УДК 37.013
Кириллов С.Л.
Кандидат экономических наук, Директор ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ Миронова Т.Ю.
Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ Шавакина Л. Е.
Заместитель директора по социальной и воспитательной работе ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ Басов В. А.
Преподаватель
ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»,
г. Владимир, РФ
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В настоящем исследовании рассматриваются приемы и методы проведение лекционных занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, направленные на повышения эффективности образовательного процесса и формирование профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта.
Ключевые слова:
лекция, методы обучения, практически-ориентированное обучение, учебное занятие, среднее профессиональное образование
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ профессиональное образование представляет собой «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [1].
На основе анализа рассматриваемой статьи закона можно прийти к выводу, что образовательный процесс в организацией среднего профессионального образования должен быть ориентирован на выработку навыков, знаний и умений, позволяющих вести профессиональную деятельность, то есть быть практически ориентированным.
При этом зачастую практическую направленность при проведении занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования имеют практические и лабораторные занятия, в то время как учебные занятия в лекционной форме в значительно меньшей степени ориентированы на получение практически полезных знаний и умений.
К числу основных достоинств лекции как формы учебного занятия в числе прочего относят: открытость позиции преподавателя, наличия факта «живого общения» с аудиторией, выражение преподавателем собственной мотивированной позиции по предмету обсуждения [2, С. 127], проблемный характер лекции, интерактивность, обеспечивающая диалогическое взаимодействие участников учебного
процесса, продуктивность учебной деятельности студентов; интеграция лекции с другими формами организации обучения [3, С. 77], ориентация при подборе материала и его изложении на конкретные особенности аудитории, возбуждение резонансного взаимодействия лектора и аудитории, совместного поиска, «персонализация» общения, применение встречных высказываний на реплики слушателей, стимулирующих вопросов [4, С. 40].
По нашему мнению, в целях подготовки конкурентоспособных и компетентных специалистов, при проведении лекционных занятий в образовательных организаций среднего профессионального образования необходимо акцентировать вниманию обучающихся на практически значимой информации, овладение которой может способствовать решению профессиональных задач.
С нашей точки зрения, для достижения основных образовательных целей и задач и повышения эффективности образовательного процесса при проведении лекционного занятия в образовательных учреждениях среднего профессионального образования преподавателю необходимо придерживаться следующих рекомендаций, связанных с приемами и методами организации обучения, направленных на обеспечение практической ориентации учебного процесса:
1) акцентировать внимание обещающихся на практическом значении, которое может иметь использования информации, полученной в ходе лекционного занятия;
2) в качестве аргументации заявленной педагогом позиции по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью обучающихся, приводить примеры из производственной, административной и судебной практики;
3) приглашать для выступления или совместного ведения лекционного занятия практикующих специалистов из организаций, сотрудничающих с образовательным учреждениям среднего профессионального образования;
4) в процессе общения с аудиторией мотивировать обучающихся к обсуждению личного опыта трудовой или волонтерской деятельности по получаемой специальности;
5) для демонстрации особенности производственного процесса использовать презентации, содержащих изображения на которых запечатлены особенности производственного процесса организаций, являющихся приоритетными для устройства обучающихся по получаемой специальности;
6) ставить перед аудиторией проблемные вопросы, связанные с типичными и нетипичными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности;
7) словесно моделировать ситуации, решение которых требует применения профессиональных компетенций, полученных при освоении образовательной программы;
8) в качестве аргумента в пользу правильности избранной педагогом позиции по тому или иному вопросу, связанному с профессиональной деятельностью обучающихся, приводить примеры из личного опыта трудовой детальности педагога;
9) проводить сравнение профессионального опыта педагога, практикующих специалистов и обучающихся с целью выявления общих закономерностей профессиональной деятельности;
10) в целях развития критического мышления обучающихся, мотивировать их к приведению контраргументации отдельных утверждений педагога в случае озвучивания обучающимися противоположной или противоречащей мнению педагога позиции по вопросам, связанным особенностями профессиональной деятельности;
11) в ходе дискуссии с обучающимися предлагать им самостоятельно смоделировать ситуацию, характерную для профессиональной деятельности, иллюстрирующую определенный аспект изучаемой проблемы.
Выполнение вышеуказанных рекомендаций, с нашей точки зрения, будет способствовать повышению практической значимости изучаемого материала, формированию у обучающихся навыков и умений, имеющих ключевое значение для осуществления профессиональной деятельности, а также универсальных навыков анализа, постановки и решения проблем.
Список использованной литературы: 1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от
08.12.2020) // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
2. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее //Высшее образование в России. - 2011. - №4. - С. 127-133.
3. Идиятов И. Э. Формирования исследовательской компетенции студентов в процессе проблемного обучения: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Идиятов Ильяс Эльбрусович - Казань, 2016. - 237 с.;
4. Загвязинский В.И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса//Образование и наука. - 2014. - №2. - С.34-46.
© Кириллов С.Л., Миронова Т.Ю., Шавакина Л. Е., Басов В.А., 2021
УДК 51-7
Лунев П.И.
учитель географии, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Коротких О.В.
учитель математики, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Кондратова Т.В.
учитель математики, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАТЕМАТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ
ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА
Аннотация
В статье рассматривается вопрос применения математических знаний при изучении географии. При рассмотрении темы о географической карте, необходимо знание понятий из математики о масштабе и координатной плоскости. При изучении темы атмосферы, необходимо умение работать с графиками и диаграммами, изучаемыми в математике.
Ключевые слова
Математика, география, масштаб, географические координаты, условные знаки.
Основная задача школы - научить применять теоретические знания на практике. Использовать материал разных предметов для решения конкретных учебных задач, вопросов и проблем. Внедрение ФГОС ООО ориентируется на формирование метапредметных связей, которые в старой школе назывались межпредметные. Суть межпредметных сязей в том, чтобы дети самостоятельно могли усваивать не только теорию, но могли её применять на уроках других дисциплин, изучаемых в школе.
География и математика имеют много общих вопросов. В данной работе мы рассмотрим в основном те темы, которые представлены в ВПР по географии в 6 классе, но которые связаны с математикой 6 класса.
Например, при рассмотрении первого задания по ВПР - работа с географической картой -необходимо соотнести буквы и название материков: то есть по контурной карте определить название материков по их очертаниям.
При работе со вторым заданием - Определение географических координат и направлений по географической карте - необходимо понимать, что сама карта - это математическое изображение земной поверхности на плоскости с помощью градусной сетки. География немыслима без карты. А умение определять географические координаты, является первым очень важным навыком в данном предмете.
Третье задание ВПР по географии - работа с фрагментом топографической карты - определение