Научная статья на тему 'Село Сосьва и Мансийско-Сосьвинская культбаза: мифы и реальность'

Село Сосьва и Мансийско-Сосьвинская культбаза: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАНСИ / MANSI / КУЛЬТБАЗА / CULTURAL BASE / КУЛЬ ŌТЫР / ВИТКУЛЬ / ТӯР 'ОЗЕРО' / ДУХ-ПОКРОВИТЕЛЬ / СВЯЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС / SACRED COMPLEX / ТӯР 'LAKE' / GUARDIAN SPIRIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова С.А.

Начало 30-х годов прошлого столетия в истории Севера отмечается как период «преобразовательной деятельности советского государства», в том числе и в области культуры коренных малочисленных народов Севера. В связи с этим в местах их компактного проживания было организовано строительство культурных баз (культбаза). Одна из них была построена на территории расселения северной группы манси, на берегу реки Северная Сосьва. По религиозным верованиям манси, в данной местности проживание или какая-либо хозяйственная деятельность были под запретом. Автор ставит задачу рассмотреть запреты с точки зрения структуры картины окружающего мира манси, как мифологической, так и реальной, из наблюдений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Village Sosva and Mansiysko-Sosvinskaya cultural base: myths and reality

The beginning of the 1930s of last century in the history of the North is noted as the period of «converting activity of the Soviet state», including the field of culture of the indigenous smallnumbered peoples of the North. As a result, cultural bases (cultbasa) were organized in places of their compact residence. One of them was in the territory of the northern group of Mansi, on the bank of the Northern (Severnaya) Sosva River. It was the district where according to Mansi religious beliefs accommodation or any economic activities were banned. The author considers the prohibitions from the point of view of the structure of Mansi worldview, both mythological and real observations.

Текст научной работы на тему «Село Сосьва и Мансийско-Сосьвинская культбаза: мифы и реальность»

УДК 392; 398.1

С.А. Попова

Село Сосьва и Мансийско-Сосьвинская культбаза: мифы и реальность

Аннотация. Начало 30-х годов прошлого столетия в истории Севера отмечается как период «преобразовательной деятельности советского государства», в том числе и в области культуры коренных малочисленных народов Севера. В связи с этим в местах их компактного проживания было организовано строительство культурных баз (культбаза). Одна из них была построена на территории расселения северной группы манси, на берегу реки Северная Сосьва. По религиозным верованиям манси, в данной местности проживание или какая-либо хозяйственная деятельность были под запретом. Автор ставит задачу рассмотреть запреты с точки зрения структуры картины окружающего мира манси, как мифологической, так и реальной, из наблюдений.

Ключевые слова: манси, культбаза, Куль Отыр, Виткуль, тур 'озеро', дух-покровитель, священный комплекс.

S.A. Popova

Village Sosva and Mansiysko-Sosvinskaya cultural base:

myths and reality

Summary. The beginning of the 1930s of last century in the history of the North is noted as the period of «converting activity of the Soviet state», including the field of culture of the indigenous small-numbered peoples of the North. As a result, cultural bases (cultbasa) were organized in places of their compact residence. One of them was in the territory of the northern group of Mansi, on the bank of the Northern (Severnaya) Sosva River. It was the district where according to Mansi religious beliefs accommodation or any economic activities were banned. The author considers the prohibitions from the point of view of the structure of Mansi worldview, both mythological and real observations.

Keywords: Mansi, cultural base, Куль Отыр, Виткуль, тур 'lake', guardian spirit, sacred complex.

В марте 2014 года на базе Сосьвинской средней школы прошла II межшкольная научно-практическая ученическая конференция. На основе своих исследований и под руководством преподавателей дети подготовили доклады по истории своего села, предприятий и семей. Но не было сообщений о Сосьвинской культбазе, что собственно и побудило меня написать о ней.

Село Сосьва, что находится в Берёзовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, небольшое по занимаемой площади и количеству жителей, имеет интересную и богатую по событиям историю, отраженную в мифах, легендах, преданиях и реальных событиях. Называется село по реке, на берегу которой оно находится. На мансийском языке Сосьва - ТАгт-я букв. 'рукав река', на зырянском языке - Сос-ва, что означает 'рукав вода',

очевидно потому, что она действительно является рукавом Малой Оби.

Возникло поселение в 30-е годы XX столетия и обязано своим появлением такому значимому событию, как создание Остяко-Вогуль-ского национального округа, и постановлению Комитета Севера при ВЦИКе о строительстве в национальном округе культурных баз [1, 19]. В соответствии с постановлением и было определено строительство культбаз в местах компактного проживания ханты и манси -на Казымской и Сосьвинской территориях Бе-рёзовского района [2, 98].

Выбор места строительства Мансийско-Сосьвинской культбазы был мотивирован возможностью оказания мобильной помощи в «подъеме экономики и культуры народа манси». Осуществить это было возможно, если иметь разветвлённую транспортную сеть и

краткий путь до всех национальных поселений. Поэтому и решили построить ее на пересечении зимних (зимники) и летних (речные) дорог в Няксимволь, Саранпауль и Анеево, т.е. в самом эпицентре скопления мансийских поселений. По данным А.А. Дунина-Горкавича, к началу XX в. количество поселений-юрт в Сосьвинской волости составляло около 28, а в близлежащей Ляпинской волости - 7 посёлков-паулей [3, 6]. В июле 1933 года на безлюдный берег реки Северная Сосьва высадился первый десант строителей и приступил к стройке Ман-сийско-Сосьвинской культбазы [3, 5].

В моё сообщение не входит описание построенных объектов и значимости данного мероприятия по его влиянию на благотворные или негативные преобразования в жизни народа манси. Но именно желанием властей доказать, что религиозные верования народа - это только заблуждение, «опиум для народа», принимается решение совместить несовместимое -построить культбазу, так называемый «очаг культуры», на священной территории обитания влиятельного бога мансийского пантеона -Куль Отыр'а (Куль), хозяина нижнего мира. В религиозно-мифологических представлениях манси Космос (Вселенная) в вертикальном членении поделен на три главные космические сферы - небесную (торум), земную (мА) и подземную (ёлымА). Они соответственно составляют: верхний, средний и нижний миры. В представлениях манси Верхний мир ассоциируется с миром богов. В первую очередь - это сфера обитания главного небесного бога, который и возглавляет пантеон. Его самые известные названия Торум и Нуми Торум 'Верховный [Высший] бог'. Также по представлениям манси, Нижний мир ассоциируется с миром мертвых, царством болезней и смерти. К существам Нижнего мира относятся, как было сказано выше, возглавляющий его Куль Отыр и подчинённые ему духи, насылающие болезни и смерть. В космогонических мифах он выступает иногда, как брат Нуми Торум'а, иногда, как его сын. В мифах творения Куль Отыр противостоит Нуми Торум'у: выпрашивает у него и прячет светила, вредит при создании людей, соблазняет их на нарушение запретов и указаний Торум'а, создает вредоносных насекомых и т.д. По одним мифологическим данным, Куль сброшен отцом с неба, по другим - родился под землей. У него есть большой город, золотой дом, дети. Он может быть в образе водяного

Виткуль и лесного Воркуль (Ворут) чудища [4, 60-62].

Новое мансийское село Сосьва, с одной стороны, расположилось в красивом месте: «под Сосьвинскую культбазу было выбрано изумительно красивое место в 10 км ниже от устья реки Ляпин. В этом месте дугой изогнулся высокий берег реки Сосьвы, поросший высокими стройными соснами. Среди них белели белоствольные березы. Реже встречались могучие кедры, вечнозелёные ели» [3, 6]. С другой стороны, расположилось словно намеренно между речным водоворотом, в котором по преданиям обитал Виткуль, и озером Культур: букв. от Куль - имя хозяина нижнего мира и тур 'озеро'. В народе это озеро называют «чертовым». Многие краеведы, даже из числа манси, говорят о том, что это чистое совпадение с первой частью слова культбаза (ср. культурная и Культур) и россказни о Кул 'е -это всего лишь небылицы. Не имея сведений по истории других культбаз на территории Севера, не смею утверждать обо всех, где, возможно, в чем-то и имеются совпадения, но только не в случае с Мансийско-Сосьвинской культбазой, где серьезные трудности и необъяснимые мистические явления сопутствовали с начального периода стройки. В качестве примера может послужить судьба первых восьми руководителей стройки (1933-1939 гг. - период в 7 лет). Первый - Степанов, сбежал по неизвестным причинам, оставив коллектив без руководства. Второй начальник - А.Д. Дедюхин застрелился, вместо него временно оставался техник-строитель В.Н. Жилин, который вскоре повесился. Четвертый - Шмаров - был отозван за беспробудную пьянку и развал работы. Пятый - Слепцов был освобождён от работы по неизвестной причине. Шестой - Королёв сбежал, седьмой - Машутас проработал всего два месяца, но израсходовал 150 тыс. рублей (!) не по назначению и был снят с работы. Восьмого начальника Ловыгина также освободили от работы и исключили из партии, и только девятому начальнику - Самарину удалось наладить строительство культбазы [3, 9]. Конечно, их поведение может быть объяснимо и как «человеческий фактор», но, возможно, не следует исключать и необычность места, которое было выбрано под строительство культбазы.

Данная территория для манси изначально была определена по многим причинам, как неблагоприятный для проживания человека

сектор, связанный с представлениями о темных сверхъестественных силах. Подобные представления имеют связь с обозначением территории расселения верхнесосьвинской диалектной группы северных манси в рамках речного бассейна Северной Сосьвы (где выделяются еще среднесосьвинские и нижнесось-винские манси). Помимо вертикального членения мира у манси существуют представления и о горизонтальном делении мира на три сферы. Например, представления, имеющие связь с рекой, где выделяется ее нижнее, среднее и верхнее течение. Начало (исток) - я талях букв. 'реки верхушка', 'верховье' ассоциируется как алы 'верхний (по течению реки)', где, по представлениям, обитают души предков нАйотыр'ы, букв. 'героини-богатыри,' или акиянув-Акванув 'наши дедушки-бабушки'. Середина, на манс. котиль - земля, мир живых людей. Конец реки - ёлы 'низ, низовье'; сунт 'устье', потусторонний Нижний мир. Поэтому, по обычаю, мансийские кладбища расположены вниз по течению реки, а святилища - вверх по течению.

Таким образом, для манси Северной Сось-вы, проживающих в верхнем ее течении (верх-несосьвинские манси), в рамках этнографического ареала очерчивается - начало (верх) в районе оз. Турват, а конец (низ) в районе Сось-вы. Далее (ниже по реке) уже территориально очерчивается проживание среднесосьвинской группы манси.

В верховье Северной Сосьвы существует также неблагоприятный для проживания человека сектор, но он, по представлениям манси, имеет связь со светлыми, верховными (Верхнего мира) сверхъестественными силами. Это так называемый священный комплекс в районе озера Турват: Ялпьщ нёр 'Священная гора', МАнь ялпыд тур 'Малое Священное озеро', Ялпьщ я 'Священная река', впадающая в озеро Турват. Представления возникают из наблюдений. В верховьях река берет начало с гор, вода чистая, прозрачная, светлая // «белая» -синоним «священная». Здесь же нерестятся многие породы северной рыбы (в т.ч. и знаменитая сосьвинская сельдь) и проходят пути сезонных миграций копытных, следовательно, охраняемая зона. Подмечено, что в таких местах происходят некие необъяснимые природные явления и катаклизмы, которые не позволяют человеку здесь обосноваться, поэтому их обозначают как священные и по мансийскому обычаю в них даже ночевать непозволительно.

В среднем же и нижнем течении вода тёмная (манс. сэмыл вит 'темная, черная', синоним «нечистая»; зырян. сэс ва 'нечистая, поганая'), т.к. здесь река Сосьва питается от торфяных болот (в этом месте в нее впадает множество мелких речек, берущих начало из болот). Сось-винские манси различают «живую» и «мертвую» землю. Торфяники в их представлениях являются символом непригодного для любой жизни (человека, животного, деревьев, травы и т.д.). Если вспомнить миф о возникновении Земли, на которой впоследствии образовалась жизнь, то сначала был безбрежный океан воды, в нем плавала, носимая ветром, торфяная кочка. На ней чудесным образом разместился домик, в котором проживали внеземные существа в образе Жены и Мужа и их новорожденный сын, из животных был только ворон (известны ещё железная гагара и железный лулы), а из деревьев - кедр и больше ничего и никого. Для того чтобы возникла земная жизнь, необходимо было достать хотя бы кроху «живой» земли со дна Мирового океана. Эта миссия досталась железным птицам, они ценой своего здоровья сумели добыть по крупице «живой» земли, а одной из них удалось прикрепить ее к углу домика на торфяной кочке [5, 137]. Дальше земля постепенно разрослась и со временем на ней появилась жизнь.

Следуя представлениям манси, изначально в мутной, торфяной воде, вытекающей из болот, могут водиться только вредоносные существа. С другой стороны, из наблюдений, именно в этих речках нерестится язь (хулюмхул), очень нужная и значимая во всех отношениях рыба для этих мест. Многие речки с нерестилищем рыб так и называются Хулюм-я 'Язе-вая река' или букв. '[с] нерестилищем река' и обладают статусом священных.

Усиливает значимость неблагоприятного места для проживания и то, что здесь, в районе Сосьвы, находится длинная горная возвышенность - залесенным хребтом она тянется почти строго с севера на юг и теряется где-то в стороне Хулюмсунтских болот. Гряда на картах обозначается как Люлиц вор - 'лес на возвышенной местности', букв. 'высоко стоящий лес', в народе же его называют люльвор 'плохой лес', опять же из наблюдений, информанты рассказывают, что в нем иногда происходят необъяснимые явления. Возможно, некоторые явления могут иметь связь с геомагнитными

полями из-за карстовых (полых) пещер, находящихся под грядой, или линиями разломов. Но этим вопросом, к сожалению, еще никто не занимался.

Вниз по реке, в самом конце села, имеется сильный водоворот, к нему даже современные нерелигиозные жители относятся с суеверным страхом, который усиливает кладбище, расположившееся напротив водоворота. Сразу за селом, рядом с интернатом (поэтому его иногда называют интернатским), находится озеро - болотное, с темной водой (выше уже упоминалось, что в народе его называют «Чертово озеро»). Хребет с «плохим» лесом, тёмная (с торфяников) вода, водоворот, озеро -всё это вместе может являть собой комплекс представлений о тёмных сверхъестественных силах Нижнего мира и его хозяине - Кул 'е. Естественно, являясь топоментальным центром, данная территория не предрасположена для проживания человека и для манси является священной территорией, со всеми вытекающими требованиями в отношении к подобным местам.

По данному конкретному месту мной записаны несколько мифов, легенд и преданий от информантов: Л.Т. Костина, Н.М. Садомина, Т.Р. Садоминой, О.С. Меровой, П.М. Хатанева [6, ПМА]. Правда, все они отрывочны и рознятся в деталях, но это, возможно, потому, что рассказчики с разных территорий и сведения имеют различные. Но в целом можно свести к следующему: деревни Сосьва не было, в реке, в центре водоворота, где самая темная вода, жил огромный Виткуль 'в воде [обитающий] Куль'. Когда-то он был сыном Нуми Торум'а, но перестал его слушаться, пакостил отцу и к тому же был весь в коростах. Надоел он своими проказами отцу, схватил он сына за волосы и потащил [над землей], но сын был очень вертлявым, вывернулся и упал прямо в реку. Но и здесь не перестал пакостить: по реке, мимо этого места, никто ни вверх, ни вниз проехать не может - все лодки ловит, всех топит. И не было такой силы, которая могла бы его вытащить и убрать в сторону. Надоел он людям, топит, проехать не дает, и они обратились к великому шаману (няйт хотпа) с просьбой освободить реку от Виткул'я. Передал шаман Нуми Торум'у жалобы людей, что обижает их Виткуль, проходу не дает. Рассердился отец и отправил такого большого зверя - орла (юсвой) убрать Виткул'я из реки и бросить его в лес.

Схватил его орел и тащит, но немного до леса не дотянул, тот вывернулся и упал прямо в озеро. До сих пор там сидит. Осенью в непогоду так и бьет волны на озере, так и бьет. Мой отец (П.М. Хатанев) своими глазами его видел. Глаза у Виткул'я большие, с котел будут, так и сверкают. Вода в озере крутым кипятком так и кипит, так он ее крутит. Но если бы орел его до озера не дотянул, то, наверно, хуже бы было. Озеро это Культур стали называть [7, 135-136]. В варианте, рассказанном О. С. Меровой, вместо орла исполнителем был огромный филин (йипыг). Это и понятно, на каждой территории был свой дух-покровитель и для людей этой территории он был самым сильным, и только он был способен защитить свой народ от злых сил.

С тех пор лодки стали проезжать по реке, но напротив водоворота за весла садились самые опытные гребцы. Они должны грести неслышно и так, чтобы с весла ни одна капля в воду не капнула, из-за страха, что вдруг Куль вновь здесь и может услышать. Особенно Куль любил переворачивать лодки с девушками, женщинами и свадебные лодки с невестой и приданым. Чтобы избежать трагедии, подъезжая к опасному месту, лодки причаливали к берегу и все девочки, девушки, женщины выходили на берег и несколько километров шли пешком, такие переходы в народе называются нэт лёщ 'женская дорога'. В лодках могли оставаться только младенцы и старые женщины, но и их, из-за предосторожности, укладывали на дно лодки и накрывали пологом.

Имеется вариант предания, где якобы Кул 'я погубили. Люди рассердились на него за то, что их лодки топит, проехать не дает, собрались все вместе и решили его уничтожить. Для этого соединили перемычкой две лодки (пор хапыг - катамаран). Из суконного гуся (нуй ку-высь) сделали чучело, набили его сухим сеном и прикрепили к перемычке так, словно человек сидит. Пустили лодки к водовороту, предварительно внутри гуся подожгли сено. Куль всплыл и проглотил чучело, сено якобы в животе у него разгорелось, и он умер.

Но люди в это не верят, поскольку существуют уже новые легенды и предания. Современное поселение Сосьва все испещрено глубокими оврагами. Сначала их не было, но где-то в 50-х годах (по распоряжению директора культбазы) школьники прорыли канаву для слива вешних вод, затоплявших площадь

между школой и интернатом. Со временем мощные потоки воды образовали огромные овраги, которые уничтожили большинство родных строений культбазы. Кстати, и сама культ-база была ликвидирована в марте 1960 года. Ежегодные олимпиады (смотры) искусства и культуры народа манси прекратили свое существование, их поменяли на праздник оленевода, который стали отмечать в Саранпауле. Но поселение Сосьва манси до сих пор называют не иначе как Кульпас павыл 'деревня Культ-база' или Куль павыл 'деревня Куль'.

Появление и разрушение оврагов люди объясняют тем, что в культбазе много пели, танцевали (бесконечные олимпиады, смотры, концерты), т.е. много шумели, чем и разбудили Кул 'я. Проснувшись, он захотел перебраться на свое прежнее место обитания - в реку, где для исполнения его замыслов простора больше, чем в озере. Для этого он и прорывает

овраги: когда они соединятся с озером, тогда он и попадет вновь в реку. Собственно этим же объясняют настоящий упадок Сосьвы его пожилые жители, которые когда-то наблюдали рождение и расцвет поселения. Но молодое поколение, их внуки и правнуки, не так пессимистично, о чем свидетельствуют их доклады на конференции. С большой любовью дети говорят о родном селе, его истории и, самое главное, строят планы на перспективу - на будущее. Когда-то школьники совершили знаковое действо - прорыв первую канавку, возможный путь Кул 'я из озера в реку, поэтому возможно, что своей любовью и преданностью к родному селу, бережным отношением к окружающему миру, исследованиями в области аномальных зон и явлений (равно, священных мест) нынешним школьникам, а в будущем известным ученым, и удастся остановить неведомые разрушительные силы.

Литература

1. Из постановления ВЦИК «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера», 10 декабря 1930 г. / Представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе. 1930-2001 гг.: Полномочия, функции, структура: Сборник документов / сост.: Е.М. Брагина, Н.П. Мирошниченко, Л.В. Набокова. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. 228 с.

2. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т. 2. К - П. Ханты-Мансийск, 2000. 431 с.

3. Хромова А.М., Хромов В.В. Живой очаг культуры: Очерки из истории Сосьвинской культбазы. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. 130 с.

4. Попова С.А. Этническая история и мифологическая картина мира манси. Ханты-Мансийск: Изд-во Юграфика, 2013. 86 с.

5. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. 208 с.

6. ПМА, БФ ОУИПИиР (1994-1999 гг.).

7. Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 138 с.

References

1. Iz postanovlenija VCIK «Ob organizacii nacional'nyh obedinenijv rajonah rasselenija malyh narodnostej Severa», 10 dekabrja 1930 g. / Predstavitel'nye i ispolnitel'nye organy gosudarstvennoj vlasti, organy mestnogo samoupravlenija v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge. 1930-2001 gg.: Polnomochija, funkcii, struktura: Sbornik dokumentov / sost.: E.M. Bragina, N.P. Miroshnichenko, L.V. Nabokova. Hanty-Mansijsk: GUIPP «Poligrafist», 2002. 228 s.

2. Jugorija. Jenciklopedija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga. T. 2. K - P. Hanty-Mansijsk, 2000. 431 s.

3. Hromova A.M., Hromov V.V. Zhivoj ochag kul'tury: Ocherki iz istorii Sos'vinskoj kul'tbazy. Hanty-Mansijsk: GUIPP «Poligrafist», 2000. 130 s.

4. Popova S.A. Jetnicheskaja istorija i mifologicheskaja kartina mira mansi. Hanty-Mansijsk: Izd-vo Jugrafika, 2013. 86 s.

5. Rombandeeva E.I. Istorija naroda mansi (vogulov) i ego duhovnaja kul'tura (po dannym fol'klora i obrjadov). Surgut: AIIK «Severnyj dom» i Severo-Sibirskoe regional'noe knizhnoe izdatel'stvo, 1993. 208 s.

6. PMA, BF OUIPIiR (1994-1999 gg.).

7. Popova S.A. Mansijskie kalendarnye prazdniki i obrjady. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2008. 138 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.