Научная статья на тему 'Организация образовательного процесса для детей 5-7 лет в условиях перехода на новые стандарты'

Организация образовательного процесса для детей 5-7 лет в условиях перехода на новые стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / АРТ-РИТМИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИКСИРОВАННАЯ И ФАНТАЗИЙНАЯ УСТАНОВКИ / ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL REQUIREMENTS / INTELLECTUAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / ART-RHYTHMICS / MUSICAL ACTIVITY / FIXED AND FANTASY ORIENTATION / PARTNER ACTIVITY / NEW LEVEL OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицина Ирина Анатольевна

Обосновывается необходимость разработки новых подходов к дошкольному образованию средствами музыкального искусства. Предлагается практический курс «Арт-ритмика»: описана структура, основные принципы организации данной дисциплины и ее преимущества, а также последовательность учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FOR THE CHILDREN OF 5-7 YEARS OLD AT THE CONDITIONS OF TRANSITION TO NEW STANDARDS

The article proves necessity of developing new approaches to pre-school education by means of musical art. It proposes the practical course Art-rhythmics: it has described the structure, the basic principles of organization of the given subject and its advantages, and also the sequence of the material in the study-course.

Текст научной работы на тему «Организация образовательного процесса для детей 5-7 лет в условиях перехода на новые стандарты»

УДК 37.036:781.62

И. А. Синицина

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Обосновывается необходимость разработки новых подходов к дошкольному образованию средствами музыкального искусства. Предлагается практический курс «Арт-ритмика»: описана структура, основные принципы организации данной дисциплины и ее преимущества, а также последовательность учебного процесса.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные требования, интеллектуальное и личностное развитие, арт-ритмика, музыкальная деятельность, фиксированная и фантазийная установки, партнерская деятельность, новый уровень взаимодействия

The article proves necessity of developing new approaches to pre-school education by means of musical art. It proposes the practical course “Art-rhythmics”: it has described the structure, the basic principles of organization of the given subject and its advantages, and also the sequence of the material in the study-course.

Keywords: Federal state educational requirements, intellectual and personal development, art-rhythmics, musical activity, fixed and fantasy orientation, partner activity, new level of interaction

Стратегической целью государственной политики является возрастание роли человеческого капитала, как основного фактора развития России, обеспечивающего сохранение ее целостности и высоких темпов социально-экономического развития, конкурентоспособности. Однако рост негативных тенденций, утрата традиционных представлений о ценностях, появление культурного феномена «индустрия сознания», создающего новые образы человека, навязывающего определенные потребности, представления о мире и о себе, ведет к дегуманизации подрастающего поколения. Поэтому проблема определения содержания и организации образовательного процесса для детей (начиная с дошкольного возраста), развития их интеллектуальных и личностных качеств имеет не только психолого-педагогическую актуальность, но и социально-экономическую значимость.

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [10] появилась необходимость разработки новых подходов к образовательному процессу дошкольника средствами музыкального искусства, где основой личностных преобразований должна стать ориентация на индивидуальность ребенка, его становление, развитие, самоактуализацию и самореализацию. Представляя интеллектуальнотворческое развитие дошкольника как социокультурный деятельностный феномен по своей сущности, приоритетным следует признать системно-деятельностный подход, ориентированный на амплификацию развития, т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для него формами и способами деятельности, помогающими с помощью взрослого приобщиться к многогранной «целокупности культуры»

(С. И. Гессен). Данный подход предполагает направленность образования на раскрытие способностей ребенка, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Осмысление механизма культурного развития личности в дошкольном возрасте предполагает изменение традиционной формы работы с такими детьми, подразумевающее достижение оптимальной эффективности и результативности учебного процесса. Центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, что «вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер», - как справедливо считал В. В. Зеньковский [5, а 264]. Поэтому несомненную важность и ценность имеет эмоциональное становление детей. Отрыв интеллектуальной стороны сознания от его аффективной, волевой стороны Л. С. Выготский рассматривал как один из основных и коренных пороков традиционной психологии. Реальным условием психоэмоционального самосовершенствования личности всегда служило искусство. По мнению Б. Реймера, высшая ценность музыкального образования заключается в том, чтобы «... расширять границы познания природы человеческих чувств, обогащая тем самым жизнь людей, воспитывать их чувства» [Цит по: 1].

Влияние данного вида искусства на растущего человека представляет системный акт, в котором взаимодействуют: музыкальное произведение с его комплексом выразительных средств, сам индивид и эффект воздействия на его личностную организацию. В контексте основополагающих задач педагогики ценность искусства состоит в том, что оно не только передает знания, но и транслирует опыт отношений, показывает внутренний, субъективный мир человека в системе его взаимосвязей с другими людьми.

120

Исходя из того, что потенциальные возможности у ребенка безграничны, а возраст 5-7 лет -это время обретения самостоятельного деятельного существования, мы определили, что на продуктивность и результативность процесса развития дошкольника будет влиять синтез различных видов искусств (музыка, танец, слово), включение детей в активную поисковую деятельность, использование идей артпедагогики.

Обращение к формуле «музыка - движение -развитие» в музыкальной педагогике не ново. Рассматривая роль танца, движения под музыку, отечественные исследователи отмечают, что музыка и танец возникли на низших ступенях общественного развития из «потребности человека выразить свой внутренний эмоциональный строй» [7, с. 118] и выполняли определенную образовательную задачу. Еще Платон рекомендовал для развития ребенка создавать специальные площадки, на которых дети слушали бы мифы, играли в обучающие игры, занимались музыкой, танцами. Ж. Далькроз осуществлял обучение детей музыке на основе музыкального движения - музыкальной ритмики. Он считал, что понять и пережить музыку ребенок может не при помощи слова, а на основе телодвижения. Дети на его занятиях танцевали и пели по нотам. Немецкий педагог и музыкант К. Орф разработал дидактическую концепцию, представленную системой комплексной музыкальной деятельности, выраженной в интеграции движения, пения и игры на специально созданных элементарных музыкальных инструментах. Отечественные исследователи (Н. Г. Александрова, Н. П. Збруева, Е. В. Конорова, Н. А. Мет-лов, И. А. Румер, В. Е. Яновская) заложили основы музыкально-ритмического воспитания, и на этой базе были созданы авторские методики Н. А. Вет-лугиной [3], Т. Э. Тютюнниковой [8; 9], А. И. Бурениной [2]. Анализируя образовательный процесс исторически, можно заметить, что на всех этапах развития сохраняется генетическая связь с изначальной образовательной парадигмой, которая была свойственна еще доисторическим человеческим обществам: приобщение подрастающего поколения к высоким культурным смыслам.

В практическом курсе «Арт-ритмика» (арт -‘искусство’, ритмика, от греч. ЛуШт1кб8 - ‘относящийся к ритму’) целостное развитие ребенка осуществляется через аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия. Движение под музыку становится способом вхождения в смысловые структуры музыки, переходом к глубокому переживанию художественного образа и способствует решению следующих задач:

- снятию психологических «зажимов»,

ощущению своего тела как инструмента для передачи музыкальных образов;

- погружению ребенка в музыкальный образ;

- развитию воображения, фантазии, образного мышления;

- обучению невербальным способам общения;

- ощущению себя и партнера во взаимодействии через музыкально-ритмические движения;

- переходу от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к творческо-поисковой деятельности;

- переживанию детьми различных эмоциональных состояний, связанных с проявлением высших социальных чувств.

Отметим, что в любой системе (ритмика, танцевально-ритмическая гимнастика, игрогимнастика) ребенок действует по «фиксированной установке», что выступает причиной шаблонного опознания музыки: заучивает определенные комплексы движений, соответственно структурным особенностям музыки, ее характеру, метру, ритму, темпу, которые ему в готовом виде показывает педагог.

Эффективность «фантазийной установки» в том, что она ориентирует ребенка на расширение поля восприятия и его динамизм, эстетический образно-чувственный синтез. В этом отношении значимой для нашего понимания состояния проблемы и ее решения стала работа Г. В. Иванченко «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы» [6]. В этой книге отмечается, что важную роль в восприятии ритма играют различные способы построения музыкального произведения и его исполнения: гармонический опорный бас; ясная ритмическая структура мелодии; смена тембров и регистров, подчеркивающих ритмическую и формообразующую организацию музыки; изменение динамики произведения; регулярная или непропорциональная смена гармоний [6, с. 48]. Специфические характеристики музыкальной ткани сравниваются с эмоциональными жестами, выразительной мимикой человека.

Внимание педагога направляется на процесс эмоционально-образного познания учащимся средств выразительности и специфики музыкального языка через воплощение художественного образа в движении и поиска совместных творческих решений в процессе реализации поставленной задачи, что отражено на рисунке. Активность ребенка инициируется ситуа-тивно-организующей установкой (яркий атрибут, загадка, встреча с воображаемым сказочным персонажем), что выступает необходимым условием адекватного восприятия. С каждым последующим заданием мы помогаем ребенку находить новый образ, поскольку «присутствие звука ощущается не как продолжающееся существование статического элемента, а как развивающееся событие» [1, с. 235], и воплощать его в новых движениях, используя при этом иной пластический ряд, тем самым развивая продуктивность и гибкость мышления.

121

Г > Ґ > Ґ Л

АРТ- Осознанное Осмысленная

РИТМИКА формирова- передача образа в

ние образа

V ^

Фантазийная

установка

Поощрение

инициативы

Развитие

музыкальных

способностей

Диалог,

сотворчество

Сотрудни-

чество

Интеллеклуально-творческое развитие

Рис. Отображение последовательных шагов процесса

Рассмотрим структуру арт-ритмики, она включает в себя три этапа.

Первый этап - подготовительный, обеспечивающий выполнение организационной, обучающей, стимулирующей функций, способствующий формированию устойчивой мотивации к музыкально-художественной деятельности.

Второй этап - сотворческая партнерская деятельность, реализующая социально-адаптационную функцию. В процессе совместного общения дети учатся выражать чувства и эмоции под музыку, переводить образный язык музыки на язык движений. Выразительное прочтение учителем стихов перед упражнением насыщает воображение ребенка поэтическими образами, помогает не только осознанию художественного образа, но и способствует зарождению интереса к литературе, чтению, созданию определенного эмоционального настроя.

Третий этап - самостоятельный поиск, реализующий развивающую, эвристическую функции. Содержанием при этом является обретение опыта самостоятельного получения информации и нахождение решения проблемы в продуктивной деятельности, направляемой комплексом мотивов (интерес к новому музыкальному материалу, стремление пережить события, которые вызывали положительные эмоции).

Важная роль при выборе репертуара для проведения занятий отводится компенсаторной функции музыки, дополняющей недостаток удовлетворения базовых потребностей в сфере подсознания дошкольника.

Основные принципы организации арт-ритмики:

- создание эмоциональной атмосферы, в ходе которой формируются потребность, мотив и установка на восприятие музыки;

- предоставление детям возможности активно выражать свое отношение к музыке в танцевально-образных импровизациях;

- координирование нового уровня взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Бесспорным является то, что арт-ритмика, связанная с движением в процессе восприятия произведений музыкального искусства, выступает:

- как способ развития эмоциональной сферы через развитие кинестетического мышления;

- эффективное средство оптимизации мыслительных операций (анализа, синтеза, абстракции и обобщения);

- принцип постижения музыкального искусства;

- система развития способностей - познавательных, творческих, коммуникативных, музыкальных.

Включение арт-ритмики в образовательный процесс способствует формированию потребности в творчестве через познание, становлению диалогических взаимоотношений ребенка с культурой. В процессе такого общения происходит создание ценностных переживаний, отношений, созидание индивидуальной культуры ребенка, интеллектуально-творческое развитие.

1. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства: пер. с англ. / Р. Арнхейм. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.

2. Буренина, А. И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста /

А. И. Буренина. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

3. Ветлугина, Н. А. Методика воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. - М., 1981.

4. Выготский, Л. С. Психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - 3 изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.

5. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.

6. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. - М.:

Смысл, 2001. - 264 с.

7. Морина, Л. Ритуальный танец и миф / Л. Морина // Религия и нравственность в секулярном мире: материалы науч. конф. (28-30 нояб. 2001 г., СПб.). - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. - С. 118-124.

8. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия: моногр. / Т. Э. Тютюнникова. - М., 2003.

9. Тютюнникова, Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение: программа / Т. Э. Тютюнникова. - М., 2005.

10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 нояб. 2009 г.

Сдано 8.12.2011

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.