Научная статья на тему 'Равитие культуры здоровья будущего учителя в России'

Равитие культуры здоровья будущего учителя в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTH / HEALTH CULTURE / PHYSICAL CULTURE / HEALTHY LIFE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхорубова Оксана Викторовна

В статье обосновывается центральное положение такой ценности в педагогическом образовании, как «культура здоровья». Отмечается актуальность формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у молодого поколения на различных исторических этапах и предлагаются пути формирования культуры здоровья у студентов будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a culture of health of the future teachers in Russia

The teacher education value the nature of which the article theorizes and the central position of which it justifies, is «health culture». The topicality of creating culture of health and healthy life style among the younger generation at different historical stages is suggested and ways of formation of the culture of health in students-future teachers are noted.

Текст научной работы на тему «Равитие культуры здоровья будущего учителя в России»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 378

Верхорубова Оксана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

Oks. [email protected].

РАВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В РОССИИ

В статье обосновывается центральное положение такой ценности в педагогическом образовании, как «культура здоровья». Отмечается актуальность формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у молодого поколения на различных исторических этапах и предлагаются пути формирования культуры здоровья у студентов — будущих учителей.

Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура, здоровый образ жизни.

В педагогическом образовании в настоящее время, в связи с ухудшением состояния здоровья современной молодежи, приобретает все большую актуальность проблема формирования культуры здоровья.

Обращаясь к философии, можно отметить, что еще в древности здоровье как ценность рассматривалось, в первую очередь, как отсутствие или наличие болезней (Платон, Аристотель, Авиценна).

Важно отметить, что уже в начале XIX века Гегель подчеркивал, что здоровье это «пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием», указывая тем самым на более сложный и многогранный характер этой категории [1, с. 161].

В системе мировоззрения здоровье является важнейшим ориентиром личной жизни человека, так как выступает условием реализации его творческого потенциала. А, согласно народной мудрости, «в здоровом теле - здоровый дух» [1, с. 161].

Одним из первых, кто обратил внимание на здоровье, был великий мыслитель, древнегреческий врач и философ Алкмеон (V в. до н.э.), который считал, что «здоровье есть гармония противоположно направленных сил» [2, с. 23; 4].

Так, греческая философия рассматривала человеческое тело как храм ума и души, а физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, а также развитию интеллектуальной и духовной сферы человека. Культура тела человека в Древней Греции считалась мерой всех вещей и физически красивым называли человека здорового и сильного, сложенного пропорционально и гармонично, умеющего владеть своим телом. Неслучайно, известный философ О. Шпенглер «античную культуру как культуру тела, а северную называл культурой духа» [2, с. 23].

Древнегреческая педагогика пришла к выводу, что гармоничное физическое развитие ребенка оказывает на развитие и формирование важных и необходимых качеств, как настойчивость, упорство, дисциплинированность, способность к преодолению трудностей и т.д. Здоровье для древних греков

являлось ценностью, а доказательством этому служили произведения литературы, искусства, живописи, в которых воспевалась красота атлетически сложенного тела.

Афоризм философа Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья ничто» - актуален и в современное время для будущего учителя, который свои знания, умения и навыки передаст последующим поколениям [2, с. 23].

Философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) много внимания уделял вопросам воспитания молодежи, а воспитательный процесс подразделял на три обязательные части: умственное, нравственное и физическое, составляющих единое целое. Ставшие афоризмами его слова: «Ничто так не разрушает и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие», - могли бы служить своеобразным призывом для занятий физической культурой и спортом для будущего учителя [2; 3].

Особенно, стоит отметить культуру здоровья в Древней Руси, в которой забота о своем здоровье заложена еще в культуре русского народа. Например, традиционными для русского народа были и остаются закаливание, народные игры, баня, развлечения, бег, лыжные прогулки, охота, использование фитотерапии, минеральных источников для оздоровления и сохранения здоровья. Элементарные правила гигиены, способствующие сохранению здоровья, встречаются уже в древних рукописях XXI веков. Так, в книге XI века «Поучение Владимира Мономаха» говорится о необходимости закаливания и дневного сна детям. Различные гигиенические наставления к обучению и жизни широко представлены в таких литературных памятниках, как «Домострой» (Х^ХУ1 вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Регламент, или устав духовных коллегий» Феофана Прокоповича (XVII в.).

В XVI-XVII вв. на Руси, начиная с правления Алексея Михайловича уделялось внимание вопросам охраны детей раннего и дошкольного возраста. В «Домострое» Петра I содержатся правила бытовой гигиены детей и подростков в сочетании

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Верхорубова О.В., 2014

Равитие культуры здоровья будущего учителя в России

с правилами этикета. Важным государственным делом стало призрение подкинутых и больных детей, учет рождаемости и смертности, охрана здоровья учащихся [3, с. 53].

В педагогических системах по физическому воспитанию учащихся в дальнейшем были разработаны основные положения по гигиене воспитания и обучения и сформулированы в законодательном акте «Духовном регламенте» (1823), где указывалось на необходимость обязательного чередования труда и отдыха: «На всякий день два часа определить на гулянье... и тогда б не вольно никому учиться и ниже книжки в руках иметь...» [3].

Таким образом, можно констатировать, что первые основы культуры здоровья существовали в целях охраны здоровья молодого поколения.

С середины XVIII века в связи с высокой смертностью и заболеваемостью молодого поколения проблема сохранения здоровья занимает особое место в отечественной педагогике. В этот период впервые на государственном уровне вопросам укрепления и сохранения здоровья молодежи России было уделено должное внимание. Одним из первых на эту проблему обратил внимание великий ученый М.В. Ломоносов. Меры по сохранению и укреплению здоровья были предложены им в обращении «О сохранении и размножении российского народа». Целью обращения было улучшение быта и благосостояния народа путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. Большое внимание ученый придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он обратил внимание на влияние среды и обратился к проблеме нравственного здоровья молодого поколения. Его работы «О сохранении и размножении российского народа» и работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать его первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.

Отмечая актуальность этой проблемы в учебных заведениях, в регламентах московской академической гимназии, издавались указания об организации правильного режима питания и его полноценности, распорядка дня и расписания занятий, медицинской помощи учащимся и т.д.

С середины XIX - начала ХХ вв. проблема здоровья человека в педагогике рассматривалась как составляющая культуры человека. Известный ученый Н.И. Пирогов заложил основы педагогической валеологии. В его работах были выделены такие важные аспекты здоровья, как духовный, нравственный, социальный и соматический [5].

Весомый вклад в изучение этой проблемы внес великий русский педагог К.Д. Ушинский. Известный педагог считал высшей целью воспитания целостное развитие личности, формирование гармоничных взаимоотношений личности и общества.

Он обосновал в педагогике «антропологический принцип», который означает признание целостности человека, неделимости его духовной и телесной природы в сочетании умственного и нравственного воспитания с физическим воспитанием. Выражая заботу о здоровье молодого поколения, он предложил создание педагогических факультетов, высказывая мысль о том, что культура здоровья, - это не только «культура тела», но и нравственное здоровье [3].

Идеи вышеуказанных отечественных ученых были продолжены в научных изысканиях известных педагогов: В.М. Бехтерева, И.И. Мечникова, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, а на современном этапе - в фундаментальных работах Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, С.Н. Горбушиной, В.П. Казна-чеева, В.В. Колбанова, Н.Д. Никандрова, Л.И. Та-тарниковой, В.Д. Шадрикова и др.

Таким образом, можно отметить, что преемственность культуры здоровья сохраняется и на современном этапе. В этой связи можно выделить задачи развития культуры здоровья будущего учителя в системе образования:

- формирование духовной сферы личности [4, с. 127];

- сохранение и укрепление здоровья, усвоение составляющих здорового образа жизни как привычка и формирование здоровьесберегающего поведения;

- физкультурное образование студентов, включающее формирование специальных знаний в области физической культуры и направленное на совершенствование двигательных способностей и расширение двигательного опыта;

- совершенствование тех функциональных свойств или возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности;

- приобретение опыта в использовании традиционных и нетрадиционных видов двигательной активности;

- формирование психического и социального здоровья личности и т.п.

Библиографический список

1. Верхорубова О.В., Лобанова Н.А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. -Вып. 5 (120). - С. 161-165.

2. Верхорубова О.В. Теоретические предпосылки развития культуры здоровья в отечественной педагогике // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (117). -С. 23-28.

3. Верхорубова О.В. Историко-педагогический аспект развития культуры здоровья в отечественной и зарубежной педагогике // Вестник Брянского государственного университета. Общая педагоги-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

161

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ка. Профессиональная. Психология. Частные методики. - 2012. - № 1. - С. 53-57.

4. Верхорубова О.В. Здоровье как педагогический феномен // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-

нология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 3. -С. 123-127.

5. Шенделева С.В. Подготовка будущих учителей к формированию культуры здоровья школьников в педагогических вузах России (1918 - конец 90-х г. ХХ в.): Дис. ... канд. пед. наук. - Чита: ЗГУ 2008. - 222 с.

УДК 796.01

Лопухина Александра Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный педагогический университет

[email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье содержится обобщенный теоретический и практический материал о комплексной работе, проделанной в рамках научно-педагогического исследования по проблеме управления качеством физкультурного образования школьников на этапе внедрения новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: качество образования, факторы качества образования.

Проблема качества в образовании всегда была в центре внимания ученых. Дан. ной теме посвящено множество научно-литературных изданий по управлению качеством образования, образовательным процессам и результатам. Тем не менее, сегодня проблема повышения качества образования решается только комплексно, и разобраться в ней пытаются ученые-педагоги всего мира [3].

Решение сложных проблем требует скоординированных усилий многих людей, нужна информация, ресурсы. При наличии этих составляющих разрабатывается комплекс мероприятий, реализация которого должна приводить к желаемому результату. Для решения сложных проблем целесообразно использовать системный подход, нормативные методы, методы параметрического, функционального, имитационного, аналитического моделирования и программно-целевой метод.

Качество образования основывается на инновационных образовательных программах, что позволяет осуществить качественную подготовку обучающихся по новым программам. Для этого необходимо обеспечивать распространение инноваций в сфере учебной деятельности для достижения одной из важнейших целей - создание объективных условий для улучшения качества образования [1].

В практическом плане необходима творческая работа по созданию гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию социально значимых качеств личности.

Н.Б. Крылова [5] в своей статье об особенностях образовательной деятельности указывает, что в традиционной системе образования, еще со времен Яна Коменского доминирует учитель, его деятельность рассматривается как ведущая, определяя учебные действия учащихся. Несмотря на провозглашение субъект-субъектных отношений традици-

онное обучение не поощряет инициативу ученика, если оно лежит вне плана действий учителя, требует усвоения гигантского объема учебно-методической информации, вместо того чтобы развивать индивидуальные интересы, мотивацию, эмоциональный интеллект ребенка.

Ученые-педагоги образовательной сферы ищут наиболее эффективные факторы для изменения содержания традиционного образования, в том числе и в организации школьного предмета «Физическая культура». В нормативном документе Минобразования РФ (2004) предмет «Физическая культура» определяется как образовательная область и включается в федеральный компонент обязательных предметов (их 7) на базовом уровне в общеобразовательных школах.

Отбор оптимальных факторов, обеспечивающих повышение качества физкультурного образования школьников, рассматривается в соответствии с основными задачами предмета «Физическая культура». В педагогике выделяются внешние и внутренние факторы образовательного процесса, характеризующиеся как закономерности качества обучения. В задачи нашего исследования входило выявление связей между внутренними и внешними факторами, обеспечивающими сознательность, управляемость и эффективность физкультурно-образова-тельного процесса.

Е.Д. Кузнецова [6] указывает на ряд внешних и внутренних факторов, от которых непосредственно зависит содержание образовательного процесса по предмету «Физическая культура»:

- внешние факторы - развитие материально-технической базы; популяризация занятий физической культурой по всем направлениям; пропаганда здорового образа жизни;

- внутренние факторы - переориентирование технологии физической культуры на индивидуаль-

162

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Лопухина А.С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.