08.12.2020) // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
2. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее //Высшее образование в России. - 2011. - №4. - С. 127-133.
3. Идиятов И. Э. Формирования исследовательской компетенции студентов в процессе проблемного обучения: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Идиятов Ильяс Эльбрусович - Казань, 2016. - 237 с.;
4. Загвязинский В.И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса//Образование и наука. - 2014. - №2. - С.34-46.
© Кириллов С.Л., Миронова Т.Ю., Шавакина Л. Е., Басов В.А., 2021
УДК 51-7
Лунев П.И.
учитель географии, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Коротких О.В.
учитель математики, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Кондратова Т.В.
учитель математики, МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАТЕМАТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ
ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА
Аннотация
В статье рассматривается вопрос применения математических знаний при изучении географии. При рассмотрении темы о географической карте, необходимо знание понятий из математики о масштабе и координатной плоскости. При изучении темы атмосферы, необходимо умение работать с графиками и диаграммами, изучаемыми в математике.
Ключевые слова
Математика, география, масштаб, географические координаты, условные знаки.
Основная задача школы - научить применять теоретические знания на практике. Использовать материал разных предметов для решения конкретных учебных задач, вопросов и проблем. Внедрение ФГОС ООО ориентируется на формирование метапредметных связей, которые в старой школе назывались межпредметные. Суть межпредметных сязей в том, чтобы дети самостоятельно могли усваивать не только теорию, но могли её применять на уроках других дисциплин, изучаемых в школе.
География и математика имеют много общих вопросов. В данной работе мы рассмотрим в основном те темы, которые представлены в ВПР по географии в 6 классе, но которые связаны с математикой 6 класса.
Например, при рассмотрении первого задания по ВПР - работа с географической картой -необходимо соотнести буквы и название материков: то есть по контурной карте определить название материков по их очертаниям.
При работе со вторым заданием - Определение географических координат и направлений по географической карте - необходимо понимать, что сама карта - это математическое изображение земной поверхности на плоскости с помощью градусной сетки. География немыслима без карты. А умение определять географические координаты, является первым очень важным навыком в данном предмете.
Третье задание ВПР по географии - работа с фрагментом топографической карты - определение
направления на указанный географический объект, определение расстояния между объектами природы с помощью масштаба, а также по карте определить возможный характер человеческой деятельности в зависимости от формы рельефа.
Задание 3.1. На каком берегу реки находится церковь? - На правом. В каком направлении от церкви расположен родник? - В западном (рис 1.).
Горизонтали проведены через 2,5 метра Рисунок 1 - Топографическая карта
3.2. Какова протяжённость проложенного на карте маршрута А-В? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек. Ответ дайте в метрах - 300 метров.
3.3. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А-В (рис 2.)? Обоснуйте свой ответ.
А - футбольное поле Б - санный спуск
Рисунок 2 - Фотографии
Б - подходит, потому что по маршруту А - Б проходят горизонтали в сторону понижения к реке, а санному спуску это и нужно. И еще по маршруту нет препятствий в виде деревьев, ям и оврагов.
В четвертом задании - вычисление времени в разных частях Земли - по часам в разных городах нужно определить время в данный момент; и используя режим дня в разных городах - указать характер деятельности учеников каждого города; а также объяснить - причины разницы во времени в разных частях Земли.
Задание 4.1. Разница во времени между Санкт-Петербургом и Якутском составляет +6 часов. На рисунках представлены показания часов в Санкт-Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах (рис 3.).
Рисунок 3 - Часы
4.3. Разница во времени между городами обусловлена осевым вращением Земли и её шарообразной формой.
В шестом задании - анализ графической интерпретации погоды - работа по графику хода температуры - определение минимальной или максимальной температуры; амплитуды температур; определение характера погоды по знакам: облачности, выпадающим осадкам, направлении ветра, температуры и влажности воздуха (рис 4.).
яфмамииасон д*™ш Рисунок 4 - График
На метеорологической станции города N в течение года наблюдали за температурой воздуха. По результатам наблюдений метеорологи построили график годового хода температуры. Рассмотрите график годового хода температуры и ответьте на вопросы. Какой месяц был самым холодным в году? - январь. Какова годовая амплитуда температур? 20 - (-15) = 35
6.2. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 15 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день (рис. 5.)
Рисунок 5 - Температура
На рисунке А температура воздуха опустилась ниже 15 градусов мороза? Описание погоды для пункта А - облачно, выпадает снег, западный ветер, температура - 16 градусов, влажность 85%.
В восьмом задании - анализ информации о населении стран мира - определение по таблице населения - стран с наибольшей и наименьшей плотностью населения, а также ранжировать страны по численности населения.
Задание 8.1 Используя приведённую ниже таблицу, выполните задания.
Численность и состав населения (см. табл. 1).
Таблица 1
Численность и состав населения
№ Численность населения, млн человек Состав населения, %
Страна городское сельское
1 Австралия 25 88 12
2 Греция 11 80 20
3 Египет 95 43 57
4 Франция 65 80 20
Расположите страны в порядке уменьшения численности населения, начиная со страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран. - 3,4,1,2. В какой стране преобладает сельское население? Запишите в ответе название страны - Египет. В каких странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия стран - Греция и Франция.
В советское время широко использовались межпредметные связи разных предметов. Была система в изучении разных предметов в определенной последовательности. Например, в курсе математики, раньше рассматривалась тема - масштаб, чем та же тема в курсе географии. В настоящее время, жаль, нет такого контроля, за содержанием разных предметов, чтобы была определенная взаимосвязь между разными учебными предметами. Поэтому иногда в курсе географии приходится давать математические сведения, которые в курсе математики изучаются позже, что не очень хорошо для географии, ибо в 6 классе на изучении курса географии дается только один час в неделю, а математики пять часов.
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Математика и география - это две науки, которые не могут существовать друг без друга, они неразрывно связаны между собой и продолжают работать вместе на формирование современной научной картины мира. Список использованной литературы:
1. Алексеев А.И., Николина В.В. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2019. - 191с.
2. Банников С.В., Эртель А.Б. География ВПР 6 класс. типовые задания М., Экзамен, 2018. - 264 с.
3. Виленкин Н.Я., и другие. Математика 6 класс; учеб. для общеобразовательных организаций. - М.: Мнемозина, 2018. - 288с.
4. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.
© Лунев П.И., Коротких О.В., Кондратова Т.В., 2021
УДК 372.83
Поселенов А.В.
учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 2»
г. Коряжма, РФ
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД УСВОЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена наметившимся в последнее десятилетие увеличением
~ 114 ~