Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение и развитие / обобщение математических знаний / самостоятельная познавательная деятельность / курс обобщения по геометрии / training and development / generalization of mathematical knowledge / independent cognitive activity / course of generalization in geometry

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.С. Попова

В статье рассматривается проблема соотношения обучения и развития обучающихся основной школы в процессе обучения математике, которая решается через обобщение математических знаний. Обобщение знаний в процессе обучения математике создает условия для активизации самостоятельной познавательной деятельности, позволяет достичь образовательный результат, представляющий собой целостность знаний, умений и навыков и обеспечивающий личностный рост ученика. Актуализируется поиск новых подходов к развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе обобщения в обучении математике. В целях развития самостоятельной деятельности обучающихся основной школы разработан курс обобщения знаний «Дополнительно о геометрии». В процессе обобщения повышается степень самостоятельности во всех видах деятельности (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция знаний, оценка процесса, алгоритмизация действий). Пример обобщающего урока по геометрии может быть использован в практике работы в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.С. Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF KNOWLEDGE IN MATHEMATICS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with a problem of ratio of education and development of primary school students in the process of teaching mathematics, which is solved through generalization of mathematical knowledge. Generalization of knowledge in the process of teaching mathematics, creates conditions for the activation of independent cognitive activity, allows you to achieve an educational result that represents the integrity of knowledge, skills and abilities and ensures the personal growth of the student. The search for new approaches to the development of independent cognitive activity of students in the process of generalization in teaching mathematics is actualized. In order to develop the independent activity of students of the basic school, a course of generalization of knowledge “Additionally about geometry” has been developed. In the process of generalization, the degree of independence in all types of activities increases (planning, forecasting, control, correction of knowledge, evaluation of the process, algorithmization of actions). An example of a generalizing lesson in geometry can be used in the practice of working in a primary school.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Библиографический список

1. Вишневская Е.М. Структура и содержание англоязычной фонетической компетенции студентов. Вестник ТГУ. 2013; № 2 (118): 37 - 42.

2. Исмаилова РД. О некоторых проблемах обучения фонетике в процессе коммуникативно-ориентированного преподавания иностранного языка. Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2012; № 1: 102 - 105.

3. Хомутова А.А. Фонетическая компетенция: структура, содержание. ВестникЮУрГУ. 2013; Т. 10, № 2: 71 - 76.

4. Шевар де Нидзе В. English - произношение, которому завидуют все, или Как научиться говорить по-английски без русского акцента. 1997. Available at: https:// saitknigi.ru/obychenie/17358-english-proiznoshenie-kotoromu-zaviduyut-vse-2-knigi-cd.html

5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2007.

6. Никуличева Д.Б. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов: учебно-методическое пособие. Москва: Флинта: Наука. 2009.

7. Гончарова Н.Л. Критерии и уровни сформированности иноязычной фонетико-фонологической компетенции у студентов-лингвистов. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014; № 3 (42): 216 - 224.

8. Гончарова Н.Л., Ломтева Т.Н. Принципы формирования иноязычной фонетико-фонологической компетенции как структурного компонента профессиональной готовности лингвиста. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018; № 2 (65): 162 - 170.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Москва: Логос, 2000.

10. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие. Волгоград: Перемена. 2005.

11. Лопарева Т. А. Особенности обучения фонетической стороне речи в условиях искусственного многоязычия. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 6.

12. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Москва: МГЛУ 2005.

13. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. Москва: ИКАР 2011.

14. Репникова Л.Н. О специфике обучения фонетике в курсе второго иностранного языка. Вестник МГЛУ. 2016; № 4 (743): 85 - 94.

15. Давер М.В. Мотивационно-стратегические основы личностно ориентированного обучения языкам. Санкт-Петербург: Златоуст. 2006.

16. Гурвич П.Б. О четырех общеметодических принципах организации обучения ИЯ. Иностранные языки в школе. 2003; № 6: 32 - 37.

17. Мирзоева Е.Ю. Реализация принципа коммуникативности в обучении английскому произношению на языковых факультетах педагогических вузов: на примере вокализма. Диссертация... кандидата педагогических наук. Москва. 2009.

18. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003.

19. Ариян М.А. Особенности социально развивающего обучения иностранным языкам в средней школе: теория и практика: монография. Нижний Новгород: НГЛУ, 2012.

20. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам. Москва, 1991.

21. Kelly G. How to teach pronunciation. London: Longman. 2003.

22. Hancock M. Pronunciation Games. Cambridge University Press, Cambridge, 1995.

23. Федотова Н.Л., Касаткина А Ю. Фонетические игры при обучении иностранцев русскому произношению. Образовательные технологии и общество. 2016: 467 - 481.

24. Литонина Н.В. Flipped Gassroom как способ обучения фонетике на основе развития автономности личности. Иностранный язык как часть профессиональной подготовки. 2015; № 8: 49 - 52.

References

1. Vishnevskaya E.M. Struktura i soderzhanie angloyazychnoj foneticheskoj kompetencii studentov. Vestnik TGU. 2013; № 2 (118): 37 - 42.

2. Ismailova R.D. O nekotoryh problemah obucheniya fonetike v processe kommunikativno-orientirovannogo prepodavaniya inostrannogo yazyka. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. 2012; № 1: 102 - 105.

3. Homutova A.A. Foneticheskaya kompetenciya: struktura, soderzhanie. Vestnik YuUrGU. 2013; T. 10, № 2: 71 - 76.

4. Shevar de Nidze V. English - proiznoshenie, kotoromu zaviduyut vse, ili Kak nauchit'sya govorit' po-anglijski bez russkogo akcenta. 1997. Available at: https://saitknigi.ru/ obychenie/17358-english-proiznoshenie-kotoromu-zaviduyut-vse-2-knigi-cd.html

5. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Akademiya, 2007.

6. Nikulicheva D.B. Kak najti svojput'k inostrannym yazykam. Lingvisticheskie ipsihologicheskie strategiipoliglotov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Flinta: Nauka. 2009.

7. Goncharova N.L. Kriterii i urovni sformirovannosti inoyazychnoj fonetiko-fonologicheskoj kompetencii u studentov-lingvistov. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2014; № 3 (42): 216 - 224.

8. Goncharova N.L., Lomteva T.N. Principy formirovaniya inoyazychnoj fonetiko-fonologicheskoj kompetencii kak strukturnogo komponenta professional'noj gotovnosti lingvista. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2018; № 2 (65): 162 - 170.

9. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsihologiya. Uchebnik dlya vuzov. Moskva: Logos, 2000.

10. Matyuhina M.V., Spiridonova S.B. Razvitie lichnosti ipoznavatel'nyh processov v mladshem shkol'nom vozraste: uchebnoe posobie. Volgograd: Peremena. 2005.

11. Lopareva T.A. Osobennosti obucheniya foneticheskoj storone rechi v usloviyah iskusstvennogo mnogoyazychiya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 6.

12. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, ocenka. Moskva: MGLu. 2005.

13. Schukin A.N. Metodika obucheniya rechevomu obscheniyu na inostrannom yazyke: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej i studentov yazykovyh vuzov. Moskva: IKAR. 2011.

14. Repnikova L.N. O specifike obucheniya fonetike v kurse vtorogo inostrannogo yazyka. Vestnik MGLU. 2016; № 4 (743): 85 - 94.

15. Daver M.V. Motivacionno-strategicheskie osnovy lichnostno orientirovannogo obucheniya yazykam. Sankt-Peterburg: Zlatoust. 2006.

16. Gurvich P.B. O chetyreh obschemetodicheskih principah organizacii obucheniya lYa. Inostrannye yazyki v shkole. 2003; № 6: 32 - 37.

17. Mirzoeva E.Yu. Realizaciya principa kommunikativnosti v obuchenii angljskomu proiznosheniyu na yazykovyh fakul'tetah pedagogicheskih vuzov: na primere vokalizma. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva. 2009.

18. Almazova N.I. Kognitivnyeaspekty formirovaniyamezhkul'turnojkompetentnostipriobucheniiinostrannomuyazyku vneyazykovom vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

19. Ariyan M.A. Osobennosti social'no razvivayuschego obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole: teoriya i prakíika: monografiya. Nizhnij Novgorod: NGLU, 2012.

20. Rogova G.V. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 1991.

21. Kelly G. How to teach pronunciation. London: Longman. 2003.

22. Hancock M. Pronunciation Games. Cambridge University Press, Cambridge, 1995.

23. Fedotova N.L., Kasatkina A Yu. Foneticheskie igry pri obuchenii inostrancev russkomu proiznosheniyu. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2016: 467 - 481.

24. Litonina N.V. Flipped Slassroom kak sposob obucheniya fonetike na osnove razvitiya avtonomnosti lichnosti. Inostrannyjyazyk kakchast'professional'nojpodgotovki. 2015; № 8: 49 - 52.

Статья поступила в редакцию 30.01.22

УДК 37.51

Popova T.S., senior teacher, MBOU "Mayinsky Lyceum n.a. I.G. Timofeev" (Maya, Republic of Sakha (Yakutia), Russia), E-mail: tatiyik_sp@mail.ru

GENERALIZATION OF KNOWLEDGE IN MATHEMATICS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL. The article deals with a problem of ratio of education and development of primary school students in the process of teaching mathematics, which is solved through generalization of mathematical knowledge. Generalization of knowledge in the process of teaching mathematics, creates conditions for the activation of independent cognitive activity, allows you to achieve an educational result that represents the integrity of knowledge, skills and abilities and ensures the personal growth of the student. The search for new approaches to the development of independent cognitive activity of students in the process of generalization in teaching mathematics is actualized. In order to develop the independent activity of students of the basic school, a course of generalization of knowledge "Additionally about geometry" has been developed. In the process of generalization, the degree of independence in all types of activities increases (planning, forecasting, control, correction of knowledge, evaluation of the process, algorithmization of actions). An example of a generalizing lesson in geometry can be used in the practice of working in a primary school.

Key words: training and development, generalization of mathematical knowledge, independent cognitive activity, course of generalization in geometry.

Т.С. Попова, преп., МБОУ «Майинский лицей имени И.Г. Тимофеева», с. Майя, E-mail: tatiyik_sp@mail.ru

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема соотношения обучения и развития обучающихся основной школы в процессе обучения математике, которая решается через обобщение математических знаний. Обобщение знаний в процессе обучения математике создает условия для активизации самостоятельной познавательной деятельности, позволяет достичь образовательный результат, представляющий собой целостность знаний, умений и навыков и обеспечивающий личностный рост ученика. Актуализируется поиск новых подходов к развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе обобщения в обучении математике. В целях развития самостоятельной деятельности обучающихся основной школы разработан курс обобщения знаний «Дополнительно о геометрии». В процессе обобщения повышается степень самостоятельности во всех видах деятельности (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция знаний, оценка процесса, алгоритмизация действий). Пример обобщающего урока по геометрии может быть использован в практике работы в основной школе.

Ключевые слова: обучение и развитие, обобщение математических знаний, самостоятельная познавательная деятельность, курс обобщения по геометрии.

Методологической основой современной образовательной парадигмы являются теория учебной деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.), системный подход (И.В. Блауберг, Э.П Юдин) и синергетический (Монаков Н.А., Смирнов Е.И), которые определяют основные направления его развития. Прежде всего, открытость образовательной среды, вариативность способов получения образования, свобода выбора технологий обучения и инструментов цифровой среды обусловливают ведущую цель современного образования - всестороннее и гармоничное развитие личности обучающегося. Интенсивное развитие интернет-технологий, цифровых инструментов и средств обучения определяют направление личностного развития через интерактивное обучение, особенно в процессе обобщения знаний. В новой образовательной парадигме имеют место субъект-субъектные отношения, которые влияют на развитие активной позиции обучающихся в самостоятельном поиске информации, её анализе, преобразовании и применении в новых и нестандартных учебных ситуациях [1].

Однако главным отличием данной стадии развития математического образования в основной школе от всех предыдущих является то, что переход к новому качеству результатов образования не может осуществляться стихийно, в отсутствие инновационных решений. Он требует переосмысления традиционных методов и поиск новых подходов к формированию самостоятельной познавательной деятельности в процессе обучения математике в насыщенной информационно-образовательной среде и актуализации обобщающей деятельности на основе освоения уровневого сложного знания именно в подростковом возрасте, так как этот возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью. В этой связи актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых форм и методов обучения математике, направленного на развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы.

Цель исследования: повысить уровень самостоятельности обучающихся основной школы в обучении математике через пересмотр содержания, способов обобщения и изменение методики обучения математике.

Исходя из цели, определим задачи исследования: раскрыть сущность обобщения знаний как фактора развивающего обучения; разработать методику формирования и развития самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обобщения математических знаний; апробировать методику обобщения знаний, на примере курса геометрии и экспериментально доказать влияние обобщения знаний на уровень развития самостоятельной деятельности обучающихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлен инновационный эффект развития познавательной самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обобщения математических знаний за счет отбора, конструирования и вариативности практико-ориентированных заданий в насыщенной информационно-образовательной среде и использования ИКТ.

В ходе исследования использовались теоретические и экспериментальные методы. Сравнительный анализ, конкретизация научных фактов, моделирование позволили углубить и расширить теоретические положения системно-деятель-ностного подхода к формированию самостоятельной познавательной деятельности на основе обобщения знаний учащихся по математике. Педагогический эксперимент доказал основные положения теории и позволил дать практические рекомендации по обобщению математических знаний и развитию личностных качеств обучающихся основной школы.

Развитие математических способностей очень часто связывают с умением обобщать и оперировать обобщёнными знаниями. С.Л. Рубинштейн показал, что «мышление внутренне связано с обобщениями: оно совершается в них и ведет к обобщениям более высокого порядка. Поэтому правомерно утверждение о том, что разные уровни мышления определяются этапами обобщения познавательного материала» [2]. Обобщение знаний необходимо и для формирования научного мировоззрения обучающихся [3]. Часто и неправомерно процессу обобщения знаний отводят место при повторении знаний и рассматривают как этап контроля знаний в процессе обучения математике в школе. Отметим также, что в данном возрастном периоде становление личности подростка связано с его стремлением к самостоятельности. С одной стороны, обобщение знаний положительно влияет на развитие математической деятельности, с другой стороны, является

фактором развития личностных качеств обучающегося, таких как самоорганизация, самооценка, саморефлексия, самообразование. Началом такого развития является формирование самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Анализ педагогических и психологических концепций В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна и др. показал, что со способностью к обобщению как интеллектуальной операции мышления, развитие которой связано с умственным экспериментированием на основе множественного целеполагания и вариативности способов когнитивной деятельности, связано и стремление обучающихся среднего школьного возраста к самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний через решение практико-ориентированных задач [3; 4; 5].

Формирование у учащихся самостоятельной познавательной деятельности происходит через:

- обобщение полученных знаний и восприятие новой информации, ее анализ, выработку новых способов работы с математическими объектами;

- применение знания о современной естественнонаучной картине мира в познавательной деятельности,

- применение методов математической обработки в экспериментальном исследовании;

- умение самостоятельно работать с информацией в цифровой образовательной среде [5].

Рассматривая математику как определенную культуру, прежде всего, связанную с человеческой деятельностью, в частности познавательной, мы исходим из того, что в математической науке деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности выступают как равноправные компоненты. В.А. Кру-тецкий отмечает, что «глубокое самостоятельное и творческие изучение математики является предпосылкой развития способностей к творческой математической деятельности: самостоятельной постановке проблем и нахождению путей и методов их решения, имеющих новое и общественно значимое содержание» [4].

Этапы обобщения в процессе обучения математике Е.И. Санина определяет следующим образом:

- «восприятие и воспроизведение изученного материала;

- переосмысление материала (выделение существенного, установление связей между понятиями и фактами),

- построение выводов и обобщений (от общего к частному и от частного к общему),

- углубление и расширение знаний,

- применение знаний в новых и нестандартных ситуациях» [6].

Например, обобщение геометрических знаний происходит в процессе усвоения отдельных понятий, их графических образов, применения фактов геометрии и математических утверждений (теорем и аксиом) в решении задач повышенной сложности (в новой учебной ситуации).

В целях развития самостоятельной деятельности обучающихся основной школы нами разработан курс обобщения знаний «Дополнительно о геометрии».

Структура курса представлена на основе теоретической модели процесса обобщения и систематизации знаний [6; 7]:

- восприятие, осмысление, формирование, обобщение понятий;

- усвоение более сложной системы знаний;

- углубление теоретического материала;

- овладение новыми знаниями и практическими умениями.

Задачи курса:

1) обеспечить высокий уровень математических знаний, понимание математических понятий, суждений, теорем;

2) развивать способность решать задачи творческого и исследовательского характера и находить оригинальные решения задач;

3) сформировать математическое мышление и владение математическим языком, воспитать устойчивый интерес к математике, развить математические способности, мышление и интуицию

4) способствовать применению прикладных математических знаний в смежных науках и в реальной жизни.

Курс состоит из пяти модулей по основным темам планиметрии. Каждый модуль содержит теоретический, практический и прикладной компоненты. Например, в теоретическом компоненте модуля «О треугольнике» предлагаются теоремы Менелая, Чевы и их обратные теоремы, исторические факты о древнегреческой математике. В практическом компоненте даны задачи на применение данных теорем, в прикладном компоненте предлагаются исследовательские задачи. Рассматриваются неожиданные, нестандартные подходы к решению задач, развивается представление об истории математики, о том, что данный материал является только частью огромного геометрического материала.

Приведем пример обобщающего урока из модуля «Площадь».

Результат исследования состоит в том, что теоретически и экспериментально обоснован тезис о том, что регулярное и последовательное закрепление, углубление, обобщение и систематизация математических знаний на протяжении всего процесса обучения в основной школе создают основу для формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, поскольку сам процесс обобщения имеет черты творческой самостоятельной математической деятельности (свернутость структуры, стремление к рационализации решения и др.). Процесс их формирования позволяет добиваться более высокого уровня сформированности как самих обобщенных приемов, так и математической деятельности в целом.

Этапы обобщения Цель обучения Этапы урока Учебные действия

Обеспечение мотивации учения детей, восприятие материала, актуализация знаний Готовность к самостоятельному поиску новых знаний Предложение решить задачу: два ромба АВСВ и АМНК, имеющие общую вершину А, расположены так, что стороны АВ и АМ образуют угол в 30°. Известно, что углы при вершине А обоих ромбов равны 60°, площадь пересечения ромбов равна 5^3, а площадь их объединения равна 23^3. Найти площадь каждого из ромбов Определяют трудность задачи. Делают вывод: нужно получить соответствующую «картинку». Обнаруживается, что задача имеет многовариантный подход

Осмысление задачи Формирование исследовательской деятельности Постановка 1 вопроса: как взаиморасположены прямые АМ и АВ? Исследование вопроса: какие возможные варианты расположения прямых существуют?

Систематизация и обобщение воспроизведенных знаний Установление связей между изученными материалами. Исследовательская деятельность Постановка 2 вопроса: а где расположена вершина Н на луче АВ? Исследование вопроса. Возможны три случая

Углубление и расширение знаний, воспроизведение знаний на новом уровне Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для углубления материала Исследуют и определяют три различные ситуации: 1-й случай: АН < АВ, 2-й случай: АВ < АН < 3АВ, 3-й случай: АН > 3АВ В парах, группах индивидуально обсуждают и разбирают варианты решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщенная деятельность, применение знаний и умений в новой ситуации Обеспечение переноса обобщенных знаний в видоизмененное условие Для каждого случая находят решение задачи Поиск решений задачи, самостоятельная работа в группах

Рефлексия. Подведение итогов Проверка овладения основными теориями, коррекция Оценка работы, проверка правильности решения Демонстрация решения задачи

Пример урока обобщения и систематизации знаний по геометрии имеет определённую практическую ценность, так как показывает все этапы обобщения и раскрывает развитие математической деятельности в тесной связи с самостоятельным поиском новых знаний и применением их в нестандартной учебной ситуации.

В нашем исследовании было проведено изучение уровня сформированности самостоятельной познавательной деятельности учащихся 9-х классов Май-инского лицея Республики Саха (Якутия). Всего в исследовании приняло участие семьдесят учащихся. Сравнение показателей экспериментальной и контрольной групппоказало.что результатыэкспериментальнойгруппыимеетдинамикуро-ста. На рис. 1 показана динамика изменения уровня самостоятельной познава-тельгпй долтпльноыттрчащгьсыта кьэеуыкьиерпмлгтпвзолиполйноТрэуспе-риментальной группах.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

среднии

экспериментальная группа

| контрольная группа

Рис. 1. Динамика изменения уровня самостоятельнойпознавательнойдеятельности

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что обобщение знаний в процессе обучения математике в основной школе создает условия для активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, развивает математические способности, формирует целостную систему знаний, что повышает качество математического образования в основной школе.

Одна из особенностей процесса обобщения математических знаний - это преемственность этапов развития самостоятельной деятельности: более высокий уровень овладения умениями саморегуляции, самоорганизации, самооценки, саморефлексии происходит на фундаменте предыдущего действия и ведёт к новообразованию умений самостоятельной деятельности в новых условиях. Как всякая сложная система, познавательная деятельность может в критический момент вносить изменения в последовательность действий, самоорганизовываться в соответствии с потребностями личности обучающегося. Это усиливает творческую составляющую познавательной деятельности и самостоятельность в углублении и расширении имеющихся знаний.

Таким образом, обобщение знаний в обучении математике в основной школе является условием развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В процессе обобщения повышается степень самостоятельности во всех видах деятельности (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция знаний, оценка процесса, алгоритмизация действий). Апробация методики обобщения математических знаний на примере курса геометрии и экспериментальная проверка убедительно доказывают влияние обобщения знаний на уровень развития самостоятельной деятельности обучающихся. Пример обобщающего урока по геометрии может быть использован в практике работы учителя математики в основной школе.

Результаты данного исследования находят своё применение в теории и методике обучения математике в решении проблемы формирования и развития познавательной самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обобщения математическихзнаний.

Библиографический список

1. Попова Т.С. Обобщение и систематизация знаний учащихся в информационно-образовательной среде. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 2 (39): 111 - 112.

2. Рубинштейн С.Л. О мышленииипутяхегоисследования.Москва,1958.

3. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы. Москва: Просвещение, 1966.

4. КрутецкийВ.А. Психологияматематическихспособностей школьников. Москва:Просвещение,1968.

5. Попова Т.С. Обобщение знаний в процессе обучения математике как условие личностного развития учащихся. Успехи современной науки. 2017; № 4.

6. Санина Е.И., Буншафт Е.Н. Обобщение и систематизация знаний по геометрии средней школе в контексте технологического подхода к обучению: монография. Тула: Арт-принт, 2010.

7. Санина Е.И. Повторение планиметрии в старших классах. Математика в школе. 1993; № 4, 1993: 24 - 26. References

1. Popova T.S. Obobschenie i sistematizaciya znanij uchaschihsya v informacionno-obrazovatel'noj srede. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2013; № 2 (39): 111 - 112.

2. Rubinshtejn C.JI. O myshlenii iputyah ego issledovaniya. Moskva,1958.

3. Davydov V.V., 'El'konin D.B. Vozrastnye vozmozhnosti usvoeniya znanij: mladshie klassy shkoly. Moskva: Prosveschenie, 1966.

4. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1968.

5. Popova T.S. Obobschenie znanij v processe obucheniya matematike kak uslovie lichnostnogo razvitiya uchaschihsya. Uspehi sovremennoj nauki. 2017; № 4.

6. Sanina E.I., Bunshaft E.N. Obobschenie i sistematizaciya znanijpo geometrii srednej shkole v kontekste tehnologicheskogo podhoda kobucheniyu: monografiya. Tula: Art-print, 2010.

7. Sanina E.I. Povtorenie planimetrii v starshih klassah. Matematika v shkole. 1993; № 4, 1993: 24 - 26.

Статья поступила в редакцию 23.01.22

УДК 37.013

Ri K.K., senior teacher, Pacific State university (Khabarovsk, Russia), E-mail: meili@bk.ru

Chen Hezhou, student, Pacific State University (Khabarovsk, Russia), E-mail: 2557257745@qq.com

INCREASING THE LEVEL OF MOTIVATION OF JUNIOR STUDENTS TO LEARN CHINESE AS PART OF THE PROJECT ACTIVITY "INTRODUCTION TO THE PROFESSION OF A LINGUIST-INTERPRETER". The concept of motivation, the types of motives that influence the success of the educational process are discussed in the article. The key idea is the introduction of project activities, which contributes to the development of interest in learning in the chosen specialty. The author considers project activity to be one of the means to increase the level of motivation of junior students. The author is convinced that the involvement of students into the educational process will contribute to increasing the level of motivation and reducing the number of junior students expelled from the university. It is ensured by organizing informative meetings with graduates of the Pacific State University who successfully work in the specialty "linguist-interpreter". From the point of view of scientific and practical significance, the article can be used for further work in the field of project activities, as well as for teaching such disciplines as pedagogy, methods of teaching a foreign language and others.

Key words: Chinese, motivation, interpreter's profession, project activity, teacher, development, linguist-interpreter, cognitive activity, learning.

К.К. Ри, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: meili@bk.ru

Чэнь Хэчжоу, студент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: 2557257745@qq.com

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБУЧЕНИЮ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ЛИНГВИСТА-ПЕРЕВОДЧИКА»

В статье рассматриваются понятие мотивации, типы мотивов, которые оказывают влияние на успешность образовательного процесса. Ключевой идеей признается внедрение проектной деятельности, которая способствует развитию интереса к обучению по выбранной специальности. Проектная деятельность признается автором как одно из средств повышения уровня мотивации студентов младших курсов. Автор убежден, что повышению уровня мотивации и снижению числа отчисленных из вуза студентов младших курсов будет способствовать вовлеченность студентов в учебный процесс. Это обеспечивается путем организации информативных встреч с выпускниками Тихоокеанского государственного университета, успешно работающими по специальности «Лингвист-переводчик». С точки зрения научно-практической значимости статья может быть использована для дальнейшей работы в поле проектной деятельности, а также при обучении таким дисциплинам, как педагогика, методика преподавания иностранного языка и другим.

Ключевые слова: китайский язык, мотивация, профессия переводчика, проектная деятельность, преподаватель, развитие, лингвист-переводчик, познавательная деятельность, обучение.

На современном этапе развития системы образования в России важной задачей определена модернизация системы профессионального образования, которая влечет за собой потребность перехода к применению современных методов и технологий обучения, которые стимулировали бы непрерывное развитие и совершенствование творческого, неординарного мышления студентов, их профессионально ориентированных навыков и умений, а также повышение уровня мотивации. Реальная картина демонстрирует тот факт, что лишь небольшая часть студентов заинтересована своей будущей профессией и мотивирована на успешную учебную деятельность. В связи с этим следует признать актуальность проблемы мотивации к обучению, занимающей центральное место в педагогике.

Как показывает действительность, при организации учебного процесса изучение мотивов обучения не рассматривается, знания, умения и общее интеллектуальное развитие выступают в роли основных показателей, овладение которыми предполагает подготовку грамотного специалиста, готового к профессиональной деятельности после окончания вуза. Развитию мотивации как стимулятору качественного обучения, к сожалению, не уделяется должного внимания при преподавании дисциплин, ориентированных на профиль студента. Вероятнее всего, некоторые преподаватели считают, что вчерашние школьники в возрасте 16-17 лет и студенты младших курсов 17-19 лет уже обладают достаточным уровнем мотивации к обучению, едва переступив порог высшего учебного заведения. Такая позиция в корне ошибочна, ведь указанная возрастная категория в большинстве случаев из-за особенностей психологического и физиологического характера, свойственных возрасту, не способна визуализировать успешные перспективы своей будущей профессии, которые могут случиться, но пока кажутся далекими и недосягаемыми. Кроме того, далеко не каждый преподаватель владеет методиками по развитию у студентов мотивации к обучению.

Все перечисленное актуализирует цель исследования, которая заключается в определении категории «мотивация» в учебном процессе в качестве одного из ведущих инструментов для организации и реализации успешной, профессионально ориентированной образовательной деятельности и повышении уровня мотивации к обучению. Цель определила потребность в решении задач по исследованию мотивации как неотъемлемого инструмента в учебной деятельности и разработке мероприятий по ее повышению.

В соответствии с теорией деятельности авторитетного советского психолога, педагога и философа Леонтьева А.Н. мотивы определены как «структурный компонент любого вида деятельности» [1]. По его мнению, любая деятельность активизируется не единичным мотивом, а целым набором мотивов, которые ученый вложил в понятие мотивации. Мы разделяем авторскую позицию Леонтьева А.Н., согласно которой мотивация - это «процесс побуждения к деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей и задач» [1]. Таким образом, успешность обучения в вузе обусловлена уровнем развития мотивации у студента.

Современные исследователи в сфере педагогики (Котова С.С., Мамонтова Н.Ю. и др.) в своих работах продолжают распространять идеи ученых прошлого столетия, считая мотивацию «одним из решающих факторов, способствующих эффективности обучения, совокупностью мотивов, которые стимулируют активность и заинтересованность студентов в учебной деятельности» [2].

В научно-практическом поле педагогики представлены внешние и внутренние мотивы [3]. Внешние мотивы могут проявляться в потребности учащегося к успешности, личностным достижениям, финансовому благополучию в перспективе, а также в стремлении быть высоко оцененным и поощренным родителями, осознании важности выполнения требований преподавателя с целью избегания наказательных санкций (неаттестованность по предметам, отчисление из вуза и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.