| Жиряева Е. В., Маслова А. А.
о Субсидии, направляемые на поддержку § экспорта промышленных предприятий в регионах х Российской Федерации: их характеристика
£ и соответствие условиям ВТО
<
со
Жиряева Елена Васильевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Кандидат технических наук, доцент [email protected]
Маслова Алина Александровна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Специалист по внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм [email protected]
РЕФЕРАТ
На региональном уровне в РФ поддерживается экспорт высокотехнологичных и некоторых других крупных предприятий, а также малых и средних предприятий. В последнем случае софинансирование со стороны федерального бюджета составляет 50-80%. Имеется стандартный набор инструментов экспортной помощи малым и средним предприятиям, который может быть расширен по инициативе субъекта РФ. Отмечено расхождение программ поддержки экспорта Ленинградской и Ростовской областей, поддержки малых и средних предприятий в целом с положениями ВТО об экспортных субсидиях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
экспортные субсидии, поддержка экспорта, региональные программы, малые и средние предприятия
Zhiryaeva E. V., Maslova A. A.
The Export Industrial Subsidies in the Regions of the Russian Federation: their Characteristic and WTO Compliance
Zhiryaeva Elena Vasilyevna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
associate Professor of the Chair of the Economic Theory and applied Economy
PhD in technical Science, associate Professor
Maslova Alina Aleksandrovna
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation) foreign trade of the Enterprises and firms Specialist [email protected]
ABSTRACT
Export of hi-tech and some other large enterprises, and also small and medium-sized enterprises is supported at the regional level in the Russian Federation. As regards to small and medium sized enterprises co-financing from the federal budget makes 50-80%. There is a standard tool kit of export help for SME which can be expanded at subnational level. Export support program of the Leningrad and Rostovregionas well as programs for SME havea form of export subsidy from WTO point of view.
KEYWORDS <
export subsidies, export support, regional programs, small and medium-sized enterprises
— о
История поддержки промышленного экспорта в РФ началась с 1996 г., когда пра- m вительство страны одобрило первую федеральную программу развития экспорта. х Региональные программы 1990-х гг. поддерживали скорее инвестиции с целью н создания производств, ориентированных на экспорт, а не экспорт предприятий «с непосредственно [4]. Например, закон Приморского края о промышленных ком- m плексах способствовал созданию комплексов со статусом зон экспортного производства.
Активная государственная экспортная политика началась после 2000 г. Усилилась диверсификация российского экспорта в пользу наукоемкой продукции [3]. Структура финансовой поддержки была заложена Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Предлагаемая система была нацелена на крупные компании. К 2006 г. стало очевидно, что объемы выделяемых средств недостаточны, экспортеры ими не пользовались. Возник план передать инструмент в регионы, ставка процента должна была субсидироваться по результатам конкурса при софинанси-ровании со стороны субъектов РФ. Стали формироваться региональные программы поддержки экспорта, которые на сегодняшний день играют существенную роль в данной системе [1].
Вторая программа развития внешнеэкономической деятельности была принята в марте 2013 г.1. Этому предшествовала созданная Правительством РФ в 2012 г. «дорожная карта» поддержки доступа на рынки зарубежных стран и поддержки экспорта2. Одним из девяти элементов дорожной карты является развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта, ориентированной на субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые являются начинающими экспортерами. Акцент, таким образом, сместился с крупных экспортеров на МСП. Предусматривается финансирование региональных центров поддержки экспорта, внешнеторговых консультантов для МСП, программ обучения сотрудников, региональных структур поддержки. Регионам предлагается создавать программы развития ВЭД. Появляется новый инструмент — поддержка первой экспортной поставки.
Сама же государственная программа развития внешнеэкономической деятельности 2013 г. уделяет незначительное внимание региональной поддержке, сосредоточившись на наднациональном уровне регулирования. В подпрограмме 3 «Создание национальной системы поддержки развития ВЭД» имеется 8 основных мероприятий, одно из которых относится к субнациональному уровню: «3.6. Формирование региональной инфраструктуры развития ВЭД». Содержание этого направления включает поддержку разработки и реализации региональных программ развития ВЭД, создание региональных центров поддержки экспорта субъектов МСП, осуществление организационных мероприятий в интересах участников ВЭД региона. Будет внедряться механизм ежегодной оценки деятельности и аттестации региональных центров поддержки экспорта. Предполагается оптимизировать перечень связанных с экспортом расходных статей, по которым предусматривается возмещение. Эти мероприятия должны быть скоор-
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: [Электронный ресурс]: [Распор. Пр-ва РФ от 18.03.2013 г. № 378-р]. Правовая база «Консультант-плюс».
2 Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта: [Электронный ресурс]: [Распор. Пр-ва РФ от 29.06.2012 г. № 1128-р]. Правовая база «Консультант-плюс».
g динированы с другими программами и механизмами, действующими на уровне субъ-| ектов РФ1.
о На региональном уровне можно выделить региональную поддержку экспорта о малых и средних предприятий, формы которой, в целом заданные на федеральном m уровне, варьируются от региона к региону; региональную поддержку экспорта вых сокотехнологичных и других крупных предприятий; поддержку экспорта со стороны н- муниципалитетов, адресованную в основном МСП.
< Федеральная поддержка может перераспределяться через субъекты РФ или на-m правляться непосредственно предприятию наряду с субсидированием регионального уровня. Так, например, в 2011 г. в Ростовской области из средств областного бюджета в виде субсидий было перечислено 8 млн руб. девяти организациям-экспортерам. Из федерального бюджета в 2011 г. на эти же цели предприятия получили 138,5 млн руб. Данные средства направлялись напрямую, без участия областного бюджета. Таким образом, федеральный бюджет выделил непосредственно предприятиям-экспортерам Ростовской области в 17 раз больше средств, чем областной бюджет. Администрация области, в свою очередь, содействует экспортерам, которые планируют участвовать в конкурсе на возмещение части затрат по кредитам из средств федерального бюджета2.
В Стратегии инновационного развития РФ предусмотрена интеграция инфраструктуры поддержки высокотехнологичного экспорта и внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, с инфраструктурой поддержки малых и средних инновационных компаний в субъектах РФ, с другой стороны. Чтобы обеспечить такую интеграцию, предполагается сделать поддержку высокотехнологичного экспорта основным направлением работы ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», инициировать программы поддержки экспорта малых инновационных предприятий в рамках деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Особое место и роль среднего бизнеса в высокотехнологичном экспорте отмечается, например, в стратегии Свердловской области. В области успешно развиваются свыше 100 производственных компаний среднего бизнеса. Обладая экспортным потенциалом, они в отличие от крупного бизнеса ограничены на внешних рынках в части возможностей маркетинга, патентной защиты, юридической и информационной поддержки. Задача области — восполнить данный пробел3. Стратегия предусматривает 12 инструментов реализации направления «Поддержка инновационных компаний (прежде всего, среднего бизнеса) на внешних рынках» — подобного рода инструменты созданы и в других регионах. Среди них можно отметить образованный в 2009 г. в Липецкой области клуб экспортеров, позволяющий предприятиям планировать совместные действия по продвижению на внешний рынок4.
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: [Электронный ресурс]: [Распор. Пр-ва РФ от 18.03.2013 г. № 378-р]. Правовая база «Консультант-плюс».
2 Об утверждении отчета о ходе работ в 2011 г. по областной долгосрочной целевой программе поддержки экспорта в Ростовской области на 2011-2014 гг. и эффективности использования финансовых средств: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Ростовской обл. от 14 мая 2012 г. № 362]. Правовая база «Консультант-регионы».
3 Об утверждении Стратегии инновационного развития Свердловской области на период до 2020 г.: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Свердловской обл. от 22.05.2013 г. № 646-ПП]. Правовая база «Консультант-регионы».
4 Об утверждении инвестиционной стратегии Липецкой области на период до 2020 г.: [Электронный ресурс]: [Распор-е адм. Липецкой обл. от 13.07.2009 г. № 348-р]. Правовая база «Консультант-регионы».
Исследование финансовых форм поддержки экспорта предприятий интересно 2 с точки зрения соотнесения этих мер с условиями Соглашения ВТО о субсидиях | и компенсационных мерах (ССКМ). Ст. 16.2 Федерального закона от 23.08.1996 г. о № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусматри- о вает, что государственная поддержка инновационной деятельности может осущест- т вляться в форме льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; формиро- х вания спроса на инновационную продукцию; финансового обеспечения; поддержки н экспорта. Не противоречат условиям ВТО неспецифические субсидии, предоставля- «с емые согласно объективным экономическим критериям; специфические субсидии, не т оказывающие негативного влияния на других членов ВТО; освобождение от оплаты непрямых налогов при экспорте товаров (например, НДС); освобождение от оплаты импортных пошлин на товары, ввозимые для производства товаров на экспорт; страхование экспортных кредитов на рыночных условиях; предоставление экспортных кредитов по ставкам согласно Договоренности ОЭСР об экспортных кредитах с официальной поддержкой1.
Рассмотрим областной закон Ленинградской области от 13 ноября 2003 г. № 88-оз «О мерах государственной поддержки экспорта товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий в Ленинградской области». Закон предусматривает поддержку экспорта группы товаров, включающей машины для автоматической обработки информации и их блоки, программы и базы данных, а также услуги, связанные с компьютерами и обработкой информации (перечень утверждается правительством области). Предприятие-экспортер, согласно данному закону, это предприятие, на долю экспорта которого приходится не менее 50% от общего объема выручки от реализации товаров, работ и услуг. Экспортер должен заключить с областью договор об осуществлении деятельности на ее территории. Экспортерам информационных технологий предоставляются пониженные ставки налогов в пределах сумм, зачисляемых в бюджет области. Ставка понижается с 18 до 13,5%. Данная льгота обусловлена результатами экспорта. Для подтверждения права на пониженную ставку налога предприятие должно представить в налоговые органы контракт на экспорт информационных технологий; выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от экспорта; таможенную декларацию, подтверждающую факт экспорта; копии документов, подтверждающих экспорт информационных технологий; копию договора с Ленинградской областью об осуществлении на ее территории экспорта информационных технологий.
Экспортная субсидия с точки зрения Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах ВТО (ССКМ) является специфической, даже если не имеет четкой адресации, т. е. экспортная субсидия, не предназначенная определенному предприятию, тем не менее охвачена соглашением и запрещена им. В то же время специфические субсидии, направленные на научно-техническое развитие, разрешены соглашением. Следует отметить однако, что последние могут быть направлены только на покрытие определенных расходов — персонал, инструменты, консультации, другие текущие расходы. Таким образом, экспортная субсидия инновационному предприятию, представляющая собой льготу по налогу на прибыль, при которой четко не обозначены направления расходования средств, продолжает оставаться запрещенной с позиции ВТО.
Наряду с инновационными субъекты РФ поддерживают экспорт более широкого круга промышленных и сельскохозяйственных предприятий, среди которых выделяются экспортеры готовой продукции. Это направление поддержки соответствует приоритетам, установленным в первой федеральной программе развития экспорта 1996 г. Ростовская область предоставляет субсидии по кредитам, полученным
1 Классификация предложена Р. С. Другановым, устная информация.
2 организациями-экспортерами на такие цели, как приобретение сырья, станков, ^ производственных технологий, модернизация производственных мощностей, упла-о та страховых взносов, оплата транспортных расходов1. Областной бюджет возме-о щает две трети уплаченных предприятием процентов, но не более 8%. Возмещение со предусмотрено и для тех предприятий, которые не производят готовую продукцию, х а лишь выполняют торгово-посредническую функцию (сумма кредита с льготными н- процентами для них составляет 30 млн руб., в то время как для предприятий-про-< изводителей — 50 млн руб.). Подавая заявление о возмещении процентов по т кредиту, организация-экспортер должна предоставить в том числе копии контрактов на поставку продукции на экспорт и копии паспортов сделок к ним, заверенных руководителем организации-экспортера. Это требование придает субсидии признак экспортной, т. е. связанной с экспортом, обусловленной им. Так как данная субсидия не относится к инновационной деятельности, она явно не может попасть в «зеленую корзину» ССКМ, а значит, запрещена ВТО.
Приоритетным объектом региональной поддержки являются малые и средние предприятия. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (ст. 17) предусматривает, что финансовое содействие может оказываться как самим МСП, так и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки. На эти цели используются средства бюджетов двух уровней — субъектов РФ и местных2. Недавней новеллой закона № 209-ФЗ стало введение отдельной нормы (ст. 24), стимулирующей поддержку внешнеэкономической деятельности. Отдельным постановлением Правительства РФ предусмотрены правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку экспорта3. Указанное постановление было разработано в соответствии со ст. 17 (финансовая поддержка субъектов МСП) закона № 209-ФЗ. В общих положениях данного документа говорится о поддержке МСП, производящих и/или реализующих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта (раздел I, пункт 2, подпункт «б»). 28 июня 2012 г. в формулировке произошли изменения. В подпункте «б» пункта 2 после слов «производящих и» было добавлено слово «(или)». Данное изменение дало право субъектам МСП, не производящим, а только реализующим товары или услуги, претендовать на получение субсидий, поступающих из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Третий раздел правил, принятых указанным выше постановлением, озаглавлен «Предоставление субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта».
Федеральный бюджет направляет средства на субсидирование следующих затрат: (а) связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских банках (50%, но не более 0,5 ставки рефинансирования); (б) связанных с оплатой по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия (50% затрат); (в) связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (2/3 затрат); (г) по регистрации за рубежом
1 О предоставлении субсидий организациям — экспортерам готовой продукции в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Ростовской обл. от 09.12.2011 г. № 204]. Правовая база «Консультант-регионы».
2 Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: [Электронный ресурс]: [Федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ]. URL: http://base.garant.ru/12154854/.
3 О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва РФ от 27.02.2009 г. № 178]. Правовая база «Консультант-плюс».
результатов интеллектуальной деятельности (2/3 затрат); (д) по оплате услуг по g разработке фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленно- | го образца (50% затрат). Субсидирование части процента по кредиту обусловлено о наличием у предприятия доказательств отправки продукции на экспорт: паспорта о экспортной сделки, контракта купли-продажи, что придает данной форме финан- m сового содействия характер экспортной субсидии. х
Субъекты РФ, получающие средства из федерального бюджета, должны пройти н конкурсный отбор в Минэкономразвития1. Ежегодно МЭР издает приказ об уровне «с софинансирования расходных обязательств субъектов РФ за счет субсидий. В 2013 г. m уровень софинансирования определялся приказом от 11.12.2012 г. № 7812. Уровень софинансирования в 50% предоставлялся шести регионам, имеющим высокий экспортный потенциал. Для основного числа российских регионов федеральный бюджет обеспечивает финансирование программ поддержки экспорта на 80%. В том, что касается подтверждения соответствия выпускаемой продукции, субсидии предоставляются для оплаты обязательных требований стандартов серий ISO 9001; ISO 14001; OHSAS 18001; SA 8000 и SR 10; ISO/IEC 27001 и ISO/IEC 20000; ГОСТ Р ИСО 13485. Субъект РФ имеет право расширять этот перечень, а также и весь набор инструментов экспортной помощи.
Так, например, в рамках государственной программы Республики Коми «Развитие экономики»3 подпрограмма поддержки экспорта МСП включает субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей, на технологическое присоединение к электрическим сетям, на участие в конкурсах профессионального мастерства, оценку и страхования имущества, передаваемого в залог и т. п. Нижегородская область предоставляет субсидии в связи с осуществлением первой экспортной поставки (гранты начинающим экспортерам)4. Выделяя субсидии, регионы России проводят конкурсный отбор среди претендентов.
Так же как федеральные программы поддержки экспорта МСП, региональные программы включают две категории мер поддержки — финансовые и нефинансовые. Европейский информационный корреспондентский центр (ЕИКЦ — Россия) является членом сети Enterprise Europe Network (EEN). В настоящее время сеть объединяет более 570 центров в 45 странах мира. Деятельность ЕИКЦ, других аналогичных центров, конкурсы «Лучший экспортер г.», поддержание каталога «Экспортные возможности региона» — типичный набор инструментов нефинансовой поддержки.
Рассмотрим опыт Санкт-Петербурга. Здесь были приняты две комплексные программы, ориентированные на поддержку экспорта. «Программа развития МСП в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.»5 принята в целях реализации городского
1 Об утверждении порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: [Электронный ресурс]: [Приказ Минэкономразвития РФ от 09.01.2013 г. № 1]. Правовая база «Консультант-плюс».
2 О мерах по реализации в 2013 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: [Электронный ресурс]: [Приказ Минэкономразвития России от 11.12.2012 г. № 781]. Правовая база «Консультант-плюс».
3 Развитие экономики: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Респ. Коми от 28.09.2012 г. № 418]. Правовая база «Консультант-регионы».
4 Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат действующих малых и средних предприятий, производящих и (или) реализующих товары (услуги), предназначенные для экспорта: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Нижегородской обл. от 07.09.2012 г. № 611]. Правовая база «Консультант-регионы».
5 О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Санкт-Петербурга от 17.08.2011 г. № 1186]. Правовая база «Консультант-регионы».
2 закона о развитии МСП. Исполнителем программы в 2012 г. был Комитет эконо-^ мического развития, промышленной политики и торговли, а с 2013 г. и до окон-о чания срока действия — Комитет по развитию предпринимательства и потреби-о тельского рынка. В рамках этого документа ряд специальных программ включает со поддержку экспорта. Специальная программа «Субсидирование затрат субъектов х МСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначен-н- ные для экспорта»1 была утверждена в соответствии с пунктом 3.8 раздела 3 < «Усиление рыночных позиций субъектов МСП на внутрирегиональном, межрегио-т нальном и международном рынках» раздела 4 Программы развития. Целью специальной программы является повышение рыночного положения субъектов МСП2.
Реализация специальной программы3 осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение затрат по статьям, определенным на федеральном уровне (в связи с уплатой процентов по кредиту, расходов на подтверждение соответствия, участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, регистрацией изобретений и товарных знаков). Специальная программа «Сертификация» была утверждена в соответствии с пунктом 3.4 раздела 3 «Усиление рыночных позиций субъектов МСП на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках» раздела 4 программы развития. Так же как у предыдущей программы, ее цель — улучшение рыночного положения субъектов МСП, производящих или реализующих товары и услуги для экспорта4.
Реализация специальной программы осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с получением сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, при обязательном или добровольном подтверждении соответствия продукции5. Размер субсидий определяется в соответствии с бюджетом города на год. В 2013 г. объем субсидии одному субъекту МСП не мог превышать 50% произведенных и документально подтвержденных затрат за вычетом НДС, но не более 350 000 руб.6. Объем предоставленных в 2013 г. субсидий составил 1 784 000 руб.
Вторая из упомянутых комплексных программ называется «Наука. Промышленность. Инновации в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.». Комплексная программа
1 Об утверждении специальной программы «Субсидирование затрат субъектов МСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта»: [Электронный ресурс]: [Распор-е Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 23.08.2013 г. № 1549-р]. Правовая база «Консультант-регионы».
2 Общественный Совет по малому предпринимательству при Губернаторе СПб. Специальная программа «Субсидирование затрат субъектов МСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта»: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.osspb.ru/podderzhka/spetsialnye-programmy-podderzhki-i-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-2013/spetsialnaya-programma-subsidirovanie-zatrat-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-proizvodya.php.
3 О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Санкт-Петербурга от 17.08.2011 г. № 1186]. Правовая база «Консультант-регионы».
4 Об утверждении специальной программы «Сертификация»: [Электронный ресурс]: [Распор-е Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 23.08.2013 г. № 1547-р]. Правовая база «Консультант-регионы».
5 О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Санкт-Петербурга от 17.08.2011 г. № 1186]. Правовая база «Консультант-регионы».
6 Общественный Совет по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга. Специальная программа «Сертификация»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.osspb.ru/ podderzhka/spetsialnye-programmy-podderzhki-i-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-2013/spetsialnaya-programma-sertifikatsiya.php.
создана в соответствии с двумя законами Санкт-Петербурга об основах научно- 2 технической и промышленной политики. Согласно разделу 8 перечня мероприятий | комплексной программы и подпункту 8.4 «Популяризация научных знаний и про- о движение инновационной продукции, расширение рынков и содействие экспорту о инновационной продукции», финансирование предназначено для возмещения части т затрат на участие в международных выставках и ярмарках в целях продвижения х инновационной продукции; расширение рынков сбыта; содействие экспорту инно- н вационной продукции. «с
Специальная программа «ЕИКЦ — Санкт-Петербург» была утверждена в соот- т ветствии с пунктом 3.6 «Усиление рыночных позиций субъектов МСП на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках» раздела 3 Программы развития1. В свою очередь ЕИКЦ — Санкт-Петербург с 2009 г. реализует комплексную программу поддержки экспортно-ориентированных субъектов Санкт-Петербурга «5 шагов к экспорту».
Таким образом, можно выделить следующие направления поддержки: федеральная поддержка экспорта высокотехнологичной продукции крупных предприятий; региональная поддержка экспорта малых и средних предприятий; региональная поддержка экспорта высокотехнологичных и других крупных предприятий; поддержка экспорта со стороны муниципалитетов, адресованная в основном малым и средним предприятиям.
Отмечены расхождения некоторых условий региональных программ поддержки экспорта, в частности, Ленинградской области с положениями ВТО об экспортных субсидиях. Экспортная субсидия инновационному предприятию при правильном выборе направлений расходования средств наиболее близко отвечает ССКМ. Большое внимание уделяется поддержке экспорта МСП. В большинстве регионов софинан-сирование такой поддержки со стороны федерального бюджета достигает 80%. При этом, как отмечается в литературе, многие регионы имеют слабое представление об экспортном потенциале своих предприятий. Стандартный набор инструментов экспортной помощи МСП включает пять направлений. Субъекты РФ, в свою очередь, могут расширить этот набор.
Субсидирование части процента по кредиту МСП, условия которого установлены Правительством РФ, представляет собой экспортную субсидию. Малые и средние предприятия не являются исключением из ССКМ. Для оправдания поддержки их экспорта, которая распространена во многих странах, чаще всего приводится тот аргумент, что страны — торговые партнеры не смогут почувствовать на себе искажения конкуренции, наносимого таким субсидированием.
Минпромторг РФ, анализируя возможности поддержки отечественной промышленности, установил, что «правилами ВТО полностью запрещено прямое субсидирование производства товаров на экспорт, когда бюджетные деньги предоставляются для того, чтобы предприятие произвело продукцию с условием ее последующего экспорта. Господдержка может быть оказана только для экспорта уже произведенной продукции через экспортный кредит, субсидирование по нему ставки, предоставление госгарантий или страхование экспорта»2. Этот подход интересен, однако он еще не выдержал испытания в органе по разрешению споров в ВТО. Соглашение ССКМ ограничивается субсидированием не только промышленных, но и коммерческих предприятий. Пока же Канада,
1 О Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.: [Электронный ресурс]: [Пост-е Пр-ва Санкт-Петербурга от 17.08.2011 г. № 1186]. Правовая база «Консультант-регионы».
2 Форекс портал. Меры государственной поддержки при вступлении России в ВТО: [Электронный ресурс]. Ш_: http://fxdialg.ucoz.ru/publ/ehkonomicheskie_novosti/glavnoe/mery_ gosudarstvennoj_podderzhki_pri_vstuplenii_rossii_v_vto/1-1-0-123.
g например, апеллировала к другим основаниям для своих программ поддержки | экспорта [2].
^ Литература
х 1. Быркова Е. Государственная поддержка российского экспорта и ВТО [Gosudarstvennaya podderzhka rossiiskogo eksporta i VTO] [Электронный ресурс] URL: ИП:р://провэд.рф/апа-< lysis/4438-gospodderzka-wto.html
^ 2. Жиряева Е. В. The characteristic of foreign trade policy tools for subnational units // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2014. Т5. № 204. С. 48-56.
3. Кутовой В. М. Проблемы правовой поддержки национального бизнеса // Новости российского экспорта. 2011. № 8.
4. Trade Policies in Russia. The role of local and regional governments // OECD. 2003. 110 p.
References
1. Byrkova E. State support of the Russian export and WTO [An electronic resource] of URL: http:// pro-foreign trade activities .p^/analysis/4438-gospodderzka-wto.html (rus)
2. Zhiryaeva E. V. The characteristic of foreign trade policy tools for subnational units [The characteristic of foreign trade policy tools for subnational units] // Scientific technical news of the SPbSPU [Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU]. 2014. V. 5. N 204. P. 48-56. (rus)
3. Kutovoy V. M. Problems of legal support of national business [Problemy pravovoi podderzhki natsional'nogo biznesa] // News of the Russian export [Novosti rossiiskogo eksporta]. 2011. N 8. (rus)
4. Trade Policies in Russia. The role of local and regional governments // OECD. 2003. 110 p.