительные исследования показали, что учителями школ города Вологды не осуществляется преподавание предмета «Физическая культура» по инновационным образовательным технологиям, у них не имеется макета структуры модели управления качеством физкультурного образования школьников. Также нами выделены причины данной проблемы:
- у учителей нет полного осмысления эффективности внедрения на практике современных образовательных технологий, повышающих качество управления процессом обучения школьников предмету «Физическая культура», что выражается в таких характеристиках, как профессионализм и компетентность учителя;
- учителя испытывают сложность объективного оценивания целостного результата обученности школьников предмету «Физическая культура».
Это решение требует радикального изменения подходов к оценке качества двигательной и теоретической подготовленности обучающихся.
В целом, полученные на первом этапе данные однозначно указали на необходимость принятия комплексных мер по разработке модели управления качеством физкультурного образования школьников в современных социально-экономических условиях.
На втором этапе научно-исследовательской работы нами была разработана специальная примерная программа «Управление процессом самореализации личности школьника в современных условиях обучения предмету «Физическая культура», направленная на профессиональный рост учителей физической культуры в плане обеспечения качества обучения школьников предмету «Физическая культура».
Также, велись теоретические и практические занятия по теме исследования со студентами факультета физической культуры Вологодского государственного педагогического университета, ориентированные на формирование у них умения проводить инновационные уроки физической культуры. С учителями физической культуры проводились
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
163
курсы повышения квалификации, направленные на формирование у них умения организовывать процесс обучения школьников предмету «Физическая культура» по современным образовательным технологиям.
Основная идея проводимых на данном этапе мероприятий заключалась в том, чтобы поспособствовать учителям физической культуры, участвующих в экспериментальном исследовании и выпускникам факультета физической культуры Вологодского государственного педагогического университета, начавших свою профессиональную деятельность в общеобразовательных учреждениях города Вологды и Вологодской области продолжить успешно внедрять в практику знания, полученные ими при решении задач экспериментальной модели качества управления процессом преподавания школьникам предмета «Физическая культура».
Все разработанные и предложенные нами мероприятия на втором этапе научного исследования экспериментально доказали положительное влияние внешних и внутренних факторов, воздействующих на показатели результатов практического и теоретического компонентов качества физкультурного образования школьников.
На третьем этапе научной работы, на основании анализа и обобщения результатов предыдущих этапов исследования была разработана модель управления качеством физкультурного образования школьников, представляющая собой упорядоченное взаимодействие образовательных этапов, позволяющих своевременно спрогнозировать и скорректировать изменения в характере физкультурного обучения школьников, обеспечивающая качественное управление процессом.
При разработке данной модели в основу было положено предположение о целесообразности включения многоуровневой конструкции, которая состоит из трех разнопорядковых блоков:
- первый блок - целевой образовательный замысел;
- второй блок представляет собой организацию технологических процессов в преподавании физической культуры;
- третий блок - оценка результатов обучения.
Экспериментальная проверка эффективности
разработанной модели, показала, что повышение уровня мотивации респондентов обусловлено: усилением функции контроля качества подготовки обучающихся, выживаемости приобретенных ими на предыдущих занятиях знаний, умений и навыков; появлением нового насыщенного поля общения учителя и обучающихся на уроке по сравнению с традиционными средствами передачи информации в обучении.
На основании полученных результатов было сделано заключение о целесообразности включения разработанной модели управления качеством
физкультурного образования школьников в современный процесс обучения предмету «Физическая культура» на этапе перехода к новым образовательным стандартам, что, несомненно, будет способствовать повышению активности обучающихся, мотивации их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, необходимости в самообразовании.
По данным эксперимента нами были разработаны практические рекомендации, направленные на решение задач, повышающих уровень качества физкультурного образования школьников.
1. Для управления процессом качества физкультурного образования школьников в современных социальных условиях обучения предмету «Физическая культура» рекомендуется использовать научно-методические публикации (монографии, учебные пособия, методические рекомендации и т.п.) по проведению комплексных мероприятий, повышающих уровень качества образования по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
2. В процессе управления качеством физкультурного образования школьников в современных социальных условиях обучения предмету «Физическая культура» необходимо использовать полный комплекс мероприятий, включающих решение всех методологических подходов к процессу управления.
3. Для достижения максимального качественного эффекта рекомендуется пошагово выполнить задачи, разработанной нами научно-исследовательской программы «Управление процессом самореализации личности школьника в современных условиях обучения предмету «Физическая культура»:
а) ознакомление учителей физической культуры с основами реализации технолого-педагогичес-кого процесса предмета «Физическая культура»;
б) овладение учителями физической культуры четкими инструкциями выдвижения актуальных и эффективных целевых установок учебного процесса по предмету «Физическая культура» для повышения уровня качества физкультурного образования школьников;
в) формирование знаний учителей физической культуры в умении программировать учебный процесс предмета «Физическая культура» с использованием современных образовательных технологий;
4. Для более полного определения уровня качества образования школьников по предмету «Физическая культура», рекомендуется использовать:
- контрольное тестирование по определению двигательной и теоретической подготовленности школьников;
- протоколы наблюдения за мотивационно-об-разовательной деятельностью учащихся на уроке физической культуры;
5. Рекомендуется для эффективности управления процессом качества обучения школьников предмету «Физическая культура» применять современ-
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Ценностный потенциал адаптивной физической культуры
ные технологические разработки, а именно использовать контрольно-обучающие технологии: технологию тестовых заданий, модульно-рейтинговую технологию, мультимедиа технологию.
Таким образом, подводя итог представленному в данной статье научно-методическому и научно-исследовательскому материалу, можно констатировать, что внедрение в образовательное пространство предмета «Физическая культура» разработанной модели управления качеством физкультурного образования школьников должно осуществляться на такой содержательной основе, которая будет способствовать непрерывному процессу повышения уровня качества физкультурной образованности обучающихся, а также, эффективному управлению данным процессом.
Библиографический список
1. Грудкина Т. И. Создание системы качества в университете: стратегия, опыт, проблемы // Высшее образование сегодня. - 2008. - №2 5. - С. 54-58.
2. Драндров Г.Л., Никоноров Д.В., Никоно-ров В.Т. Педагогические условия формирования школы мяча у детей 6-7 лет // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы меж-
дунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 277-283.
3. Загвоздкин В.К. Концепция обеспечения и развития образования за рубежом: теоретические основания // Школьные технологии. - 2007. - №2 6. -С. 47-53.
4. Игошина Н.В., Яковлева Е.С., Игошин В.Ю. Социально-педагогические условия процесса отбора девочек 5-6 лет в секцию спортивной гимнастики // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. -С. 132-134.
5. Крылова Н.Б. Образовательная деятельность: разнообразие содержания и форм // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 31-40.
6. Кузнецова Е.Д. Инновационная деятельность в школе: проблемы подготовки учителя физической культуры // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: XII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию образования факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета (28-29 апреля 2009 г.): В 2 т. Т. 2. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - С. 145-147.
УДК 796
Матвеева Наталья Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент
Ненарокова Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Данная статья направлена на определение ценностного потенциала адаптивной физической культуры и механизмов его освоения.
Ключевые слова: ценностный потенциал, адаптивная физическая культуры и спорт, люди с ограниченными возможностями здоровья, потребности, воспитание.
Адаптивная физическая культура является мощным социальным феноменом, средством физической реабилитации и успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов - паралим-пийцев и сурдлимпийцев.
Согласно ст. 31 п. 1 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [4] физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта является важным компонентом комплексной реабилитации инвалидов.
Адаптивная физическая культура как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет большие возможности для воз-
действия на психофизическое и социальное развитие. А именно:
- физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому и другим видам воспитания;
- физическая реабилитация способствует лечению, восстановлению временно утраченных функций у людей с ограниченными возможностями здоровья;
- спортивная деятельность приводит к достижению высоких спортивных результатов, удовлетворению потребности людей с ограниченными возможностями здоровья в максимально возможной самореализации своих способностей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации;
- адаптивная двигательная рекреация позволяет удовлетворить потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в отдыхе, актив-
© Матвеева Н.Ю., Ненарокова О.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
165