Научная статья на тему 'Экспортное кредитное агентство - инструмент поддержки национального экспорта и развития мировой торговли'

Экспортное кредитное агентство - инструмент поддержки национального экспорта и развития мировой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1451
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / КРЕДИТОВАНИЕ ЭКСПОРТА / СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ / INTERNATIONAL TRADE / THE STATE FINANCIAL SUPPORT OF EXPORT / INSURANCE OF EXPORT CREDITS / EXPORT CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова Екатерина Сергеевна

В настоящей статье раскрывается роль Экспортного кредитного агентства (ЭКА) в поддержании национального экспорта и развитии мировой торговли. Развитие данного института в России могло бы создать важные конкурентные преимущества для российских экспортеров в приоритетных отраслях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export credit agency - the tool of national export support and world trade development

In the present article the role of Export Credit Agency (ECА) in maintenance of national export and world trade development reveals. Development of the given institute in Russia could create the important competitive advantages to the Russian exporters in priority branches of economy.

Текст научной работы на тему «Экспортное кредитное агентство - инструмент поддержки национального экспорта и развития мировой торговли»

Е. С. ЗУБКОВА

Екатерина Сергеевна Зубкова — аспирантка кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.

В 2006 г. закончила СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — международные расчеты, торговое финансирование и документарные операции, деятельность экспортных кредитных агентств.

^ ^ ^

ЭКСПОРТНОЕ КРЕДИТНОЕ АГЕНТСТВО — ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ*

В процессе международной торговли интересы экспортеров и импортеров часто сталкиваются, в частности, когда речь идет об обсуждении условий платежа. Когда предложение превышает спрос, покупатели все чаще настаивают на рассрочке платежа, которая становится серьезным конкурентным преимуществом. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа, чего не скажешь о подавляющем большинстве российских предприятий. В мировой практике на условиях наличного платежа осуществляются закупки сырья, топлива, продовольствия и товаров широкого потребления, а на условиях кредита — машин, оборудования и других товаров с длительным сроком эксплуатации.

Однако коммерческий кредит имеет ряд недостатков (например, значительная нагрузка на оборотные средства продавца), также нередки случаи, когда экспортеры предоставляют длительную отсрочку импортерам в развивающихся странах, но по наступлении сроков оплаты не получают денежных средств в результате банкротства. Немаловажно, что кроме коммерческих рисков, присущих и внутренней торговле (риск неплатежа, непринятия товара), в процессе международной торговли возникают дополнительные коммерческие риски (связанные, например, с выбором метода расчета или сложностью проведения операций и инкассирования долга дебитора, находящегося в другой стране), а также специфические риски — политические.

Многие подобные проблемы можно решить за счет кредитования внешней торговли коммерческими банками, а также за счет участия в финансировании торговли государственных кредитно-финансовых институтов. После второй мировой войны в большинстве развитых стран (в Германии, затем в Италии, Франции, Великобритании и Бельгии, а затем и прочих европейских странах) сложилась система долгосрочного кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов — система Экспортных Кредитных Агентств. Сегодня практически в каждой стране существуют подобные институты, созданные правительством для поддержки отечественных экспортеров в международной конкурентной борьбе. Экспортное кредитное агентство (ЭКА — Export Credit Agency (ECA)) — организация государственного характера либо создаваемая при участии государства, занимающаяся страхованием различного рода рисков (как политических, так и экономических), связанных с экспортом продукции компаниями, ведущими бизнес в стране юрисдикции такого агентства. Достаточно часто, кроме страхования рисков международной торговли, ЭКА принимает непосредственное участие в кредитовании и финансировании.

Рассматривая систему государственного страхования политических рисков, трудно говорить о единообразии деятельности государственных агентств. Что касается формы собственности, то во многих странах страхованием экспортных кредитов занимаются государственные организации (ECGD — в Великобритании, Finnvera — в Финляндии, SACE — в Италии и т. д.), в других — гарантии по экспортным кредитам выдают полугосударственные (например, COFACE — во Франции) или частные (например, EULER Hermes Kreditversicnerungs Aktiengesellschaft AG — в Германии) страховые компании.

Возможно выделить две традиции страхования экспортных кредитов: западноевропейскую и североамериканскую [1].

Страховые механизмы в Европе имеют более богатую историю, именно здесь занимаются своей деятельностью лидеры мирового кредитного страхования: французский COFACE и немецкий EULER

ГРНТИ 06.51.65 © Е. С. Зубкова, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. И. Евдокимова.

Hermes. Несмотря на наличие частного капитала, они осуществляют деятельность от имени государства и за государственный счет. Предметом страхования в основном выступают крупные контракты в стратегически важных с точки зрения экспорта отраслях экономики. Особенностью работы данных ЭКА можно считать специализацию отдельно на страховании, финансировании и т. д.).

При североамериканской схеме весь набор функций осуществляет один институт. В Северной Америке активно действуют два экспортных кредитных агентства: американский Eximbank (практически полностью финансируется за счет средств государственного бюджета) и канадское EDC (Export Development Canada) (функционируют на самоокупаемости). В Канаде государство дало первоначальный толчок развитию страхования — выделило средства в акционерный капитал агентства. Североамериканский опыт страхования экспортных кредитов основан преимущественно на работе с компаниями малого и среднего бизнеса.

Однако все государственные агентства по гарантированию внешней торговли имеют одну общую черту — страховщики политических рисков от имени своего государства выполняют функцию поддержки отечественных участников внешней торговли. Развивающиеся страны характеризуются повышенными рисками, но при этом представляют собой огромное поле деятельности для иностранных компаний, так как остро нуждаются в импорте товаров, иностранных инвестициях. Чем выше риск, тем выше доходность операции. Экспортеров и инвесторов привлекает высокая прибыль от участия в проектах на развивающихся рынках и возможность развития

своей деятельности, что в более далекой перспективе нацелено на получение дополнительной прибыли. Для государства участие местных компаний в таких проектах означает дополнительные доходы бюджета в виде налогов и занятость населения на развивающихся предприятиях, что как раз и является одной из его основных задач. Следовательно, гарантирование внешней торговли становится одной из необходимых функций государства.

Особенностями работы государственных агентств, присущих им вне зависимости от страны нахождения и вида гарантируемых операций, являются: 1) покрытие от политических рисков предоставляется только отечественным компаниям; 2) покрытие предоставляется компаниям приоритетных отраслей; 3) при решении вопроса о предоставлении покрытия играет важнейшую роль фактор страны риска.

В остальном принципы и формы покрытия, предоставляемого экспортными кредитными агентствами, существенно различаются. Каждая из таких организаций ориентирована исключительно на потребности местных компаний, и ЭКА могут разрабатывать формы и вид покрытия в соответствии с запросами потенциальных клиентов.

За последние 7-9 лет сфера экспортного финансирования кардинально изменилась. Согласно исследованию экспортного кредитного агентства Канады EDC [2, p. 20] увеличиваются размеры страхового покрытия (обычно 80-90 % возможных потерь страхователя, но в ряде случаев до 100 %), расширяется гамма страхуемых рисков. Выявилось стремление ЭКА все чаще действовать как коммерческие организации. Так, если ранее лозунгом SACE (Италия) была поддержка «Сделанное в Италии», то в настоящее время — «Сделанное Италией», поскольку производства, в поисках более дешевой рабочей силы, выносятся за пределы страны.

В последние годы институты типа ЭКА были созданы в азиатских экономиках. Данные ЭКА отличаются достаточно агрессивной политикой, в связи с чем, по мнению многих экспертов [3], агентства-резиденты стран — членов ОЭСР видят для себя ряд серьезных конкурентов среди ЭКА развивающихся стран. Крупнейшими среди них являются ЭКА Китая, Индии и Бразилии. Так, уровень поддержки национального экспорта в Китае в 2005 г. догнал, а к 2010 г., вероятнее всего, превысит уровень аналогичного показателя в США.

Рынок услуг по финансированию международной торговли обладает признаками совершенной конкуренции. Но все же существует ряд стандартов и соглашений, которые регулируют этот вид деятельности. Различия в правовом регулировании деятельности ЭКА в разных странах определяются национальными нормативными актами, общие черты — международными соглашениями и договоренностями, к основным из которых относятся: Консенсус (Argeement) стран — членов ОЭСР 1978 г., Соглашение стран — участниц ВТО в области субсидий и компенсационных мер (The WTO Agreement on Subsidies and Countervailing Measures — ASCM), Руководящие принципы (Guiding Principals) Бернского союза, соглашение Европейского союза. Целью заключения международных соглашений является создание разумной конкуренции среди фирм как развитых, так и развивающихся стран.

Низкая диверсификация российского экспорта — одна из наиболее острых проблем российской экономики. До последнего времени из европейских стран экспортного кредитного агентства не существовало только в России и Албании. Понимая важность страхования экспортных кредитов для поддержания отдельных отраслей, наши ближайшие соседи (в частности, Казахстан и Украина) уже реализовали подобные механизмы. В России до последнего времени существовало агентство по страхованию экспортных кредитов «Росэксимгарант». Однако деятельность его была неэффективной из-за слабого бюджетного финансирования.

Система государственных банков в результате реформы, проходящей с 2005 г., должна в конечном итоге стать четырехуровневой:

— Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (или, иначе, — Банк Развития) должна стать экспортным кредитным агентством России с достаточно полным набором функций;

— Сбербанк и Внешторгбанк будут действовать как универсальные банки. Далее они будут капитализированы за счет продажи акций. Таким образом, доля государства будет уменьшена до 51 % в среднесрочной перспективе, и, возможно, вслед за этим последует полная окончательная приватизация;

— Россельхозбанк, который в среднесрочной перспективе останется на 100 % в государственной собственности, но после 2010 г. будет передан в смешанную форму собственности;

— банки, работающие по межгосударственным гарантиям, как, например, Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества, Межгосударственный евразийский банк.

Согласно федеральному законодательству [4] в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» вошли ЗАО «Росэксимбанк», ОАО «Внешэкономбанк»

и ОАО «Российский банк развития». Основные цели Банка развития — стимулирование экономического роста и поддержка мер, направленных на диверсификацию экономики. Это будет касаться в основном инфраструктурных и инновационных проектов, которые по своим характеристикам не заинтересовали частный капитал. Банк развития — некоммерческая организация и не преследует цели получения прибыли. Главный принцип проектов, которые будут поддержаны, — безубыточность. Банк развития не призван конкурировать с частными банками и финансовыми организациями, он не вправе выдавать кредиты физическим лицам, осуществлять функции профессионального участника на рынке ценных бумаг. Главным направлением его деятельности будет поддержка среднесрочных и долгосрочных проектов на срок более 5 и 10 лет, а именно финансирование крупных инфраструктурных и инновационных проектов. Он может выдавать кредиты таким проектам, страховать политические и коммерческие риски, выдавать гарантии под кредиты, осуществлять лизинговые операции, проводить экспертизу. Помимо поддержки инфраструктурных проектов, Банк развития будет стимулировать производство и экспорт высокотехнологичной продукции, поддерживать НИОКР, импорт высокотехнологичной техники.

В сферу интересов Банка развития [5] попадают следующие отрасли: авиастроение и ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, транспортное, специальное и энергетическое машиностроение, металлургия (производство специальных сталей), деревообрабатывающая промышленность, оборонно-промышленный комплекс. Среди отдельных перспективных отраслевых проектов можно отметить: в авиастроении — «Сухой Суперджет 100», в спецметаллургии — проекты строительства мини-заводов на базе дуговых сталеплавильных печей с высочайшей «гибкостью» сортамента.

В условиях развернувшегося мирового финансового кризиса вопрос о государственной финансовой поддержке экспорта становится все более актуальным. В результате кризиса ликвидности и утраты доверия инвесторов экспортеры и импортеры будут все более остро ощущать недостаток кредитных средств. Наряду с недоверием к заемщикам и контрагентам со стороны банков, нежеланием инвестировать деньги в экономику зарубежных стран, т. е. явным дефицитом кредитных ресурсов, будет расти стоимость заемных средств. Для мелких импортеров стоимость таких ресурсов может стать неподъемной, что существенно снизит объем внешнеторговых операций. В таком положении изменить ситуацию могут именно экспортные кредитные агентства путем предоставления государственных гарантий и страхования рисков экспортеров. Есть мнение, что в ходе дальнейшего развития ЭКА многих стран будут идти по пути канадского ЭКА ББС, а также ЭКА азиатских стран, и помимо услуг по страхованию внедрять и непосредственное финансирование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велиева И. Страхование на экспорт // Эксперт. 2008. № 42 (631). URL: http://www.kgs.ru/articles/bankovskaya-sistema/news_2008-10-29-19-40-21-976.html (дата обращения 01.04.2009).

2. EDC in an Evolving Trade Environment (Submission to the 2008 Legislative eview of the Export Development Act), 2008. URL: http://www.edc.ca/english/LegReview_2008_e.pdf (дата обращения 18.01.2009).

3. Bell J. A question of competitiveness // Trade Finance. 2006. October.

4. Федеральный закон РФ от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»: принят Государственной думой 20 апреля 2007 г.: одобрен Советом Федерации 4 мая 2007 г. URL: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=039528 (дата обращения 25.03.2008).

5. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 г. № 1007-р // URL: http://www.veb.ru/ru/about/normpr/mem/ (дата обращения 01.04.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.