Научная статья на тему 'Пространственная ориентация окружающего мира северных манси'

Пространственная ориентация окружающего мира северных манси Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
297
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРУМ / TORUM / МАНСИ / MANSI / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ВЕРХНИЙ МИР / UPPER WORLD / СРЕДНИЙ МИР / MIDDLE WORLD / НИЖНИЙ МИР / LOWER WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова В.С.

Представления различных территориальных групп северных манси о строении Вселенной довольно разнообразны, в них существует членение мира как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное членение Вселенной тесно переплетается с горизонтальным членением мира относительно сторон света, Уральских гор, течения реки, берега реки, правой и левой стороны относительно конкретного человека. Эти стороны, в той или иной степени, связаны с Нижним, Средним и Верхним мирами Вселенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spatial orientation of the surrounding world of the Northern Mansi

The presentation of the various territorial groups of the Northern Mansi about the structure of the Universe is quite diverse, there is a division of the world both vertically and horizontally. Vertical partitioning of the Universe is closely intertwined with horizontal partitioning of the world in the sides of light, the Ural mountains, the river, the banks of the river, the right and left sides relative to a particular person. These parties, in one degree or another, connected to the lower, middle and upper worlds of the universe.

Текст научной работы на тему «Пространственная ориентация окружающего мира северных манси»

УДК 39;373.511143

В.С. Иванова

Пространственная ориентация окружающего мира северных манси

Аннотация. Представления различных территориальных групп северных манси о строении Вселенной довольно разнообразны, в них существует членение мира - как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное членение Вселенной тесно переплетается с горизонтальным членением мира относительно сторон света, Уральских гор, течения реки, берега реки, правой и левой стороны относительно конкретного человека. Эти стороны, в той или иной степени, связаны с Нижним, Средним и Верхним мирами Вселенной.

Ключевые слова: торум, манси, пространство, верхний мир, средний мир, нижний мир.

V.S. Ivanova

The spatial orientation of the surrounding world of the Northern Mansi

Abstract. The presentation of the various territorial groups of the Northern Mansi about the structure of the Universe is quite diverse, there is a division of the world - both vertically and horizontally. Vertical partitioning of the Universe is closely intertwined with horizontal partitioning of the world in the sides of light, the Ural mountains, the river, the banks of the river, the right and left sides relative to a particular person. These parties, in one degree or another, connected to the lower, middle and upper worlds of the universe.

Keywords: torum, Mansi, space, upper world, middle world, lower world.

Автор ставит цель - рассмотреть и описать вопрос пространственной ориентации окружающего мира в северной группе манси.

По всем имеющимся данным, у северных манси при вертикальном членении пространства, в основном, выявляются три сферы Вселенной: торум 'небо' - верхний (небесный), ма 'земля' - средний (земной), ёлы ма 'нижняя земля' (ёлы торум 'нижний мир') - нижний (подземный) миры. По другим данным, при вертикальном делении пространства общее количество миров у северных манси доходило до пятнадцати [1, 130].

У ляпинских, верхнелозьвинских и вер-хнесосьвинских манси выделяется семь миров Вселенной, причем у последних двух названных групп эти миры не совпадают с мирами первой [2, 154].

Семислойный («семиэтажный») вариант деления Вселенной, описанный Е.И. Ромбандеевой, у ляпинских манси вы-

глядит следующим образом: I - Ёлы торум 'Нижнее царство' или 'Нижний мир', II -Ялпыц ма 'Священная земля', в этом слое олнэ ер 'сила жизни', III - Ма унлуп 'земное царство', IV - Торум 'Небо', Ма хар торум ('близкое к Земле / пересекающееся с Землёй небо' - В.И.), Атырхари торум 'Голубое небо' - воздушное пространство над землей, V - Нуми торум 'Верхнее небо' - то, что голубеет над нами, слой в котором живут духи, VI - Опыль - самый верхний слой жизненного пространства; VII - Корс торум / Каре торум 'Высокое небо' - слой, где обитают всемогущие силы [3, 19-21].

При семислойном строении Вселенной в представлениях верхнесосьвинских манси три слоя располагаются над землей, затем - земля и три слоя под ней. Первый мир из простирающихся над землей -Нуми торум - Верхнее небо. Хозяином этого мира является Нуми-Торум, он приходится сыном Корс-Торум'а. Выше Нуми

торум'а расположен мир Корс торум, хозяин которого - Корс-Торум 'Высокое Небо'. Корс-Торум - сын Кощар-Торум'а. Выше этих миров находится Кощар торум 'Кощара небо'. Кощар букв. 'Когтистый' -бурундук. Кощар-Торум - хозяин третьего из верхних миров. Сразу под землей - Ёлы ма 'Нижний мир' - это мир умерших людей. Затем расположен Люльнэ сув карсыт ма 'Мир вышиной с хорей', где обитают лэцын лэг карсыт махум 'люди величиной с беличий хвост'. Третий подземный мир - Амп лэг карсыт ма 'Мир вышиной с собачий хвост' [2, 20-21]; (Полевые материалы автора (далее - ПМА), 1995)

У верхне- и среднесосьвинских манси получены данные о четырехслойном пространстве: ты ма 'этот мир', Нуми торум 'Верхний мир', Карыс торум 'Высокое небо', и Ёлы ма 'Нижний мир' (ПМА, Хулимсунт, Сосьва, Кимкъясуй. 2005).

Но у среднесосьвинских манси, в основном, выявляется трехслойное членение пространства. То же наблюдается у ни-жнесосьвинских манси (ПМА, 2004).

Кроме вертикального членения мира у манси существует, как отмечалось выше, и горизонтальное. У манси, занимающихся рыболовством, проживающих по берегам рек, существует горизонтальное членение мира относительно течения реки. В этом случае все горизонтальное пространство делится на три мира - алгаль 'в южную сторону' вверх по течению, ты ма 'это место' и лоцхаль 'в северную сторону' вниз по течению (на всей территории проживания северных манси реки впадают в Обь, а Обь течет на Север). При таком членении мира с направлением алгаль отождествляется олупса 'жизнь', элумхолас олупса ёр 'жизненные силы человека', Нуми торум 'Верхний мир', элы хотал 'будущий день' будущее. С пространством лоцхаль соотносится сорум 'смерть', Ёлы торум 'Нижний мир', минам вармаль 'прошедшие события' прошлое. Связующим пространством является ты ма - настоящее, -действительность, - Котиль торум -'Средний мир', где живет человек (ПМА,

1999). В Среднем мире существует и деление пространства относительно берега реки: ты ма 'это место', пуин (пагле 'от реки'^ - сторона, противоположная от реки и налумт 'на реке' (налваль 'к реке'). Ты ма - это берег реки, где постоянно живет человек. Пуин означает 'в лесу', пагле - 'в сторону' леса, ' в сторону, противоположную реке, берегу реки'. У манси, занимающихся рыболовством, понятие пуин (пагле) ассоциировалось с Нижним миром. Там, «в лесной стороне», можно было заблудиться, и тот мир (незнакомый лес, буреломы) навсегда мог забрать человека. Не всё там изведано человеком, там оби тают лесные звери, птицы, мёщвы, мис махум (лесные люди, хорошие охотники, доброжелательные по отношению к людям [4, 91], а также урас варнэ утыт 'беду предвещающие существа'. Пуин означает 'глубоко в лесу' - то есть там, где расположены владения духов [5, 76].

У северных манси-рыболовов есть понятие налумт - 'берег водоема (реки/озера), сама река/озеро', налваль - 'направление к реке/озеру, к берегу реки/озера'. Эти два понятия отождествлялись с жизнью, с достатком, с будущим. Для таежного охотника и оленевода, наоборот: Нижний мир это налув - река, неизвестное, пуин - лес, жизнь, достаток. Налумт, налваль отождествлялось с владениями Вит-хон'а (Вит-хон букв. 'Вода-царь' хозяин водных просторов: рек и озер [4, 46]). Он, если пожелает, даст богатый улов, если разгневается, то может погубить человека, забрать к себе (ПМА, 2003).

У ляпинских и верхнесосьвинских манси-оленеводов существуют пространственные направления, связанные с Уралом. Это два горизонтальных направления: паг и налув. Паг - на Урал (Нерн), на пастбища, в леса, где богатые ягельники; налув -сторона, противоположная от Урала, сторона, где большие реки, сторона, где есть селения, но где нет пастбищ, куда можно только временно заезжать, отдохнуть, запастись продуктами впрок. Восточную сторону Урала манси называют Нер тыпал

ма 'земля с этой стороны Урала', западную - Нер тапал ма 'земля с той стороны Урала' - Зауралье. Для манси, проживающих близко к Уралу, паг - направление на Урал, а для манси, которые живут далеко от Урала, под направлением паг подразумевается и Урал, и восточное Приуралье. Относительно западной стороны Урала никогда не говорят паг, так как там живут иные народы (не манси) (ПМА, 2000).

Остановимся еще на одном пространственном делении: Луи пал 'сторона Севера' (поцхаль), Алы пал 'сторона Юга' (алгаль) и ты ма 'это (данное) место'. Луи пал -это сторона, откуда дуют холодные ветры, сторона, где находится вход в Нижний мир

- Хоманёл; Алы пал - сторона, откуда идет тепло, откуда прилетают птицы, где расположена теплая страна Мортым ма. Туда улетают души умерших (праведных) людей после специального ритуала проводов души. Итак, ты ма ассоциируется со Средним миром, Алы пал - с Верхним миром, Луи пал - с Нижним миром.

У манси существуют два ориентира: ёмаспал 'хорошая (правильная) сторона'

- правая и вортыпал (образовано от вор 'лес' + ты 'эта' + пал 'сторона') букв. 'эта сторона леса' - левая. В середине ёмаспал и вортыпал находится человек. С понятием ёмаспал связана будущая жизнь, жизнь в достатке, а с понятием вортыпал - прошедшая жизнь, жизнь, полная лишений и горя, возможно, и смерть. Здесь также видим, что ёмаспал соответствует Верхнему миру, вортыпал - Нижнему миру, а посередине - Средний мир. По словам информанта: «Во сне олени мои поехали вортыпал нупыл (налево. - В.И.), а отца олени увезли ёмаспал нупыл (направо. - В.И.). Я кричала, а он не услышал меня, так и уехал. Наверно не выздоровею, а отец еще будет жить...». Так и случилось, женщина через два месяца после этого сна скончалась (ПМА, Сосьва. 1997).

При трехслойном делении Вселенной манси Средний мир называют - ма 'земля (мир)', ты ма 'эта земля (этот мир)', мир олнэма 'земля, на которой обитают люди',

ма унлуп (образовано от 'земля' + 'место для сидения'. - В.И.) (Л), унлуп торм (букв. 'место для сидения бога (неба)'. -В.И.), торум 'небо (мир)', посыц торм 'светлый мир' [6, 14; 7, 7; 8, 19-20]; (ПМА. 2001 - 2005).

При четырехслойном членении у верхне- и среднесосьвинских манси Средний мир совпадает со Средним миром в трехслойном делении Вселенной.

При семислойном делении у ляпин-ских манси к Среднему миру можно отнести следующие слои: - Ялпыц ма букв. ' Священная земля' - земля, по которой мы ходим, Посыц торум букв. 'Светлый мир' - царство человека и иных существ, и, по всей вероятности, - Торум ' Небо' - то, что голубеет над головой человека - обозреваемый человеком.

По представлениям северных манси, границей между Средним и Верхним мирами являлся небосвод. За его краем расположен Верхний мир. При четырехслой-ном делении Вселенной к Верхнему миру относятся два слоя: Нуми торум и Карыс торум. При этом информанты, говоря о Карыс торум'е, добавляют сяр Карыс 'самое Высокое' (ПМА, 2003).

У ляпинских манси к Верхнему миру относится третья сфера, в которую входят три слоя: Нуми торум, Верхний мир - мир «Духов-Богов», невидимый для людей; Опыль торум - слой, который выше Нуми торум'а, этот слой недоступен для человека; Корс, Карс 'Высокий', где обитают «всемогущие силы, всевидящие силы», к которым могли обратиться люди лишь при «сильной беде». Слово опыль восходит к слову опа - дед (по отцовской линии) [8, 19-20]; (ПМА). В мировоззрении вер-хнелозьвинских, верхне- и среднесосьвин-ских манси в Верхнем мире существует три слоя: над Средним миром расположен Нуми торум, затем выше этого слоя -Карс торум, самый верхний слой - Кощар торум [2, 20-21]; (ПМА, 1995).

Мир, простирающийся над землей, -Нуми торум 'Верхнее небо (мир)'. Этот мир представляется таким же, как и земля.

В нем растут деревья, текут реки. Хозяином этого мира является Нуми-Торум. Нуми-Торум - это общепринятое название бога и слоя Вселенной у всех групп манси. У разных территориальных групп манси этот бог имеет множество параллельных имен: Сорни пос букв.'Золотой свет', Яныг Торум букв. 'Большой (Главный) Бог', Яныг Кущай букв. 'Главный Хозяин', Кущай 'Хозяин', Торумкапай 'Бог Величественный', Торум 'Бог' (все группы), Ятил Торум букв. 'Желанный (любимый) Бог', Войкан Торум букв. 'Белый (седой) Бог' Посыц Торум 'Светлый Бог' (все группы), Торум Ась 'Бог Отец', Сорни Торум 'Золотой Бог', Нуми-войкан букв. 'Верхний свет', Нуми-пос букв. 'Верхний свет', Нуми-сорни букв. 'Верхнее золото', Нуми-торум-ась 'Верхнего неба отец' (все группы) [9, 55; 10, 288-289, 291-295, 298-299; 11, 186-187; 4, 101-102]; (ПМА).

В представлениях манси Нижний мир расположен под Средним миром. Общепринятое название Нижнего мира -Ёлы торум букв. 'Нижнее небо' (подземный мир). Другие его названия: ёлы ма 'нижняя земля', ёлы пала 'нижняя сторона', ма тапал торум букв. 'по ту сторону земли мир' (потусторонний), сорум патум махум хон ма 'царство умерших' (ПМА, 2001, 2003).

По представлениям верхнелозьвинских и верхнесосьвинских манси, как было сказано выше, Нижний мир делится на три слоя: Ёлы ма 'Нижняя земля', Сув люлит ма 'Мир вышиной с хорей', Амп лэг кар-сыт ма 'Мир величиной с собачий хвост' (в другом варианте - Амп лёцхе люлит ма 'Мир высотой с собачий след') [2, 20-21].

В качестве выводов отметим, что членение пространства при вертикальном делении ты ма - Средний мир, остальные два мира: Верхний и Нижний отождествляются с направлениями по горизонтали -алгаль и лонгхаль - относительно течения реки; пуин и налумт - относительно берега реки; паг и налув - относительно Урала; Алы пал и Луи пал - относительно сторон света; ёмаспал и вортыпал - относительно

данного человека.

В Среднем мире жизнью людей управляет сын Нуми-Торум 'а - Мир-суснэ-хум, получивший право управлять миром людей; каждая территориальная группа имеет своего основного местного духа-покровителя. В Среднем мире человек живет в согласии с природой, поклоняясь своим духам-покровителям. У среднесосьвинских и ляпинских манси особо почитается богиня Калтась - прародительница, которую называют Торум сянь, Ёлы-торум-сянь; у нижнесосьвинских и обских манси выявляются две богини: Яныг Калтась и Мань Калтась, роли которых различны.

Верхний мир, по мировоззрению северных манси, состоит из четырех слоев (лозь-винские манси); трех слоев (верхнесосьвин-ские манси); двух слоев (среднесосьвинские манси). В каждом слое Верхнего мира обитают свои боги. Кроме этих богов в Верхнем мире находятся сыновья Карс-Торум 'а: Нуми-Торум, Этпос-ойка, Щахыл-Торум и дочь Хотал-эква. Они являются внуками Кощар-Торум 'а. Главным богом у всех территориальных групп северных манси считается Нуми-Торум. Он ближе всех находится к Среднему миру, может услышать просьбы человека и помочь человеку в самые трудные периоды жизни.

В Нижнем мире обитают тэнэайнэу-тыт «едящие и пьющие существа», они же самтапал утыт «невидимые существа», их предводителем является Самсай ойка. Также в нижнем мире находятся души умерших и тени умерших. В честь главных божеств Верхнего, Среднего и Нижнего мира (соответственно - Нуми-Торум'а, Мир-суснэ-хум'а, Куль отыр'а/ Хуль отыр 'а) у всех территориальных групп северных манси совершается йир кровавое жертвоприношение.

Наибольшее сходство в представлениях о строении Вселенной северных манси выявлено у ляпинских, средне- и нижнесось-винских групп. Много общего у верхне-лозьвинских и верхнесосьвинских манси. Несколько отличаются от перечисленных групп обские манси.

Список информантов:

1. Алгадьев Илья Никитич (1942 - 2006), манси. Проживал в д. Менквья, п. Хулимсунт Березовского района ХМАО. Закончил семилетку, затем учился в Ханты-Мансийске, получил диплом машиниста широкого профиля и шофера. Являлся хранителем священного места (Торум кан) в Менквье, руководил обрядами.

2. Качанова (Садомина) Фёкла Филипповна, манси, (1922 г.р., с. Сосьва - 2005), проживала в п. Сосьва Березовского района ХМАО. Принимала активное участие во всех фольклорных праздниках, проводимых в парке-музее Най Отыр ма (п. Сосьва).

3. Садомина (Кугина) Татьяна Романовна, манси, (1929 г.р., п. Игрим Березовского района - 1997), проживала в п. Сосьва Березовского района ХМАО. Являлась организатором различных обрядовых праздников манси, считалась ванэ хотпа («знающим человеком»).

Литература

1. Федорова Е.Г. Жертвенные животные в культуре манси // Традиционное мировоззрение народов Сибири. М.: Наука, 1996. С. 130-154.

2. Чернецов В. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси (вогулов). Л.: Гослитиздат, 1935. 143 с.

3. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом», Северо-Сибирское региональное книжное изд-во, 1993. 208 с.

4. Мифология манси. Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2001. 196 с.

5. Иванова В .С. Обитатели Нижнего мира в мировоззрении северных манси // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2008. № 23 (54). С. 75-79.

6. Лукина Н.В. Предисловие // Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, 1990. С. 5-57.

7. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 2001. 160 с.

8. Ромбандеева Е.И. Душа и звезды. Предания, сказания и обряды народа манси. СПб.: Стерх, 1991.113 с.

9. Гондатти Н.Л. Следы языческих верований у Маньзов // М.: ТОЛЕАЭ, 1888. Кн. VIII. С. 49-70.

10. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост. Н. В. Лукина. М.: Наука, 1990. 568 с.

11. Каръялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1922/1995. Т. 2. 284 с.

References

1. Fedorova E.G. Zhertvennye zhivotnye v kul'ture mansi // Tradicionnoe mirovozzrenie narodov Sibiri. M.: Nauka, 1996. S. 130-154.

2. Chernecov V. Vogul'skie skazki. Sbornik fol'klora naroda mansi (vogulov). L.: Goslitizdat, 1935. 143 s.

3. Rombandeeva E.I. Istorija naroda mansi (vogulov) i ego duhovnaja kul'tura (po dannym fol'klora i obrjadov). Surgut: AIIK "Severnyj dom", Severo-Sibirskoe regional'noe knizhnoe izd-vo, 1993. 208 s.

4. Mifologija mansi. Novosibirsk: Izd-vo IAiJe SO RAN, 2001. 196 s.

5. Ivanova V.S. Obitateli Nizhnego mira v mirovozzrenii severnyh mansi // Izvestija RGPU im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetradi: Nauchnyj zhurnal. SPb., 2008. № 23 (54). S. 75-79.

6. Lukina N.V. Predislovie // Mify, predanija, skazki hantov i mansi. M.: Nauka, 1990 a. S. 5-57.

7. Gemuev I.N., Baulo A.V. Nebesnyj vsadnik. Zhertvennye pokryvala mansi i hantov. Novosibirsk: Izd-vo IAiJe SO RAN, 2001. 160 s.

8. Rombandeeva E.I. Dusha i zvezdy. Predanija, skazanija i obrjady naroda mansi. SPb.: Sterh, 1991. 113 s.

9. Gondatti N.L. Sledy jazycheskih verovanij u Man'zov // M.: TOLEAJe, 1888. Kn. VIII. S. 49-70.

10. Mify, predanija, skazki hantov i mansi / Sost. N. V. Lukina. M.: Nauka, 1990. 568 s.

11. Karjalajnen K.F. Religija jugorskih narodov. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1922/1995. T. 2. 284 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.