Научная статья на тему 'Особенности развития словаря дошкольников'

Особенности развития словаря дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8917
944
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРА̣СТ / PRESCHOOL AGE / СЛОВА̣РЬ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / VOCABULARY / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ / DIDACTIC GAMES AND EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Куртлуша Лиана Руслановна

В да̣нной ра̣боте исследуются процесс и методы ра̣звития слова̣ря у детей дошкольного возра̣ста̣. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, иметь представление об окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Куртлуша Лиана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития словаря дошкольников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1 2 Зотова И.В. , Куртлуша Л.Р. Email: Zotova1138@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Куртлуша Лиана Руслановна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной работе исследуются процесс и методы развития словаря у детей дошкольного возраста. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, иметь представление об окружающем мире.

Ключевые слова: дошкольный возраст, словарь, словарный запас, дидактические игры и упражнения.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE VOCABULARY OF PRESCHOOLERS Zotova I.V.1, Kurtlusha L.R.2

1Zotova Irina Vasil€vna - PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Kurtlusha Liana Ruslanovna - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: in this work, the process and methods of the development of the word in children of preschool age are explored. The richness of the dictionary is a sign of the child's high development of speech. Enriching the vocabulary is a prerequisite for the development of the communicative skills of children. At preschool age, a child must master a vocabulary that would allow him to communicate with peers and adults, successfully study at school, understand literature, television and radio programs, and have an idea of the world around him. Keywords: preschool age, vocabulary, vocabulary, didactic games and exercises.

УДК 371

Проблема формирования словарного запаса занимает главное место в настоящее время. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из а ктуа льных вопросов. Актуа льность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка . Формирова ние словаря у детей - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занима ет важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного ра звития, поскольку содержа ние исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Педагоги отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

По мнению Ф.А. Сохина, «в дошкольном детстве практическое освоение родным языком достигает высокого уровня, а речевое развитие ребенка представляет собой стержень общего психического развития. Развитие - изменение, представляющее переход от простого к всё более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений» [6, с. 97].

Таким образом, овладение словарем, как утверждает А.Н. Леонтьев, «занимает важное место в общей системе ра боты по речевому развитию детей и является ва жным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта , присва ива емого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в зна чениях слов» [5, с. 15].

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Например, к трем словарный запас - может достичь 1550 слов. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов.Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов [8].

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются: за 4 года словарный запас увеличивается до 4000 слов.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими. Однако, важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов.

По мнению А.А. Потебня, который лучше всех отразил смысловую природу детских слов, «значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Такие первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет» [7, с. 101].

Ребенок не может познавать окружающий его мир сам. Для развития словарного запаса у детей им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор. Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые

78

слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания. Нужно задавать ребенку вопросы, мотивировать его на составление более сложных синтаксических конструкций, которые потребуют от ребенка знания все новых и новых слов.

Кроме того, существую игры и упражнения, которые помогают ребенку проявить себя и расширить свой словарный запас. Возьмем к примеру дидактические игры и упражнения, которые являются одними из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков. Особенностью дидактических игр является то, что процесс их направлен на достижение определенных, четко поставленных целей и задач. А процесс самой игры контролируется взрослым от начала и до конца.

Наиболее сложными дидактическими играми для дошкольников являются те, в которых нужно оперировать не отдельными словами и названиями предметов, а целыми понятиями. В таких играх развивается умение мыслить, строить сложные словесные конструкции, отстаивать собственную точку зрения, объяснять и описывать определенные явления или предметы.

К таким играм относятся, к примеру, описание предметов. Суть игры в том, что воспитатель может попросить ребенка описать некий предмет. При этом он должен описывать его с как можно больших аспектов: какого о цвета, какой он формы, на что он больше всего похож, для чего он применяется и т.д.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными.

Уточнение смыслового содержания слов к 6 - 7 годам еще только набирает силу. Это связано с условием новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор.

А лексеева М.М. подчеркнула, «не стоит забывать о сюжетно-ролевых играх. К пяти-шести годам особое значение приобрета ют данный вид игр. Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители; у каждой своей роли, своя, пусть игрушечная, нена стоящая, но жизнь» [1, с. 254].

Родителям необходимо запомнить одно важное правило: ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть и развиваться. Вместо того, чтобы запрещать и наказывать, родителям следует выработать свою индивидуальную политику поведения в отношении игры. Это надо сделать так, чтобы игра не занимала все время ребенка, а лишь дополняла и пополняла его интеллектуальное развитие.

Таким образом, развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени. В нашей работе мы рассмотрели особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы /References

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 360 с.

2. Бородин А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2013. 225 с.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В.В. Гербова. М.: Просвещение, 1983. 174 с.

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. 187 с.

5. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности / А.Н. Леонтьев. Москва, 2011. 246 с.

6. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2015. 223 с.

7. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. М.: Правда, 2014. 127 с.

8. Атласова Т.Л. Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. [Электронный ресурс]: Т.Л. Атласова. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/340134347/ (дата обращения: 28.09.2017).

РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Сивохина С.Ю. Email: Sivokhina1138@scientifictext.ru

Сивохина Светлана Юрьевна - педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Специальная (коррекционная) школа № 1708, г. Москва

Аннотация: занятия хореографией являются одним из средств всестороннего развития школьников. Они оказывают коррекционное действие на физическое развитие детей с ОВЗ, создают благоприятную основу для совершенствования психических функций, играют значительную роль в становлении художественно-творческих способностей учащихся, выполняют основную функцию дополнительного образования в коррекционном обучении -социализацию детей с ОВЗ. Хореография является неотъемлемой частью педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их творческого развития. Благодаря комплексному подходу формируется творческая, всесторонне развитая личность, способная адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Ключевые слова: занятия хореографией, социализация, коррекционное действие.

THE ROLE OF CHOREOGRAPHY IN THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Sivokhina S.Yu.

Sivokhina Svetlana Yurievna - additional education Teacher, STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION MOSCOW SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL № 1708, MOSCOW

Abstract: tomographic exercises is one of the means of comprehensive development of schoolchildren. They have a corrective effect on the physical development of children with disabilities, create a favorable basis for the improvement of mental functions, play a significant role in the development of artistic and creative abilities of pupils, perform the main function of additional education in correctional training - socialization of children with disabilities. Choreography is an integral part of pedagogical work with children with disabilities and their creative development. Thanks to the integrated approach, a creative, comprehensively developed personality is formed, able to adapt in various life situations. Keywords: choreographic exercises, socialization, corrective effect.

УДК: 372.87

Занятия хореографией являются одним из средств всестороннего развития школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений. Как сказал Платон: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». Вся система дополнительного

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.