Научная статья на тему 'Прогнозы мирового и российского экспорта коксующегося и энергетического угля в период до 2035 г. Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта. Предложения по поддержке российских углеэкспортеров'

Прогнозы мирового и российского экспорта коксующегося и энергетического угля в период до 2035 г. Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта. Предложения по поддержке российских углеэкспортеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗЫ ЭКСПОРТА КОКСУЮЩЕГОСЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УГЛЯ В МИРЕ И РОССИИ В ПЕРИОД ДО 2035 Г / ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПО РЕАЛИ ЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕ МЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖ КИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА УГЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плакиткина Л.С., Плакиткин Ю.А.

В статье представлены прогнозы мирового и российского экспорта коксующегося и энергетического угля в период до 2035 г. Рассмотрены зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта. Проведен анализ национальных систем поддержки экспортной продукции в основных странах производителях и потребителях угля мира. Рассмотрена российская национальная система поддержки экспортной продукции. Разработаны предложения по научно обоснованному комплексу государственных мер поддержки экспорта продукции угольной промышленности России на мировом и внутреннем рынках. Обозначены мероприятия, способствующие развитию внешнего и внутреннего рынков российского угля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasts of the world and Russian coking and steam coal exports for the period of up to 2035. Models of foreign origin for the implementation of government support measures for exports. Propositions on the state backing of Russian coal exporters

The article presents the forecasts of the world and Russian exports of coking and steam coal for the period of up to 2035. The authors discuss models of foreign origin for the implementation of systems of exported products support in the world leading coal supplier and consumer countries. The description is given of the Russian national system of exported products support. Propositions are provided on a scientifically grounded system of government support measures for the exports of the Russian coal industry products to the world and national markets. Measures are proposed to facilitate the development of the international and domestic markets for the Russian coal.

Текст научной работы на тему «Прогнозы мирового и российского экспорта коксующегося и энергетического угля в период до 2035 г. Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта. Предложения по поддержке российских углеэкспортеров»

Угольная Промышленность

ПРОГНОЗЫ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА

КОКСУЮЩЕГОСЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УГЛЯ

В ПЕРИОД ДО 2035 Г.

Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта. Предложения по поддержке российских углеэкспортеров.

Л.С. Плакиткина. к.т.н., член-корр. РАЕН Руководитель Центра исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН ЮА Плакиткин. проф., д.э.н., академик РАЕН, Заместитель директора по науке ИНЭИ РАН_

Из 7,7 млрд т угля, добытого в мире в 2015 г., 16,8 %, или 1,3 млрд т было поставлено на экспорт. При этом если с 2000 по 2013 г. объем мирового экспорта угля вырос в 2,2 раза к концу периода, то, начиная с 2013 г., экспортные поставки угля стали падать. Так, в 2015 г. объем экспорта угля сократился по сравнению с уровнем 2013 г. на 4,3 % [1-6]. Возникает вопрос: как будет развиваться экспорт угля в мире и в России в период до 2035 г.

С этой целью в Центре исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН были проведены исследования, которые с помощью разработанной модели «Экспорт угля» позволили получить прогнозные коридоры мирового и российского экспорта угля, в том числе коксующегося и энергетического угля.

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

2015

2020

2025

2030

2035

1200 1000 800 600 400 200 0

2000 2005 2010 Источники: МЭА, ИНЭИ РАН

Рис. 3 Прогнозный коридор мирового экспорта энергетического угля (млн т)

В соответствии с проведенными расчетами мировой экспорт энергетического угля в период с 2015 по 2035 г. сократится на 14,3-20,3 %, или с 1,0 млрд т до 797-857 млн т.

2000 2005 2010 Источники: МЭА, ИНЭИ РАН

Рис. 1 Прогнозный коридор мирового экспорта всего угля (млн т)

В соответствии с разработанными прогнозами, мировой экспорт всего угля в период с 2015 по 2035 г. снизится с 1,3 млрд т до 1,06-1,11 млрд т, или на 15,4-18,5 %.

350 300 250 200 150 100 50 0

2000 2005 2010 2015 2020 2025 2030 2035 Источники: МЭА, ИНЭИ РАН

Рис. 2 Прогнозный коридор мирового экспорта коксующегося угля (млн т)

250 200 150 100 50 0

/

Источники: ЦДУ ТЭК, ИНЭИ РАН

Рис. 4 Прогнозный коридор российского экспорта всего угля (млн т)

Несмотря на продолжающийся «понижательный» тренд мирового экспорта угля, экспорт российского угля всего в период с 2015 по 2035 г., в соответствии с разработанными прогнозами возрастет со 151 млн т до 167-184 млн т к концу периода, или на 6,0-21,9 %.

При этом мировой экспорт коксующегося угля в период с 2015 по 2035 г., по прогнозам, сократится с 300,2 млн т до 260,5-273 млн т, или на 8,9-13,2 %.

Источники: ЦДУ ТЭК, ИНЭИ РАН

Рис. 5 Прогнозный коридор российского экспорта коксующегося угля (млн т)

2015

2020

2025

2030

2035

2000

2005

2010

2015

2020

2025

2030

2035

2000

2005

2010

2015

2020

2025

2030

2035

Экспорт российского коксующегося угля в период с 2015 по 2035 г., по прогнозам, увеличится с 19 млн т до 29-33 млн т, или на 52,6-73,7 %.

2000 2005 2010 2015 2020 2025 2030 2035 Источники: ЦДУ ТЭК, ИНЭИ РАН

Рис. 6 Прогнозный коридор российского экспорта энергетического угля (млн т)

В соответствии с проведенными расчетами, экспорт российского энергетического угля в период с 2015 по 2035 г. возрастет на 4,5-14,4 %, или со 132 млн т до 138-151 млн т.

Таким образом, в соответствии с проведенными расчетами мировой экспорт всего угля в период с 2015 по 2035 г. снизится с 1,3 млрд т до 1,06-1,11 млрд т, или на 15,4-18,5 %. При этом падение мирового экспорта коксующегося угля составит всего 8,9-13,2 %, а мирового энергетического угля - 14,3-20,3 %.

Экспорт российского угля всего в период с 2015 по 2035 г., в соответствии с разработанными прогнозами возрастет со 151 млн т до 167-184 млн т к концу периода, или на 6,021,9 %. При этом прирост российского экспорта коксующегося угля составит 52,6-73,7 %, а энергетического угля -4,5-14,4 %.

Значительный рост российского экспорта коксующегося угля объясняется вводом в эксплуатацию новых месторождений коксующегося угля - Эльгинского в Республике Саха (Якутия), Элегестского в Республике Тыва, Беринговского в Чукотском автономном округе и других, которые являются в большей степени экспортно-ориентированными [2-8].

Поэтому Россия в период до 2035 г. сохранит лидирующие позиции в мире по экспорту угля - как коксующегося, так и энергетического.

В основных странах мира государство активно поддерживает своих экспортеров. Рассмотрим более подробно основные зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта и предложения по поддержке российских углеэкспортеров.

Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта и предложения по поддержке российских углеэкспортеров

Комплексный анализ мер по развитию экспорта проведен в Центре исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН для разработки предложений по научно обоснованному комплексу государственных мер поддержки экспорта продукции угольной промышленности России на мировых рынках, а также анализ национальных систем поддержки экспортной продукции в основных странах мира и в России.

Анализ национальных систем поддержки экспортной продукции в основных странах-лидерах

Проведенный анализ национальных систем поддержки экспортной продукции в основных странах мира - производителях и потребителях угля (далее - основных странах

Угольная Промышленность

мира) свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой государство редко выступает в качестве непосредственного участника внешнеторговых сделок. В функции государства входит регулирование внешнеторговой деятельности, что предполагает разработку мер, направленных на государственное поощрение и поддержку экспорта.

В большинстве стран мира созданы специальные ведомства, которым государство делегировало функцию регулирования внешней торговли. В свою очередь, государство берет на себя риски от неплатежей со стороны импортеров, что облегчает национальным производителям выход на внешние рынки. Государственное страхование экспортных кредитов и экспорта осуществляется по более низким ставкам и охватывает как коммерческие, так и многие виды политических рисков. Существует практика непосредственных государственных заказов на производство и поставку на экспорт определенных товаров, поощрения экспортеров снижением или отменой налогов.

Главный инструмент стимулирования экспорта - государственное кредитование и гарантирование экспорта. Оно осуществляется через специальные государственные и смешанные банки и фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким процентным ставкам и на более длительный срок, чем частные банки. Льготное кредитование предоставляется прежде всего для экспорта машин и оборудования.

В США за кредитование и гарантирование экспорта отвечают: Экспортно-импортный банк с государственным капиталом «ЭКСИМБАНК» США (Export-Import Bank of the United States), работающий с 30-х годов двадцатого столетия и являющийся государственным оператором, на который возложены также функции страхования экспорта, и Государственное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса (Small Business Administration - SBA). Коммерческая служба (Commercial Service) в структуре Министерства торговли США осуществляет продвижение экспорта и продвижение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В составе посольств и консульств имеются офисы (Commercial Service) зарубежных представительств компаний по экспорту США. Кроме того, содействуют международному развитию: Агентство по торговле и развитию США (USTDA), Агентство по международному развитию (USAID), Межамериканский фонд (IAF), Частный фонд «Корпорация вызов тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation - MCC), Государственная корпорация содействия частным инвестициям за рубежом.

В Японии Банк международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation) осуществляет кредитование и гарантирование экспорта. Японская корпорация «Nippon Export & Investment Insurance - NEXI» ответственна за страхование экспорта и инвестиций. Центральное место в поддержке экспортеров занимает государственная организация по развитию внешней торговли Японии - Джетро (Japan External Trade Organization - JETRO), уставный капитал которой поступил из госбюджета, представительства имеются в 55 странах мира, однако они не включены в структуру посольств. Содействуют международному экспорту также японское агентство международного сотрудничества (Japan International Cooperation Agency - JICA).

В Индии существует специализированный Экспортно-импортный банк - ЭКСИМ-БАНК (Export-Import Bank of India), который кредитует и гарантирует экспорт. Страхование экспортных кредитов осуществляет государственная корпорация по страхованию Индии - «Export Credit

Угольная Промышленность

Guarantee Corporation of India» (ECGC). Государственное агентство по поддержке экспорта (India Trade Promotion Organization - ITPO), действующее при Министерстве торговли и промышленности, а также Совет по содействию иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Board -FIPB) занимаются продвижением экспорта. В структуре Департамента МИД Индии функционирует Управление по сотрудничеству в сфере развития (Development Partnership Administration - DPA), которое также содействует международному развитию экспорта.

В Китае кредиты и гарантии экспорту угля предоставляют ЭКСИМБАНК Китая (Export-Import Bank of China) и Государственный банк развития Китая (China Development Bank), страхование экспорта - Государственная корпорация страхования экспортных кредитов (China Export & Credit Corporation - Insurance). Департамент поддержки экспорта и Китайское агентство по привлечению инвестиций - структурные подразделения Министерства коммерции КНР -продвигают экспорт. Штат сотрудников в составе посольств в странах - крупных торгово-экономических партнерах Китая, а также Департамент международного сотрудничества в структуре Комиссии по вопросам национального развития и реформ (NDRC) содействуют международному развитию экспорта.

В Республике Корея функции кредитования и гарантирования экспорта возложены на экспортно-импортный банк

- ЭКСИМБАНК Кореи (Export-Import Bank of Korea). Корейская корпорация торгового страхования (Korea Trade Insurance Corporation) выступает страхователем экспорта. Государственное агентство по поддержке экспорта и привлечению инвестиций (Korea's Trade Investment Promotion Agency - KOTRA) выполняет соответствующие функции по поддержке экспорта и привлечению инвестиций. Представительства KOTRA созданы в 71 стране мира (не включены в структуру посольств). Корейское агентство по международному сотрудничеству (Korea International Cooperation Agency

- KICA) также содействует международному сотрудничеству.

В Великобритании Государственное агентство по экспортному финансированию (UK Export Finance) осуществляет кредитование и гарантирование экспорта, а государственное агентство по экспортному финансированию (UK Export Finance) - страхование экспорта. Продвигает экспорт Государственное агентство по содействию торговле и инвестициям (UK Trade & Invest). В составе посольств и консульств Великобритании более чем в 100 странах существуют офисы по содействию торговле и инвестициям (UK Trade & Invest). Кроме того, содействуют международному экспорту Министерство международного развития Великобритании и Частный фонд - AGAKHAN Foundation (UK).

В Германии Консорциум частных банков (AKA) и Государственная банковская группа (KFW) кредитуют и выступают гарантами экспорта. Консорциум в составе уполномоченных государством частных обществ, страховой компании Euler Hermes и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers осуществляют страхование экспорта, Государственное агентство по поддержке внешнеэкономической деятельности (Germany Trade & Invest - GTAI) -продвижение экспорта. Офисы GTAI созданы в 47 странах мира, а внешнеторговые палаты - в 80 странах (не включены в структуру посольств). Содействуют международному развитию экспорта и Немецкое общество международного сотрудничества (Deutsche Gesellschaft f>r Internationale Zusammenarbeit - GIZ), а также Банк развития (KfW Entwicklungs bank).

В Испании с целью кредитования и гарантирования экспорта создан Институт государственного кредитования Испании (ICO). Экспортное страховое агентство Испании (CESCE), принадлежащее государству и частным акционерам, страхует экспорт. Испанский институт внешней торговли (ICEX) осуществляет поддержку экспорта, а Агентство INVESTINSPAIN - привлечение ПИИ. Представительства ICEX созданы более чем в 100 странах (в составе посольств) и в 16 бизнес-центрах за рубежом, которые, как и Испанская компания финансирования развития (COFIDES) и Испанское агентство международного сотрудничества (AECID), содействуют международному развитию экспорта.

Подобные организации действуют и в других развитых и развивающихся странах.

Таким образом, в настоящее время сформировались три модели зарубежных систем поддержки экспорта на региональном уровне:

- англосаксонская модель;

- европейская континентальная модель;

- азиатская модель.

Англосаксонская модель предусматривает, что главенствующую роль в практическом содействии экспортерам на местном уровне играют мощные специализированные государственные организации центра, находящиеся в тесном взаимодействии с региональными частными и публичными структурами. В частности, в США на уровне штатов и муниципальных округов сформирована сеть из 100 Центров содействия экспорту (US Export Assistance Centers), действующих под руководством Коммерческой службы США (подразделение Министерства торговли). Центры тесно сотрудничают с федеральными организациями в сфере поддержки экспорта и прежде всего с Администрацией малого бизнеса и Эксимбанком США. Администрация малого бизнеса имеет в своем распоряжении 63 Центра развития малого бизнеса (Small Business Development Centers) и развитую сеть внешнеэкономических консультантов в 900 пунктах по стране. В Великобритании Государственным агентством по содействию торговле и инвестициям (UK Trade & Invest) организована Служба советников по международной торговле (International Trade Advisers), располагающая 40 офисами по всей стране.

Согласно европейской континентальной модели, значительная организационная и координирующая роль предоставлена региональным правительствам, которые имеют широкие финансовые полномочия (собственный бюджет); на муниципальном/окружном уровне - существенная роль отведена ТПП, отраслевым ассоциациям и частным институтам поддержки, в том числе финансовым. Так, в Германии на уровне федеральных земель центральным звеном в сфере поддержки экспорта являются региональные министерства экономики, реализующие собственные программы развития внешнеэкономической деятельности, включая экспорт. Ряд федеральных земель (Бавария и др.) имеют сеть зарубежных представительств в ключевых для региональных экспортеров странах. В Бельгии учрежденное правительством Фландрии региональное экспортное агентство Export Vlaanderen располагает сетью представительств в более чем 50 странах. В ряде государств развивается система экспортно-ориентированных кластеров, в том числе межтерриториальных и трансграничных (в частности, германско-нидерландский кластер INTER-NED).

В азиатской модели предусмотрена существенная координирующая и распорядительная роль центральных правительств, распространяющаяся также на регионы. Реализа-

HARDOX

WEAR PLATE

NEVER

Наша сталь используется в самых разных отраслях промышленности во всем мире, где снижение массы, повышение прочности и увеличение срока службы являются ключевыми факторами успеха.

Удобное расположение собственных складов компании ББАВ с неснижаемым остатком наиболее востребованных

марок и толщин обеспечиваетбыстрые поставки высокопрочной и износостойкой стали, тем самым существенно сокращая производственныезатраты нашихзаказчиков.

Просто свяжитесь с нами, ваш заказ будет оформлен точно и в срок!

« >

Угольная Промышленность

ция модели формирует общую тенденцию к развитию экспортно-ориентированных специальных региональных зон. В частности, в Республике Корея в системе поддержки экспорта ведущее место занимают «внешнеторговые зоны» (Foreign Trade Zone), где установлены льготные условия для ведения бизнеса и, в частности, для осуществления внешнеторговых операций. В Китае широкое распространение получили Зоны свободной торговли, Зоны приграничного и экономического сотрудничества и Зоны экспортной обработки. Аналогичная ситуация существует в Индии: в стране созданы десятки Зон свободной торговли и Зон экспортной обработки, подавляющее большинство из них учреждены правительствами индийских штатов.

Российская национальная система поддержки экспортной продукции и предложения по совершенствованию экспортной политики в угольной промышленности России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская практика государственной поддержки экспорта формируется на основе мирового опыта с учетом реалий современной российской экономики. Над задачей развития экспорта работает несколько министерств, государственных институтов, общественных организаций, при этом работа ведется по направлению как финансовой, так и нефинансовой поддержки экспорта.

Минэкономразвития России еще в 2014 г. подготовило проект Национальной экспортной стратегии России до 2030 г. Работа над документом началась еще задолго до объявления антироссийских санкций. В программном документе были обозначены мероприятия для достижения Россией лидирующих позиций в мировом экспорте и вхождения к 2030 г. в пятерку ведущих экспортеров, наряду с Китаем, США, Германией и Японией.

Предлагаемый комплекс мер направлен на повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов российской экономики, увеличение пропускной способности транспортно-логистической инфраструктуры, устранение внутренних институциональных, регуляторных, административных барьеров при развитии экспортной деятельности.

Основные направления государственной поддержки экспорта подразделяются на следующие меры:

а) Финансовые меры поддержки экспорта:

- предоставление льготных экспортных кредитов (ГК «Внешэкономбанк», АО «Росэксимбанк» (банк-агент Правительства России по оказанию государственной гарантийной поддержки экспорта, кредитованию и гарантированию экспорта за счет собственных средств), АО «МСП Банк»); предоставление экспортных кредитов с субсидированием процентной ставки (ГК «Внешэкономбанк»);

- страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков, включая кредиты покупателям, страхование кредитов поставщиков, страхование рисков по аккредитивам, страхование инвестиций, страхование кредитов на пополнение оборотных средств экспортера, страхование экспортного факторинга (экспортное страховое агентство АО «ЭКСАР»).

- государственные гарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя (ЗАО «Росэксимбанк», ОАО Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»).

б) Нефинансовые меры поддержки экспорта:

- информационно-консультационные меры, включая анализ рынка и поиск партнеров на внешних рынках, оцен-

ку экономической эффективности проекта, поддержку подготовки бизнес-плана и коммерческого предложения и др.;

- продвижение экспорта и поддержка доступа на рынки зарубежных стран, в том числе поддержка участия российских организаций в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, бизнес-миссии, Российские Деловые советы с зарубежными странами (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Торгово-промышленная палата РФ) и др.

АО «ЭКСАР», выступающее в качестве государственного института поддержки экспорта, реализует страховой инструментарий защиты экспортных кредитов и инвестиций.

В 2015 г. было создано АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) в качестве специализированной организации, представляющей «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

С начала 2016 г. осуществлено функциональное объединение компаний Группы РЭЦ (Российский экспортный центр), в состав которой интегрированы АО «Российский экспортный центр», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР») и АО «РОСЭКСИМБАНК».

Группа РЭЦ оказывает комплексную адресную поддержку экспортно-ориентированным и ведущим внешнеэкономическую деятельность компаниям. Организация предоставляет широкий перечень финансовых инструментов (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинансовых услуг текущим и потенциальным экспортерам. Она взаимодействует с профильными органами исполнительной власти, готовит предложения по улучшению ведения предпринимательской деятельности в части экспорта и ВЭД, регулярно взаимодействует с представителями делового и экспертного сообщества и способствует преодолению барьеров и снятию «системных» ограничений.

Ожидается создание Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) как автономной некоммерческой организация. Центр, созданный на базе Фонда развития малого и среднего предпринимательства (единое окно для поддержки), должен начать свою деятельность в г. Челябинске, одном из экспериментальных регионов, с января 2017 г. Кроме того, ЦПЭ - это зона деловых контактов с экспортерами Санкт-Петербурга, и может стать зоной деловых контактов с экспортерами других городов и регионов России.

Угольная Промышленность

Основные цели ЦПЭ: содействие выходу экспортеров на зарубежные рынки, создание реестра производственных предприятий всех отраслей, рост числа экспортеров и выручки по экспортным поставкам, наращивание экспортного потенциала России.

Центр Поддержки Экспорта (ЦПЭ) представляет собой площадку международного и межрегионального сотрудничества. В рамках ЦПЭ возможно будет разместить бесплатно материалы и свою продукцию на стенде Центра экспорта на постоянной или временной (ротационной) основе, также на стенде будет присутствовать специалист, готовый проконсультировать по различным продуктам и товарам.

Среди отраслей, с которыми ЦПЭ планирует работать и оказывать экспортную поддержку, первоначально намечены следующие: машиностроение и металлоизделия; медицинская и фармацевтическая промышленность; электрооборудование, электроника, 1Т-технологии; пищевая промышленность; материалы и изделия для строительства, пластмассы, резинотехнические изделия; легкая промышленность; деревообработка; химическая промышленность.

Проведенный анализ систем по поддержке экспорта показал, что современная система государственной поддержки российского экспорта существенным образом включает в себя действующие за рубежом механизмы государственного протекционизма.

Однако, в дополнение к действующей государственной поддержке российского экспорта, в части угольной промышленности необходима реализация нижеследующего комплекса государственной поддержки экспорта продукции угольной промышленности России на мировом и внутреннем рынках.

Предложения по научно обоснованному комплексу государственных мер поддержки экспорта продукции угольной промышленности России на мировом и внутреннем рынках

Основные предложения по поддержке экспорта продукции угольной промышленности России на мировом и внутреннем рынках следующие:

- формирование биржевой торговли углем с целью проведения сопоставительного анализа биржевых цен с ценами, достигаемыми в аналогичных условиях странами-конкурентами;

- недопущение реального роста железнодорожных тарифов (учитывая высокую транспортную составляющую в конечной цене угля): их рост должен быть не выше роста инфляции в стране;

- обеспечение гибкости железнодорожных тарифов, ко-

торые не должны быть выше, чем фрахты морских перевозок, осуществляемых странами-конкурентами;

- внедрение формулы долгосрочного железнодорожного тарифа, изменяющегося в зависимости от конъюнктуры внешнего угольного рынка;

- участие государства в софинансировании вопросов обеспечения инфраструктуры, в первую очередь железных дорог (расшивка «узких» мест);

- совершенствование системы финансовой поддержки экспортеров, в том числе создание полноценного банка по кредитованию экспорта;

- обеспечение условий для предоставления экспортных кредитов, включая кредиты для финансирования продаж как на экспорт, так и на производство экспортной продукции, развития лизинга как одной из форм закупок дорогостоящей техники;

- использование механизмов «связанных» кредитов при экспорте;

- снижение или отмена ввозных таможенных пошлин в отношении товаров и технологического оборудования, не производимых в РФ;

- активная политика государства при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских экспортеров за рубежом;

- обеспечение информационно-консультативного содействия экспортерам, функционирование информационных баз для экспортеров;

- устранение административных барьеров при поставках угля на экспорт, включая таможенные формальности. В связи с этим предлагается, во-первых, установить фиксированную ставку таможенных сборов за таможенное оформление в отношении товаров, не облагаемых вывозными пошлинами; во-вторых, сократить перечень документов, предъявляемых при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные пошлины и нетарифные ограничения; в-третьих, осуществить работы по упрощению процедур нетарифного регулирования экспорта товаров;

- предоставление субсидий малым предприятиям, в том числе частичное финансирование расходов на сертификацию по международным стандартам;

- обеспечение государственного страхования отдельных видов рисков, включая риски от колебания валютных курсов, несостоятельности покупателя, а также некоммерческих рисков, частных экспортных кредитов и долгосрочного лизинга;

- распространение действия закона о стимулировании и поддержке инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Бурятии и Иркутской области (обладающих меньшим железнодорожным плечом экспортной поставки угля в страны АТР), согласно которому на освоение новых месторождений предоставляются льготы по снижению или освобождению от НДПИ;

- стимулирование создания собственной машиностроительной базы, обеспечивающей удешевление текущих производственных затрат, что, в конечном итоге, наряду с реализацией вышеприведенных мероприятий может обеспечить повышение конкурентоспособности российского угля на Азиатско-Тихоокеанском рынке;

- разработка комплексной государственной экспортной стратегии угля, нефти и газа с целью устранения конкуренции российских поставщиков этих энергоресурсов на внешних рынках Европы и АТР;

- возложение на Минэнерго России и РЭА функции прогнозов мировых цен на энергоносители с целью формиро-

Угольная Промышленность

вания эффективных экономических сигналов для угольного бизнеса;

- возложение на Минэнерго России и торговые представительства России за рубежом функции долговременного прогноза потенциала стран по импортированию угольной продукции;

- организация силами Минэнерго России и центрами отраслевой компетенции мониторинга рынков сланцевого газа, сланцевой нефти и оценки последствий их развития для экспорта российского угля в долгосрочном периоде времени;

- содействие в организации рекламных и маркетинговых кампаний за рубежом, создание и ведение Интернет-портала внешнеторговой информации и других мероприятий.

В качестве мероприятий, способствующих развитию внешнего и внутреннего рынков российского угля, предлагаются следующие:

- принятие мер по росту производительности труда и снижению себестоимости производства в угольной отрасли;

- стимулирование создания, использования и внедрения новых технологий добычи, переработки и использования угля, обеспечивающих кратное повышение производительности труда;

- оптимизация транспортной логистики и широкое использование механизмов долгосрочного тарифообразова-ния на перевозки угля, ликвидация «узких» мест в пропускной способности железных дорог - на Транссибе, БАМе и Дальневосточной железной дороге, ускоренное развитие угольных терминалов;

- строительство необходимой портовой инфраструктуры (порт Восточный, Ванино, Усть-Луга, Мурманский глубоководный порт) и строительство новых портов с высокопро-

изводительными угольными терминалами, в том числе на побережье Черного моря, а при подтверждении экономической целесообразности на Северо-Тихоокеанском побережье;

- совершенствование налогообложения в отрасли (восстановить погашение процентных ставок за взятые кредиты в российских банках под реализацию инвестиционных проектов);

- внедрение элементов индикативного планирования в угольной отрасли;

- распространение действия закона о стимулировании и поддержке инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, согласно которому на освоение новых месторождений предоставляются льготы по снижению или освобождению от НДПИ;

- стимулирование природоохранных мероприятий, в том числе переработки отходов и рекультивации земель;

- повышение качества поставляемого угля и снижение затрат на его перевозку;

- импортозамещение, стимулирование создания собственной машиностроительной базы, обеспечивающей удешевление текущих производственных затрат.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:_

1. «Coal Information», International Energy Agency Statistics, OECD/IEA, 2016.

2. Плакиткина Л.С. Анализ и перспективы развития угольной промышленности основных стран мира, бывшего СССР и России в период до 2030 г., Монография. М.: ООО НПК «Гемос Лимитед». - 2013 г. - 416 с.

3. Плакиткина Л.С. Плакиткин Ю.А., Дьяченко К.И. «Угольная промышленность России на мировом рынке угля: тенденции перспективного развития» // Уголь. -2016. - № 7, - С. 12-16.

4. Плакиткина Л.С. Анализ развития добычи, экспорта, импорта коксующегося и энергетического угля, каменного и бурого в странах СНГ в период с 2000 по 2013 гг. и тенденции их дальнейшего развития в каждой из стран // Горная промышленность. -2014. -№ 3 (115). - С. 8-13.

5. Плакиткина Л.С. «Развитие добычи и экспорта угля в основных странах мира и России в период 2000 -2013 (2012) гг. Вызовы и угрозы развитию добычи и экспорта угля в России в перспективном периоде» // Горная промышленность. - 2014. - № 2(114). - С.6-12.

MMI-PRO JSB& ассоциация а академия О Конференции горных инженеров

ШГ-ЗГГ СЯгЬ ГЯР™Х угольной промышленности

Prnfpccinn д I Fuente ОТРДГПИ ' ® ЛЛУIV ОС ОС пгпплгпп ОГ\ Л 1 Mi-in г- klnnimn Dnnn.iiuin.fnn Жл П

professional Events .....т--' отрасли 3 25-26 апреля 2017 года, г. Москва, Российская Федерация

Организационный комитет - "Мэталз энд Майнинг Интеллидженс - ПРО", Ассоциация предприятий угольной отрасли, Академия горных наук, персонально Ю.Н. Малышев, В.Е. Зайденварг, Д.Б. Никишичев

Партнеры конференции - угледобывающая компания «Колмар», угольная компания «Северный Кузбасс», разрез «Краснобродский Южный», экспертно - консалтинговая компания IMC Montan, Государственный Геологический музей имени В.И. Вернадского РАН, РасМин

Информационные партнеры - Горная промышленность, Недра земли. Глюкауф, Бюллетень по рынку коксующегося угля

Подтвержденные докладчики - первые и профильные руководители СУЭК, Промышленно-металлургического холдинга, УК «Колмар», Национальной топливной компании, IMC Montan и др.

Список модераторов и докладчиков, буклет и условия регистрации размещены на сайте www.mmi-pro.com

Ожидаемое количество участников - порядка 120 человек, включая как горных инженеров - технических специалистов, так и руководителей компаний - отраслевых лидеров

Программа осенней конференции состоит из презентаций и дискуссий, которые распределяются по сессиям:

о Индустриальные лидеры и передовой опыт о Основные регионы добычи

о Подземные и открытые горные работы. Роль человеческого фактора в производственных процессах о Подземные горные работы. Эндогенные пожары. Риски возникновения, профилактика, изоляция о Открытые горные работы. Устойчивость бортов разрезов. Экономика и безопасность о Горно-шахтное оборудование и специализированные услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.