Научная статья на тему 'Оборонно-промышленный комплекс России и перспективы его развития в условиях экономических санкций и реализации политики импортозамещения'

Оборонно-промышленный комплекс России и перспективы его развития в условиях экономических санкций и реализации политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / HIGH-TECH INDUSTRIES / ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ / EXPORT OF ARMS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STATE ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерасова Е.А., Плотников В.А.

Рассматриваются направления решения проблем, связанных с развитием промышленного производства в оборонных и смежных отраслях промышленности России в период трансформации экономической системы, вызванной экономическими санкциями Запада. Оценивается состояние ОПК, потенциальных возможностей развития его стратегически важных производств в условиях импортозамещения и укрепления экспортных позиций страны в неразрывной связи со стимулированием инновационно-технологического развития российской социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерасова Е.А., Плотников В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defenseindustrial complex of Russia and prospects of its development in terms of economic sanctions and implementation of import substitution policy

The article considers the ways of solving the problems of industrial production development in the defense and related industries in Russia during the period of the economic system change caused by the West economic sanctions. There is the assessment of the defense-industrial complex state, the potential development of its strategically important production in terms of import substitution and strengthening of the country's export along with the promotion of innovation and technological development of Russian social and economic system.

Текст научной работы на тему «Оборонно-промышленный комплекс России и перспективы его развития в условиях экономических санкций и реализации политики импортозамещения»

Е. А. Ерасова 1, В. А. Плотников 2

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

В 2014 г. российская экономика столкнулась с новым вызовом — экономическими санкциями коалиции стран Запада, в которой ведущую роль играют США. Официальная цель этих санкций — экономическое давление на Россию с целью заставить ее отказаться от активной политической позиции в украинском кризисе, «не обращать внимания» на нелигитимную смену власти в соседней стране, приход к управлению, по сути, военной хунты, многие представители которой придерживаются откровенно фашистских взглядов, а также на развязанную Украиной гражданскую войну против мирного населения восточных областей. Рассматривая эти санкции без политической ангажированности, в них можно увидеть экономическую подоплеку.

Пережив за последние 25 лет деиндустриализацию [1-4 и др.] и спад практически по всем показателям социально-экономического развития, два кризисных падения ВВП (1998 и 2009 гг.), Россия стала восстанавливать свои позиции в мировой экономике. Это способствовало усилению наших позиций и в мировой политике; страны ЕС и США ощутили появление не только набирающего силы партнера, но и опасного конкурента. В соответствии с логикой конкуренции возникла необходимость оказания на него давления. В качестве инструмента были избраны экономические санкции, связанные с запретом на поставки в Россию ряда товаров (прежде всего высокотехнологичных), а также введением достаточно жестких финансовых ограничений.

Санкции затронули и предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Как правило, наши геополитические противники заявляют, что цель санкций (а ими затронуты концерн «Калашников», объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации, концерн ПВО «Алмаз-Антей» и др.) — ограничить возможности России проявлять военную агрессию по отношению к «цивилизованному» миру. По нашему мнению, стратегическая цель санкций — окончательное разрушение высокотехнологичного ядра российской экономики, сохранившегося, несмотря на либеральные реформы 1990-х гг. Итогом должна стать окончательная утрата нашей страной экономического суверенитета, что позволит корпорациям промышленно развитых стран мира осуществить нерыночную экспроприацию российских ресурсов с их последующим запуском в рыночный оборот и извлечением сверхприбыли (подробнее эта идея раскрыта одним из авторов на международной научной конференции в Санкт-Петербурге [5]).

В подтверждение нашей мысли приведем следующую цитату: «Высокотехнологичный комплекс является инновационным «ядром» машиностроения — показатель доли инновационно-активных предприятий в 2007 г. составил в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) 46%, тогда как в целом по промышленному производству только 8,5% (что в несколько раз ниже, чем в странах с развитой инновационной экономикой). Без учета энергомашиностроения, микробио-

1 Елена Анатольевна Ерасова, доцент кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета, канд. экон. наук, доцент.

2 Владимир Александрович Плотников, профессор кафедры общей экономической теории Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д-р экон. наук, профессор.

логии и высокотехнологичной химии ОПК фактически единственный промышленный комплекс, который реально производит конкурентоспособную продукцию и обладает, наряду с перспективными био- и нанотехнологиями, существенным потенциалом развития» [6]. Это — мнение И. Э. Фролова, одного из ведущих российских экспертов в сфере анализа и прогнозирования развития наукоемких и высокотехнологичных производств и рынков. Приводимые им данные подтверждают, что именно ОПК выступает в качестве инновационно-технологического ядра российской промышленности.

Санкционный удар по российскому ОПК решает и тактическую задачу — ограничение экспансии отечественных производителей военной продукции на мировых рынках, где они успешно конкурируют с оружейными корпорациями США, Франции, Великобритании и т. д. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI), в 1992-2013 гг. Россия занимала в мире второе место по экспорту военной продукции, уступая лишь США (см. таблицу). Данных за 2014 г. SIPRI пока не приводит. По сообщению интернет-издания «АиФ-Москва» [7] (со ссылкой на исследования международной консалтинговой компании IHS), в 2014 г. объемы экспорта оружия из России достигли примерно 10 млрд долларов, превысив на 9% уровень 2013 г. Но уже в 2015 г. IHS прогнозирует спад российского экспорта вооружений из-за санкций. Это означает, что часть мирового рынка высокотехнологичной военной продукции может отойти к конкурентам, что подтверждает нашу догадку о тактических целях антироссийских санкций.

Мировой рейтинг стран — поставщиков вооружения (1992—2013 гг.)*

Место в мире Страна-по ставщик Объем поставок, млн долл. (в постоянных ценах 1990 г.) Доля в мировом экспорге,%

1 США 201413 38,1

2 Россия 109941 20,8

3 Германия 39482 7,5

4 Франция 37008 7,0

5 Великобритания 28079 5,3

6 Китай 17952 3,4

7 Нидерланды 11025 2,1

8 Италия 10241 1,9

9 Украина 9925 1,9

10 Израиль 9297 1,8

Другие страны 54123 10,2

Всего 528487 100,0

* Построено В. А. Плотниковым по данным SIPRI. Режим доступа: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/toplist. php (дата обращения 09.03.2014).

Российский ОПК имеет стратегическое значение для российской экономики. Он характеризуется высокой наукоемкостью и технологичностью продукции, непрерывным освоением и применением новейших технологий, более высокими требованиями к качеству выпускаемой продукции (в сравнении с продукцией гражданского назначения), наличием мобилизационных производств и мощностей, особыми условиями функционирования многих производств, связанными с режимом секретности, что определяет высокую зависимость ОПК от государственного заказа и других форм государственной поддержки [8-12 и др.]. Особый статус ОПК нашел отражение в Военной доктрине Российской Федерации. Согласно этому документу, основная задача развития ОПК состоит в «... эффективном функционировании ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Воору-

женных сил и других войск в вооружениях и военной технике, и обеспечении стратегического присутствия РФ на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг». Достижение этой цели позволит не только решить задачи военной безопасности, но и осуществить инновационно-технологическое развитие российской экономики, возродить Россию как передовую державу, проводящую независимую политику.

К проблемам современного российского ОПК, по нашему мнению, следует отнести: износ основных фондов производственного, научно-конструкторского и испытательного оборудования предприятий ОПК, не обеспечивающего современный технологический уровень производства; высокий уровень налогообложения при высоких затратах на продукцию и услуги естественных монополий; низкую рентабельность, недостаток оборотных средств и инвестиционных ресурсов; технологическое отставание и дезинтеграцию технологически связанных производств, нарушение экономической безопасности в производственной сфере; низкий уровень развития производственной инфраструктуры и инновационной активности предприятий; старение и снижение уровня квалификации научных и производственных кадров, дефицит инженерно-технических и высококвалифицированных специалистов рабочих профессий; несовершенство законодательной базы, неразвитую систему технического регулирования; неудовлетворительное финансово-экономическое состояние большинства предприятий ОПК; низкую конкурентоспособность ряда предприятий ОПК и снижение качества выпускаемой продукции; несовершенство ценообразования; отсутствие системного подхода к выполнению федеральных программ развития ОПК и единой политики модернизации экономики.

Безусловно, и конкурентные преимущества российского ОПК, и вышеуказанные проблемы возникли неодномоментно. Их появление обусловлено динамикой развития не только современного ОПК, но и экономики эпохи СССР [13, 14]. Импортозамещающая экономика советского периода способствовала созданию многоотраслевой национальной промышленности, в отдельных отраслях которой страна была одним из мировых лидеров. Централизованная концентрация ресурсов и наличие значительного научно-технического задела позволили СССР совершить технологический прорыв в ядерных, лазерных, авиакосмических технологиях, специальных материалах и сплавах и по ряду других направлений. Страна занимала прочные позиции на мировом оружейном рынке, полностью обеспечивая свои вооруженные силы самым эффективным и высокотехнологичным на тот период оружием. О значительном экспортном потенциале ОПК СССР, достигнутом в условиях планового развития экономики, свидетельствует диаграмма (см. рисунок). Здесь же прослеживается существенное падение объемов экспорта при осуществлении в России либеральных реформ.

Произошедшее в 1990-е гг. резкое снижение удельного веса машиностроения в общем объеме промышленного производства привело к масштабному системному кризису отраслей обрабатывающей промышленности. Предприятия ОПК как составная часть машиностроительного комплекса находятся под влиянием всех тенденций, сложившихся в результате трансформации экономической системы: потери кадров, технологического отставания, отсутствия производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности и др. Системный кризис машиностроительного комплекса привел к деградации, технологическому отставанию и дезинтеграции технологически связанных производств и НИОКР оборонной промышленности. Лишь в последние годы начинается развитие, основанное не на научно-техническом и производственном заделе советского периода.

Сегодня предприятия отечественного машиностроения способны выпускать конкурентоспособную продукцию только для сравнительно узких сегментов рынка, но и в них на мировом рынке могут конкурировать лишь несколько десятков российских машиностроительных компаний, прежде всего в сфере ОПК. Это свидетельствует о необходимости масштабной реиндустриализации [15-17], ядром которой должны стать предприятия ОПК. И дело здесь

Динамика оружейного экспорта России (СССР) и США в 1985—2012 гг. (составлено Е. А. Ерасовой по данным SIPRI. Режим доступа: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php. Дата обращения 10.04.2014)

не в «агрессивной направленности» российской экономической политики, а в том, что в данном секторе имеются предпосылки для развития не только промышленного, но и инновационного потенциала, а мультипликативный эффект экономического роста от вложений в высокотехнологичные отрасли (производства ОПК) выше, чем от инвестиций в другие сектора хозяйства [18].

В условиях масштабного системного геополитического и экономического кризиса снижение конкурентоспособности предприятий отраслей обрабатывающей промышленности, увеличение технического и технологического отрыва национального производства от экономически развитых стран делают Россию весьма уязвимой в конкуренции на высокотехнологичных рынках. Высокая энергоемкость и материалоемкость продукции, отсутствие ее необходимой метрологической точности, должной безопасности и несоответствие современным экологическим нормам увеличивают разрыв с экономически развитыми странами. По статистике, машиностроительный комплекс РФ создает около 3% ВВП, в то время как нефтегазовый и сырьевые отрасли экономики — до 30%. В структуре российского промышленного производства удельный вес машиностроения составляет менее 20%, тогда как пороговое значение для обеспечения экономической безопасности, по мнению академика РАН С. Ю. Глазьева, — 30% [19, с. 165]. И этот показатель не является надуманным. Например, доля машиностроения в общем объеме промышленного производства в США составляет 46%, в Германии — 54% и т. д., в Китае — около 40% (что сравнимо с показателями СССР в 1990 г. накануне либерально-рыночных реформ) [20].

Сырьевая специализация как фактическая стратегическая установка развития национальной экономики в период реформ привела к деградации машиностроения. (Отметим, что в федеральных и отраслевых программах, стратегиях, прогнозах и т. д. зачастую большое место отводилось инновационному развитию, сырьевой характер экономики критиковался, но эти заявления во многом остались декларативными.) Зависимость экономики в целом и сырьевых отраслей от конъюнктуры внешнего рынка, структурный дисбаланс и отсутствие диверсификации производства создают стратегически опасную ситуацию в стране и увеличивают риски устойчивости социально-экономического развития. Низкая конкурентоспособность отраслей обрабатывающей промышленности при ужесточении рыночной конъюнктуры не способствует возмещению потерь сырьевых отраслей. В условиях конкурентной борьбы модель экономического роста, зависящая от цен на нефть, не способствует формированию инновационной экономики (это ярко подтвердилось в 2014 г.). Сырьевой характер экономики России не позволяет обеспечить темпы экономического роста на уровне других стран БРИКС, а смещение многих современных рынков в страны с формирующейся рыночной экономикой и высокими темпами экономического роста затрудняет выход России на перспективные мировые рынки [21].

Итак, для стабильного экономического роста в России необходимо восстановление обрабатывающей промышленности. Инновационное и опережающее развитие высокотехнологичных отраслей, прежде всего ОПК, мощный технико-технологический прорыв в условиях экономических санкций, переходящий из плоскости теоретических дискуссий в актуальную проблему экономической политики, — основные вопросы выживания и обеспечения безопасности страны. Переход к реализации принципа самодостаточности и стратегии конкурентного экономического развития потребует изменения всей экономической политики, смены структурно-сырьевой модели в пользу приоритетного развития высокотехнологичных, наукоемких производств.

С целью создания мощной производственно-технологической базы ОПК и комплексного решения системных проблем в оборонной сфере на государственном уровне принят ряд основополагающих документов, основными из которых являются: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., Военная доктрина РФ (версия 2014 г.), ФЦП «Развитие ОПК Российской Федерации на 2011-2020 годы», Государственная программа вооружения на 2011-2020 гг., Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.

Большой интерес представляет федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N° 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», предусматривающий создание условий для использования потенциала инновационной, высокотехнологичной индустрии страны; применение специальных инвестиционных контрактов, льготных займов, налоговых преференций и субсидий, а также стимулирование крупных промышленных компаний, инвестирующих в проекты по импортозамещению и производство продукции, не имеющей аналогов в стране. В условиях экономической нестабильности данный закон может стать реальной основой новой индустриализации страны, включая повышение эффективности высокотехнологичных производств ОПК. Реализации этого базового закона будут способствовать предоставление госгарантий через активное применение госзаказов; льготная налоговая и кредитная политика; эффективное использование ресурсного и интеллектуального потенциала, в том числе для обеспечения эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны. Восстановление производственного, научно-технического и технологического потенциала и инновационное развитие наукоемких высокотехнологичных производств в отечественном ОПК возможны при активном участии государства в финансировании инноваций и масштабном производстве новейших образцов военной техники. Новые перспективные проекты будут стимулировать инвестиционную активность оборонных предприятий, обеспечение их инновационного развития и повышение эффективности оснащения Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов РФ современными видами вооружения,

военной и специальной техники. При этом ориентироваться надо на производство продукции с наивысшей степенью наукоемкости и инноваций общемирового значения.

Так, например, приоритетное развитие научно-технической и инновационной деятельности и максимально эффективное использование интеллектуального потенциала способствовали инновационному прорыву Израиля в сфере развития высоких технологий и определили его место и специализацию в мировой экономике. Отметим, что Израиль лидирует в мире в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов, авионики для боевых самолетов и др. и входит в Т0П-10 мировых экспортеров вооружений (см. таблицу).

К сожалению, доля России в мировом объеме наукоемкой продукции составляет всего 0,3%. В аналитическом докладе «Глобальный индекс инноваций 2014» Россия в списке из 143 стран заняла 49-е место [22]. Для обеспечения обороноспособности страны и активизации инновационных процессов требуются обновление большей части вооружений, разработка новейших технологий и уникальных образцов инновационной продукции, создание мощного стратегического задела в НИОКР.

Экспортно-сырьевая модель развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности страны и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры остаются главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности [23].

Приоритетная поддержка товаров и услуг высокотехнологичных отраслей, имеющих высокую добавленную стоимость и позволяющих создавать рабочие места для высококвалифицированных рабочих, продвижение и продажа этой продукции на международных рынках должны стать важнейшей стратегической задачей развития российской экономики. Ее инновационный потенциал, в частности ОПК и космическая промышленность, позволяют разрабатывать соответствующие программы и рассчитывать на их выполнение при условии реализации стратегии, когда убираются барьеры на пути внешней торговли, повышается уровень открытости экономики, создаются механизмы содействия экспорту, формируются современные системы стандартизации и сертификации продукции и услуг [24]. Решение проблем ОПК возможно в достаточно сжатые сроки при реальном изменении приоритетов государственной экономической политики [25], комплексном государственном подходе и активном взаимодействии заинтересованных сторон, наличии системности в их работе и создании условий для повышения инновационной активности оборонных предприятий.

Список литературы

1. Бодрунов, С. Д. Модернизация российской экономики на современном этапе / С. Д. Бо-друнов // Экономическое возрождение России. — 2012. — № 3 (33). — С. 6-9.

2. Вертакова, Ю. В. Современная методология индикативного управления в России и ее регионах / Ю. В. Вертакова // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). — 2006. — № 2. — С. 96-103.

3. Плотников, В. А. Управление национальной инновационной системой России: кадровый аспект / В. А. Плотников // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2010. — № 3. — С. 42-53.

4. Попов, А. И. Неоиндустриализация российской экономики как условие устойчивого развития / А. И. Попов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2014. — № 3. — С. 7-12.

5. Плотников, В. А. Глобальная нестабильность: попытка теоретического анализа / В. А. Плотников // Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — С. 195-205.

6. Фролов, И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса / И. Э. Фролов. Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pd£php?id=pub/ frol03 (дата обращения 01.01.2015 г.).

7. Россия сохранила второе место в мире по экспорту оружия. Режим доступа: http://www. aif.ru/money/market/1462753 (дата обращения 08.03.2015 г.).

8. Бодрунов, С. Д. Правовое регулирование оборонно-промышленного комплекса страны / С. Д. Бодрунов, Н. А. Никитина, Н. М. Глумова // Экономическое возрождение России. — 2010. — № 3. — С. 15-21.

9. Карлик, А. Е. Перспективы развития российского оборонно-промышленного комплекса /

A. Е. Карлик, Ж. Фонтанель, А. В. Щербинин // Экономическое возрождение России. — 2012. — № 3 (33). — С. 24-29.

10. Князьнеделин, Р. А. Определение критерия качественных и функциональных характеристик продукции, работ (услуг), приобретаемых в рамках государственного заказа / Р. А. Князьнеделин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. —

2012. — № 6. — С. 112-115.

11. Ворушилин, Л. В. Государственно-частное партнерство в оборонно-промышленном комплексе: анализ специфики и перспективы развития / Л. В. Ворушилин, А. Х. Курбанов, Р. А. Князьнеделин // Управленческое консультирование. — 2014. — № 3 (63). — С. 73-80.

12. Седов, В. С. Проблемы инновационной активности российских оборонных предприятий /

B. С. Седов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. —

2013. — № 3. — С. 121-122.

13. Ерасова, Е. А. Научно-технические и экспортные возможности российского оборонно-промышленного комплекса / Е. А. Ерасова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. — 2004. — № 1 (5). — С. 28-33.

14. Плотников, В. А. Время, вперед! / В. А. Плотников, А. К. Черных // Российское предпринимательство. — 2005. — № 12. — С. 57-62.

15. Бодрунов, С. Д. К вопросу о реиндустриализации российской экономики в условиях ВТО / С. Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. — 2012. — № 3 (33). — С. 47-52.

16. Осипенко, А. С. Организационно-экономический механизм модернизации промышленных предприятий на основе трансфера технологий: автореферат дис. ... канд. экон. наук / А. С. Осипенко. — СПб., 2013.

17. Plotnikov, V. Manufacturing industry in Russia: problems, status, prospects / V. Plotnikov, J. Vertakova // Procedia Economies and Finance. — 2014. — Vol. 14. — P. 499—506. (DOI: 10.1016/ S2212-5671 (14)00739-4)

18. Харламов, А. В. Военное производство и развитие экономики Санкт-Петербурга / А. В. Харламов // Регион: Политика. Экономика. Социология. — 2000. — № 3. — С. 138—140.

19. Глазьев, С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века / С. Ю. Глазьев. — М., 1997.

20. Платонов, В. Применили электрошок. Тарифная политика не стимулирует развитие обрабатывающих отраслей / В. Платонов // Российская Бизнес-газета — Промышленное обозрение. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/09/20/mashinostroenie.html (дата обращения 01.10.2014 г.).

21. Ерасова, Е. А. Оборонно-промышленный комплекс России: состояние и перспективы развития / Е. А. Ерасова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2013. — Т. 6. № 4. — С. 32-44.

22. The Global Innovation Index 2014: The Human Factor in Innovation. — Geneva, 2014. — 428 р.

23. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 г.). Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3TuCrxmzQ (дата обращения 01.10.2014 г.).

24. Ерасова, Е. А. Международные стандарты, системы управления качеством и комплексные программы экспорта — стратегические ориентиры повышения конкурентоспособности / Е. А. Ерасова // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 1—2. — С. 169-175.

25. Плотников, В. А. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России / В. А. Плотников, Ю. В. Вертакова // Экономика и управление. — 2014. — № 11. — С. 38-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.