УДК 39; 398.2(=511:143)
DOI: 10.30624/2220-4156-2018-8-4-741-754
От Урала до Оби: героический путь вождя-богатыря Намыд Отыр'а (к вопросу о миграциях и сложении сосьвинско-ляпинской группы манси)
С. А. Попова
БУ ХМАО - Югра «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»,
г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, rusina-popova@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Введение: в настоящей статье рассматривается проблема миграционных процессов северной этнографической группы манси в историческом отрезке времени XVI-XVIII вв. Перемещение их с предгорий Урала (верховье р. Северная Сосьва) и постепенное заселение болотисто-таёжных территорий Приобья: низовья Северной Сосьвы и части Ляпина (Сыгва).
Предметом исследования является культура группы сосьвинских манси (локальная общность) в период активного передвижения (коммуникации) в военных походах (магистральная культура) под руководством мифологизированных богатырей - отыр'ов (родовые вожди), которые, в том числе, обустраивают сакральное пространство на новых территориях.
Цель работы: попытка реконструкции реалий и событий, имеющих связь с историческим прошлым северных манси в период расселения на территории современного их проживания.
Материалы: исследование построено на основе анализа фактического материала, источников известных зарубежных, советских и российских этнографов, устного народного творчества манси и собственных полевых материалов автора.
Результаты и научная новизна: в научный оборот вводится материал по магистральной культуре, построенной на войне, в отдельно взятой локальной группе. На примере эпических преданий о путях передвижения вождя-богатыря Пакв Посы Войкан Отыр '[как] Ядрышко Шишки Светлый Отыр' мифологизированного в родового духа Намыу Отыр'а 'Именитый богатырь', его сына Отыр пыг'а 'Сын Отыр'а и братьев, выявлено: 1. Наличие, ещё в XVI веке, в истоке реки Северная Сосьва укреплённого «княжество-городка» Ахвтас ус 'Каменный город', где проживал род Именитого богатыря. 2. Постепенный отток населения с верховья Северной Сосьвы, в большей части из-за военных походов, оседание в её устье и по р. Ляпин (Сыгва, Сакв-я). 3. Процесс освоения современной территории проживания и сложения сосьвинско-ляпинской группы манси.
Ключевые слова: Урал, Ахвтас ус 'Каменный город', Намыу Отыр 'Именитый богатырь', Усыу Отыр 'Городской богатырь', Отыр пыг 'Сын Отыр'а', военная дорога, расселение.
Благодарности. Автор выражает благодарность своим информантам и рецензентам.
Для цитирования: Попова С. А. От Урала до Оби: героический путь вождя-богатыря Намыу Отыр'а (к вопросу о миграциях и сложении сосьвинско-ляпинской группы манси) // Вестник угроведения. 2018. Т 8. № 4. С. 741-754.
From the Urals to the Ob: heroic path of the bogatyr Namyq Otyr (to the question of migrations and formation of the Sosva-Lyapin group of the Mansi)
S. A. Popova
Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development, Khanty-Mansiysk, Russian Federation, rusina-popova@yandex.ru
ABSTRACT
Introduction: the article considers the problem of migration processes of the Northern ethnic group of the Mansi in the historical period XVI-XVIII centuries. Their migration from the foothills of the Ural Mountains (headwaters of the Northern Sosva River) and the gradual settling of the marshy taiga territories of the Ob region: the lower reaches of the North Sosva River and the part of the Lyapin River (Sygva).
The subject of the research is the culture of the group of the Sosva Mansi (local community) during the period of active migration (communication) in military campaigns (magistral culture) under the leadership of the mythologized bogatyrs - otyr's (tribal leaders), which develop the sacred space in new territories.
Objective: an attempt to reconstruct the realities and events that have a connection with the historical past of the Northern Mansi in the period of their settling on the territory of modern residence.
Research materials: the study is based on the analysis of sources of well-known foreign, Soviet and Russian ethnographers, oral folk art of the Mansi and field materials of the author.
Results and novelty of the research: materials on the magistral culture, built on the war in a single local group, are introduced in scientific circulation. On the example of the epic legends about the paths of the bogatyr mythologized into the tribal spirit Namyy Otyr 'Eminent bogatyr' and his son Otyrpyg 'Son of Otyr' it was revealed: 1. The presence of the fortified "principality-town" Akhvtasus 'The Stone town' in XVI century in the upper reaches of the river Northern Sosva, where the kin of the Eminent bogatyr' lived. 2. Gradual population outflow from the upper reaches of the Northern Sosva, because of the military campaigns; migration and settling of people at the mouth of the Northern Sosva and the Lyapin River (Sygva, Sakv-ya). 3. The process of developing of modern territory of residence and forming of the Sosva-Lyapin group of the Mansi.
Key words: Ural, Akhvtas us 'The Stone Town', Namyy Otyr 'Eminent Bogatyr', Usyn Otyr 'The Town Bogatyr', Otyr Pyg 'Son of Otyr\ military road, settling.
Acknowledgements: the author expresses gratitude to the informants and reviewers.
For citation: Popova S. A. From the Urals to the Ob: heroic path of the bogatyr Namyy Otyr (to the question of migrations and formation of the Sosva-Lyapin group of the Mansi) // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2018; 8(4): 741-754.
Исследование движения социальных групп - ключ к познанию общественного сознания и подсознания: мотивов действий, механизма принятия решений, соотношения акций и реакций.
Введение
Проблема этногенеза обско-угорских народов вообще и манси в частности, до сих пор во многом остаётся дискуссионной. Вопрос сложения отдельных групп манси, их этнические связи рассматривался многими исследователями. Наиболее важными из них являются работы В. Н. Чернецова [55; 54; 52; 53], З. П. Соколовой [40; 39], Е. Г. Фёдоровой [49; 47; 46; 50; 48]. Проблеме формирования северной группы манси посвящены работы П. Вереш [7; 8], С. В. Бахрушина [5], Е. А. Пив-невой [31], А. В. Бауло [4], Р. К. Бардиной [1; 2; 3]. Время появления манси на современных территориях их обитания также дискутируется и определяется исследователями по разному [38]: например, по мнению П. Вереша [7], формирование северной группы происходило с ХШ в., по сведениям С. Герберштейна [11] - ко второй половине XV- началу XVI вв., происходило оно за счёт притока манси из Приура-лья, оттесняемых коми-зырянами и русскими за Урал, А. В. Головнёв [16] считает, что переселявшиеся с запада вогуличи (Х1У-ХУ1 вв.) смешивались с местными «туземцами», вступая в связь и с пермяками, и с русскими. Оборин В.А. относит переселение манси на восточные склоны Урала, в Сибирь к Х1-Х1У вв., когда русские и коми-зыряне начали осваивать Урал и Приуралье [27]. З. П. Соколова резюмирует, что процесс сложения северных манси был более длительным [40; 38; 41; 42]. В статьях В. В. Напольских [26], А. В. Головнёва [17],
А. В. Головнёв
Д. Габора [10] даётся материал по географической привязке этнонима Югра, где, в том числе, рассматриваются вопросы передвижения и контактов манси. Е. В. Перевалова [29; 30], на примере мифологизированного родства-свойства божеств и духов, выявляет систему путей-связей локально осваиваемых территориальных групп. Выявление происхождения территориальных групп по данным фольклора даёт З. П. Соколова [37]. Русские письменные документы освещают сравнительно поздний этап истории обско-угорских народов. Вероятно, самое раннее упоминание о вогулах (манси) содержится в «Житии Стефана Пермского» (конец Х1У в.) [31, 8].
Из выше изложенного следует, что на сегодня актуальной научной проблемой остаются исследования в области: 1. выявления процессов продвижения манси на современную территорию их проживания; 2. сложения этнографических и диалектных групп. В связи, с чем ставится цель - восполнение пробелов в истории и культуре северных манси. Статья может быть востребованной исследователям, аспирантам, магистрантам, студентам ВУЗов и СУЗов, краеведам, учителям истории края.
Материалы и методы
Методологическую основу статьи составляют общие теоретические положения, разработанные зарубежными и отечественными учёными. Среди них особо выделяются труды исследователей обско-угорских народов
и прежде всего В. Н. Чернецова, поскольку, несмотря на пересмотр отдельных конкретно-исторических гипотез, его методолого-ме-тодические подходы к культурно-этнической истории не утратили своей актуальности. «В. Н. Чернецов, отталкиваясь от палеонтологического подхода, созданного на рубеже XIX-XX вв., разработал собственную методологию, обогатив её разработками зарубежных учёных, особенно по культурной антропологии. Главными принципами исследовательской работы В. Н. Чернецова были историчность, междисциплинарный подход, системный анализ историко-культурных процессов, культур и общностей с акцентом на этнический аспект. Такой методологический подход остаётся актуальным в современной науке» [57]. Неизменным остаётся его положение рассматривать археологию, этнографию, лингвистику и антропологию как неразрывно связанные дисциплины, которые в синтезе должны помочь в решении проблем этногенеза сибирских народов. «Все материалы, вместе взятые, дают возможность подойти к вопросу, как с древнейшей поры, так и ретроспективно от исторической современности, что в какой-то степени позволяет контролировать выводы» [56, 12]. В известной мере его взгляды перекликались с некоторыми идеями исторической школы Ф. Боаса [6; 59].
В своё изыскание автор включает антропологические подходы методологически обоснованные современными исследователями, в том числе используются разработанные А. В. Головнёвым [14; 15] и апробированные на материале обско-угорских народов Переваловой Е. В. [30] понятия «локальная культура» и «магистральная культура». В изложении материала статьи сохраняется принцип историзма, так как предмет исследования рассматривается в развитии на определённом историческом этапе.
Материалом исследования послужили этнографические источники, путевые, дневниковые записи учёных и путешественников, побывавших в разные годы у верхнесосьвин-ских манси: А. Регули (1843-1845), Н. Л. Гон-датти (1886), Б. Мункачи (1888), В. Н. Чернецов (1925-1937), М. А. Заплатин (1969). Собственные полевые материалы автора [2001, 2015, 2017, 2018]. Устное народное творчество манси.
Изложение материала статьи является продолжением прежде опубликованных автором работ по данной теме [32; 33]. Используемая в тексте мансийская терминология ориентирована на лексику северного наречия мансийского языка.
Результаты
Манси, в большей мере из-за особенностей языка и хозяйственно-культурных возможностей делятся на четыре этнографические группы: северная, южная, восточная, западная. Внутри них различают так называемые территориально-диалектные группы, которые могут разделяться на говоры. Их отличает замкнутость расселения в речном бассейне, самоназвание географического характера, особый диалект, своеобразие культуры. Например, по теме нашего исследования, - северная этнографическая группа (северное наречие мансийского языка) имеет расположение относительно бассейна реки Северная Сосьва (левый приток Оби) и р. Ляпин=Сыгва (левый приток С. Сосьвы). На С. Сосьве мансийское население является носителем сосьвинского диалекта, который делится на говоры соответствующие течению реки: верхнесосьвинский (здесь же, в верховьях - верхнелозьвинский говор), среднесосьвинский, устьсосьвинский (обской). Манси по р. Ляпин - носители сыгвин-ского диалекта. В основе литературного мансийского языка заложен сосьвинский диалект. Формирование отдельных мансийских групп описаны в известных работах З. П. Соколовой [41; 43 и др.].
Исследователи обских угров отмечают, что северная группа манси сравнительно позднее образование, сложившееся в результате переселения мансийского народа из западных и южных районов Северного Урала. Самый большой приток населения в район нынешнего проживания манси, по данным З. П. Соколовой, приходится на ХУ11-ХУШ вв. [41, табл. 5] «Возможно, он начался много раньше, в ХШ-Х1У вв., в связи с расселением татар на юге края и христианизацией прикамского населения Стефаном Пермским, но не был столь мощным» [42, 96-97]. Продвижение мансийских племён (групп, родов) в восточное Зауралье и проникновение в сибирские земли имеет
множество причин: тюркская экспансия, проникновение русских, бегство от крещения, и не только: «Адаптивность человека во многом основана на движении и коммуникации. Первая сеть, которую создал на Земле человек, была сетью проложенных им путей. Причины, толкавшие пралюдей и людей на миграции, на уход с насиженных мест, также коренятся в высокой мобильности, какими бы конкретными мотивами (поиском пищи, избытком населения, экокризисом, праздным любопытством) они ни направлялись». [15, 237].
Период заселения таёжной части Северного Приобья до присоединения к Московскому государству находит отражение, прежде всего, в фольклоре манси и ранних письменных источниках «дорусского» периода (XШ-XVI вв). Если говорить об устном народном творчестве, то: «В хорошем тексте всегда ясно, о какой из эпох идёт речь, поскольку в народной классификации существует определённая связь между временем действия и темой повествования» [22, 33]. На средневековье выпадает «богатырская эпоха» или героическое время (тэрныц пора), время противоборства вождей-богатырей, военных походов и сражений; войн с внешним врагом (само-дийцами, коми-зырянами). Легенды, сказания, повествующие это время в народе именуются - тэрныц эрыг 'гибели [о военной битве] песня' или алхатнэ эрыг (букв.: драки [сражения, бойни] песня). Могут быть соотнесены, например, по терминологии Е. М. Мелитинско-го: «<...> это так называемые «богатырские сказки»» [22, 32-33].
До нашего времени сохранилось героическое сказание о вожде-богатыре Пакв Посы Войкан Отыр '[как] Ядрышко Шишки Светлый Отыр' с верховьев Северной Сосьвы в большей степени известного под именем духа-покровителя Намыу Отыр 'Именитый Отыр\ Текст сказания имел широкую популярность, его исполняли в каждом мансийском поселении по всему течению Северной Сосьвы и на Сыгве/Ляпине ещё в конце XX века. Свидетельством тому могут послужить опубликованные тексты записанные исследователями от сказителей в разное время и на разных территориях. Первый известный текст находим в материалах Б. Мункачи (1888)
от манси с реки Лозьва [12, 170-183; 61]. В верховье реки С. Сосьва записали предание: финский учёный А. Каннисто (1901-1906) [23, 84-95; 60] и российский исследователь В. Н. Чернецов (1935) [51, 112-118]. Н. М. Вла-дыкина-Бачинская (1938) услышала исполнение песни-сказки на Олимпиаде искусств в д. Сосьва, что расположено в среднем течении р. С. Сосьва [9, 484-497]. Е. И. Ромбандеева (1959) сделала запись текста в родной деревне Хошлог на р. Сыгва (Ляпин) [25, 318-329]. Н. К. Партанову (1992) рассказали его в п. Игрим - нижнее течение р. С. Сосьва [25, 329331]. П. С. Новьюхов (1994) записал в с. Са-ранпауль на реке Сыгва (Ляпин), в последние годы прошлого XX века, [44, 20-37]. Тексты рознятся в деталях, но сюжет во всех записях остаётся одинаковым.
По признаку сюжета и героя сказание является классическим - вождь-богатырь Пакв Посы Войкан Отыр '[как] Белое Ядрышко Шишки Светлый Отыр' или, другое его имя, которое используется редко - Кёрыу Паквсам Войкан ПосыхНамыу Отыр '[как железо] Скорлупа Белого Ореха Шишки Светлый Именитый Отыр' предстаёт в образе мифологического духа Намыу Отыр 'Именитый Отыр\ Согласно жанру богатырской эпики, сказание относится к «богатырской песне-сказке». В то же время, как вождь-богатырь он значительный по своему общественному положению, т.е. «именитый», но как дух-покровитель (м. б. и предком), который имеет высокий родовой статус и почитание, он может быть и «родовитый». К тому же обращение «Светлый Именитый Отыр» применительно к духу (богу), следовательно, текст для носителей традиционной культуры является сакральным и называется по классификации исполнителей-сказителей - «священная песня [про] родового духа».
Текст воссоздаёт время постоянного состояния войны. Например, главный герой сказания, во время похода, никогда не снимает свою кольчугу, даже во время сна. Или «<...> на вершине то ли солнце отразилось, то ли луна отразилась. Что-то сверкает. Оказывается это Младший Брат Пакв Посы Войкан Отыр'а на вершине Ваукыр нёл'а1 показался» [25, 320321]. Очевидно, что младший брат был в воинском облачении, сверкать на солнце могла
1 Вадкыр нёл - скала с кривым (горбинкой) носом (выступом) в верховьях С. Сосьвы.
его металлическая кольчуга (манс. кёр лахыр 'железная кольчуга') и, его имя - Ками Вохи, Щопыр Вохи Султмыу2 Отыр '[С] Медными Отливками, [с изображением] Глухаря Отливками Султмыу Отыр' [23, 91].
Выделяется личность вождя-богатыря - Пакв Посы Войкан Отыр'а '[как] Белое Ядрышко Шишки Светлый Отыр': «<...> в любом сообществе обнаруживается социально ядро, задающее общий смысл и ритм жизнедеятельности, формирующее ценности и каноны. Таким ядром во всех случаях выступает элита, представленная военными, политическими, религиозными лидерами» [15, 239; 13, 14]. Как вождь народа и предводитель войска он решает, быть походу или нет. Собираясь в поездку на Обь, он сам набирает дружину из числа жителей поселения: «К ста пятидесяти домам послал. Сто пятьдесят воинов собирает. Если отец хороший, отца забирает. Если сын хороший, сына забирает».
Обычно, если речь идёт о богатыре, то сообщается и об его городке (городище). «В ХШ-ХУ1 вв. («дорусский» период) вся «остяцкая страна» делилась на области или «княжества», во главе которых стояли богатыри. <.> «Князцы» жили в укреплённых «городках» <.> располагавшихся по берегам рек [24, 36]. Упустим обширный материал по «городкам», который требует отдельного исследования, и отметим только то, что касается нашей темы. Имел свой «городок» и вождь-богатырь Пакв Посы Войкан Отыр, назывался он Ахвтас ус 'Каменный город/городище3' и находился в верховье С. Сосьвы на её правом скалистом берегу. Сведения о нём мы находим из разных источников. Например, косвенные данные есть в тексте песни-сказания, в нём говорится, что территория проживания героя - это предгорья, где водится много лося: «питаясь мясом лося, мои кости росли, моё мясо росло». Или, в приведённом выше примере говорилось, что при отплытии воинов от городища, Младший Брат Пакв Посы Войкан Отыр'а смотрел им вслед со скалы Ваукыр нёл, а она находится напротив, на левом берегу реки. Отрывочные сведения о городище имеются в дневниках и
путевых заметках учёных и путешественников. Например, в записях Б. Мункачи, в период следования им зимним путём по С. Со-сьве, в списке топонимов под № 4 записано следующее - Ус сыс тур, хонтлынэ йист тот Ахвтас ус олыс 'Озеро за городищем, в эпоху войн там Каменное поселение было' [по: 36, 222]. В. Н. Чернецов, исследуя пещеру на утёсе Ваукыр нёл, делает запись: «Городище, по указанию Петра, на правом, скалистом берегу Сосьвы» [20, 148]. Известный уральский кинорежиссёр и путешественник М. Заплатин отмечает: «Интересен и противоположный Вангкырнёлу берег реки. Манси уверяли, что: «Давно на горе какой-то люди жили» и что именно там были найдены осколки от чугунных котлов. Что могло быть на этой плоской вершине? Древнее городище? Или новгородские ушкуйники стояли лагерем?» [19, 6465]. Есть сведения, что какой-то старинный ржавый сундучок, найденный якобы здесь же, до сих пор хранится у одного из жителей Усть-Маньи; имеются находки металлических украшений [21, 25]. В июне 2016 года автор с группой информантов-манси, которые до сих пор помнят не только сказание о былом величии Каменного городища, но и прекрасно знают его местоположение, совершили экспедицию на скалу. Как бы в благодарность за новое открытие старого городища, оно преподнесло нам подарок. Прямо из земли, вися на деревце, вышел топорик. Не знаем пока, боевой или бытовой, но специалисты предполагают, что такие топоры изготовлялись до ХУ1 в., что собственно, соответствует времени бытования Ахвтас уса [ПМА-1: Самбиндалов, Самбин-далова, Тасманов].
И так, Ахвтас ус 'Каменный город/городище', как и было сказано выше, находился напротив, высокого утёса Ваукыр нёл, знаменитого из-за наличия множества пещер и гротов. Обширная плоская вершина высокой скалы на которой располагался Ахвтас ус служила естественным защищённым укреплением и природным препятствием для врага. Территория вершины дополнительно по периметру была обнесена огромными каменными глыба-
2 Значительные человеческие объединения манси называют султмил. Выражение образное, в его основе лежит символическое название мужчины - султум 'искра', а султмил - нечто большое, образовавшееся из сложенных частичек искр (мужчин) (ПМА).
3 Городище - остатки древнего укреплённого поселения или города обладающие общим набором черт. Для манси ус - некогда оставленные предками места и поселения [от усыд 'погибель'], на таких местах никогда не селятся. Ялпыд ус 'священное место [предков]'.
ми и представлялась как мощная крепость. В сказании говорится, что Намыу Отыр с братьями (то старший, то младший) Сялыг ахвтас, мор ахвтас питрау усыл унлэгы 'В городище [окружённом] валом [из] серебряного камня, тёмного камня восседают' [23, 84-85].
Выбор места под городище был ориентирован в большей мере под военно-оборонительные цели, и его назначение - охрана рубежей на подступах территориальных владений. Усиливало стратегическое значение и то, что скалы Ахвтас ус и Ваукыр нёл между собой соединялись природным каменным мостом перекинутым через реку.
Классически угорские княжества - часть их населения, городки, другая часть - селища рядом с крепостью. Центрами таких объединений были укреплённые поселения, располагающиеся на возвышенностях. Так было и с исследуемым нами объектом - к Каменному городищу примыкало селище Ахвтас ус Отыр Павыл 'Деревня богатыря [с] Каменного города'. Располагалась деревня у подножья скалы со стороны спуска, рядом с озером Ус сыс тур 'Озеро [за] спиной города', т.е. скрытое скалой. Именно это озеро и зафиксировал в своих топонимах Б. Мункачи. Оно есть и сейчас, только в меньших размерах, т. к. вода из него потихоньку уходит в болота: «Даже видно как стекают струйки воды и слышен их шум» [ПМА-2: Самбиндалова]. Поселение было спрятано и тщательно защищено от чужих глаз: скалой, болотом в которое упирался спуск и озером.
На оборудованном для наблюдения и обороны горном плато, несли службу вождь-богатырь Пакв Посы Войкан Отыр, его братья и воины. О том, что военные столкновения случались, например, можно узнать из отрывков легенд имеющихся в опубликованных источниках [20, 28; 18, 38; 19, 62-63]. И сами богатыри наносили ответные визиты в знаменитые городки [23, 177-184]. Например, у Пакв Посы Войкан Отыр'а жена русская. В сказании нигде не упоминается, как она оказалась в верховье С. Сосьвы, но говорится, что она скучает по родной обской стороне, где у неё остался жених (Ас Отыр 'Обской Отыр\
он же Рущ Отыр 'Русский Отыр') и постоянно просит мужа съездить в низовье. Возможно, она была уведена (захвачена) вождём в одном из походов на Обь (манс. Ас). После семи (трёх) лет уговаривания съездить на Обь, якобы, для того чтобы «<...>, поесть обского жира», Пакв Посы Войкан Отыр соглашается. Вместе с женой, ребёнком-младенцем (манс. апат хуйнэ няврам), дружиной и имуществом погрузились на плоты длиной в два бревна и отправились вниз по реке, а братья со снохами ехать отказались.
Добравшись почти до устья реки, однажды, остановились на ночёвку в протоке, посреди которой (манс. порипосал кивырт) был остров Хул Тумп 'Рыбий остров'4. Когда муж уснул, жена наглухо зашила подол его кольчуги (манс. лахыр или юнтуп), на луке (ёвт) и стрелах (нял) сделала насечки и побежала к Ас Отыр'у 'Обскому Отыр'у' (он же Рущ Отыр 'Русский Отыр'). Его городище находилось чуть ниже по течению возле поселения Суй ай нёл 'Мыс маленького бора'5. «Говорят, это было городище Рущ Отыр'а 'Русского Отыр'а'. Там русские богатыри в давние времена жили» [25, 329]. Когда она вернулась, все ещё спали. Следом за ней к острову военная лодка Ас Отыр'а приплыла, к берегу пристала. Битва началась, хотел Пакв Посы Войкан Отыр кольчугу надеть, но подол наглухо зашит. Схватил лук и стрелы, но они переломились. Здесь его и одолел Ас Отыр, скальп с него снял и повесил на вершину дерева, что посреди острова стояло. Женщину с маленьким сыном Русский Отыр к себе в городище Суй ай нёл увёз, они вместе жить стали, ещё двух сыновей заимели.
Мальчик подрос, узнал правду об отце, решил за него отомстить. Узнал, что его родное городище в верховье Сосьвы и сбежал от них на лодке. В пути он встретил большую лодку, в которой находились братья его отца с воинами (то 50, то 80 человек). Они, после отъезда Пакв Посы Войкан Отыр'а, ещё семь лет оставались в городище Ахвтас ус 'Каменный город', а потом решили ехать на Обь, чтобы отыскать его: «Как наш брат уехал, семь лет-зим прошло. Если бы он жив был, за это время,
4 Хул Тумп - остров, возле которого рыба останавливается отдохнуть перед подъёмом вверх по реке. В народе говорят: «Остров, где рыба думает».
5 Деревня Чуанели, в настоящее время нежилая.
наверное, приехал бы» [44, 33]. После встречи с племянником (сыном Пакв Посы Войкан Отыра) они узнали правду о своём брате и отомстили Ас Отыру (Рущ Отыру): убили самого Русского Отыр'а, его сыновей и разорили всё его городище. Мать мальчика ими тоже была наказана. В разных вариантах её, или привязывают к лодке, или кладут на дно лодки, где она и находит смерть. Скальп отца, что висел на макушке дерева посреди острова, сняли и похоронили.
После акта мщения, сын Именитого Отыр'а (вождя-богатыря Пакв Посы Войкан Отыр'а) и братья отца отправились дальше, доехали до городища Ялпыу нёл 'Священный мыс'6 (букв. нос), что находится на левом берегу р. С. Сосьва, между д. Чуанели (Суй ай нёл) и п. Берёзово (Халь ус). Прожили они в этом городище семь лет [ПМА-3: Тасманова]. Поселение Ялпыу нёл (Шайтанка) расположено на высокой горе, которая крутым склоном нависает над рекой и считается зырянской деревней, а гора называется «Зырянская гора». Из рассказов В. В. Тасмановой о братьях Пакв Посы Войкан Отыр'а следует, что якобы, мать мальчика не была наказана физической расправой. «Пытаясь убежать от преследования, она добегает до края скалы, срывается с обрыва, катится вниз и здесь, у берега реки, превращается в камень». [ПМА-3: Тасманова]. Об этом же говорится и в одном из вариантов текста сказания: «Эта женщина на берег поползла в камень превратилась. До сих пор камень лежит, косы, как были, тучау - всё там» [25, 331]. Огромный камень, в который, якобы, превратилась женщина, реально находился под Зырянской горой ещё в наше время. Камень почитался как священный: «Если бы женщина смогла переплыть через реку, то р. Сосьва в этом месте стала бы священной, а так священным стал только камень» [ПМА-3: Тасманова]. Каждый, кто проезжал мимо, обязательно под него клал монетки, а манси ещё и делали обряд пури 'угощение едой'. Совершая поездки по реке, мы тоже, не раз проезжая мимо него, обязательно останавливались. Камень действительно, обращал на себя внимание своими габаритами. В 1998 году он исчез,
говорят, что его столкнули в воду при строительстве зимника.
Братья Пакв Посы Войкан Отыр'а отправили племянника в сторону дома: «Вправо тем-новодная река отходит, туда плыви. Твоя земля в той стороне находится. И поехал по темно-водной, питательной Тагт 'Сосьва'» [25, 327; 12, 179]. Сами же остались и стали промышлять разбоем. «Выше Сартыньи, версты на полторы, жила одна женщина Уринэ с семью сыновьями-богатырями торум сир ванкрас отыр7, которые занимались подобно другим богатырям только тем, что грабили проезжающих. Для того чтобы знать время проезжающих лодок, они протянули через реку верёвку с колокольчиками и лишь только раздавался их звон, они выходили, пробивали стрелами лодки, убивали сидящих в них и забирали всё имущество. Узнал про это Тагт Котиль Торум, рассердился и говорит: «Я и божеский сын, а себе этого не позволяю». Пошёл, нагнал на них сон, во время которого перерезал верёвку, протянутую через реку, и спрятал их кольчуги. Затем послал на них богатырей, которые их всех перебили, так как они сражаться без кольчуг не могли. Мать их с горя превратилась в камень, который лежит тут же в реке, с левой стороны» [18, 37-38].
Также, например, речь идёт о братьях из Ахвтас ус а: «<...> на расстоянии одной станции от Берёзово по направлению к Сартынье на Елдынпом8 жило 5 человек Онгыт тарм охол отыр или аньт тоуль нэнгра оут9 с 150 прислужниками» [18, 38].
Сын Намыу Отыр'а 'Именитого Отыр'а' после того как покинул братьев отца, отправился по р. Сосьва, но не в родные места, а вместе со своими сопровождающими оказывается на р. Сыгва/Ляпин. Здесь он получает статус духа-покровителя людей д. Хурумпа-уль/Хорынгпавыл, где «его почитают в образе Отыр пыг а» [34, 76]. Об этом можно узнать, например, из книги венгерского учёного Й. Папайи «Божество слова», посвящённой памяти другого выдающегося венгерского исследователя языка и культуры манси Антала Регули. Й. Папай выписывает важные, по его мнению, выдержки из записей Регули. В одной из
6 Современная деревня Шайтанка.
7 Букв.: Торума племя [с] пещеры Вангкр Отыр'ы.
8 Ялпынг пом зырянское слово пом означает: конец, нос, выступ, мыс = Ялпынг нёл букв.: Святой нос [мыс, выступ].
9 Букв.: «Наводнением (прибывшей водой) принесённые насквозь (мимо) вогульские богатыри» или «Толпой резко (крепко) грёбшие [по] течению».
записей мы находим сведения по Ахвтас усу: «в Хорынг-пауле (русс. Хорумпаульские), расположенном на правом бергу Сыгвы, поселились <.> Хорум из Ахтесуш в истоках Сосьвы. Эта деревня (Хорум-пауль) получила своё название от лежащего за ней Хоринг тур [= озеро Хоринг]. <.> Хорум-пауль магам, ахтес ус нёл йим магам10 [28, 49; 62]. Далее он даёт данные А. Регули о времени возможного переселения из Ахвтас ус а в Хорынгпавыл, т. е. когда они пришли с Северной Сосьвы на р. Сыгву. Регули подсчитал возраст родословной своего информанта Максима Никилова: «Прадедушка Никилова - Нагл, маленьким мальчиком он прибыл с отцом из Ахтес уш на Сыгву и здесь вырос. У него было 7 сыновей, от его сына Ка-танг (Хотанг = Лебедь) родился Ягушка, чей сын Пётр был отцом моего Максима. Максим родился примерно в 1770 г., ему было 7 лет, когда умер Ягушка, которому было 100 лет. Итак, он должен был родиться в 1680 г.: итак, Максим - пятое колено» [28, 49-50]. Из чего следует, что в конце XVI в. семья была уже Ляпине.
Постепенно форпост, как каменное укрепление Ахвтас ус и поселение Ахвтас ус Отыр Павыл остаются в запустении и вскоре их следы совсем теряются. Начиная с XVII века, в русских источниках и ясачных документах появляется поселение Искар, а затем Искарские юрты - центр сбора ясака (манс. пот) и меновой торговли. Поселение по каким-то причинам стали считать древним Ахвтасус'ом, очевидно, из-за коми-зырянского перевода Искар = Из-кар 'Каменный город' [58; 63; 45, 31; 36 и др.].
Обсуждение и заключения
Затерянный в предгорьях Урала, в самом верховье реки Северная Сосьва средневековый памятник ^^-начало XVI вв) - оборонительное военное укрепление Ахвтас ус 'Каменный город/городище' и примыкающее к нему селище Ахвтас ус Отыр Павыл 'Дерев-
ня богатыря [с] Каменного города' - это подлинные исторические места обитания манси, о событиях, связанных с которыми, имеются не только фольклорные, но и документальные источники. Они представляют особую историческую и научную значимость и ждут своего исследователя. «Есть проблема: слабый исследовательский интерес к памятникам позднего средневековья «базируется на субъективной оценке «недостаточности исторического контекста»» [35, 156]. Изучая средневековый памятник в бассейне р. С. Сосьва, мы раскрываем исторический контекст его появления и развития. Анализируя сказания, легенды, предания, особенно о хождениях духов-покровителей мы находим закреплённые под их эгидой территории «за отдельными локальными и этническими сообществами» [30, 90]. В песне-сказке о родовом духе Намыу Отыре воспроизводятся маршруты миграций, рисуется мифологическая дорога с Уральских гор до устья р. С. Сосьва и до Ляпина, её легко проследить на карте. Первая переселенческая волна, когда часть населения с Ахвтас ус Отыр Павыл'а 'Деревня богатыря [с] Каменного города' уходит с Пйкв Посы Войкан Оты-ром '[как] Белое Ядрышко Шишки Светлый Отыр' до устья реки (д. Чуанели) и после его гибели остаётся там. Второе переселение связано с уходом из родового поселения братьев Пйкв Посы Войкан Отыр'а с воинами для его поиска. Но они, разбив врага в лице Ас Отыр'а (Рущ Отыр'а) идут дальше, сначала - до зырянской деревни Шайтанка, а затем до д. Сартынья (манс. Сортыу я 'Щучья река'). Их потомки, уже под предводительством Отыр пыг'а (букв.: Сына Именитого Отыр'а) уходят ещё дальше, на р. Сыгва/Ляпин, где обживают поселении Хорыу пйвыл. Таким образом, родовое предание о расселении манси по рекам, рисует общую картину складывания сосьвинско-ляпинской группы и отражает процесс освоения новых территорий.
Список источников и литературы
1. Бардина Р. К. Из истории мансийских поселений в бассейне рек Лозьва и Пелым // Героический эпос обских угров: наследия и современность: материалы VI Югорских чтений, посвящённых 185-летию А. Регули, 130-летию А. Каннисто и 85-летию Э. Вертеш. М.: Икар, 2005. С. 31-38.
2. Бардина Р. К. Обские и нижнесосьвинские манси: этносоциальная история в конце XVIII - начале XXI века. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 150 с.
10 Букв.: «Население д. Хорум-пауль, пришедший с мыса (выступа, носа) Ахвтас ус'а народ».
3. Бардина Р. К. Угорское население нижнесосьвинскогоПриобья (XVIII-XXI века). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 291 с.
4. Бауло А. В. Небесный всадник (жертвенные покрывала северных хантов) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 3. С. 132-144.
5. Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 3. Избранные работы по истории Сибири XVI и XVII вв. Ч. 1: Вопросы колонизации Сибири в XVI и XVII вв. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 376 с.
6. Боас Ф. (Boas F.) Ум первобытного человека. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 153 с.
7. Вереш П. К вопросу о происхождении дуально-фратриальной организации обских угров // Некоторые вопросы изучения этнических аспектов культуры. М.: Наука, 1977. С. 43-59
8. Вереш П. Этнокультурное развитие угорских народов // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. С. 102-113.
9. Владыкина-Бачинская Н. М. Богатырь кедровое ядрышко (пупыг-мойт) - песня-сказка манси // Музыкальное наследие финно-угорских народов. Таллин: Изд-во «Ээстираамат», 1977. С. 484-497.
10. Габор Д. (Gabor G.) Путь угров / мадьяр с Урала до Карпат // Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое. Ханты-Мансийск; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. С. 7-21.
11. Герберштейн С. Записки о Московских делах: Книга о Московском посольстве. СПб.: Издание А. С. Суворина, 1908. С. 129-130.
12. Героически эпос манси (вогулов): Песни святых покровителей / Е. И. Ромбандеева. Ханты-Мансийск: ООО «Принт-Класс», 2010. 648 с.
13. Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН, 2009. 497 с.
14. Головнёв А. В. Дорожная карта антропологии движения // Уральский исторический вестник. 2012. № 2 (35). С. 4-14.
15. Головнёв А. В. Локальные и магистральные культуры Северной Евразии // Человек и Север: антропология, археология, экология. Вып. 2. Тюмень: ИПОС СО РАН, 2012. С. 234-237.
16. Головнёв А. В. Туземцы и пришельцы в этногенезе Северного Приобья: заметки к археологической дискуссии // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск: Наука, 1998. - С. 66-83.
17. Головнёв А. В. Этюд из угорской этноистории // Этнокультурное наследие народов России: к юбилею доктора исторических наук, профессора З.П. Соколовой. М.: ООО «Август Борг», 2010. С. 41-55.
18. Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М.: Тип. Е.Г. Потапова, 1888. 59 с.
19. Заплатин М. А. В лесах Северной Сосьвы. Записки режиссёра-оператора. Свердловск: Ср.-Урал. кн. изд-во, 1969. 167 с.
20. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284 с.
21. Культовые памятники горно-лесного Урала / Отв. ред. В. Д. Викторова, Н. В. Федорова, В. Н. Широкова. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 431 с.
22. Лукина Н. В. Предисловие // Мифы, предания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 5-58.
23. Мансийская (вогульская) народная поэзия: военные и героические сказания / сост., транслит. текстов, пер. на рус. яз. Е. И. Ромбандеева. Тюмень: ООО «Формат», 2017. 250 с.
24. Мартынова Е. П. «Разных земель люди», «разных городков люди»: Этногенетические процессы в Северном Приобье по материалам этнографических исследований // Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое. Ханты-Мансийск; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 34-50.
25. Мифы, сказки, предания манси (вогулов) / Сост. Е. И. Ромбандеева. Новосибирск: Наука, 2005. 475 с. (Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», т. 26).
26. Напольских В. В. Йогра. (Ранние обско-угорско-пермские контакты и этнонимия) // Антропологический форум № 3. СПБ.: [б.и.], 2005. С. 240-268.
27. Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVII вв. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990. 169 с.
28. Папай Й. Божество слова. «Памяти Антала Регули» [Пер. с немецкого языка д.и.н. Н. В. Лукиной]. Сургут: АИИК «Северный дом»; Сев.-Сиб. рег. кн. изд-во, 1993. 55 с.
29. Перевалова Е. В. Вежакарский культовый комплекс (трансформация традиций и перспективы сохранения) // Этнокультурное наследие народов России : к юбилею доктора исторических наук, профессора З. П. Соколовой. М.: ООО «Август Борг», 2010. С. 141-151.
30. Перевалова Е. В. Мифологизированные связи-пути локальных культур (обские угры) // Уральский исторический вестник. 2012. № 2 (35). С. 88-91.
31. Пивнева Е. А. Манси: популяционная структура, этнодемографические процессы (XVIII-XX вв.). М.: ИЭА РАН, 1999. 306 с.
32. Попова С. А. Древнее население Северного Урала по мифам северных манси // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017. № 4 (18). С. 89-97.
33. Попова С. А. Миграции манси и фольклорные мотивы: к проблеме фольклора как исторического источника (на примере северной группы манси) // Вестник Угроведения. 2016. № 4 (27). С. 101-114.
34. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Сев.-Сиб. рег. кн. изд-во, 1993. 208 с.
35. Сабаров А. Н., Перцев Н. В. Бассейн р. С. Сосьва в кон. XVI в.: историко-картографический обзор (к проблеме локализации объектов культурного наследия) // Ханты-Мансийский округ в зеркале прошлого. Томск; Ханты-Мансийск: Изд-во Том. ун-та, 2017. Вып. 15. С. 156-174.
36. Слинкина Т. Д. Мансийские оронимы Урала. Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2011. 480 с.
37. Соколова З. П. К происхождению обских угров и их фратрий (по данным фольклора) // Традиционные верования и быт народов Сибири (XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1987. С. 118-143.
38. Соколова З. П. К происхождению современных манси // Советская этнография. 1979. № 6. С. 46-58.
39. Соколова З. П. Народы Севера: прошлое, настоящее, будущее // Советская этнография. 1990. № 6. С. 17-32.
40. Соколова З. П. О сложении этнографических и территориальных групп угров // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока (тезисы докладов Всесоюзной конференции). Новосибирск: Наука, 1973. С.123-132.
41. Соколова З. П. Обские угры (ханты и манси) // Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. С. 8-47.
42. Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М.: Наука, 2009. 756 с.
43. Соколова З.П. Эндогамный ареал и этническая группа. М.: [б.и], 1990. 209 с.
44. Тагт ос Сакв махум потраныл - мойтаныл = Рассказы-сказки народа Сосьвы-Сыгвы. Вып.1. Салы урнэ ойка мойтыт = Сказки оленевода. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 104 с.
45. Фёдорова Е. Г. Об одном из мансийских селений верховьев Северной Сосьвы и его обитателях // Обские угры: Материалы II-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири (12-16 декабря 1999). Тобольск-Омск: ОмГПУ, 1999. 200-201 с.
46. Фёдорова Е. Г. Обские угры: вехи этнической истории // Народы Сибири в составе государства Российского (очерки этнической истории). СПб.: «Европейский дом», 1999. С. 5-68.
47. Фёдорова Е. Г. Обские угры: этнокультурная ситуация в период с XI-XVI вв. // Сибирь: древние этносы и их культуры. СПб.: МАЭ РАН, 1996. С. 6-38.
48. Фёдорова Е. Г., Перевалова Е. В. Приложение. Этнографический очерк // Берёзово (Очерки истории с древности до наших дней). Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008. С. 431-470.
49. Фёдорова Е. Г. Религиозные представления и этногенез (по материалам обских угров) // Этнос. Ландшафт. Культура. СПб.: «Европейский Дом», 1999. С. 176-184.
50. Фёдорова Е. Г. Территориальные группы северных манси: современная ситуация // Congressus Nonus Intemationalis Fenno-Ugristarum. P.III: Summaria Acrosium in Sectionibus et Suposiis Factarum. Folcloristica. Ethnologia. Literatura. Archeologia. Anthropologia. Genetica. Тарту, 2000. С. 126.
51. Чернецов В. Н. Вогульские сказки: Сборник фольклора народа манси (вогулов). Л.: Гослитиздат, 1935. 141 с.
52. Чернецов В. Н. Древняя история Нижнего Приобья // Материалы и исследования по археологии СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1953. №35. С. 7-71.
53. Чернецов В. Н. Наскальные изображения Урала: автореф. дисс. ... док. ист. наук. М., 1970. 63 с.
54. Чернецов В. Н. Очерк этногенеза обских угров // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1940. Вып. 9. С. 18-28.
55. Чернецов В. Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества // Советская этнография. 1939. № 2. С. 20-41.
56. Чернецов В. Н. Этнокультурные ареалы в лесной и субарктической зонах Евразии в эпоху неолита // Проблемы археологии Урала и Сибири. Сборник статей, посвящённый памяти В. Н. Чернецова. М.: Наука, 1973. С. 10-17.
57. Чиндина Л. А., Китова Л. Ю. В. Н. Чернецов: Путь в науку и методолого-методическое наследие // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 4 (42). С. 5-11.
58. Штейниц Вольфган Из топонимики Северного Приобья // Географические названия. Вопросы географии. М.: Географиздат, № 58, 1962. С. 109-111.
59. Boas F. General Antropology. Boston, New York [etc.]: Heath and Company 1938. 741 p.
60. Kannisto A., Liimola M. Wogulsche Volksdichtuhg. Bd II. Kriegs- und heldensagen. Helsinki: [w/p], 1955. 431 s.
61. Munkacsi B. Vogul népkoltési gyüjtemény. Istenek hosi énekel. II kotet. Budapest, 1892. 431 old.
62. Papayi J. A. Reguly's Gedachtnis // Reguli A. - Pápayi J. Osztják népkoltési gyüjtemény. Budapest; Leipzig, 1905.
63. Steinitz W. Totemismus bei den Ostjaken und Wogulen // Ostjakologische Arbeiten. Budapest, 1980. Bd. IV. 468 s.
Полевые материалы автора
ПМА 1: Экспедиция на Ахвтас ус, Берёзовский р-н, Тюменская обл.; июнь 2015 г (Информанты: Т. К. Сам-биндалов, 1952 г.р; Е. К. Самбиндалова, 1958 г. р.; А. А. Тасманов, 1955 г.р.).
ПМА 2: Командировка д. Хулимсунт, Берёзовский р-н, Тюменская обл., июль-август 2018 г (Информанты: Г. К. Алгадьева, 1943 г.р.; А. К. Самбиндалова, 1946 г.р.; Е. К. Самбиндалова, 1958 г.р.).
ПМА 3: Командировка д. Шайтанка, Берёзовский р-н, Тюменская обл., март, 2001 г. (Информант: В. В. Тасманова, 1936 г.р.).
References
1. Bardina R. K. Iz istorii mansijskih poselenij v bassejne rek Loz'va i Pelym [From the history of Mansi settlements in the basin of the Lozva and Pelym Rivers]. Geroicheskij ehpos obskih ugrov: naslediya i sovremennost': materialy VI Yugorskih chtenij, posvyashchyonnyh 185-letiyu A. Reguli, 130-letiyu A. Kannisto i 85-letiyu E. Vertesh [The heroic epos of the Ob Ugrians: heritage and modernity: materials of the VI Yugra Readings dedicated to the 185th birthday of A. Reguly, the 130th birthday of A. Kannisto and the 85th birthday of E. Vertes]. Moscow: Ikar Publ., 2005. pp. 31-38. (In Russian)
2. Bardina R. K. Obskie i nizhnesos'vinskie mansi: ehtnosocial'naya istoriya v konce XVIII - nachale XXI veka [The Ob and Lower Sosva Mansi: ethnosocial history in the end of XVIII - early XXI centuries]. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN Publ., 2009. 150 p. (In Russian)
3. Bardina R. K. Ugorskoe naselenie nizhnesos'vinskogo Priob'ya (XVIII-XXI veka) [Ugric population of the Lower Sosva Ob region (XVIII-XXI centuries)]. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN Publ., 2011. 291 p. (In Russian)
4. Baulo A. V. Nebesnyj vsadnik (zhertvennye pokryvala severnyh hantov) [The heavenly rider (sacrificial veils of the Northern Khanty)]. Arheologiya, ehtnografiya i antropologiyaEvrazii [Archeology, ethnography and anthropology of Eurasia], 2000, no. 3, pp. 132-144. (In Russian)
5. Bakhrushin S. V. Nauchnye trudy. T. 3. Izbrannye rabotypo istorii SibiriXVIiXVIIvv. Ch. 1: Voprosy kolonizacii Sibiri v XVI iXVII vv. [Scientific works. Vol. 3. Selected works on the history of Siberia of XVI and XVII centuries. Part 1: Issues of the colonization of Siberia in XVI and XVII centuries]. Moscow: Izd-vo AN SSSR Publ., 1955. 376 p. (In Russian)
6. Boas F. Umpervobytnogo cheloveka [The mind of the primitive man]. Moscow: LIBROKOM Publ., 2013. 153 p. (In Russian)
7. Veresh P. K voprosu o proiskhozhdenii dual'no-fratrial'noj organizacii obskih ugrov [To the question of the origin of the dual-phratrial organization of the Ob Ugrians]. Nekotorye voprosy izucheniya ehtnicheskih aspektov kul'tury [Some questions of the study of the ethnic aspects of culture]. Moscow: Nauka Publ., 1977. pp. 43-59. (In Russian)
8. Veresh P. Etnokul'turnoe razvitie ugorskih narodov [Ethno-cultural development of the Ugric peoples]. Etnokul'turnaya istoriya naseleniya Zapadnoj Sibiri [Ethnocultural history of the population of Western Siberia]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 1978. pp. 102-113. (In Russian)
9. Vladykina-Bachinskaya N. M. Bogatyr'kedrovoe yadryshko (pupyg-mojt) -pesnya-skazka mansi [The Bogatyr cedar kernel (pupyg-mojt) - the song-tale of the Mansi]. Muzykal'noe nasledie finno-ugorskih narodov [Musical heritage of the Finno-Ugric peoples]. Tallin: Izd-vo «Eehstiraamat» Publ., 1977. pp. 484-497. (In Russian)
10. Gabor D. Put' ugrov / mad'yar s Urala do Karpat [The way of the Ugrians / Magyars from the Urals to the Carpathian Mountains]. Sibirskie ugry v ozherel'e subarkticheskih kul'tur: obshchee i nepovtorimoe [The Siberian Ugrians in the necklace of the subarctic cultures: common and unrepeatable]. Khanty-Mansiysk; Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2013. pp. 7-21. (In Russian)
11. Gerbershtein S. Zapiski oMoskovskih delah: Kniga oMoskovskomposol'stve [Notes about the Moscow affairs: The book about the Moscow Embassy]. Saint-Petersburg: Izdanie A. S. Suvorina Publ., 1908. pp. 129-130. (In Russian)
12. Geroicheskiy ehpos mansi (vogulov): Pesni svyatyh pokrovitelej [Heroic epos of the Mansi (Voguls): Songs of the holy patrons]. Ed. by E. I. Rombandeeva. Khanty-Mansiysk: OOO «Print-Klass» Publ., 2010. 648 p. (In Mansi, Russian)
13. Golovnyov A. V. Antropologiya dvizheniya (drevnosti Severnoj Evrazii) [Anthropology of the movement (the antiquities of Northern Eurasia)]. Ekaterinburg: UrO RAN Publ., 2009. 497 p. (In Russian)
14. Golovnyov A. V. Dorozhnaya karta antropologii dvizheniya [The road map of anthropology of movement]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Journal], 2012, no. 2(35), pp. 4-14. (In Russian)
15. Golovnyov A. V. Lokal'nye i magistral'nye kul 'tury Severnoj Evrazii [Local and magistral cultures of Northern Eurasia]. Chelovek i Sever: antropologiya, arheologiya, ehkologiya. Vyp. 2 [Man and the North: anthropology, archeology, ecology. Issue 2]. Tyumen: IPOS SO RAN Publ., 2012. pp. 234-237. (In Russian)
16. Golovnyov A. V. Tuzemcy i prishel'cy v ehtnogeneze Severnogo Priob'ya: zametki k arheologicheskoj diskussii [Natives and aliens in the ethnogenesis of the Northern Ob region: notes to the archaeological discussion]. Etnografo-arheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sociuma [Ethnographic and archeological complexes: problems of culture and society]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1998. pp. 66-83. (In Russian)
17. Golovnyov A. V. Etyud iz ugorskoj ehtnoistorii [Etude from Ugrian ethno-history]. Etnokul'turnoe nasledie narodov Rossii: k yubileyu doktora istoricheskih nauk, professora Z. P. Sokolovoj [Ethnocultural heritage of the peoples of Russia: to the jubilee of Doctor of Historical Sciences, Professor Z. P. Sokolova]. Moscow: OOO «Avgust Borg» Publ., 2010. pp. 41-55. (In Russian)
18. Gondatti N. L. Sledy yazychestva u inorodcev Severo-Zapadnoj Sibiri [Traces of the paganism of the natives of North-Western Siberia]. Moscow: Tip. E. G. Potapova Publ., 1888. 59 p. (In Russian)
19. Zaplatin M. A. V lesah Severnoj Sos'vy. Zapiski rezhissyora-operatora [In the forests of the Northern Sosva. Notes of the director-operator]. Sverdlovsk: Sr.-Ural. kn. izd-vo Publ., 1969. 167 p. (In Russian)
20. Istochniki po ehtnografii Zapadnoj Sibiri [Sources on ethnography of Western Siberia]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 1987. 284 p. (In Russian)
BecmHUK yzpoeedeHun. T. 8, № 4. 2018.
21. Kul'tovyepamyatniki gorno-lesnogo Urala [Religious monuments of the mountain-forest Ural]. Ed. by V. D. Viktorova, N. V. Fedorova, V. N. Shirokova. Ekaterinburg: UrO RAN Publ., 2004. 431 p. (In Russian)
22. Lukina N. V. Predislovie [Preface]. Mify, predaniya, skazki hantov i mansi [Myths, legends, tales of the Khanty and Mansi]. Moscow: Nauka. Glavnaya redakciya vostochnoj literatury Publ., 1990. pp. 5-58. (In Russian)
23. Mansijskaya (vogul'skaya) narodnayapoehziya: voennye i geroicheskie skazaniya [Mansi (Vogul) folk poetry: military and heroic tales]. Comp., transl. into Russian language by E. I. Rombandeeva. Tyumen: OOO «Format» Publ., 2017. 250 p. (In Mansi, Russian)
24. Martynova E. P. «Raznyh zemel' lyudi», «raznyh gorodkov lyudi»: Etnogeneticheskie processy v Severnom Priob'e po materialam ehtnograficheskih issledovanij [«People of different lands», «people of different towns»: Ethnogenetic processes in the Northern Ob region on the material of ethnographic researches]. Sibirskie ugry v ozherel'e subarkticheskih kul'tur: obshchee i nepovtorimoe [The Siberian Ugrians in the necklace of the subarctic cultures: common and unrepeatable]. Khanty-Mansiysk; Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2012. pp. 34-50. (In Russian)
25. Mify, skazki, predaniya mansi (vogulov) [Myths, tales, legends of the Mansi (Voguls)]. Comp. by E. I. Rombandeeva. Novosibirsk: Nauka Publ., 2005. 475 p. (Seriya «Pamyatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka», t. 26) [Series «Monuments of folklore of the peoples of Siberia and the Far East», vol. 26]. (In Mansi, Russian)
26. Napolskikh V. V. Jogra. (Rannie obsko-ugorsko-permskie kontakty i ehtnonimiya) [Yogra. (Early Ob-Ugrian-Perm contacts and ethnonymy)]. Antropologicheskij forum №3 [Anthropological Forum no. 3]. Saint-Petersburg: [w/p], 2005. pp. 240-268. (In Russian)
27. Oborin V. A. Zaselenie i osvoenie Urala v konce XI - nachale XVII vv. [Settling and development of the Urals in the late XI - early XVII centuries]. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo un-ta Publ., 1990. 169 p. (In Russian)
28. Papaj J. Bozhestvo slova. «Pamyati Antala Reguli» [The deity of the word. «In memory of Antal Reguli»]. Transl. from the German by N. V. Lukina. Surgut: AIIK «Severnyj dom»; Sev.-Sib. reg. kn. izd-vo Publ., 1993. 55 p. (In Russian)
29. Perevalova E. V. Vezhakarskij kul'tovyj kompleks (transformaciya tradicij i perspektivy sohraneni) [The Vezhakary cult complex (transformation of traditions and perspectives of preservation)]. Etnokul'turnoe nasledie narodov Rossii: kyubileyu doktora istoricheskih nauk, professora Z. P. Sokolovoj [Ethnocultural heritage of the peoples of Russia: to the jubilee of Doctor of Historical Sciences, Professor Z. P. Sokolova]. Moscow: OOO «Avgust Borg» Publ., 2010. pp. 141-151. (In Russian)
30. Perevalova E. V. Mifologizirovannye svyazi-puti lokal'nyh kul'tur (obskie ugry) [Mythologized links-paths of local cultures (the Ob Ugrians)]. Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Journal], 2012, no. 2(35), pp. 88-91. (In Russian)
31. Pivneva E. A. Mansi: populyacionnaya struktura, ehtnodemograficheskieprocessy (XVIII-XXvv.) [The Mansi: population structure, ethno-demographic processes (XVIII-XX centuries)]. Moscow: IEHA RAN Publ., 1999. 306 p. (In Russian)
32. Popova S. A. Drevnee naselenie Severnogo Urala po mifam severnyh mansi [Ancient population of the Northern Urals in the myths of the Northern Mansi]. Tomskij zhurnal lingvisticheskih i antropologicheskih issledovanij [Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology], 2017, no. 4(18), pp. 89-97. (In Russian)
33. Popova S. A. Migracii mansi i fol'klornye motivy: k probleme fol'klora kak istoricheskogo istochnika (na primere severnoj gruppy mansi) [Migrations of the Mansi and folklore motifs: to the problem of folklore as a historical source (on the example of the Northern Mansi group)]. Vestnik Ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2016, no. 4(27), pp. 101-114. (In Russian)
34. Rombandeeva E. I. Istoriya naroda mansi (vogulov) i ego duhovnayakul'tura (po dannym fol'klora i obryadov) [History of the Mansi people (Voguls) and their spiritual culture (on the data of folklore and rituals)]. Surgut: AIIK «Severnyj dom» i Sev.-Sib. reg. kn. izd-vo Publ., 1993. 208 p. (In Russian)
35. Sabarov A. N., Pertsev N. V. Bassejn r. S. Sos'va v kon. XVI v.: istoriko-kartograficheskij obzor (kprobleme lokalizacii ob"ektov kul'turnogo naslediya) [The basin of the S. Sosva River in the end of XVI century: historical and cartographic review (to the problem of localization of cultural heritage sites)]. Hanty-Mansijskij okrug v zerkale proshlogo [Khanty-Mansiysk Okrug in the mirror of the past]. Tomsk; Khanty-Mansiysk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2017. no. 15. pp. 156-174. (In Russian)
36. Slinkina T. D.Mansijskie oronimy Urala [The Mansi oronyms of the Ural]. Khanty-Mansiysk: OAO «Izdatel'skij dom «Novosti Yugry» Publ., 2011. 480 p. (In Russian)
37. Sokolova Z. P. Kproiskhozhdeniyu obskih ugrov i ih fratrij (po dannym fol'klora) [To the origin of the Ob Ugrians and their phratries (according to folklore data)]. Tradicionnye verovaniya i byt narodov Sibiri (XIX- nachalo XXv.) [Traditional beliefs and way of life of the peoples of Siberia (XIX - early XX centuries)]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1987. pp. 118-143. (In Russian)
38. Sokolova Z. P. Kproiskhozhdeniyu sovremennyh mansi [To the origin of the modern Mansi]. Sovetskaya ehtnografiya [Soviet ethnography], 1979, no. 6, pp. 46-58. (In Russian)
39. Sokolova Z. P. Narody Severa: proshloe, nastoyashchee, budushchee [Peoples of the North: the past, present, future]. Sovetskaya ehtnografiya [Soviet ethnography], 1990, no. 6, pp. 17-32. (In Russian)
40. Sokolova Z. P. O slozhenii ehtnograficheskih i territorial'nyh grupp ugrov [About the formation of ethnographic and territorial groups of the Ugrians]. Problemy ehtnogeneza narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka (tezisy dokladov
Vsesoyuznoj konferencii) [Problems of ethnogenesis of the peoples of Siberia and the Far East (theses of the reports of the All-Union Conference)]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1973. pp. 123-132. (In Russian)
41. Sokolova Z. P. Obskie ugry (hanty i mansi) [The Ob Ugrians (the Khanty and Mansi)]. Etnicheskaya istoriya narodov Severa [Ethnic history of the peoples of the North]. Moscow: Nauka Publ., 1982. pp. 8-47. (In Russian)
42. Sokolova Z. P. Hanty i mansi: vzglyad iz XXI v. [The Khanty and Mansi: a view from the XXI century]. Moscow: Nauka Publ., 2009. 756 p. (In Russian)
43. Sokolova Z. P. Endogamnyj areal i ehtnicheskaya gruppa [Endogamous area and ethnic group]. Moscow: [w/p], 1990. 209 p. (In Russian)
44. Tagt os Sakv mahum potranyl — mojtanyl = Rasskazy-skazki naroda Sos'vy-Sygvy. Vyp. 1. Saly urneh ojka mojtyt = Skazki olenevoda [Stories-tales of the people of Sosva-Sigva. Issue 1. Tales of a reindeer herder]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2001. 104 p. (In Mansi, Russian)
45. Fyodorova E. G. Ob odnom iz mansijskih selenij verhov'ev Severnoj Sos'vy i ego obitatelyah [About one of the Mansi settlements of the upper Sosva and its inhabitants]. Obskie ugry: Materialy Il-go Sibirskogo simpoziuma «Kul 'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri (12-16 dekabrya 1999) [The Ob Ugrians: Materials of the II Siberian Symposium «Cultural heritage of the peoples of Western Siberia (December 12-16, 1999)]. Tobolsk; Omsk: OmGPU Publ., 1999. pp. 200-201. (In Russian)
46. Fyodorova E. G. Obskie ugry: vekhi ehtnicheskoj istorii [The Ob Ugrians: the milestones of ethnic history]. Narody Sibiri v sostave gosudarstva Rossijskogo (ocherki ehtnicheskoj istorii) [The peoples of Siberia in the Russian State (essays on ethnic history)]. Saint-Petersburg: «Evropejskij dom» Publ., 1999. pp. 5-68. (In Russian)
47. Fyodorova E. G. Obskie ugry: ehtnokul'turnaya situaciya v period s XI—XVI vv. [The Ob Ugrians: ethnocultural situation in the period XI-XVI centuries]. Sibir ': drevnie ehtnosy i ih kul'tury [Siberia: the ancient ethnoses and their cultures]. Saint-Petersburg: MAEH RAN Publ., 1996. pp. 6-38. (In Russian)
48. Fyodorova E. G., Perevalova E. V. Prilozhenie. Etnograficheskij ocherk [Attachment. Ethnographic essay]. Beryozovo (Ocherki istorii s drevnosti do nashih dnej) [Beryozovo (Essays of history from antiquity to the present day)]. Ekaterinburg: ID «Sokrat» Publ., 2008. pp. 431-470. (In Russian)
49. Fyodorova E. G. Religioznye predstavleniya i ehtnogenez (po materialam obskih ugrov) [Religious views and ethnogenesis (on the material of the Ob Ugrians)]. Etnos. Landshaft. Kul'tura [Ethnos. Landscape. Culture]. Saint-Petersburg: «Evropejskij Dom» Publ., 1999. pp. 176-184. (In Russian)
50. Fyodorova E. G. Territorial'nye gruppy severnyh mansi: sovremennaya situaciya [The territorial groups of the Northern Mansi: the current state]. Congressus Nonus Internationalis Fenno-Ugristarum. P. III: Summaria Acrosium in Sectionibus et Suposiis Factarum. Folcloristica. Ethnologia. Literatura. Archeologia. Anthropologia. Genetica [Congressus Nonus Internationalis Fenno-Ugristarum. P. III: Summaria Acrosium in Sectionibus et Suposiis Factarum. Folcloristica. Ethnologia. Literatura. Archeologia. Anthropologia. Genetica]. Tartu, 2000. р. 126. (In Russian)
51. Chernetsov V. N. Vogul'skie skazki: Sbornik fol'klora naroda mansi (vogulov) [Vogul tales: Collection of folklore of the Mansi people (Voguls)]. Leningrad: Goslitizdat Publ., 1935. 141 p. (In Russian)
52. Chernetsov V. N. Drevnyaya istoriya Nizhnego Priob'ya [Ancient history of the Lower Ob region]. Materialy i issledovaniyapo arheologii SSSR [Materials and researches on archeology of the USSR]. Moscow: Izd-vo AN SSSR Publ., 1953. no. 35. pp. 7-71. (In Russian)
53. Chernetsov V. N. Naskal'nye izobrazheniya Urala [Rock paintings of the Urals]. Moscow, 1970. 63 p. (In Russian)
54. Chernetsov V. N. Ocherk ehtnogeneza obskih ugrov [Essay on the ethnogenesis of the Ob Ugrians]. Kratkie soobshcheniya Instituta istorii material'noj kul 'tury [Brief reports of the Institute of the History of Material Culture], 1940, iss. 9, pp. 18-28. (In Russian)
55. Chernetsov V. N. Fratrial'noe ustrojstvo obsko-yugorskogo obshchestva [The phratrial structure of the Ob-Ugric society]. Sovetskaya ehtnografiya [Soviet ethnography], 1939, no. 2, pp. 20-41. (In Russian)
56. Chernetsov V. N. Etnokul 'turnye arealy v lesnoj i subarkticheskojzonah Evrazii v ehpohu neolita [Ethnocultural areals in the forest and subarctic zones of Eurasia in the Neolithic Age]. Problemy arheologii Urala i Sibiri. Sbornik statej, posvyashchyonnyj pamyati V. N. Chernetsova [Problems of archeology of the Urals and Siberia. Collection of articles dedicated to the memory of V. N. Chernetsov]. Moscow: Nauka Publ., 1973. pp. 10-17. (In Russian)
57. Chindina L. A., Kitova L. Yu. V. N. Chernetsov: Put' v nauku i metodologo-metodicheskoe nasledie [V. N. Chernetsov: Path to science and methodological heritage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Tomsk State University. History], 2016, no. 4(42), pp. 5-11. (In Russian)
58. Steinitz Wolfgang Iz toponimiki Severnogo Priob'ya [From the toponymy of the Northern Ob region]. Geograficheskie nazvaniya. Voprosy geografii. №58 [Geographical names. Issues of geography. No. 58]. Moscow: Geografizdat Publ., 1962. pp. 109-111. (In Russian)
59. Boas F. General Anthropology. Boston, New York [etc.]: Heath and Company 1938. 741 p. (In English)
60. Kannisto A., Liimola M. Wogulsche Volksdichtuhg. Bd II. Kriegs- und heldensagen. Helsinki: [w/p], 1955. 831 s. (In German)
61. Munkacsi B. Vogul népkôltési gyûjtemény. Istenekhösi énekel. IIkötet. Budapest, 1892. 431 old. (In Hungarian)
62. Papai J. A. Reguly's Gedachtnis. Reguli A. Pàpayi J. Osztjàk népkoltési gyüjtemény. Budapest; Leipzig, 1905. (In German)
63. Steinitz W. Totemismus bei den Ostjaken und Wogulen. Ostjakologische Arbeiten. Budapest, 1980. Bd. IV. 468 s. (In German)
Field materials of the author
Field materials of the author 1 - Ekspediciya na Ahvtas ys, Beryozovskij r-n, Tyumenskaya obl.; iyun ' 2015 g. (Informanty: T. K. Sambindalov, 1952 g. r.; E. K. Sambindalova,1958 g. r.; A. A. Tasmanov, 1955 g. r.) [Expedition to Ахвтас ус, Beryozovsky District, Tyumen Oblast; June, 2015 (Informants: T. K. Sambindalov, 1952 year of birth; E. K. Sambindalova, 1958 year of birth; A. A. Tasmanov, 1955 year of birth)].
Field materials of the author 2 - Komandirovka d. Hulimsunt, Beryozovskij r-n, Tyumenskaya obl., iyul'-avgust 2018 g. (Informanty: G. K. Algadyeva, 1943 g. r.; A. K. Sambindalova, 1946 g. r.; E. K. Sambindalova, 1958 g. r.) [Academic mission to Khulimsunt settlement, Beryozovsky District, Tyumen Oblast, July-August, 2018 (Informants: G. K. Algadyeva, 1943 year of birth; A. K. Sambindalova, 1946 year of birth; E. K. Sambindalova, 1958 year of birth)].
Field materials of the author 3 - Komandirovka d. Shajtanka, Beryozovskij r-n, Tyumenskaya obl., mart, 2001 g. (Informant: V. V. Tasmanova, 1936 g. r.) [Academic mission to Shaytanka settlement, Beryozovsky District, Tyumen Oblast, March, 2001 (Informant: V. V. Tasmanova, 1936 year of birth)].
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:
Попова Светлана Алексеевна, ведущий научный сотрудник, БУ ХМАО - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 14А), кандидат исторических наук. Rusina-popova@jandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0675-2743
ABOUT THE AUTHOR:
Popova Svetlana Alexeevna, Leading Researcher, Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development (628011, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Mira st., 14A), Candidate of Historical Sciences. Rusina-popova@jandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0675-2743