Научная статья на тему 'Эффективность применения финансового инструментария государственной поддержки инновационных компаний в условиях выхода на зарубежные рынки'

Эффективность применения финансового инструментария государственной поддержки инновационных компаний в условиях выхода на зарубежные рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
119
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / INNOVATIVE COMPANIES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / КОМПАНИИ-ЭКСПОРТЕРЫ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL TOOLS / ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА / EXPORT PATTERN / EXPORTER / INSTITUTION / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О. В., Сердюк А. А.

Предмет/тема. С вступлением во Всемирную торговую организацию Россия приняла на себя ряд обязательств, охватывающих различные сферы. Возможность использования финансовых инструментов для поддержки предприятий экспортеров высокотехнологичной продукции оказалась ограниченной. Оставшиеся в распоряжении государства механизмы поддержки требуют доработки и совершенствования. Структура экспорта остается преимущественно сырьевой, а доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции незначительной. Предметом авторского исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы государственной поддержки инновационных компаний на основе разработки и применения эффективного финансового инструментария в условиях выхода на зарубежные рынки. Цели/задачи. Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по формированию эффективного инструментария финансовой поддержки инновационных компаний-экспортеров для обеспечения благоприятных условий реализации инновационной продукции на зарубежных рынках. Методология. В рамках исследования использовались методы сравнения и анализа статистических показателей, определяемых на федеральном и региональном уровнях. Для оценки значимости государственной поддержки компаний экспортеров инновационной продукции использован метод прогнозирования. Результаты. Раскрыты особенности государственной поддержки экспортно ориентированных инновационных компаний в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Выявлены особенности структуры экспорта РФ, ее регионов. Обоснована необходимость государственной поддержки компаний-экспортеров. Дана оценка эффективности реализуемых государством механизмов поддержки. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизмов государственной поддержки компаний экспортеров высокотехнологичной продукции. Выводы/значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при формировании стратегии государственной поддержки компаний-экспортеров на различных уровнях, а также в рамках образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of financial tools for State support to innovative companies in conditions of entering foreign markets

Importance After the WTO accession, Russia assumed a number of obligations covering various spheres. The ability to use financial instruments to support the companies exporting high-technology products turned out to be limited. The available mechanisms of State support require further development and improvement. Raw materials continue dominating in the export pattern, and Russia's share in the world exports of high-tech products is insignificant. The subject of the research is economic relations arising in the process of building a system of State support to innovative companies through the development and implementation of effective financial tools in conditions of entering foreign markets. Objectives The objective of this study is to develop theoretical propositions and practical recommendations for creating effective tools of financial support to innovative exporter companies to provide favorable conditions for selling innovative products in foreign markets. Methods In the study, we used the methods of comparison and analysis of statistical indicators defined at the federal and regional levels. In addition, to assess the importance of State support to exporters of innovative products, we used a prediction technique. Results The study shows the specifics of the State support to export-oriented innovative companies in conditions of Russia’s accession to the World Trade Organization. We have described the characteristic features of the export pattern of the Russian Federation and its regions, and assessed the efficiency of support mechanisms implemented by the State. Furthermore, we provide recommendations on improving the system of State support to exporter of high-technology products. Conclusions and Relevance The materials of the research may be useful for experts developing the strategy of State support to exporting companies at various levels, and as part of educational process.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения финансового инструментария государственной поддержки инновационных компаний в условиях выхода на зарубежные рынки»

Экономическое развитие

УДК 336.11:658:001.895

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ*

Ольга Валерьевна Никулина,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация olgafinans@mail.ru

Алина Алексеевна Сердюк,

студентка экономического факультета, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация alina.serdyuk23@gmail.com

Предмет/тема. С вступлением во Всемирную торговую организацию Россия приняла на себя ряд обязательств, охватывающих различные сферы. Возможность использования финансовых инструментов для поддержки предприятий - экспортеров высокотехнологичной продукции оказалась ограниченной. Оставшиеся в распоряжении государства механизмы поддержки требуют доработки и совершенствования. Структура экспорта остается преимущественно сырьевой, а доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции незначительной. Предметом авторского исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы государственной поддержки инновационных компаний на основе разработки и применения эффективного финансового инструментария в условиях выхода на зарубежные рынки.

Цели/задачи. Целью исследования является разработка теоретических положений и практических

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (грант № 14-12-23006).

рекомендаций по формированию эффективного инструментария финансовой поддержки инновационных компаний-экспортеров для обеспечения благоприятных условий реализации инновационной продукции на зарубежных рынках.

Методология. В рамках исследования использовались методы сравнения и анализа статистических показателей, определяемых на федеральном и региональном уровнях. Для оценки значимости государственной поддержки компаний - экспортеров инновационной продукции использован метод прогнозирования.

Результаты. Раскрыты особенности государственной поддержки экспортно ориентированных инновационных компаний в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Выявлены особенности структуры экспорта РФ, ее регионов. Обоснована необходимость государственной поддержки компаний-экспортеров. Дана оценка эффективности реализуемых государством механизмов поддержки. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизмов государственной поддержки компаний -экспортеров высокотехнологичной продукции.

Выводы/значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами при формировании стратегии государственной поддержки компаний-экспортеров на различных уровнях, а также в рамках образовательного процесса.

Ключевые слова: инновационные компании, государственная поддержка, компании-экспортеры, финансовые инструменты, институты поддержки, структура экспорта

Нестабильная международная и макроэкономическая ситуация поставила инновационные компании в сложные условия, связанные с нехваткой финансовых ресурсов, падением спроса на инновационную продукцию, удорожанием необходимых ресурсов. В то же время возникшие трудности вызвали необходимость поиска инновационными компаниями дополнительных источников средств для осуществления своей деятельности, новых ниш на рынках, в том числе международных. В рамках реализации выхода инновационных компаний на зарубежные рынки особую значимость приобрели разнообразные инструменты их поддержки на государственном уровне. Однако членство во Всемирной торговой организации (ВТО) накладывает на Россию ряд определенных обязательств, касающихся и мер по поддержке экспортно ориентированных предприятий. Международные требования содержат строгие ограничения в части применения прямых финансовых инструментов поддержки и допускают либеральное использование мер косвенного характера. Оптимизация инструментария по поддержке инновационных компаний-экспортеров, который бы, с одной стороны, содействовал повышению конкурентоспособности инновационной продукции российских компаний на зарубежных рынках, а с другой стороны, соответствовал требованиям международных соглашений, выступает одной из важнейших задач государственных структур.

В России на протяжении всего периода осуществления рыночных реформ инструментарий государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий претерпевал существенные изменения и осуществлялся в несколько этапов, представленных в работе [11]: ранний постперестроечный этап (начало 1990-х гг. - 2003 г.), этап формирования новых инструментов поддержки экспорта (2003-2012 гг.), этап комплексной реализации мер поддержки экспорта (2012-2020 гг.).

В данную систему поэтапной поддержки экспортно ориентированных предприятий совре-

менная экономическая ситуация внесла серьезные коррективы. Разработанный Правительством РФ план антикризисных мер направлен на переход экономики России к импортозамещению, а введенные в отношении России экономические санкции тормозят развитие сотрудничества российских компаний с зарубежными партнерами в сфере научных исследований и разработок. Все эти факторы требуют корректировки действующего механизма государственной поддержки компаний - экспортеров инновационного сектора.

Несмотря на активную политику государства в области стимулирования инновационных компаний-экспортеров, очевидных положительных результатов пока не наблюдается. Об этом свидетельствуют данные межстранового сопоставления некоторых показателей (табл. 1).

Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о слабой позиции России на мировом рынке. Доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в 2012 г. составила лишь около четверти процента. При этом доля России постоянно колеблется, демонстрируя рост, за которым следует падение. Мировой лидер по экспорту высокотехнологичной продукции - Китай, его доля составляет 28% и характеризуется постоянным ростом. Россия экспортирует меньше высокотехнологичной продукции по сравнению с Китаем в 126 раз.

Для выполнения плановых показателей по увеличению доли российской высокотехнологичной продукции в мировом экспорте до 2% к 2020 г., заявленных в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года1, в настоящее время в России реализуется комплекс мер, направленных на содействие компаниям, осваивающим зарубежные рыночные ниши (рис. 1).

Экспортные льготные кредиты от ГК «Внешэкономбанк» могут получить зарубежные компании, осуществляющие импорт российской продукции. Главным условием получения такого кредита выступает критерий отнесения экспортируемой продукции к приоритетным направлениям инвестирования ГК «Внешэкономбанк».

Еще одной формой поддержки предприятий-экспортеров является предэкспортное финансирование в форме кредитования расходов на производство и реализацию товаров, оказание услуг,

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.

Таблица 1

Динамика мирового экспорта высокотехнологичной продукции в 2007-2012 гг., млн долл. (%)

Страна 2007 2008 2009 2010 2011 2012

США 249 283 261 092 239 479 255 068 266 864 286 683

(13,7) (13,6) (13,9) (12,2) (11,8) (12,6)

Германия 206 538 217 152 190 640 208 446 232 251 218 653

(11,3) (11,3) (11,1) (10,0) (10,3) (9,6)

Франция 109 163 121558 109 837 122 011 123 809 115 997

(6,0) (6,3) (6,4) (5,8) (5,5) (5,1)

Япония 141 732 143 504 115 063 140 681 142 965 128 082

(7,8) (7,5) (6,7) (6,7) (6,3) (5,6)

Китай 399 464 441 423 404 097 534 032 591 934 631 693

(21,9) (22,9) (23,5) (25,6) (26,2) (27,7)

Тайвань 147 225 145 592 127 020 165 607 176 402 176 666

(8,1) (7,6) (7,3) (7,9) (7,8) (7,7)

Россия 2 776 4,001 3 071 3 173 5 371 5 012

(0,15) (0,21) (0,18) (0,15) (0,24) (0,22)

Все страны 1 821 601 1 925 858 1 721 839 2 089 488 2 255 904 2 282 106

(100,0) (100,0) (100,0) (100,0) (100,0) (100,0)

Источник: Exports and imports of HT products, by region/country/economy: Selected years, 1997-2012. URL: http://www.nsf.gov/ statistics/seindl4/content/chapter-6/at06-21.pdf.

Финансовые инструменты государственной поддержки компаний-экспортеров

Наименование инструмента Институты поддержки Особенности поддержки

Предоставление льготных экспортных кредитов и субсидирование ставки по экспортным кредитам

ЗАО «Росэксимбанк»,

ОАО «МСП Банк», ГК «Внешэкономбанк»

Предэкспортное финансирование

ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «Росэксимбанк»

Предусматривает льготные условия кредитования за счет участия государства, Осуществляется на основе отраслевых приоритетов

Страхование

7-

Кредит покупателю. Кредит поставщику. Риски по аккредитиву. Комплексное страхование экспортных кредитов. Гарантии и инвестиции. Кредит на пополнение оборотных средств экспортера.

_Экспортный факторинг_^уу^

ОАО «ЭКСАР»

Осуществляется на льготных финансовых условиях. Договор страхования может выступать в качестве обеспечения по кредиту экспортеру. Существует возможность отнесения страховой премии на расходы компании

J

Гарантии

"V-Л

Предоставляются на бесплатной основе.

Ориентированы на поддержку высокотехнологичного экспорта. Требуют покрытия для гарантирования сделок с определенными странами

Гарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя

ЗАО «Росэксимбанк»

Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Институциональный подход к формированию финансовых инструментов государственной поддержки компаний-экспортеров

направляемых на зарубежные рынки, в рамках перечня приоритетных направлений. Предэкспор-тное финансирование имеет особую значимость для высокотехнологичных компаний, поскольку конкурентоспособность инновационной продукции должна быть доказана на докоммерческой стадии, получить подтверждение на внутреннем рынке, а затем получить признание на мировом рынке [14].

Деятельность ОАО «МСП Банк» ориентирована на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в форме кредитования таких предприятий на сумму до 150 млн руб. сроком до 7 лет. Банком устанавливается сниженная процентная ставка по кредиту при условии предоставления соответствующего обеспечения. Высокий потенциал малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере, а также его важнейшая роль в инновационном развитии национальной экономики подтверждают в своих работах многие авторы [12, 17].

Особый статус агента Правительства РФ по финансовой поддержке экспортно ориентированных компаний имеет ЗАО «Росэксимбанк». Помимо экспортных кредитов на срок до 20 лет для отдельных экспортных групп банк осуществляет предэк-спортное финансирование. Следует отметить, что банк устанавливает дополнительные ограничения в виде перечня экспортируемой продукции, на которую распространяется действие его программ поддержки.

Представленные направления страхования (рис. 1) осуществляются ОАО «Экспортное страховое агентство России» (ЭКСАР). Важность данной меры объясняется наличием большого количества рисков при взаимодействии на международных рынках, что обусловливает необходимость существования дифференцированного инструментария управления рисками [9]. Несмотря на активные попытки агентства увеличить объ-

показателей 2013 г., когда объем экспортных контрактов по заключенным договорам страхования составил 73,4 млрд руб. При этом 83% в структуре поддержанного агентством экспорта составила продукция металлургии и энергетического машиностроения (рис. 2).

Государственные гарантии предоставляются такими институтами поддержки, как ОАО «Росэк-симбанк» и ГК «Внешэкономбанк», и представляют собой обязательство Правительства РФ или Министерства финансов РФ перед экспортером либо банковским учреждением отвечать за невыполнение другой стороной закрепленных в соглашении обязательств перед ним.

Государственные гарантии предоставляются на срок до 20 лет по отдельным видам экспортируемой продукции и могут покрывать до 95% от суммы контракта. Данный инструмент поддержки широко апробирован и применяется во многих развитых и развивающихся странах мира [10]. В настоящее время государственные гарантии Российской Федерации охватывают практически все стороны внешнеэкономической сделки: от участия экспортера в тендере и выполнения условий экспортного контракта до обеспечения рисков, связанных с исполнением обязательств импортерами либо банками-нерезидентами [6]. Динамика объемов оказываемой финансовой поддержки в виде кредитов и гарантий ГК «Внешэкономбанк» представлена на рис. 3.

(2)

Химическая отрасль_

(4)

Летательные, космические аппараты

(5)

Энергетическое машиностроение. (23)

Средства наземного транспорта

Продукты сельского хозяйства (1)

. Прочие (5)

\

.Металлургия

емы страхования, в 2014 г. не удалось достигнуть

Источник: данные годового отчета ОАО «ЭКСАР».

Рис. 2. Структура поддержанного ОАО «ЭКСАР» экспорта в 2013 г

120

100

80

60

40

20

(С (С

CD

ю О

2009

2010 2011 -Объем кредитов

2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

---Объем гарантий

2013

Источник: данные годовых отчетов ГК «Внешэкономбанк» за 2009-2013 гг.

Рис. 3. Показатели финансовой поддержки компаний-экспортеров ГК «Внешэкономбанк»

за 2009-2013 гг, млрд руб.

Показатели, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что финансовые инструменты поддержки ГК «Внешэкономбанк» становятся все более популярными среди компаний-экспортеров. Так, объем выданных кредитов после падения в 2010 г. до значения 3,9 млрд руб. продолжает расти вплоть до конца 2013 г., в котором объем выданных предэкспортных и экспортных кредитов составил 22,5 млрд руб. Вместе с тем объем выданных гарантий характеризуется колебаниями значений: после роста в 2010 г. до 59,7 млрд руб. происходило снижение объемов гарантий в 2011 и 2012 гг. Наибольший объем гарантий (99,57 млрд руб.) был выдан в 2013 г.

Одним из важнейших методов реализации экспортного потенциала национальной экономики выступает финансовая поддержка выставочно-яр-марочных мероприятий, а также ряд нефинансовых мер поддержки. Важность данного направления поддержки как фактора создания и укрепления деловых контактов отмечают многие исследователи [4, 3, 8, 15]. Следует отметить, что система таких мероприятий является действенным инструментом поддержки инновационных компаний-экспортеров в условиях членства России в ВТО, поскольку в соответствии с правилами этой организации запрещено осуществление прямого финансирования в виде субсидирования деятельности национальных компаний - производителей инновационной продукции.

В последнее время государство реализовало множество мероприятий, направленных на создание системы поддержки компаний, осваивающих зарубежные рынки. Однако при сопоставлении

объемов финансовой поддержки экспортно ориентированных предприятий в России и за рубежом (табл. 2) становится очевидным, что создание эффективной системы требует аккумулирования гораздо больших средств. Так, США направили на поддержку экспорта в 2013 г. 14,5 млрд долл., что превышает показатель России (0,7 млрд долл.) более чем в 20 раз.

Следует отметить, что и развивающиеся страны тратят на поддержку экспорта большие средства. Китай лидирует в этом направлении и превосходит Россию в 65 раз. Таким образом, созданная в России инфраструктура поддержки требует совершенствования и привлечения дополнительных ресурсов. Государственные инструменты поддержки, сущность которых была раскрыта ранее, не оказали ожидаемого воздействия на активизацию компаний -экспортеров высокотехнологичной продукции, о чем свидетельствуют данные динамики (табл. 3) и структуры экспортной деятельности (рис. 4) в России.

Данные о развитии экспортных операций в Российской Федерации (см. табл. 3) свидетельствуют в целом о положительной динамике объемов экспорта. Снижение показателей объемов экспорта отмечается в 2009 и 2014 гг. (на 35,5 и 5,7% к предыдущим периодам соответственно). Снижение экспорта в 2009 г. связано с кризисными явлениями в экономике. В 2014 г. на объемы экспорта повлияла международная обстановка и введенные против России санкции, снижение цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. Наибольший объем товаров и услуг был экспортирован в 2013 г. и составил 527,3 млрд долл. В совокупном экспорте

0

Таблица 2

Объемы средне- и долгосрочной государственной поддержки экспорта в различных странах в 2009-2013 гг., млрд долл.

Страна 2009 2010 2011 2012 2013

Германия 12,9 22,5 16,7 21,6 22,6

США 17,0 13,0 21,4 31,3 14,5

Великобритания 3,4 4,1 4,2 2,9 3,9

Франция 17,8 17,4 15,9 13,0 9,5

Китай 40,4 31,1 36,0 42,2 45,5

Бразилия 6,1 3,5 4,8 2,7 4,1

Индия 4,5 5,4 6,2 5,3 5,1

Источник: Report to the U.S. Congress on the Export-Import Bank of the U.S. and Global Export Credit Competition, 2013. URL:

http://www.exim.gov/about/library/reports/competitivenessreports/upload/Ex-Im-Bank-2013-Competitiveness-Report-to-Congress-

Complete.pdf.

Таблица 3

Динамика экспорта в Российской Федерации в 2007-2014 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Экспорт в страны дальнего зарубежья, 299,3 397,9 254,9 337,5 437,3 446,2 453,3 433,4

млрд долл.

К предыдущему году, % - 132,9 64,1 132,4 129,6 102,0 101,6 95,6

Экспорт в страны СНГ, млрд долл. 52,7 69,7 46,8 59,6 79,4 78,4 73,9 63,6

К предыдущему году, % - 132,3 67,1 127,4 133,2 98,7 94,3 86,1

Всего, млрд долл. 351,9 467,6 301,7 397,1 516,7 524,6 527,3 496,9

К предыдущему году, % - 132,9 64,5 131,6 130,1 101,5 100,5 94,3

Источник: Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистики). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#.

Машины, оборудование и транспортные среедства (5,3)

Прочее (1,5)

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (3,8)

Металлы и изделия из них (10,6)

Текстильные изделия и обувь (0,2)

Древесина и целлюлозно-бумажная продукция (2,3)

Продукция химической промышленности (5,9)

Минеральные продукты, в том числе топливно-энергетические товары (70,4)

Источник: Внешняя торговля Российской Федерации по товарам. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts& view=category&id=52&Itemid=1978.

Рис. 4. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2014 г., %

наибольшую часть составляет экспорт в страны дальнего зарубежья (87,2% в 2014 г.). В течение всего рассматриваемого периода экспорт в страны дальнего зарубежья характеризуется ростом, за исключением 2009 г. и 2014 г. В то же время в страны СНГ в 2014 г. направлялось только 12,8% экспорта. Следует отметить, что с 2012 г. российский экспорт в страны СНГ характеризуется тенденцией к снижению.

Очевиден дисбаланс в структуре экспорта (рис. 4): 70,5% поставляемых за рубеж товаров составляет минеральная продукция, которую почти полностью образуют топливно-энергетические товары. Группа товаров, составляющих вторую по величине долю экспорта (10,6%), представлена металлами и изделиями из них. Продукция химической промышленности, а также машины, оборудование и транспортные средства занимают более 5% экспортных товаров. На оставшиеся отрасли приходится незначительная доля экспорта. Таким образом, только менее 10% экспорта России можно отнести к высокотехнологичной продукции. Следует отметить также существующую в последние годы тенденцию к снижению доли в экспорте машин, оборудования и транспортных средств. В то же время расширение производства промышленных товаров дает импульс к развитию производства смежных отраслей, а также производства товаров-комплементов [2]. Преобладание же сырьевой продукции в российском экспорте влечет множество неблагоприятных последствий: снижение технологического уровня развития производства, истощение источников невозобновляемых ресурсов, рост нагрузки на экологическую подсистему, чрезмерную зависимость от конъюнктуры на мировых рынках сырья и др. Но основная проблема -это стратегическая бесперспективность складывающегося сценария. Так, по оценкам экспертов [18], за последние 30 лет спрос на товары топливно-сы-рьевой группы в мире возрастал гораздо медленнее, чем на товары других групп.

Анализ товарной структуры импорта РФ позволяет выявить обратную по сравнению со структурой экспорта ситуацию: около половины (48%) всех импортных товаров составляют машины, оборудование и транспортные средства. Второе место занимает продукция химической промышленности, которая составляет 16% всего импорта, 14% занимают продовольственные товары. Топливно-энергетическая продукция составляет только 3%. При рассмотрении товарной структуры экспорта

и импорта прослеживаются неблагоприятные тенденции для российской экономики, которые заключаются в следующем: Россия экспортирует преимущественно сырьевые товары, а импортирует готовую продукцию, произведенную в том числе с использованием российского сырья. Другими словами, Россия оплачивает высокую добавленную стоимость зарубежной продукции с длительным производственным циклом, отдавая другим странам финансовые ресурсы, которые могли бы направляться на развитие собственной национальной экономики [16]. В связи с этим возрастает значимость государственного стимулирования создания и развития отечественных предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, в особенности осуществляющих выход на зарубежные рынки.

Аналогичную ситуацию демонстрируют показатели товарной структуры экспорта, рассмотренные по федеральным округам России (табл. 4).

Можно сделать вывод, что лидером по объему экспортируемой продукции является Центральный федеральный округ (48,8% всего экспорта). При этом 79,5% продукции, экспортируемой Центральным федеральным округом, представлено топливно-энергетическими товарами. В четыре раза отстают Приволжский и Уральский федеральные округа: 13 и 12,2% всего экспорта соответственно. В этих округах товарная структура экспорта также представлена в основном топливно-энергетической продукцией, однако Приволжский федеральный округ в составе своего экспорта имеет 17,1% продукции химической промышленности. На последнем месте оказался Северо-Кавказский федеральный округ с объемом экспорта, составляющим только 0,2% от совокупного по стране. На одну позицию его опережает Южный федеральный округ, чья доля в экспорте составляет 3,7%.

Остановимся подробнее на анализе экспортной деятельности в Южном федеральном округе. Округ является лидером по объему экспортируемой продовольственной продукции. В то же время около половины экспортируемых товаров относится к группе топливно-энергетических. Из продукции, направляемой за рубеж, 9,4% составляют металлы и изделия из них и только 6% - машины, оборудование и транспортные средства. Структура экспорта по субъектам Южного федерального округа представлена на рис. 5.

Наибольший объем экспорта в Южном федеральном округе приходится на Краснодарский край -

Таблица 4

Экспорт товаров и услуг по федеральным округам РФ в 2013 г., млрд долл.

Федеральный округ Продовольствие Продукция топливно-энергетического Продукция химической промышлен- Древесина и целлюлозно-бумажные Металлы и изделия из них Машины, оборудование и транспорт- Всего

комплекса ности изделия ные средства

Центральный 4,55 204,33 8,44 1,1 9,88 12,85 256,98

Северо-Западный 2,49 29,97 4,1 3,63 5,56 3,6 52,29

Южный 4,71 10,12 0,73 0,13 1,8 1,15 19,2

Северо-Кавказский 0,28 0,02 0,76 0,003 0,04 0,07 1,28

Приволжский 0,84 45,6 11,69 1,06 2,1 6,01 68,32

Уральский 0,29 48,4 2,5 0,33 8,98 2,35 63,94

Сибирский 0,59 14,47 2,46 3,73 12,05 1,78 36,2

Дальнево сточный 2,44 18,87 0,05 0,98 0,44 0,53 28,19

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. М.: Росстат, 2014. 900 с.

Республика Адыгея (0,04)

Ростовская область (30,19)

Волгоградская область (24,07)

Краснодарский край (41,08)

Астраханская область (4,61)

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. М.: Росстат, 2014. 900 с.

Рис. 5. Распределение объемов экспорта по субъектам Южного федерального округа в 2013 г., %

7 885,5 млн долл., или 41% от экспорта округа. Продукция региона преимущественно экспортируется в страны дальнего зарубежья. Второе место занимает Ростовская область, образующая 30% экспорта округа (5 796 млн долл.). Волгоградская область с объемом экспорта в 4 621,3 млн долл. охватывает 24%. Вклад Астраханской области составляет 4,61%. Республика Адыгея и Калмыкия образуют незначительную часть экспорта в округе.

Несмотря на лидерство Краснодарского края в Южном федеральном округе по объемам экспорта, лишь 0,94% в структуре экспорта региона занимает

продукция высокой степени переработки. Это говорит о крайне низком уровне ориентированности местных высокотехнологичных предприятий на зарубежные рынки. Так, в Каталоге предприятий-экспортеров Краснодарского края, представленном на официальном сайте НП «Ассоциация экспортеров и импортеров Кубани»2, в раздел производителей высокотехнологичной продукции входят только четыре предприятия: ЗАО НПО «Российские системы автоматики и телемеханики», ООО НПФ «Кварк», ОАО «Сатурн» и ООО «Солнечный ветер».

Несмотря на неразвитость высокотехнологичных видов производства, Краснодарский край обладает большим потенциалом для создания таких предприятий и их выхода на зарубежные рынки. В настоящее время в регионе сформировались благоприятные условия для создания и развития инновационных экспортно ориентированных компаний. Осуществление мер, направленных на реализацию экспортного потенциала Краснодарского края и других регионов России, станет предпосылкой для экономического роста в стране, отличающегося качественной составляющей.

Недостаточная экспортная активность российских высокотехнологичных предприятий обусловлена не только несовершенством государственной политики, но и применяющимися ограничениями

! URL: http://www.kubanexport.ru/catalog.php.

по отношению к россииским товарам на рынках зарубежных стран. В течение последних лет заметно выросло число случаев использования зарубежными странами механизмов регулирования, направленных на защиту уязвимых секторов своих экономик. По состоянию на 02.02.2015 27 зарубежных государств используют 99 ограничительных мер, которые включают 40 антидемпинговых мер, 9 специальных защитных мер и 50 мер, относящихся к прочим нетарифным. Структура прочих нетарифных мер представлена на рис. 6.

С ограничительной политикой других государств позволяют эффективно бороться механизмы, созданные в рамках ВТО, которые РФ как полноправный член этой организации может активно использовать.

Нельзя недооценивать роль государственного участия в стимулировании экспорта инновационной продукции. Данное направление государственной поддержки представляется выгодным объектом финансирования, поскольку является экономически целесообразным и обоснованным.

По мнению авторов, значение поддержки компаний-экспортеров инновационной продукции государством можно рассматривать в трех аспектах, сущность которых отражена на рис. 7.

Для реализации своей роли в полном объеме государство должно обеспечить эффективное фун-

Угроза введения мер

Санитарные и фитосанитарные меры.

Запрет на импорт. (8)

Ограничения по номенклатуре (2)

Акциз на дискриминационной основе (10)

Дополнительный сбор (2)

Квотные ограничения У

/

Тарифные квоты (4)

Источник: Обзор существующих ограничений в доступе российских товаров на зарубежные рынки // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/rus.

Рис. 6. Структура нетарифных мер, применяемых иностранными государствами в отношении российских товаров

кционирование всей системы поддержки экспорта. Эксперты полагают, что создание эффективного инструментария поддержки экспортеров позволило бы России удвоить экспорт машин и оборудования [5]. Для комплексной оценки эффективности применения финансового инструментария государственной поддержки инновационных компаний в условиях выхода на зарубежные рынки проанализируем недостатки реализуемых в России инструментов финансовой поддержки компаний-экспортеров и на основе этого предложим основные направления совершенствования данных инструментов.

Существование проблемных аспектов в действующей системе поддержки государством компаний-экспортеров отмечают в своих исследованиях многие авторы [1, 3, 4, 7, 13, 19]. Одним из инструментов поддержки, на реализацию которого государство направляет существенный объем финансовых ресурсов, выступают государственные гарантии. Однако, несмотря на объемы выделяемых средств, доля освоенных предприятиями не превышает 10% от запланированных показателей.

Причиной невостребованности данного инструмента являются бюрократические препоны, ведь каждая сделка рассматривается единственным органом, который зачастую не располагает полной информацией. Процедура получения гарантий крайне усложнена, занимает много времени и требует большого

числа согласований как внутри государства, так и с зарубежными партнерами. Необходимость осуществления значительного объема работы с каждой сделкой приводит к тому, что гарантии предоставляются в основном под реализацию крупных проектов, а наиболее незащищенные представители малого и среднего бизнеса оказываются лишенными такой возможности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с указанной проблемой следует отметить слабость организации, осуществляющей выдачу гарантии -ЗАО «Росэксимбанк».

.Административные меры (36)

. Технические барьеры (18)

Стартовые аспекты

Обеспечение создания экспортно ориентированных инновационных компаний, включая поддержку научных исследований и разработок и их коммерциализации. Стимулирование выхода компаний на зарубежные рынки

Конкурентные аспекты

Поддержка наращивания объемов производства, поиска новых каналов сбыта, внедрения новых технологий, способствующих снижению себестоимости продукции компаний-экспортеров, ее реализации по конкурентной цене. Снижение рисков компаний-экспортеров

Мультипликативные аспекты

Создание за счет поддержки экспорта высокотехнологичной продукции мультипликативного эффекта для развития региона и всего национального хозяйства.

Создание рабочих мест

Приток инвестиций

Повышение качества продукции

Развитие смежных отраслей экономики

Рост доходов компаний и бюджета

Повышение значимости страны на мировой арене

Источник: составлено авторами.

Рис. 7. Единство трех аспектов роли и значения государственной поддержки компаний -экспортеров инновационной продукции

Речь идет о небольшом размере уставного капитала относительно аналогичных учреждений за рубежом. Больший объем располагаемого капитала позволяет иностранным аналогам не только функционировать в качестве агента государства, но и выдавать свои гарантии [18]. Этот банк собственных гарантий не выдает, поэтому его деятельность в части финансирования экспортных сделок остается весьма ограниченной. Среди проблем гарантирования экспорта следует выделить еще одну существенную: гарантии на экспортный контракт для стран, не имеющих кредитного рейтинга в ведущих рейтинговых агентствах, а также для некоторых других стран выдаются только при условии предоставления на него государственной гарантии страной-импортером. При этом следует учитывать, что экспортные товары российского производства могут быть наиболее востребованными и конкурентоспособными именно в таких странах. Как следствие, данное ограничение снижает возможность использования экспортерами государственных гарантий.

В России недостаточно развитыми остаются современные формы поддержки экспорта в рамках лизинговых и факторинговых операций. Эти виды

международного взаимодействия широко используются по всему миру в целях обеспечения непрерывности расчетов по сделкам с зарубежными компаниями. Мировой опыт свидетельствует о том, что экспортный факторинг активизирует экспортную активность компании в связи со снижением издержек по выполнению экспортных операций. Вместе с тем международный факторинг в совокупном обороте рынка факторинга РФ в 2013 г. занимал только 2,1%. Для сравнения: в Китае этот показатель составляет 21,9%, в США - 14,3%, во Франции - 19,3%3. Широкого распространения в России не получил и лизинг для продвижения продукции на рынки зарубежных стран.

По мнению авторов, совершенствование существующего инструментария поддержки компаний-экспортеров должно охватывать прежде всего ликвидацию недостатков действующих инструментов и доработку системы. В целях повышения востребованности механизма гарантирования, очевидно, следует упростить процедуру получения гарантий; увеличить количество стран, по экспортным сделкам с которыми предоставляются гарантии, за счет корректировки условий гарантирования экспорта в эти страны. Наряду с указанными направлениями представляется важным распространить механизм гарантирования на большее число малых и средних предприятий, для чего необходимо обеспечить информационную прозрачность деятельности банка, а также увеличение его капитала.

Поскольку ВТО накладывает строгие ограничения на использование финансовых методов

3 Factoring Turnover by Country in 2013 // Factors Chain International. URL: http://www.fci.nl/about-fci/statistics/current-factor-

ing-turnover-by-country.

поддержки компаний-экспортеров, особое внимание необходимо уделить мерам, относящимся к разрешимым. К таким мерам прежде всего можно отнести поддержку объектов малого и среднего предпринимательства на доэкспортном этапе. Кроме того, правила ВТО не запрещают финансирование государством научно-исследовательских работ и внедрение их результатов; поддержку территорий, в которых существуют неблагоприятные условия; поддержку мероприятий по охране окружающей среды, внедрение ресурсосберегающих технологий в производство. Однако изучение показателей вовлеченности малого и среднего бизнеса в осуществление экспортной деятельности свидетельствует об их низкой активности. При этом условием диверсификации экспорта и роста экспортной активности России в том числе выступает реализация потенциала малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, в результате проведенного исследования эффективности применения финансового инструментария государственной поддержки инновационных компаний в условиях выхода на зарубежные рынки получены следующие выводы.

Формирование системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий в России охватывает три этапа, отличающихся как набором используемых инструментов, так и институтами, реализующими эти инструменты. В настоящее время в России используются следующие финансовые методы поддержки экспорта: предоставление экспортных кредитов; предэкспортное финансирование; страхование экспорта; государственные гарантии по экспортным сделкам. Наряду с финансовыми методами широко используется и ряд нефинансовых инструментов. Однако, несмотря на реализуемые механизмы, объемы поддержки экспорта в России остаются на низком уровне по сравнению с развитыми и развивающимися странами.

Используемые государством механизмы поддержки не обеспечивают достижение запланированных показателей. Доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции сохраняется на уровне 0,2%. Товарная структура экспорта как в целом по России, так и в федеральных округах носит преимущественно сырьевой характер. В Краснодарском крае, обладающем большим экспортным потенциалом, свою продукцию на зарубежных рынках реализуют только четыре высокотехнологичные компании. Низкий

уровень экспортной активности обусловливается как несовершенством существующей системы государственной поддержки, так и применяемыми в отношении российских товаров ограничениями со стороны других государств.

Необходимость участия государства в поддержке экспортно ориентированных предприятий обусловлена единством трех аспектов его роли и значения в рамках данной системы: стартовым, конкурентным, мультипликативным. Существующая система поддержки экспортеров инновационной продукции характеризуется существенными недостатками и нуждается в их устранении и дополнении эффективными инструментами. В рамках членства в ВТО России следует ориентироваться на более широкое использование разрешенных методов поддержки, а также поощрять внедрение современных методов активизации экспорта.

Вступление России в ВТО призвано было упростить выход российских компаний на зарубежные рынки. Вместе с тем перед страной поставлена задача, заключающаяся в росте присутствия российских экспортеров на международных рынках на основе укрепления их конкурентоспособности, роста доли высокотехнологичной продукции в структуре экспорта. Производство инновационной продукции и ее реализация на внешних рынках выступают залогом интеграционного взаимодействия с другими странами и включения российских производителей в международную производственную кооперацию. Опыт развитых стран, выступающих лидерами в мировом экспорте высокотехнологичной продукции, свидетельствует о ключевой роли в этих достижениях существующего эффективного инструментария поддержки экспорта.

Список литературы

1. Гаврилов А.А. Совершенствование механизма финансирования экспорта в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. N° 29. С.39-48.

2. Голубенко В.А. Государственная поддержка экспорта: теоретические аспекты // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 7. С. 60-63.

3. Друганов Р. С. Совершенствование государственной финансовой поддержки экспорта в России в условиях ВТО // Вопросы региональной экономики. 2012. № 4. С. 31-39.

4. Завьялова Е.Б. Государственно-частное партнерство в использовании финансовых инструментов

для поддержки экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 8. С. 48-57.

5. Ивантер А. Модернизационный маневр // Эксперт. 2012. № 2. С. 28-32.

6. Каражанов Г.Т. Развитие государственной финансовой поддержки экспорта // Финансы. 2012. № 4. С. 17-19.

7. Красавина Л.Н. Проблемы обновления концептуальных основ регулирования внешнеэкономических рисков России в условиях интеграции в мировую экономику и членства в ВТО // Деньги и кредит. 2013. № 9. С. 10-16.

8. КуприковА.П. Эффективность мер по поддержке экспорта в России // Валютное регулирование и валютный контроль. 2011. № 7. С. 34-41.

9. Литовкин Ю.И. Системная поддержка экспорта Российской Федерации // Деньги и кредит. 2014. № 6. С. 36-38.

10. ЛихачевА.Е. Государственная система поддержки экспорта в России - существующие и новые инструменты // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 1. С. 4-8.

11. Матюшок В.М., Жуков В.С. Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 39. С. 2-11.

12. Никулина О.В., ЛемешкоИ.Г. Формирование институциональной основы развития инновационного предпринимательства в российской экономике

на основе использования зарубежного опыта // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 942-949.

13. Сидоренко Т. В. Государственная поддержка экспорта в Испании: уроки для России // Международная экономика. 2014. № 9. С. 31-37.

14. Фальцман В.К. Приоритеты структурной политики: импортозависимость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности // ЭКО. 2014. № 5. С. 162-180.

15. Хвостова И.Е., Смолякова Е.Е. Роль экспорта и условий торговли в стране с ресурсной зависимостью // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 42. С. 24-35.

16. Шагалов Г.Л. Государственная поддержка российского промышленного экспорта // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7. С. 74-78.

17. ШестаковВ.А. Государственная поддержка инновационных малых предприятий, ориентированных на экспорт // Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 1. С. 23-31.

18. ШуйскийВ.П. Совершенствование системы поддержки экспорта в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 9. С. 35-48.

19. Юн С.Е. Факторы развития экспортной сырьевой отрасли в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 3. С. 26-35.

Economic Analysis: Theory and Practice Economic Advancement

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

THE EFFICIENCY OF FINANCIAL TOOLS FOR STATE SUPPORT TO INNOVATIVE COMPANIES IN CONDITIONS OF ENTERING FOREIGN MARKETS

Ol'ga V. NIKULINA, Alina A. SERDYUK

Abstract

Importance After the WTO accession, Russia assumed a number of obligations covering various spheres. The ability to use financial instruments to support the companies exporting high-technology products turned out to be limited. The available mechanisms of State support require further development and improvement. Raw materials continue dominating in the export pattern, and

Russia's share in the world exports of high-tech products is insignificant. The subject of the research is economic relations arising in the process of building a system of State support to innovative companies through the development and implementation of effective financial tools in conditions of entering foreign markets. Objectives The objective of this study is to develop theoretical propositions and practical recommendations

for creating effective tools of financial support to innovative exporter companies to provide favorable conditions for selling innovative products in foreign markets.

Methods In the study, we used the methods of comparison and analysis of statistical indicators defined at the federal and regional levels. In addition, to assess the importance of State support to exporters of innovative products, we used a prediction technique. Results The study shows the specifics of the State support to export-oriented innovative companies in conditions of Russia's accession to the World Trade Organization. We have described the characteristic features of the export pattern of the Russian Federation and its regions, and assessed the efficiency of support mechanisms implemented by the State. Furthermore, we provide recommendations on improving the system of State support to exporter of high-technology products.

Conclusions and Relevance The materials of the research may be useful for experts developing the strategy of State support to exporting companies at various levels, and as part of educational process.

Keywords: innovative companies, State support, exporter, financial tools, institution, export pattern, structure

References

1. Gavrilov A.A. Sovershenstvovanie mehanizma finansirovaniya eksporta v Rossii [Improving the mechanism of export financing in Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 29, pp. 39-48.

2. Golubenko V.A. Gosudarstvennaya podderzhka eksporta: teoreticheskie aspekty [State support to exports: theoretical aspects]. Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and Business: Ways of Development, 2013, no. 7, pp. 60-63.

3. Druganov R.S. Sovershenstvovanie gosudarst-vennoi finansovoi podderzhki eksporta v Rossii v usloviyakh VTO [Improving the State financial support to exports in Russia within the WTO]. Voprosy regional 'noi ekonomiki = Issues of Regional Economy, 2012, no. 4, pp. 31-39.

4. Zav'yalova E.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v ispol'zovanii finansovykh instrumentov dlya podderzhki eksporta [Public-private partnership in using financial tools to support exports]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign

Economic Journal, 2013, no. 8, pp. 48-57.

5. Ivanter A. Modernizatsionnyi manevr [A modernization maneuver]. Ekspert = Expert, 2012, no. 2, pp. 28-32.

6. Karazhanov G.T. Razvitie gosudarstvennoi finansovoi podderzhki eksporta [Developing the State financial support to export]. Finansy = Finance, 2012, no. 4, pp. 17-19.

7. Krasavina L.N. Problemy obnovleniya kontseptual'nykh osnov regulirovaniya vneshneeko-nomicheskikh riskov Rossii v usloviyakh integratsii v mirovuyu ekonomiku i chlenstva v VTO [Issues of updating the conceptual framework for regulation of Russia's foreign economic risks under integration into the world economy and the WTO accession]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2013, no. 9, pp. 10-16.

8. Kuprikov A.P. Effektivnost' mer po podderzhke eksporta v Rossii [The efficiency of measures for export support in Russia]. Valyutnoe regulirovanie i valyutnyi kontrol ' = Foreign Exchange Regulation and Control, 2011, no. 7, pp. 34-41.

9. Litovkin Yu.I. Sistemnaya podderzhka eksporta Rossiiskoi Federatsii [System support to export in the Russian Federation]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 6, pp. 36-38.

10. Likhachev A.E. Gosudarstvennaya sistema podderzhki eksporta v Rossii - sushchestvuyushchie i novye instrumenty [A State system of support to exports in Russia: the existing and new tools]. ETAP: ekonom-icheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2012, no. 1, pp. 4-8.

11. Matyushok V.M., Zhukov V.S. Instrumenty gosudarstvennoi podderzhki eksporta generiruyush-chego oborudovaniya [Instruments of State support to the export of generating equipment]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 39, pp. 2-11.

12. Nikulina O.V., Lemeshko I.G. Formirovanie institutsional'noi osnovy razvitiya innovatsionnogo predprinimatel'stva v rossiiskoi ekonomike na osnove ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta [Formation of the institutional framework for innovative business development in the Russian economy based on foreign experience]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11, pp. 942-949.

13. Sidorenko T.V. Gosudarstvennaya podderzhka eksporta v Ispanii: uroki dlya Rossii [State support to exports in Spain: lessons for Russia]. Mezhdunarodnaya ekonomika = International Economics, 2014, no. 9, pp. 31-37.

14. Fal'tsman V.K. Prioritety strukturnoi politiki: importozavisimost', importozameshchenie, vozmozh-nosti eksporta innovatsionnoi produktsii promyshlen-nosti [Priorities of structural policy: dependence on import, import substitution, opportunities for export of innovative industry products]. EKO = ECO, 2014, no. 5, pp. 162-180.

15. Khvostova I.E., Smolyakova E.E. Rol' eksporta i uslovii torgovli v strane s resursnoi zavisimost'yu [A role of exports and conditions of trade in the country with resource dependency]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 42, pp. 24-35.

16. Shagalov G.L. Gosudarstvennaya podderzhka rossiiskogo promyshlennogo eksporta [State support to Russian industrial exports]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2014, no. 7, pp. 74-78.

17. Shestakov V.A. Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnykh malykh predpriyatii, orientirovannykh na eksport [State support to innovative export-oriented small enterprises]. Ekonomika i upravlenie v mashinos-troenii = Economics and Management in Mechanical Engineering, 2014, no. 1, pp. 23-31.

18. Shuiskii V.P. Sovershenstvovanie sistemy pod-derzhki eksporta v Rossii [Improving the system of export support in Russia]. Rossiiskii vneshneekonom-icheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2012, no. 9, pp. 35-48.

19. Yun S.E. Faktory razvitiya eksportnoi syr'evoi otrasli v regione [Factors of the export raw materials industry development in the region]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 3, pp. 26-35.

Ol'ga V. NIKULINA

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation olgafinans@mail.ru

Alina A. SERDYUK

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation alina.serdyuk23@gmail.com

Acknowledgments

The study was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 14-12-23006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.