Научная статья на тему 'Innovation approaches in the solution of the problems of corruption in RF'

Innovation approaches in the solution of the problems of corruption in RF Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / THE ANTI6CORRUPTION STANDARDS / CORRUPTION / CRIME AGAINST THE INTERESTS OF SERVICE / CRIME IN THE SPHERE OF CONTROL / THE OFFICIAL PERSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагивалеева Индира Закировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия субъектов образовательного процесса, в результате которого происходит профессиональное становление будущих специалистов.The author gave the brief analysis of the state of struggle against corruption in RF from the moment of adopting the legislative complex of the anti6corruption measures. He also examined the experience of the application of criminal6 legal standards within the framework of the contemporary anti6corruption policy in RF, noted system error in the Criminal Code of RF, which testifies the discord of standards about the official crimes. The determi6 nation of crimes against the interests of service for the more effective approach to the opposition to corruption is formulated on basis of the conducted investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Innovation approaches in the solution of the problems of corruption in RF»

Шагивалеева И.З.

Оренбургский государственный университет

E-mail: kafedra_upp@jur.osu.ru

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия субъектов образовательного процесса, в результате которого происходит профессиональное становление будущих специалистов.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, личность.

Процесс обучения эффективен при условии личностно ориентированного взаимодействия со студентами. Сам процесс можно рассматривать в единстве трех характеристик: как психо-лого-педагогическую категорию; как направленность личности и деятельности педагога; как стратегию обучения и воспитания, характеристикой которых является личностное развитие субъектов образовательного процесса, в том числе и педагога.

Произошедшая смена ориентиров в образовании «требует строить изучение учебного материала на деятельной основе, то есть делать в нем главный акцент не столько на «основах науки», сколько на организации взаимодействия растущего и развивающегося человека с самим собой и всем тем, что его окружает».

Особенно актуален вопрос взаимодействия субъектов образовательного процесса при рассмотрении этого процесса в аспекте личностнодеятельного подхода, включающего предполагаемую организацию учебного процесса, переориентацию этого процесса на постановку и решение самими студентами конкретных учебных задач.

В толковом словаре русского языка под взаимодействием понимается взаимная связь явлений, нахождение во взаимодействии [1, с. 75].

Педагогическая наука оперирует понятием «педагогическое взаимодействие», которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики, «взаимодействие» определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ним связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса.

В некоторых работах термин «педагогическое взаимодействие» сравнивается с понятием «профессионализм». Ряд ученных рас-

сматривают профессионализм с точки зрения деятельности. Так В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов основой профессионализма считают научно-теоретическую и практическую подготовку.

Анализ педагогической литературы показывает, что многие исследователи рассматривают педагогическое взаимодействие в контексте процесса развития личности (личностно ориентированное взаимодействие), способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующего личность воспитуемого при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. При этом взаимодействие в педагогическом процессе может принимать различные оттенки - от деструктивного (разрушающего) до конструктивного (развивающего). Личностно ориентированное взаимодействие предстает перед нами в форме совместной партнерской деятельности, в свою очередь, данная деятельность представляет собой состояние, процесс, характерными особенностями которого являются:

- создание единой эмоционально-чувственной основы взаимодействия;

- изменение педагогом своего поведения в соответствии с реакциями студентов;

- проявление мотивизационно-ценност-ных ориентаций педагога;

- обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность в виде «сотворчества» педагога и студента.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что процесс взаимодействия (воздействия) рассматривается как влияние, под которым понимается процесс и результат изменения педагогом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе

взаимодействия с ним. Влияние рассматривается нами как формирование, то есть процесс активного воздействия педагога на студента.

Отсюда возникает педагогическая необходимость при формировании и реализации поведенческих стратегий обязательного учета фактора бережного и тактичного отношения к функциональным характеристикам становящегося «образа Я» взрослеющего человека, предельной оптимизации поведенческих взаимоотношений педагога и студентов в параметрах утверждения положительного (позитивного) «образа Я» каждого из партнеров, всемерного повышения позитивной, продуктивной, созидательной индивидуальной самооценки.

Одной из основных причин неэффективности труда самих преподавателей становится неумение строить педагогически целесообразные отношения со студентами. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества. В этой связи необходимо коснуться вопросов сотрудничества преподавателя и студента.

Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности, оно обеспечивает высокие образовательные результаты.

Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия педагога и обучающегося в учебной деятельности определили Ш.А. Амо-нашвили, А.А. Бодалев, Л.А. Леонтьев [2; 3; 4].

Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.

Сотрудничество, по мнению Л.С. Выготского, является оной из форм активизации личности [5, с. 512].

Среди технологий педагогического сотрудничества необходимо выделить следующие:

- хороший настрой, увлеченность занятием, упорство, настойчивость;

- взаимопомощь в преодолении трудностей;

- объективность во взаимных оценках;

- стремление преподавателя и студентов к единой цели, порождающее сотрудничество.

Для того чтобы реализовать технологии педагогического сотрудничества, необходимо понимать и принимать поставленную задачу.

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь обучаемому при решении сложных учебных задач, а как объединение усилий педагогов и студентов, при таком понимании сотрудничества речь идет о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и ее планировании, при усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний. Если студент хоть на какой-то момент становится соратником преподавателя или однокурсников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей-неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным в личностном становлении студентов является побуждающее сотрудничество.

В педагогике разработаны подходы к проектированию педагогического взаимодействия с ориентацией обучающихся на ценностные личностные установки, коммуникацию творческого характера, методику включения воспитанников в ситуации совместной деятельности, где проектируется совместный поиск решения творческих задач, самоотчет в группе о личностном вкладе в общие достижения, общение на основе поиска личностного смысла деятельности в различных учебно- воспитательных ситуациях.

Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия его протекания. По мнению Л.А. Витвицкой, это условия, сопутствующие:

1. Активному включению всех участников образовательного процесса в обучение;

2. Исследовательская позиция всех субъектов образования.

3. Получение обратной связи.

4. Общение между субъектами [6, с. 145].

На наш взгляд, организация взаимодействия «преподаватель - студент» в логике гуманистической парадигмы связывается с включением студентов-юристов в систему интерактивного образовательного опосредования процесса научно-познавательного развития личности в педагогической преемственности этапов побуждения, поддержки и поощрения; на первом этапе преобладает эвристический диалог с элементами дискуссии; на втором - ведущая роль принадлежит дискуссии и имитационным

Личностное развитие студентов-юристов в процессе педагогического...

Шагивалеева И.З.

упражнениям; на третьем - деловым играм, направленным профессиональным ситуациям, коммуникативному тренингу; в пространстве доброжелательной полемики по поводу истины студенты приобретают умения и навыки ведения научного спора и деловых переговоров, усиливается нацеленность на коллективное творческое решение профессиональных задач, достаточно свободной становится ориентация в различных ситуациях профессионального общения, в том числе в условиях приоритетной актуализации сферы общечеловеческих норм и жизненных идеалов.

Для достижения поставленных задач на юридическом факультете ГОУ ОГУ преподавателями разрабатываются учебно-методические комплексы по читаемым дисциплинам. Принимая во внимание стандарты третьего поколения, при формировании УМК для бакалавров большое внимание необходимо уделить разработке заданий, направленных на расширение кругозора студентов в профессиональной сфере, что, несомненно, скажется и на личностном росте будущего специалиста гуманитарного профиля. Обучение юридическим дисциплинам должно осуществляться в профессиональ-

ном контексте, что предполагает умение студентов свободно высказываться на любую тему с применением профессиональных терминов.

В качестве примера приведем описание некоторых практических занятий по дисциплине «Нотариат».

Практическое занятие «Профессиональная этика в сфере юриспруденции»:

Сравнить профессиональные кодексы этики в сфере: адвокатуры, нотариата, суда, следствия, прокуратуры и выявить общие и характерные черты юридической этики.

Практическое занятие «Познавательная деятельность нотариуса в РФ»:

Проанализировать признаки профессии нотариуса. Выявить, чем познавательная деятельность нотариуса отличается от познавательной деятельности других юридических профессий.

Подобные учебно-воспитательные задания позволяют студентам юридического профиля творчески использовать приобретенные знания, самостоятельно делать обобщения, совершенствовать навыки литературного изложения своих мыслей с использованием общенаучной и государственно-правой.

14.01.2011

Список литературы:

1. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: Русский язык, 1982. - Т. 3.

2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амо-нашвили, 1995.

3. Бодалев, А.А Психология общения / А.А. Бодалев. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1989.

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Т. 1. - М.: Юристъ, 1982.

6. Витвицкая, Л.А. Сущность педагогического знания о категории «взаимодействие» / Л.А. Витвицкая // Труды кафедры общей пед-ки. Выпуск 2. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006.

Сведения об авторе: Шагивалеева Индира Закировна, доцент кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, 7405, тел. (3532)753077, е-тай: kafedra_upp@jur.osu.ru

UDC 342.34.09 Shagivaleeva I.Z.

THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENT-JURISTS IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL INTERACTION

The author examined the timely problems of the cooperation of the subjects of educational process, as a result by which the professional making of future specialists occurs.

The key words: interaction, collaboration, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.