Научная статья на тему 'Направления инновационного развития педагогического образования'

Направления инновационного развития педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна

В статье систематизированы направления развития системы педагогического образования, среди которых развитие системы универсального бакалавриата, сетевое взаимодействие, независимая профессиональная сертификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления инновационного развития педагогического образования»

Направления инновационного развития педагогического образования Прохорова М. П.

Прохорова Мария Петровна /Prohorova Marija Petrovna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра инновационных технологий менеджмента,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье систематизированы направления развития системы педагогического образования, среди которых развитие системы универсального бакалавриата, сетевое взаимодействие, независимая профессиональная

сертификация.

Ключевые слова: инновационное педагогическое образование, направления развития, компетентностный подход.

Коренное изменение требований современного общества к профессиональной подготовке педагога, возрастание требований к качеству общего и профессионального образования, выраженное в новых федеральных государственных образовательных стандартах, накопившиеся кадровые проблемы школьного образования, необходимость оптимизации всей системы образования в стране обусловили необходимость инновационных преобразований педагогического образования [7, 9, 10, 11, 12].

Основными направлением инновационного изменения педагогического образования в настоящее время выступает повышение качества профессиональной подготовки учителей и создание современного образа педагога в соответствии с общественными требованиями [10, 12].

Инновация в образовании, в том числе и в педагогическом, представляет собой процесс и результат целенаправленных, эффективных изменений на основе новшеств, обеспечивающее качественное обновление и развитие отдельных компонентов и целостной системы образования [9].

Основы инновационного развития системы педагогического образования сформулированы в настоящее время в проектах Профессионального стандарта педагога и Концепции поддержки развития образования. Г лавной целью педагогического образования становится, согласно профессиональному стандарту, формирование у учителя способности постоянно учиться. Это качество определяет готовность педагога к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям и педагогическому творчеству, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Стандарт усиливает требования к психологопедагогической подготовке учителя, что отражено в совокупности метапредметных компетенций, среди которых можно назвать довольно инновационные виды педагогической деятельности, такие как формирование системы универсальных учебных действий учащихся и норм поведения в виртуальной среде. Изменяются также методы оценки качества подготовки учителей. Для этой цели предполагается использование интегративных показателей оценки деятельности учителя с учетом уровня образования, склонностей и способностей учащихся, особенностей их развития и реальных учебных возможностей [1, 4, 8].

Основной идеей Концепции поддержки развития педагогического образования является установка на подготовку «универсального» учителя, который ориентируется не только в узкой предметной области, но и может обеспечить освоение учащимися педагогически адаптированных основ наук, различных видов социального опыта в

78

соответствии с потребностями учащегося, для этого предполагается решение следующих основных задач:

- повышение гибкости и вариативности системы педагогического образования за счет создания возможности освоения педагогической профессии людям, уже имеющим базовую профессиональную подготовку в другой области;

- развитие системы «универсального бакалавриата», предполагающего возможность выбора педагогической профилизации на последних курсах обучения;

- повышение практической направленности содержания педагогической подготовки и усиление её технологической составляющей;

- развитие сетевого взаимодействия вузов, учреждений среднего

профессионального образования и школ для повышения качества подготовки учителей;

- создание системы независимой профессиональной сертификации педагогов, включая развитие системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя, а также создание общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ [2, 3, 5, 6, 8].

Таким образом, инновационное развитие педагогического образования предполагает ориентацию на универсальную, вариативную и прагматическую подготовку будущего учителя. Среди основных механизмов инновационного обновления и повышения качества профессиональной подготовки - сетевое взаимодействие образовательных организаций различного уровня и профиля, стимулирование инновационной активности научно-педагогических работников и активизация научно-исследовательской и практической деятельности студентов и слушателей.

Литература

1. Афанасьева О. В. Роль и значение эмоционально-значимых ситуаций общения в формировании речевой компетенции бакалавра / Проблемы педагогики / Problems of pedagogy 2015, № 8 (9).

2. Булганина С. В., Погодина Т. В. Опыт использования современных педагогических технологий и мониторинг результатов обучающихся / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 192-195.

3. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.

4. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект)

[Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. Режим доступа:

http://минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc (дата обращения 16.07.2015).

5. Лебедева Т. Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: Автореф. Дис ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. - 22 с.

6. Овчаренков Э. А. Воспитательный аспект в процессе обучения студентов / Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 83-85.

7. Петров Ю. Н. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе монография / Ю. Н. Петров, Л. И. Васильева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский инженерно-пед. ун-т». Нижний Новгород, 2008.

8. Профессиональный стандарт педагога (проект) [Электронный ресурс] //

Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. Режим доступа:

Шр://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 16.07.2015).

9. Прохорова М. П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А.

79

Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 1. С. 68-72.

10. Прохорова М. П. Этапы инновационной деятельности педагога профессионального обучения // Академический журнал Западной Сибири. 2008. № 1. С. 27.

11. Уткин Л. П. О создании системы непрерывного образования / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.

12. Фильченкова И. Ф. Воронин Д. И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 31.

Отношение школьников 5-9-х классов к урокам физической культуры Бала Т. М.

Бала Татьяна Михайловна /Bala Tat'janaMihajlovna - кандидат наук по физическому

воспитанию и спорту,

кафедра теории и методики физического воспитания,

Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков

Аннотация: в статье представлены результаты анкеты для определения

отношения школьников 5-9-х классов общеобразовательной школы к урокам физической культуры.

Ключевые слова: школьники средних классов, отношение к урокам, физическая культура.

Введение. На сегодняшний день состояние здоровья населения Украины является существенным вызовом для общества и без преувеличения создает реальную угрозу для его гуманитарной безопасности [2, с. 22]. Данные исследований В. Н. Платонова, 2006; Т. Ю. Круцевич, 2003 Г. В. Глоба, 2007 и др. свидетельствуют о том, что число здоровых людей в Украине постоянно снижается во всех возрастных группах. По мнению ряда авторов, основными причинами такого положения является снижение двигательной активности, интереса к урокам физической культуры и внеклассных мероприятий, распространение вредных привычек, непопулярность здорового образа жизни и прочее [3, 4, 5]. Вместе с тем, анализ литературы позволил установить, что использование различных инновационных средств физического воспитания может положительно повлиять на отношение школьников к урокам физической культуры и впоследствии повлечет к повышению двигательной активности занимающихся [1]. Резюмируя вышесказанное, следует отметить тревожную тенденцию снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что и поспособствовало изучению данной проблемы.

Таким образом, целью исследования явилось: изучить отношение школьников 1014 лет к урокам физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью обоснования целесообразности введения чирлидинга в физическое воспитание школьников средних классов нами была разработана анкета для определения отношения учащихся средних классов к урокам физической культуры. В анкетировании принимало участие 255 школьников (114 девочек и 141 мальчиков), которым предлагалось произвести ответы на ряд определённых вопросов.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.