Научная статья на тему 'Социально-педагогический потенциал программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония»'

Социально-педагогический потенциал программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ / ИЗОТЕРАПИИ / ТАНЦЕТЕРАПИИ / ТЕАТРОТЕРАПИИ / БИБЛИОТЕРАПИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Татьяна Юрьевна, Беловолов Валерий Александрович

В данной статье раскрывается социально-педагогический потенциал арт-терапии, как одного из направлений инновационной технологии комплексной программы по педагогической арт-терапии, разработанной в ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический потенциал программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония»»

которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся сопровождается сохранением их здоровья. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у учащихся.

Библиографический список

1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - С. 95.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009. - 39 с.

3. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (проект), 2009. - 17 с.

УДК 37.09

Киселева Татьяна Юрьевна

Музыкальный руководитель ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», [email protected], [email protected], Новосибирск

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педогогики и психологии ФНКНГПУ, [email protected], Новосибирск

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ «АРТ-ГАРМОНИЯ»

Kiselyova Tatyana Yuryevna

Musical supervisor of the Regional centre of diagnostics and consultation, [email protected], [email protected], Novosibirsk

Belovolov Valery Aleksandrovich

Doctor of pedagogy, professor, head of the Chair of Pedagogics and Psychology of the Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PEDAGOGICAL ART THERAPY PROGRAM “ART HARMONY”

Мир, окружающий ребенка, загадочен, интересен, непредсказуем. Но иногда он бывает к нему несправедлив и даже жесток, особенно к ребенку с ограниченными возможностями здоровья или оказавшемуся в трудной

жизненной ситуации. Что мы - взрослые - можем сделать, чтобы маленький человек жил в радости, учился с удовольствием и смог, в конце концов, вырасти успешным и благополучным членом общества?

Для этого необходимо создание соответствующих условий. Огромным коррекционно-развивающим потенциалом в обучении и воспитании детей обладает искусство.

Искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, не только является источником обогащения художественной культуры ребенка, но и играет существенную роль в социокультурном становлении личности.

По мнению М. С. Кагана, основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются, литература, музыка и живопись. Они, с одной стороны, воздейтвуют на главные сферы психики ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой - ребенок владеет тремя способами освоения мира (познанием, осмыслением, и преобразованием), обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение. Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством. Именно этот треугольник - литература, музыка, живопись - представляет системообразующий характер в общем контексте художественной культуры [1, с. 199].

Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом - очищением. Научные исследования доказывают, что искусство - это не только «украшение жизни», но и важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе.

Все большее распространение в современном художественном воспитании приобретает метод так называемой педагогической арт-терапии. В научно-педагогической интерпретации он понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности, как отдельной личности, так и всего коллектива в целом.

Как самостоятельная область теоретического и практического знания арт-терапия обособилась примерно в 30-е годы ХХ-го столетия (термин введен А. Хиллом). Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Развиваясь как самостоятельное направление психолого-педагогической помощи, она заимствовала прогрессивные фундаментальные теории и практические сведения из психологии, педагогики, искусства.

«Согласно В. Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека. Централь-

ной фигурой в арт-терапевтическом процессе является личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

По словам известного психотерапевта В. В. Макарова, арт-терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации.

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. ... Любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса» [2, с. 6].

«Использование арт-терапии в специальной (коррекционной) педагогике, привело к возникновению направления педагогической арт-терапии. У ее истоков находились Ф. Чизек (Австрия), Г. Рид, В. Ловенфельд, М. Наумбург (США), М. Ричардсон (Великобритания), которые рассматривали занятия детей изобразительным творчеством как инструмент развития их эмоциональной сферы, мышления и естественной креативности» [5, с. 76].

Представители названного направления рассматривают арт-терапию как инструмент прогрессивной педагогики, развития потенциала психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой, творческой личности [3, с. 74].

Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность и рассчитано как на потенциально здоровую личность, так и личность с ограниченными возможностями здоровья. При этом названный термин используется не в буквальном контексте - «лечение», а в смысле «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей средствами художественной деятельности.

Использование искусства в качестве исцеляющего фактора наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем, специальные медицинские знания для этого не требуются.

И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. «Помочь людям стать личностями - это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка» [4, с. 119].

Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» разработана и реализована в рамках Школы-Центра государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - «Областной Центр диагностики и консультирования» -структурного подразделения (представляющего собой группы с ограниченным сроком пребывания (45 дней) детей дошкольного и младшего школьного

возраста), основным назначением которого является оказание конкретной диагностической и коррекционно-развивающей помощи ребенку с, выявление перспектив его интеграции в образовательную среду.

Так как программы и методики, используемые в системе начального школьного образования, оказались в наших условиях не эффективными (в силу длительных сроков реализации, постоянного состава детского коллектива, разработок для детей с нормой развития), возникла идея внедрения в образовательную практику Школы-Центра программы, основанной на методе арт-терапии.

Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» является авторской и не имеет аналогов, разработана в январе 2005 г., апробирована на базе Школы-Центра ГБОУ НСО «Областной Центр диагностики и консультирования» в течение 4,5 лет.

Данная программа была удостоена Диплома 2 степени всероссийского конкурса психолого-педагогических программ в номинации «Коррекционно-развивающие программы» в г. Сочи в сентябре 2008 г. Там же прошла презентация программы и «Мастер-класс».

Программа педагогической арт-терапии «Арт-гармония» основана на комплексно-тематическом подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

Уникальность программы «Арт-гармония» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с ограниченными возможностями здоровья, разница заключается только в качестве достигаемого результата.

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации детей в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Она успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Программа «Арт-гармония» разработана с учетом научных исследований в области арт-терапии, концепции развития ГБОУ НСО «Областной Центр диагностики и консультирования», личного опыта специалистов, работающих по программе. Она может быть использована в практике учреждений временного пребывания детей (лагеря отдыха, дома отдыха, диагностичес-

кие, реабилитационные центры, санатории, социальные приюты и др.); в школьной и студийной практике; а также в практике повышения профессионального потенциала педагогов, музыкальных руководителей, социальных педагогов.

Цель программы педагогической арт-терапии «Арт-гармония» - инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях временного коллектива средствами художественных видов деятельности.

Задачи:

1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей в условиях временного коллектива;

2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;

3. формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;

4. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей

через активное участие в творческих видах деятельности;

5. способствовать повышению адаптационных способностей личности

в условиях временного коллектива, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.

Комплексный подход заключается в том, что все специалисты, работающие по программе (музыкальный руководитель, преподаватель изодеятельности, библиотекарь), тесно взаимодействуя друг с другом, работая в соответствии с тематическим годовым планом, одновременно осуществляют подготовку к очередному художественному событию: музыкальный руководитель разучивает песенный, танцевальный материал, готовит театрализацию; педагог дополнительного образования по изодеятельности готовит выставку по теме, используя различные виды техник; библиотекарь проводит беседы, викторины, подбирает стихи, читает художественные произведения по теме. Это способствует целостному восприятию детьми окружающего мира. Кроме того, арт-процесс осуществляется под постоянным наблюдением психологов, логопедов, дефектологов, которые при необходимости помогают решить возникающие проблемы. Учитывая, что данная программа рассчитана на использование в специальных условиях, она включена в общую образовательную стратегию Центра. Успешность и результативность программы зависят, прежде всего, от сотрудничества всех специалистов, работающих с детьми.

Программа «Арт-гармония» представляет собой комплекс, включающий следующие блоки:

- музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки, пение, игру на музыкальных инструментах);

- танцетерапию (воздействие через движения под музыку: танец, пластику, ритмику);

- театротерапию (воздействие через образ, театрализацию);

- изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

- библиотерапию (воздействие чтением).

Каждый блок имеет кроме общих, свои специфические цели и задачи, определенное коррекционно-развивающее значение.

В процессе занятий музыкотерапии дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект мы в праве ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Занятия изотерапии для детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, аутичных детей способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Занятия театротерапией детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Танцетерапия, включающая танец, пластику, ритмику - это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Наша практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что применение их в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов) помогает осуществлять общее развитие ребенка, его речевую функцию, произвольность деятельности, моторики, формирование пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкального чувствования.

Воздействие искусством слова (библиотрапия) на детей с различными нарушениями развития, особенно средствами сказки, расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовательном процессе.

Важнейшим событием в жизни Школы-Центра являются детские праздники, проходящие в рамках программы - это обязательно яркое, красочное театрализованное представление при участии и детей, и взрослых.

Художественные события в Школе-Центре решают задачи арт-терапев-тической направленности если репертуар и исполнение номеров соответствуют возможностям детей; если разработан единый сценарий или план праздника и в него включены разные виды художественной деятельности детей; если дети и педагоги в процессе сотворчества готовятся к проведению такого мероприятия; если в процессе подготовки и выступления царит эмоционально-комфортная атмосфера; если зрителями создается ситуация доброжелательности и поддержки по отношению к участникам выступлений.

Основные художественные события:

- традиционное открытие заезда «Центр встречает гостей»;

- музыкально-игровое развлечение, выставка в середине заезда;

- заключительный итоговый праздник, выставка в конце заезда.

Заезд открывает традиционное развлечение «Центр встречает гостей».

Это художественное событие, не требующее подготовки детей. Целью его является знакомство со Школой-Центром. Сказочные персонажи - Кнопочка с Незнайкой встречают детей и приглашают в путешествие по школе: в игровой форме знакомят их со спортивным залом, зимним садом, физиокабинетом, бассейном, библиотекой, изостудией. В конце путешествия дети попадают в музыкальный зал, играют в музыкальные игры, смотрят кукольный театр и получают угощение.

Музыкально-игровое развлечение «Петрушкины затеи» (3-я неделя заезда) и заключительный праздник (день отъезда) - это итог всей работы за заезд, как детей, так и взрослых. Подготовка ведется специалистами (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования по изодеятельности) и воспитателями, при содействии логопедов и психологов.

Тематика связана, как правило, с временами года, знаменательными датами (День победы, день рождения А. С. Пушкина, Неделя книги, музыки, театра и т. д.), с календарными праздниками (Новый год, 23 февраля, День защиты детей и т. д.), с русскими традициями (фольклорный праздник, Масленица, история развития образа Бабы Яги, традиции русского воинства).

Процесс подготовки к развлечениям и праздникам более важен, чем само выступление: он способствует не только развитию познавательного интереса, мобилизации всех психических процессов, активизации потенциальных возможностей детей, но и создает условия для развития коммуника-

тивно-рефлексивных основ личности, новых взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.

Сам праздник - это общее приподнятое настроение, волнение, необыкновенная атмосфера, создающая «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Заключительный праздник - это обязательно театрализованное представление, исполнителями в котором выступают и взрослые и дети. К каждому празднику оформляется выставка детских работ, подбирается специальный песенный, танцевальный материал, костюмы и атрибутика, соответствующие тематике заезда и возможностям детей.

Принципиальным условием нашего воспитательного подхода является то, что в творческом процессе участвуют все дети без исключения, независимо от их способностей, уровня развития и подготовки. Каждый ребенок получает возможность творческой самореализации: это могут быть главные роли, небольшие роли, состоящие из нескольких реплик, сольные или хоровые вокальные номера, танцевальные композиции, ансамбль русских народных инструментов, инсценировки, цирковое антре, фокусы и др. Главное - только желание ребенка.

Нельзя ни сказать о проблеме, с которой постоянно приходится сталкиваться специалистам Школы-Центра в своей работе - это нежелание детей заниматься художественной деятельностью.

Как часто мы слышим от вновь приехавших детей: «Терпеть не могу музыку (или рисование)», «Что там делать», «Я петь (или рисовать) все равно не буду». Приходя на первое занятие, многие отказываются от художественной деятельности. У большинства детей наблюдаются скованность, напряженность, тревожный взгляд. Для детей 3-4 класса характерны были отрицательные высказывания, демонстративное поведение, формальное выполнение предлагаемых заданий.

И самое сложное для специалистов - это удивить, «влюбить» и сделать так, чтобы ребенок поверил в себя и сам захотел действовать. И здесь главное - это установка специалиста на успех каждого ребенка, независимо от его проблем: «Ты можешь все, просто ты об этом еще не знаешь».

В первую очередь нужно обозначить для ребенка интересную и эмоционально значимую цель, личную перспективу. Детям нужно четко объяснить, что в их творчестве нет «правильного» и «неправильного», что создание образов - это лишь способ передачи своих мыслей и чувств другим людям. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что их не будут ругать, оценивать отрицательно.

Для ребенка важна каждая мелочь: подкрепление взглядом, жестом, кивком головы. Похвала педагога даже за незначительный успех окрыляет -появляется желание «свернуть горы», готовность совершенствовать качество своего исполнения. А замечания педагога перестают восприниматься как личная обида, а лишь как подсказка - как сделать лучше. Через некоторое время дети забывают о своих прежних неудачах, неуверенности, с жадностью впитывают новые знания, впечатления. И поверьте на слово, к

концу заезда все дети (естественно, в силу своих возможностей) становятся и певцами, и художниками, и танцорами, и артистами. Главное, что большая часть детей с удовольствием участвует в выставках, выходит на сцену, перестает бояться публичных выступлений. На заключительном театрализованном представлении, на котором собираются родители и все педагоги Школы-Центра, дети демонстрируют все, чему научились за заезд.

Для того, чтобы выявить эффективность реализации программы Школы-Центра, мы регулярно проводим диагностические исследования, которые подтверждают, что организация художественной деятельности методами педагогической арт-терапии вызывает у детей особый интерес, позволяющий преодолеть сложности самого изучаемого явления, а также специфические проблемы детей, такие как тревожность, неуверенность, нарушение поведения и коммуникации, стеснительность.

Итак, организация художественного воспитательного пространства методом арт-терапии неизменно приносит положительный результат. Радостно наблюдать, как у детей (тех самых, которые сидят в школе на празднике в зрителях: тех, кто не поет - потому что не умеет, не танцует потому, что никогда не танцевал, не рисует потому, что не получается) загораются глаза, как они просят еще и еще раз повторить песенку или танец, не дают возможности что-то пропустить на занятии, ловят за руку в коридоре с вопросами: «Когда вы нас возьмете на репетицию?», «А у нас сегодня будет музыка?».

Ощущая постоянную поддержку педагогов, дети становятся уверенными, свободными, начинают проявлять самостоятельность и инициативу, творчество, в ситуации выбора учатся принимать ответственные решения, начинают видеть и адекватно оценивать не только чужие, но и свои достоинства и недостатки, получают удовольствие от общения и взаимодействия в совместной художественной деятельности. Одним словом, выражаясь «арт-те-рапевтическим языком», встают на путь любви к себе.

Библиографический список

1. Каган, М. С. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие / Каган М. С., Сергеев К. А., Светлов Р. В. и др.; Под ред. Кагана М. С. и др.; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Изд-во Санкт-Петербург. Петербург. Ун-та, 1995. - 309 с.

2. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева. - Спб.: ЛОИРО, 2000. - 200 с.

3. Макарова, Е. Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия [Текст] / Е. Г. Макарова. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 303 с.

4. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс; Пер. с англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001. - 416 с.

5. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А. В. Сизова// Коррекционная педагогика. - 2005 г. - № 3 (9). - С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.