Г
Ирина Борисовна БИчЕВА
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина E-mail: [email protected]
Студент
Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина
E-mail: [email protected]
Елена Владимировна ПОЛЯКОВА
УДК 37.02
И.Б.Бичева, Е.В.Полякова
Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В данной работе исследуется важность осуществления словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Показано, что содержание словарной работы с детьми, в том числе в процессе ознакомления с природой, базируется на освоении значения слова и постепенном его углублении; активизации в речи существительных, глаголов и прилагательных; развитии умения производить семантический отбор слов, соответствующий контексту высказывания. Определена последовательность данной работы. Особое значение авторы уделяют использованию в словарной работе с детьми игровых приемов, поскольку они вызывают интерес к речевой деятельности; обогащают мотивы речи; создают положительный эмоциональный настрой в процессе обучения; повышают речевую активность детей и результативность занятий. Важное значение в работе по обогащению словаря имеют дидактические игры и лексические упражнения, обеспечивающие выявление свойств природных предметов и явлений; закрепление распространенных названий предметов и явлений; подбор к словам синонимов и антонимов; ознакомление с понятием многозначности слов; формирование умений находить обобщающие слова, классифицировать и сравнивать предметы и явления. Сделано заключение о том, что существующие в природе предметы и явления оказывают чувственно-эмоциональное воздействие на ребенка, способствуя становлению и развитию словаря детей, обогащению лексики новыми словоформами.
Ключевые слова: словарная работа, природа, природный словарь, младший дошкольный возраст
The State Counsellor, 2018
I.B.Bicheva, E.V.Polyakova
Features of development of the dictionary of children of younger preschool age in the course of acquaintance with the nature
In this work importance of implementation of dictionary work with children of younger preschool age is investigated. It is shown that the content of dictionary work with children, including in the course of acquaintance with the nature, is based on development of a word meaning and its gradual deepening; activization in the speech of nouns, verbs and adjectives; development of ability to make the semantic selection of words corresponding to a statement context. The sequence of this work is defined. Authors pay special attention to use in dictionary work with children of game receptions as they attract interest in speech activity; enrich motives of the speech; create a positive emotional spirit in the course of training; increase speech activity of children and effectiveness of occupations. In work on enrichment of the dictionary the didactic games and lexical exercises providing identification of properties of natural objects and phenomena are important; fixing of widespread names of objects and phenomena; selection to the words of synonyms and antonyms; acquaintance with a concept of polysemy of words; formation of abilities to find general words, to classify and compare objects and the phenomena. The conclusion that the objects and the phenomena existing in the nature make sensual and emotional impact on the child is made, contributing to formation and the development of the dictionary of children, enrichment of lexicon new word forms.
Keywords: dictionary work, nature, natural dictionary, younger preschool age
^—- ) риродный мир обладает высоким / воспитывающим воздействием (у на ребёнка, а разнообразие природных явлений, обозначенных словом или словосочетанием, имеет особое значение в успешном развитии его словарного запаса, так как рассуждения ребенка о природе требуют определенного лексического богатства.
В теории и практике дошкольной педагогики получило распространение понятие «природный словарь», содержательно включающий: наименования животных и их детенышей, птиц, насекомых, растений; названия жилища (животного, птицы, насекомого), действия (летит, ползет, бежит, прыгает и т.д.), явлений неживой природы; др.
В соответствии с задачами словарной работы детей младшего дошкольного возраста знакомят с существительными, обозначающими детенышей животных (в родительном и винительном падежах, в множественном числе); прилагательными, которые характеризуют качественные признаки и свойства предметов и явлений; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Важное внимание уделяется работе по обучению детей умению подбирать части речи: существительные к прилагательному (белый: снег, сахар, мел); слова, имеющие сходное (шалун: озорник - проказник) и противоположное значение (слабый - сильный, пасмурно - солнечно) [6, с. 78].
Развитие умения ориентироваться в окружающей природе тесно связано с обогащением содержания речи, что обуславливает определение отбора содержания и эффективные методы развития словаря (Н.Ф. Виноградова,
A.П. Иваненко, С.Н. Николаева, А.А. Смага,
B.И.Яшина В.И., др.).
Содержание словарной работы с детьми, в том числе в процессе ознакомления с природой, усложняется, по мнению ученых (В.И.Логинова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, др.), постепенно и предполагает:
- ознакомление с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений природы с целью расширения словаря;
- углубление знаний о предметах и явлениях природного мира с целью введения слов, обозначающих качества, свойства, отношения;
- различение и обобщение предметов (явлений) природного окружения по существенным признакам с целью введения слов, обозначающих элементарные понятия.
Таким образом, содержание словарной работы по ознакомлению с природой базируется на освоении значения слова и постепенном его углублении; активизации в речи существительных, глаголов и прилагательных; развитии умения производить семантический отбор слов, соответствующий контексту высказывания.
Методика словарной работы в процессе ознакомления детей младшего дошкольно-
государственный СоВет-ник, 2018
го возраста с природой предусматривает систематическое усвоение детьми незнакомых слов; обучение применению в своей речи слов-обобщений; называние конкретных предметов из группы предметов и нахождение признака, объединяющего эти предметы по названию или внешнему виду.
Данная работа имеет следующую последовательность:
- показ группы предметов;
- объяснение, по какой причине их можно объединить;
- уточнение и обогащение начального представления о предмете;
- активизация словаря посредством упражнений;
- группировка предметов с помощью специальных заданий.
Особое место в словарной работе с младшими дошкольниками занимают игровые приемы. Они в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям и вызывают у детей интерес к речевой деятельности, обогащая мотивы речи, в том числе мотив для поиска новых слов и для обогащения своего словарного запаса; создавая положительный эмоциональный настрой в процессе обучения; повышая речевую активность детей и результативность занятий.
Важное значение в работе по обогащению словаря имеют дидактические игры и лексические упражнения, обеспечивающие выявление свойств различных природных предметов и явлений; закрепление распространенных названий предметов и явлений; подбор к словам синонимов и антонимов; ознакомление с понятием многозначности слов; формирование умений находить обобщающие слова, классифицировать и сравнивать предметы и явления.
Отношение к природе - сложный феномен, интегрирующий в себе разнообразные процессы и служащий началом целенаправленного и систематического влияния на детей. Следовательно, формирование знаний и умений в различных видах деятельности и развитие речи детей необходимо рассматривать в неразрывном единстве (Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, др.). В этой связи учеными предлагаются следующие приемы словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые достаточно эффективны при ознакомлении с природой:
- рассматривание предметов и определение их назначений;
- озвучивание названий предметов и действий с ними (фикус: цветок в горшке; его можно поливать, рыхлить, протирать листья, любоваться);
- называние деталей предметов и их качеств (у фикуса длинный стебель и крупные листья), характеристики особенностей внешнего вида (коричневый стебель и зеленые ли-
стья с белыми прожилками);
- применение вопросов, которые предполагают ответ действием, и позволяют узнать, присутствует ли нужное слово в пассивном словаре детей;
- показ с активными действиями ребенка по обследованию предметов (потрогать, послушать, понюхать, попробовать на вкус);
- не однократное повторение детьми новых слов: за воспитателем; ответы на вопросы; в стихах, песнях [5, с. 67].
В работе со сложными синтаксическими конструкциями целесообразно использовать:
- рассказ ребенка об увиденном: по дороге в детский сад, в лесу, парке на участке;
- договаривание слов в предложениях: у меня есть котенок он.. ..(пушистый, маленький);
- перечисление деталей наблюдаемого объекта или явления: Это петушок, у него гребешок, клюв и крылья.
- рассматривание иллюстраций по заданному сюжету с опорой на наглядный материал в целях обучения называнию места действия, времени и установлению причинно - следственных связей [1, с. 263].
Особая роль в развитии словаря детей отводится педагогам и родителям, как носителям богатого словаря, накопленного человечеством. Данное положение отражает требования к речи взрослых, взаимодействующих с ребенком, прежде всего, связанных с точным и правильным употреблением слов, осмысленностью произносимых и понимаемых слов, знанием норм литературного языка, богатством словарного запаса, др.
Таким образом, приобщаясь к разнообразному природному окружению, дети одновременно осваивают и уточняют богатый и разнообразный словарь природы. Мы согласны с утверждением Виноградовой Н.А., что «природа со всем разнообразием звуков, красок и форм, выступает роскошным источником развития словаря и эстетических переживаний дошкольника. В процессе восприятия природы дети могут правильно определять: величину предмета, форму, цвет, симметрию, правильное сочетание и противоположность, оттенки цветов в различные промежутки дня, времени года и т.д. Но ребенок все это может определить при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, что требует определенного лексического богатства» [4, с. 24].
Следовательно, можно сделать заключение о том, что существующие в природе и окружающей жизни явления оказывают чувственно-эмоциональное воздействие на ребенка и способствуют становлению и развитию словаря детей, обогащению лексики новыми словоформами, обеспечивают развитие смысловых аспектов слова.
литература
1. Алексеева М.А., Яшина В.Н. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. СПб: Питер,
2. Белинова Н.В. Методические аспекты литературного образования детей дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 1. С. 99-103.
3. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Красильникова Л.В., Ханова Т.Г. Научно-исследовательская работа магистрантов, учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2017.
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2013. 512 с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение, 2014. 207 с.
6. Красильникова Л.В., Бушуева И.Н. Система работы детского сада с родителями по вопросам речевого развития воспитанников. В сборнике: Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 139-143.
7. Платова А.Г., Соболева Ю.А., Ханова Т.Г. Организация экологических пространств в условиях детского сада. В сборнике: Тенденции развития психологии, педагогики и образования сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 13-15.
1. Alekseeva MA, Yashina V.N. Reader on the theory and methods of speech development for preschool children. St. Petersburg: Peter, 2014. 560 p.
2. Belinova N.V. Methodical aspects of literary education of preschool children // Nizhny Novgorod Education. 2015. no. 1. P. 99-
3. Belinova N.V, Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G. Scientific-research work of undergraduates, educational-methodical manual / Mininsky University. Nizhny Novgorod, 2017.
4. Vinogradova N.A., Miklyaeva N.V. Preschool pedagogy. Moscow: Yurayt, 2013. 512 p.
5. Gerbova V. V. Classes for the development of speech with children 4-6 years. Moscow: Prosveshchenie, 2014. 207 p.
6. Krasilnikova L.V., Bushueva I.N. The system of work of a kindergarten with parents on the issues of verbal development of pupils. In the collection: Actual issues of the implementation of the GEF preschool and primary general education: a collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. 2017. pp. 139-143.
7. Platova A.G., Soboleva Yu.A., Khanova T.G. The organization of ecological spaces in the conditions of a kindergarten. In the collection: Trends in the development of psychology, pedagogy and education, a collection of scientific papers on the results of an international scientific and practical conference. 2017. pp. 13-15.
2014. 560 с.
references
103.
информация об авторах Бичева ирина Борисовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors
Bicheva Irina Borisovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Полякова Елена Владимировна
(Россия, г. Нижний Новгород) Студент
Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: [email protected]
Polyakova Elena Vladimirovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Student
Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]