Научная статья на тему 'Обогащение социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия'

Обогащение социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СЕТЕВОЕ (ИНТЕРНЕТ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВЕБИНАР / «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЪЮТОРИАЛ» / NETWORK (INTERNET) INTERACTION / «UNIVERSITY TUTORIAL» / SOCIAL EXPERIENCE OF A TEENAGER / INTERACTIVE EDUCATIONAL COOPERATION / SUBJECT-POSITION / COGNITIVE ACTIVITY / WEBINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Владимировна

Обогащение социального опыта подростка, по мнению автора, осуществляется в трех направлениях: посредством сетевого (Интернет) взаимодействия, деятельности на занятиях в форме интерактивного обучения, тьюторского сопровождения познавательной (исследовательской) деятельности подростка. Одной из важнейших характеристик личности подростка в процессе его социализации автор определяет познавательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enrichment of social experience of a teenager as subject of interactive educational cooperation

According to the author the social experience of a teenager is enriched in three directions: by the network (Internet) interaction, the activity during lessons in the form of interactive training, a tutor's support for a teenager's cognitive (research) activity. The author defines cognitive activity as one of the most important personal features of a teenager in the process of socialization.

Текст научной работы на тему «Обогащение социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия»

ОБОГАШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1

Социальный опыт подростка, интерактивное образовательное взаимодействие, субъектная позиция, сетевое (Интернет) взаимодействие, познавательная активность, вебинар, «Университетский тьюториал».

Как отмечает Джон Дьюи, «образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика, и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека» [Дьюи, 2000, с. 371]. Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой, т. е. воспитания [Мудрик, 2000, с. 69].

В подростковый период, когда потребность в общении выступает личностно значимой ценностью, формирование способности легко адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего социума и эффективно взаимодействовать с людьми разной возрастной категории становится особенно актуальным. В этой связи необходимость решения проблемы социализации личности подростка в образовательном пространстве современного социума вполне очевидна и педагогически значима.

Целью нашего исследования стало определение необходимых и достаточных педагогических условий социализации личности подростка, где, наряду с обогащением социального опыта подростка как субъекта познавательной деятельности, интерактивное образовательное взаимодействие выступает ведущим условием (фактором) реализации данного процесса.

В целом, научная новизна нашего исследования заключается в уточнении содержания базового понятия «социализация личности подростка в интерактивном образовательном взаимодействии», выявлении компонентов структуры личности подростка, критериев, показателей и уровней личностного развития подростка, определении социализирующих возможностей интерактивного образовательного взаимодействия, реализации модели данного процесса. В исследовании мы рассматриваем процесс обогащения социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия в плоскости деятельностного компонента структуры личности и выделяем направления реализации данного педагогического условия в совокупности использования инновационных форм, методов и средств обучения.

Опираясь на исследования А.В. Мудрика, Т.С. Паниной [Мудрик, 2000; Панина, 2008], мы сделали вывод о том, что содержание понятия «социальный опыт подростка» включает самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок.

Интерактивное, или диалоговое, образовательное взаимодействие способствует активизации субъектной позиции подростка в обучении и обогащению его социального опыта, включающего опыт установления контакта и опыт переживания единения; обмен знаниями, пробуждение чувства нового, творческий подход к использованию приобретенного опыта. Как известно, опыт не передается, но интерактивное взаимо-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Оренбургской области (проект № 11-16-56003а/У).

действие позволяет осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний [Панина, 2008, с. 12-15].

На наш взгляд, эффективнее всего обогащение социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия может осуществляться в следующих направлениях:

— сетевое (Интернет) взаимодействие, когда в процессе образовательной деятельности (организации, проведения и участия в онлайн-уроках, конференциях, ве-бинарах) используются ресурсы сети Интернет: электронная почта, электронные библиотеки, образовательные сайты (сайт школы, сайт класса, сайт школьного учи-теля-предметника или классного руководителя), порталы, блоги, социальные сети и др.;

— деятельность подростка на занятиях в форме тренингов, дидактических и ролевых игр, инсценировании, проектной деятельности, решении проблемных ситуаций («кейс-стади»);

— тъюторское сопровождение познавательной (исследовательской) деятельности подростка в рамках совместного проекта Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» и Оренбургского государственного университета — Университетский тьюториал (участие подростка в конкурсе исследовательских работ с последующим публичным выступлением и презентацией своей работы на конференции). Сетевое (Интернет) взаимодействие сегодня одно из самых распространенных и

массовых форм общения субъектов интерактивного взаимодействия. «С каждым годом Всемирная паутина становится все более доступной и объединяет все большее количество пользователей. Интернет отличают интерактивность, персональный подход, мгновенность (скорость передачи информации постоянно растет), доступность, измеримость (можно быстро оценить популярность той или иной публикации), гибкость, взаимосвязанность (наличие гиперссылок)» [Ивлев, 2011, с. 98].

В процессе образовательной деятельности субъекты интерактивного взаимодействия все чаще используют для общения электронную почту, социальные сети, программное обеспечение «Скайп», обеспечивающее голосовую и видеосвязь между компьютерами пользователей. Данная программа позволяет совершать конференц- и видеозвонки, обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат), файлов, предоставляя возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора.

Наряду с общением в образовательных целях по электронной почте, посредством программного обеспечения, «Айсикью», «Скайп», сегодня все большую популярность приобретает такая форма сетевого взаимодействия, как вебинары. Обучение в формате вебинаров (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar»), или так называемых виртуальных семинаров, ведется при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Вебинары похожи на привычные семинары, где есть последовательные доклады, показ и демонстрация слайд-шоу, вопросы и ответы, однако все это происходит в режиме реального времени через Интернет. Отличие вебинара от видеоконференции заключается в возможности участия большого количества зрителей в проходящей дискуссии при наличии установленного микрофона или веб-камеры.

Вебинары проводятся с практической направленностью для участников разного уровня и не связаны в определенную программу. Их можно посещать выборочно на понравившиеся и заинтересовавшие темы. Среди основных возможностей вебинара выделяют: многостороннюю видео- и аудиоконференцию; загрузку и просмотр презентаций и видео; текстовый чат; демонстрацию экрана компьютера ведущего участникам; передачу прав управления уроком участникам.

Мы выделяем следующие преимущества использования вебинаров:

— открытость и доступность (локальная, временная, материальная): не нужно тратить время и средства на преодоление больших расстояний для участия в семинаре; урок проводится в комфортной для всех участников обстановке;

— простота участия: не требуется установка особого оборудования, используются браузеры Internet Explorer, Firefox, Opera; в случае опоздания к началу урока есть возможность «подключиться» в любой момент, пока идет вебинар; при невозможности подключиться к вебинару по каким-либо причинам, можно всегда скачать его запись.

В апреле 2012 г. вышел первый номер электронного аналитического журнала о ве-бинарах «ВебинарингРЕО» (www.webinarmarket.ru), в котором обосновываются необходимость и преимущества использования такой формы интерактивного взаимодействия субъектов образовательного пространства.

В ходе нашего исследования мы пришли к пониманию того, что одной из важнейших характеристик субъектной позиции личности подростка в процессе его образовательного взаимодействия является познавательная активность. Как отмечает И.З. Шагивалеева, познавательная активность личности развивается в процессе деятельности, направленность которой приобретает конкретную специфику в зависимости от условий ее реализации [Шагивалеева, 2009, с. 14].

Будучи тесно взаимосвязанной с познавательной деятельностью, познавательная активность рассматривается многопланово, одновременно являясь и деятельностью в ее результативно-целевом аспекте, и сущностной личностной чертой подростка. Умение ставить цели, организовывать и грамотно управлять процессом решения необходимых и возникающих задач, связанное с чувством удовлетворения от достижения намеченных целей и утверждения себя в осуществляемой деятельности, составляет содержание субъектной активности подростка, выступающей значимой составляющей продуктивного познавательного поиска.

Познавательная активность подростка проявляется «в желании приобретать необходимые знания в информационно-знаковой и информационно-субъектной сферах социального бытия в контексте достижения личностно-принимаемых образовательных целей», ведь быть активным — значит находиться на высшем уровне напряжения мыслительной деятельности человека [Там же, с. 7].

На основании вышеизложенного мы выделяем следующие показатели познавательной активности личности подростка в интерактивном образовательном взаимодействии: познавательный интерес к учебной деятельности, приобретению знаний, к науке; инициативность в постановке познавательных целей; пытливость, любознательность; коммуникабельность; выражение личностного смысла и осознанность выполняемой деятельности; стремление к самопознанию, самоопределению; готовность к познавательной деятельности; способность к преодолению познавательных трудностей; удовлетворенность выполняемой деятельностью; содержание самооценки; самостоятельность реализации собственных возможностей; творчество, поиск нестандартных целей и эффективных путей и способов их достижения.

При этом коммуникативная область проявления познавательной активности подростка в учебном процессе включает систему тренинговых занятий, дидактических и ролевых игр, инсценирования, проектной деятельности, решения проблемных ситуаций («кейс-стади») на уроках.

Вслед за И.З. Шагивалеевой, в статусе важнейшего метода и результата развития познавательной активности личности подростка мы рассматривали приобретение им навыков исследовательской познавательной деятельности [Там же, с. 19] при условии осуществления учебного процесса в логике деятельности, имеющей личностный смысл для подростка.

В ходе опытно-педагогической работы мы провели контент-анализ 132 работ участников конкурса исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья в 2011—2012 гг. Средний возраст авторов работ составил 12—15 лет. Нам важно было выявить личностный смысл авторов в исследовании данных проблем и написании исследовательских работ. Приводим некоторые выдержки.

Дарья, 6 кл.: «Моя родословная»

«Однажды, в гостях у моего дедушки Павла Никитовича Ц. мне на глаза попались старые семейные фотографии... Дома мы с мамой разговорились о бабушках и дедушках, родных дядях и тетях, двоюродных и троюродных братьях и сестрах... Говорили о внимании и уважении к ним. Кто я в жизни? Звено в цепочке поколений. Каких? Может, среди них есть известные люди, а я об этом ничего не знаю? И я решила составить свою родословную, познать себя, узнать побольше о своих родственниках. Об этом я потом расскажу своим детям, а те — своим и так далее».

Максим, 7 кл.: «Техногенные землетрясения в Оренбургской области»

«12 октября 2010 года около часа дня оренбуржцы ощутили на себе сейсмическую активность. Весь день в редакции местных газет звонили обеспокоенные горожане. Жители центральной части Оренбурга ощутили сильный хлопок, вибрацию стекол на верхних этажах в высотках. ... 25 октября 2010 года жители Оренбурга стали замечать колебания земной поверхности, причиной которых, по результатам проверки, являются работы по утилизации боеприпасов на военном полигоне в области... Что же на самом деле послужило причиной сейсмической активности на территории Оренбурга и его окрестностей?»

Галина, 8 кл.: «Содержание брюхоногого моллюска в домашних условиях:

“Мой питомец - ахатина”»

«Во время летней отработки (13. 07. 2010) одна девочка предложила завести улитку. Я подумала и согласилась. Почему? Потому что у меня аллергия на шерсть. Родители и врач не разрешают заводить ни кошек, ни собак, ни рыбок, ни попугаев».

Таким образом, можно заключить, что познавательная активность подростка как субъекта познавательной (исследовательской) деятельности возникает из личностной потребности решения возникнувшей проблемы, где стимулом выступает личный познавательный интерес.

Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» с 2003 г. является организация исследовательской деятельности подростков по направлениям индивидуального консультирования и групповых занятий в «Университетском тьюториале» (от англ. tutor — преподаватель, наставник в школе, руководитель группы в университете, репетитор) на базе Оренбургского государственного университета [Каргапольцева, 2012, с. 30-34].

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что тьюторское сопровождение познавательной (исследовательской) деятельности подростка обладает социализирующим потенциалом как для развития его познавательной активности, так и для развития и воспитания его личности в целом, поскольку:

1) предполагает активное групповое взаимодействие, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей подростка;

2) проводится открыто с применением методов и средств интерактивного и интенсивного обучения и направлено на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальной образовательной программы;

3) осуществляется с целью подготовки в написании исследовательской работы для участия в научно-практических конференциях и публичного выступления;

4) активизирует познавательную деятельность подростка, оживляя и разнообразя процесс обучения, вызывает проявление творческих способностей, побуждает к применению теоретических знаний на практике;

5) способствует овладению подростком технологией индивидуальной и групповой рефлексии, выработке критериев оценки результатов эффективности групповой работы в целом;

6) тьюторами являются школьные учителя и преподаватели вуза, которые помогают активизировать процесс обучения, создают и поддерживают в группе атмосферу доверия, поддержки, заинтересованности, используют в работе личный опыт.

Непривычная форма взаимодействия с тьютором в «Скайпе» при индивидуальных онлайн-консультациях, использование современных методов и средств интенсификации обучения на групповых занятиях (деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, саэе^исЛу, тренинги, метод проектов, «мозгового штурма» и др.) способствуют формированию познавательного интереса подростка и, как следствие, познавательной активности в деятельности, обогащению его социального опыта.

Исследовательская деятельность подростков в «Университетском тьюториале» организована на базе учебных подразделений ОГУ совместно с Дворцом творчества детей и молодежи г. Оренбурга. Группы для консультирования формировались в начале учебного года на основании заявок от школ и сертификатов, которые получили победители конкурса исследовательских работ, традиционно проводимого Ассоциацией в марте — апреле каждого года. Всего консультированием охвачено 132 подростка из 3 гимназий, 8 лицеев и 9 школ г. Оренбурга.

Консультирование осуществляется по 11 школьным предметам. На занятия в «Университетский тьюториал» приглашают школьных учителей подростков, которые совместно с преподавателем вуза помогают им определить проблемное поле исследования, сформулировать тему, задачи, выбрать методы исследования и т. д. Таким образом, тьюторское сопровождение подростков происходит по схеме: преподаватель — учитель — подросток.

Ежегодно подростки, занимающиеся в «Университетском тьюториале» под руководством профессорско-преподавательского состава ОГУ, представляют свои работы на конференциях по итогам конкурса исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья в рамках проектов Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» и ежегодной конференции «Интеллектуалы XXI века», проводимой при поддержке Управления образования администрации г. Оренбурга и МОБУДОД «Дворец творчества детей и молодежи».

Таким образом, одним из необходимых условий обогащения социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия является развитие его познавательной активности, т. е. развитие умений и навыков активного познавательного и научного поиска, в том числе в сфере межличностного общения. Реализация выделенного педагогического условия и дифференциация деятельностного компонента структуры личности подростка, связанного с познавательной активностью личности в деятельности, способствуют повышению уровня социализации личности подростка в целом.

Библиографический список

1. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с. (Педагогика: Классические труды).

2. Ивлев А.А. Актуализация субъектной позиции студентов в масс-медийном пространстве образовательного социума как фактор повышения уровня экранной культуры // Электронное научное издание Аксиология и инноватика образования. 2011. № 2 С. 95—105.

3. Каргапольцева Н.А. Личностное развитие одаренных учащихся в образовательном пространстве университетского округа // Университетский округ. 2012. № 15.

4. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: На примере обучения технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 22 с.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.

6. Панина Т.С., Вавилова А.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 176 с.

7. Шагивалеева И.З. Развитие научно-познавательной активности студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург: ОГУ, 2009. 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.