УДК 336.717.111.7
совершенствование механизма финансирования экспорта в россии
а. а. гаврилов,
аспирант кафедры мировой экономики E-mail: [email protected] санкт-Петербургский государственный университет
Статья посвящена наиболее актуальным вопросам построения системы финансирования внешнеторговой деятельности российских компаний. Автор анализирует текущую ситуацию в сфере построения и развития данной системы в Российской Федерации, а также проводит сопоставление с мировым опытом, предлагает собственную систему эффективного стимулирования экспорта и институциональную структуру финансирования внешней торговли, обосновывая их актуальность в современной экономике.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, финансирование экспорта, гарантийно-страховые схемы, поддержка экспорта, факторинг, аккредитив.
В России существует ряд отраслей, уровень экспорта в которых находится на крайне низком уровне, а потому их поддержка представляется вопросом первостепенной важности. Для успешного стимулирования экспорта необходимо не только выстроить эффективную систему страхования экспортных кредитов, усовершенствовать схему предоставления услуг факторинга и аккредитивов, но и создать необходимую инфраструктуру поддержки экспортной деятельности. В такую инфраструктуру должны быть включены, помимо факторинга и аккредитивов, гранты и субсидии, консультационно-информационная поддержка.
Автор убежден в том, что только использование всех подобных мер в виде единого комплекса позволит максимально эффективно реализовать планы по поддержке и развитию внешнеторговой деятельности российских компаний. При этом любые действия должны носить адресный характер и оказывать содействие в первую очередь тем отраслям, экспорт которых является для страны
стратегически значимым. Хотя, безусловно, построение инфраструктуры поддержки экспорта положительным образом скажется на всей внешней торговле страны.
Структура поддержки экспорта должна включать в себя целый ряд различных инструментов. Составим диаграмму для отображения наиболее оптимальной, по мнению автора, структуры экспорта, а затем прокомментируем и обоснуем данную точку зрения. При этом в авторском понимании каждая из составляющих цепи является неотъемлемой ее частью. И построение эффективной системы наиболее целесообразно с последовательным использованием всех указанных элементов.
Под эффективностью экспорта1 понимаем выгодность экспорта, измеряемую отношением стоимости во внешнеторговых ценах товара, вывезенного из страны, к его стоимости во внутренних ценах. Соответственно, область максимальной эффективности поддержки экспорта будет находиться на пересечении областей всех указанных составляющих (рис. 1).
Следует оговориться, что в авторском понимании оптимальная система стимулирования экспорта может состоять как из всех, так из части указанных на рис. 1 элементов. Каждая составляющая имеет свое значение для построения эффективной системы поддержки экспортеров. Некоторые составляющие являются основой, а потому построение эффективной системы без них практически невозможно. Формирование базиса должно осуществляться одновременно по всем направлениям.
1 Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006.
- 39
К таким базисным элементам относятся:
1) создание института всесторонней, полной и оперативной информационной и консалтинговой поддержки экспортеров. Такой институт должен предоставлять информацию на безвозмездной основе для ряда компаний в стратегических отраслях, обеспечивать содействие по исследованию зарубежных рынков, ведению учета и т. п. (например, агентство HGITD в Венгрии);
2) совершенствование инфраструктуры экспорта. В данном случае под инфраструктурой понимаем транспортную сеть необходимого уровня и качества для существования бесперебойной системы доставки грузов, телекоммуникационное обеспечение, включающее в себя возможность доступа к Интернету в любых отдаленных регионах, подготовку высококвалифицированных кадров;
3) совершенствование системы предоставления финансовых услуг, в т. ч. факторинга, аккредитивов, банковских гарантий экспортеров. Развитость данных услуг, их законодательное совершенство является крайне значимым для эффективного ведения внешнеторговой деятельности;
4) создание агентства страхования экспортных кредитов является одним из ключевых элементов системы поддержки экспорта. Этот аспект более подробно рассмотрен в данной статье. Помимо основных составляющих поддержки
внешнеторговой деятельности, по мнению автора, существует ряд дополнительных мер, значение которых не менее важно, а для ряда отраслей и компаний играет существенную роль. К ним относятся следующие:
• субсидирование транспортных расходов производителям, находящимся на удалении от границ и транспортных узлов;
• снижение налоговой нагрузки для ряда экспортеров;
• предоставление грантов для проведения исследований зарубежных рынков, анализа конкурентов и участия в выставках.
Базисные составляющие системы поддержки экспорта представляют собой основу, а потому ни
40 -
Источник: разработано автором.
Рис. 1. Система эффективного стимулирования экспорта
один из элементов этого базиса исключен быть не может. Именно стабильное функционирование основных элементов является фундаментом для построения всей эффективной системы в целом. Кроме того, базисные элементы должны быть доступны для всех хозяйствующих субъектов в равной степени.
Дополнительные меры стимулирования экспорта должны носить выборочный и диверсифицированный характер, а именно распространяться только на определенные отрасли и определенные группы экспортеров, поддержка которых приведет к необходимым результатам. Так, предоставление грантов для маркетинговых исследований наиболее актуально для новых или динамично меняющихся рынков, например рынка компьютерных технологий, рынка инноваций и т. п.
В упомянутых ранее инструментах и мерах поддержки экспортеров было выделено также создание агентства страхования экспорта. Значимость данной меры будет подробно рассмотрена на основе российского и международного опытов.
Следует пояснить, что в авторском понимании финансирование и страхование экспорта являются двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими инструментами поддержки экспорта.
Их эффективное функционирование является необходимым условием развития и поддержки экспорта как приоритетных отраслей, так и всей экономики в целом. Основным институтом, на который государством возложены обязанности2 по развитию внешнеэкономической деятельности РФ, является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ) и Стратегия3 развития которой является одним из ключевых документов, регламентирующих перспективы поддержки внешней торговли страны.
Так, в данной Стратегии выделены следующие формы поддержки внешней торговли:
1) страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
2) гарантийная поддержка и финансирование экспорта;
3) государственная финансовая (гарантийная) поддержка экспорта промышленной продукции.
Современный этап развития системы финансирования и страхования экспорта в нашей стране начался в конце 1990-х гг.4, когда Внешэкономбанк подписал соглашения с Экспортно-импортным банком США, Департаментом гарантий экспортных кредитов Великобритании, агентством страхования экспортных кредитов Финляндии «Финвера» и Экспортно-импортным банком Венгрии. Позднее в систему поддержки экспорта был добавлен ЗАО «Росэксимбанк», на который возложены основные функции по поддержке экспортной деятельности промышленного сектора.
В 2003 г. количество международных соглашений, заключенных Внешэкономбанком и Росэк-симбанком с зарубежными партнерами, достигло значительного уровня (подписаны договоры с финансовыми институтами Германии, Франции, Великобритании, Италии, Венгрии, Финляндии, Китая, Турции, Мексики, Индии, Бразилии и др.), благодаря чему российские экспортеры получили дополнительные конкурентные преимущества. Позднее с принятием Федерального закона «О банке развития»5 в 2007 г. ВЭБ был преобразован
2 Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О банке развития».
3 Стратегия развития государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на период 2008—2012 гг. URL: http://www.veb.ru/com-mon/img/uploaded/files/veb_strat. pdf.
4 ОАО «Внешэкономбанк». URL: http://www.veb.ru/ru/about/ history/.
5 Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О банке развития».
в «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) — крупнейший национальный финансовый институт.
Данное планомерное развитие существенным образом усовершенствовало национальную систему поддержки экспортной деятельности российских компаний. Однако этих мер по-прежнему недостаточно. Исходя из предложенной автором системы стимулирования экспорта, крайне значимым является не только предоставление банковских гарантий по экспортным сделкам в рамках государственной корпорации — Внешэкономбанка, но и создание отдельной структуры, в чьем ведении находилось бы именно страхование экспорта — агентства страхования экспортных кредитов (экспортное кредитное агентство). Подобные структуры существуют во многих странах мира, о чем будет сказано далее.
Необходимость создания экспортных кредитных агентств (ЭКА) связана с существенным усилением конкуренции на международных рынках, в особенности на рынках технически сложных, капиталоемких изделий. Деятельность ЭКА позволяет осуществлять внешнеторговые сделки с прогнозируемым низким уровнем политических и коммерческих рисков, что, в свою очередь, приводит к увеличению деловой активности, объемов производства внутри страны и расширению экспорта. Эффективная страховая и финансовая поддержка со стороны таких агентств позволяет получать экспортерам реальные конкурентные преимущества на мировых рынках за счет более выгодного финансирования и страхования проектов.
Одним из элементов модели стимулирования экспорта является государственно-частное партнерство. Автор считает данный элемент одним из важнейших, так как, по мнению автора, именно взаимодействие частного и государственного секторов способно создать действительно эффективную и работоспособную систему. При этом государственному участию отводится первостепенная роль на стадии формирования и становления системы. Контроль со стороны правительственных структур позволяет сделать развитие институтов более последовательным и упорядоченным, а главное — функционирующим в том направлении, в котором это необходимо для соблюдения стратегических интересов страны.
Обоснуем данную точку зрению, построив схему институциональной структуры финансирования внешней торговли (рис. 2).
Представленные уровни поддержки экспорта включают в себя:
- 41
Рис. 2. Институциональная структура финансирования внешней торговли
Источник: составлено автором по материалам вышеизложенного анализа.
1-й уровень — правительственный уровень — с участием министерств и ведомств, отвечающих за законодательную (в том числе в сфере предоставления факторинга, аккредитивов, банковской гарантии и страхования экспорта) и методологическую основу деятельности всей системы. Именно на эти институты должен быть возложен контроль за деятельностью всей системы в целом;
2-й уровень поддержки — является «условно государственным». В рамках данного уровня должны существовать экспортно-импортный банк и агентство страхования экспортных кредитов. По мнению автора, в данных организациях должен преобладать государственный капитал, при этом возможно участие частных инвесторов. Это связано с тем, что в ряде отраслей, чей экспорт в наибольшей степени требует поддержки, присутствует высокий уровень коммерческих и политических рисков. А потому государство в лице экспортно-импортного банка и агентства страхования экспорта должно брать на себя покрытие рисков по сделкам в подобных отраслях. При этом участие частного капитала позволит более эффективно и гибко распределять финансовую поддержку. Еще одним элементом в рамках 2-го уровня является институт информационной поддержки. На этот институт возлагаются задачи по предоставлению экспортерам всего спектра консультаций как касательно инфраструктуры
42 -
поддержки экспорта внутри страны, так и особенностей зарубежных рынков;
3-й уровень стимулирования экспорта включает в себя частные банки, страховые, факторинговые и лизинговые компании, роль которых—обеспечивать содействие небольшим экспортерам, размер сделок у которых меньше, чем у крупных стратегических предприятий. По мнению автора, эффективная работа частного сектора на 3-м уровне при поддержке государственных институтов 2-го уровня является основой для всей системы. Так, согласно Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка, банк предоставляет кредиты исключительно от 1 млрд руб. и при общей стоимости проекта от 2 млрд руб. Соответственно, подобные услуги доступны исключительно для крупного бизнеса. А потому именно частные организации способны оказать финансовую поддержку тем хозяйствующим субъектам, которым недоступно финансирование со стороны государства в лице Внешэкономбанка.
На рис. 2 отображены взаимосвязи между элементами 2-го и 3-го уровня. Под этими взаимосвязями подразумеваем поддержку со стороны государственных (или государственно-частных) структур сделок, финансируемых частными организациями, в виде принятия на себя части коммерческих и в особенности политических рисков и субсидирования процентных ставок. Следует отметить, что институт
информационной поддержки графически не связан с другими составляющими системы. Это сделано для упрощения предоставления информации в схематическом виде. На практике такой институт должен обеспечивать информационную поддержку всем элементам системы каждого из 3 уровней.
В России в настоящее время система финансирования и страхования экспорта находится на крайне неразвитой стадии в целом как единая система. Ранее было отмечено, что страхование экспортных кредитов отнесено к исключительной компетенции Внешэкономбанка6. При этом предоставление гарантий и экспортных кредитов для целей поддержки экспорта осуществляется ЗАО «Росэксимбанк» (фактически находится под управлением Внешэкономбанка). Но и этот банк ориентирован на поддержку крупнейших экспортеров, а финансирование проектов осуществляется на сотни миллионов рублей. Примером такой сделки является финансирование участия российских поставщиков в реконструкции атомной электростанции в Болгарии. Стоимость такого проекта составила 80 млн долл.7.
В связи с тем, что задачи по страхованию экспорта возложены на банк, страхование на государственном уровне фактически заменено банковской гарантией. На уровне частных компаний страхование экспорта предоставляется несколькими страховыми компаниями, крупнейшими из которых являются ОАО «Росно», ЗАО «Гута-Страхование» и ОСАО «Ингосстрах». Крупнейшие мировые страховые компании Euler Hermes и Atradius в России не имеют собственных представительств, а действуют опосредованно через российских страховщиков, но в любом случае фактически не предоставляют услуги по страхованию экспортных кредитов.
Для построения реально функционирующей системы финансирования и страхования экспорта, деятельность которой была бы направлена не только на крупнейшие промышленные предприятия страны, необходимо осуществить ряд действий и мер. По мнению автора, такие действия должны осуществляться в соответствии с теми системами, схемами и моделями, которые были построены ранее в данной статье. Так, создание полноценных институтов 2-го уровня, в особенности агентства страхования экспорта и экспортно-импортного банка, в
6 Постановление Правительства РФ от 19.02.2008 № 100 «О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков».
7 ЗАО «Росэксимбанк». URL: http://www.eximbank.ru/introd/ extrade. html.
соответствии с предложенной институциональной структурой финансирования внешней торговли возможно при выполнении следующих условий:
1) всесторонняя государственная поддержка на стадии создания:
• методологическая, нормативная и информационная база;
• обеспечение достаточного уровня собственного капитала данных организаций;
2) совершенствование законодательной базы, с тем чтобы данные институты могли свободно взаимодействовать с 3-м уровнем поддержки, предоставляя «межбанковские» кредиты (от экспортного кредитного агентства — банкам) и перестрахование сделок;
3) доминирование государственного капитала на первоначальной стадии, а затем по мере развития все большее вовлечение частного капитала с возможностью полной передачи таких институтов частным инвесторам. Следует подчеркнуть, что поддержка экспорта является стратегическим направлением, а потому у государства при любых обстоятельствах должна оставаться возможность контроля за деятельностью институтов 2-го уровня;
4) содействие в подписании международных соглашений с аналогичными финансовыми институтами других стран; формирование и развитие сотрудничества со всеми регионами мира, представляющими стратегический интерес для национальных экспортеров;
5) создание новых и совершенствование имеющихся образовательных программ, с тем чтобы подготовить достаточное количество профессиональных кадров для институтов всех уровней. По мнению автора, создание специальных курсов в государственных и негосударственных вузах является крайне важной мерой: это позволит в долгосрочной перспективе сформировать интеллектуальную основу развития системы поддержки внешней торговли.
При этом не менее важна и внутренняя политика функционирования институтов 2-го уровня. Работа этих институтов должна быть построена таким образом, чтобы услуги финансирования и страхования стали максимально доступны и просты в получении и использовании. Именно поэтому автор убежден в том, что агентство страхования экспорта, экспортно-импортный банк должны быть созданы с участием частного капитала. Это позволит им адаптироваться к потребностям рынка в целом и конкретных контрагентов и отраслей в частности, предоставляя им максимально гибкие и доступные
- 43
услуги. Подобный подход поможет минимизировать формализм и влияние бюрократических процедур при рассмотрении заявок на получение кредита или страхового покрытия, но при этом сохранит определенный государственный контроль над стратегическим направлением развития экономики страны.
Так, исходя из складывающихся внешнеторговых тенденций, институтам 2-го уровня следует:
• разрабатывать наиболее применимые к реальности программы финансирования и страхования, которые были бы способны удовлетворить на практике потребности экспортеров;
• контролировать стоимость услуг на наиболее оптимальном для всех сторон уровне;
• осуществлять анализ предоставленных экспортером документов для рассмотрения заявки на услугу не столько по формальным признакам, сколько по сути, проявляя разумную гибкость и осознавая индивидуальные особенности различных отраслей и контрагентов;
• создавать специальные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентировать на них индивидуальные доступные программы.
Применение указанных мер позволит привлечь дополнительный поток ликвидности в экономику страны, что особенно значимо в условиях кризиса. Кроме того, увеличение объемов экспорта в стратегических отраслях со стороны не только крупного, но также малого и среднего бизнеса приведет к оздоровлению всей экономики страны в целом, улучшит состояние ключевых отраслей, усилит позиции государства на международной арене. Увеличение объемов экспорта неизбежно приведет к обновлению производственных линий, повышению качества продукции, внедрению высоких технологий. Ранее уже отмечалось, что поддержка высокотехнологичного экспорта имеет долгосрочную основу и способна привести к снижению зависимости экономики страны от экспорта сырья.
Наиболее интенсивно поддерживают экспорт те страны, которые от него более зависимы. В случае с Россией, автор убежден в том, что для нашей страны важна не столько поддержка экспорта в целом, сколько значима его диверсификация. Именно стимулирование экспорта наукоемких отраслей, сельского хозяйства и отраслей с высокой степенью переработки является основой для успешного развития страны в будущем. При этом важнейшую роль играют объемы поддержки. Далее проанализируем международный опыт построения системы финансирования и страхования экспорта с указанием фактических объемов поддежки.
44
Перед этим следует подчеркнуть, что объем предоставляемых Внешэкономбанком гарантийных операций в 2008—2012 гг. составит около 9,5 млрд долл., из которых на цели поддержки экспорта промышленной продукции и услуг будет направлено около 5,7 млрд долл. Кроме того, объем государственной гарантийной поддержки экспорта к 2012 г. должен составить 0,3—0,35 % внутреннего валового продукта8.
Доли крупнейших стран мира в сфере предоставления и страхования среднесрочных и долгосрочных экспортных кредитов представлены на рис. 3. Следует отметить, что доля РФ снизилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. незначительно: всего на 0,8 процентных пункта. Для сравнения: объемы данных услуг, предоставляемых в США, снизились на 3 процентных пункта с 11 до 8 %. При этом такие страны, как Южная Корея, Чили и Италия уменьшили объемы поддержки экспорта настолько значительно, что переместились за пределы 10 крупнейших. В то же время Бразилии, Индонезии, Саудовской Аравии и Мексике удалось во время мирового финансового кризиса, наоборот, значительным образом усилить поддержку своих экспортеров, выведя объемы поддержки в список 10 крупнейших в мире.
Анализируя международный опыт построения системы финансирования и страхования экспорта, следует отметить, что многие страны при создании такой системы опираются на международные организации. Так, переговоры Белоруссии с Международной финансовой корпорацией9 позволили включить один из банков этой страны — ОАО «БПС-Банк» — в международную программу торгового финансирования с предоставлением гарантий по кредитованию внешней торговли в размере 30 млн долл. Аналогичный лимит по гарантиям получил и ОАО «Белгазпромбанк». Также в декабре 2009 г. правительство Республики Беларусь и Сбербанк России объявили о подписании соглашения о покупке Сбербанком России 93,27 % акций БПС-Банка и заключении инвестиционного соглашения о долгосрочном развитии, по которому в 2010—2014 гг. в БПС-Банк должно быть привлечено до 2 млрд долл. внешнего финансирования10.
8 ОАО «Внешэкономбанк». URL: http://www.veb.ru/ru/about/ history/.
9 International Finance Corporation (World Bank Group). URL: http://www.ifc.org/searchresults.html?cx= 009183910618791464029 %3Aik2jtgcdpms&cof=FORID %3A11& ie=UTF-8&q=Belarus+trade#946.
10 Центральный аппарат Сбербанка России [Электронный ресурс]. URL: http://sberbank.ru/moscow/ru/press_center/all/in-dex. php?id114=11000653.
США -8,07%
Прочие -59,90%
5,53%
Бразилия -4,04%
Индонезия -3,73%
Индия -3,38%
Китай -3,36%
ОАЭ -3,23%
Турция -3,23%
Саудовская Аравия -2,85% Мексика -2,68%
Источник: составлено автором по материалам статистики Association for export credit and investment insurance «Berne Union». URL: http://www. berneunion.org.uk/bu-total-data.html.
Рис. 3. Доли крупнейших стран мира в общем объеме предоставленных и застрахованных кредитов, %
Более того, было подписано соглашение о предоставлении Сбербанком России льготных кредитов для российских покупателей белорусских машин, оборудования и техники, произведенных на ряде заводов Республики Беларусь. Эта программа позволит импортерам получать кредиты в размере до 85 % от стоимости техники.
Экономика Республики Беларусь существенно зависит от условий и результатов внешней торговли. Так, в 2009 г. доля экспорта в ВВП страны составила более 50 %п. Все эти программы и меры, предпринимаемые белорусским правительством, позволят экспортерам техники получить существенные конкурентные преимущества. В результате этих мер Белоруссия оказала существенную поддержку экспортерам в условиях мирового кризиса, а также создала основу для развития внешней торговли в будущем. Автор убежден в том, что для России на современном этапе развития экспортно-импортной деятельности крайне значительным является не только создание необходимой инфраструктуры финансирования экспорта внутри страны, но и налаживание внешнеторговых связей как между институтами 2-го и 3-го уровней, так и между правительствами стран (1-й уровень) и межправительственными организациями.
Одной из стран, показавших наиболее значительный рост объемов поддержки экспорта, явля-
ется Бразилия. В дополнение к принятым в предыдущие годы мерам правительством страны было принято решение о создании двух ключевых институтов, которые призваны стать основой системы поддержки экспорта: экспортно-импортный банк «Exim Brasil» и Фонд по обеспечению внешней торговли (Fundo Garantidor de Comercio Exterior)12. Банк «Exim Brasil» и Фонд по обеспечению внешней торговли призваны упростить и ускорить предоставление финансирования экспортерам. Для этих целей фонд получит более 1 млрд долл., а банк «Exim Brasil» — 20 млрд долл. в уставный капитал. Для сравнения: размер собственных средств ЗАО «Росэксимбанк» составляет около 2 млрд руб.13, Внешэкономбанка — около 340 млрд руб.14 (примерно 11,3 млрд долл.).
Автор убежден в том, что капитализация российских финансовых институтов, задействованных в поддержке внешнеторговой деятельности, находится на недостаточном уровне. Увеличение объемов собственных средств предоставляет новые возможности для осуществления финансирования и страхования не только внешней торговли, но и деятельности субъектов внутри страны. Существенные объемы собственных средств позволяют принимать участие в финансировании более крупных и долгосрочных проектов. В настоящее время многие крупные гарантийно-страховые схемы реализуются либо с минимальным участием, либо вовсе без участия российских кредитных учреждений. Это связано в том числе и с недостаточной капитализацией отечественных кредитных организаций. Изменение данной ситуации должно осуществляться при помощи государственного участия в уставном капитале институтов 2-го уровня.
Анализируя международный опыт поддержки экспорта с целью выработки рекомендаций для
11 Основные положения программы социально-экономичес-
кого развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. // Минис-
терство экономики Республики Беларусь. Минск, 2010. С. 7.
12 Banco Central do Brasil [Электронный ресурс]. URL: http:// www. bcb. gov. br/?BULLETINCR.
13 Отчетность ЗАО «Росэксимбанк» на 01.10.2009. URL: http://www.eximbank.ru/publish/finst10_10.html.
14 Отчетность государственной корпорации «Внешэкономбанк» за 2009 г. URL: http://www.veb.ru/common/img/uploaded/ files_list/VEB_Annual_2009_r. pdf.
- 45
России, следует рассмотреть меры, принимаемые правительством Норвегии. В Норвегии созданы два ключевых института, на которые возложены обязанности по развитию финансирования и страхования экспорта: Государственный институт экспортных кредитов (ГИЭК) и банк «Экспорт-финанс». Начало поддержки экспорта в Норвегии относится к 1920-м гг., но ГИЭК был создан только в 1994 г.15 С этого времени поддержка экспорта в Норвегии приобрела системный и упорядоченный характер, а объемы поддержки стабильно росли ежегодно, достигнув к концу 2010 г. около 22 млрд долл. ежегодно (120 млрд норвежских крон)16. Это позволило Норвегии обеспечивать поддержку экспорта малого, среднего и крупного бизнеса в любую из 150 стран мира, а также участвовать в крупнейших национальных и международных проектах.
Данные об объемах экспортных кредитов в странах G7 и БРИК (за исключением России) приведены в таблице.
Объемы среднесрочных и долгосрочных официальных экспортных кредитов в странах G7 и БРИК а 2005—2009 гг., млрд долл.
Страна 2005 2006 2007 2008 2009*
Страны G7
Канада 3,3 5,3 2,8 4,6 4,6
Франция 11 9.3 13 11 28
Германия 12,7 13,3 7,8 10,8 13,3
Италия 8,2 10,7 11 10,3 10,7
Япония 8,4 6 0,9 1,1 0,6
Великобритания 3,7 2,6 3,6 2,2 2,5
США 9,8 8,6 8,2 11 17
Итого С7... 57,1 55,8 47,3 51 76,7
Страны БРИК* (за исключением РФ)
Бразилия 3,5 7,5 7 Н/д Н/д
Китай 18,5 29 38 59,6 Н/д
Индия 3,5 4 4,4 13,7 Н/д
Итого БРИК... 25,5 40,5 49,4 73,3 Н/д
* Предварительные данные.
Источник: Report to the US Congress оп export credit competition and the Export-Import bank of the United States17.
Для сравнения: объем государственной поддержки экспорта в РФ в 2011 г. составит 4,6 млрд долл.,
15 Norwegian Ministry of trade and industry. URL: http://www. regjeringen. no/en/dep/nhd/dok/veiledninger_brosjyrer/2001/Busi-ness-and-industry-in-Norway-The-structure-of-the-Norwegian-economy. html?id=419326.
16 Garanti-instituttet for eksportkreditt (GIEK). URL: http://www. giek. no/om_giek/gieks_historie/en.
17 Report to the US Congress on export credit competition and the Export-Import bank of the United States // Export-Import bank of the United States. Washington, June 2010. p. 11.
46 -
в 2012 г. — 4,5 млрд долл., в 2013 г. — 5,3 млрд долл. Объем предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и иностранным юридическим лицам в 2011 г. составит 1,9 млрд долл., в 2012 г. — 2,3 млрд долл., в 2013 г. — 2,4 млрд долл.18.
Из анализа таблицы видно, что ряд стран наращивает объем финансирования экспорта крайне динамично, в том числе Китай, Индия, Франция, Германия и Италия. В то же время объемы государственной поддержки экспорта в России остаются на достаточно низком уровне. Автор убежден в том, что страхование и финансирование экспорта способны значительным образом увеличить объемы экспорта высокотехнологичной продукции, машин и оборудования. Ранее были приведены несколько примеров из опыта различных стран мира, которые за относительно короткий срок смогли существенным образом изменить структуру своего экспорта, а также увеличить его объемы в течение нескольких лет. Проведенный анализ статистических данных демонстрирует тот факт, что объемы фактического увеличения экспорта после начала осуществления ряда государственных программ поддержки способны в разы превосходить сами объемы финансирования.
Финансирование экспорта — инструмент, эффективное функционирование которого способно привести к положительным эффектам как для хозяйствующих субъектов, так и для отраслей, и для всей экономики страны в целом. А потому построение и развитие системы финансирования и страхования экспорта должно стать основой долгосрочной экономической политики страны. Финансирование экспорта должно являться мерой именно долгосрочной политики, поэтому все предпринимаемые шаги в этой сфере следует предпринимать с учетом эффекта отложенного действия. Для России важна не столько поддержка экспорта в целом, сколько значима его диверсификация. Именно стимулирование экспорта наукоемких отраслей, сельского хозяйства и отраслей с высокой степенью переработки является основой для успешного развития страны в будущем.
Стимулирование экспорта в виде грантов на маркетинговую деятельность за рубежом является одной из наиболее действенных мер поддержки экспортеров, которые несут существенные издержки, связанные с поиском покупателей. Такие затраты наиболее значимы в высокотехнологичных отрас-
18 Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
лях. В России применение системы грантов автор считает наиболее целесообразным в сфере компьютерных технологий. Компенсация транспортных издержек является одной из важнейших задач для экспортеров в сельском хозяйстве. Это связано с большой протяженностью страны, что приводит к существенным транспортным издержкам при доставке товаров из удаленных от границы регионов. Такая поддержка может оказаться одним из наиболее действенных инструментов не только для стимулирования экспорта, но и для содействия развитию всей отрасли в целом.
Снижение налоговой нагрузки экспортеров в России является одним из ключевых элементов повышения конкурентоспособности вывозимой из страны продукции. Кроме того, автор считает, что крайне важно установить ряд условий, выполнение которых приводит к получению налоговых льгот, например определенная доля экспортной выручки. Важным аспектом поддержки является предоставление экспортерам наукоемкой продукции льгот по НДС, вплоть до применения нулевой ставки данного налога.
В заключение следует отметить, что финансирование и страхование экспорта должны основываться на 3-уровневой системе, сочетающей в себе не только государственный, но и частный капитал. Это позволит сделать систему поддержки экспорта обладающей не только существенными финансовыми средствами, но и необходимой гибкостью при принятии решений об участии в проектах. Кроме того, важнейшим фактором является развитие международного сотрудничества, в том числе с международными экономическими организациями. В статье автором была предложена система эффективного стимулирования экспорта, включающая в себя создание института информационной и консалтинговой поддержки экспортеров; совершенствование инфраструктуры экспорта; совершенствование системы предоставления финансовых услуг; создание агентства страхования экспортных кредитов; субсидирование транспортных расходов производителям; снижение налоговой нагрузки; предоставление грантов.
Финансирование и страхование экспорта являются двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими инструментами поддержки экспорта. Их эффективное функционирование является необходимым условием развития и поддержки экспорта как приоритетных отраслей, так и всей экономики в целом. Значимым является не только предоставление банковских гарантий по экспортным сделкам в рамках государственной
корпорации — Внешэкономбанка, но и создание отдельной структуры, в чьем ведении находилось бы именно страхование экспорта — агентства страхования экспортных кредитов. Взаимодействие частного и государственного секторов способно создать эффективную и работоспособную систему. При этом государственному участию отводится первостепенная роль на стадии формирования и становления системы.
Автором также предложена 3-уровневая структура финансирования внешней торговли, включающая в себя государственные органы (1-й уровень), государственно-частные институты поддержки (2-й уровень) и частные финансовые компании (3-й уровень). Для построения успешно функционирующей системы финансирования и страхования экспорта, деятельность которой направлена была бы не только на крупнейшие промышленные предприятия страны, необходима в том числе и всесторонняя государственная поддержка на стадии создания, совершенствования нормативной базы, содействия в подписании международных соглашений, создании новых образовательных программ.
Список литературы
1. ЗАО «Росэксимбанк». URL: http://www. eximbank. ru/introd/extrade. html.
2. ОАО «Внешэкономбанк». URL: http://www. veb. ru/ru/about/history/.
3. О банке развития: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2009).
4. О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков: постановление Правительства РФ от 19.02.2008 №100.
5. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. // Министерство экономики Республики Беларусь. Минск, 2010. С. 7.
6. Отчетность государственной корпорации «Внешэкономбанк» за 2009 г. URL: http://www. veb. ru/common/img/uploaded/files_list/VEB_ Annual_2009_r.pdf.
7. Отчетность ЗАО «Росэксимбанк» на 01.10.2009. URL: http : //www. eximbank. ru/publish/ finst 10_ 10.html.
8. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-Ф3.
- 47
9. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006.
10. Стратегия развития государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на период 2008—2012 гг. URL: http://www.veb.ru/common/ img/uploaded/files/veb_strat.pdf.
11. Центральный аппарат Сбербанка России. URL: http://sberbank.ru/moscow/ru/press_center/all/ index.php?id114=11000653.
12. Association for export credit and investment insurance «Berne Union». URL: http://www. berneunion.org.uk/bu-total-data.html.
13. Banco Central do Brasil. URL: http://www. bcb. gov. br/?BULLETINCR.
14. Garanti-instituttet for eksportkreditt (GIEK) [Электронный ресурс]. URL: http://www.giek. no/om_giek/gieks_historie/en.
15. International Finance Corporation (World Bank Group). URL: http://www.ifc.org/searchresults. html?cx=009183910618791464029 %-Aik2jtgcdpms&cof=FORID %3A11&ie=UTF-8&q=Belarus+trade#946.
16. Norwegian Ministry of trade and industry. URL: http://www.regjeringen.no/en/dep/nhd/dok/ veiledninger_brosjyrer/2001/Business-and-industry-in-Norway—The-structure-of-the-Norwegian-economy. html?id=419326.
17. Report to the US Congress on export credit competition and the Export-Import bank of the United States // Export-Import bank of the United States. Washington, June 2010. P. 11.
23 сентября 2011 г. в гостинице «Марриотт Гранд Отель» (г. Москва) Ассоциация российских банков
проводит I межотраслевую конференцию
Потребительское кредитование - 2011: вызовы времени и современные стандарты
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Основные темы конференции:
проблемы, возникшие в судебной практике при рассмотрении дел по спорам между кредитными организациями и потребителями;
новые законодательные инициативы в сфере потребительского кредитования; проблемы правового регулирования взыскания просроченной задолженности и коллекторской деятельности;
роль финансового омбудсмена в формировании цивилизованного рынка финансовых услуг;
кредиторы и заёмщики - баланс прав и обязанностей;
минимизация рисков кредитных организаций при взаимодействии с клиентами; стандартизация потребительских кредитов; приоритеты банков при выборе кредитных программ;
проблемная задолженность по потребительскому кредитованию - управление, взыскание, уступка.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (495) 690-46-91; 690-30-13 либо на сайт АРБ.
www.arb.ru