Научная статья на тему 'Региональный опыт поддержки экспорта в Российской Федерации (на примере Москвы)'

Региональный опыт поддержки экспорта в Российской Федерации (на примере Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / СИСТЕМА / РЕГИОНЫ / МОСКВА / EXPORT SUPPORT / SYSTEM / REGIONS / MOSCOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войтешонок Я. А.

Изучено современное состояние элементов системы государственной поддержки экспорта в России на региональном уровне. Исследование проводилось на основе изучения распоряжения Правительства Москвы «О финансировании разработки концепции по поддержке экспорта московских предприятий» № 2030-РП от 25.12.2002 г., областных программ поддержки экспорта, статистических данных Федеральной службы государственной статистики за период с 1999 по 2003 гг. Роль субъектов Российской Федерации в формулировании и реализации внешнеэкономической стратегии повышается. Региональные администрации разрабатывают собственные программы по развитию регионального экспорта, поддержке предприятий-экспортеров и производителей продукции. С точки зрения институциональных основ наиболее четкую структуру имеет система поддержки экспорта в Москве, при этом основное внимание было уделено развитию специальных (нефинансовых) инструментов поддержки экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Войтешонок Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export promotion system in Russian Federation. Moscow experience

The aim of the present article is to study the present status of state export support system at the regional level, i.e. Moscow experience. The study is based on Moscow City Government decree «On funding of Moscow export support system development» № 2030-РП dated 25.12.2002 г., regional export support programs and Federal Statistic Service statistic data analysis. Role of RF subjects if the sphere of development and implementation of foreign economic strategy is raising. Regional authorities develop local export promotion programs. In the context of institutional basis Moscow export support system has a rather defined structure. And the essential instruments of export support are specific/non-financial.

Текст научной работы на тему «Региональный опыт поддержки экспорта в Российской Федерации (на примере Москвы)»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Москвы)

Я.А. Войтешонок

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Изучено современное состояние элементов системы государственной поддержки экспорта в России на региональном уровне. Исследование проводилось на основе изучения распоряжения Правительства Москвы «О финансировании разработки концепции по поддержке экспорта московских предприятий» № 2030-РП от 25.12.2002 г., областных программ поддержки экспорта, статистических данных Федеральной службы государственной статистики за период с 1999 по 2003 гг. Роль субъектов Российской Федерации в формулировании и реализации внешнеэкономической стратегии повышается. Региональные администрации разрабатывают собственные программы по развитию регионального экспорта, поддержке предприятий-экспортеров и производителей продукции. С точки зрения институциональных основ наиболее четкую структуру имеет система поддержки экспорта в Москве, при этом основное внимание было уделено развитию специальных (нефинансовых) инструментов поддержки экспорта.

Ключевые слова: поддержка экспорта, система, регионы, Москва.

В соответствии с основными направлениями внешнеэкономической политики России до 2020 г. один из основных принципов современной модели управления внешнеэкономической деятельностью заключается в повышении роли субъектов Российской Федерации в формулировании и реализации внешнеэкономической стратегии.

В последнее время деятельность по реализации мер государственной поддержки экспорта на уровне субъектов Федерации несколько активизировалась. Региональными администрациями разрабатываются собственные программы по развитию регионального экспорта, поддержке предприятий-экспортеров и производителей продукции. Данные программы, как правило, направлены на обеспечение благоприятных внешних условий для роста конкурентоспособности и развития региональной экономики за счет увеличения объемов и качества продукции, поступающей на экспорт.

Так, в Ростовской области принята областная Долгосрочная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2011—2013 гг. [1], в Краснодарском крае — Долгосрочная краевая целевая программа «Поддержка организаций экспортеров в Краснодарском крае» на 2010—2012 гг. [2]; Правительство Нижегородской области также планирует в 2011—2013 гг. разработать региональную программу поддержки и развития предприятий, производящих продукцию на экспорт.

Некоторые практические аспекты государственной поддержки экспорта были предметом исследований как российских, так и зарубежных ученых (И. Иванов, А. Спартак, Ш. Ямалутдинов, Р. Сирингхаус, А. Роуз). И.Д. Иванов [3] уделяет внимание изучению государственной поддержки промышленного экспорта. В мо-

нографии А. Спартака [4] исследуются особенности современной государственной поддержки экспорта в России и за рубежом, а также изучаются вопросы совершенствования механизмов стимулирования экспорта в РФ. В работе Р. Сиринг-хауса [5] анализируются функции и роль государственных институтов в развитии и продвижении экспорта. Также различные аспекты, связанные с государственной поддержкой экспорта, затрагиваются и в работах [6], Н.В. Дюжевой [7].

Однако региональный аспект данной темы, а именно опыт Москвы в сфере разработки системы поддержки экспорта остался неизученным и будет предметом исследования настоящей статьи (рассматривается период 2000—2010 гг.). Изучение московского опыта представляется интересным, поскольку именно этот регион одним из первых еще в 2003 г. приступил к разработке и реализации собственной программы поддержки и развития экспорта.

Обозначены основные тенденции и особенности развития московского экспорта в 1999—2003 гг. Анализируются компоненты московской системы поддержки экспорта и проблемы ее развития на современном этапе, в заключении приведены основные выводы и интерпретация полученных результатов.

Тенденции развития московского экспорта в 1999-2003 гг.

Тенденции развития московского экспорта в 1999—2003 гг. отражали в целом тенденции развития всего российского экспорта. Осуществление внешнеэкономической деятельности московских предприятий происходило в условиях сохранения элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, а также усиления международной конкуренции на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного применения защитных мер в интересах национальных производителей. Стабильный рост внешнеторгового оборота Москвы обеспечивался в основном за счет увеличения объема импорта, который, по данным Федеральной службы государственной статистики, вырос за 2000—2003 гг. на 117,6%.

Таблица 1

Динамика внешнеторговой деятельности Москвы в 1999—2003 гг. (млн долл. США)

Показатель Год

1999 2000 2001 2002 2003

Внешнеторговый оборот 15 020,9 17 261,1 18 181,9 20 748,8 23 804,8

Экспорт 7 496,8 8 066,6 5 545,0 6 932,2 7 428,9

Импорт 7 541,1 9 194,5 12 636,9 13 816,6 16 375,9

Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].

В этот период структура московского экспорта в значительной мере была ориентирована на выпуск машиностроительной продукции, а также продукции минерального и топливного-энергетического сектора (табл. 2).

Происходило также снижение доли московской продукции в российском экспорте в целом и в экспорте в страны дальнего зарубежья в частности.

Таблица 2

Товарная структура московского экспорта в 1999—2002 гг. (%)

Продукция Год

1999 2000 2001 2002

Продовольственные товары и с/х сырье 0,8 1,3 1,7 1,7

Минеральные продукты и топливно-энергетические товары 2,7 7,2 9,1 17,3

Продукция химической промышленности и каучук 3,7 4,0 3,5 2,3

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из нее 1,2 1,4 1,3 0,7

Древесина, изделия из нее, целлюлозно-бумажная продукция 2,9 3,0 3,4 0,2

Текстильные изделия и обувь 0,6 0,3 0,4 0,4

Металлы 14,9 14,1 7,6 3,1

Машиностроительная продукция 24,7 22,3 25,2 19,4

Прочие товары 48,5 46,4 47,7 54,8

Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].

Московская система поддержки экспорта и привлечения инвестиций и ее компоненты

Учитывая важность проблем развития московского экспорта и совершенствования его структуры, Правительство Москвы приняло решение о разработке концепции по поддержке экспорта московских предприятий [8]. Разработка данной концепции осуществлялась при содействии Департамента международных связей города Москвы, Департамента науки и промышленной политики города Москвы, Московской торгово-промышленной палаты, Московского комитета по науке и технологиям. В работе также принимали участие специалисты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международного торгового центра ЮНКТАД/ ВТО и Европейской экономической комиссии ООН.

В основу документа был положен тезис о том, что интенсивное развитие экспортного потенциала Москвы в целях обеспечения ее эффективного участия в международном разделении труда возможно только при переходе от отдельных разрозненных мер к созданию комплексной системы поддержки экспорта, объединяющей усилия органов власти, организаций науки и промышленности, общественных организаций. Такой системой должна была стать Московская система поддержки экспорта и привлечения инвестиций (МЭКСИ).

Система должна была включать в себя весь комплекс мер государственной поддержки экспорта, однако следует учитывать, что разработка комплекса мер по финансовой, а также торгово-политической и налогово-административной поддержке экспорта относится к ведению федеральных органов власти, таким образом, в Москве основное внимание было уделено вопросу работы специальных механизмов государственной поддержки экспорта.

Основными компонентами институционально-организационной инфраструктуры системы поддержки экспорта в Москве должны были стать: Московское Агентство поддержки экспорта и привлечения экспортно-ориентированных инвестиций (МАПЭИ); региональная система информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой деятельности предприятий Москвы; торгово-промышленные центры (ТПЦ) в структуре Домов Москвы за рубежом.

Московское Агентство поддержки экспорта и привлечения экспортно-ориентированных инвестиций — учреждение регионального уровня, обеспечивающее предприятиям региона содействие в экспорте их продукции и привлечении прямых иностранных инвестиций, а иностранным инвесторам и партнерам содействие в их деятельности в регионе. Основные направления деятельности МАПЭИ определялись следующим образом: информационно-консультационная поддержка московских предприятий по вопросам внешнеэкономической деятельности и развития их экспортного потенциала; повышение инвестиционной привлекательности предприятий Москвы и содействие в привлечении иностранных инвестиций; взаимодействие с международными, отечественными, иностранными агентствами, комитетами и другими организациями, осуществляющими продвижение экспорта и привлечение инвестиций; разработка программ развития московского экспорта, предложений по поддержке экспорта и повышению привлекательности московских предприятий для инвесторов.

В рамках реализации проекта в 2006 г. Московское Агентство поддержки экспорта и инвестиций было учреждено в форме закрытого акционерного общества, единственным учредителем которого выступила Московская торгово-промышленная палата [9]. Методическое содействие в организации работы Агентства оказывали эксперты Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО и Европейской экономической комиссии ООН.

Таким образом, в столице появилась структура, во многом аналогичная таким зарубежным институтам, как UKTI, Apex Brazil, Ubifrance. Особо отметим, что на МАПЭИ было возложено выполнение функций не только по содействию развитию экспорта, но и по привлечению иностранных инвестиций. Однако привлечение инвестиций не является самоцелью деятельности Агентства. Инвестиции рассматриваются как фактор роста экспортного потенциала столицы. Именно поэтому структура инвестиций оценивается как более важный параметр, чем их объем; деньги должны идти в отрасли, обеспечивающие рост экспорта и возврат инвестиций.

Главной целью создания региональной системы информационно-аналитического обеспечения внешнеторговой деятельности предприятий Москвы являлось формирование единого городского информационного пространства в сфере поддержки экспорта и привлечения инвестиций. На сегодняшний день можно говорить о создании отдельных ее элементов: интернет-портала внешнеторговой информации и информационной системы «Инвестиционные ворота Москвы» (ИС «ИВМ»), разработчиком и оператором которых является МАПЭИ. Данные информационные ресурсы призваны содействовать в реализации деятельности МАПЭИ по своим двум основным направлениям: поддержка экспорта и привлечение инвестиций.

ИС «ИВМ» (http://moscow.e-regulations.org) была создана в 2007 г. при поддержке ЮНКТАД (ведущей международной организации системы ООН в области привлечения прямых иностранных инвестиций) в целях глобального распространения информации об инвестиционных проектах московских организаций, а также содействия иностранным инвесторам, действующим или планирующим действо-

вать на территории Москвы. Для иностранных инвесторов возможности системы предоставляют пошаговое описание административных процедур, связанных с реализацией инвестиционного проекта в Москве, а также доступ к базе данных инвестиционных проектов и предложений предприятий Москвы в следующих отраслях: нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии, информационные технологии и др. Для московских предприятий — инициаторов инвестиционных проектов предоставлена возможность получения методической поддержки в вопросах подготовки и представления инвестору инвестиционных проектов и проектов развития компаний, а также участия в индивидуальных интервью — тренингах с представителями профильных инвестиционных фондов, включая зарубежные.

ИС «ИВМ» интенсивно развивается. Если на 1 января 2008 г. в ее базе данных было всего 12 инвестиционных проектов от 12 московских организаций, работающих в области биотехнологии, то к концу года число инвестиционных проектов увеличилось до 160, среди разработчиков которых можно отметить такие известные организации, как ЦИАМ им. П.И. Баранова, Институт биофизики клетки РАН, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. Среди представленных проектов — победители конкурса «Русские инновации», участники рамочных программ Европейского союза по научно-исследовательскому и технологическому развитию и др. Теперь ИС «ИВМ» представляет не только биотехнологии, но и нанотехнологии, а также инжиниринг, информационные технологии, новые материалы, фармацевтику и медицинскую технику. В дальнейшем планируется расширить число представленных инвестиционных проектов (как минимум до 500) и число отраслей промышленности, которые эти проекты представляют.

Портал внешнеторговой информации (www.moscowtradeinvest.ru) предназначен для российских и иностранных предприятий и содержит информацию по различным вопросам внешнеторговой деятельности: информация о стране (общая информация, руководство по ведению бизнеса); информация о рынке (импортно-экспортная статистика, деловые возможности, цены, тенденции развития рынка, продвижение товаров и маркетинг, торговые ярмарки/выставки); условия выхода на рынок (регулирование торговли, тарифные и нетарифные барьеры, сертификация, стандарты, каналы дистрибуции); торговая политика (торговые двусторонние, многосторонние и региональные соглашения); контактная информация о потенциальных партнерах (закупщики/импортеры, экспортеры, поставщики/производители, финансовая информация о компаниях, организации поддержки бизнеса (торгово-промышленные палаты, ассоциации, международные организации)).

Однако в связи с запуском в 2010 г. портала внешнеэкономической информации Российской Федерации становится актуальным вопрос о дальнейшей целесообразности работы аналогичного регионального информационного ресурса, поскольку качество и объем информации, представленной на федеральном уровне, существенно выше, что связано прежде всего с поставщиками информации, которыми являются структурные подразделения Минэкономразвития России (включая зарубежные торговые представительства), Минпромторга России, Минрегиона России, МИДа России, Минфина России, Минсельхоза России, Федеральной таможенной службы РФ, ведущие профильные научно-исследовательские институты

(Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт).

Предполагалось, что система торгово-промышленных центров в структуре Домов Москвы за рубежом будет способствовать продвижению товаров и услуг, производимых предприятиями Москвы, а также налаживанию инвестиционного сотрудничества, т.е. торгово-промышленные центры должны были осуществлять функции торговых представительств Москвы за рубежом. Основа создания Домов как платформы для культурного взаимодействия между Москвой и зарубежными городами была заложена в 1993 г., однако сегодня особое внимание уделяется развитию экономического сотрудничества. Сегодня Дома Москвы существуют в Армении, Латвии, Украине и Болгарии. Однако идея их создания не нашла своего воплощения в реальности. Одной из причин стало отсутствие у МАПЭИ как у ведущего и координирующего звена системы полномочий по осуществлению руководства торгово-промышленных центрами.

Современное состояние и проблемы развития московской системы поддержки экспорта

Безусловно, сегодня пока еще сложно говорить о полностью сложившейся системе поддержки экспорта в Москве, поскольку ее создание — процесс длительный, требующий анализа и постоянной корректировки.

Однако уже создан и функционирует ключевой элемент такой системы — Московское Агентство поддержки экспорта и инвестиций. Процесс становления Агентства сопряжен с целым рядом сложностей, которые определяются следующими факторами. Во-первых, это первая организация подобного типа, создаваемая в Москве (да и в России), хотя аналогичные агентства за рубежом действуют давно и (при наличии государственной поддержки) успешно. Во-вторых, интеграция Агентства в городскую инфраструктуру затрудняется тем, что успешная реализация его целей и задач требует перераспределения ряда функций, закрепленных ранее за другими структурами, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В-третьих, московские предприятия, которые остро нуждаются в поддержке, привыкли рассчитывать только на себя. И этот барьер также надо преодолевать.

Наиболее остро на сегодняшний день стоит вопрос с организацией финансирования деятельности МАПЭИ. В большинстве стран (как развитых, так и развивающихся) в подавляющем большинстве случаев деятельность специализированных организаций поддержки торговли финансируется государством зачастую на 100%, и лишь незначительная часть бюджета складывается за счет поступлений от коммерческой деятельности, например, доходов от консультационных услуг, причем взимание оплаты за консультационные услуги зачастую используется с целью поддержания спроса. Лишь очень немногие структуры взимают плату за оказываемые консультационные услуги на рыночном уровне.

Поскольку презюмируется развивающая и поддерживающая роль МАПЭИ в сфере развития торговли и продвижения инвестиций, значительная часть операционного бюджет должна состоять из поступлений от государства. Без должного финансирования МАПЭИ не будет иметь возможности осуществлять на соответст-

вующем уровне свою деятельность и удовлетворять потребности малых и средних предприятий, которые, в отличие от крупных компаний, не могут позволить себе оплачивать профессиональные услуги. Сегодня же финансирование фактически осуществляется в рамках выполнения отдельных работ по государственным контрактам, и, как следствие, это отражается и на организации работы МАПЭИ, которая должна носить систематический и последовательный характер.

Вопрос финансирования напрямую связан с организационно-правовой формой Агентства — закрытое акционерное общество. С одной стороны, это обеспечивает некоторую независимость и самостоятельность деятельности, с другой — Правительство Москвы вынуждено финансировать деятельность МАПЭИ только на конкурсной основе.

Если рассматривать московский опыт создания собственной системы поддержки экспорта в сравнении с федеральным, то необходимо учитывать ее ключевую особенность: в Москве основное внимание уделено развитию специальных (нефинансовых) инструментов поддержки экспорта, поскольку разработка комплекса мер по финансовой, а также торгово-политической и налогово-администра-тивной поддержке экспорта относится к ведению федеральных органов власти. Однако с точки зрения институциональных основ система поддержки экспорта

в Москве выглядит более четко структурированной.

***

Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы относительно московского опыта в сфере разработки и создания собственной системы поддержки экспорта.

Несмотря на комплекс сложностей и препятствий в развитии региональной системы поддержки экспорта в Москве, а также тот факт, что по ряду позиций возможности региональной системы поддержки экспорта весьма ограничены, эта система обладает неоспоримым и очень важным преимуществом по сравнению с федеральной, а именно непосредственной близостью к организациям-экспортерам и большей возможностью по осуществлению их адресной поддержки, что, собственно, и является основной целью работы всей системы поддержки экспорта в целом. Кроме того, в рамках работы московской системы поддержки экспорта помимо задач развития и продвижения экспорта ставится также и задача привлечения иностранных инвестиций в экономику города. Однако говорить о том, что опыт Москвы в создании системы поддержки экспорта лучше или хуже федерального, на наш взгляд, не совсем корректно, поскольку данная система не является полностью автономной по отношению к федеральной, так как вопросы выработки ключевых направлений внешнеэкономической политики, разработки финансовых мер поддержки экспорта находятся в введении федеральных органов исполнительной власти. Именно поэтому главная задача в перспективе состоит в интеграции московской системы поддержки экспорта в формирующуюся общефедеральную систему и использовании при этом преимущество по сравнению с другими регионами в силу особого статуса столицы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Областная долгосрочная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2011—2013 годы, утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Ростовской области от 9 сентября 2010 г. № 173. — URL: http://www.donexport.ru/program/ 2/program?id=118 (доступ 28 января 2011 г.).

[2] Долгосрочная краевая целевая программа «Поддержка организаций экспортеров в Краснодарском крае» на 2010—2012 гг., утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 783 от 07.09.2009 г. — URL: http://www.kubanexport.ru/ index.php?vid=7 (доступ 28 января 2011 г.).

[3] Иванов И.Д. Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри. — М.: Русь-Олимп, 2009.

[4] Спартак А.Н. Государственная поддержка экспорта: зарубежный опыт и российская практика. — М., 2009.

[5] Seringhaus R. Export development and promotion: the role of public organizations. — Berlin: Springer Verlag Gmbh, 1991.

[6] Волгина Н.А. Международная экономика. — М.: ЭКСМО, 2010.

[7] Дюжева Н.В. Формирование институциональной системы поддержки экспорта промышленной продукции и услуг в Российской Федерации: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Страны с развивающимися рынками в условиях глобализации». — М.: Изд-во РУДН, 2010.

[8] О финансировании разработки концепции по поддержке экспорта московских предприятий, распоряжение № 2030-РП от 25.12.2002, [Текст]. — URL: http://www.mos.ru/ documents (доступ 19 сентября 2011 г.).

[9] Говоров Л.В. Без полноценной поддержки инноваций России не выйти из кризиса // Московская промышленная газета № 4 2009 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mpg.ru/1223.html (доступ 05 ноября 2009 г.)

EXPORT PROMOTION SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION. MOSCOW EXPERIENCE

Yana A. Voyteshonok

Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The aim of the present article is to study the present status of state export support system at the regional level, i.e. Moscow experience. The study is based on Moscow City Government decree «On funding of Moscow export support system development» № 2030-РП dated 25.12.2002 г., regional export support programs and Federal Statistic Service statistic data analysis. Role of RF subjects if the sphere of development and implementation of foreign economic strategy is raising. Regional authorities develop local export promotion programs. In the context of institutional basis Moscow export support system has a rather defined structure. And the essential instruments of export support are specific/non-financial. Key words: Export support, system, regions, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.