СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА
Я.А. Войтешонок
Кафедра международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Целью настоящей статьи является изучение современной институциональной структуры системы поддержки экспорта в России; определение ее недостатков и их влияния на развитие российского экспорта. Основу исследования составил анализ нормативно-правовых актов, а также информация специализированных периодических изданий. Разобщенность и разрозненность институциональной системы поддержки экспорта в России, а также отсутствие ряда ключевых ее элементов крайне отрицательно сказываются на уровне и качестве государственной поддержки экспорта. Это ставит российские промышленные компании в неравные условия по сравнению с конкурентами из западных стран при выходе на внешний рынок.
Ключевые слова: поддержка экспорта, институты, вызовы, развитие.
В современном мире поддержка национальных экспортеров превратилась в неотъемлемую часть экономической политики всех развитых государств. Программы государственной поддержки экспорта (ПЭ) становятся важной частью государственных программ развития, особенно в тех странах, которые рассматривают экспорт в качестве двигателя экономики страны (export-lead growth strategy). В первую очередь это объясняется значением экспорта с точки зрения его широко известных экономических и социальных преимуществ. Несмотря на традиционно важную роль экспортной деятельности в экономическом развитии, в России содействие экспорту никогда не рассматривалось и не являлось приоритетной задачей государственной власти. Данный факт во многом объяснялся преобладанием в экспорте сырьевых товаров, которые пользуются высоким спросом на мировом рынке и не требуют специальных мер стимулирования. Сегодня же перед Россией стоит задача реформирования и построения инновационной экономики и, в свою очередь, диверсификации структуры экспорта, что требует создания полноценной системы поддержки экспорта и реализации специальных государственных мер.
Некоторые практические аспекты государственной поддержки экспорта были предметом исследований как российских, так и зарубежных ученых: И. Иванов, А. Спартак, Ш. Ямалутдинов, И. Королев, Р. Сирингхаус, А. Роуз. В коллективной монографии специалистов РАН «Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы» под редакцией И. Королева [2] проанализированы меры государственной поддержки экспорта в отдельных развитых и развивающихся странах. В монографии А. Спартака «Государственная поддержка экспорта: зарубежный опыт и российская практика» [12] исследуются особенности современной государственной поддержки экспорта в России и за рубежом, а также изуча-
ются вопросы совершенствования механизмов стимулирования экспорта в России. В работе Р. Сирингхауса «Export development and promotion: the role of public organizations» [14] анализируются функции и роль государственных институтов в развитии и продвижении экспорта. А. Роуз в своей статье «The foreign service and foreign trade: embassies as export promotion» [13] подробно изучает работу посольств и торговых представительств в направлении развития внешней торговли в целом и экспорта в частности. Также различные аспекты, связанные с государственной поддержкой экспорта, затрагиваются и в работах преподавателей экономического факультета Российского университета дружбы народов Н.А. Волгиной [1] и Н.В. Дюжевой [3].
Для целей настоящей статьи под системой государственной поддержки экспорта понимается система институтов, мер и механизмов, которые во взаимодействии фактически или потенциально способствуют повышению экспорта, активности на уровне компаний, отрасли или всей национальной экономики. В статье основное внимание уделяется анализу институциональной составляющей системы, поскольку именно институты на практике реализуют меры, направленные на поддержку и развитие экспорта. При этом под институтами автор понимает государственные и негосударственные организации и учреждения, обеспечивающие благоприятные условия для развития экспорта.
Институциональная структура системы поддержки экспорта. Национальные системы поддержки экспорта, формирующиеся в целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала страны, как правило, включают в себя следующие структурные элементы, схематично представленные на рис. 1.
ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА
Национальные институты (структуры,
объединения предпринимателей) по поддержке экспорта
Государственные меры поддержки экспорта
Международные усилия по развитию экспортной деятельности
Нефинансовые
Рис. 1. Система поддержки экспорта
На сегодняшний день в мире сложилась целостная многоуровневая система институтов, обеспечивающих благоприятные условия для развития экспорта. С организационной точки зрения данная система при наличии различий, присущих каждой конкретной стране, построена по схожему принципу и имеет следующий вид: (0 Федеральное министерство — играет ключевую роль в координации деятельности государственной поддержки экспорта и защите интересов националь-
ных компаний за рубежом, а также создании условий для расширения международного экономического сотрудничества; обеспечении экономических интересов за рубежом и продвижении товаров и услуг на рынки зарубежных стран. Для решения этих задач используется как аппарат внутри страны, так и возможности национальных представительств за рубежом.
(и) Государственные финансовые ведомства и учреждения — один из главных элементов системы поддержки экспорта. В их ведении находятся вопросы финансирования экспорта и страхования экспортных кредитов, а также инвестиций за рубежом.
(ш) Негосударственные организации с возможным участием государства в капитале — осуществляют меры по поддержке экспортеров по поручению и под гарантии государства.
(Гу) Специальные учреждения, центры в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.
(V) Объединения (советы) национальных экспортеров на федеральном уровне — выступают в качестве связующего звена между частным сектором и государством.
(уг) Региональные государственные и негосударственные структуры, включая региональные отраслевые союзы и торговые палаты.
Современное состояние институтов системы поддержки экспорта в России. В России на сегодняшний день система институтов и специализированных организаций, обеспечивающих благоприятные условия для развития экспорта, выстроена следующим образом:
(г) Федеральное министерство. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации [8].
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Мин-промторг России) — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа испол-
нительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации. В функции Минпромторга входит также возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях [9].
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ) — предоставляет государственные гарантии для обеспечения платежных обязательств иностранного импортера (заемщика), правительства иностранного государства перед российскими экспортерами (банками-кредиторами) по государственным гарантиям иностранных государств.
(и) Государственные финансовые ведомства и учреждения, в чьем ведении находятся вопросы финансирования экспорта и страхования экспортных кредитов, а также инвестиций за рубежом.
В настоящее время данный институт в России отсутствует и находится в стадии формирования. Минэкономразвития России совместно с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ведет работу по организации деятельности Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в Правительство Российской Федерации внесен соответствующий законопроект, а также представлена концепция создания и функционирования Агентства. Планируется, что свою работу оно начнет уже в 2011 году.
(ш) Негосударственные организации с возможным участием государства в капитале, реализующие меры по поддержке экспортеров по поручению и под гарантии государства.
Государственный специализированный экспортно-импортный банк (ЗАО «Росэксимбанк») — определен в качестве агента Правительства Российской Федерации в сфере финансовой поддержки экспорта. Банк выступает банком-агентом по предоставлению государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции, российским и иностранным банкам, кредитующим импортеров, банки-нерезиденты, иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции; выдает по запросу российских экспортеров от своего имени гарантии (тендерные гарантии, гарантии возврата аванса, гарантии надлежащего исполнения) как на коммерческих условиях, так и подкрепленные государственными гарантиями; выступает агентом по предоставлению среднесрочных и долгосрочных кредитов для реализации экспортно-ориентированных проектов за счет или с участием средств федерального бюджета; осуществляет кредитование экспортеров [9, 10].
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» — действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности.
Внешэкономбанк осуществляет экспортное финансирование (кредитование в целях поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), в том числе в целях диверсификации национального экспорта; предоставление коммерческих гарантий, а также страхование экспортных кредитов [11].
(iv) Специальные учреждения, центры в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта, специализированные государственные фонды.
На сегодняшний день в России аналог специализированных зарубежных структур по продвижению экспорта и инвестиций, таких как Apex Brazil (Агентство по продвижению экспорта и инвестиций Бразилии), Germany Trade & Invest (Агентство по продвижению торговли и инвестиций Германии), KOTRA (Агентство по продвижению торговли и инвестиций Кореи) и др. отсутствует.
(v) Объединения (советы) национальных экспортеров на федеральном уровне. Сегодня крупные российские производители и экспортеры довольно активно используют лоббистские возможности отраслевых союзов и принимают активное участие в создании благоприятных условий для деятельности национальных предприятий на рынках зарубежных стран. Это такие организации как Совет экспортеров Российского зернового союза, Союз экспортеров металлопродукции России, Союз российских производителей и экспортеров легкой и текстильной промышленности, Национальный союз экспортеров продовольствия и др.
(vi) Региональные государственные и негосударственные структуры, включая региональные отраслевые союзы и торговые палаты.
На сегодняшний день система торгово-промышленных палат в России — это крупнейшее бизнес-сообщество страны, включающее в себя 81 палату субъектов Федерации и 90 палат муниципальных образований. Членами ТПП России являются более 36,5 тысяч организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, а также 192 объединения предпринимателей, действующих на федеральном уровне, и более 200 региональных объединений.
Недостатки институциональной структуры системы поддержки экспорта в России и угрозы развитию российского экспорта. Изучив сложившуюся к настоящему времени институциональную структуру государственной поддержки экспорта в России, проанализируем ее особенности и недостатки.
Несовершенство институтов, призванных на практике реализовать государственные меры поддержки и развития экспорта, существенно снижает эффективность этой деятельности и в конечном итоге оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие российского экспорта.
Один из ключевых недостатков институциональной структуры государственной поддержки экспорта заключается в отсутствии единой системы в сфере регулирования ВЭД. Так, функции координатора внешнеэкономической политики закреплены за Минэкономразвития, где сосредоточена нормативно-правовая, торгово-политическая, организационная, прогнозно-аналитическая, переговорная деятельность по управлению ВЭД. Однако в компетенции Минэкономразвития России находятся вопросы внешнеэкономической деятельности без внешней торговли, основным куратором которой является Минпромторг РФ, а функции по предоставлению государственных гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции закреплены за Министерством финансов
и ЗАО «Росэксимбанк». Необходимо отметить, что Федеральным законом «О Банке развития» Внешэкономбанку, также как ЗАО «Росэксимбанк» назначены функции по поддержке экспорта российской промышленной продукции посредством предоставления государственных гарантий Российской Федерации, однако они не могут быть реализованы, так как законодательством не определен механизм гарантирования обязательств Внешэкономбанка средствами федерального бюджета.
Как известно, одним из основных факторов, сдерживающих развитие отечественного промышленного экспорта, являются высокие риски финансовых потерь при проведении экспортных операций, а также невыгодные условия их кредитования. Сегодня на мировых рынках требования к техническим характеристикам предъявляются во вторую очередь. На первый план выходят финансовые условия, которые предлагаются поставщиком. И только комплекс-продукция плюс условия поставки — создает конкурентоспособное предложение.
Разобщенность и разрозненность институциональной системы поддержки экспорта в России, а также отсутствие ряда ключевых элементов крайне отрицательно сказывается на уровне государственной поддержке экспорта в целом и качестве финансовой поддержки в частности.
Прежде всего, это чрезвычайно длительные сроки прохождения процедуры предоставления государственной гарантийной поддержки — 142 дня, а с учетом времени на пересылку документов, их досдачу в случае некомплекта, внесение уточнений, различные согласования и т.д. реальный срок, по-видимому, приближается к полугоду. В итоге сама идея господдержки обесценивается. Поскольку нельзя не учитывать высокую динамику мирового рынка, острую конкуренцию за клиентов и коммерческие заказы, что, в свою очередь, требует от потенциальных экспортеров оперативной реакции, четкого формулирования условий поставок и их быстрого фактического исполнения. В противном случае можно ориентироваться только на консервативные рынки и традиционные связи, но тогда не решить задачи совершенствования товарной структуры экспорта и выхода на новые рынки.
Аналогично с предоставлением гарантий высоки и сроки исполнения обязательств по государственным гарантиям (только по документам они составляют 10 месяцев), что объективно снижает интерес экспортеров (банков-кредиторов) к участию в такого рода схемах. Сводные данные по объемам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год, и объемам их использования в период 2006— 2009 гг. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Сводные данные
по объемам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных федеральным бюджетом, и объемам их использования в период 2006—2009 гг.
Год Предоставлено, млн долл. США Использовано, млн долл. США Использование, %
2006 1000 365,2 36,5
2007 1000 119,0 11,9
2008 1000 10,0 1,0
2009 2000 0,0 0
В целом гарантийная поддержка экспортных операций не сконцентрирована на наиболее значимых для отечественного экспорта странах, исходя из приоритетов внешнеэкономической политики России. По ряду стран, на территории которых осуществляются проекты, представляющие интерес для российских экспортеров, отсутствуют в достаточных объемах лимиты по оказанию государственной гарантийной поддержки (строительство электростанции «Лаука» в Республике Ангола, ОАО «ВО «Технопромэкспорт», стоимость проекта 1 млрд долл. США, предельный объем гарантирования для Анголы установлен в 500 млн долл. США; модернизация Абаданской ТЭЦ в Республике Туркменистан, ЗАО «Яровит Энерго», стоимость проекта 130 млн долл. США, предельный объем гарантирования для Туркменистана установлен в 10 млн долл. США). Для некоторых стран — потенциальных партнеров российских экспортеров, не имеющих кредитный рейтинг, какие-либо лимиты на объемы государственного гарантирования вообще отсутствуют (поставка самолетов ИЛ-96-400 в Зимбабве, ОАО «Ильюшин Финанс Ко.», стоимость проекта 400 млн долл. США).
Ряд существенных недостатков, в силу несовершенства институциональной структуры системы поддержки экспорта, имеет и такой вид государственной финансовой поддержки экспорта как долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование.
Так, ЗАО «Росэксимбанк», определенный как специализированный финансовый институт, предоставляет средне- и долгосрочные кредиты для финансирования экспортных проектов российских компаний. При этом лимит средств на одного заемщика составляет 450 млн рублей. Отсутствие страховой премии и предоставление иностранному импортеру длительной рассрочки платежа по кредитам, в том числе в рублях (зачастую сроком свыше 10 лет), предлагаемым Росэксим-банком, позволяет российским компаниям избежать валютных рисков при поставке отечественной продукции за рубеж и получить конкурентные преимущества на внешнем рынке. Однако у ЗАО «Росэксимбанк» отсутствует рейтинг как в России, так и за рубежом, что обусловлено его незначительной капитализацией (уставный капитал 30 млн долл. США), таким образом, сужаются возможности банка-агента по организации синдицированных кредитов в интересах российских экспортеров промышленной продукции. Кроме того, незначительный объем собственных средств (около 1,8 млрд рублей) не позволяет банку-агенту осуществлять кредитование экспортных проектов за счет собственных ресурсов. Отсутствие возможности у ЗАО «Росэксимбанк» выдавать кредиты размером более 450 млн рублей затрудняет оперативное распределение привлеченных средств на кредитование российского экспорта.
Как уже отмечалось, в России отсутствует такой важный элемент системы государственной поддержки экспорта, как национальное Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКА), в то время как даже на пространстве СНГ национальные ЭКА созданы и в Белоруссии, Казахстане, Украине, Узбекистане, не говоря уже о зарубежных странах, где этот институт имеет давнюю историю. Деятельность ЭКА обусловлена усилением международной конкуренции,
особенно на рынках технически сложных, капиталоемких изделий, расширением торговли дорогостоящим комплектным оборудованием и транспортными средствами, укрупнением и удлинением сроков реализации инвестиционных проектов. Многие виды оборудования, прежде всего авиатехника, сегодня поставляются на развивающиеся рынки только благодаря поддержке ЭКА.
Первоначально решение этого вопроса в России осуществлялось на базе «Внешэкономбанка». Однако завершение создания механизма страхования экспортных кредитов существенным образом затруднено из-за наличия ряда проблем системного характера, обусловленных несовершенством действующего законодательства Российской Федерации, прежде всего, бюджетного и налогового, а также недостаточного ресурсного обеспечения в области страхования экспортных кредитов. «Внешэкономбанк» не располагает необходимыми финансовыми средствами для направления их на цели осуществления страховой деятельности. Неоднократное увеличение размера собственных средств (капитала) «Внешэкономбанка» имеет строго целевую направленность — реализация дополнительных функций, предусмотренных программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Кроме того, банковская и страховая деятельность имеют различную экономическую природу, и их совмещение в рамках одной структуры не может быть признано целесообразным. В этой связи во «Внешэкономбанке» не могут быть приняты внутренние документы, регламентирующие порядок и условия операций страхования, оценку риска, формирование резервного фонда, а также учет и отчетность по страховым операциям.
Отсутствует также в формирующейся российской системе поддержки экспорта и такой широко распространенный и популярный за рубежом институт, как Агентство по продвижению экспорта, хотя частично сегодня его функции по консультированию и содействию российским компаниям при продвижении на зарубежные рынки выполняют торговые представительства Российской Федерации за рубежом.
Заключение. Проведенный анализ позволяет нам сделать ряд следующих выводов в отношении современного состояния институтов российской системы ПЭ. В настоящий момент в сфере стимулирования экспорта в России существуют отдельные направления, находящиеся в различной степени работоспособности. В частности, работу по субсидированию части процентных ставок ведет Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития готовит свои разработки по институциональному развитию и регулированию поддержки экспорта, Министерство финансов и Росэксимбанк обеспечивают функционирование механизма государственных гарантий и так далее.
Эффективность деятельности по государственной поддержке экспорта в целом невелика. Об этом можно судить, в частности, по крайне низкому уровню использования государственной финансовой поддержки в виде предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте. Так, в 2009 году из 2 млрд долл. США, предусмотренных государственным бюджетом на предоставление государственных гарантий Российской Федерации, объем
использованных средств равнялся 0%. Однако сегодня именно уровень финансовой поддержки промышленного экспорта зачастую определяет общий уровень конкурентоспособности промышленных товаров на внешних рынках.
Безусловно, главная причина низкой эффективности действующей системы поддержки экспорта — слабость ее институциональных основ, проявляющаяся, в том числе, и в отсутствии специального органа, координирующего всю деятельность по оказанию содействия экспорту, а также в отсутствии ряда крайне необходимых структурных элементов.
При этом отсутствие единой координации, единого учета и комплексного подхода в применении существующих мер государственной поддержки экспорта заметно усложняет управление деятельностью по содействию экспорту, способствует возникновению трений и противоречий, в результате чего исчезает комплексный эффект совместных действий и «пробуксовывают» многие инициативы по усилению поддержки экспорта.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Волгина Н.А. Международная экономика. — М.: ЭКСМО, 2010. — С. 284—288.
[2] Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Под ред. И.С. Королева. — М.: Наука, 2003.
[3] Дюжева Н.В., Андронова А.Л. Концептуальные подходы к разработке системы поддержки экспорта промышленной продукции в РФ. Материалы V международной научно-практической конференции, посвященная памяти В.Ф. Станиса. Экономический факультет РУДН. — М.: Экономика, 2010.
[4] Зайко А. Единой системы поддержки и стимулирования экспорта в России в настоящий момент не существует // Энергия промышленного роста. — 2009. — № 9. URL: http://www.epr-magazine.ru/prompolitics/interview/fradkov/
[5] Зайко А. Одиночество экспортера // Энергия промышленного роста. — 2009. — № 9. URL: http://www.raexpert.ru/editions/epr9_09
[6] Зарубежный опыт стимулирования экспорта. Департамент поддержки экспорта Минэкономразвития. — М.: КОРИНФ, 2003.
[7] Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р. URL: http://www.ved.gov.ru/ vnesheconom/pages/documentation/laws/1580
[8] Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» от 10 июня 2008 г. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 № 656. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/government/9
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 № 357 «Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях». URL: http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/ pages/documentation/ laws/413
[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 803 «Об утверждении правил предоставления государственных гарантий РФ в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)». URL: http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/pages/documentation/laws/221
[11] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 № 1007-р «Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка». URL: http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/ pages/documentation/laws/405
[12] Спартак А.Н. Государственная поддержка экспорта: зарубежный опыт и российская практика. — М., 2009.
[13] Rose A. The foreign service and foreign trade: embassies as export promotion. — London: Centre for Economic Policy Research, 2005.
[14] Seringhaus R. Export development and promotion: the role of public organizations. — Berlin: Springer Verlag Gmbh, 1991.
EXPORT SUPPORT SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION: INSTITUTIONAL FRAMEWORK AND CHALLENGES FOR EXPORT DEVELOPMENT
Ya.A. Voyteshonok
World Economic Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The aim of the present article is to study the RF export support system institutions; identify its defects and their affects on export development. The study is based on regulations and designated periodicals' analysis. Disunity and lack of coordination in the RF export support system as well as lack of its core elements have extremely negative influence on level and quality of state export support. This fact places Russian industrial companies under unequal conditions in comparison with foreign competitors in foreign markets.
Key words: export support, institutions, challenges, development.