Научная статья на тему 'Механизмы развития экспортного потенциала инновационных несырьевых российских компаний'

Механизмы развития экспортного потенциала инновационных несырьевых российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мулабаев Ф. С.

В статье рассмотрены инструменты государственной поддержки российских производителей высокотехнологичной продукции, которые будут стимулировать экономический рост и темпы инновационного развития России. Представлены предложения по дальнейшему стимулированию экспорта российской несырьевой продукции на рынке зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мулабаев Ф. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы развития экспортного потенциала инновационных несырьевых российских компаний»

Механизмы развития экспортного потенциала инновационных несырьевых российских компаний

Development mechanisms of the export potential of the innovative non-oil

Russian companies

Мулабаев Ф.С.

Mulabaev F.S.

Аспирант

Государственный Университет Управления, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены инструменты государственной поддержки российских производителей высокотехнологичной продукции, которые будут стимулировать экономический рост и темпы инновационного развития России. Представлены предложения по дальнейшему стимулированию экспорта российской несырьевой продукции на рынке зарубежных стран.

Ключевые слова: экспорт, инновации, инновационное развитие, несырьевой экспорт.

Annotation

The article considers instruments of state support of Russian manufacturers of high-tech products that will stimulate economic growth and the pace of innovative development of Russia. Further development of Russian exports of non-oil products in the market of foreign countries is offered.

Keywords: export, innovations, innovative development, non-oil exports

Введение

В настоящее время перед Российской Федерацией стоят сложные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую

повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих показателей являются выстроенные четкие системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики.

Одними из ключевых элементов достижения цели долгосрочного развития является, во-первых, доступность государственных программ поддержки экспортеров, во-вторых, создания и развития инновационных компаний, в-третьих, активизация поддержки выхода на внешние рынки российских компаний производящих высокотехнологичную продукцию, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта.

Целью данной статьи является более детальное раскрытие некоторых инструментов государственной поддержки российских производителей высокотехнологичной продукции, которые будут стимулировать экономический рост и темпы инновационного развития России.

Основной раздел

Россия остается страной, в основном с рентной экономикой, где рост обеспечивается за счет производства и экспорта сырьевых товаров. Такая модель не может быть устойчивой в долгосрочной перспективе по следующим соображениям:

— эта модель не способна обеспечить экономический рост, поскольку в ней рост зависит от повышения мировых цен на энергоносители или от огромных инвестиций для увеличения выпуска продукции;

— модель продуцирует эффект, типичный для «голландской болезни», т.е. усиливает сырьевой государственный сектор и сегмент общественных услуг за счет промышленности и сельского хозяйства, незначительного перераспределения ренты между секторами и медленного роста производительности;

— без сильной политической воли к реализации экономических реформ разделение экономики на богатые и бедные секторы становится неизбежным, поскольку те, кто обладает экономической властью, не нуждаются в структурных изменениях.

Альтернативной моделью развития, обеспечивающего экономический рост в России, является превращение страны в диверсифицированного производителя и конкурентоспособного экспортера. Это означает формирование более интегрированной и открытой экономики. Такой путь более совместим с человеческими и капитальными ресурсами, имеющимися в стране [5].

Инновационная экономика изменяет характер и форму экономических процессов и отношений. Особенно она позволяет существенно сократить время передачи информации и тем самым способствует трансформации масштаба самого пространства (через призму фактора времени) [6].

Государственная поддержка экспорта, являющаяся неотъемлемым фактором экономического роста, более четырех десятилетий активно применяется во многих развитых странах в целях реализации их внешнеэкономической политики.

В настоящее время разработаны следующие инструменты государственной поддержки экспорта:

—налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности и субсидии

В качестве мер поддержки экспортеров используются налоговые льготы и субсидии. К налоговым льготам, используемым в системе мер поддержки экспорта обычно относятся «налоговые каникулы» (отсрочка в уплате налогов), снижение ставок налогов, возврат экспортерам уплаченных косвенных налогов (в частности возврат экспортеру НДС, практикуемый в странах ЕС) и др. Налоговые льготы являются важным средством стимулировании предпринимательской деятельности.

Субсидирование экспорта. Субсидирование служит для частичной компенсации государством расходов бизнесу, уровень которых превышает рыночные. В системе мер поддержки экспорта субсидирование позволяет экспортеру выдерживать ценовую конкуренцию. Однако, по мнению международных организаций и экспертов предоставление государственных

субсидий искажает рынок и тормозит развитие отрасли. Тем не менее, общие объемы субсидирования («расточительной политики» по определению ОЭСР), например, в аграрном секторе велики: доля субсидий в стоимости сельскохозяйственной продукции стран-членов этой организации достигает в среднем 40%, но в отдельных странах - свыше 50% (в Норвегии - 63%, Швейцария -56,6%, Япония -5,9%, Корея -53,8% и Исландия - 47,3%). —государственные гарантии Российской Федерации

Государственные гарантии - это обязательства государства, которые облегчают получение финансовых средств от коммерческого банка, необходимых для совершения сделки с национальным экспортером и выступая как инструмент стимулирования процессов финансового обеспечения сделки за счет привлечения дополнительного капитала из частного сектора. Благодаря гарантиям государства финансовый институт улучшает условия кредитования (снижает ставку, удлиняет период возврата и др.), и экспортер может использовать кредиты на льготных условиях, тем самым повышая свою конкурентоспособность на внешних рынках.

Важным аспектом в развитии экспортной деятельности является собственно процедура получения кредитных ресурсов, государственных гарантий и другой помощи государства. В этой части мер государство определяет порядок данной процедуры:

—льготное кредитование иностранных покупателей; —финансирование экспортных операций Внешэкономбанком, АО «Российский Экспортный Центр»

—кредитование малого и среднего бизнеса ОАО «МСП Банк». В рамках данной статьи более детально рассмотрим специализированный институт по поддержке экспорта АО «Российский экспортный центр» (далее - РЭЦ), в который входят АО «ЭКСАР» и АО РОСЭКСИМБАНК.

РЭЦ создан в структуре Внешэкономбанка в качестве специализированной организации, представляющей «одно окно» для работы

с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, включая взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами. Таблица 1 - Услуги АО «Российский экспортный центр»

Финансовые услуги Нефинансовые услуги

Страхование Информационная поддержка

Кредитование Юридические, патентные,

Государственные гарантии таможенные и другие виды

консультаций

Структурирование экспортных

проектов

Поиск партнеров

Обучение экспортеров в рамках

образовательного проекта

Источник: составлено автором

Важнейшим субъектом в системе поддержки экспорта являются институты, миссия которых состоит в предоставлении финансовой поддержки с целью облегчения проведения экспортных и импортных сделок, обмена товарами между национальными производителями и зарубежными странами, стимулируя снижение затрат на кредитование экспорта. В ряде стран (в т.ч. США, Япония, КНР, Россия и др.) эти функции принимают Экспортно-импортные банки (Эксимбанки). Эксимбанк является финансовым учреждением, функционирующим в соответствии с политикой государства и реализующим финансовые операции в области государственной политикой поддержки и стимулирования экспорта (как правило, продукции с высокой степенью переработки, высокотехнологичной или капиталоемкой). В частности в России функции агента Правительства РФ по осуществлению государственной финансовой поддержки российского экспорта выполняет Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (акционерное общество) (АО РОСЭКСИМБАНК), созданный в 1994 г. в соответствии с Постановлениями

Правительства Российской Федерации №633 от 07.07.1993 «Об образовании Российского экспортно-импортного банка» и №16 от 11.01.1994 «О Российском экспортно-импортном банке». Ресурсы для предоставления помощи экспортно-кредитными агентствами обычно формируются за счет государственных средств, а также за счет собственных и/или привлекаемых средств.

Услуги кредитования АО РОСЭКСИМБАНК в первую очередь оказываются с целью развития экспортного потенциала российских несырьевых компаний, производящих высокотехнологичную продукцию.

Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров в 2010 году составил 0,35%, в 2013 году - 0,4%, а прогнозное значение в 2016г. - 1,1% и 2020г. - 2%.

Для увеличения удельного веса экспорта в АО РОСЭКСИМБАНК разработана специальная программа поддержки производителей высокотехнологичной продукции. В соответствии с данной программой предоставляются специальные условия кредитования (на льготных условиях) как российским экспортерам, так и их иностранным контрагентам.

Другим субъектом систем поддержки являются институты страхования (национальные страховые агентства), которые также защищают интересы национального бизнеса (экспортеров) на внешних рынках. Объектом страхования национальных страховых агентств выступают коммерческие кредиты и авансовые платежи. Государственные агентства страхуют риски, нестрахуемых частным сектором (политические и страновые (например, таким как война, государственный переворот, изменения в национальном законодательстве и др.), риски введения различных ограничений и др.), в пользу предприятий, выходящих на внешние рынки, что дает экспортерам уверенность в своевременном получении финансовых средств, а также позволяет получить средне- и долгосрочного финансирование на лучших условиях. Используя страхование экспортных кредитов, страховые

институты создают благоприятные условия, для повышения конкурентоспособности компаний-экспортеров, в т.ч. за счет использования более гибких форм оплаты; исключения посредников, а также получения помощи специалистов в оценке надежности потенциальных партнёров и в наблюдении за их финансовым состоянием. Страховые институты применяют технологии мониторинга и оценки рисков, определяя размер страховой премии. Последняя зависит от различных внутренних и внешних факторов: категории страны, суммы контракта, срока использования и погашения кредита и др. В практике развитых стран основной объем страхования является краткосрочным (на срок до года). Более длительные сроки (до 15 лет) связаны обычно с проектным финансированием или капитальным строительством за рубежом. Этот вид господдержки покрывает до 20% экспорта во Франции, 30% экспорта в Германии и до 40% в Японии (в среднем в мировой практике эта цифра находится на уровне 15%). В РФ таким институтом является, созданное в 2011 г. Экспортно-страховое Агентство России «ЭКСАР». Среди стратегических направлений деятельности страховая поддержка экспорта российских товаров и услуг; поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП. Цели страхового покрытия Агентства традиционны и служат для защиты экспортных кредитов от предпринимательских и политических рисков, а с 2013 года российских инвестиций за рубежом от политических рисков.

Таким образом, с помощью вышеобозначенных программ планируется достичь следующих показателей, отраженных в таблице 2.

Таблица 2 - Объем экспорта несырьевых товаров Российской _Федерации, млрд долл. США ^_

2014 год 2017 год (прогноз) 2020 год (прогноз) СЛС я, %

Итого 256 304,5 365 6,1

По регионам

Западная Европа 91,6 103,9 117,8 4,3

Восточная Европа 28,7 31,8 35,3 3,5

Страны СНГ, Грузия 44,2 53,3 64,4 6,5

Страны АТР 41,6 55,3 74,2 10,1

Латинская Америка 4,5 6,6 9,6 13,5

Ближний Восток и 25,2 31,2 38,7 7,4

Северная Африка

Северная Америка 11,8 12,8 13,8 2,6

Прочие 8,4 9,6 11,2 4,9

Источник: стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [4].

В настоящий момент перед Россией стоит стратегическая задача -это совершенствования национальной системы поддержки экспорта на базе создания комплексной и полноценной экспортной инфраструктуры, содержащей весь арсенал мер и инструментов для поддержи российских экспортеров и повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. От успешной реализации этой задачи будет зависеть, сможет ли Россия интегрироваться в мировую экономическую систему или останется сырьевой базой развитых стран.

Результаты. На сегодняшний день значительная часть инфраструктуры поддержки экспортеров в стране расположена в Москве и крупнейших городах. В этой связи доступность к предлагаемым инструментам поддержки экспортеров вызывает сложности для региональных экспортеров и экспортно-ориентированных предприятий.

Кроме того, в перспективе будет создана сеть региональных представительств РЭЦ.

Заключение

Существующая на сегодняшний день модель национальной системы поддержки экспорта не способна в полной мере обеспечить эффективную защиту экспортеров и их конкурентоспособность на зарубежных рынках. Россия стоит перед сложной задачей совершенствования в кратчайшие сроки системы поддержки экспорта отечественных компаний с учетом стратегий

развития страны и требований международных организаций. Для стимулирования экономического роста и темпов инновационного развития России необходимо развитие региональных институтов поддержки экспортеров, а также дальнейшее увеличение объемов финансирования инструментов государственной поддержки экспорта, что позволит:

- осуществлять постоянное прямое взаимодействие с экспортерами;

- устанавливать партнерские отношения с деловыми и отраслевыми ассоциациями;

- проводить масштабные исследования барьеров, которые препятствуют развитию российского экспорта.

Кроме того, необходимо сформулировать комплексную программу единой системы поддержки российских малых и средних предприятий-экспортеров или предприятий имеющий экспортный потенциал. Российский крупный бизнес, как правило, имеет доступ к инструментам поддержки, для малого и среднего бизнеса в России единой системы поддержки экспорта нет. В настоящий момент существует необходимость в увеличении объемов финансирования экспортных операций, особенно это касается наукоемких товаров и товаров с высокой степенью переработки. Необходимо создание условий для упрощения доступа российских экспортеров к недорогим финансовым продуктам, создание более выгодных условий кредитования экспортных операций.

Создание эффективных инструментов поддержки экспортеров за рубежом, в том числе оптимизация работы торговых представительств Российской Федерации с целью удовлетворения реальных потребностей российских экспортеров, особенно представителей малого и среднего бизнеса и выполнения задачи по привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику. Дополнение функций торговых представительств функциями «сервисные центров» с полным комплектом сопровождения клиентов (поиск контрагентов, предоставление информационной поддержки, помощь в оформлении сделок и т. д.)

Литература:

1. Государственный российский экспортно-импортный банк (акционерное общество) http://www.eximbank.ru/ (дата обращения 05.03.2017).

2. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиции http://www.exiar.ru/ (дата обращения 05.03.2017).

3. Портал внешнеэкономической информации http://www.ved.gov.ru/rus export/financial measures/ (дата обращения 05.03.2017).

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011г. №227-р). Гарант: информационно-правовой портал http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения 05.03.2017).

5. АО «Российский экспортный центр» http://www.exportcenter.ru/company/ (дата обращения 05.03.2017).

6. Урунов А.А. Интеграция и экономический рост. - М.: Грааль, М.: 2003.-422с.

7. Урунов А.А. Единое и общее экономическое

пространство. - М.: Синергия, 2014. - 387 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.