6) Формированию навыков продуктивной командный работы;
7) Развитию критического мышления обучающихся;
8) Закреплению ранее пройденного учебного материала посредством его воспроизведения в рамках живого общения;
9) Формированию комфортного психологического климата на занятии как результата игровой и в той же время учебной активности студентов;
10) Формированию критического мышления и навыков проблемного обучения контингента группы;
11) Развитию способности к рефлексии, критической оценке проведенной работы.
Наиболее оптимальными формами проведения интеллектуальной викторины в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, по нашему мнению, являются:
1) Командная викторина, предполагающая разделение обучающихся на несколько соперничающих мини-групп, способствующая развитию навыков командной борьбы и межличностного взаимодействия;
2) Ролевая викторина, предполагающая распределение между обучающимися различных ролей, определяющих степень и форму их участия в практическом занятии и особенности взаимодействия с другими студентами группы, направленная на развитие коммуникативных навыков, дисциплины, привитие обучающимся чувства ответственности за выполнение возложенных на них задач.
Список использованной литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 08.12.2020) // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
2. Холод Н. И., Никитина И. Ю. Викторина как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку в вузе // Ярославский педагогический вестник - 2017 - №2 - С. 115-118.
© Басов В. А., Беляева И. В., Блохина И. С., Слепченкова И.Н., 2021
УДК 37.013
Басов В. А.
Преподаватель ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ Гектор О.П.
Преподаватель ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ Игошина И. В.
Преподаватель ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ Шмелева Т.Д.
Преподаватель ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В настоящей статье сформулированы рекомендации, направленные на оптимизацию
образовательного процесса при проведении практических занятий в форме решения ситуационных задач в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, направленные на повышение уровня вовлеченности обучаемых в решение учебных вопросов, повышение эффективности образовательного процесса и формирование профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта.
Ключевые слова:
ситуационные задачи, методы обучения, практическое занятие, проблемное обучение,
среднее профессиональное образование.
Ситуационная задача может рассматриваться в качестве «формы организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую (проблемную) ситуацию» [1, С. 41].
Источниками построения сюжета (содержания) и постановки проблемы ситуационной задачи являются научные знания, образовательный процесс и содержание обучения, личностный опыт, литература (учебная, художественная, публицистическая, нормативная, статистическая) и другие источники информации [2, С. 49].
Решение ситуационных задач, с нашей точки зрения, является одной из наиболее эффективных форм организации учебного процесса на практических занятиях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
По нашему мнению, о целесообразности проведения практических занятий в форме решения ситуационных задач свидетельствует то, что применение данной образовательной технологии может способствовать:
1) Повышению уровня компетентности студентов в разрешении ситуаций, имеющих прямое отношения к реальной практике профессиональной деятельности;
2) Развитию творческого мышления обучающихся;
3) Более глубокому пониманию основ профессиональной деятельности студентов;
4) Развитию навыков командной работы;
5) Применению теоретических знаний на практике;
6) Развитию аналитических способностей обучающихся.
При проведении практического занятия в форме решения ситуационных задач в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, с нашей точки зрения, можно выработать следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности применения данной образовательной технологии:
1) Предоставлять студентам возможность найти решение проблемы, содержащейся в ситуационных задачах с позиции разных профессиональных ролей (директора организации, заместителя директора, начальника низшего звена, работника и т.д.);
2) Использовать в качестве ситуаций, лежащих в основе задач, реальную производственную практику предприятий субъекта РФ, где находится образовательная организация;
3) Предоставлять студентам определенную степень плюрализма при определении путей решения проблем, лежащих в основе задач;
4) Проводить сравнение путей решения проблем, содержащихся в задачах, выработанных обучающимися с решениями, которые реально были приняты в производственной практике с выявлением достоинств и недостатков этих решений и определением наиболее оптимальных из них;
5) Привлекать обучающихся к обсуждению выработанных решений, приведению аргументов в пользу своей позиции по предмету диалога и контраргументов, направленных против критики оппонентов.
Список использованной литературы:
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд. Казанского университета, 1988. - 237 с.
2. Приходько М. А., Смирнова О. Б. Ситуационных задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний \\ Интернет журнал «Мир науки», - 2018 - № 3 - С. 44 - 53.
© Басов В. А. Гектор О. П., Игошина И. В., Шмелева Т. Д., 2021