Научная статья на тему 'Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии'

Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт-терапии»

ся, окончивших учебный год на оценку «три», сократилось по русскому языку с 41,9% до 32,5%, по литературе - с 16,3% до 13,9%.

Обратимся к результатам количественной обработки повторной психолого-педагогической диагностики учебной мотивации: у большинства (65,8%) учащихся была обнаружена положительная динамика в ее развитии. Следовательно, развитие мотивации учебной деятельности: повышение уровня познавательной потребности (у 16% учащихся), потребности в достижении (31,6%), снижение уровня мотивации боязни неудач и, наоборот, повышение потребности быть успешным (44,7%), появление среди ведущих мотивов учения учебно-познавательного и мотива самообразования (55,3%), а также повышение уровня учебных интересов (25%) - все это, (если учитывать, что в старшем подростковом возрасте ведущей учебной деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками, следовательно, к учебной деятельности резко снижается интерес) является показателем успешной реализации личностно-ори-ентированного подхода в обучении.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что применяемая модель реализации личностно-ориентированного подхода в обучении старших подростков 8А и 8Б классов 2004-2005 учебного года МОУ «Средней общеобразовательной школы № 4» дала положительный результат.

Библиографический список

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы /Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

2. Ситаров, В. А., Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов; под общ. ред. В. А. Сластенина. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 216 е.;

3. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003.-128с.

УДК 39.013:778

Т. Ю. Киселева

ОБОГАЩЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Внутренний мир ребенка сложен, особенно ребенка с проблемами в развитии. Как помочь ему увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей действительности? Как помочь ему познать свое «Я», раскрыть

его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, не только играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка, но и является важнейшим источником гуманизации учебно-воспитательного процесса. Оно заключает в себе художественно-эстетические, познавательные, нравственные и духовные ценности.

По мнению М. С. Кагана, основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются литература, музыка и живопись. Они, с одной стороны, воздействуют на главные сферы психики ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой, - ребенок владеет тремя способами освоения мира (познанием, осмыслением, и преобразованием), обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение. Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством. Именно этот треугольник - литература, музыка, живопись - представляет системообразующий характер в общем контексте художественной кулыуры [3, с. 199].

Целительные способности искусства были осознаны еще в древности и связывались, прежде всего, с катарсисом - очищением. Катарсис может достигаться как через выражение, так и через восприятие. Выразить что-то одолевающее, перенести свои переживания на что-то внешнее - песню, рисунок, картину, танец, стихотворение, - значит, освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность.

В связи с этим особый интерес представляет педагогическое направление арт-терапии. При этом названный термин используется не в буквальном контексте - лечение (от лат. 1Ъегар1а), а в смысле «исцеления», «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей средствами художественной деятельности.

По словам известного психотерапевта В. В. Макарова, арт-терапия («лечение искусством») полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации [5].

Согласно В. Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека.

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Л. Д. Лебедева пишет о том, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса [4].

Такие авторы, как Л. С. Брусиловский, О. Дьюхерст-Меддок, Т. Д. Зинке-вич-Евстигнеева, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Т. В. Сакович, А. В. Сизова, В. Н. Сорока-Россинский, Р. Б. Хайкин рассматривают арт-терапию в педагогике как средство, позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Педагогическая арт-терапия (арт - искусство, терапия - лечение) - одна из инновационных форм работы педагога.

Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычно красочное. Потребность в прекрасном имманентна и дана природой, и поэтому именно арт-терапевтические методы воспитания способны сохранить и создать условия для трансформации ее в способности видеть, чувствовать прекрасное.

Использование искусства в качестве исцеляющего фактора наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем, специальные медицинские знания для этого не требуются.

Л. Д. Лебедева выделяет следующие функции арт-терапии в образовании:

1. Катарсическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная - обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки [4, с. 18].

Характеризуя коррекционную направленность педагогической арт-терапии можно определить три ее характерные особенности.

1. Целями и задачами педагогической арт-терапии является активизация резервных возможностей и творческое самовыражение детей с проблемами в развитии на основе предшествующего опыта, возможность познакомиться с новыми способами художественной деятельности.

2. Качество продуктов художественной деятельности не выступает важным критерием оценки (будь то рисунок, чтение стихов, исполнение песен, танцев, ролей). Они обладают собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка, т. к. ребенок демонстрирует только то, что освоено в предыдущем опыте. Тем не менее, на наших занятиях наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивости, подавленности, неуверенности в своих силах, страха

публичных выступлений и т. д.), но и приобретение новых возможностей, обогащение новыми способами художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, радость от общения, удовольствие от активной художественной деятельности).

Следует отметить, что качество детского исполнения определяется не по параметрам сценического или изобразительного совершенства, а по иным критериям: по степени проявления интереса детей, желания и активности в художественной деятельности, по степени удовлетворенности ребенка процессом художественной деятельностью, по степени эмоционального благополучия, развития коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми.

3. Функции взрослого в художественном процессе. На занятиях педагогической арт-терапией эти функции нацелены на передачу ребенку новых способов деятельности, выразительных средств и на организацию процесса их усвоения ребенком. Педагог, как специалист в своей области, является активным участником педагогического процесса и выполняет функции фасилитагора, режиссера, сценариста, партнера, культурного образца, учителя, организатора. Он обязан владеть не только знанием своего предмета, но и техникой межличностного общения, артистичностью, способностью объяснять материал доступным способом, обеспечивающим быстрое его усвоение, должен владеть средствами формирования мотивации к своему предмету, быть примером и образцом для подражания в мыслях, чувствах и поступках, обладать высокой коммуникативной компетентностью, эмоциональной гибкостью и экспрессивностью.

Данный подход соотносится с принципом гуманистической направленности современного воспитания, отражающим ценностное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, предъявление к нему разумных и посильных требований, а также предполагающим опору на положительные качества ребенка, веру в его силы, стремление помочь ему преодолеть трудности.

Определяя подход к рассмотрению обогащения опыта средствами педагогической арт-терапии как социокультурный, в первую очередь мы имеем в виду то, что формирование личности - это фактор общественного развития, а содержание образования детей всегда обусловлено культурой общества.

Весь опыт человеческой деятельности, в том числе и в области искусства, можно разместить в 4 главных структурах:

1. знания, постоянно накапливающиеся и изменяющиеся (когнитивный опьгг);

2. способы деятельности и опыт их осуществления (практический опыт);

3. опыт творческой деятельности;

4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [4, с. 39].

Обогащение когнитивного опыта как компонента содержания педагогической арт-терапии осуществляется за счет усвоения знаний в области искусств как способах художественной деятельности.

Практический опыт включает усвоение на основе знания умений, способов осуществления художественной деятельности.

Опыт творческой арт-деятелъности дает возможность поиска новых форм и способов самовыражения личности.

Опыт эмоцонально-ценностного отношения к миру способствует формированию положительной мотивации к различным видам искусства и их эмоциональной значимости.

Педагогическая арт-терапия имеет ярко выраженную социальную направленность на конкретного ребенка, группу детей. Эта направленность носит непосредственный характер - прямое воздействие на объект (взаимодействие с ним); опосредованный - использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) воможностей среды; целенаправленное создание педагогической ситуации в интересах достижения поставленной цели.

Являясь специфической гуманистической практикой, педагогическая арт-терапия позволяет реализовывать все компоненты коррекционно-развива-ющего процесса в образовании (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства.

Очевидно, что в процессе занятий музыкой, пением у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания. Применение этого метода способствует снятию внутреннего психологического дискомфорта, развитию чувства самоактуализации младших школьников. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию чувства сплоченности, поддержки, эмпатии. Через музыкальное искусство ребенок с особенностями в развитии осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художествен-ных образах. Музыка активизирует чувства, эмоции, переживания ребенка, создает условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогает эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивает ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития, активно воздействуя на сознание, чувства, волю детей, дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольно-

го внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории [1, с. 156].

Театральное искусство как форма конструирования жизни, построения жизнеподобия через игру актера, оформления визуальной и звуковой среды представляет собой богатейший материал для вовлечения детей в процесс познания, духовного и социального развития. Участие в постановках, спектаклях дает детям возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Ребенок в игре передает наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу и т. п. Здесь уже главным становится не воспроизведение определенных действий и взаимодействий, а тех переживаний, которые ребенок связывает с определенными событиями. На этом основаны и возможности использования театральной игры как способа коррекции отклонений в эмоциональной сфере личности [2, с. 58-59].

Танцетерапия, включающая танец, пластику, ритмику - это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Танцетерапия дает возможность ребенку овладевать «языком движений» и в единстве с музыкой формировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру.

Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми с проблемами, тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирование пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Известно, что музыкально-ритмическая активизация способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у детей, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых двигательные упражнения под музыку высвобождают скопившуюся агрессивность и раздражение [2, с. 58].

Занятия изотерапией для детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, аутичных детей способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т. к. функционирование мелкой моторики руки напрямую влияет на работу мозга.

В процессе изучения искусства слова у детей с различными вариантами нарушений развития закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой. Произведения художественной литературы

оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на детей, способствуют формированию мировоззрения, эстетических вкусов.

В младшем школьном возрасте активно развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Коллективный характер арт-деятельности способствует приобретению опыта межличностного общения, взаимопониманию, дисциплинированности, организованности, требовательности к себе и к товарищам, формированию коллективной и личной ответственности, уверенности в себе.

Наша практика убеждает, что арт-терапевтичесие методы позволяют.

• высвобождать потенциальные психические ресурсы;

• изменять психоэмоциональное состояние ребенка;

• формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;

• преодолевать барьеры в общении, пониманию себя и других;

• развивать творческую инициативу;

о расширять кругозор;

• формировать нравственные и эстетические представления;

• создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

• оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к окружающим людям.

Итак, педагогическая арт-терапия не только оказывает исцеляющее воздействие на душу ребенка, но и способствует приобретению новых знаний и практических умений в области искусства, опыта творческой деятельности, развитию социальных качеств личности.

Исходя из вышесказанного, обогащение социокультурного опыта посредством педагогической арт-терапии можно рассматривать как ценностно значимое приращение внутреннего мира человека; повышение адаптационных способностей личности; повышение мотивации к творческим видам деятельности; изменение стереотипов поведения, оптимизацию межличностного общения в процессе активной художественной деятельности, в которой обеспечен опыт выбора, оценивания, принятия решений, упорядочивания собственных переживаний к наличиствующим знаниям и умениям; присвоение новых способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Библиографический список

1. Зауторова, Э. В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков/ Э.В.Зауторова // Вестник психосоциальной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.