В. С. Иванова
ОБИТАТЕЛИ НИЖНЕГО МИРА В МИРОВОЗЗРЕНИИ СЕВЕРНЫХ МАНСИ
Работа представлена отделом Сибири МАЭ РАН им. Петра Великого.
Научный руководитель - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Е. Г. Федорова
В статье рассматриваются представления о Нижнем мире и его обитателях в мировоззрении различных территориальных групп северных манси. Выделены варианты способов хранения изображений божеств Нижнего мира. Автор широко использует мансийскую терминологию, связанную с Нижним миром и его обитателями, раскрывая при этом смысловое значение слов и выражений.
The conception of the Under Space and its dwellers in the vision of the Northern Vogul tribes in different areas is described in the article. The author distinguishes different methods of storage of the Under Space deities’ images. She widely uses the Vogul names, referring to the Under Space and its dwellers, and explains them.
Общая численность манси по Российской Федерации по данным последней переписи населения 2002 г. составляет 11670 человек. Из них на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проживает 11432 человека1.
Небольшой процент манси участвует в индустрии округа. В основном же манси, как и в прошлом, живут по берегам больших и малых рек. Территориальная разобщенность населения явилась основной причиной диалектной раздробленности мансийского языка и некоторых расхождений в материальной и духовной культуре, а следовательно, и в обрядовых действиях.
В научной литературе принято деление манси на этнографические и территориальные группы. Под этнографической группой понимается группа со значительными языковыми отличиями, этнографическими особенностями, самоназванием, заключением браков среди своей группы, расселением на большой территории2. По этим признакам манси делятся на четыре этнографические группы (северную, южную, западную и восточную), из которых сейчас сохранились северная и восточная группы.
Северная группа манси занимает бассейн р. Северной Сосьвы с притоком Ля-пин, верховья Лозьвы и Пелыма.
Территориальные группы отличаются незначительными этнографическими особенностями в культуре, быту, хозяйственной деятельности, а также диалектом (говором), самоназванием, отражающим место проживания, заключением браков (преимущественно) внутри данной группы3. По данным 3. П. Соколовой, северная - севе-ро-сосьвинская этнографическая группа манси состоит из пяти территориальных групп (говоров): верхнелозьвинская, верх-несосьвинская, сосьвинская, ляпинская, обская4.
Е. Г. Федорова добавляет к перечисленным выше признакам, характеризующим территориальную группу, представление о наличии общего для данной группы духа-покровителя, а также существование собственного фонда орнаментальных мотивов, по которым можно судить о локальной принадлежности владельцев этих орнаментированных вещей. Среди северных манси Е. Г. Федорова выделяет следующие территориальные группы: ивдельские (верхне-
7 5
лозьвинские и верхнепелымские), верхне-сосьвинские, среднесосьвинские, нижне-сосьвинские, ляпинские, обские5. Классификация территориальных групп, предложенная Е. Г. Федоровой, представляется наиболее точной.
В период с конца XIX по начало XXI вв. эти группы обитали на следующих территориях и в следующих населенных пунктах:
Северные манси до настоящего времени сохранили свою самобытную культуру, свой традиционный уклад жизни, свое мировоззрение и обрядность.
В представлениях северных манси о строении Вселенной существует вертикальное и горизонтальное членение мира.
Для манси, занимающихся рыболовством, проживающих по берегам рек, характерно горизонтальное членение мира относительно течения реки. В этом случае все горизонтальное пространство делится на три мира - алгалъ «вверх по течению», ты ма «это место» и лонгхалъ «вниз по течению». При таком членении мира с направлением алгалъ отождествляется олуп-са «жизнь», элумхолас олупса ёр «жизненные силы человека», Нуми торум «Верхний мир», элы хотал «будущее». С пространством лонгхалъ соотносится сорум «смерть», Елы торум «Нижний мир», минам вармалъ «прошедшие события», прошлое. Связующим пространством является ты ма - настоящее, действительность, Котилъ торум «Средний мир», где живет человек6.
При вертикальном членении пространства в основном выявляется три слоя Вселенной: Верхний (небесный) мир - Нуми торум «Верхнее небо», Средний (земной) мир - Котилъ торум, ма «земля», Нижний (подземный) мир - Елы торум, ёлы ма «нижняя земля».
По мировоззрению манси Нижний мир расположен под Средним миром. Общепринятое название Нижнего мира Елы Торум «Нижнее Небо», подземный мир. Другие названия Нижнего мира: ёлы ма «ниж-
няя земля» (СС, ВС), ёлы пала «нижняя сторона» (НС, О), ма тапал торум «по ту сторону земли мир» потусторонний (Л, СС), сорум патум махум хон ма «царство умерших» (СС)7 [ПМА, 2001, 2003].
У ляпинских, верхнелозьвинских и вер-хнесосьвинских манси выделяется семь миров. Сами манси говорят: «сат нак люлит ялпынг торум», что означает «семиэтажный священный мир»8.
У ляпинских манси при «семиэтажном» варианте деления Вселенной к Нижнему миру относится - Елы торум «Нижнее царство», где обитают «духи обратного мира»9 [ПМА].
У верхнесосьвинских манси при семислойном строении Вселенной миры расположены так: три над землей, земля и три под землей. Сразу под землей - Елы ма «Нижний мир» - это мир умерших людей. Затем расположен Люлънэ сув карсыт ма «Мир вышиной с хорей», где обитают лэнгын лэг карсыт махум «люди величиной с беличий хвост». Третий подземный мир - Амп лэг карсыт ма «Мир вышиной с собачий хвост». О втором и третьем слоях Нижнего мира, упомянутых выше, в мифах очень мало сведений. Но по сведениям верхнелозьвинских и верхнесосьвинских манси во втором слое Сув люлит ма «Мир, вышиной с хорей» обитает лэнгын лэг яныт элумхолас «человек величиной с беличий хвост». По другим данным, этот второй нижний слой называется салы хос йив «олень + махать + палка (дерево)». Третий нижний слой в другом варианте - Амп лёнгхе люлит ма «Мир высотой с собачий след». Живет и правит там Амп лёнгхе люлит Торум «Бог высотой с собачий след»10.
В отличие от вышесказанного у нижне-и среднесосьвинских манси получены данные о четырехслойном пространстве: ты ма «этот мир», Нуми торум «Верхний мир», Карыс торум «Высокое небо», и ёлы ма «нижний мир», хотя более характерны представления о трехслойном членении пространства11 .
Ёлы ма - это мир мертвых. Этот мир «совсем близко» и устроен так же, как и земля, только в ёлы ма нет солнца. Полнолуния в Нижнем мире не бывает, «луна бывает лишь вполовину»12.
Вход в Нижний мир, как считается, располагается около Хоманёл’а («Нижний мыс» - мыс, круто уходящий вниз) на севере в устье Оби (как говорят информанты -ближе к г. Лабытнанги). Это большое отверстие, идущее под землю. Из простых людей (не шаманов) - никто не видел Хо-манёл «Нижний мыс», но все манси знают, что он где-то существует. Считается, что души мертвых здесь проживают жизнь, схожую с той, что они прожили на земле.
Правит в Нижнем мире свой торум «бог» (ВС, СС, Л), хон «царь» (Л, СС, НС, О). Имена правителя Нижнего царства: Куль Отыр «Дьявол Богатырь», он же Хулъ Отыр, он же Самсай ойка «Невидимый человеческому глазу дух», он же Агвм винэ Отыр «Болезни забирающий Дух»(0, НС, СС, Л). Кроме этого правителя в Нижнем мире обитает Тэнэайнут «Едящее и пьющее существо».
У ляпинских манси Хулъ Отыр - мучитель людей. Из того отверстия, откуда он выходил, появились тучи комаров. Его называют Сымтал Майттал хон «Без сердца и печени царь» (фольклорная формулировка: подразумевается - Злой и бессмертный царь). Про бездушных злых людей также говорят «сымтал майттал»13.
По другим данным, имена божеств Нижнего мира у некоторых групп (ВС, СС, Л) принадлежат не только одному богу, т. е. в Нижнем мире имеется несколько божеств, функции которых также различны, т. е. Елы Торум «Нижний Бог» и Хулъ отыр «Богатырь Хуль», Куль отыр - это разные персонажи подземного мира, а не один, имевший разные имена, как было сказано выше14.
У среднесосьвинских манси Хулъ Отыр является предводителем тэнэ айнэ утыт’-ов (см. выше). Эти существа идут, якобы,
по хон лёх «царской дороге». При этом их хозяин Хулъ Отыр едет верхом на коне, а они идут, кто в образе пайппал «половинки берестяного кузова», кто - аныпал «половинки миски (чашки)». Когда они приходят в деревню, там бывают болезни и мор, они могут «сотворить с человеком все, что захотят»15 [ПМА, 2004].
Верхнесосьвинские и обские манси властителя Нижнего мира называют еще Елы канасъ «Нижний князь», Елы хон «Нижний царь», а ляпинские - Луи хум «Мужчина (дух) Севера» или «Мужчина (дух) нижнего течения реки», ибо нижнее течение любой реки соотносится с миром умерших16.
Среди всех богов Нижнего царства Хулъ Отыр самый сильный, его имя произносят шепотом. Предводителем «невидимых существ» является Самсай ойка. Они в какой-то мере также помогают человеку: наказывают тех, кто нарушает запреты по отношению к окружающему миру (ВС, СС, Л). Агвм винэ отыр «Болезни забирающий дух». О его функциях говорит само название этого духа (СС, ВС). Кулъ отыр’г. боятся потому, что он может наслать болезни и несчастья на человека, но он участвовал в креативной деятельности Нуми Торум’а (творении человека), выступал и покровителем детей, <...> мог помочь в охоте, дать людям благополучие. По этим причинам Кулъ отыр’а почитают (СС, ВС), в честь него построены святилища17. По сведениям Н. Л. Гондатти, Кулъ отыр является к Нуми Торум ’у и ежедневно берет записи, кто должен умереть, кто заболеть. Получив записи, он гонит тени записанных в свое царство через тундры, через воду перевозит тени в огненной лодке. Если по ошибке он заберет тень раньше времени, то по приказанию Нуми Торум’а возвращает назад. Этим объясняются продолжительные обмороки, в которые иногда впадают люди18.
Культовое место духа Кулъ отыр расположено недалеко от д. Ясунт на берегу р. Ляпин. На святилище в центре амбара
помещалось антропоморфное изображение Куль отыр’а. Недалеко от него, слева, лежал на белой оленьей шкуре еще один фетиш -это изображение жены Куль отыр’а. Информант назвал ее просто эква «женщина»19.
В д. Хурумпауль (р. Ляпин) комплекс культовой атрибутики, связанной с духом Куль Отыр, располагался в амбарчике недалеко от жилья. Тулово изображения этого духа состояло из одежды: пяти халатов серого, черного и коричневого цвета. Поверх всех халатов был надет черный халат, к нему пришита остроконечная шапка из той же ткани. Наружный халат темно-серого цвета имел прорези под мышками, и к нему была пришита шапка темно-бордового цвета20.
По представлениям манси, Самсай ойка и его подчиненные также оберегают и охраняют окружающий мир, который является живым. Все что окружает человека -предметы домашнего обихода, жилища, деревья, камни, горные вершины и т. д. -имеет свою душу. Например, нельзя стучать без надобности по столу, полу, хлопать дверьми. Когда кто-то нарушает подобные запреты, старики говорят: «Товлы, урас ул варен, Самсай акин ул хулавен “Хватит, не накликай беду, старик Самсай не услышал бы”». Причем, словосочетание Самсай акин произносится с теплотой в голосе, ставится акцент на слове акин, что означает - «твой дядя (родственник)». Невыполнение указанных запретов пробуждало злых подземных духов - подчиненных Самсай ойк ’и. Они могли вызвать болезни, принести несчастья данному человеку, его родственникам. Роль Самсай ойк ’и довольно противоречива. Он может наслать болезни, но он же стережет дом. В честь духа Самсай ойка совершался обряд кровавого жертвоприношения21.
К представителям Нижнего мира можно отнести также духов водоемов. Они могут дать богатый улов, но могут и «потянуть к себе», т. е. человек может утонуть и через это уйти в Нижний мир. Прежде всего, это Витхон «Водный дух (царь)» и Вит-хон аги «Дочь Водного духа».
Итак, представления о Нижнем мире и его обитателях у северных манси существуют в нескольких вариантах.
В Нижнем мире обитают:
• души умерших (общепринято);
• тени умерших (ВЛ, ВС, СС);
• тэнэ айнэ утыт «едящие и пьющие существа» (ВС, СС, Л), они же сам тапал утыт «за глазами существующие» «невидимые существа» (НС, О), их предводителем является Самсай ойка (ВС, ВЛ), он же Куль (Хулъ) отыр (СС, Л), он же Агвм винэ отыр (НС, О).
Верхне- и среднесосьвинские манси считают, что Самсай ойка, Куль (Хулъ) Отыр, Агвм винэ отыр - это различные существа, а верхнесосьвинские манси (п. Хулимсунт) подчеркивают также, что Куль Отыр и Хулъ Отыр - не одно и то же, это различные духи.
Изображение указанных духов хранят:
• около двери (единичные сведения у СС, Л);
• на чердаке, в священном углу дома (в дальнем правом или левом углу) вместе с другими духами-покровителями (НС, СС);
• отдельно от жилья, на улице в амбарчике (Л);
• на святилище в лесу (СС, ВС, О).
Общим является то, что в честь Самсай
ойк и, Куль отыр"г., Хулъ отыр’а, Агвм винэ отыр’а у всех групп северных манси йирха-тэгыт - исполняется кровавое жертвоприношение.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Финно-угорские народы России: статистический сборник. Сыктывкар, 2005. С. 14-15.
2 Соколова 3. П. К вопросу о формировании этнографических и территориальных групп у обских угров // Этногенез и этническая история народов Севера. М., 1975. С. 210.
3 Там же. С. 210.
4 Соколова 3. П. Манси: историческая справка // Мифология манси. Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 2001. С. 7.
5 Федорова Е. Г. Материалы к погребальному обряду северных манси // Материалы полевых
этнографических исследований 1990-1991 гг. СПб: МАЭ РАН, 1993. С. 77; Федорова Е. Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб.: «Европейский дом». 2000. С. 4-5.
6 ПМА, 1999.
7 ПМА, 2001, 2003.
8 Чернецов В. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси (вогулов). Л., 1935. С. 2021; Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. С. 154.
9 Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом», Северо-Сиб. Регион. книжн. изд-во, 1993. С. 19-21; ПМА.
10 Чернецов В. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси (вогулов). Л., 1935. С. 2021; Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. С. 154.
11 ПМА, Хулимсунт, Сосьва, Кимкъясуй. 2004, 2005.
12 Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. С. 152, 156; ПМА, 2001.
13 ПМА, 2001.
14 ПМА, 2003-2005.
15 ПМА, 2005.
16 ПМА, 2004.
17 Новикова Н. И. Религиозные представления манси о мире // Духовная культура народов Сибири. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1980. С. 95-103; Зенько А. П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров. Новосибирск: Наука. Сиб. предпр. РАН, 1997. С. 24; ПМА.
18 Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у Маньзов // Тр. Этнограф. отд. Имп. Общ. любителей естествознания, антропологии этнографии при Московском университете. М., 1888. Кн. VIII. С. 66.
19 Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси: Культовые места. XIX - начало XX в. Новосибирск, 1986. С. 37-46.
20 Гемуев И. Н. Святилище Халев-ойки // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск: Наука, 19906. С. 78-91. С. 66-70.
21 Гемуев И. Н. Самсай-ойка // Мифология манси. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. С. 126.
Условные сокращения:
ВЛ - верхнелозьвинские манси ВС - верхнесосьвинские манси СС - среднесосьвинские манси НС - нижнесосьвинские манси Л - ляпинские манси О - обские манси
ПМА - полевые материалы автора