Научная статья на тему 'Социально-педагогический потенциал программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония»'

Социально-педагогический потенциал программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
457
81
Поделиться
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ / ИЗОТЕРАПИИ / ТАНЦЕТЕРАПИИ / ТЕАТРОТЕРАПИИ / БИБЛИОТЕРАПИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Киселева Татьяна Юрьевна, Беловолов Валерий Александрович

В данной статье раскрывается социально-педагогический потенциал арт-терапии, как одного из направлений инновационной технологии комплексной программы по педагогической арт-терапии, разработанной в ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования».

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Киселева Татьяна Юрьевна, Беловолов Валерий Александрович,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический потенциал программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония»»

которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся сопровождается сохранением их здоровья. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у учащихся.

Библиографический список

1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - С. 95.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

3. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (проект), 2009. - 17 с.

УДК 37.09

Киселева Татьяна Юрьевна

Музыкальный руководитель ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», abakirova@ngs.ru, ocdk54@mail.ru, Новосибирск

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педогогики и психологии ФНКНГПУ, vabelovolov@mail.ru, Новосибирск

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ «АРТ-ГАРМОНИЯ»

Kiselyova Tatyana Yuryevna

Musical supervisor of the Regional centre of diagnostics and consultation, abakirova@ngs.ru, ocdk54@mail.ru, Novosibirsk

Belovolov Valery Aleksandrovich

Doctor of pedagogy, professor, head of the Chair of Pedagogics and Psychology of the Novosibirsk State Pedagogical University, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk

SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PEDAGOGICAL ART THERAPY PROGRAM “ART HARMONY”

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Мир, окружающий ребенка, загадочен, интересен, непредсказуем. Но иногда он бывает к нему несправедлив и даже жесток, особенно к ребенку с ограниченными возможностями здоровья или оказавшемуся в трудной

жизненной ситуации. Что мы - взрослые - можем сделать, чтобы маленький человек жил в радости, учился с удовольствием и смог, в конце концов, вырасти успешным и благополучным членом общества?

Для этого необходимо создание соответствующих условий. Огромным коррекционно-развивающим потенциалом в обучении и воспитании детей обладает искусство.

Искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, не только является источником обогащения художественной культуры ребенка, но и играет существенную роль в социокультурном становлении личности.

По мнению М. С. Кагана, основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются, литература, музыка и живопись. Они, с одной стороны, воздейтвуют на главные сферы психики ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой - ребенок владеет тремя способами освоения мира (познанием, осмыслением, и преобразованием), обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение. Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством. Именно этот треугольник - литература, музыка, живопись - представляет системообразующий характер в общем контексте художественной культуры [1, с. 199].

Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом - очищением. Научные исследования доказывают, что искусство - это не только «украшение жизни», но и важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе.

Все большее распространение в современном художественном воспитании приобретает метод так называемой педагогической арт-терапии. В научно-педагогической интерпретации он понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности, как отдельной личности, так и всего коллектива в целом.

Как самостоятельная область теоретического и практического знания арт-терапия обособилась примерно в 30-е годы ХХ-го столетия (термин введен А. Хиллом). Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Развиваясь как самостоятельное направление психолого-педагогической помощи, она заимствовала прогрессивные фундаментальные теории и практические сведения из психологии, педагогики, искусства.

«Согласно В. Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека. Централь-

ной фигурой в арт-терапевтическом процессе является личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

По словам известного психотерапевта В. В. Макарова, арт-терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации.

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. ... Любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса» [2, с. 6].

«Использование арт-терапии в специальной (коррекционной) педагогике, привело к возникновению направления педагогической арт-терапии. У ее истоков находились Ф. Чизек (Австрия), Г. Рид, В. Ловенфельд, М. Наумбург (США), М. Ричардсон (Великобритания), которые рассматривали занятия детей изобразительным творчеством как инструмент развития их эмоциональной сферы, мышления и естественной креативности» [5, с. 76].

Представители названного направления рассматривают арт-терапию как инструмент прогрессивной педагогики, развития потенциала психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой, творческой личности [3, с. 74].

Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и личность с ограниченными возможностями здоровья. При этом названный термин используется не в буквальном контексте - «лечение», а в смысле «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей средствами художественной деятельности.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Использование искусства в качестве исцеляющего фактора наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем, специальные медицинские знания для этого не требуются.

И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. «Помочь людям стать личностями - это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка» [4, с. 119].

Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» разработана и реализована в рамках Школы-Центра государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной Центр диагностики и консультирования» -структурного подразделения (представляющего собой группы с ограниченным сроком пребывания (45 дней) детей дошкольного и младшего школьного

возраста), основным назначением которого является оказание конкретной диагностической и коррекционно-развивающей помощи ребенку с, выявление перспектив его интеграции в образовательную среду.

Так как программы и методики, используемые в системе начального школьного образования, оказались в наших условиях не эффективными (в силу длительных сроков реализации, постоянного состава детского коллектива, разработок для детей с нормой развития), возникла идея внедрения в образовательную практику Школы-Центра программы, основанной на методе арт-терапии.

Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» является авторской и не имеет аналогов, разработана в январе 2005 г., апробирована на базе Школы-Центра ГБОУ НСО «Областной Центр диагностики и консультирования» в течение 4,5 лет.

Данная программа была удостоена Диплома 2 степени всероссийского конкурса психолого-педагогических программ в номинации «Коррекционно-развивающие программы» в г. Сочи в сентябре 2008 г. Там же прошла презентация программы и «Мастер-класс».

Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» основана на комплексно-тематическом подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Уникальность программы «Арт-гармония» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с ограниченными возможностями здоровья, разница заключается только в качестве достигаемого результата.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации детей в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Она успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Программа «Арт-гармония» разработана с учетом научных исследований в области арт-терапии, концепции развития ГБОУ НСО «Областной Центр диагностики и консультирования», личного опыта специалистов, работающих по программе. Она может быть использована в практике учреждений временного пребывания детей (лагеря отдыха, дома отдыха, диагностичес-

кие, реабилитационные центры, санатории, социальные приюты и др.); в школьной и студийной практике; а также в практике повышения профессионального потенциала педагогов, музыкальных руководителей, социальных педагогов.

Цель программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония» - инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях временного коллектива средствами художественных видов деятельности.

Задачи:

1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей в условиях временного коллектива;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;

3. формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;

4. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей

через активное участие в творческих видах деятельности;

5. способствовать повышению адаптационных способностей личности

в условиях временного коллектива, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.

Комплексный подход заключается в том, что все специалисты, работающие по программе (музыкальный руководитель, преподаватель изодеятельности, библиотекарь), тесно взаимодействуя друг с другом, работая в соответствии с тематическим годовым планом, одновременно осуществляют подготовку к очередному художественному событию: музыкальный руководитель разучивает песенный, танцевальный материал, готовит театрализацию; педагог дополнительного образования по изодеятельности готовит выставку по теме, используя различные виды техник; библиотекарь проводит беседы, викторины, подбирает стихи, читает художественные произведения по теме. Это способствует целостному восприятию детьми окружающего мира. Кроме того, арт-процесс осуществляется под постоянным наблюдением психологов, логопедов, дефектологов, которые при необходимости помогают решить возникающие проблемы. Учитывая, что данная программа рассчитана на использование в специальных условиях, она включена в общую образовательную стратегию Центра. Успешность и результативность программы зависят, прежде всего, от сотрудничества всех специалистов, работающих с детьми.

Программа «Арт-гармония» представляет собой комплекс, включающий следующие блоки:

- музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки, пение, игру на музыкальных инструментах);

- танцетерапию (воздействие через движения под музыку: танец, пластику, ритмику);

- театротерапию (воздействие через образ, театрализацию);

- изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

- библиотерапию (воздействие чтением).

Каждый блок имеет кроме общих, свои специфические цели и задачи, определенное коррекционно-развивающее значение.

В процессе занятий музыкотерапии дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект мы в праве ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Занятия изотерапии для детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, аутичных детей способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Занятия театротерапией детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Танцетерапия, включающая танец, пластику, ритмику - это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Наша практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что применение их в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов) помогает осуществлять общее развитие ребенка, его речевую функцию, произвольность деятельности, моторики, формирование пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкального чувствования.

Воздействие искусством слова (библиотрапия) на детей с различными нарушениями развития, особенно средствами сказки, расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовательном процессе.

Важнейшим событием в жизни Школы-Центра являются детские праздники, проходящие в рамках программы - это обязательно яркое, красочное театрализованное представление при участии и детей, и взрослых.

Художественные события в Школе-Центре решают задачи арт-терапев-тической направленности если репертуар и исполнение номеров соответствуют возможностям детей; если разработан единый сценарий или план праздника и в него включены разные виды художественной деятельности детей; если дети и педагоги в процессе сотворчества готовятся к проведению такого мероприятия; если в процессе подготовки и выступления царит эмоционально-комфортная атмосфера; если зрителями создается ситуация доброжелательности и поддержки по отношению к участникам выступлений.

Основные художественные события:

- традиционное открытие заезда «Центр встречает гостей»;

- музыкально-игровое развлечение, выставка в середине заезда;

- заключительный итоговый праздник, выставка в конце заезда.

Заезд открывает традиционное развлечение «Центр встречает гостей».

Это художественное событие, не требующее подготовки детей. Целью его является знакомство со Школой-Центром. Сказочные персонажи - Кнопочка с Незнайкой встречают детей и приглашают в путешествие по школе: в игровой форме знакомят их со спортивным залом, зимним садом, физиокабинетом, бассейном, библиотекой, изостудией. В конце путешествия дети попадают в музыкальный зал, играют в музыкальные игры, смотрят кукольный театр и получают угощение.

Музыкально-игровое развлечение «Петрушкины затеи» (3-я неделя заезда) и заключительный праздник (день отъезда) - это итог всей работы за заезд, как детей, так и взрослых. Подготовка ведется специалистами (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования по изодеятельности) и воспитателями, при содействии логопедов и психологов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Тематика связана, как правило, с временами года, знаменательными датами (День победы, день рождения А. С. Пушкина, Неделя книги, музыки, театра и т. д.), с календарными праздниками (Новый год, 23 февраля, День защиты детей и т. д.), с русскими традициями (фольклорный праздник, Масленица, история развития образа Бабы Яги, традиции русского воинства).

Процесс подготовки к развлечениям и праздникам более важен, чем само выступление: он способствует не только развитию познавательного интереса, мобилизации всех психических процессов, активизации потенциальных возможностей детей, но и создает условия для развития коммуника-

тивно-рефлексивных основ личности, новых взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.

Сам праздник - это общее приподнятое настроение, волнение, необыкновенная атмосфера, создающая «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Заключительный праздник - это обязательно театрализованное представление, исполнителями в котором выступают и взрослые и дети. К каждому празднику оформляется выставка детских работ, подбирается специальный песенный, танцевальный материал, костюмы и атрибутика, соответствующие тематике заезда и возможностям детей.

Принципиальным условием нашего воспитательного подхода является то, что в творческом процессе участвуют все дети без исключения, независимо от их способностей, уровня развития и подготовки. Каждый ребенок получает возможность творческой самореализации: это могут быть главные роли, небольшие роли, состоящие из нескольких реплик, сольные или хоровые вокальные номера, танцевальные композиции, ансамбль русских народных инструментов, инсценировки, цирковое антре, фокусы и др. Главное - только желание ребенка.

Нельзя ни сказать о проблеме, с которой постоянно приходится сталкиваться специалистам Школы-Центра в своей работе - это нежелание детей заниматься художественной деятельностью.

Как часто мы слышим от вновь приехавших детей: «Терпеть не могу музыку (или рисование)», «Что там делать», «Я петь (или рисовать) все равно не буду». Приходя на первое занятие, многие отказываются от художественной деятельности. У большинства детей наблюдаются скованность, напряженность, тревожный взгляд. Для детей 3-4 класса характерны были отрицательные высказывания, демонстративное поведение, формальное выполнение предлагаемых заданий.

И самое сложное для специалистов - это удивить, «влюбить» и сделать так, чтобы ребенок поверил в себя и сам захотел действовать. И здесь главное - это установка специалиста на успех каждого ребенка, независимо от его проблем: «Ты можешь все, просто ты об этом еще не знаешь».

В первую очередь нужно обозначить для ребенка интересную и эмоционально значимую цель, личную перспективу. Детям нужно четко объяснить, что в их творчестве нет «правильного» и «неправильного», что создание образов - это лишь способ передачи своих мыслей и чувств другим людям. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что их не будут ругать, оценивать отрицательно.

Для ребенка важна каждая мелочь: подкрепление взглядом, жестом, кивком головы. Похвала педагога даже за незначительный успех окрыляет -появляется желание «свернуть горы», готовность совершенствовать качество своего исполнения. А замечания педагога перестают восприниматься как личная обида, а лишь как подсказка - как сделать лучше. Через некоторое время дети забывают о своих прежних неудачах, неуверенности, с жадностью впитывают новые знания, впечатления. И поверьте на слово, к

концу заезда все дети (естественно, в силу своих возможностей) становятся и певцами, и художниками, и танцорами, и артистами. Главное, что большая часть детей с удовольствием участвует в выставках, выходит на сцену, перестает бояться публичных выступлений. На заключительном театрализованном представлении, на котором собираются родители и все педагоги Школы-Центра, дети демонстрируют все, чему научились за заезд.

Для того, чтобы выявить эффективность реализации программы Школы-Центра, мы регулярно проводим диагностические исследования, которые подтверждают, что организация художественной деятельности методами педагогической арт-терапии вызывает у детей особый интерес, позволяющий преодолеть сложности самого изучаемого явления, а также специфические проблемы детей, такие как тревожность, неуверенность, нарушение поведения и коммуникации, стеснительность.

Итак, организация художественного воспитательного пространства методом арт-терапии неизменно приносит положительный результат. Радостно наблюдать, как у детей (тех самых, которые сидят в школе на празднике в зрителях: тех, кто не поет - потому что не умеет, не танцует потому, что никогда не танцевал, не рисует потому, что не получается) загораются глаза, как они просят еще и еще раз повторить песенку или танец, не дают возможности что-то пропустить на занятии, ловят за руку в коридоре с вопросами: «Когда вы нас возьмете на репетицию?», «А у нас сегодня будет музыка?».

Ощущая постоянную поддержку педагогов, дети становятся уверенными, свободными, начинают проявлять самостоятельность и инициативу, творчество, в ситуации выбора учатся принимать ответственные решения, начинают видеть и адекватно оценивать не только чужие, но и свои достоинства и недостатки, получают удовольствие от общения и взаимодействия в совместной художественной деятельности. Одним словом, выражаясь «арт-те-рапевтическим языком», встают на путь любви к себе.

Библиографический список

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Каган, М. С. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие / Каган М. С., Сергеев К. А., Светлов Р. В. и др.; Под ред. Кагана М. С. и др.; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Изд-во Санкт-Петербург. Петербург. Ун-та, 1995. - 309 с.

2. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева. - Спб.: ЛОИРО, 2000. - 200 с.

3. Макарова, Е. Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия [Текст] / Е. Г. Макарова. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 303 с.

4. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс; Пер. с англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001. - 416 с.

5. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А. В. Сизова// Коррекционная педагогика. - 2005 г. - № 3 (9). - С. 76-80.