Научная статья на тему 'Областная целевая программа поддержки экспорта: опыт Ростовской области'

Областная целевая программа поддержки экспорта: опыт Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная целевая программа / поддержка экспорта / методика разработки региональной программы / параметры и механизмы / результаты реализации программы / regional target program / export support / regional program development technique / parameters and mechanisms / results of the program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евченко Наталья Николаевна

Рассмотрены используемые в Ростовской области механизмы создания условий для расширения экспорта готовой продукции и роста числа предприятий-экспортеров посредством разработки и реализации областной целевой Программы поддержки экспорта на 2007-2008 гг. Приведен авторский алгоритм разработки программы, перечислены механизмы и инструменты, необходимые для ее реализации, указаны отличия данной программы от аналогичных программ других регионов РФ, охарактеризованы полученные результаты. Сделан вывод о том, что при политическом решении и региональных, и федеральных органов власти на региональном уровне управления возможно эффективно решать проблему поддержки экспорта, имеющую статус национального проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евченко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the mechanisms used by the Rostov region and aimed at creating conditions for the increase of finished goods export and the number of enterprises-exporters by means of the Regional Export Support Program development and implementation in 2007-2008. The author"s algorithm of the program development is presented the mechanisms and the instruments that are necessary for its implementation are listed its differences from the similar programs in the Russian Federation regions are shown and the obtained results are described. It is concluded that having a political decision at the regional and federal management levels it is possible to solve the problem of export support that has a «national project» status.

Текст научной работы на тему «Областная целевая программа поддержки экспорта: опыт Ростовской области»

H.H. EB4EHKO

УДК 339.5(470.61) H.H. ЕВЧЕНКО

ББК 65.9(2Рос)8 кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону e-mail: [email protected], [email protected]

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА:

ОПЫТ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены используемые в Ростовской области механизмы создания условий для расширения экспорта готовой продукции и роста числа предприятий-экспортеров посредством разработки и реализации областной целевой Программы поддержки экспорта на 2007—2008 гг. Приведен авторский алгоритм разработки программы, перечислены механизмы и инструменты, необходимые для ее реализации, указаны отличия данной программы от аналогичных программ других регионов РФ, охарактеризованы полученные результаты. Сделан вывод о том, что при политическом решении и региональных, и федеральных органов власти на региональном уровне управления возможно эффективно решать проблему поддержки экспорта, имеющую статус национального проекта.

Ключевые слова: региональная целевая программа, поддержка экспорта, методика разработки региональной программы, параметры и механизмы, результаты реализации программы.

N.N. YEVCHENKO

PhD in Economics,Senior Research Associate, Northern Caucasus Scientific Research Institute of Economic & Social Problems

of the South Russia Federal University, Rostov-on-Don e-mail: [email protected], [email protected]

REGIONAL EXPORT SUPPORT PROGRAM DEVELOPMENT: THE ROSTOV REGION CASE

The article represents the mechanisms used by the Rostov region and aimed at creating conditions for the increase of finished goods export and the number of enterprises-exporters by means of the Regional Export Support Program development and implementation in 2007—2008. The author's algorithm of the program development is presented; the mechanisms and the instruments that are necessary for its implementation are listed; its differences from the similar programs in the Russian Federation regions are shown and the obtained results are described. It is concluded that having a political decision at the regional and federal management levels it is possible to solve the problem of export support that has a «national project» status.

Keywords: regional target program, export support, regional program development technique, parameters and mechanisms, results of the program.

Финансовый кризис 2008-2009 гг. подтвердил высокий уровень зависимости российской экономики от конъюнктуры внешних рынков и налоговой доходности федерального бюджета от внешнеэкономических операций, сложившийся в последнее десятилетие. Сформировавшаяся за много лет структура сырьевого экспорта требует

совершенствования с учетом факторов глобализации в целях расширения возможностей российских субъектов хозяйствования и граждан. Среди ключевых элементов модернизации экономической системы, признанных эффективными в мировой практике и дающих импульс к экономическому росту, выделяются механизмы развития внешне-

экономических и торговых связей регионов России, создания условий для расширения экспорта готовой продукции и роста числа предприятий-экспортеров.

Система государственного содействия экспортерам, сформировавшаяся в основном в 2003-2005 гг., наряду с общими положительными моментами имеет ряд недостатков, снижающих эффективность ее функционирования: слабая концептуальная проработка задачи выбора целевой группы поддержки, недостаточность средств, минимальность видов государственной поддержки, отсутствие механизмов получения региональными предприятиями государственной поддержки. Ключевыми остаются проблемы доминирования функций контроля и обеспечения наполнения федерального бюджета доходами от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) над функциями стимулирования, увеличения объема несырьевого экспорта и содействия ему, а также вопросы функционирования системы поддержки экспортеров преимущественно на федеральном уровне в крайне ограниченных масштабах по видам и объемам финансирования без создания региональных органов, определения механизмов и форм взаимодействия органов управления с экспортерами.

Государственная система контроля и негосударственный сектор обеспечения ВЭД функционируют в регионах Российской Федерации в условиях единства действий территориальных служб федеральных органов исполнительной власти и коммерческого звена системы институционального обеспечения комплекса внешнеэкономических операций резидентов и нерезидентов. Управленческие воздействия звеньев системы порой неско-ординированы, критерии эффективности ее функционирования не отвечают критериям эффективности функционирования аналогичных систем в экономически развитых государствах. Региональная же система взаимодействия участников ВЭД, поддержки и обеспечения такой деятельности лишь зарождается в небольшом числе российских регионов.

Новацией реформы системы государственного управления-2010 объявлен переход к использованию программно-целевых методов на всех ее уровнях. Задача сводится к целевому управлению экономическими и

социальными процессами путем выработки научно обоснованных программ. В Ростовской области в 2006-2010 гг. накоплен положительный опыт решения задачи поддержки экспорта и региональных экспортеров путем использования программных методов. Особенностью предварительного этапа работы над областной целевой программой явилось то, что к 2006 г. руководители администрации Ростовской области и ее внешнеэкономического блока признали важность и стратегическую значимость взаимодействия органов управления с региональными экспортерами даже в условиях не сформированной до конца государственной системы поддержки экспорта. В Ростовской области в 1993-2006 гг. были разработаны и реализованы концептуальные документы (например, Концепция экономической политики Ростовской области на 1999-2003 гг., раздел «Внешнеэкономическая политика» (1999); Концепция региональной программы «Поддержка экспортеров, развитие и расширение экспорта Ростовской области» (2002); Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2010 г., раздел «Внешнеэкономическое и международное сотрудничество» (2004)), предопределившие политическую готовность региональных органов управления к выработке и осуществлению данной целевой программы.

Программа поддержки экспорта в Ростовской области (на 2007-2008 гг.) и ее успешное продление (на 2009-2010 гг.) является пилотным региональным проектом, реализующим концепцию Минэкономразвития России по росту несырьевого экспорта страны. На программу 2007-2008 гг. было получено положительное заключение Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (письмо от 6 октября 2006 г. № Д12-5271). Кроме того, в международном журнале «Внешние экономические связи» были опубликованы две развернутые статьи об этой программе и ходе ее выполнения [1; 2].

Программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг. в концептуальном плане отличается от аналогичных программ развития ВЭД в других субъектах РФ (Республика Татарстан, Ленинградская,

Свердловская и Калининградская области, г. Москва) следующим:

1. Финансирование программы осуществляется из регионального бюджета. Ни одна из известных нам региональных программ поддержки экспорта в Российской Федерации не финансировалась из регионального бюджета.

2. В программе представлены основные финансовые и нефинансовые формы государственной поддержки экспортеров: информационное сопровождение, субсидирование процентной ставки, ведение диалога с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, возврат НДС.

3. Мероприятия программы разработаны на основе масштабного экономико-социологического исследования деятельности 145 предприятий-экспортеров области, реципиентов программы, концентрирующих 75% объема областного экспорта.

В условиях сложной социально-экономической ситуации, мирового финансового кризиса принята в продолжение первой вторая областная программа: Программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 гг. с бюджетом в 25 млн р.

В Краснодарском крае многие положения программ Ростовской области (общие положения, цели, задачи, механизмы, индикаторы, способы информационной поддержки) были взяты за образец при подготовке и утверждении краевой программы поддержки экспорта на 2010-2012 гг. [5].

В разработке областной целевой Программы поддержки экспорта в Ростовской области использована авторская методика создания программы, состоящая из ключевых блоков:

- анализ российского и мирового опыта управления процессами поддержки экспортеров на региональном уровне;

- учет сложившейся системы, методов и форм работы федеральных и региональных административных органов управления с национальными экспортерами, определение их слабых и сильных сторон;

- прогнозирование и установление баланса необходимого (минимального) и возможного (максимального) региональных уровней поддержки экспорта (организационной, финансовой, политической, информационной);

- разработка стратегии экспортной политики Ростовской области;

- определение статистической базы субъектной поддержки регионального экспорта и сопутствующих внешнеэкономических процессов (данные Южного таможенного управления, Ростовстата, Главного управления Центрального банка России по Ростовской области, Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Ростовской области за 1999-2005 гг.);

- формирование аналитической базы поддержки — списка ведущих предприятий-экспортеров области (данные администрации Ростовской области, торгово-промышленных палат области: гг. Ростова-на-Дону, Таганрога, Шахт, Новочеркасска, Каменска-Шах-тинского);

- построение достоверной социологической базы (данные, полученные по результатам экономико-социологического исследования деятельности 145 предприятий-экспортеров).

Целевая Программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг. утверждена областным законом от 27 ноября 2006 г. № 594-ЗС. Размеры финансирования мероприятий программы на 2007-2008 гг. из областного бюджета составили 22,9 млн р. В 2008 г., несмотря на сложное положение с исполнением бюджета Ростовской области, было принято решение продлить реализацию программы на период 2009-2010 гг. с преференциальным финансированием статей, предусматривающих прямую поддержку экспортеров области в субсидировании части процентной ставки по выданным кредитам, расходов на организацию выставок за рубежом и сертификацию продукции по международным стандартам.

В ходе подготовки программы на 20072008 гг. выявлены тенденции ведения внешней торговли, динамика объема поставок и особенности используемых методов, которые характеризуются следующим:

1. Концентрация экспорта свидетельствует о росте экспортного монополизма, поглощении мелких экспортеров средними и крупными, зависимости экспортеров от мировой конъюнктуры.

2. Наблюдается сосредоточение экспорта преимущественно на крупных предприятиях (на долю 70 предприятий (9% общего

количества предприятий области) приходится более 81% объема экспорта, а доля поставок 52% предприятий составляет менее 100 тыс. дол. США в год).

3. Организационная структура крупных экспортеров зерновых культур и лома черных и цветных металлов построена по принципу создания холдинга, состоящего из малых предприятий, что затрудняет выделение малых предприятий — независимых производителей-экспортеров — для оказания им приоритетной поддержки.

4. Большинство крупных экспортеров области включены в состав российских и транснациональных финансово-промышленных групп и выступают в роли производственных площадок для размещения заказов на экспортную продукцию.

5. Качественными показателями программы признаны объемы экспортных поставок готовой промышленной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, преимущественно машиностроительной, составляющие 3,6% совокупного объема поставок.

6. Экспорт области строго мини-продуктовый: на три товарные группы (продовольствие, металлы, машины и оборудование) приходится 75-84% объема экспорта.

Приоритеты, цели и задачи стратегии осуществления областной экспортной политики реализуются в Программе поддержки экспорта в Ростовской области на 20072008 гг. [3].

Механизм реализации программы формируется на основе использования следующих экономических инструментов1:

- своевременный возврат налога на добавленную стоимость;

- субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам;

1 Перечень разработан на базе репрезентативного экономико-социологического исследования 145 предприятий-экспортеров Ростовской области, включая 25 предприятий, входящих в состав холдингов. Исследуемая группа предприятий сформирована на основе данных ЮТУ ФТС РФ, Ростовстата, Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области, рекомендаций торгово-промышленных палат Ростовской области (гг. Ростова-на-Дону, Таганрога, Шахт, Новочеркасска, Ка-менска-Шахтинского).

- снижение затрат на сертификацию экспортных товаров за рубежом;

- государственная гарантийная поддержка при осуществлении экспорта продукции;

- компенсация части расходов по аренде выставочных площадей;

- информационное обеспечение практики работы на мировых рынках.

Основные результаты, отраженные в итоговом отчете о реализации областной целевой Программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг., утвержденном Законодательным собранием Ростовской области 18 июня 2009 г. [4], сводятся к следующему:

1. Рост объема экспорта готовой продукции в Ростовской области в 2008 г. составил 1,7 раза по отношению к 2006 г., по машинам и оборудованию — 2,2 раза, изделиям из металлов — 2,0 раза (табл.).

2. Созданы 2 198 новых рабочих мест как результат осуществления стимулирующих рост объема экспорта в области мероприятий.

3. Создан и функционирует специализированный Интернет-сайт, изданы русская и английская версии электронного каталога организаций-экспортеров Ростовской области.

4. Проводятся ежегодные конкурсы «Лучший экспортер Ростовской области» в четырех номинациях: «Крупное (среднее, малое, инновационное) предприятие».

5. Объем отправки грузов из портов Ростовской области вырос на 31%.

6. Дополнительно из федерального бюджета в 2007 и 2008 гг. предприятиям-экспортерам промышленной продукции Ростовской области в форме субсидий на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам выделено более 299 481 тыс. р.

В результате выполнения программы получены впечатляющие как количественные, так и качественные показатели ВЭД Ростовской области. Объем экспорта в 2008 г. относительно 2007 г. вырос на 24,9%, или 785,0 млн дол. США. Рост объема экспорта в 2007 г. по сравнению с аналогичным показателем 2006 г. составил 45,3%, или 945,6 млн дол. США (прогнозный показатель — 140 млн дол. США ежегодно).

Динамика объемов экспорта готовой продукции в Ростовской области

в 2006-2008 гг.

Продукция Стоимость, тыс. дол. США Темпы роста по стоимости, %

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г. к 2006 г. 2008 г. к 2007 г.

Бумажные изделия, изделия из древесины 29 246 31 614 23 485 108,1 74,3

Машины, оборудование и транспортные средства 462 807 428 436 921 754 92,6 215,1

Изделия из металлов 176 582 146 375 299 475 82,9 204,6

Продовольственные товары 301 244 421 370 562 347 139,9 133,5

Продукция химической промышленности, каучук 76 533 105 019 113 673 137,2 108,2

Текстильные изделия и обувь 17 738 18 717 16 515 105,5 88,2

Всего 1 064 150 1 151 531 1 937 249 108,2 168,2

Особо следует отметить использование как одного из целевых показателей программы качественного показателя «изменение объемов экспортированной готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости», отсутствующего в государственной статистической отчетности и определяемого по данным таможенной статистики. В 2007 г. рост объема экспорта товаров с высокой степенью добавленной стоимости (готовой продукции) с территории Ростовской области составил 8,2%, или около 87,4 млн дол. США, в 2008 г. — 68,2%, или 785,7 млн дол. США (прогнозный показатель — 5 млн дол. США ежегодно).

Таким образом, опыт Ростовской области в организации функционирования системы государственной поддержки несырьевого экспорта свидетельствует, что на региональном уровне управления возможно эффективно выполнять задачи, имеющие стратегическое национальное значение, на основании принятия политических решений и адекватного вклада как региональных, так и федеральных

органов власти. Условием успеха являются концептуальная проработка проблемы, недублирование административных функций, заинтересованность руководителей программы в сотрудничестве с содействующими экспорту региональными органами и реципиентами программы — экспортерами.

Нерешенными проблемами в работе с региональными экспортерами остаются:

- использование механизмов, принятых в международном сообществе и заключающихся в привлечении общественных и профессиональных организаций к урегулированию вопросов поддержки и стимулирования экспорта;

- передача функций административных структур по работе с экспортерами профессиональным сообществам;

- решение технических проблем с контролирующими органами (таможенными, налоговыми) в части проведения процедур, стабилизации действующего законодательства, устранения доминирующей поддержки крупных экспортеров.

Список использованной литературы

1. Ростовская область: экономика не может быть замкнутой // Внешние экономические связи. 2007. № 9.

2. Экономика «четких правил» дает плоды // Внешние экономические связи. 2008. № 3.

3. URL: http://www.donexport.ru.

4. URL: http://www.donexport.ru/program/4/program?id=98.

5. URL: http://www.kubanexport.ru/index.php?vid=4.

Bibliography (transliterated)

1. Rostovskaya oblast': economika ne mozhet byt' zamknutoy // Vneshnie economicheskie svyazi. 2007. № 9.

2. Economika «chetkikh pravil» daet plody // Vneshnie economicheskie svyazi. 2008. № 3.

3. URL: http://www.donexport.ru.

4. URL: http://www.donexport.ru/program/4/program?id=98.

5. URL: http://www.kubanexport.ru/index.php?vid=4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.