Научная статья на тему 'Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования'

Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2257
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ГЕНЕРИРУЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ЭКСПОРТНО-КРЕДИТНЫЕ АГЕНТСТВА / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюшок В.М., Жуков В.С.

В зарубежной практике для государственной поддержки экспорта промышленной продукции наиболее широкое применение получило экспортное кредитование и страхование внешнеторговых сделок и кредитов от политических, экономических и других видов рисков. Подобные услуги по продвижению продукции национальных производителей оказывают специализированные организации экспортно-кредитные агентства (ЭКА). Одним из важнейших направлений развития отечественного экспорта генерирующего оборудования является более активная его поддержка со стороны государства. Авторами выделены три этапа развития государственных программ экспортной поддержки в современной России. Показано, что в большинстве случаев бюджет на кредитование иностранных заказчиков или выполнение ранее принятых Россией обязательств по экспортным кредитам исполняется не полностью, фактическое же исполнение программы поддержки экспорта в части предоставления государственных гарантий экспортерам редко превышает одну треть от плановых показателей. Отмечено, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения доли кредитов, выделяемых иностранным правительствам на развитие электроэнергетики, что понижает спрос на продукцию отечественного энергомашиностроения. В статье раскрыты структура и динамика экспорта российского генерирующего оборудования, основные проблемы, связанные с его реализацией за рубеж: слабая государственная поддержка (отклонение фактических показателей от плановых), неэффективность используемых инструментов поддержки экспорта, низкий уровень использования производственных мощностей. Показаны основные инструменты поддержки экспорта промышленной продукции, используемые в зарубежных странах, и опыт успешной государственной поддержки экспорта промышленной продукции в Китайской Народной Республике. Обоснована необходимость совершенствования инструментария, используемого государственными службами, ответственными за реализацию программы поддержки экспорта российской национальной промышленной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матюшок В.М., Жуков В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 338.45

инструменты

государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования

В. М. матюшок,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

экономико-математического моделирования E-mail: vmatyushok@mail.ru

В. С. ЖУКОВ, аспирант кафедры

экономико-математического моделирования

E-mail: vzhukoff@mail.ru

Российский университет дружбы народов

В зарубежной практике для государственной поддержки экспорта промышленной продукции наиболее широкое применение получило экспортное кредитование и страхование внешнеторговых сделок и кредитов от политических, экономических и других видов рисков. Подобные услуги по продвижению продукции национальных производителей оказывают специализированные организации - экспортно-кредитные агентства (ЭКА).

Одним из важнейших направлений развития отечественного экспорта генерирующего оборудования является более активная его поддержка со стороны государства. Авторами выделены три этапа развития государственных программ экспортной поддержки в современной России. Показано, что в большинстве случаев бюджет на кредитование иностранных заказчиков или выполнение ранее принятых Россией обязательств по экспортным кредитам исполняется не полностью, фактическое же исполнение программы поддержки экспорта в части предоставления государственных гарантий экспортерам редко превышает одну треть от плановых показателей. Отмечено, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения доли кредитов, выделяемых иностранным

правительствам на развитие электроэнергетики, что понижает спрос на продукцию отечественного энергомашиностроения.

В статье раскрыты структура и динамика экспорта российского генерирующего оборудования, основные проблемы, связанные с его реализацией за рубеж: слабая государственная поддержка (отклонение фактических показателей от плановых), неэффективность используемых инструментов поддержки экспорта, низкий уровень использования производственных мощностей. Показаны основные инструменты поддержки экспорта промышленной продукции, используемые в зарубежных странах, и опыт успешной государственной поддержки экспорта промышленной продукции в Китайской Народной Республике. Обоснована необходимость совершенствования инструментария, исполь-зуемого государственными службами, ответственными за реализацию программы поддержки экспорта российской национальной промышленной продукции.

Ключевые слова: поддержка экспорта, энергетическое машиностроение, электроэнергетика, генерирующее оборудование, экспортно-кредитные агентства, льготное кредитование

Экспорт российского генерирующего оборудования

Выделить в международной статистике отдельно генерирующую продукцию для производства электроэнергии достаточно трудно. Именно поэтому в статистическую выборку по товарам категории «генерирующее оборудование» (power-generating machinery and equipment) попадают все машины и оборудование, способные производить энергию. В соответствии с разд. 71 Стандартного международного торгового классификатора (SITC) к генерирующему оборудованию относятся: паровые котлы, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, двигатели и моторы, электрические приводы, прочее генерирующее оборудование. По данным Федеральной таможенной службы России, в 2013 г. отечественные компании экспортировали за рубеж высокотехнологичного промышленного генерирующего оборудования на сумму более 5 млрд долл. (табл. 1). Основу экспорта данного вида продукции (более 67% ее совокупного объема) составили турбореактивные и турбовинтовые двигатели, ядерные реакторы, тепловыделяющие элементы для АЭС.

Из общего объема экспорта продукции по группе товаров 8411 на долю турбореактивных двигателей тягой более 25 кН (используются для приведения в движение летательных аппаратов) приходится более 79%. При этом экспорт газовых турбин российского производства единичной мощностью более 5 МВт в 2013 г. составил всего лишь около 46,8 млн долл.

Несмотря на высокие темпы прироста экспорта российского генерирующего оборудования в 2012-2013 гг., в товарной структуре национального экспорта эта категория товаров занимает менее 1%. В то же время в других промышленно развитых странах данный показатель значительно выше: в США - 2,79%, в Великобритании - 6,66% (даже в Китае - 1,6%) (табл. 2).

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД - англ. UNCTAD), по экспорту генерирующего оборудования Россия занимает последнее место среди ведущих мировых производителей. Доля России в мировом экспорте генерирующей продукции составляет около 1%, тогда как доля немецких компаний, где крупнейшими производителями продукции энергетического машиностроения являются концерны Siemens и Voith, превышает 14%, а доля китайских компаний за 4 года выросла почти в 1,4 раза и составила 8,17%.

Таблица 1

Товарная структура экспорта российского генерирующего оборудования в 2013 г.

Товарная Стои-

Продукция позиция мость,

ТН ВЭД* SITC млн долл.

Реакторы ядерные, тепловыделя- 8401 718.7 1 444, 3

ющие элементы для АЭС (ТВЭЛ)

Котлы паровые 8402 711.1 129,1

Котлы центрального отопления 8403 711.1 20,3

Вспомогательное оборудование 8404 711.2 32,8

для котлов

Газогенераторы или генераторы 8405 711.2 1,8

водяного газа

Турбины на водяном пару 8406 712.1 84,8

Двигатели внутреннего сгорания 8407 713 38,8

с искровым зажиганием

Двигатели внутреннего сгорания 8408 713 303,7

поршневые

Части для двигателей 8409 713 138,8

Турбины гидравлические 8410 718.1 19,4

Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины 8411 714 1 992,2

Двигатели и силовые установки 8412 714 256,5

прочие

Горелки топочные 8416 711.2 7,0

Двигатели и генераторы электри- 8501 716 274,7

ческие

Электрогенераторные установки 8502 716 279,0

Части двигателей и установок 8503 716 48,8

Итого экспортная продукция в - - 5 072,1

целом...

* ТН ВЭД - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных Федеральной таможенной службы. URL: http://customs.ru.

В то же время, по данным Федеральной службы государственной статистики, уровень использования среднегодовой производственной мощности предприятий России по выпуску отдельных видов генерирующего оборудования (турбины на водяном паре и прочие паровые турбины, газовые турбины кроме двигателей турбореактивных и турбовинтовых) в период с 2010 по 2012 г. не превышал 55% [6]. Ситуацию, в которой около половины производственных мощностей предприятий не используются, нельзя признать нормальной. Одним из важнейших направлений развития отечественного экспорта генерирующего оборудования, как показывает зарубежный опыт, является более активная его поддержка со стороны государства.

Таблица 2

Динамика экспорта генерирующего оборудования некоторыми странами в 2008-2012 гг.

Страна Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Россия Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 3,60 0,77 0,97 2,95 0,98 1,03 3,34 0,84 1,01 3,09 0,60 0,79 4,21 0,80 1,07

Германия Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 50,70 3,46 13,70 40,32 3,58 14,05 47,07 3,70 14,20 55,89 3,77 14,33 55,03 3,89 14,02

США Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 58,06 4,47 15,68 30,52 2,89 10,63 35,97 2,82 10,85 39,42 2,66 10,11 43,16 2,79 11,00

Япония Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 29,71 3,80 8,03 24,60 4,24 8,57 31,67 4,11 9,56 34,58 4,20 8,87 34,35 4,30 8,75

Великобритания Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 27,64 6,04 7,47 23,94 6,82 8,34 25,91 6,38 7,82 32,09 6,77 8,23 32,05 6,66 8,17

Китай Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 21,85 1,53 5,90 19,43 1,62 6,77 24,67 1,56 7,44 32,01 1,69 8,21 32,05 1,56 8,17

Франция Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 23,72 3,99 6,41 19,40 4,18 6,76 21,47 4,20 6,48 23,51 4,04 6,03 23,65 4,25 6,03

Италия Экспорт генерирующего оборудования, млрд долл. Доля в национальном экспорте, % Доля в мировом экспорте генерирующего оборудования, % 15,10 2,79 4,08 12,75 3,14 4,44 13,12 2,94 3,96 15,52 2.97 3.98 14,61 2,92 3,72

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных UNCTAD, 2013. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ tdr2013_en.pdf.

Зарубежный опыт поддержки экспорта генерирующего оборудования

В зарубежной практике для поддержки экспорта промышленной продукции государством используется весьма широкий инструментарий:

• экспортное кредитование;

• страхование торговых операций, инвестиций, экспортных векселей и облигаций;

• субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции;

• участие в уставном капитале фирм, созданных за рубежом;

• освобождение экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов;

• снижение транспортных тарифов для экспортеров и др.

Наиболее широкое применение получило экспортное кредитование и страхование внешнеторговых сделок и кредитов от политических, экономических и других видов рисков. За рубежом подобные услуги по продвижению продукции национальных производителей оказывают специализированные ор-

ганизации - экспортно-кредитные агентства (ЭКА), появившиеся в развитых странах в первой половине XX в. Так, американский экспортно-импортный банк (Эксимбанк США, U.S. Eximbank) был основан в 1934 г., французское агентство COFACE - в 1946 г., канадское EDC (Export Development Canada) -в 1944 г., немецкое EULER HERMES - в 1917 г., экспортное агентство Великобритании (UK Export Finance) - в 1919 г., а подразделение торгового и инвестиционного страхования министерства экономики, торговли и промышленности Японии было образовано в 1950 г. [14].

Агентства экспортного кредитования могут предоставлять долгосрочные (на 8,5-10 лет и более) кредиты иностранным компаниям для приобретения в рамках проекта оборудования (или проведения строительно-монтажных работ) у местных производителей - так называемые «связанные» кредиты. Кроме того, ЭКА осуществляют гарантии и страхование возврата кредитов, предоставленных коммерческими банками зарубежным компаниям для закупки у национальных производителей оборудования, работ и услуг для реализации проекта.

Таблица 3

Средне- и долгосрочные государственные кредиты, выданные в соответствии с нормами ОЭСР в 2007-2012 гг., млрд долл.

Экспортно-кредитное агентство 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Всего в 2007-2012 гг.

Агентство по поддержке экспорта Канады (EDC) 0,5 1,3 2,5 2,6 1,9 1,7 10,5

Кредитное агентство Германии (KfW IPEX-bank) 2,7 3,2 2,3 2,2 4,4 3,9 18,7

Экспортно-импортный банк США (U.S. Eximbank) — 0,7 5,5 3,6 5,7 15,8 31,3

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных Экспортно-импортного банка США. URL: http://exim.gov.

При этом многие ЭКА также выполняют функцию экспортных банков по предоставлению прямых краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов иностранным государствам на закупку товаров и услуг национальных производителей (например, канадское EDC, Эксимбанк США).

Таким образом, основная цель ЭКА - использовать имеющиеся ресурсы (в основном бюджетные) для поддержки национального экспорта в тех случаях, когда частное экспортное финансирование невозможно по причинам высокого размера, стоимости и риска. Например, Эксимбанк США финансирует проекты строительства атомной электростанции Вгака в ОАЭ мощностью 5,6 ГВт, угольной электростанции КшПе в ЮАР мощностью 4,8 ГВт, электростанции комбинированного цикла Qurayyah 1РР-1 в Саудовской Аравии мощностью 4,0 ГВт [24]. Цена 1 ГВт установленной мощности в таких проектах превышает 0,8 млрд долл., а срок строительства может растянуться на 8-10 лет (если идет сооружение атомных электростанций). Деятельность ЭКА во всем мире характеризуется объемом выданных прямых государственных кредитов, а также количеством выданных государственных гарантий.

Сбор агрегированных и точных данных по размерам предоставленных экспортных кредитов и государственных экспортных гарантий осложняется тем, что во многих странах эта информация не публикуется в открытых источниках, а транзакции экспортных банков могут отличаться по типу. Несмотря на это, Экспортно-импортный банк США в ежегодном отчете Конгрессу о конкуренции на рынке экспортного кредитования с государственной поддержкой. приводит некоторую статистику (табл. 3) [21].

Одним из наиболее важных социально-экономических аспектов деятельности ЭКА является создание рабочих мест в экспортно ориентированных секторах экономики. По подсчетам экономистов, в 2013 г. экспорт продукции американского происхож-

дения обеспечил работой более 11,3 млн чел., т.е. 1 млрд долл. экспортной выручки дает экономике страны около 5,6 тыс. рабочих мест [28]. При этом Эксимбанк США поддержал экспортных проектов на сумму около 37,4 млрд долл. Одной из наиболее примечательных сделок в истории Эксимбанка США является предоставление прямого кредита саудовской компании Sadara Chemical Company в размере 4,8 млрд долл. на срок до 12 лет для строительства нефтехимического комплекса в Саудовской Аравии. Прямыми бенефициарами от сделки выступили американские инжиниринговые, строительные и промышленные компании (KBR, ABB и др.).

Опыт Китайской Народной Республики по поддержке экспорта национальной промышленной продукции

Как альтернатива общепринятым мерам ОЭСР Россией может быть использована китайская модель поддержки экспорта промышленной продукции. В настоящее время Китай использует 3 инструмента для предоставления развивающимся странам эквивалента использовавшегося ранее в СССР льготного кредитования (official development assistance):

1)гранты;

2) кредиты с нулевой процентной ставкой (zero-interest loan);

3) льготные кредиты (с низкой фиксированной ставкой) [16].

Эти инструменты используются для предоставления стипендий студентам, для строительства «под ключ» крупных инфраструктурных объектов (стадионов, правительственных зданий, дорог, мостов, электроэнергетических объектов) и др. Два уполномоченных китайских банка - Экспортно-импортный банк Китая (China Eximbank) и Китайский банк развития (China Development Bank) являются основными институтами по исполнению програм-

мы поддержки экспорта. Помимо указанных Китай предоставляет также следующие виды кредитов для поддержки национального экспорта:

• кредиты покупателям (export buyers ' crédit), включая преференциальные кредиты и коммерческие кредиты с товарным покрытием (commodity-secured crédits) или «взаимной выгодой» (mutual-benefit crédits);

• официальные коммерческие кредиты на рыночных условиях (official loans at commercial rates);

• кредитные линии китайским компаниям.

По данным рейтингового агентства Standard& Poor's, на долю льготных кредитов в КНР приходится всего около 3% всех выделяемых на поддержку экспорта средств, т.е. не более 1,5-2,0 млрд долл. ежегодно [13]. Однако в 2009 г. правительство Китая обнародовало данные о том, что до 2012 г. планирует предоставить льготных кредитов только африканским странам на сумму около 10 млрд долл. [26]. При этом доля китайского оборудования и китайских компаний в части услуг (в основном строительных) по выдаваемым кредитам должна составлять не менее 50% [20].

Преференциальные экспортные кредиты покупателям, как правило, выдаются с фиксированной ставкой на уровне 2-3% годовых [16]. Долгосрочные кредиты выдаются с привязкой к Лондонской межбанковской ставке (LIBOR) плюс 1-3% (100300 базовых пунктов). Примером экспортного коммерческого кредита с товарным покрытием может служить кредит, выданный в 2007 г. консорциумом банков во главе с китайскими China Eximbank, China Development Bank, China Construction Bank, Bank of China совместному китайско-ангольскому предприятию Sonangol Sinopec International в размере 1,4 млрд долл. с плавающей процентной ставкой в размере LIBOR плюс 1,4-1,5% [29]. Ранее, в 2004 и 2006 гг., китайские государственные банки выделили правительству Анголы два кредита в размере 2 и 3 млрд долл., что открыло путь китайской нефтяной компании Sinopec к ангольской нефти [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальные коммерческие кредиты по конкурентным ставкам выделяет Китайский банк развития (China Development Bank). По состоянию на конец 2010 г. банк выделил более 5,6 млрд долл. на развитие 35 проектов в 30 странах африканского континента [23]. При этом процентные ставки по кредитам устанавливались, как правило, в размере не менее 200 базисных пунктов (2%) к ставке LIBOR [16]. В 2012 г. портфель выданных кредитов Китайского банка развития превысил 1 трлн долл., что позволило ему

стать самым крупным банком развития в мире, обойдя такие международные финансовые институты, как Всемирный банк и Азиатский банк развития [18]. По данным китайских СМИ, с 2002 г. размер кредитов, выданных Китайским банком развития в иностранной валюте, вырос с 6,7 до 248,2 млрд. долл., т.е. в 36 раз, за 10 лет [11].

Кредитные линии китайским корпорациям открываются для финансирования импорта новых технологий, предоставления целевых экспортных кредитов покупателям, преференциальных кредитов с целью получения крупных контрактов. Так, в 2012 г. Китайский банк развития открыл кредитную линию в размере до 20 млрд долл. на зарубежное развитие производителю телекоммуникационного оборудования ZTE и его заказчикам [31]. Годом ранее Экспортно-импортный банк Китая и Китайский банк развития выделили ZTE и правительству Эфиопии кредит на создание телекоммуникационной инфраструктуры в размере 1,5 млрд долл. по ставке LIBOR плюс 1,5-1,8% на срок до 13 лет [30]. Еще раньше, в 2009 г., мексиканская компания America Movil SAB, крупнейший мобильный оператор в Латинской Америке, получила кредит в размере 1 млрд долл. от Китайского банка развития на покупку телекоммуникационного оборудования у китайской же фирмы Huawei, что впоследствии позволило последней увеличить выручку более чем в 2 раза (с 200 млн долл. в 2009 г. до 440 млн долл. - в 2010 г.) [17].

Поскольку Китай не является членом ОЭСР, китайские государственные банки могут не соблюдать установленных ОЭСР правил при предоставлении экспортных кредитов [25]. Так, в 2010 г. между американской компанией General Electric Locomotives, поддерживаемой правительством США, и ее китайскими конкурентами началась борьба за контракт на поставку в Пакистан 150 локомотивов на общую сумму 1,5-2 млрд долл. Обязательным условием тендера было предоставление покупателю кредита на приобретение указанного оборудования. Китайские производители совместно с Экспортно-импортным банком Китая предоставили заказчику - фирме Pakistan Railways кредит на условиях ниже рыночных (ниже CIRR). В целях соответствия своего финансового предложения условиям китайских конкурентов компании General Electric и Эксимбанк США провели переговоры с компетентными органами ОЭСР, которые одобрили в виде исключения предоставление ими кредита на схожих нерыночных условиях [25].

В области электроэнергетики китайские власти также поддерживает своих производителей и экспор-

теров оборудования и услуг. При поддержке правительства КНР китайская государственная компания Sinohydro Corporation стала крупнейшей компанией в сфере строительства гидроэлектростанций, а Экспортно-импортный банк Китая - основным кредитным институтом крупнейших гидросооружений [27]. По данным некоммерческой организации International Rivers, по состоянию на август 2012 г. китайские компании и банки были участниками как минимум 308 проектов в области строительства или модернизации гидросооружений (гидроэлектростанций и плотин) в 70 странах мира [27]. При этом китайские компании участвуют в этих проектах, как правило, в роли EPC-подрядчиков1. С 2000 г. китайские инжиниринговые и строительные компании совместно с китайскими банками участвовали не менее чем в 39 проектах по всему миру на сумму свыше 31,5 млрд долл.

Для финансирования проектов в электроэнергетике используются как коммерческие кредиты на рыночных условиях, так и льготные кредиты. В частности, на финансирование строительства гидроэлектростанции в Буи (Гана) мощностью 400 МВт правительство этой африканской страны выделило 60 млн долл., в то время как Экспортно-импортный банк Китая предоставил покупателю кредит в размере 292 млн долл. по ставке CIRR плюс 2% годовых со сроком погашения 20 лет. Кроме того, был предоставлен льготный кредит в размере 270 млн долл. со сроком погашения 20 лет по фиксированной ставке 2% годовых, обеспечением (collateral) по которым служили поставки какао бобов [22].

Примеры показывают, что предоставление государственных экспортных льготных кредитов (concessional loan) наравне с другими мерами экспортной поддержки позволяют китайским компаниям успешно конкурировать на международных рынках с западными производителями оборудования, а меры государственной поддержки, используемые КНР, можно считать наиболее эффективными.

Инструменты государственной поддержки экспорта российского генерирующего оборудования и пути их совершенствования

В системе управления внешнеэкономической деятельностью СССР существовал принцип государственной монополии на внешнюю торговлю, введенный декретом СНК РСФСР от 22.04.1918.

1 Генеральный подрядчик, предоставляющий сразу 3 вида услуг - проектирование (Engineering), поставки (Procurement) и строительство (Construction).

В соответствии с этим документом государство определяло, какие организации и в каких секторах экономики могут непосредственно осуществлять операции за рубежом. Если вначале право осуществления внешнеторговой деятельности получили не только внешнеторговые организации, но и отдельные промышленные предприятия и их объединения, а также некоторые торговые организации, занимающиеся в основном внутренней торговлей, то к началу 1930-х гг. возникли специализированные внешнеторговые организации, называвшиеся акционерными обществами, но фактически находившиеся под контролем государства. Позднее они были преобразованы во всесоюзные экспортные и импортные объединения, за которыми было закреплено монопольное право экспорта и импорта определенных товаров и услуг [5].

К концу 1970-х гг. в СССР насчитывалось 72 специализированных государственных внешнеторговых объединения. Большая часть этих организаций (47) входила в систему Министерства внешней торговли (МВТ СССР), на их долю приходилось более 90% внешнеторгового оборота страны. Другие 11 организаций, осуществлявших строительство предприятий и других объектов, сооружавшихся в основном в развивающихся странах за счет советских кредитов, входили в систему Государственного комитета по внешнеэкономическим связям (ГКЭС СССР), созданному в 1959 г. На их долю приходилось примерно 4-5% внешнеторгового товарооборота страны [4]. Оставшиеся 14 предприятий подчинялись другим ведомствам и министерствам, при этом особая роль отводилась торговым представительствам СССР, которые координировали деятельность внешнеэкономических объединений за рубежом.

После 1991 г. вследствие отсутствия комплексной государственной поддержки предприятий (акционирование государственных предприятий, слабая координация зарубежной деятельности, снижение финансовой активности) многие компании с существенным опытом зарубежной работы постепенно стали терять рынки сбыта. Они либо обанкротились (ФГУП ВВО «Сельхозпромэкс-порт», ФГУП «ВО «Техмашимпорт»), либо сконцентрировались на внутренней экономической деятельности (ЗАО «Зарубежстроймонтаж», ЗАО «Зарубежстрой» и др.).

Исходя из принятых Правительством РФ нормативных документов по поддержке экспорта российской промышленной продукции, можно выделить 3 этапа развития подобных государственных программ в современной России:

1) ранний постперестроечный этап (с начала

1990-х гг. по 2003 г.);

2) этап создания новых мер поддержки экспорта

(с 2003 по 2012 г.);

3) этап комплексной реализации мер поддержки

экспорта (с 2012 г. и до 2020 г.).

До 2003 г. в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определялась приоритетами международного сотрудничества, т.е. осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и военно-техническое сотрудничество.

Так, строительство АЭС «Тяньвань» в Китае финансировалось в соответствии с соглашением между правительствами РФ и КНР о сотрудничестве в сооружении на территории КНР атомной электростанции. Этим соглашением, в частности, предусматривалось предоставление Россией в 1992 г. государственного кредита Китаю в размере до 2,5 млрд долл. по ставке 4% годовых со сроком погашения 13 лет. Стоит отметить, что такие условия позволяют отнести этот кредит к разряду льготных (concessional financing или tied-aid), ставка по которым ниже среднерыночной. Для сравнения: по данным ОЭСР, в этот период справочная коммерческая процентная ставка (commercial interest reference rate, CIRR)2 на момент подписания соглашения с КНР составляла 7,49%. Таким образом, основным преимуществом от использования льготных кредитов развивающимся странам является получение прямых заказов (без торгов) от заказчиков.

Второй этап поддержки экспорта российской промышленной продукции связан с разработкой в 2003 г. Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Этот документ был подготовлен Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями (включая Внешэкономбанк) и впоследствии одобрен распоряжением Правительства РФ от 14.102003 № 1493-р. В Концепции, в частности, отмечалось, что продвижению продукции российских экспортеров на внешний рынок препятствует наличие худших

2 Минимальная официальная процентная ставка по экспортным кредитам, которая может быть установлена экспортными кредитными агентствами в странах, входящих в ОЭСР, на кредиты со сроком погашения свыше 8,5 лет.

по сравнению с большинством иностранных экспортеров условий кредитования российскими банками экспортных операций (высокие процентные ставки и короткие сроки кредитов). Имелось в виду как кредитование экспортеров для осуществления ими коммерческой деятельности, так и кредитование импортеров на длительные сроки.

Для устранения подобных негативных факторов в государствах с развитой рыночной экономикой были созданы и эффективно применяются системы поддержки национального экспорта. В большинстве случаев в этих государствах образованы специализированные финансовые организации, осуществляющие кредитование экспортных проектов, гарантирование экспортных операций и возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств. В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций в 1994 г. было создано закрытое акционерное общество «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (ЗАО «Росэксимбанк»). Данное ЗАО являлось агентом Правительства РФ по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции, однако в силу того, что банк не исполнял своих функций в достаточном объеме, в 2002 г. он перешел под контроль Внешэкономбанка [1].

Концепцией развития государственной поддержки экспорта предусматриваются 3 основные вида мер поддержки экспорта:

1) государственное гарантирование экспорта промышленной продукции (предоставление экспортных государственных гарантий);

2) экспортное кредитование (экспортные кредиты иностранным государствам);

3) возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций (субсидирование процентных ставок по целевым кредитам). Реализация данной Концепции позволила

активизировать программы развития экспорта промышленной продукции за счет выделения Российской Федерацией государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам и предоставления российским экспортерам государственных гарантий (табл. 4).

На практике в большинстве случаев бюджет на кредитование иностранных заказчиков или выпол-

Таблица 4

Показатели поддержки российского экспорта в 2002-2012 гг.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Кредиты правительствам иностранных государств

Общий объем расходов на предоставление

кредитов, млн долл.:

- плановые показатели 500 725 692 642 746 857 853 1 367 1 690 1 865 5 758

- фактические показатели 301 509 695 1 827 451 939 4 721

Отношение плановых показателей 60 - 74 - - - 81 134 27 50 82

к фактическим, %

Государственные гарантии Российской Федерации

Предоставление гарантий*, млн долл.:

- плановые показатели 514 600 700 750 700 1 400 1 400 2 000 2 000

- фактические показатели 409 596 - 214 365 119 10 282 98 227 469

Отношение плановых показателей - - - 36 52 16 1 20 7 11 23

к фактическим, %

Валовой внутренний продукт, млрд долл. 341 448 614 751 1 022 1 354 1 404 1 286 1 526 1 733 2 061

Отношение планового объема кредитов - - 0,11 0,09 0,07 0,06 0,06 0,11 0,11 0,11 0,28

к ВВП**, %

* Установленные федеральным бюджетом на 2004 г. ограничения в отношении валюты гарантий (гарантии предоставлялись только в российских рублях) не позволили экспортерам, заинтересованным в первую очередь в минимизации риска неплатежей в иностранной валюте, воспользоваться механизмами господдержки.

** Для сравнения обычно используется чистый объем выданных государством кредитов на поддержку экспорта продукции, который не публикуется в открытой печати.

Примечание. Таблица составлена авторами на основании расчетов по данным федеральных законов о бюджетах РФ 2002-2012 гг., ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «Росэксимбанк».

нение ранее принятых Россией обязательств по экспортным кредитам исполняется не более чем на 80%. Фактическое же исполнение программы поддержки экспорта в части предоставления государственных гарантий экспортерам редко превышает 30% от плановых показателей. В последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения доли кредитов, выделяемых иностранным правительствам на развитие электроэнергетики, что понижает спрос на продукцию отечественного энергомашиностроения (табл. 5).

Начиная с 2013 г. на федеральном уровне реализуются следующие меры финансовой поддержки

экспорта промышленной продукции [2, 7-10]:

- гарантирование экспортных операций;

- долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование на основе межправительственных соглашений;

- предоставление через Внешэкономбанк (и ЗАО «Росэксимбанк») экспортных кредитов иностранным покупателям отечественной высокотехнологичной продукции на конкурентоспособных условиях;

- страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;

Таблица 5

Экспортные кредиты РФ на развитие электроэнергетики в 2002-2012 гг., млн долл.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011* 2012*

Общий объем расходов на предо- 500 725 692 642 746 857 853 1 367 1 690 1 095 1 258

ставление кредитов на поддержку

экспорта (план)

Кредиты, выделяемые на цели раз- 358 611 517 518 499 414 227 92 17 59

вития электроэнергетики (план)

Отношение кредитов, выделяемых 72 84 75 81 67 48 - 17 5 1 1

иностранным правительствам на

развитие электроэнергетики, к общему объему кредитов, %

* Из данных за 2011 и 2012 гг. исключены кредитные ресурсы, выделенные на поддержку финансового состояния Республики Кипр и Республики Венесуэла.

Примечание. Таблица составлена авторами на основании расчетов по данным федеральных законов о бюджетах РФ 2002-2012 гг., ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «Росэксимбанк».

- возмещение экспортерам продукции военного

назначения процентных ставок по целевым

кредитам.

Перечисленные меры финансовой поддержки (кроме последней) направлены в первую очередь на содействие продвижению отечественной машинно-технической продукции гражданского назначения на внешние рынки. При этом долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование на основе межправительственных соглашений постепенно утрачивает свою роль, уступая экспортным кредитам Внешэкономбанка на конкурентоспособных условиях и экспортному страхованию.

С 2012 г. начал работать новый инструмент поддержки экспорта российской промышленной продукции - ОАО «ЭКСАР» (Экспортное кредитное агентство России, далее - ЭКСАР), которое осуществляет страхование экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков. По каждой экспортной сделке ЭКСАР вправе застраховать до 95% политического и 90% коммерческого риска. Страховая емкость ЭКСАР на сегодняшний день оценивается в 300 млрд руб. Для сравнения: размер страхового покрытия, предельного государственного гарантирования и выданных экспортных кредитов Экспортно-импортного банка США составляют 100 млрд долл. [25]. Порядок осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков ЭКСАР утвержден постановлением Правительства РФ от 22.11.2011 № 964.

В то же время ошибочно полагать, что государственные кредиты, которые продолжит выдавать Росэксимбанк (или Внешэкономбанк) иностранным заемщикам из развивающихся стран со страховым покрытием ЭКСАР, будут льготными. Как следует из Общего руководства по экспортному финансированию и страхованию экспортных кредитов [3], совместно подготовленного Внешэкономбанком и ЭКСАР, в случае предоставления кредита или кредитной линии иностранному заемщику (покупателю российской промышленной продукции) на срок свыше 2 лет, условия кредитования должны соответствовать Соглашению об экспортном кредитовании с официальной поддержкой ОЭСР. В частности, размер кредита не должен превышать 85% цены контракта, местная часть в цене контракта не должна превышать 30% цены контракта, а экспортный банк при выдаче кредита будет руководствоваться справочной коммерческой процентной ставкой (CIRR). В этом случае кредит выдается с фиксированной ставкой (fixed

interest rate), маржой банка и минимальной премией за риск (minimum risk premium), что делает его по форме отчасти рыночным кредитом. Механизм расчета справочной коммерческой процентной ставки указан в тексте Соглашения об экспортном кредитовании с официальной поддержкой ОЭСР [12].

В отсутствие экспортного льготного кредитования развивающихся стран конкурентоспособность коммерческих предложений российских компаний снижается. При участии российского экспортера промышленной продукции в международном тендере с привлечением кредита покупателю при прочих равных условиях технического предложения победителем будет считаться тот кандидат, в чьем финансовом предложении в условиях кредитования будет заложена минимальная премия за риск и маржа банка. В соответствии с действующей программой поддержки экспорта Российская Федерация практически лишается возможности получения «прямых контрактов» и предоставления экспортных кредитов по ставкам ниже CIRR и срокам погашения более 12 лет [12, гл. II, ст. 13].

Если бы государственные кредитные учреждения при расчете процентных ставок по экспортным кредитам (кредитам покупателю) не ориентировались на CIRR, то победителем в условном тендере считался бы кандидат, финансовое предложение которого содержало бы наилучшие условия кредитования (наименьшую процентную ставку), полученные на национальном рынке. В этом случае, к примеру, в США условное банковское учреждение обладало бы возможностью предоставить кредит по ставке ниже CIRR. Если за ориентир для минимальной ставки по экспортному кредиту условного банка США принимать 10-летние облигации государственного займа США, то по состоянию на 15.10.2013 кредит мог быть выдан по ставке 2,75% годовых, в то время как CIRR на эту дату для валюты США составила 3,22% годовых [15].

Таким образом, предоставление государственных экспортных льготных кредитов и долгосрочных целевых прямых кредитов с минимальной премией за риск и маржой банка в финансовых предложениях являются наиболее эффективными инструментами государственной поддержки экспорта промышленной продукции. Далее необходимы только целенаправленные и результативные усилия государства по их внедрению.

Список литературы

1. Киселева Е., Семенов А. Внешэкономбанк удочерил Росэксимбанк. URL: http://kommersant. ru/doc/337994.

2. Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Страхование как инструмент стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в ракетно-космической промышленности // Финансы и кредит. 2012. № 16. С. 25-32.

3. Общее руководство по экспортному финансированию и страхованию экспортных кредитов. Внешэкономбанк, 2013. URL: http://ved.gov.ru/files/ images/item/dir_ved/Rukovodstvo.pdf.

4. Постоленко М.Л. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации: управление, организация, регулирование и контроль. М.: ПАИМС, 1994. 190 с.

5. Савченко П.В. Национальная экономика. М.: Экономистъ, 2005. 731 с.

6. Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции добывающих и обрабатывающих производств / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru/bgd/regl/ b13_13/IssWWW.exe/Stg/d2/13-08.htm.

7. Хрусталёв Е.Ю. Финансово-экономическая значимость и рисковость наукоемких инновационных проектов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 8. С. 2-11.

8. Хрусталёв Е.Ю., Соколов Н.А., Хрусталёв О.Е. Концепция оценки и управления риском при реализации инновационных проектов создания интеллектуальной продукции // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 44. С. 2-13.

9. Хрусталёв Е.Ю., СтрельниковаИ.А. Методология качественного управления инвестиционными рисками на промышленных предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 4. С. 16-23.

10. Хрусталёв Е.Ю., Стрельникова И.А. Финансовые методы снижения риска при создании наукоемкой и высокотехнологичной продукции // Финансы и кредит. 2011. № 7. С. 13-21.

11. A Financial Pioneer That Serves National Strategy - How CDB supports economic and social development. URL: http://cdb.com.cn/english/NewsInfo. asp?NewsId=4341.

12. Arrangement on Officially Supported Export Credits, 15 January 2014. Organization for Economic Cooperation and Development. URL: http://oecd. org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/ ?doclanguage=en&cote=tad/pg(2014)1.

13. Bank Credit Report: Export-Import Bank of China. URL: http://afriquechine.net/en/2007/China-s-Role-in-Financing-African-Infrastructure.pdf.

14. Berne Union: 2013. The Annual Report. URL: http ://berneunion. org/wp-content/uploads/2013/10/Berne-Union-Yearbook-2013.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Board of Governors of the Federal Reserve System.

URL: http://federalreserve.gov/releases/h15/20131021.

16. Brautigam D. Chinese Development Aid in Africa. What, where, why, and how much. URL: http://american. edu/sis/faculty/upload/Brautigam-Chinese-Aid-in-Africa. pdf.

17. CDB helping Chinese firms get global edge. URL: http://chinadaily.com.cn/business/2011-04/26/con-tent_12397512.htm.

18. China Development Bank grabs chance for aggressive global loan expansion // South China Morning Post. URL: http://scmp.com/business/banking-finance/ article/1189404/aggressive-global-loan-expansion-china-development-bank.

19. China in Africa. A strategic overview. URL: http://ide.go.jp/English/Data/Africa_file/Manualreport/ pdf/china_all.pdf.

20. Chinese Government Concessional Loan and Preferential Export Buyer's Credit. The Export-Import Bank of China. URL: http://english.eximbank.gov.cn/busines-sarticle/activities/loan/200905/9398_1.html.

21. Competitiveness Reports. U.S. Ex-Im Bank. URL: http://exim.gov/about/library/reports/competitive-nessreports .

22. Hensengerth O. Interatcion of Chinese Institutions with His Governments in Dam Construction. URL: http:// die-gdi.de/CMS-Homepage/openwebcms3.nsf/(ynDK_ contentByKey)/ANES-8E5DH6/$FILE/DP%203.2001. pdf

23. Innovative Financial Services to Promote Common Development. Comments of CDB Chairman Chen Yuan on Exploration and Practice African Businesses. URL: http://cdb.com.cn/english/NewsInfo.asp?NewsId=3477.

24. Pending and Approved Transactions. U.S. Ex-Im Bank. URL: http://exim.gov/generalbankpolicies/environ-ment/pending-and-approved-transactions.cfm.

25. Reauthorization of the Export-Import Bank: Issues and Policy Options for Congress. CRS Report for Congress, May 7, 2012. URL: http://fas.org/sgp/crs/misc/ R41829.pdf.

26. The New Eight-Point Plan China Pledged at the Fourth, FOCAC Ministerial Conference, November 2009. URL: http://english.gov.cn/official/2011-04/21/con-tent_1849913_14.htm.

27. The New Great Walls. A guide to China's overseas dam industry. URL: http://internationalrivers.org/files/at-tached-files/intlrivers_newgreatwalls_2012_2.pdf.

28. U.S. Exports Support a Record 11.3 Million Jobs in 2013. U.S. Ex-Im Bank. URL: http://exim.gov/news-andevents/releases/2014/US-Exports-Support-Support-a-Record-11-Million-Jobs-in-2013.cfm.

29. Undue Diligence: How banks do business with corrupt regimes. Global Witness Report, March 2009. URL: http://globalwitness.org/sites/default/files/pdfs/un-due_diligence_lowres_0.pdf.

Приоритеты России

Priorities of Russia

30. ZTE - 2011. The Annual Report. URL: http://zte. com.cn/en/about/investor_relations/corporate_report/an-nual_report/201204/P020120918590209227228.pdf.

31. ZTE Guns for Alcatel With Development Bank

Funds: China Credit. Bloomberg. URL: http://bloomberg. com/news/2012-12-06/zte-guns-for-alcatel-with-develop-ment-bank-funds-china-credit.html.

National interests: priorities and security Priorities of Russia

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

THE TOOLS OF GOVERNMENT SUPPORT FOR EXPORTS OF POWER-GENERATING EQUIPMENT

Vladimir M. MATYUSHOK, Vasilii S. ZHUKOV

Abstract

The authors point out that in the foreign practice, exports crediting and insuring the foreign trade transactions and loans against political, economic and other risks are widely used for the State support of the exports. The specialized entities, export credit agencies (ECA) provide the similar services to promote the national producers. The paper considers that the increased State support is one of the most important directions of the development of the domestic exports of power-generating equipment. The authors identified three stages of the government programs of the exports support in modern Russia. The article shows that in most cases, the budget for crediting the foreign customers or the execution of the early Russian obligations under the exports credit is not being fully performed. Its actual use of the exports support program specifically pertaining to provide the State guarantees to the exporters rarely exceeds one-third of the key performance indicators. The authors point out that in recent years there has been a steady decline in the share of lending to the foreign governments for the development of the power industry, which lowers the demand for the domestic power engineering production. The article deals with the structure and dynamics of the Russian exports of power-generating equipment, and the main problems related to its implementation abroad: weak State support (departure of the actual values from the planned ones), the ineffectiveness of the used instruments of exports support, the low level of the production capacity utilization. The paper provides the basic tools to support the exports of industrial products, which are used in foreign countries, and assesses the Chinese experience of the successful government support for exports of industrial products. The authors substantiate the necessity of improving the tools used by the government departments responsible for implementing the support programs for the export of the Russian national industrial products.

Keywords: exports support, power engineering, electric-power industry, power-generating machinery, exports credit agencies, concessional lending

References

1. Kiseleva E., Semenov A. Vneshekonombank udo-cheril Roseksimbank [Vnesheconombank adopted Rosex-imbank]. Available at: http://kommersant.ru/doc/337994. (In Russ.)

2. Makarov Yu.N., Khrustalev E.Yu., Slavyanov A.S. Strakhovanie kak instrument stimulirovaniya innovatsion-noi i investitsionnoi deyatel'nosti v raketno-kosmicheskoi promyshlennosti [Insurance as a tool to stimulate the innovation and investment activities in the rocket and space industry]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2012, no. 16, pp. 25-32.

3. General guidance on export finance and export credit insurance. Vnesheconombank, 2013. Available at: http://ved.gov.ru/files/images/item/dir_ved/Rukovodstvo. pdf. (In Russ.)

4. Postolenko M.L. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' v Rossiiskoi Federatsii: upravlenie, or-ganizatsiya, regulirovanie i kontrol' [Foreign economic trade activities in the Russian Federation: management, organization, administration and control]. Moscow, PAIMS Publ., 1994, 190 p.

5. Savchenko P.V. Natsional'naya ekonomika [The National Economy]. Moscow, Ekonomist" Publ., 2005, 731 p.

6. The average annual production capacity of the organizations to produce certain products of extractive and manufacturing industries. Federal Service of State Statistics. Available at: http://gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW. exe/Stg/d2/13-08.htm. (In Russ.)

7. Khrustalev E.Yu. Finansovo-ekonomicheskaya znachimost' i riskovost' naukoemkikh innovatsionnykh proektov [Financial and economic importance and risk exposure of the knowledge-based innovation projects]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2013, no. 8, pp. 2-11.

8. Khrustalev E.Yu., Sokolov N.A., Khrustalev O.E. Kontseptsiya otsenki i upravleniya riskom pri realizatsii innovatsionnykh proektov sozdaniya intellektual'noi

produktsii [The concept of risk assessment and management in the implementation of innovation projects to create intellectual products]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory andpractice, 2013, no. 44, pp. 2-13.

9. Khrustalev E.Yu., Strel'nikova I.A. Metodologiya kachestvennogo upravleniya investitsionnymi riskami na promyshlennykh predpriyatiyakh [A methodology of the qualitative management of risk investment in the industrial enterprises]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 4, pp. 16-23.

10. Khrustalev E.Yu., Strel'nikova I.A. Finansovye metody snizheniya riska pri sozdanii naukoemkoi i vys-okotekhnologichnoi produktsii [Financial risk mitigation techniques in creating knowledge-based and high-tech products]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2011, no. 7, pp. 13-21.

11. A Financial Pioneer That Serves National Strategy - How CDB supports economic and social development. Available at: http://cdb.com.cn/english/NewsInfo. asp?NewsId=4341.

12. Arrangement on Officially Supported Export Credits, 15 January 2014. Organization for Economic Cooperation and Development. Available at: http://oecd. org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/ ?doclanguage=en&cote=tad/pg(2014)1.

13. Bank Credit Report: Export-Import Bank of China. Available at: http://afriquechine.net/en/2007/China-s-Role-in-Financing-African-Infrastructure.pdf.

14. Berne Union: 2013. The Annual Report. Available at: http://berneunion.org/wp-content/uploads/2013/10/ Berne-Union-Yearbook-2013.pdf.

15. Board of Governors of the Federal Reserve System. Available at: http://federalreserve.gov/releases/ h15/20131021.

16. Brautigam D. Chinese Development Aid in Africa. What, where, why, and how much. Available at: http:// american.edu/sis/faculty/upload/Brautigam-Chinese-Aid-in-Africa.pdf.

17. CDB helping Chinese firms get global edge. Available at: http://chinadaily.com.cn/business/2011-04/26/content_12397512.htm.

18. China Development Bank grabs chance for aggressive global loan expansion. South China Morning Post. Available at: http://scmp.com/business/banking-finance/ article/1189404/aggressive-global-loan-expansion-china-development-bank.

19. China in Africa. A strategic overview. Available at: http://ide.go.jp/English/Data/Africa_file/Manualreport/ pdf/china_all.pdf.

20. Chinese Government Concessional Loan and Preferential Export Buyer's Credit. The Export-Import Bank of China. Available at: http://english.eximbank.gov. cn/businessarticle/activities/loan/200905/9398 1.html.

21. Competitiveness Reports. U.S. Ex-Im Bank. Available at: http://exim.gov/about/library/reports/com-petitivenessreports.

22. Hensengerth O. Interatcion of Chinese Institutions with His Governments in Dam Construction. Available at: http://die-gdi.de/CMS-Homepage/openweb-cms3.nsf/(ynDK_contentByKey)/ANES-8E5DH6/$FILE/ DP%203.2001.pdf.

23. Innovative Financial Services to Promote Common Development. Comments of CDB Chairman Chen Yuan on Exploration and Practice African Businesses. Available at: http://cdb.com.cn/english/NewsInfo. asp?NewsId=3477.

24. Pending and Approved Transactions. U.S. Ex-Im Bank. Available at: http://exim.gov/generalbankpolicies/ environment/pending-and-approved-transactions.cfm.

25. Reauthorization of the Export-Import Bank: Issues and Policy Options for Congress. CRS Report for Congress, May 7, 2012. Available at: http://fas.org/sgp/ crs/misc/R41829.pdf.

26. The New Eight-Point Plan China Pledged at the Fourth, FOCAC Ministerial Conference, November 2009. Available at: http://english.gov.cn/official/2011-04/21/con-tent_1849913_14.htm.

27. The New Great Walls. A guide to China's overseas dam industry. Available at: http://internationalrivers.org/ files/attached-files/intlrivers_newgreatwalls_2012_2.pdf.

28. U.S. Exports Support a Record 11.3 Million Jobs in 2013. U.S. Ex-Im Bank. Available at: http://exim.gov/ newsandevents/releases/2014/US-Exports-Support-Sup-port-a-Record-11 -Million-Jobs-in-2013. cfm.

29. Undue Diligence: How banks do business with corrupt regimes. Global Witness Report, March, 2009. Available at: http://globalwitness.org/sites/default/files/ pdfs/undue_diligence_lowres_0.pdf.

30. ZTE - 2011. The Annual Report. Available at: http://zte. com .cn/en/about/inve stor_relations/cor-porate_report/annual_report/201204/P0201209185 90209227228.pdf.

31. ZTE Guns for Alcatel With Development Bank Funds: China Credit. Bloomberg. Available at: http:// bloomberg.com/news/2012-12-06/zte-guns-for-alcatel-with-development-bank-funds-china-credit.html.

Vladimir M. MATYUSHOK

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow,

Russian Federation

vmatyushok@mail.ru

Vasilii S. ZHUKOV

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow,

Russian Federation

vzhukoff@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.