Ä®
Шш
www.volsu.ru
DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2015.3.11
УДК 658: 339.564: 001.895 ББК 65.291.551: 65.428.2
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Ольга Валерьевна Никулина
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанский государственный университет olgafinans@mail.ru
ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Российская Федерация
Екатерина Сергеевна Мануйлова
Магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанский государственный университет keit_manuylova@mail. т
ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. Предмет/тема. В современных условиях поддержка экспортной деятельности является важной составляющей экономической политики как зарубежных стран, так и России. Особое значение для России имеет экспортная деятельность инновационных компаний. В то же время доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте остается достаточно низкой. Рассмотрение вопросов финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний приобретает особую актуальность в условиях функционирования России в составе ВТО.
Предметом данного исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования эффективной системы финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в условиях членства в ВТО.
Целью настоящего исследования является разработка и обоснование практических рекомендаций по формированию эффективной системы стимулирования экспортной ■о деятельности инновационных компаний на основе применения финансовых инструмен-сЗ тов с соблюдением принципов и условий функционирования России в составе ВТО. О Методология. В рамках исследования были использованы методы статис-
® тического анализа данных для оценки эффективности используемых инструментов, 2 сравнения для выявления недостатков применяемых в России инструментов фи-^ нансовой поддержки экспорта. При определении основных направлений совершенствования использовался метод прогнозирования на основе полученных результа-В тов анализа и сравнения. О Результаты. В статье рассмотрены основные инструменты финансовой поддер-
й жки инновационной деятельности в России. Проведен сравнительный анализ функцио-Ц, нирования системы стимулирования экспортной деятельности в России и за рубежом.
Разработаны и обоснованы рекомендации по формированию эффективной системы го© сударственной поддержки экспортных операций инновационных компаний.
Выводы. Сделан вывод о том, что российская система финансовой поддержки экспортной деятельности требует приведения в соответствие с нормами ВТО и ОЭСР, расширения существующих инструментов за счет использования «зеленых» субсидий и создания единого экспортного агентства.
Ключевые слова: финансовые инструменты, инновационные компании, поддержка экспортной деятельности, зарубежный опыт, эффективность финансовой поддержки.
В условиях перехода России к инновационной экономике вопросы поддержки деятельности инновационных компаний приобретают особое значение. В то же время важное значение для экономики страны имеет деятельность российских компаний, направленная на экспорт инновационной продукции. В настоящее время, по оценкам экспертов, доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте составляет порядка 5-7 %. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопросов поддержки экспортной деятельности инновационных компаний.
Однако участие России в ВТО накладывает определенные ограничения на применяемые инструменты поддержки. Основным ограничением в рамках ВТО является запрет на использование прямого экспортного финансирования. Это значительно снижает эффективность системы поддержки экспорта в России, так как многие инструменты, широко и успешно используемые на западе, не до конца сформировались в нашей стране.
В рамках ВТО основным документом, регулирующим вопросы государственной поддержки экспортных операций, является Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. Нормами данного документа запрещается использование прямых экспортных субсидий. Данный вид субсидий относится к так называемой «красной» корзине инструментов поддержки. Однако, несмотря на запрет прямых экспортных кредитов, ВТО не запрещает сами субсидии как таковые. Так, часть IV Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам содержит описание субсидий, не дающих основания для принятия мер. В частности, к таким субсидиям относят:
- финансирование НИОКР;
- помощь неблагополучным районам, предоставляемая в общих рамках регионального развития;
- средства, идущие на финансирование проектов, направленных на защиту окружающей среды;
- средства на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, при условии, что предоставление субсидий не связано с результатами экспорта [15].
Необходимо заметить, что в России практически не применяются субсидии на поддержку экспорта из данной категории, хотя указанные инструменты являются весьма перспективными и эффективными для поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.
Рассмотрим основные инструменты поддержки экспортных операций инновационных компаний, применяемые в настоящее время в России.
Сейчас у нас также, как и в большинстве развитых стран, основными инструментами поддержки экспорта являются предоставление экспортных кредитов, страхование и гарантирование экспортных операций. Основные условия применения финансовых инструментов поддержки экспортной деятельности представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, для экспортеров высокотехнологичной продукции предусмотрены льготные и более благоприятные условия поддержки по сравнению с остальными экспортерами. Кроме того, поддержка оказывается не всей продукции российских компаний, а только тем ее видам, которые входят в Меморандум о финансовой политике «Внешэкономбанка» и Перечень продукции, экспорту которой оказывается государственная поддержка. Необходимо отметить, что в данных документах перечислены приоритетные отрасли российской экономики, значительная часть отведена инновационной продукции. Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью государственной финансовой поддержки экспортной деятельности являет-
Таблица 1
Основные инструменты финансовой поддержки инновационной экспортной деятельности в России
Инструмент поддержки Государственный институт, осуществляющий поддержку Условия предоставления для экспортеров неинновационной продукции Условия предоставления для экспортеров инновационной продукции
Экспортное кредитование ГК «Внешэкономбанк» - продукция должна соответствовать основным приоритетам инвестиционной деятельности Внешэкономбанка; - максимальная сумма кредита -85 % от суммы контракта; - минимальная сумма контракта -2 млн долл.; - сроки до 8 лет - максимальная сумма кредита -85 % от суммы контракта, но может быть увеличена по соглашению сторон; - минимальная сумма контракта -1,7 млн долл.; - срок - до 10 лет, но может быть увеличен по соглашению сторон
ЗАО «Росэксим-банк» - продукция должна входить в Перечень промышленной продукции, экспорту которой оказывается поддержка; - срок до 11 лет - срок до 20 лет; - использование сниженной ставки; - погашение основной суммы и процентов осуществляется не реже чем 1 раз в 6 месяцев; - дополнительно предоставляются гарантийные продукты
АО «МСП Банк» - кредитует субъекты малого и среднего бизнеса; - срок до 5 лет; - сумма до 150 млн руб.; - средневзвешенная ставка по кредитам -13,19 % (по состоянию на 01.05.2015) - кредитует субъекты малого и среднего бизнеса; - срок до 7 лет; - ставка не может превышать 12,5 %; - суммы от 60 до 150 млн рублей
Страхование ОАО «ЭКСАР» - покрывает до 95 % политического и до 90 % коммерческого риска; - уровень риска приемлем для ОАО «ЭКСАР»; - сделка соответствует антикоррупционным принципам ОЭСР; - продукция должна входить в Перечень промышленной продукции, экспорту которой оказывается поддержка - покрывает до 95 % политического и до 90 % коммерческого риска; - уровень риска приемлем для ОАО «ЭКСАР»; - сделка соответствует антикоррупционным принципам ОЭСР
Гарантии ЗАО «Росэксим-банк» - предоставляются бесплатно; - предоставляются в иностранной валюте; - покрывают 85-90 % риска; - срок до 11 лет; - продукция входит в Перечень инновационной промышленной продукции, экспорту которой оказывается государственная гарантийная поддержка - предоставляются бесплатно; - предоставляются в иностранной валюте; - покрывают 90-95 % риска, в некоторых случаях и до 100 %; - срок до 20 лет
Примечание. Составлено авторами по материалам: [9].
ся инновационная направленность, которая рассматривается в качестве основного условия предоставления экспортных кредитов, государственных гарантий и страхования экспортных сделок.
Необходимо заметить, что ГК «Внешэкономбанк» является учредителем ЗАО «Ро-
сэксимбанк», АО «МСП Банк», ОАО «ЭК-САР». Таким образом, можно сделать вывод, что основным государственным институтом, осуществляющим финансовую поддержку инновационной экспортной деятельности российских компаний, является именно ГК «Внешэкономбанк».
Заменой прямого экспортного финансирования инновационной деятельности может служить экспортное кредитование, представляющее собой предоставление кредитов разной длительности как экспортеру, так и импортеру. В России применение данного инструмента проводится по линии Внешэкономбанка. Условия, по которым осуществляется экспортное кредитование проектов инновационной направленности в РФ, невыгодно отличаются от условий кредитования, предоставляемых западными экспортными агентствами. Кроме того, данные условия не до конца приведены в соответствие с нормами Соглашения ОЭСР по официальным экспортным кредитам, с помощью которого осуществляется регулирование экспортного инновационного кредитования в рамках ВТО [6]. Это возможно, так как данная организация полностью поддерживает нормы ВТО о запрете использования прямых экспортных субсидий.
Рассмотрим экспортное кредитование в России в соответствии с нормами Соглашения по официальным экспортным кредитам. Основные нормы предоставления экспортных кредитов для компаний-экспортеров иннова-
ционной продукции, закрепленные в Соглашении ОЭСР, представлены в таблице 2.
При сравнении условий экспортного кредитования инновационных компаний в России и за рубежом можно сделать следующие выводы:
1. В России максимальные сроки кредита составляют 20 лет, в то время как по нормам Соглашения - 10.
2. Максимальные суммы кредита и авансового платежа соответствуют нормам Соглашения. Однако в России установлены минимальные требования к сумме кредита, чего нет в зарубежных странах. А так как минимальная сумма кредита составляет 1,7 млн долл. или ее эквивалента в рублях или евро, то экспортные кредиты не всегда доступны для малого инновационного предпринимательства [4].
3. Серьезное расхождение имеется в части установления процентных ставок. На сегодняшний момент экспортные кредиты в России предоставляются в среднем под 1415 %. В зарубежных странах данная ставка по долларовым кредитам составляет от 1,99 до 2,79 % в зависимости от срока. Высокие процентные ставки делают экспортный кредит в России дорогим и невыгодным как для экспортеров, так и для импортеров.
Условие Нормы ОЭСР
Сумма кредита Максимальная сумма кредита не должна превышать 85 % от суммы контракта, в некоторых случаях возможно ее увеличение
Срок - Максимальный срок для стран из категории 1 (страны ОЭСР с высоким доходом) составляет 5 лет (с возможностью увеличения до 8,5 лет) - Максимальный срок для стран категории 2 (остальные страны ОЭСР) - 10 лет
Авансовый платеж Минимальный размер - 15 % от суммы контракта, в некоторых случаях может быть уменьшена
Процентная ставка Минимальная процентная ставка устанавливается Секретариатом ОЭСР. Устанавливается 15 числа каждого месяца по каждой валюте. Процентная ставка не включают в себя: - различные платежи по страхованию и гарантированию кредитов; - оплату банковских сборов и комиссий; - налоги, удерживаемые страной-импортером
Погашение основной суммы долга и выплата процентов Происходит по следующим правилам: - выплата основной суммы осуществляется равными частями; - выплата процентов производится каждые 6 месяцев; - первый взнос по кредиту и оплата процентов производится в течение 6 месяцев после получения кредита; - единовременный платеж по погашению основной суммы долга или серия платежей в течение 6 месяцев не должна превышать 25 % от суммы кредита
Примечание. Составлено авторами по материалам: [16].
Таблица 2
Основные условия экспортного кредитования, указанные в Соглашении ОЭСР по экспортному кредитованию продуктов инновационной деятельности
Неэффективность и непопулярность экспортного кредитования в России показывают и цифры: в 2013 г. Внешэкономбанком было заключено всего 9 контрактов на общую сумму 13,4 млрд рублей [3]. А доля инновационных проектов в общем кредитном портфеле Внешэкономбанка составляет 34,5 %. Всего же государственное экспортное кредитование покрывает лишь 0,1-0,2 % несырьевого экспорта России. Подобные результаты свидетельствуют о неэффективности данного инструмента поддержки экспортной деятельности инновационных компаний.
В статье 5 Соглашения ОЭСР по официальным экспортным кредитам указано, что экспортным кредитам может быть оказана государственная поддержка в виде страхования или предоставления гарантий. Применение данных инструментов должно соответствовать нормам данного соглашения. Необходимо заметить, что данные инструменты используются для снижения стоимости экспортного кредита, что актуально для России. Однако в нашей стране нет отлаженного механизма функционирования данных инструментов поддержки.
В Российской Федерации функции страхования экспортных кредитов принадлежат «Российскому агентству по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР). Агентство проводит страхование по двум основным направлениям:
- страхование от политических рисков (покрывает до 95 % риска);
- страхование от коммерческих рисков (покрывает до 90 % риска).
Страхование экспортных кредитов должно стать существенным инструментом поддержки инновационных компаний, что обусловлено спецификой данных компаний.
В 2012 г. страховую поддержку агентства получили 15 экспортных проектов на общую сумму 14 млрд рублей. В 2013 г. было заключено 58 контрактов на общую сумму 73,4 млрд рублей.
Структура поддержанного экспорта в географическом разрезе представлена на диаграмме (рис. 1). Как видно из рисунка 1, основными регионами по направлениям экспорта, поддержанного агентством, являются Западная Европа (48 %), Восточная Европа (23 %), Азия (16 %).
Отраслевая структура поддержки экспорта представлена на рисунке 2.
В разрезе отраслей промышленности большая часть поддержанного экспорта приходится на металлургию (44,2 млрд руб.) и энергетическое машиностроение (17,1 млрд руб.). Причем значительная часть застрахованных проектов относятся к инновационным. В 20122013 гг. основная часть страховых контрактов ЭКСАР приходится на инновационные проекты научно-производственной корпорации «Ир-кут», Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, Государственной корпорации «Ростехнологии», государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ООО «Т8», ЗАО «Диаконт» [1].
Необходимо заметить, что с началом деятельности агентства наблюдается рост экспорта высокотехнологичной продукции. Так, например, по странам дальнего зарубежья экспорт машин и оборудования в 2011 г. составил 3,3 %, в 2012 г. - 3,5 %, в 2013 г. -3,6 %. Такая же картина наблюдается и по странам СНГ. Экспорт машин и оборудования в страны СНГ в 2011 г. составил 12,5 %, в 2012 г. - 13,7 %, в 2013 г. - 16,3 % [12]. Кроме того, условия предоставления страхования экспортных кредитов соответствуют нормам,
11,9
ЭЗападная европа ¡2 Восточная европа 35,1 а Азия ШСНГ
¡Элатинская Америка
Рис. 1. Структура поддержанного экспорта в 2013 г. в географическом разрезе, млрд руб. Примечание. Составлено авторами по данным: [1].
Рис. 2. Отраслевая структура поддержанного экспорта в 2013 г., % Примечание. Составлено авторами по данным: [1].
принятым ВТО и ОЭСР. В связи с этим необходимо дальнейшее увеличение средств, направляемых на страхование экспортных кредитов, а также концентрирование внимания на страховании инновационных компаний.
Следующим инструментов, входящим в число разрешенных способов поддержки экспортной инновационной деятельности компаний, является предоставление государственных гарантий [10]. Применение данного инструмента поддержки в России имеет несколько недостатков. Главным недостатком данного инструмента поддержки является сложность его получения [7]. Данный вид государственной поддержки в России предоставляется бесплатно, что является нарушением норм ОЭСР. Однако следует отметить, что в своей работе «Росэксимбанк» использует комиссионные тарифы, которые рассчитываются на основе договора между «Росэксимбанком» и основным должником [2]. Объемы государственных гарантий не способствуют росту экспорта инновационной продукции. В связи с этим применение данного инструмента в существующем виде не является эффективным и не влечет за собой положительного эффекта для деятельности инновационных компаний.
При определении направлений совершенствования российской системы поддержки экспортной деятельности инновационных компаний представляется интересным проанализировать зарубежный опыт в вопросах стимулирования экспорта.
В зарубежных странах финансовую поддержку экспортной деятельности осуществ-
ляют, как правило, экспортные кредитные агентства (ЭКА) или же экспортно-импортные банки [11]. Экспортные кредитные агентства осуществляют кредитование, страхование и гарантирование экспортных сделок [5]. Деятельность ЭКА в зарубежных странах является весьма популярным и эффективным инструментом поддержки экспортной деятельности, так как они реализуют весь комплекс основных финансовых инструментов поддержки экспорта и, как правило, имеют инновационную направленность.
В таблице 3 представлены объемы средне- и долгосрочной финансовой поддержки экспорта, предоставленной посредством ЭКА в разных странах.
В одних странах наблюдается снижение объемов финансирования (Франция, Япония, США, Индия). Во многом это объясняется сворачиванием программ, начатых в период кризиса. Однако снижение объемов финансирования не сказывается на экспорте высокотехнологичной продукции в этих странах и не мешает этим странам занимать лидирующие позиции по инновационному развитию. Необходимо также заметить, что в странах БРИК объем финансирования вырос с 50,2 млрд долл. в 2012 г. до 55,4 млрд долларов. Значительный рост произошел в Бразилии и Китае. В 2013 г. объем финансовой поддержки в России составил 0,7 млрд долл., что существенно ниже, чем в зарубежных странах.
В зарубежных странах помимо средне-и долгосрочного финансирования экспорта инновационной продукции реализуется страхование экспортных кредитов и на краткосроч-
Таблица 3
Объемы средне- и долгосрочной финансовой поддержки экспорта, реализуемые посредством ЭКА в странах мира, млрд долл.
Страна 2009 2010 2011 2012 2013
Канада 2,0 2,6 1,9 1,9 1,9
Франция 17,8 17,4 15,9 13,0 9,5
Германия 12,9 22,5 16,7 21,6 22,6
Япония 2,7 4,9 5,9 3,9 2,1
Великобритания 3,4 4,1 4,2 2,9 3,9
США 17,0 13,0 21,4 31,3 14,5
Бразилия 6,1 3,5 4,8 2,7 4,1
Китай 40,4 31,1 36,0 42,2 45,5
Индия 4,5 5,4 6,2 5,3 5,1
Россия н/д н/д н/д 0,1 0,7
Примечание. Составлено авторами по данным: [14].
ной основе. Объемы страхового покрытия краткосрочных экспортных кредитов за 2013 г. представлены на диаграмме (см. рис. 3).
Как видно из рисунка 3, лидерами в краткосрочном страховании являются США (79,1 млн долл.), Германия (71,4 млн долл.), Великобритания (54,8 млн долл.). Значительные расходы на страхование экспорта инновационной продукции положительно сказываются на деятельности инновационных компаний, что свидетельствует о важности и необходимости такой поддержки.
Не менее популярным инструментом поддержки экспорта в зарубежных странах является предоставление субсидий из «зеленой» корзины [8]. Основная роль здесь принадлежит финансированию НИОКР, что напрямую способствует росту экспорта высокотехнологичной продукции. Субсидирование экспорта косвенным путем является весьма эффективным методом,
так как дополнительно способствует развитию предприятий и внутри страны.
При анализе и сравнении финансовых инструментов поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в России и за рубежом были выявлены основные недостатки российской системы поддержки:
1. Условия экспортного кредитования не до конца удовлетворяют нормам Соглашения ОЭСР, особенно в части процентных ставок. Несмотря на то что приоритетными направлениями экспортного кредитования являются именно инновационные отрасли и предприятия, данный вид поддержки остается малодоступным для российских экспортеров.
2. Предоставление государственных гарантий влечет за собой высокие административные издержки, не до конца соответствует нормам Соглашения по официальным экспортным кредитам, а также является перспек-
Бразилия Шверцария Нидерланды Испания Китай Италия
^\\\\\\\\\\\\\\\\^ 31,;
32,;
45,8 49,1
франция 51,£
1 т
5Й,8
Великобритания Германия
Ш 71,4
США
79,1
О 20 40 60 80 100
Рис. 3. Объемы страхового покрытия краткосрочных экспортных кредитов для инновационных предприятий в зарубежных странах за 2013 г., млн долл. Примечание. Составлено авторами по данным: [13].
тивным, но не эффективным в настоящее время инструментом поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.
3. Отличительной чертой российской системы финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний является ее разрозненный характер, так как различные инструменты поддержки не связаны между собой. Кроме того, нет единого института, который взял бы на себя роль экспортного агентства. Все это усложняет получение поддержки, а нередко и повышает ее стоимость.
4. В России ощущается недостаток средств финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний. Причем это касается как объемов финансовой помощи, так и спектра предоставляемых программ и инструментов. Россия использует не все инструменты поддержка экспорта, разрешенные в рамках ВТО. В частности, это касается применения «зеленых» субсидий на финансирования НИОКР.
В связи с этим представляется логичным определение основных направлений с учетом положительного опыта зарубежных стран, а также требований Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, принятым в ВТО, и Соглашения по официальным экспортным кредитам ОЭСР.
Основными направлениями совершенствования системы финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в России должны стать:
1. Приведение существующих инструментов поддержки в соответствие с требованиями ВТО и ОЭСР. В первую очередь это касается экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий. Особенно важным шагом в рамках данного направления является использование механизма установления процентных ставок на базе минимальной ставки ОЭСР. Реализация данного направления будет способствовать повышению эффективности и доступности существующих инструментов финансовой поддержки, так как позволит снизить стоимость кредитных ресурсов для российских экспортеров, импортеров. Также это позволит субъектам малого и среднего инновационного бизнеса использовать данный инструмент. В части предоставления государственных гарантий основную роль играет сни-
жение административных барьеров и расширение круга стран, экспорту в которые предоставляются государственные гарантии.
2. Создание единого российского экспортного агентства, которое осуществляло бы весь спектр услуг по поддержке экспорта, в том числе кредитование, страхование и гарантирование экспортных операций. Данный институт поддержки может быть создан на базе существующих в России институтов, путем их реорганизации и объединения функций поддержки. При образовании такого агентства и при определении основных направлений его деятельности необходимо использовать накопленный положительный опыт западных стран. Реализация данного направления позволит повысить взаимосвязь инструментов поддержки экспорта в России.
3. Расширение спектра предлагаемых программ кредитования и страхования. Особое значение приобретает разработка специальных программ поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса в инновационной сфере. Разработку новых программ необходимо проводить с учетом интересов предприятий приоритетных отраслей, а также опираясь на опыт стран-лидеров инновационного развития. Оказание финансовой помощи должно проводиться на адресной основе.
4. Применение субсидий в рамках «зеленой» корзины ВТО. Особенно значимым в данном направлении должно стать финансирование НИОКР. Использование подобных субсидий позволит дополнить российскую систему поддержки экспорта недостающими элементами. А также использовать все возможные и разрешенные в рамках ВТО инструменты поддержки экспорта. Важную роль в разработке мероприятий и инструментов данного направления играет комплексность данных мер. Необходимо на законодательном уровне закрепить условия и механизм получения данного вида поддержки. Реализация данного направления будет способствовать не только развитию экспорта, но и позволит реализовать политику импортозамещения.
5. Финансирование выставочно-ярма-рочной деятельности. Участие российских экспортеров в международных ярмарках и выставках позволит повысить престиж российских компаний на международном уровне, а также позволит найти потенциальных зару-
бежных партнеров. Финансирование участия российских компаний в международных выставках и ярмарках можно осуществлять двумя путями. Во-первых, предоставление финансирования до начала выставочной деятельности, путем финансирования в рамках соответствующих программ. Во-вторых, возможна разработка программ по возмещению затрат, понесенных предприятиями. Наибольший интерес данный вид поддержки вызовет
у субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства. Это обусловлено тем, что малому бизнесу зачастую бывает сложно найти зарубежных партнеров.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать созданию в России единой системы взаимосвязанных инструментов финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний, а также позволит повысить их эффективность (см. рис. 4).
Субъекты
Государственный уровень
- Минэкономразвития;
- Страховое агенство «ЭКСАР»;
- Внешэкономбанк;
- Росэксимбанк;
- РВК;
- ТПП
Региональный уровень
- региональные представительства ТПП;
- региональные ассоциации экспортеров;
- региональные центры поддержки инновационных компаний
Уровень частных инвесторов
- бизнес-ангелы;
- частные венчурные фонды
Объекты
Малые инновационные предприятия, осуществляющие выход на зарубежные рынки с инновационной продукцией
Средние предприятия, активно участвующие в экспорте инновационной продукции
Крупные промышленные компании, осуществляющие экспорт инновационной продукции
Рис. 4. Механизм поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в России на основе применения финансового инструментария Примечание. Составлено авторами.
В результате исследования направлений финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в России и за рубежом можно сделать следующие выводы:
1. В России нет до конца сформировавшейся целостной системы финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний. Существующие инструменты не всегда соответствуют нормам ВТО и ОЭСР. Кроме того, не используется ряд финансовых инструментов, официально разрешенных в рамках ВТО. Основными недостатками, российских инструментов поддержки являются недостаточность финансовой поддержки (как в объеме выделяемых средств, так и в количестве реализуемых программ), высокие административные барьеры и невыгодные условия предоставления. Указанные недостатки существенно снижают эффективность и отдельных инструментов поддержки, и системы в целом.
2. В зарубежных странах накоплен положительный опыт оказания финансовой поддержки экспортным инновационным компаниям. В частности, создан эффективный институт поддержки в виде экспортного агентства, который занимается кредитованием, страхованием и гарантированием экспортных операций. А также разработана система разнообразных программ поддержки, создающая благоприятные условия для проведения экспортных операций широким кругом предприятий.
3. При определении основных направлений совершенствования российских инструментов поддержки экспорта инновационной продукции необходимо учитывать:
- нормы Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашения по официальным экспортным кредитам;
- интересы компаний приоритетных отраслей промышленности;
- опыт развитых стран в вопросах организации и функционирования экспортных агентств.
Основными направлениями совершенствования должны стать, с одной стороны, привидение существующих инструментов в соответствие с принципами и нормами ВТО и ОЭСР, с другой стороны, расширение существующих инструментов за счет использования всех разрешенных ВТО инструментов (в том числе и
косвенного субсидирования), а также создание единого экспортного агентства.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Годовой отчет о деятельности экспортного страхового агентства «ЭКСАР» за 2013 год // Сайт экспортного страхового агентства «ЭКСАР». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. exiar.ru/about/docs/disclosure. - Загл. с экрана.
2. Жиряева, Е. В. Финансовая поддержка экспорта в Российской Федерации / Е. В. Жиряева // Управленческое консультирование. - 2013. - №2 2 (50). -С. 50-56.
3. Литовкин, Ю. И. Системная поддержка экспорта Российской Федерации / Ю. И. Литовкин // Деньги и кредит. - 2014. - №> 6. - С. 36-38.
4. Никулина, О. В. Анализ российского и зарубежного опыта формирования инновационной инфраструктуры для создания и развития малых предприятий / О. В. Никулина // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - №> 10. - С. 17-23.
5. Овчинников, А. А. Экспортные кредитные агентства в международной торговле / А. А. Овчинников // Экономический журнал. - 2011. - № 24. -С. 23-31.
6. Погодаева, Т. В. Государственная поддержка экспорта в России: направления развития в условиях ВТО-регулирования / Т. В. Погодаева // Вестник Тюменского государственного университета. -2014. - №> 11. - С. 40-50.
7. Породнов, А. В. Анализ государственной системы финансовой поддержки экспорта в России / А. В. Породнов // Известия Уральского федерального университета. Серия 3, Общественные науки. - 2011. - Т. 88, №> 1. - С. 123-131.
8. Сабельников, Л. В. Возможности оптимизации членства России в ВТО / Л. В. Сабельников // Российский внешнеэкономический вестник. -2013. - №№ 2. - С. 3-12.
9. Сводный реестр институтов и инструментов поддержки и развития ВЭД // Портал внешнеэкономической информации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_ export/svodniy_reestr_institutov_i_instru теПш_ podderzhk. - Загл. с экрана.
10. Старкова, Н. О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия / Н. О. Старкова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. -№ 81. - С. 760-770.
11. Школяр, Н. А. Корректировка системы поддержки экспорта: принципы и подходы / Н. А. Шко-
ляр // Российский внешнеэкономический вестник. -2014. - №> 2. - С. 79-86.
12. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь - декабрь (по годам) // Сайт Федеральной Таможенной службы. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php ?option=com_newsfts&view=category&id=53& Itemid= 1981. - Загл. с экрана.
13. Berne Union Statistics 2008-2013 // Сайт Berne Union. - Electronic text data. - Mode of access: http://exim-gov-public-vpc-76742208.us-gov-west-1. elb.amazonaws.com/sites/default/files//newsreleases/ Ex-Im-Bank-2013-Competitiveness-Report-to-Congress-Complete.pdf. - Title from screen.
14. Report to the U.S. Congress on the exportimport bank of United States and Global export credit competition, June 2014 // Сайт Эксимбанка США. -Electronic text data. - Mode of access: http://www. exim.gov/about/library/reports/competitiveness reports/upload/Ex-Im-Bank-2013-Competitiveness-Report-to-Congress-Complete.pdf. - Title from screen.
15. Subsidies and Countervailing Measures // Сайт Всемирной торговой организации. - Electronic text data. - Mode of access: https://www. wto.org/ english/docs_e/legal_e/legal_e.htm. - Title from screen.
16. The Arrangement on officially supported export credits // Сайт Организации экономического сотрудничества и развития. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.oecd.org/official documents/ publicdisplaydocumentpdf/?doclanguage=en&cote= tad/pg(2015)1. - Title from screen.
REFERENCES
1. Godovoy otchet o deyatelnosti eksportnogo strakhovogo agentstva "EKSAR" za 2013 god [The Annual Report on Activity of Export Insurance Agency "EKSAR" for 2013]. Available at: http://www.exiar.ru/ about/docs/disclosure.
2. Zhiryaeva E.V. Finansovaya podderzhka eksporta v Rossiyskoy Federatsii [Financial Support of Export in the Russian Federation]. Upravlencheskoe konsultirovanie, 2013, no. 2 (50), pp. 50-56.
3. Litovkin Yu.I. Sistemnaya podderzhka eksporta Rossiyskoy Federatsii [Systemic Support of Export of the Russian Federation]. Dengi i kredit, 2014, no. 6, pp. 36-38.
4. Nikulina O.V. Analiz rossiyskogo i zarubezhnogo opyta formirovaniya innovatsionnoy infrastruktury dlya sozdaniya i razvitiya malykh predpriyatiy [The Analysis of Russian and Foreign Experience of Formation of the Innovative Infrastructure for Creation and Development of Small-Scale Enterpreneurships]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie, 2009, no. 10, pp. 17-23.
5. Ovchinnikov A.A. Eksportnye kreditnye agentstva v mezhdunarodnoy torgovle [Export Credit Agencies in the International Trade]. Ekonomicheskiy zhurnal, 2011, no. 24, pp. 23-31.
6. Pogodaeva T.V. Gosudarstvennaya podderzhka eksporta v Rossii: napravleniya razvitiya v usloviyakh VTO-regulirovaniya [State Support of Export in Russia: the Directions of Development in the Conditions of WTO-Regulation]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 11, pp. 40-50.
7. Porodnov A.V. Analiz gosudarstvennoy sistemy finansovoy podderzhki eksporta v Rossii [The Analysis of the State System of Financial Support of Export in Russia]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 3, Obshchestvennye nauki, 2011, vol. 88, no. 1, pp. 123-131.
8. Sabelnikov L.V. Vozmozhnosti optimizatsii chlenstva Rossii v VTO [The Possibility of Optimizing the Russia's Membership in the WTO]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2013, no. 2, pp. 3-12.
9. Svodnyy reestr institutov i instrumentov podderzhki i razvitiya VED [Consolidated Register of Institutions and Instruments of Support and Development of Foreign Trade Activities]. Portal vneshneekonomicheskoy informatsii [Foreign Economic Information Portal]. Available at: http:// www.ved.gov.ru/rus_export/svodniy_reestr_ institutov_ i_ instrumentov_podderzhk/.
10. Starkova N.O. Formirovanie sistemy upravleniya organizatsionnym razvitiem malogo predpriyatiya [Formation of the System of Organizational Development Management of Small Enterprises]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2012, no. 81, pp. 760-770.
11. Shkolyar N.A. Korrektirovka sistemy podderzhki eksporta: printsipy i podkhody [Correction of the System of Support of Export: Principles and Approaches]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2014, no. 2, pp. 79-86.
12. Eksport-import vazhneyshikh tovarov za yanvar-dekabr (po godam) [Export-Import of Basic Commodities in January-December (on the Annual Basis)]. Available at: http://www.customs.ru/ index.php?option= com_newsfts&view=category&id =53&Itemid=1981.
13. Berne Union Statistics 2008-2013. Available at: http://www.berneunion.org/wp-content/ uploads/2012/10/Berne-Union-2014-Charts-and-numbers-for-website.pdf.
14. Report to the U.S. Congress on the ExportImport Bank of the United States and Global Export Credit Competition, June 2014. Available at: http:// exim-gov-public-vpc-76742208.us-gov-west-1.elb. amazonaws.com/sites/default/files//newsreleases/Ex-
Im-Bank-2013-Competitiveness-Report-to-Congress-Complete.pdf.
15. Subsidies and Countervailing Measures. WTO Website. Available at: https://www.wto.org/ english/docs_e/legal_e/legal_e.htm.
16. The Arrangement on Officially Supported Export Credits. Website ofOrganisation for Economic Cooperation and Development. Available at: http://www. oecd.org/ofiicialdocuments/publicdisplaydocumentpdi7 ?doclanguage=en&cote=tad/pg(2015)1.
DIRECTIONS OF IMPROVING THE FINANCIAL SUPPORT OF EXPORT ACTIVITY OF INNOVATIVE COMPANIES IN RUSSIA AND ABROAD
Olga Valeryevna Nikulina
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor, Department of World Economy and Management, Kuban State University olgafinans@mail.ru
Stavropolskaya St., 149, 350040 Krasnodar, Russian Federation
Ekaterina Sergeevna Manuylova
Master Student, Department of World Economy and Management, Kuban State University keit_manuylova@mail. ru
Stavropolskaya St., 149, 350040 Krasnodar, Russian Federation
Abstract. In modern conditions the support of export activity is an important component of economic policy in foreign countries and Russia. Export activity of the innovative companies has special value for Russia. Consideration of financial support export activities of innovative companies gains particular relevance in the functioning of Russia in the WTO.
The purpose of this study is the development and validation of practical advice on formation of an effective system of stimulating the export activities of innovative companies based on the use of financial instruments by adhering to the WTO principles and modalities.
The authors used statistical analysis to evaluate the effectiveness of the instruments and the comparison to identify weaknesses in the Russian financial instruments to support exports. In determining the main directions of improving, the study used the method of forecasting on the basis of the results of the analysis and comparison.
The article described the main instruments of financial support of innovation activities in Russia. The authors carried out a comparative analysis of the system to stimulate export activities in Russia and abroad. The article developed and substantiated recommendations on the formation of an effective system of state support for export of innovative companies.
Conclusions drew that the Russian system of financial support of export activities requires adjusting in accordance with the rules of the WTO and the OECD, the extension of existing instruments through the use of "green" subsidies and the creation of a unified export Agency.
Key words: financial instruments, innovative companies, support of export activity, foreign experience, efficiency of financial support.