Научная статья на тему 'Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр'

Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3002
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Влада Сергеевна

В статье рассматривается процесс развития словаря детей дошкольного возраста, а также потенциальная возможность дидактической игры как одно из основных средств обогащение словаря детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

учащихся 1-4 классов, описывающие боевой и трудовой подвиг членов семей обучающихся в годы Великой Отечественной войны.

В воспоминаниях о той жуткой войне нашлось место и печали, и слезам, и улыбке. А как иначе? Даже на войне человек всегда оставался человеком, с чувствами и эмоциями. Живые страницы истории, которые не прочтешь ни в одном учебнике, долгие годы хранились в памяти людей, защищавших нашу Родину на передовой или трудившихся в тылу.

«Не было ни одного дня без боевых действий,- рассказывает прадедушка Сазыкиной Т. - П.А. Кочетов, который в составе разведроты принимал участие в Сталинградской битве. Тогда ему было всего девятнадцать.

А прадедушка Самарина Яши (он назван так в честь героического прадеда) - Самарин Я.И., оставив жену и шестерых детей, защищал Сталинград в сухопутных войсках. Несмотря на страх и трудности (прадедушка был ранен и отморозил ноги), упорство и невероятная стойкость духа помогли выстоять в это непростое время. Сталинградское кольцо медленно, но неумолимо начало сжиматься вокруг немецких войск...

Сегодня много говорят о преемственности поколений. В связи с этим проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является наиболее значимой. Эта работа - дань памяти людям, которые прожили удивительную жизнь, воевали, честно трудились, растили детей, внуков.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране - умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны.

Создание Книги памяти - это многогранная деятельность, которая имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения и призвано способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы.

Список литературы

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.

Народное образование. М., 2000. № 9. С. 177-180.

2. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности.

Народное образование, 2000. № 8-9. С. 151-157.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Кузьмина В.С.

Кузьмина Влада Сергеевна - студент, направление: педагогика, дошкольное образование, Педагогический институт Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье рассматривается процесс развития словаря детей дошкольного возраста, а также потенциальная возможность дидактической игры как одно из основных средств обогащение словаря детей. Ключевые слова: развитие речи, словарный запас, дидактические игры.

Развитие речи ребенка - это довольно трудный и последовательный процесс на который оказывает влияние не только внутренние, но и внешние моменты развития, например такие, как общество, в котором воспитывается ребенок, его социальный и культурный статус.

В дошкольном учреждении система развития речи, обогащение словарного запаса ребенка, умение пользоваться словами занимают важное место. Такая работа крайне важна и дошкольникам в этой области должно уделяться большое внимание. Без расширения словарного запаса невозможно развитие речи ребенка. Слово обеспечивает содержание. Развитие словаря в дошкольном образовательном учреждении тесно связано с познанием мира. Употребление новых слов выражает познания ребенка и его представление об окружающем мире.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, показавшем, что ребенок, по мере своего развития, переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным [1, с. 270]. Ребенок растет, вместе с ним меняется и растет полнота и правильность выражения посредством речи своего восприятия мира.

В детском саду словарная работа состоит в том, что она проводится в процессе всей работы с детьми. Немалую роль играет проведение с детьми дидактических игр. Более результативным будет не спонтанное, а постепенное овладение навыком употребления новых слов. Педагог должен управлять этим процессом, облегчая тем самым правильность и полноту восприятия новых слов.

Основными задачами словарной работы в детском саду являютя:

1. Обогащение словарного запаса - употребление ребенком, понимание им новых слов, которые ранее были ему вовсе неизвестны, или понимание новых значений слов. Обогащение словесного запаса возможно достигнуть за счет общеупотребительной лексики, то есть за счет общепринятых наименований предметов, их качеств, свойств, действий и так далее. Чем больше ребенок узнает окружающий его мир, тем большим становится его словарный запас.

2. Закрепление и уточнение словаря. В силу своих возрастных особенностей детям дошкольного возраста необходимо неоднократно повторять новые слова, чтобы их запомнить.

3. Активизация словаря детей. Это значит научить ребенка использовать слова, которые он понимает, научить использовать новые слова в своих речевых оборотах.

4. Устранение нелитературных слов - это установка на правильность произношения слов, когда дети в силу возраста неверно ставят ударение в словах, неверно произносят их.

Все задачи в работе по формированию словаря у дошкольника тесно связаны между собой. Они должны решаться на практике.

Программа развития и воспитания детей в детском саду предусматривает содержание словарной работы. Дети усваивают обществоведческий словарь, то есть слова и словосочетания, которые обозначают общественную жизнь, такие как: «родная страна», «армия» и т.д.; природоведческий словарь определяет названия животных, растений, явления природы; бытовой словарь определяет названия игрушек, мебели, одежды, помещений, частей тела и лица) эмоционально оценочный словарь определяет слова, которые обозначают эмоции, чувства и переживания; лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством; лексику, необходимую для общения друг с другом, с взрослыми, для выражения собственных мыслей.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется основа словаря, которая далее существенно меняться не будет. Педагогические работники, проанализировав словарный запас детей дошкольного возраста, определили наиболее популярные знаменательные слова в речи детей. Так, среди существительных в словаре преобладают слова, которые обозначают людей; повторяются прилагательные со

62

значением размера и цвета: «большой», «маленький», «черный», «красный», «синий». Не последнее место занимают местоименные прилагательные: «такой», «который», «этот», «всякий», «каждый», «мой», «свой», «наш». Дети начинают использовать отрицательные оценки над положительными; употребляют сравнительную степень прилагательных.

Объем запаса слов устанавливается в процессе ознакомления детей с окружающим миром, занятием физической культурой, в ходе экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений и др.

Суть обогащения словаря ребенка в детском саду заключена в том, что значение слова можно определить с трех сторон: 1) соотношения слова с предметом; 2) связи слова с определенным понятием; 3) соотношением слова с другими единицами лексической системы языка. Понять значение слова для ребенка - это значит овладеть всеми сторонами слова.

Существуют разные подходы к словарной работе с детьми дошкольного возраста. Заслуживает особое внимание накопительный подход, когда в процессе дидактической игры слова детей пополняются, все чаще используются, выражения уточняются всеми возможными словами, из разных частей речи.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели для определения уровней развития словаря шестого года жизни, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели развития словаря детей шестого года жизни

Критерии Показатели

Объем словаря - колличество слов в активном словаре ребенка;

-колличество понимаемых слов

Состав словаря - соотношение разных частей речи;

- наличие литературноой лексики;

Осознанность смысловой стороны слов - предметная точность употребления слов;

- умение заменить слово равнозначным;

- умение подобрать слово с противоположным значением;

- умениеобобщающей функции слова

Одним из важнейших средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Такие игры решают конкретные задачи обучения, в них прослеживается как воспитательное, так и развивающее составляющее. Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является как игровым методом обучения детей дошкольного возраста, так и формой обучения, а кроме того и самостоятельной игровой деятельностью и средством воспитания личности ребенка с различных сторон. Метод проведения словарных дидактических игр определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и умением регулировать свои действия, в результате формируется внутренняя речь.

Большинство взрослых, желающих научить ребенка правильно говорить, просят повторить слово, которое только что было произнесено. Однако для развития речи этот метод не совсем хорош. В данном случае, если целью является не только научить ребенка подражать взрослому, но и научить через эти слова воспринимать окружающий мир, то тогда лучше использовать несложные дидактические упражнения.

Словарные дидактические игры развивают как видовые, так и родовые понятия, способствуют освоению слов в их значениях. Используя такие игры, ребенок находится в ситуации, когда в новых условиях ему необходимо использовать приобретенные ранее знания и слова.

Чтобы подобрать соответствующий материал для дидактической игры, необходимо сначала определить задачи словарной работы. Для того, чтобы у ребенка активизировался бытовой словарь, следует подбирать игрушки и картинки, которые изображают предметы быта. Для обогащения природоведческого словаря следует подбирать материалд, связанный природой. В ходе руководства игрыв качестве условия выступает определение перечня слов, подлежащих усвоению ребенком.

Дидактическая игра помогает ребенку получать новые знания и навыки: общаясь с воспитателями, с ребятами своего возраста, наблюдая за за процессом игры, за высказываниями сверстников, за их действиями, примеряя роль болельщика, ребенок получает много нового, обогащается информаций, что является немаловажным в его развитии.

Играя, познавая мир, ребенок все больше понимает предназначение разных предметов. Он учится находить связи со взрослыми и другими детьми.

В ходе словарной работы с детьми, в том числе и в ходе дидактической игры, педагоги проводят работу над словом при ознакомлении детей с окружающим миром, используя детскую активность в познавательной деятельности; формируют словарь детей одновременно с развитием психических процессов и с учетом их умственных способностей, при этом воспитываются чувства, устанавливается отношения и поведение детей. Словарная работа сводится к тому, что все задачи должны решаться в единстве и в строгой последовательности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь / под ред. В. Колбановского. М. Л., 1934. С. 262-264, 268-270.

2. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живо-го слова: сб. статей / сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966. С. 5-25.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 280 с.

ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Михайлова Ю.С.

Михайлова Юлия Сергеевна - студент, кафедра технологии и безопасности жизнедеятельности, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины девиантного поведения подростков. Автором рассмотрены также последствия необдуманного поведения и меры профилактики девиантного поведения в подростковой среде. Ключевые слова: девиантное поведение, подростковый возраст, подросток.

Под девиантным поведением понимается нарушение социальных норм, норм морали или нравственных ценностей. Девиация проявляется в виде необоснованной агрессии, бродяжничестве, воровстве, в виде попыток покончить с собой, нарушениями пищевого поведения, или злоупотреблении алкоголя, наркотиков, табакокурении [2].

Как правило, девиация встречается именно в подростковом возрасте, так как ребенок еще незрел в психологическом или физиологическом плане. Наиболее подвержены различным отклонениям в поведении подростки, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.